Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Ленинградская область

Татьяна ДРАБКИНА

Ленинградская область

в июне 1995 года

1.    ВЛАСТЬ

1.1.       Исполнительная власть

16 июня состоялось подписание Соглашения о социально-экономическом сотрудничестве СПб и Ленинградской области в 1995 — 1996 годах [1].

 

Губернатор Ленинградской области А.Беляков в интервью газете «Санкт-Петербургские ведомости» изложил свое видение сегодняшнего положения дел в стране и регионе. Он считает, что все наши проблемы будут решаться намного быстрее, когда страной на всех уровнях будут управлять профессионалы, а органы представительной и исполнительной власти научатся уважать друг друга. Дилетантизм и популизм отрицательно сказались и продолжают сказываться и на положении дел в Ленинградской области. Вместе с тем губернатор настроен оптимистически. Поводы для его оптимизма — это сложившееся крепкое правительство профессионалов, а также то, что многие хозяйственные руководители уже стали рыночниками. Не хватает только инвестиций и действенных программ поддержки сельского хозяйства. Впрочем, по мнению губернатора, дела уже пошли к лучшему. Об этом губернатор судит по тому, что сейчас в системе поступающих в бюджет налогов на первое место вышел налог на добавочную стоимость, что свидетельствует о росте производственной активности. (Однако, как мы сообщали в прошлом месяце [2], существует совсем другое объяснение роста доходов от НДС.) Губернатор считает, что определенных успехов область добилась в социальной сфере, переходя к адресной социальной защите. Как и прежде, область считает Петербург главным потребителем своей сельскохозяйственной продукции. Однако ее поставки искусственно сдерживаются криминальными картелями, в результате американские куриные окорочка загубили крупнейшие птицефабрики Ленинградской области. Поддержать отечественных производителей — не только экономический, но и патриотический долг государства.

 

Губернатор Ленинградской области А.Беляков провел серию встреч, посвященных развитию предпринимательства в области. По приглашению руководства СПб-отделения «Дрезднер банка» А.Беляков посетил резиденцию этого банка в СПб. Обсуждались вопросы сотрудничества банка с предприятиями мелкого и среднего бизнеса. Губернатор встретился также с представителями австрийской фирмы «Макулан» (строительство и эксплуатация крупных промышленных предприятий) и с управляющим шотландской компанией, занимающейся системами безопасности атомных станций.

 

Издано распоряжение губернатора Ленинградской области «Об утверждении временного порядка подготовки и доработки законопроектов, вносимых правительством Ленинградской области в Законодательное собрание Ленинградской области». Подробно прописана процедура и сроки подготовки законопроектов ответственными подразделениями правительства, их юридической экспертизы, подписания губернатором, внесения их в Законодательное собрание, доработки после первого чтения и т.п. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от уплаты налогов, об изменении финансовых обязательств Ленинградской области и другие проекты, предусматривающие расходы бюджета, представляются губернатору для направления в ЗС только при наличии положительного заключения правительства области. Принятый во втором чтении законопроект до проведения голосования по нему в целом направляется организационным отделом ЗС в юридический комитет при губернаторе для проверки на отсутствие внутренних юридических противоречий и правильности взаимосвязи статей. После такой экспертизы не позднее чем в пятидневный срок законопроект официально направляется в постоянную комиссию ЗС, ответственную за его разработку, и в комиссию по законодательству для внесения на рассмотрение ЗС и проведения голосования по нему в целом. Закон Ленинградской области, принятый ЗС в целом, направляется губернатору, который в течение 2 недель подписывает и обнародует его. До истечения этого срока губернатор вправе возвратить в ЗС принятый депутатами правовой акт с мотивированным заключением о причинах возврата, которое готовит по поручению губернатора инициатор подготовки законопроекта совместно с юридическим комитетом. Если при повторном рассмотрении в ЗС указанный законопроект принят в прежней редакции большинством не менее 2/3 от общего числа депутатов, губернатор подписывает и обнародует его в течение 3 дней либо опротестовывает в установленном порядке.

 

Постановлением губернатора на 23 июля 1995 года назначены местные референдумы на части территорий Выборгского и Всеволожского районов по вопросу о включении этих территорий в состав города Санкт-Петербург. В связи с отсутствием областного закона о местном референдуме установлено, что временные положения о местных референдумах утверждаются главами администраций Выборгского и Всеволожского районов применительно к Положению об областном референдуме по проекту Устава Ленинградской области 20 марта 1994 года. Итоги референдумов будут внесены на рассмотрение ЗС области для внесения соответствующих изменений в административно-территориальное устройство Ленинградской области и утверждения изменения ее границ.

 

Издано постановление правительства Ленинградской области «О предоставлении гражданам РФ, проживающим в Ленинградской области и нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных ссуд на строительство и приобретение жилья».

 

Губернатор А.Беляков посетил птицефабрику «Ломоносовская» — полностью обанкротившееся производство. Произошло это, как многие считают, в результате разрушительной деятельности ее директора В.Лихачева, который стал президентом (теперь уже бывшим) этого АОЗТ после «разгосударствления» фабрики. Есть основания полагать, что некие круги стремились купить разрушенное производство за бесценок. Возможно, это делалось не без участия Лихачева, а также руководства другого птицеводческого производства области — АООТ «Птицепром», через которое проходили все дотации областного правительства на птицеводство, не доходившие, однако, до фабрики «Ломоносовская». Именно стараниями председателя «Птицепрома» Ю.Трусова (широко известного своей критикой в адрес сельскохозяйственной политики Правительства РФ) удалось «протащить» кандидатуру Лихачева на собрании акционеров «Ломоносовской» в 1994 году вопреки мнению большого числа работников. Между тем некомпетентность правления АОЗТ «Ломоносовская» подчеркивалась многократно даже на уровне районной администрации. Когда же в феврале 1994 года акционеры все же свергли своего руководителя, новое правление столкнулось с прямыми угрозами и вымогательством установления контроля над производством со стороны криминальных структур. В итоге взявшийся было инвестировать возрождение фабрики Северный торговый банк от этой идеи отказался, а новоизбранный президент АОЗТ вынужден был сложить с себя полномочия [4].

На проведенном по инициативе губернатора совещании принято решение о том, что фабрика изменит свой статус — вместо АОЗТ станет АООТ, после чего на помощь придет государство в виде взятия ее в трастовое управление Областным фондом имущества с обеспечением контрольного пакета акций (51%).

 

Очередное выездное заседание правительства Ленинградской области состоялось 22-23 июня в Приозерском районе. Его результатом стали 3 постановления:

— «О порядке определения нормативной цены земли». Установлена базовая нормативная цена в размере 200-кратной ставки земельного налога. Для приватизированных государственных и муниципальных предприятий — в размере 10-кратной ставки. Минимальная ставка земельного налога — 700 рублей за гектар. Губернатор области отметил, что все земли будут продаваться только на аукционах.

— «О концепции государственной молодежной политики в Ленинградской области». В 4-м квартале 1995 года будет разработан проект программы развития физической культуры и спорта на 1996-1997 гг., а в 3-м квартале комитету по делам молодежи, физической культуре и спорту выделено из фонда непредвиденных расходов 150 млн. рублей на проведение спортивно-массовых мероприятий.

— «О деятельности администрации Волосовского района по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения». Принятие этого постановления вызвано тем, что в этом районе 11 800 человек проживают в зоне чернобыльского «следа». Районные администрации совместно с центром Государственного санитарно-эпидемиологического надзора Ленинградской области в двухмесячный срок должны разработать и представить на утверждение правительства комплексную программу неотложных мер по обеспечению профилактики инфекционных и других заболеваний.

