Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Чувашская Республика

С. Ю.

Чувашия

в июне-июле 1995 года

1.    ПРЕЗИДЕНТ ПРОТИВ ГОССОВЕТА

Безусловно, самым громким событием двух последних месяцев стало разбирательство дела о законности выборов в Госсовет Чувашии в Конституционном Суде РФ. Длительная подспудная борьба президента Н.Федорова и коммунистического большинства Госсовета во главе с В.Шурчановым наконец-то выплеснулась наружу и трансформировалась в иск, направленный в Конституционный Суд.

Предыстория дела такова. Активность избирателей Чувашии в ходе выборов в Госсовет оказалась чрезвычайно низкой. И если где-то, в основном, в сельских округах, когда с первого раза, а когда со второго-третьего, депутаты все-таки были выбраны (а таких оказалось 33 из 47 по списку), то в остальных четырнадцати округах никакие повторные голосования результата не давали. Чтобы как-то выйти из положения, Госсовет изменил Закон о выборах, сняв основное ограничение — 25% барьер явки избирателей, который должен был преодолеть кандидат в депутаты во втором туре. В итоге в ходе состоявшихся в декабре 1994 года выборов четырнадцать вакантных мест в Госсовете были заполнены, хотя на избирательные участки пришло еще меньше народу, чем прежде.

Надо сказать, что декабрьские выборы имели свои особенности. Из-за непропорциональной «нарезки» избирательных округов определенное преимущество получили сельские жители, которые к тому же традиционно более активны на выборах. Четырнадцать округов, в которых предстояло провести довыборы, были расположены в крупных городах Чувашии — Чебоксарах, Новочебоксарске, Шумерле и проживающие в их границах граждане составляют почти половину всех избирателей республики. Кроме того, в ходе этих выборов наибольшую организованность и активность проявили коммунисты, которые выдвинули своих представителей почти в каждом округе. В результате депутатами Госсовета стали предводитель чебоксарских коммунистов Игорь Моляков, активный член КПРФ Александр Соловкин, «сочувствующий» Владимир Имедеров и другие сторонники коммунистов.

Надо отдать должное Н.Федорову: он отклонил проект нового закона о выборах сразу же, как только получил его из Госсовета. Однако депутаты тогда единогласно преодолели вето президента, и тот был вынужден подписать этот закон.

Избранные в декабре депутаты оказались самыми активными во всем депутатском корпусе. Более того, во главе с И.Моляковым в Госсовете образовалась своеобразная коммунистическая фракция, впрочем, никак официально не оформленная, регулярно осуществлявшая антипрезидентские акции, будь-то «бомбардировка» Н.Федорова депутатскими запросами или внесение на одной из сессий комплекса поправок к действующей Конституции Чувашии, делающих фигуру президента чисто декоративной.

Любопытная деталь: на сессии Госсовета, преодолевшей вето президента на новый закон о выборах, В.Шурчанов заметил, что президент, если останется недовольным этим решением депутатов, сможет обжаловать его в Конституционном Суде. Н.Федоров так и сделал.

Трудно сказать, почему дело рассматривалось в Конституционном Суде лишь спустя семь месяцев после того, как избранные по измененному закону депутаты заняли свои места в зале заседаний Госсовета. То ли просто для сбора необходимых документов потребовалось время, то ли в самом Конституционном суде бумаги долго дожидались своей очереди. Может быть, момент специально был выбран президентской стороной. Во всяком случае момент этот оказался на редкость удачным — коммунисты только-только собрались с силами, организовались, выработали свою тактику, добились первых успехов, а тут вдруг обвал. Причем обвал фундаментальный — теперь президент вправе поставить под сомнение практически любое решение Госсовета, принятое в последние семь месяцев, ведь за него голосовали незаконно избранные депутаты. А как хорошо все начиналось — был принят закон о порядке принятия новой Конституции республики, причем президент был практически отстранен от этого процесса. Оставалось только внести в проект Основного Закона соответствующие изменения и образование советской республики в отдельно взятой Чувашии было бы не за горами. Увы, планам этим пока не суждено осуществиться...

То, что в Конституционном суде России будет рассматриваться иск президента ЧР, для Госсовета было, скорее всего, неожиданностью. Во всяком случае на предшествующих сессиях не говорилось о такой возможности. 20 июня в аппарат Госсовета поступило письмо от заместителя Председателя КС РФ Т.Морщаковой, в котором извещалось, что первая палата КС 30 июня рассмотрела обращение Н.Федорова о проверке соответствия Конституции РФ части второй статьи 42 Закона ЧР. О выборах депутатов Государственного совета Чувашской республики» с изменениями и дополнениями, внесенными законами ЧР от 20 января и 26 августа 1994 года. В Обращении президента ЧР в КС говорилось, что в результате основных и повторных выборов 13 марта и 26 мая, проходивших в соответствии с Законом ЧР о выборах Государственного совета республики, в Госсовет было избрано 33 депутата, а выборы остальных 14 депутатов состоялись после внесения в Закон дополнений. Поэтому Н.Федоров считает, что часть вторая ст.42 обновленного Закона о выборах противоречит статье первой Конституции России и просит Конституционный суд подтвердить ее неконституционность.

На заседании КС 30 июня В.Шурчанов попросил отложить рассмотрение дела. По версии пресс-центра Госсовета это ходатайство мотивировалось тем, что 4-5 июля на очередной сессии Госсовета предполагалось обсудить вопрос об изменениях и дополнениях в названный закон о выборах депутатов. По версии президентского окружения, В.Шурчанов попросил отложить рассмотрение дела конкретно для того, чтобы на сессии «исправить ошибки». Так или иначе, но на этой сессии об «исправлении ошибок» речь не шла. Наоборот, решено было направить в Конституционный суд России от имени Госсовета запрос о конституционности указа Н.Федорова, по которому в 1994 году был распущен Верховный Совет республики. Вечером 5 июля сессия была прервана на несколько дней, так как В.Шурчанов уезжал на заседание Конституционного суда.

Как известно, Конституционный суд признал не соответствующим Конституции избрание депутатов Госсовета ЧР по двум разным законам. Одновременно в постановлении КС оговаривалось, что сами по себе оба закона о выборах конституционны, то есть можно или сохранить действующий состав Госсовета из 33 избранных по старому закону депутатов и объявить новые выборы в 14 округах по этому же закону, или распустить Госсовет и провести выборы всех 47 депутатов по новому закону.

Этим постановлением была, собственно, определена судьба четырнадцати избранных в декабре 1994 года депутатов — их мандаты автоматически становились недействительными. Тем не менее после возвращения В.Шурчанова из Москвы эти депутаты принимали участие в работе второй части сессии Госсовета и голосовали по вопросам повестки дня, что дает президенту лишний повод поставить под сомнение правомочность принятых в ее ходе документов. Руководство Госсовета сделало все возможное для того, чтобы оттянуть процедуру лишения полномочий 14 депутатов, предложив Госсовету до сентября разъехаться на каникулы. Но президентская сторона и часть депутатов, выражающих в Госсовете ее интересы, осталась недовольна таким развитием событий. Руководствуясь, очевидно, принципом «куй железо, пока горячо», они настояли на созыве 21 июля внеочередной сессии Госсовета с одним вопросом в повестке дня: «О прекращении полномочий депутатов Госсовета ЧР в соответствии с постановлениями КС РФ и Центризбиркома ЧР». На утреннем заседании внеочередной сессии выяснилось, что планы у президентской стороны гораздо более обширны. Пропрезидентская группа депутатов «Согласие» предложила внести в повестку дня вопрос о смещении Председателя Госсовета В.Шурчанова. Валентин Сергеевич, пользуясь своими полномочиями, тут же внес в повестку вопрос о своих заместителях, А.Кушкове и С.Мариновой, которые не относились к «коммунистической фракции» в Госсовете.

