Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Удмуртская Республика

Игорь ЕГОРОВ *

Удмуртская Республика

в феврале-марте 1995 года

1.    НЕОБХОДИМОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ

Особенностью данного обзора общественно-политической жизни Удмуртской Республики необходимо отметить то обстоятельство, что его предметом может стать практически исключительно свершившиеся выборы Государственного совета. Это не значит, что в республике больше ничего не происходило. Просто-напросто больше ничего практически не проговаривалось ни в печати, ни в выступлениях официальных лиц. Открытые источники информации транслировали лишь предвыборные программы и информацию о достижениях и ошибках кандидатов. Практически все СМИ, к примеру были заняты предвыборными речами и рекламными материалами кандидатов в депутаты и их объединений. СМИ с понятным вниманием относились к подобного рода материалам, так как некоторые из них сулили доходы и связи для дальнейшего сотрудничества.

Главным итогом марта 1995 года необходимо, без всякого сомнения считать избрание Государственного совета.

2.    ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ

Среди особенностей нынешних выборов можно назвать следующие. Во-первых, феноменом политической жизни стало формирование женского фактора. Единым фронтом, объединившись в две организации, Союз Женщин и Конфедерацию деловых женщин, прекрасная половина Удмуртской Республики штурмует бастионы власти. Это можно, пожалуй, объяснить отчасти сложившейся политической конъюнктурой. Во первых рост популярности, особенно в связи с чеченскими событиями антивоенного движения солдатских матерей, ростом значимости проблем семьи, роста внимания политиков к социальным проблемам, которые в женских устах приобретают особое звучание. При всем при том, есть основания полагать, что женский фактор все же является не более чем политическим спектаклем, разыгрываемым, возможно и неосознанно, традиционными политическими направлениями.

Второй особенностью является устремление предпринимателей в Государственный совет. Как можно предположить, около 20% кандидатов в депутаты представляют коммерческие структуры, немалую часть из которых составляют директора, генеральные директора и президенты АО, ТОО и частных фирм.

Беглый анализ выступлений кандидатов и программ избирательных объединений позволяет выделить некоторые общие моменты для большинства кандидатов в депутаты.

Во-первых, сокращение налогов. Если так вопрос не ставится, все равно «реформа налоговой системы», без расшифровки в программе стоит.

Во-вторых, социальные гарантии пенсионерам, матерям и детям, инвалидам и прочим социально незащищенным категориям.

В-третьих, урегулирование отношений с Москвой. Здесь позиции несказанно расходятся, но есть и общие моменты. Они заключаются хотя бы в том, что в сегодняшнем положении в данной сфере никто не удовлетворен.

Есть еще и сюжет, который необходимо проговорить. Можно предположить, что если бы население Удмуртии выбирало президента, а не высказывалось по этому поводу в ходе опроса, вполне вероятно, что в республике было бы, надо полагать не более трех политических центров притяжения. Отмена выборов вызвала центробежные силы в политических объединениях.

Так, в принципе, сегодня можно говорить о двух полюсах политического спектра. Консервативное крыло — Объединение «Удмуртия», ЦПС, «Удмурт Кенеш» и КП РФ. Общим для них является тесная связь с органами исполнительной власти, благосклонное отношение к введению поста президента, усиление фискальной политики, с тем чтобы в большей степени обеспечить социальные гарантии.

Во вторую группу входят прежде всего сторонники парламентарной формы. Было, однако время, когда некоторые представители этого крыла и настаивали на президентской форме, и даже примеряли соответствующий мундир, однако ввиду осложнившейся политической обстановки, очевидно решили оттянуть время и продолжить обсуждение этого вопроса в Госсовете. Благо время для этого будет. Целый срок действия депутатских мандатов.

Анализируя состав кандидатов в депутаты, опять же бегло, можно прийти к выводу о существовании некоторого компромисса между теми, кто уже имел удовольствие иметь должности в органах государственной власти и управления. Правящая элита неплохо поработала для своего воспроизводства недопущения больших перемен в своем составе. Бывшие депутаты например в количестве 87 человек стали кандидатами в Государственный совет. А это почти половина всего депутатского корпуса Верховного Совета. По сообщению Центральной избирательной комиссии работников Совета Министров, министерств и госкомитетов Удмуртской Республики в составе кандидатов насчитывается 21 человек [1]. Представителей местных органов власти и администраций — 71 человек. Практически все главы районных администраций (порядка 30 человек) выдвинули свою кандидатуру. Пикантность ситуации заключается в том, что по закону о выборах в УР почти все они должны сложить с себя свои полномочия. Кроме того, они не смогут совмещать должность в исполнительной власти и в парламенте.

3.    ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА УДМУРТИИ В ПРЕДДВЕРИИ ВЫБОРОВ

3.1.       Избирательное объединение «Удмуртия»

20 сентября 1994 года принята платформа избирательного объединения «Удмуртия», созданного в августе и зарегистрированного в начале сентября. В это объединение вошли Федерация профсоюзов Удмуртской Республики, Союз женщин, Союз интеллигенции, республиканская организация ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, республиканские организации аграрной партии, России, КП РФ, РСДНП. Руководитель избирательной кампании объединения Геннадий Овчинников в газете «Удмуртская правда» от 27 сентября определил место блока в политическом спектре как лево-центристское, социал-демократическое. В принятой платформе объединения одним из основных стало требование принимать Конституцию Удмуртской Республики на референдуме, или по крайней мере Конституционным собранием при максимальном участии жителей республики в обсуждении. Кроме того по мнению руководителя объединения, нельзя увязывать выборы президента Удмуртской Республики и нового Верховного Совета с принятием Конституции. Отсутствие Конституции Удмуртской Республики не должно стать причиной оттягивания выборов, тем более что все законы необходимые для их проведения уже приняты, а Конституция России имеет в Удмуртии прямое действие. Да и вообще стоит ли так спешить с принятием Основного Закона республики и повторять российские ошибки. Мало ли огрехов в российской Конституции?... В последствие перед открытием 25 сессии заявление именно организаций, главным образом вошедших в блок, вместе с решение правительства республики по поводу проекта Конституции, поставят конституционный процесс в Удмуртии в тупик. В день открытия сессии, 18 октября «Известия Удмуртской Республики» опубликовали «Обращение большинства общественных движений и партий Удмуртии», в котором подписанты возражали «против спешки в принятии Конституции» (ПВС стремился принять конституцию еще этим составом ВС, а согласно уже принятым решениям выборы президента вообще были назначены на текущую осень). Предлагалось Верховному Совету объявить референдум по по Конституции и в феврале-марте, когда истекут полномочия депутатов провести выборы нового состава представительного органа и президента Удмуртской Республики. Данное обращение подписали председатели региональных отделений КП РФ, РСДНП, РКРП, ПРЕС, КДП(ПНС), а также Федерации Профсоюзов Удмуртской Республики, Союза женщин Удмуртской Республики, Союза предпринимателей, Союз интеллигенции, Удмуртской республиканской организации ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, Республиканского фонда «Мать и дитя», Республиканское общественное объединение «Долг», Союз рабочих крестьян специалистов и служащих Удмуртской Республики. Это лишь те организации, чьи подписи попали в газету. Настоящее их количество установить трудно. Речь шла о двенадцати, однако есть люди, утверждающие, что часть подписей сфальсифицировано. По крайней мере оригинала с полным списком подписантов никто не видел.

На момент выдвижения кандидатов блок включал в себя шесть организаций: ФНПР, Союз женщин, Союз интеллигенции, республиканская организация ветеранов, отделение Аграрной партии России и Социал-демократической народной партии. Поддержку блоку изъявили желание оказывать Аграрный Союз (лидер — В.М. Григорьев) и Удмуртское отделение Аграрной партии (В.М. Горынцев) На состоявшейся в начале февраля пресс-конференции руководители блока заявили, что «Удмуртия» возможно может превратиться в более прочное политическое объединение. По их заявлению, в случае победы на выборах, «Удмуртия» готова сформировать правительство во главе с Александром Волковым.

Штаб-квартира блока находится в здании рессовпрофа по адресу 426024, Ижевск улица Бородина, 21 комн. 308 тел. 75-13-97 В.М. Кочетов.

3.2.       Удмуртское республиканское объединение «Справедливость»

Учредительная конференция прошла 11 января 1995 года. Среди лидеров объединения Дмитрий Щигалев, председатель СТК «Ижстали», депутат ижевской городской Думы, Алексей Красных, депутат Государственной Думы России, Александр Лопатин, представитель Центра «Стратегия», Георгий Медведев, предприниматель, фирма «Фронтон», Александр Деньгин. Отделения организации созданы в 15 районах Удмуртии и в городах Воткинске Глазове и Сарапуле [1].

Алексей Красных заявил журналистам, что пока не может обнародовать свою программу действий. Он это сделает позднее. Однако обнародовал предвыборный лозунг: «Труд. Справедливость. Россия». «Только высококвалифицированный и высокооплачиваемый труд может явиться основой повышения уровня жизни народа Удмуртии. Кандидаты в депутаты Госсовета от «Справедливости» будут стоять на позициях защиты рабочего человека. Должно быть прекращено запугивание заводских работников увольнениями и обеспечена полная загрузка предприятий в две смены. При этом имеется в виду производство мирной продукции, товаров народного потребления». Обеспечение социальной справедливости А.Красных видит в том, чтобы за примерно одинаковую труд обеспечить примерно одинаковую заработную плату. Без уравниловки, но и без разницы в разы, что теперь бывает лишь от принадлежности к различным ведомствам. «Пора перестать провозглашать суверенитеты,- заявил Красных, — народу нужна единая и неделимая Россия» [2].

«Справедливость» ведет переговоры о сотрудничестве с Центром Поддержки Самоуправления и с другими политическими организациями кроме крайне левых и крайне правых.

Несмотря на продекларированное создание, объединение «Справедливость» не состоялось. Все кандидаты, предполагаемые выдвинуться от «Справедливости», выдвинулись как независимые. Объединение не было зарегистрировано в Центральной избирательной комиссии. Среди имеющихся отношений с федеральными структурами у «Справедливости», точнее у ее отдельных сторонников можно назвать ПРЕС, «ЯБЛОКО», Фонд «Стратегия», Либерально-демократический фонд.

Контактный телефон 76-43-22

3.3.       Российская коммунистическая рабочая партия

Блок, объединивший местное отделение РКРП и Союз рабочих, крестьян, специалистов и служащих.

3.4.       КП РФ

КП РФ идет отдельно и ни в какие блоки не входит. Однако до определенности с вопросом о президентстве, пока голосование по выборам президента Удмуртии еще было возможным, региональное отделение КП РФ входило в блок «Удмуртия» и вышло из него лишь для того, что иметь больше возможностей выдвинуть как можно большее количество кандидатов в депутаты. При всех разногласиях между КП РФ и РКРП обе организации входят в так называемый Блок Левых Сил, во главе которого стоит первый секретарь рескома КП РФ Николай Иванович Сапожников. Однако на выборах правые и левые коммунисты идут отдельно.

Штаб-квартира КП РФ находится по адресу Советская, 1 комната 208 тел. 78-46-03.

3.5.       Избирательное объединение «Удмурт кенеш»

Блок организаций Ассоциация ««Удмурт Кенеш», молодежная организация «Шунды» («Солнце») и Общество удмуртской культуры «Дэмен. «Удмурт Кенеш» поддерживает местный Чувашский общественный культурный центр. После снятия вопросов о языке, президенте Удмуртии (здесь надо помнить о том, что по поводу введения президентства проводится лишь опрос, а реализация его результатов доступна лишь Государственному совету, а для этого необходимо набрать достаточное количество мест в парламенте) и прочих специфических для национального движения вопросов, программа блока практически ничем не обнаруживала себя как националистическая. Многие наблюдатели отмечают, и не трудно было это заметить, что программные документы во многом напоминают программу блока «Удмуртия». Даже представитель блока «Удмурт Кенеш» Г.В.Романов отметил такую схожесть, как отметил и то, что «Удмурт Кенеш» поддерживает многих кандидатов «Удмуртии» и Центра Поддержки Самоуправления.

Такое положение связано,очевидно, как с тактическими соображениями, необходимость пройти в парламент в том числе и в «русских» округах и в городах, так и с тем, что произошедшее изменение в руководстве ассоциации «Удмурт Кенеш» в августе прошлого года, когда «радикальная» Роза Яшина была отстранена от своего поста, а 4 ноября 1994 года, на съезде удмуртов смещена вовсе и заменена более спокойным лидером Гришкиным, преподавателем медицинского института. Причиной смещения стало неосторожное выступление Розы Ивановны в ОННН.

Теперь главной задачей в сложившей правовой ситуации провести в Государственный совет как можно большее количество своих депутатов.

Штаб-квартира блока находится по адресу Ижевск площадь 50 лет Октября 15, в комнате 707. Телефон 75-53-29.

3.6.       Социально-экологический блок

Блок собрал местных «Зеленых». Ядром группы является Экологический Союз, представляющий сегодня в Удмуртии Социально-экологический Союз. Руководство блока и Экологического Союза (давний лидер его Сергей Геннадьевич Щукин, нынешний председатель постоянной комиссии Верховного Совета Удмуртской Республики по экологии и недропользованию) в свое время стали инициаторами первой в Ижевске и в Удмуртии «неформальной « общественной организации «Экологический союз Ижевска». Незадолго до начала избирательной кампании в руководстве движения, очевидно при проведении консультаций и подготовке к избирательной кампании, произошел раскол. От Союза отошли члены, отказавшиеся принимать участие в политических сражениях. Эту позицию в какой-то степени озвучил в статье в газете «Удмуртская правда» один из старых экологов Александр Торгушин. По его выражению задачей экологического движения сегодня должны стать не политические игрища, где пропадают самые активные и способные, уходя в профессиональную политику. По его убеждению «лучше работать лопатой» имея в виду проведение экологических субботников и нечто подобного. По крайней мере в этом случае совершается реальное действие [3].

Идеологической основой экологов можно назвать все что связано со словом «рациональное». Они за «рациональное» использование недр, за рациональное распределение доходов от использования природных ресурсов, имея прежде всего в виду интересы территории, природной среды, нежели производящего добычу или переработку. В этом плане здесь можно назвать достаточно последовательную позицию за получение гарантированных отчислений от разработки недр в бюджеты местных советов районов, где ведется добыча и республики в целом. Многие положения этой позиции закреплены законодательно. Во многом это заслуга Сергея Щукина. Таково достаточно расхожее мнение. Особое место в позициях блока занимают вопросы рационального строительства городских массивов. В течение последних двух лет ижевские экологи настойчиво воевали с не на месте построенными гаражными кооперативами. Их интересует рациональное использование площадей, используемых под городское строительство. Главным образом в блоке участвуют достаточно молодые люди в возрасте до 35 лет. Они и составляют главную силу движения, его руководство. Поэтому, очевидно не случайно что в предвыборных лозунгах организации появился и призыв голосовать за молодых, дабы молодые сменили старую правящую элиту и более зрелых людей в возрасте более сорока лет.

Социально-экологический блок на выборах Государственного совета Удмуртской Республики выдвинул 23 человека в более чем пятнадцати округах или в семи районах и трех городах республики.

Контактные телефоны в Ижевске 75-02-65, 78-70-89, 75-18-25.

3.7.       «Свобода, законность, согласие»

Блок, в который вошли Союз Предпринимателей Удмуртии, Союз ветеранов Афганистана, