Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Краснодарский край

И. ЗИМИН

Краснодарский край

в мае 1995 года

1.    «ПАРТИЯ ВЛАСТИ» РВЕТСЯ К ВЛАСТИ:
К ВИЗИТУ В.С.ЧЕРНОМЫРДИНА В КРАСНОДАР

6 июня состоялся учредительный съезд Краснодарской краевой организации Всероссийского общественного движения «Наш дом — Россия». Таким образом, была создана региональная организация этого блока. На конференции присутствовал премьер-министр В.С.Черномырдин, министр по делам национальностей Н.Д.Егоров, премьер-министр Адыгеи Н.Г.Педан, а также руководство краевой организации движения — его председатель, глава администрации Краснодарского края Е.М.Харитонов, заместитель председателя — зам.главы администрации края В.Н.Салошенко, руководитель молодежной организации блока — председатель кубанского союза молодежи, заместитель главы администрации г.Краснодара В.А.Дьяченко.

Из более чем 300 делегатов конференции 147 были руководителями предприятий, 106 — работниками исполнительной власти и т.д.

Нужно отметить, что инициативная группа по созданию региональной организации движения объявила о своем создании еще месяц назад. С того времени была проделана большая работа — в средствах массовой информации опубликовано обращение, проведены многочисленные собрания, совещания, и к 6 июня в Краснодар прибыли уже не просто главы администраций городов и районов края, а делегации районных отделений движения во главе с главами администраций.

В своем выступлении Виктор Черномырдин заявил, что движение «Наш дом — Россия» создается всерьез и надолго, не исключил в дальнейшем преобразования его в партию. По словам премьера, основной костяк движения составляют работники властных структур, крупные производственники и т.д., ибо это — люди дела, сплотившиеся вокруг близких им целей и задач. Все — сугубо добровольно, возможность использования бюджетных средств на движение Виктор Степанович совершенно исключил.

Тем не менее даже неинформированного наблюдателя должен был насторожить тот факт, что заседание «Нашего дома» проводится в большом зале здания краевой администрации (а это стоит денег, и денег немалых), на обслуживании форума был задействован аппарат краевой исполнительной власти, оплачивались транспортные и другие расходы, сотни по горло занятых руководителей побросали свои районы, предприятия и организации и в едином порыве ни с того ни с сего пожелали сплотиться для «укрепления российского государства, борьбы с преступностью, укрепления дружбы и добрососедства».

Честно говоря, ни разу не приходилось видеть какого-нибудь председателя колхоза-АО, который бросит свои вечные хлопоты по закупке удобрений, выбиванию ГСМ или пересеву полей и уедет за сотню километров «бороться и укреплять».

Конечно, все это партийное строительство идет через действующие властные структуры по вертикали: рассылаются документы, в которых доводится до сведения, рекомендуется и предлагается... Регламентировано все вплоть до даты, не позднее которой необходимо создать местную организацию и формы отправки документов.

И еще одна деталь: за неделю до приезда премьера в администрации края состоялось совещание с редакторами газет. Характерна его повестка:

1. О поддержке средств массовой информации.

2. О взаимодействии администрации и Законодательного собрания.

3. О роли средств массовой информации в освещении движения «Наш дом — Россия».

 

При этом предлагалось разработать Закон о помощи изданиям, учредителями которых являются администрации (читай: которые «правильно» будут освещать «Наш дом»).

Виктор Черномырдин в очередной раз отверг возможность своего участия в выборах Президента и, отвечая на вопрос, сообщил, что перед созданием блока Черномырдин — Рыбкин они ничего специально не просчитывали — ни возможностей, ни перспектив, ни популярности тех или иных лидеров, одним словом, ничего. Все это, мягко говоря, представляется странным.

Итак, региональное отделение блока создано. Будут ли руководители также дисциплинированно голосовать, как выполняли соответствующие распоряжения, будут ли люди на выборах исполнены такого же энтузиазма, как наш премьер, и вообще — чей дом Россия — будущее покажет.

2.    5-я СЕССИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ КРАЯ

25 мая начала свою работу 5-я сессия краевого Законодательного собрания. Началась она, как всегда, своеобразно: в первый же день работы после обеда не обнаружилось кворума. Но это — детали.

Предварительно был опубликован ряд Законов — «О бюджете края», «О символах Краснодарского края», «О статусе депутата Законодательного собрания края». Последний намного обширнее первых двух вместе взятых, да это и неудивительно — в свое время депутаты уделили ему наиболее пристальное внимание. Естественно, нужды депутатов там не забыты. В нарушение всех конституционных норм, кубанский «слуга народа», например, не может быть задержан, допрошен и вообще каким бы то ни было образом привлечен к ответственности без решения на то краевого парламента. Губернатор наложил вето на данный документ, но законотворцам оно не стало помехой. Подавать в суд глава администрации края не решился, но заявил, что прокурор и органы правопорядка не руководствуются и не будут руководствоваться этой статьей Закона.

Между тем нельзя сказать, чтобы депутаты благоговели перед буквой Закона. Кроме вышесказанного, это видно хотя бы на том примере, что очень многие из них не представляли никаких финансовых документов о расходах во время ведения предвыборной кампании. Что касается того же самого в отношении партий и движений, выставлявших своих кандидатов на выборы, то они либо не имели счета в банке, либо имели, но никаких финансовых операций не проводили, либо просто не представили отчетов.

На сессии были отвергнуты практически все поправки (а их было 13) губернатора Евгения Харитонова и к другому, не менее дорогому депутатскому сердцу закону «О Законодательном собрании Краснодарского края». В отместку за это покушение со стороны исполнительной власти народные избранники закрепили за собой право выражать недоверие и смещать главу администрации края, хотя это все же прерогатива Президента.

Видимо, категории, в которых мыслят краевые законотворцы, давно уже вышли за рамки нашего региона. Так, ими было принято Обращение к коллегам из всех субъектов Российской Федерации, парламентариям России, Украины, Белоруссии, в котором Беловежские соглашения признаны «противоправными, иррациональными», содержится призыв к денонсации этих договоренностей.

В соответствии с вышеупомянутым Законом о кубанской символике, отныне на всех административных зданиях, да и не только на них, реют два флага — российский и кубанский. Принят также герб и гимн нашего края.

Комитетом Законодательного собрания по агропромышленной политике, землепользованию и земельной реформе разработан проект Закона «Об особом порядке землепользования в Краснодарском крае». В первом чтении он уже принят. Согласно данному документу, продажа и перепродажа земли на Кубани запрещена. Исключение составили дачные участки, личное подсобное хозяйство, земля, занятая под жилье и гаражи. Как и ожидалось, основной аргумент противников земельных спекуляций сводится к тому, что кубанская земля может попасть к «некубанцам», а если говорить прямо, как законодатели, то к «лицам кавказской национальности».

3.    ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

Финансовую систему Кубани продолжает лихорадить. Многие десятки тысяч вкладчиков активно требуют возвращения своих денег, не принимая во внимание ни экономическую, ни тем более юридическую, правовую сторону этой проблемы. Регулярно они собираются у стен краевой администрации и требуют, требуют, требуют... Лозунги становятся все радикальнее, напряжение растет.

Краевые власти достаточно много работают над вопросами возврата вкладов, но понятно, что в одночасье их не решить.

Недавно заместитель прокурора края Е.М.Басацкий подал исковые заявления о признании финансовой компании «НФС» и фирмы «Инсар» банкротами. Последняя, что небезынтересно, являлась одним из источников финансирования избирательной кампании ЛДПР на Кубани.

Судя по всему, в скором времени та же участь постигнет филиал компании «Русская недвижимость» в нашем крае. На наш взгляд, она вряд ли согласится выплатить в течение недели положенные вкладчикам 11 млрд. рублей, как того требует краевая прокуратура.

К сожалению, как оказалось, собственность будущих банкротов не столь велика, чтобы удовлетворить всех желающих. Это создаст проблему ее распределения между вкладчиками. Уже сейчас они объединяются, делятся и т.д., но пока еще есть «враг» в лице исполнительной власти, выступают достаточно сплоченно. Однако, если кость в виде всех денег, полученных от продажи имущества и пр. финансовых компаний будет брошена, тут недалеко и до локальных междоусобных столкновений. Но пока еще ситуация контролируется.

Однако на очереди еще более зловещие симптомы финансового неблагополучия: практически остановилось движение межбанковского кредита, банки просто не верят друг другу. На это имеются веские основания: если не все благополучно даже у ведущих банков региона (по словам заместителя начальника главного управления Центрального банка России по Краснодарскому краю Н.Рубайко, однако, их еще можно спасти), то что говорить обо всех остальных.

Работа с теми, кто еще на плаву, тоже ведется, и думается, что худшего все же удастся избежать.