На этом же заседании рассматривались и другие важные документы, но не были приняты из-за недостаточной проработки. Например, постановление об аренде рыбохозяйственных водоемов и Лесной кодекс Ленинградской области. Этот кодекс выносили на рассмотрение уже в четвертый раз, однако он не был согласован ни с финансовыми органами, ни с антимонопольным комитетом. Губернатор А.Беляков считает, что сыграло роль давление со стороны лесопромышленников, которые боятся конкуренции в случае появления более эффективно работающих структур. А.Беляков объявил замечание юридическому комитету за внесение в повестку дня неподготовленного вопроса и сам возглавил комиссию, которая в течение июля доработает проект. Не был принят и Градостроительный кодекс, также содержавший ряд недоработок и не учитывающий специфику Ленинградской области. По поводу этих недоразумений заметим, что, учитывая только что принятое постановление губернатора, детально определяющее порядок прохождения законопроектов, вносимых правительством области в Законодательное собрание (см. выше), непонятно, почему аналогичный акт не принят в отношении подготовки документов, вносимых на рассмотрение правительства области.

 

Председатель Госкомитета РФ по антимонопольной политике Л.Бочин, посетивший СПб [1], побывал и в Ленинградской области. Целью поездки было изучение вопроса о возможном объединении двух территориальных управлений антимонопольного комитета, контролирующих СПб и область. Он отметил, что деятельность этих органов в этом регионе уникальна — единый товарный рынок города и области контролируется двумя антимонопольными органами. Аналогичные структуры в Московском регионе недавно были объединены. Однако, ознакомившись с результатами работы двух управлений, Л.Бочин отказался от мысли об их объединении, по крайней мере в течение этого года. Оба управления работают намного лучше, чем в большинстве других регионов, и нет смысла разрушать налаженные структуры.

 

Совместным постановлением правительства и Законодательного собрания Ленинградской области от 14 июня утвержден состав избирательной комиссии Ленинградской области. Председатель — Е.В.Демидчик; заместитель председателя — Н.Д.Литвинов; секретарь — Н.С.Поспелова.

1.2.       Представительная власть

6 июня состоялось первое совместное рабочее совещание Законодательных собраний СПб и Ленинградской области [1].

 

13-14 июня состоялось 8-е заседание Законодательного собрания Ленинградской области. В повестке дня было рассмотрение 11 законопроектов. Из них три предусматривали предоставление различных льгот подразделениям Главного управления внутренних дел, расположенным на территории области: «Об отнесении подразделений ГУВД к непромышленной группе потребителей тепловой энергии»; «Об освобождении бюджетных подразделений ГУВД от арендной платы за пользование служебными помещениями любой формы собственности»; «Об освобождении подразделений ГУВД от уплаты налогов, зачисляемых в территориальный дорожный фонд». Предусмотренные в этих законопроектах освобождения от арендной платы и дорожного налога обойдутся бюджету в 72,2 и 75,155 миллионов рублей соответственно, поэтому обсуждение было долгим. В результате законопроект об отмене арендной платы был отложен, остальные приняты в первом чтении.

Приняты также законы «О льготном налогообложении предприятий, использующих труд лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы», «О закупках и поставках продовольствия для нужд Ленинградской области (в региональный фонд)», «О поддержке речных портов Ленинградской области», «Об избирательной комиссии Ленинградской области», «О дополнительных мерах государственной поддержки средств массовой информации, полиграфии и книгоиздания в Ленинградской области», «Об увеличении расходов в областном бюджете на 1995 год по отрасли «Здравоохранение» на 15 млрд. рублей на строительство радиологического центра».

Принят ряд постановлений о целевых налоговых льготах.

В третий раз рассматривался законопроект «О поддержке малого предпринимательства» и опять не был принят. Опять выступил против депутат В.Леонов (см [3]), который настаивал на конкретизации положений закона, чтобы не лоббировать интересы представителей «голой коммерции»: по мнению депутата, должен быть указан точный адрес, касающийся малого предпринимательства в сфере производства товаров. Поправка депутата В.Леонова не была принята, однако законопроект вновь отложен — депутаты сочли необходимым внести в него положение о создании контрольного совета из должностных лиц правительства, который обеспечил бы объективный подход к выбору предприятий малого бизнеса, нуждающихся в поддержке. Тем временем вступил в силу федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», сделавший возражения депутата Леонова неактуальными, — в этом законе к субъектам малого предпринимательства отнесены все коммерческие организации, действующие в РФ, в уставном капитале которых доля государства или общественных объединений не превышает 25%.

