Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Ленинградская область

Татьяна ДРАБКИНА

Ленинградская область

в мае 1995 года

1.    ВЛАСТЬ

1.1.       Исполнительная власть

На заседании правительства Ленинградской области в конце месяца рассматривался отчет об исполнении бюджета на 1-й квартал 1995 года. Из доклада министра финансов Ю.Мельникова следовало, что за прошедший квартал доходная часть бюджета области выросла по сравнению с планом на 24,8%, а расходная уменьшилась на 15%. Более того, с учетом взаимных расчетов с Министерством финансов РФ и выданных ссуд, доходы даже превысили расходы. На 8,4% выросла сумма налога на прибыль и на 26,3% — сумма подоходного налога.

Однако анализ структуры доходов и расходов показывает, что приведенные цифры вовсе не свидетельствуют о благополучии или выходе из кризиса. Например, превышение поступлений по налогу на добавленную стоимость (на 110%) произошло не в результате стараний местных властей и хозяйственников, а главным образом из-за того, что Министерство финансов РФ увеличило норматив отчисления НДС для Ленинградской области с 25 до 45%. Это дало около 1/3 всего прироста. Остальное объясняется уменьшением экспорта и, следовательно, снижением сумм возмещения НДС из бюджета по экспортируемым товарам.

Поступления от налога на прибыль выросли уже не столь значительно, как от НДС. При этом в 9 районах план по налогу на прибыль не выполнен. Так, в Ивангороде удалось собрать только 24,9%, во Всеволожском и Подпорожском районах — по 54%. Продолжалось снижение объемов производства: в среднем по области — до 96,6% к аналогичному периоду прошлого года. Останавливали свою работу 15 предприятий. Целый ряд районов не выполнил план и по подоходному налогу, что связано в большинстве случаев с остановкой производств и задержкой выплат зарплаты. Зафиксированное в отчете перевыполнение по подоходному налогу связано в значительной степени с возвратом задолженности по зарплате за 1994 год.

Анализ структуры расходов показал, что плановые показатели не достигнуты практически нигде, кроме расходов на управление. Такая «экономия» просто означает значительное недофинансирование большинства отраслей, особенно если учесть, что расходная часть бюджета по всем позициям была значительно ниже реальных потребностей. В итоге программа «Плодородие» профинансирована всего на 33%, поддержка фермерства — на 24,1%, программа «Сохранение генофонда» — на 18%. Социальная сфера профинансирована на 96,6%, однако в отдельных районах этот показатель значительно ниже: в Приозерском районе культура профинансирована на 36%, здравоохранение — на 62,3%. В Тихвине образование — на 76,2%, здравоохранение — на 82,7%. Это означает, что данные отрасли здесь на грани вымирания. На этом фоне впечатляюще выглядят такие цифры: в том же Приозерске перерасход по статье «на органы государственного управления» составляет 96,5%, в Волосовском районе — 140%. В сумме это составляет более 300 млн. рублей, или 1/40 часть квартальных затрат на зарплату в здравоохранении всей области. Израсходованы же эти деньги на такие нужды: в Приозерском районе — 64,8 млн. перерасхода по зарплате работников органов управления; в Волосовском районе — 81,7 млн. рублей на ремонт здания администрации.

В итоговом постановлении правительства записано: «Обратить внимание руководителей министерств, глав администраций районов и городов области на необходимость максимальной экономии бюджетных средств и обеспечения своевременного финансирования расходов, непосредственно связанных с показателем жизненного уровня отдельно взятого жителя Ленинградской области».

 

В правительстве Ленинградской области обсуждался проект закона «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ленинградской области». При обсуждении выяснилось, что принятие концепции формирования бюджета упирается в неразработанность законодательства о местном самоуправлении. Например, министерство экономического прогнозирования предполагает наличие системы районных бюджетов как самостоятельной части бюджетной системы области. Эту концепцию поддерживают главы местных администраций. Однако губернатор считает, что область должна строиться на базе волостей и городов, а районы — это продолжение системы государственного управления и самостоятельного бюджета иметь не должны. В итоге концепция полностью согласована не была. Она будет вынесена на обсуждение Законодательного собрания.

