Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Удмуртская Республика

Игорь ЕГОРОВ

Удмуртская Республика

в мае 1995 года

В мае завершила свою работу первая сессия Государственного совета Удмуртской Республики, сформировав республиканские органы власти. Очередная сессия планируется на август. Вторая сессия начнется с рассмотрения Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 1995-1997 годы. В мае же произошло несколько событий, отчасти характеризующих тенденции в развитии региона, которые будут определяться новым руководством.

1.    ПЕРВАЯ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ УДМУРТСКОГО ПРЕМЬЕРА

6 июня председатель Правительства Удмуртской Республики провел свою первую пресс-конференцию в этой должности. Павел Николаевич Вершинин рассказал о новых назначениях в своем кабинете. В основном они завершены. Открытым остается лишь вопрос, связанный с министром труда и госкомитетом по занятости, но последний орган — структура федеральная. По оценке Павла Вершинина, новое правительство представляет собой достаточно работоспособную команду. Средний возраст министров и председателей госкомитетов не превышает 47 лет.

В течение ближайшей недели руководители министерств и комитетов работают над структурой своих органов, разрабатывают положения о них, готовят кандидатуры заместителей. По словам Павла Николаевича, здесь ожидаются серьезные кадровые изменения. По его мнению, они совершенно необходимы в сложившейся обстановке. Произойдет и серьезное сокращение государственного аппарата. Павел Николаевич назвал цифру в 10%. Именно на такую величину сократится, очевидно, удмуртское чиновничество. Однако новый премьер полагает подходить к вопросу сокращения бюрократии дифференцированно. Где-то и в самом деле произойдет крупное сокращение, а где-то возможно и увеличение.

По мнению Павла Вершинина, система кадровой работы на сегодняшний день значительно разрушена. В былые времена вопросы резерва для руководителей различного ранга решались планомерно. Само понятие «резерв» предполагало подготовку специалистов для конкретной должности. Говоря о кадровой работе в правительстве республики, Павел Николаевич особое внимание уделил вопросу национальных кадров. По его мнению, 13%-ное представительство титульной нации в населении республики должно быть распространено и на состав руководства Удмуртии и прежде всего Правительства. Кроме того, есть смысл позаботиться о подготовке национальных кадров, в том числе и для руководящих должностей в республике.

Первостепенное значение в работе нового состава Правительства Удмуртской Республики будет иметь развитие производства. Именно с этой группой проблем вплотную связаны и многие социальные проблемы республики, в том числе и занятость. Павел Николаевич отметил, что Совет Министров Удмуртии в своем старом составе уделял недостаточно внимания предприятиям, выпускающим товары группы «Б», то есть товары народного потребления. Сегодняшняя структура правительства предполагает, что министерство промышленности возьмет на себя труд решать проблемы не только крупных промышленных предприятий, но и энергетики, лесоперерабатывающей промышленности, производства товаров народного потребления, нефтепереработки... В решении проблем предприятий, подчеркнул Павел Николаевич, необходим индивидуальный подход к каждому из них. Сегодня каждое имеет свои особенности в форме собственности, каждое имеет свои интересы, которые порой расходятся с интересами общества. Так, сегодня уже есть масса представленных просьб и бизнес-планов, предполагающих выдачу крупных кредитов. Однако часть из них не вызывает доверия, поскольку выданные кредиты могут сразу же пойти на выплату долгов.

Кадровые изменения должны произойти и в руководстве промышленных предприятий. Павел Николаевич привел в связи с этим пример АО «Ижмаш». Кстати, по его мнению, программу возрождения этого гиганта необходимо всесторонне обсудить и желательно на выездном заседании коллегии Гособоронпрома. Будет решен вопрос по руководителю Воткинского машиностроительного завода. Как сообщил Павел Николаевич, кандидатура директора уже согласована. Министр промышленности и заместитель председателя правительства республики в момент проведения пресс-конференции как раз находились в Москве и решали в том числе и этот вопрос. Так что дело остается только за подписанием приказа.

С привлечением Госкомитета по имуществу и комиссии по банкротству будет проведен «разбор полетов» и на Валамазском стекольном заводе, долгое время пользующемся государственными кредитами, однако ничего серьезного для развития своего производства не предпринявшем.

В ближайшее время планируется проведение выездного заседания либо Правительства республики, либо его президиума в Можге, где будут рассмотрены вопросы по работе городской и районной администраций с местными предприятиями по выходу из экономического кризиса. «Я бы не хотел рассматривать это событие, — отметил Вершинин,— как игнорирование Закона о местном самоуправлении. Мы будем строго придерживаться этого закона». В доказательство своих слов Павел Николаевич сообщил, что с первого июля должен начаться процесс подписания Соглашения о разграничении полномочий между республиканской и местными властями.

Примерно 22 августа намечено начать работу Второй сессии Государственного совета. За два месяца до этой даты Правительство должно представить в законодательный орган республики План социально-экономического развития на 1995-1997 годы, Закон о государственной и, возможно, муниципальной службе, Программу приватизации, план социально-экономического развития и проект бюджета на следующий год. Так что лето для нового кабинета министров республик будет в самом деле жарким.

На вопрос корреспондента «Российской газеты» об отношении к избирательному объединению «Наш дом — Россия» председатель удмуртского Правительства Павел Вершинин ответил, что «их программа может удовлетворить любого честного человека». Однако поскольку, подчеркнул Павел Николаевич, сам он был избран на межфракционной основе, удмуртскому премьеру нет оснований входить в какой-либо политический блок.

2.    ВСТРЕЧА ФРАКЦИИ КОММУНИСТОВ С ИЗБИРАТЕЛЯМИ

Еще не завершила свою работу первая сессия Государственного совета, а его депутаты уже начали свои встречи с избирателями. И первыми в этом деле, как всегда, оказались коммунисты. 25 мая в здании филармонии фракция коммунистов собрала своих сторонников, с тем чтобы подвести первые итоги работы Госсовета, оценить результаты выборов, качество парламента и отчитаться о своих успехах.

Открыл встречу последний руководитель партийной организации КПСС Удмуртии и первый лидер местных коммунистов в парламентском варианте партии Николай Сапожников. Николай Иванович отметил высокий профессионализм нового удмуртского парламента, чем он серьезно отличается от канувшего в лету Верховного Совета, который, несмотря на большое представительство коммунистов (170 из 200), благополучно похоронил и социализм, и Советскую власть. По мнению второго секретаря рескома компартии Юрия Семенова, в Государственном совете меньше крикунов и, стало быть, будет меньше шума.

В Государственном совете фракция коммунистов насчитывает 19 членов двух партий блока левых сил. Этого недостаточно, отметил Сапожников, для того чтобы проводить какие-либо вопросы, но зато вполне достаточно, чтобы блокировать введение антинародных законов. Однако депутаты коммунисты, взяв курс на продвижение своих сторонников на ключевые посты парламента, преуспели в этом деле. В доказательство этого Николай Сапожников сообщил избирателям, что один из трех заместителей председателя Государственного совета, Красильников Алексей Геннадьевич, заведующий кафедрой Удмуртского государственного университета, — «наш товарищ по партии». Удовлетворены руководители местной организации КПРФ и выборами нового парламентского органа — Контрольной палаты. Возглавил ее также коммунист, Кузнецов Александр Владимирович, директор Воткинского отделения негосударственного пенсионного фонда «Время». В новой структуре коммунисты видели воссоздание системы партийно-государственного контроля, поэтому постарались сделать все, чтобы в состав Палаты вошло как можно больше их единомышленников. Среди них Николай Иванович Сапожников назвал Михаила Шишкина, заведующего кафедрой Ижевской сельскохозяйственной академии, возглавлявшего некогда Всеудмуртскую ассоциацию «Удмурт Кенеш», а затем страховую компанию «Финно-угрия»; Пономарева Владимира Алексеевича, проректора Ижевского государственного технического университета, чья программа, по словам Сапожникова близка к взглядам и чаяниям коммунистов. Назвал среди своих сторонников, вошедших в состав Палаты, Николай Иванович и Владимира Агашина, бывшего министра финансов, представителя близкого по духу коммунистам блока «Удмуртия». В этом списке, подытожил Сапожников, нет «ни одного рафинированного демократа».

Несколько иначе расценил ситуацию в Госсовете присутствовавший как залог единства Левых Сил представитель Российской коммунистической Рабочей партии Александр Григорьевич Бегунов, заместитель начальника цеха АО «Ижевский радиозавод». Александра Григорьевича не устраивает социальный состав нового парламента. По его мнению, парламент — это своеобразная «социальная примерочная», в которой представители различных социальных слоев примеряют на себе законы и иные нормативные акты. Поэтому-то Бегунова и беспокоит то обстоятельство, что в Госсовете нет ни одного рабочего. «19 директоров, — перечислял Александр Григорьевич, — 17 глав администраций, 10 членов правительства...» Бегунов никак не мог согласиться с тем утверждением удмуртских сторонников Зюганова, что чиновники и директора могут быть союзниками коммунистов.

Главной задачей своей политической борьбы коммунисты считают воссоздание в Удмуртии советских институтов. Многое в этом направлении, по словам Сапожникова уже сделано. Правительство Удмуртии в новом своем правовом статусе вполне подконтрольно парламенту, все руководство республики как в правительстве, так и в парламенте теперь будет обязано представлять декларацию о доходах. Правда, посетовал Николай Иванович, «мы бы хотели пойти дальше». Не прошло предложение коммунистов о проверке банковских счетов чиновников и их родственников. Ну да лиха беда начало.

Вторым важным пунктом своей парламентской деятельности коммунисты считают восстановление системы наказов избирателей. Необходима живая связь депутата со своим округом. И прошедшая встреча — первый шаг в этом направлении. Выступавшие из зала рядовые партийцы и сочувствующие избиратели в самом деле обращались с наказами — не допустить переименование Советской улицы в Ижевске обратно в Троицкую (вошло в резолюцию встречи), повесить над Госсоветом рядом с флагами Удмуртии и России флаг красный, как это сделал Александр Горошников в Дебесах. Выступали обманутые вкладчики и невостребованные интеллигенты...

Необходимо добиться заключения Соглашения Удмуртии и России. В этой работе, отметил второй секретарь удмуртского обкома компартии Юрий Семенов, скорее всего, будет мощное противодействие, и прежде всего Шахрая. Но здесь необходимо проявить гибкость и воспользоваться тем, что в этом году будет семидесятипятилетний юбилей удмуртской автономии.

Когда в стране кризис, считает Сапожников, надо национализировать банки. Так поступали и Ленин, и Рузвельт. Коммунисты за национализацию банков.

Интересную позицию по поводу буржуазной демократии высказал товарищ Бегунов, который высказался по поводу возникших споров по поводу приведения удмуртской Конституции в соответствие с реальностью, когда было разрешено избранному председателю Совета Министров Павлу Вершинину совмещать эту должность с депутатскими полномочиями. Это было сделано правильно, поскольку принцип разделения властей — это свойство буржуазной демократии, а следовательно, для нас он не актуален.

«Надо идти не назад к социализму, — высказался Михаил Шишкин, — а вперед к социализму... Если понимать под социализмом заботу о человеке».

3.    СИТУАЦИЯ В АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ «ИЖМАШ»

22 мая в акционерном обществе открытого типа «Ижмаш» произошли крупные изменения. Сменилось его руководство. Контекст произошедшего видится на сегодняшний день следующим образом. «Ижмаш» — крупнейшее предприятие Удмуртии и одно из крупнейших в России. Знаменито оно машинами, мотоциклами с маркой «Иж» и автоматами Калашникова. В последнее время это предприятие значительно снизило объемы своего производства. Стали нередки длительные остановки производств, выброс рабочих в вынужденные частично оплачиваемые отпуска и тому подобное. Меж тем правительство республики всегда рассчитывало, а в былые времена всегда получало от этого предприятия серьезные (до 40%) поступления в бюджет.

Расхождения по отношению к судьбе и перспективам развития предприятия видится в различных позициях по этому вопросу правительства Удмуртии (имеет порядка 15% акций) и Правительства России (25,5% акций. С другой стороны, особое мнение имеет АО «Удмуртнефть», не согласное с использованием нефтяных месторождений, согласно концепции удмуртского правительства и «Ижмаша») для привлечения иностранных инвестиций в реконструкцию автомобильного производства. Кстати, Валентин Кудинов стал лидером фракции в Государственном совете «За экономическое развитие», фактически являющуюся оппозицией новому председателю Государственного совета и его президиуму.

23 марта Владимир Алексеевич Умняшкин, технический директор АООТ «Ижмаш», долгие годы возглавлявший конструкторский центр автомотокомплекса, выступил в газете «Удмуртская правда» со статьей под заголовком «Путь к развалу. Приватизация по Чубайсу — Беляеву поставила на грань банкротства крупнейшее предприятие России — «Ижмаш»».

В статье он сообщал, что по ряду не зависящих от предприятия причин «Ижмаш» пришел к неплатежеспособному состоянию. К таковым причинам он относит: сокращение заказов Минобороны и МВД России, ограничение поставок продукции спецназначения на экспорт, отсутствие источников финансирования на конверсию, разрыв хозяйственно-экономических связей между бывшими союзными республиками, постоянный рост цен на энергоносители, материалы и комплектующие, снижение покупательной способности подавляющего большинства населения. Все это привело к тяжелому финансовому положению предприятия, подтолкнуло к использованию кабальных банковских кредитов. «Ижмаш» и в самом деле оказался крупным должником, однако и ему должны ни много ни мало 66 миллиардов рублей, а это еще без учета индексации.

В декабре прошлого года Федеральное управление по делам несостоятельности при Госкомимуществе Российской Федерации занималось проблемами «Ижмаша». Оно пришло к выводу, что «Ижмаш», «с учетом погашения государственной задолженности (66 миллиардов рублей) является платежеспособным предприятием», и выступило перед Правительство РФ с ходатайством о погашении государственного долга «в возможно короткие сроки». Нынче, действуя на основе президентского Указа, Госкомимущество начало одно за другим относить крупные промышленные предприятия к числу банкротов. Став председателем Госкомимущества вместо Чубайса С.Беляев, подписавший в должности начальника Федерального управления по делам о несостоятельности документ, согласно которому «Ижмаш» не относится к банкротам, «заговорил по-другому»: «Управлять так и не сумели — надо продавать». Далее он утверждает, что опыт доказывает неэффективность закрепления контрольных пакетов акций, а то и целых отраслей за государством. Оно так и не сумело этими пакетами осмысленно управлять. Поэтому эти пакеты надо пускать в продажу и найти им эффективного собственника. Это в полной мере относилось и к «Ижмашу», 34,5% акций которого, находящиеся в ведении Госкомимущества, предполагалось, волею того же Беляева, пустить с молотка. Цена на этот пакет была назначена, по словам Умняшкина, символическая — 1 138 826 тысяч рублей. Причем эти акции должны быть проданы единым пакетом.

«Возникает вопрос,— размышляет далее Умняшкин, — что произойдет с «Ижмашем», если контрольный пакет его акций попадет в частные руки? Вариантов может быть много — от закрытия производств с целью избавления от конкурентов до распродажи имущества по частям. Это ли не путь к полному развалу и краху, а затем, не исключено, и к социальному взрыву?»

В Постановлении Беляева от 09.02.95 он призывает в союзники Правительство Удмуртской Республики. Во всяком случае, Удмуртское территориальное управление этого управления, имея предписание «обеспечить контроль за внесением изменений в план приватизации», сообщает Умняшкин, уже начало зондировать почву на «Ижмаше».

«Мы имеем хорошие планы,— уверяет технический директор «Ижмаша», — по освоению конкурентоспособных изделий. Это и автомобиль с его модификациями (на сей счет есть соответствующее постановления СМ РФ), и новые виды продукции оружейников, мотоциклостроителей, станкостроителей. Под часть новинок уже найдены инвесторы, над привлечением дополнительных капиталовложений, в том числе и иностранных, мы начинаем работать.

В завершение материала автор высказывает следующую мысль: «Говоря конкретно, наши власти должны решительно потребовать от российских правителей передачи доли акций «Ижмаша» Удмуртской Республике. Иначе мы потеряем то, что с таким трудом создавалось не одним поколением».

16 мая в газете «Удмуртская правда» генеральный директор АООТ «Ижмаш», кандидат технических наук, член-корреспондент Российской академии технологических наук Олег Игнатьевич Собин, выступил с материалом ««Ижмаш» в ракурсе приватизации». Статья опубликована в преддверии второго тура собрания акционеров, где намечено решение крупнейших для АО кадровых перестановок, грозящих Собину отстранением от управления предприятием.

Собин начинает с того, что, безусловно, акции государственного пакета могут и должны быть проданы, но не единым пакетом, а по частям и только после структурной перестройки предприятия.

«Ижмаш» составляют семь заводов: механосборочный, автомобильный, мотоциклетный, инструментальный, станкостроительный, точной механики и точных металлургических заготовок. «Большинство из них рассчитано на супермассовое производство и только при крупном выпуске продукции может быть рентабельным. Иначе содержание таких заводов ведет к проеданию оборотных средств и дальнейшему спаду производства...»

«Для нас всегда были спасением наша многопрофильность. В разные периоды нас выручали то автомобильное, то мотоциклетное, то механосборочное производство. Сегодня... это преимущество положительно сказывается на увеличении экспорта мотоциклов, автомобилей, спецпродукции.»

Далее Собин приводит следующие цифры. Если в 1993 году поступление валютных средств от внешних поставок составило 13 миллионов долларов, то в 1994 году — более 26 миллионов долларов. Доля «Ижмаша» в общем объеме экспортной продукции Удмуртии, включая нефть, достигла 30%. В 1995 году заключены контракты на 71 миллион долларов. В 1994 году бюджет Удмуртии получил 13 миллиардов рублей пошлин, или 40% от общей суммы таможенных сборов республики.

Собин отмечает, что реконструкция предприятия, уже начавшаяся требует своего завершения. Необходимо реорганизовать управление, реструктурировать имеющуюся задолженность, заново наладить внутреннюю и внешнюю кооперацию, «существенно расширить объем работ «на сторону». Для этого, считает Собин, необходимо на базе существующих семи заводов создать семь дочерних АО со стопроцентным капиталом, состоящим из акций работников данных заводов и имущества «Ижмаша». При этом цехи и отделы, не входившие прежде в состав специализированных заводов, должны будут влиться в них. В довершение этой структуры должен быть создан финансово-промышленный холдинг с единым мощным капиталом, способный проводить политику диверсификации, то есть быстрой переориентировки, переналадки производства с учетом требований рынка.

Впоследствии дочерние АО будут выпускать свои акции, обменивать их на акции «Ижмаша», наконец, продавать. Но при этом, подчеркивает Собин, единый пакет, предусмотренный к продаже Управлением по банкротству, рассредоточится и наверняка не попадет в случайные руки. Олег Собин понимает, что при такой структуре производства, при возникновении внутренней кооперации произойдет увеличение налогового прессинга и как следствие удорожание продукции, однако именно с этим он намерен бороться.

Собин считает тем не менее, что главным направлением развития его предприятия может быть только создание такого холдинга, освоение новых конкурентоспособных изделий, создание совместных торгово-промышленных предприятий по производству и сбыту продукции АО в странах ближнего и дальнего зарубежья (Египет, Южная Африка, Турция, Иран, Панама, Кыргызстан и т.п.), создание соответствующей инфраструктуры в Удмуртской Республике; модернизация речного порта Сарапул и реконструкция Ижевского аэропорта для транспортировки изделий на внутренний и внешний рынки, развитие существующей строительной базы для собственных нужд или на коммерческой основе для нужд региона.

Основные источники финансирования данного проекта Олег Собин видит в инвестиционных средствах, образуемых от налоговых льгот на продажу автомобилей, амортизационные отчисления и прибыль предприятия, иностранные кредиты под залог нефти, добываемой в Удмуртии совместно с зарубежными инвесторами. Последний источник Собин рассматривает как наиболее емкий. Поскольку в связи с невыполнением постановления Правительства России «О мерах государственной поддержки легкового машиностроения на оборонных предприятиях» не произошло выделения предусмотренного этим документом кредита в 590 миллионов долларов США, на предприятии разработали схему финансирования постановки на производство автомобиля «ИЖ-2126» с привлечением зарубежных инвестиций. Предусмотрен конкурс на освоение залежей удмуртской нефти, обязательным условием которого является выделение кредита «Ижмашу» в 250 миллионов долларов для выпуска 180 тысяч автомобилей ИЖ-2126 «Орбита». Идея была поддержана Президентом и Правительства России. Кроме того, отмечает Собин, «Ижмаш» вошел в межгосударственные кредитные линии между Россией и Германией — «Гермес-92» и «Гермес-94» и, кроме того, совсем недавно в аналогичную линию с Японией.