4.    ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Все эти перипетии продолжаются на фоне непрекращающихся кадровых перемещений во властных структурах всех уровней. Меняются главы администраций городов и районов края, заместители и первые заместители губернатора, руководство ключевых департаментов и управлений и т.д.

Понятно, что процесс этот управляемый и направлен он на укрепление позиций нынешнего губернатора. Формирование команды происходит не сразу, как это было при замене на том же посту Василия Дьяконова Николаем Егоровым, ибо последний победил в результате жесткой, бескомпромиссной борьбы, имея при себе уже тогда костяк будущей региональной элиты.

Евгений Харитонов, с поста районного главы администрации пересев сразу в губернаторское кресло, не имел таких стартовых условий, да и выдвижение его стало возможно лишь благодаря бывшему главе администрации края. Тем не менее сначала постепенно, исподволь, а потом все больше и больше, по мере укрепления позиций нынешнего губернатора, на основные посты выдвигаются люди, многие из которых не имели отношения к команде Егорова. Они приходят из районов, вузов краевого центра и т.д. Создаются новые структуры, должности, при том, что некоторые ключевые посты остаются вакантными по многу месяцев.

Показателем полноты завершения «перестройки кабинета» является, на наш взгляд, фигура первого заместителя главы администрации края Виктора Гладского, которого в свое время Н.Д.Егоров вместе с В.С.Черномырдиным долго уговаривали занять губернаторское кресло. Если и он будет отстранен от занимаемой должности, а некоторые основания для такого прогноза имеются уже сегодня, значит, позиции Е.М.Харитонова значительно усилились, а его «команда» близка к своему окончательному оформлению.

5.    НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС

Конечно, Кубань живет не только и не столько коллизиями на различных этажах власти, сколько своими повседневными проблемами.

Например, ведется интенсивная работа по созданию регионального рынка нефтепродуктов. Для этого в Москву направлена просьба о передаче 50%-ного пакета акций нефтеперерабатывающих заводов края, вошедших в АК «Роснефть», принято предложение ряда нефтекомпаний «Сиданко», «ЛУКойл» и пр. о сотрудничестве с администрацией края, т.е. насыщение рынка края нефтепродуктами будет в определенной степени контролироваться краевой исполнительной властью. Кроме того, будет создано что-то вроде местной нефтекорпорации, включающей в себя весь цикл от нефтедобычи, транспортировки до продажи готового бензина и дизтоплива. Предусматривается возможность проведения тендеров на разработку месторождений нефти и газа на шельфе Азовского и Черного морей. Принимается и ряд других мер.

Нужно сказать, что контроль властей за деятельностью хозяйственных субъектов на рынке, да еще таком доходном, как нефтяной (например, строительство одного лишь мощного нефтеперегонного завода под г.Абинском оценено в общей сложности в 3,5 млрд. долларов), видимо, необходим: факты злоупотреблений здесь просто вопиющи. Так, к примеру, 3/4 мощности Туапсинского нефтеперерабатывающего завода арендовали две фирмы «Мото» и «Кемойл», которые спокойно гнали самые дешевые в крае нефтепродукты за рубеж,— только за один прошлый год почти 2 млн. тонн. В середине 95-го года, правда, в руководящем документе появилась лаконичная формулировка о признании деятельности этих фирм для края «экономически нецелесообразной».

Вообще, на наш взгляд, заметна тенденция к утверждению на ряде рынков (нефть газ и т.д.) нескольких мощных структур, которые все же контролируются или сотрудничают с государством. Помимо них существует множество различных посредников, фирм и фирмочек, некоторые из них готовы к длительной работе, некоторые пользуются случаем половить рыбку в мутной воде. Однако многим из них в ближайшем будущем, видимо, придется умереть.

Пристальное внимание администрации края к проблемам топливно-энергетического комплекса объясняется очень просто: с одной стороны это базовая отрасль экономики региона, а с другой — край тратит большие суммы на покупку энергоносителей и плюс к этому находится под постоянной угрозой прекращения подачи электроэнергии, ибо долг за нее Ставрополью все не уменьшается.

Для того чтобы предприятия все же оплачивали предъявляемые счета, администрация края перепробовала различные способы давления на них, но все они оказались малоэффективны. И вот новый ход: с 6 июня сего года началось полное отключение предприятий-должников за газ и электроэнергию. На наш взгляд, правда, этот шаг не прибавит популярности ни властям, ни тем более движению «Наш дом — Россия», которое они представляют.