На 9-м заседании ЗС 29 июня рассмотрены 11 законопроектов, в их числе пакет законопроектов о системе органов государственной власти и местном самоуправлении. Заседание проходило на грани кворума. Был отклонен во втором чтении многострадальный закон «О поддержке малого предпринимательства». Пакет проектов о государственном устройстве Ленинградской области был принят в первом чтении. При этом наибольшие споры вызвал закон о местном самоуправлении. Аргументами противников были отсутствие в проекте ссылки на аналогичный федеральный закон, принятый Думой, но еще не утвержденный Советом Федерации, а также отсутствие необходимой финансовой базы для местного самоуправления. Против пакета законов голосовал депутат В.Леонов из Гатчины, который заявил, что в случае их принятия обратится в Конституционный суд. Депутаты отклонили законопроекты «О выборах депутатов ЗС Ленинградской области» и «О выборах губернатора».

2.    ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

2.1.       ЛДПР

Координатор Ленинградской областной организации ЛДПР Валерий Помещиков дал интервью газете «Вести». В.Помещиков недавно был владельцем лесоторговой фирмы. Теперь офис его фирмы в СПб занят под штаб-квартиру областной организации ЛДПР. Жириновского он характеризует как в высшей степени порядочного человека, а потенциальный электорат в РФ, по данным пресс-центра партии, составляет 40%. Ленинградская областная организация зарегистрирована 10 января 1995 года. Сейчас в ней около 1000 человек, из них около 100 активных, т.е. тех, кто регулярно посещает партийные мероприятия (проходящие, как правило, в Москве), отчитывается о деятельности районных организаций. Организация приступила к подготовке предвыборной кампании и рассчитывает на то, что ЛДПР станет правящей партией. Цель партии — построение правового демократического государства с многоукладной экономикой и многопартийной политической системой. Их кредо — стабильность. На региональном уровне организация считает необходимым поддерживать государственный сектор экономики Ленинградской области. Поскольку Ленинградская область пограничная, существует опасность внедрения иностранного финансового капитала. Поддержка отечественных товаропроизводителей — важнейшая задача партии и местной организации. Финансирование организации осуществляет Центр из средств партии, а также за счет спонсорской помощи от бизнесменов. Есть и членские взносы — 1% от месячного дохода. В региональной организации состоят в основном служащие. Возраст членов организации — от 15 до 70 лет.

В.Помещиков рассказал, что в марте этого года Гатчинская районная администрация отстранила от должности редактора газеты «Гатчинская правда» за то, что в газете был опубликованы материалы о деятельности ЛДПР размером в одну полосу. В материале содержалась хроника работы фракции ЛДПР в Госдуме, выступление Жириновского и отрывок из его книги «Последний вагон на север». Вскоре, по словам В.Помещикова, редактор был восстановлен в должности, но ему было запрещено печатать материалы о ЛДПР.

2.2.       Профсоюзы

Руководители автобусных предприятий Ленинградской области выступили с обращением ко всем жителям области, в котором выразили свое крайнее неудовлетворение транспортной политикой правительства области. В обращении говорится: «Мы призываем вас быть официальными посредниками в наших взаимоотношениях с правительством области и администрациями районов. Взятый правительством курс на децентрализацию управления пассажирскими перевозками грозит развалом». В свое время распоряжением мэра СПб А.Собчака территориальному производственному объединению «Ленпассажиравтотранс» был придан статус государственного предприятия, из его состава были выведены все автобусные парки Ленинградской области. Таким образом, городское правительство устранилось от решения транспортных проблем области. Предполагалось, что финансирование областных автобусных предприятий возьмут на себя администрации районов. Формально это так, однако деньги к транспортникам либо вообще не поступают, либо доходят в крайне малых количествах.

Источники

1. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург в июне 1995 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1995.— №6.

2. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург и Ленинградская область в мае 1995 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1995.— №5.

3. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург и Ленинградская область в марте 1995 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1995.— №3.

4. Федорова Т. Финал куриной мелодрамы // Вести. — 1995. — 27 июня.