Идут переговоры с американскими, канадскими банками и фондами, а также с корпорациями «Дженерал Моторс», «Пежо», «Рено», «Фольксваген» о создании сборочных производств этих компаний на «Ижмаше». «В последнее время достигнута договоренность с очень мощной финансовой группой о выделении миллиардного кредита на десять лет. Параллельно разрабатываются программы создания СП, а также финансово-промышленных групп с участием предприятий Перми, Владимира и Омска.

19 мая в той же «Удмуртской правде» публикуется Постановление №2 правительства Удмуртской Республики «О представителях государства в Совете Директоров Акционерного общества открытого типа «Ижмаш» от 2 мая 1995 года с официальным комментарием нового председателя Правительства Удмуртской Республики Павла Вершинина.

 

«В соответствии с Указом Президента от 10 июня 1994 года №1200 «О некоторых мерах по обеспечению государственного регулирования экономики», постановлением Российской Федерации от 11 октября 1994 года №1151 «О мерах по учету интересов субъектов Российской Федерации при управлении объектами федеральной собственности» и Гражданским Кодексом Российской Федерации, в целях осуществления полномочий по управлению объектами федеральной и государственной собственности Правительство Удмуртской Республики постановляет:

1. Назначить кандидатуры для избрания общим собранием акционеров в Совет директоров акционерного общества «Ижмаш» с учетом интересов Российской Федерации, Удмуртской Республики, администрации города Ижевска, смежников следующих полномочных представителей:

Стародуба Юрия Николаевича — заместителя председателя Государственного комитета Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности (по согласованию), г.Москва.

Балакина Виктора Васильевича — первого заместителя главы администрации — вице-мэра Ижевска (по согласованию)

Белоцерковского Юрия Ивановича — акционера АО «Ижмаш».

Дрождина Бориса Ивановича — генерального директора АО «Маяк», г.Киров.

Касихина Сергея Павловича — председателя Фонда Имущества Удмуртской Республики.

Сторожева Юрия Филипповича — директора АО «Лукойл-интер».

Чугуевского Василия Сергеевича — генерального директора государственного предприятия «Ижевский механический завод», г.Ижевск.

Шмелева Валентина Евгеньевича — директора инструментального производства АО «Ижмаш», акционера АО «Ижмаш».

Председатель Правительства Удмуртской Республики Павел Вершинин».

 

Комментарий

Чем вызвано появление этого постановления Правительства? Очевидно, что, прежде всего, озабоченностью по поводу серьезного положения, в котором оказалось ведущее предприятие республики, как мы еще недавно говорили, «флагмана промышленности».

Судите сами. Конверсия почти не задела «Ижмаш», ведь и в лучшие годы выпуск спецтехники (в основном знаменитых автоматов Калашникова) не превышал 10% от общих объемов производства. Тем не менее показатели падения объемов выпуска продукции почти катастрофические. Снижение производства товаров народного потребления в 4 раза! Вряд ли где в России зафиксированы столь печальные рекорды.

Что означает такое положение для работников самого «Ижмаша»? Производство постоянно лихорадит, участились длительные остановки конвейеров, люди в вынужденных отпусках, частично оплачиваемых, но в таких размерах, что не хватает даже на треть прожиточного минимума.

А ведь еще недавно на долю «Ижмаша» приходилось 40% отчислений в республиканский бюджет. Положение на нем во многом определяет и работу смежников ряда городов Урала.

Понятно, что разговор о ситуации на «Ижмаше» будет явно неполным, если не попытаться оценить работу акционерного общества во главе с генеральным директором О.И.Собиным. Нельзя сказать, что оно сложило руки и ждет то обещанных два года назад властями России валютных кредитов, то щедрых западных инвесторов. Поиск вроде бы ведется, и на днях О.И.Собин имел возможность поделиться своими мыслями на этот счет с читателями «Удмуртской правды».

Но, видимо, слишком много времени упущено, разговоров о перспективах было больше, чем конкретных дел. Как считают многие специалисты, в том числе и в органах государственной власти Удмуртской Республики, хорошо знающие ситуацию на «Ижмаше», уровень управления там не отвечает требованиям такого сложного времени, как нынешний переход к рынку. Медленно идут поиск и внедрение конкурентоспособной импортозамещающей продукции. Если говорить о тех же кредитах, как не вспомнить, что уже несколько лет, по сути, заморожено импортное технологическое оборудование на 200 миллионов долларов, предназначенное для модернизации «Ижмаша» и двух его смежников — пермского завода «Велта» и ижевского механического завода. Немало вопросов у самих работников акционерного общества по поводу организационно-правового устройства производств, входящих в акционерное общество. Да и ряд личных качеств генерального, по мнению тех, кто его знает, далеко не способствует атмосфере творческого поиска в коллективе и в отношениях со смежниками.