 

Губернатор Ленинградской области А.Беляков издал постановление «О первоочередных мероприятиях по созданию государственной системы «Выборы» в Ленинградской области». Управлению делами правительства предписано предоставить областной избирательной комиссии помещение в здании правительства на условиях безвозмездной аренды для установки программно-технического комплекса ГАС «Выборы». В штатное расписание отдела информатизации департамента делопроизводства и информатизации при губернаторе Ленинградской области вводится должность консультанта — системного администратора ГАС «Выборы». Аналогичные предписания даны главам администраций районов и городов области, в том числе о введении в штат работников аппарата администраций должности системного администратора ГАС «Выборы».

 

Подписано губернатором Ленинградской области и вступило в силу постановление правительства области от 21 апреля «О лицензировании риэлтерской деятельности» и Временное положение о риэлтерской деятельности, действующее до принятия соответствующего федерального закона.

 

Правительство Ленинградской области издало распоряжение от 15 мая «Об утверждении временных правил коммерческого и иного распространения печатной продукции эротического характера на территории Ленинградской области». Распространение такой продукции теперь допускается только в запечатанных прозрачных упаковках и только в отведенных для этого торговых помещениях, определяемых местными администрациями по согласованию с комитетом по средствам массовой информации и полиграфии Ленинградской области. Запрещается распространение эротической печатной продукции без указания выходных данных, тиража и цены или пометки «цена свободная». Разрешения торговым организациям на реализацию этой продукции выдаются местными администрациями. Запрещается торговля этими изданиями на территориях автобусных и железнодорожных вокзалов, в поездах. Не разрешается привлечение несовершеннолетних лиц к распространению эротической печатной продукции.

 

29 мая постановлением правительства Ленинградской области создан Ленинградский областной центр агропромышленного предпринимательства. Центр создается на базе областной выставки достижений агропромышленного комплекса. Центр представляет собой государственное унитарное предприятие в составе министерства сельского хозяйства Ленинградской области. Основные направления деятельности:

— создание и обеспечение деятельности экономически выгодного для товаропроизводителей и потребителей региона оптово-розничного рынка сельскохозяйственной продукции в целях круглогодичного снабжения Санкт-Петербурга и Ленинградской области продовольствием;

— демонстрационно-рекламная и информационная деятельность по внедрению перспективных направлений развития агропромышленного производства, передовых технологий и научных достижений в сельском хозяйстве Ленинградской области.

Областному КУГИ поручено выступить учредителем Центра, утвердить устав и оказать содействие в обеспечении Центра необходимым помещением.

Министерству сельского хозяйства предписано перечислить на счет КУГИ для внесения в уставный капитал Центра 50 млн. рублей за счет средств, предусмотренных в бюджете на 1995 год по статье «Программа структурной перестройки АПК».

 

Решением правительств Ленинградской области и Санкт-Петербурга в целях усиления защиты Ленинградской атомной электростанции ужесточен режим въезда в г. Сосновый Бор. Попасть туда теперь можно только по предъявлении спецпропуска или паспорта с пропиской в городе. Увеличивается численность внутренних войск на территории ЛАЭС, вводится пограничная зона на побережье Финского залива, создается морская служба для охраны морского побережья близ ЛАЭС.

 

В Ленинградской области прекратил свое существование один из населенных пунктов: правительство области приняло постановление от 15 мая «Об исключении из учетных данных населенных пунктов Ленинградской области кордона Долгое Болото Бокситогорского района». Постановление принято по представлению администрации Бокситогорского района в связи с выбытием всех жителей этого поселения.

1.2.       Представительная власть

На слушаниях в Законодательном собрании Ленинградской области 30 мая обсуждался пакет из 7 законопроектов, принятие которых должно, наконец, внести ясность в вопросы управления территориями и позволить построить систему местного самоуправления. Это законы «Об административно-территориальном устройстве», «О местном самоуправлении», «О системе органов государственной власти и управления», «О выборах органов и должностных лиц местного самоуправления», «О местном референдуме», «О порядке регистрации Уставов (Положений) о местном самоуправлении» и «О порядке осуществления права законодательной инициативы». Как ни странно, законы эти представлял заведующий сектором Министерства РФ по делам национальностей и региональной политике А.Широков. Он также сообщил, что к этим законам будут добавлены свыше 15 других, в том числе о полномочиях областного правительства, о выборах органов государственной власти и губернатора, о бюджетном устройстве и бюджетном процессе Ленинградской области и др. А.Широков также отметил, что пока будет сохранен принцип назначения глав администраций, так как в Москве считают, что главы администраций, победившие на выборах, неизменно начинают склоняться к «суверенизации». Некоторые наблюдатели обратили внимание на малозаметное расхождение одной из формулировок законопроекта «Об административно-территориальном устройстве» с текстом Устава Ленинградской области. В законопроекте сказано: «Местонахождением органов государственной власти и управления Ленинградской области является ее исторически сложившийся областной центр — город Санкт-Петербург». В Уставе же записано: «Ленинградская область имеет свой исторически сложившийся центр. Местонахождением органов власти и управления Ленинградской области является город Санкт-Петербург». Таким образом, из текста Устава не очевидно, что СПб — это и есть исторически сложившийся центр Ленинградской области. При составлении Устава этот пункт первоначально был сформулирован четко: «СПб — центр Ленинградской области». Однако этот пункт вызвал противодействие в «верхах», после чего и появилась приведенная выше формулировка без упоминания, где чей центр.

Опубликован вступивший в силу с 1 мая закон «О введении в Ленинградской области целевого сбора на воспроизводство, охрану и защиту лесов», который в срочном порядке был внесен правительством в областное ЗС 21 апреля [1]. Впрочем, подписан губернатором он был только 29 мая, а опубликован 6 июня. Ставка сбора определена в размере 4% от стоимости древесины собственной заготовки: реализованной, переработанной лесопользователем, а также потребленной им на собственные нужды. Платежи производятся за счет прибыли, остающейся у лесопользователей после уплаты налога на прибыль. Плательщиками являются предприятия и организации всех организационно-правовых форм (включая предприятия с иностранными инвестициями), предприниматели без образования юридического лица и граждане. Целевой сбор не взимается с предприятий и организаций от стоимости древесины, полученной при осуществлении мер ухода за лесом, лесоустройства и других лесохозяйственных мероприятий, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований, а также с населения при заготовке древесины для строительства жилых домов. Целевой сбор полностью вносится во внебюджетный экологический фонд Ленинградской области и является источником финансирования лесного хозяйства.

Опубликован закон Ленинградской области «О порядке предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства». Комментируя этот закон, депутат ЗС Ленинградской области, президент Союза фермеров С.Модестов, отметил своевременность его принятия, так как до этого под фермерские хозяйства зачастую выделялись участки, которые больше никому не нужны, — «неудобья». Закон более четко определяет рамки прав местных администраций при выделении земли. Установлены четкие сроки вынесения решения. Оговорено, что участки должны быть удобны для ведения сельскохозяйственного производства. Закреплена возможность приобретать земли площадью более 30 и менее 5 гектаров, правда, только после экспертизы технико-экономического обоснования (ТЭО) в министерстве сельского хозяйства Ленинградской области. В то же время закон содержит определенные гарантии серьезного отношения к земле со стороны будущих фермеров. Так, требование разработки ТЭО за свой счет должно заставить ответственно отнестись к проекту. Запрещена продажа и использование земли для других целей в течение 5 лет. Закреплено право на изъятие участка, если он не используется по целевому назначению. Однако преграда на пути недобросовестных людей, которую призван поставить этот пункт закона, довольно слабая, так как судебная процедура изъятия земли до сих пор не проработана. В определенной степени закон является компромиссом между интересами фермеров и местных властей, что, по-видимому, неизбежно в условиях отсутствия соответствующего федерального законодательства.