В дальнейшем стало известно, что вопрос о Председателе Госсовета группа «Согласие» поставила, заручившись поддержкой большинства депутатов. Тем не менее на закрытом от посторонних «собрании 33 депутатов», законность чьих мандатов не подвергалась сомнению, голосов для смещения В.Шурчанова не хватило. Выступивший от имени группы «Согласие» Н.Айнетдинов заявил, что в связи с тем, что Шурчанов дал обещание «не вести Госсовет к конфронтации» (очевидно, с Президентом), вопрос о председателе с повестки дня снимается. Взявший слово В.Шурчанов добавил, что раз так, то отпадает надобность и в третьем вопросе, о заместителях председателя и сессия, таким образом, на этом заканчивает свою работу.

Подводя итоги, надо сказать, что в результате всей этой истории исполнительная власть получила колоссальное преимущество— коммунисты в Госсовете деморализованы, работа парламента как независимого органа власти практически парализована, так как для принятия конституционных вопросов необходимо, чтобы все 33 депутата присутствовали на заседании и голосовали единогласно. С другой стороны, программа-максимум исполнительной власти не выполнена — В.Шурчанов продолжает возглавлять Госсовет и, без всяких сомнений, не станет сговорчивей.

Для коммунистов последние события стали лишним стимулом к усилению работы по подготовке отстранения Н.Федорова от власти. Они активизировали сбор подписей под требованием провести референдум о необходимости поста президента в республике. Скорее всего этот референдум состоится в декабре одновременно с думскими выборами, так как на начало августа собрано уже около 15 000 подписей (необходимо 25 000). Исход этого референдума сегодня предсказать трудно, никаких опросов населения на эту тему пока не проводилось.

Еще один удар по самолюбию коммунистов был нанесен 22 июня, когда Кабинет Министров ЧР своим постановлением№167 переименовал центральную площадь Чебоксар — площадь Ленина — в площадь Республики. Сделано это было в дни празднования 75-летия образования Чувашской автономии и 1100-летия Волжской Булгарии, что считается датой основания чувашской государственности. Кроме писем протеста в адрес Кабинета Министров и пикетов пожилых коммунистов перед началом сессии Госсовета, никакой реакции на это событие не было.

2.    ВТОРОЙ ФОРУМ ЧНК

21 июня состоялся приуроченный и празднованию 75-летия образования Чувашской автономии и 1100-летию Волжской Булгарии второй форум Чувашского национального конгресса.

Президент ЧНК Атнер Хузангай выступил с докладом «За свою независимость нужно бороться». Несмотря на «жесткость» заголовка, радикальных высказываний доклад не содержал. Текущий момент подсказывает, по мнению Атнера Петровича, что необходимо переосмыслить задачи и место ЧНК на республиканском и общероссийском уровне надо действовать несколько иначе. Вопросы государственного устройства Чувашской республики и ее суверенитета тщательно обсуждались на первом форуме ЧНК, теперь настало время реальных шагов, реализации провозглашенных принципов.

Атнер Петрович самокритично оценил работу ЧНК, который проявил недостающую активность во время прошедших выборов. Национальная интеллигенция, по его мнению, не сумела выработать принципы национальной идеи и довести ее до народа в доступной форме.

«Чувашский вопрос» считает президент ЧНК, на федеральном уровне необходимо поставить твердо, надо иметь «своих» депутатов в Думе и Совете Федерации.

С докладом о задачах ЧНК по работе с диаспорой выступил вице-президент конгресса Виталий Стантял. Он отверг идею создания «Большого Чувашстана», так как сегодня на российском уровне все чаще звучат идеи губернизации, и по всей видимости, даже усеченную, в виде автономии, государственность придется отстаивать в нелегких условиях. Самым радикальным по установившейся уже традиции, стал другой недавно избранный вице-президент ЧНК Валери Тургай, призвавший любой ценой остановить процесс ассимиляции чувашской нации. Впрочем, путей решения этой проблемы он не предложил.

Президентом ЧНК вновь избран А.Хузангай, вице-президентами — В.Стантял и Л.Кураков.