Словом, положение «Ижмаша» и на «Ижмаше» внушает серьезную тревогу руководства республики, и оно не раз делилось ею с федеральными органами, координирующими работу «оборонки» страны.

В этой связи вряд ли постановление было слишком уж неожиданным. Как и зафиксированные в нем предложения от имени государственных органов в адрес акционеров «Ижмаша» ввести на своем общем собрании в Совет директоров ряд крупных производственников, от заместителя председателя Гособоронпрома до генеральных директоров ряда предприятий-смежников. Будучи полномочными представителями государства, они по замыслу инициаторов документа, принятого правительством Удмуртии, способны решающим образом помочь в выборе стратегии и тактики «Ижмаша». Ведь перефразируя известный афоризм, можно сказать что все, что хорошо для «Ижмаша», было хорошо и для Удмуртии.

22 мая акционеры «Ижмаша» вновь соберутся и продолжат свое годовое собрание. Выбор остается в конечно счете за ними. Жаль, правда, что, по имеющимся сведениям, вовремя поступившее на «Ижмаш», это постановление правительства так и не было доведено до большинства акционеров. Остается лишь пожелать, чтобы решение принималось с учетом всех факторов, способных повлиять на дальнейшую судьбу предприятия, которое по праву стало своеобразной визитной карточкой Ижевска и Удмуртии.

 

22 мая прошел второй тур собрания акционеров АО «Ижмаш». Председательствовал на собрании заместитель главы удмуртского правительства Сергей Павлович Касихин, возглавлявший еще недавно Фонд Имущества Удмуртской Республики. Собрание продолжалось почти семь часов. Как заявил присутствовавший здесь заместитель председателя Гособоронпрома Юрий Стародуб, представляющий 25,5% акций российского государства, прошедший месяц с начала первого тура изменил ситуацию и расстановку сил. В подтверждение этого тезиса он огласил письмо Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве), которое предписывало, как голосовать на собрании акционеров представителю государства, коим и является Стародуб. Сообщив, что правительство УР вышло с новой кандидатурой на пост руководителя «Ижмаша» он зачитал три условия, при которых он будет за эту «согласованную» кандидатуру голосовать.

Условие первое предполагало внесение в Устав АО изменения, согласно которому одно лицо не может совмещать должности президента и председателя Совета директоров.

Второе касалось внесения в контракт с президентом положения об одностороннем и бесспорном расторжении контракта по решению Федерального управления по делам несостоятельности в том случае, если не будет исполняться утвержденный план финансового оздоровления предприятия.

И третье условие оговаривало право Федерального управления досрочно прекратить полномочия шести членов Совета директоров, что лишало дееспособности весь Совет. По высказыванию Юрия Стародуба можно было предположить, что инициированные правительством УР кадровые перемены в высшем руководстве «Ижмаша» возможны при условии сохранения приемлемого статуса старому генеральному Олегу Собину, «много лет отдавшему предприятию».

После долгих и нелицеприятных пререканий собрание перешло к выборам. В Совет директоров вошли: В.Агеев (коммерческий директор «Ижмаша»), С.Касихин (заместитель председателя правительства Удмуртской Республики), Г.Кириллов (заместитель генерального директора АО «Ижмаш»), Ю.Стародуб (заместитель председателя Гособоронпрома России), С.Сунцов (заместитель главного инженера автозавода), В.Тарасов (бывший генеральный директор АО «Ижмаш»), В.Умняшкин (технический директор АО «Ижмаш»), В.Шмелев (директор механосборочного завода). Также в совет директоров вошли набравшие больше всех голосов Олег Собин и Юрий Белоцерковский, главный инженер АО, претендент на пост президента АО.

В результате голосования по кандидатуре президента победил Юрий Белоцерковский, за которого проголосовало более 90% акций. Председателем Совета директоров стал Олег Собин, набравший более 50% голосов. Так был разрешен кадровый спор между федеральной и республиканской властью Удмуртии в АО «Ижмаш».