Опубликован и вступил в силу закон Ленинградской области «О благотворительной деятельности в Ленинградской области». Хотя стремление способствовать благотворительной деятельности можно только приветствовать, однако знакомство с содержанием закона заставляет усомниться в том, что он сможет сыграть существенную роль в достижении этой цели. Закон перечисляет чрезвычайно ограниченное количество направлений благотворительной деятельности, и в то же время одним из таких направлений называет содействие смягчению социальной напряженности, что практически неограниченно расширяет понятие благотворительной деятельности. Закон подтверждает, что на территории Ленинградской области действуют все льготы в отношении благотворительной деятельности, является очевидно излишним. Вместе с тем предоставляет исполнительной власти ничем не ограниченные возможности устанавливать дополнительные льготы.

1.3.       Суд

Ленинградский областной суд удовлетворил иск Партии «зеленых» СПб и Ленинградской области к правительству Ленинградской области о незаконности размещения садоводств на реке Гладышевка Выборгского района области. Решением суда отменено распоряжение губернатора области о выделении АООТ «ЛОМО» части лесных земель, которые предполагалось включить во вновь создающийся государственный заказник. Интересы садоводов также учли, оставив им земли за пределами будущего заказника.

2.    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

2.1.       Общественно-политические движения

В Ленинградской области зарегистрировано региональное отделение народного движения «Союз». На федеральном уровне «Союз» намерен участвовать в парламентских выборах в составе единого блока левых сил вместе с КПРФ и др. В программе движения — проведение как можно скорее съезда государственно-патриотического блока, главой которого, как ожидают, станет генерал Варенников.

2.2.       Профсоюзы

С 5 по 12 мая приостановили работу школы Ивангорода. За время, прошедшее с прошлой забастовки в январе [2], ситуация к лучшему не изменилась. Перед майскими праздниками выдали зарплату за март. С декабря не выплачивается компенсация на детей. Не проводилось повышение зарплаты в соответствии с постановлением Правительства РФ. Учтя январский опыт, забастовочный комитет на этот раз прошел все этапы коллективного спора. И реакция властей была более серьезной. Если в первый раз бастующих не почтил вниманием никто из членов правительства, то теперь в Ивангород приехали председатель правительства Ленинградской области Н.Смирнов и министр образования Н.Хухрина. На встрече с учителями они обещали, что до конца мая все требования будут выполнены. Забастовка была приостановлена до 1 сентября.

Региональный совет профсоюзов работников образования и науки обратился к губернатору Ленинградской области А.Белякову. В обращении перечислены все факты нарушения мэром Ивангорода В.Дмитриевым трудового законодательства РФ. Профсоюзы предложили губернатору рассмотреть вопрос о соответствии Дмитриева занимаемой должности. Если же проблемы не будут решаться и дальше, профсоюзы грозят прибегнуть к увольнению г-на Дмитриева по ст. 37 КЗоТ. Таких случаев в России пока не было.

3.    ЭКОНОМИКА, ДЕЛОВАЯ ЖИЗНЬ

В Луге началась реализация международного проекта»Нептун-Луга» по программе Европейского экономического сообщества. Проанализирована технологическая цепочка от производителя сельскохозяйственной продукции до потребителя. В связи с этим перестраивается деятельность сельских акционерных обществ и фермерских хозяйств. При районном управлении сельского хозяйства создан компьютерный центр, оснащены компьютерами сельские акционерные общества. Со временем функции районного управления сельского хозяйства должны быть в корне изменены — оно должно стать хозрасчетным консультативно-информационным центром.

Источники

1. Драбкина Т. Ленинградская область в апреле 1995 года. // Политический мониторинг.— М:, ИГПИ, 1995.— №4, ч.1.

2. Драбкина Т. Ленинградская область в январе 1995 года. // Политический мониторинг.— М:, ИГПИ, 1995.— №1, ч.1.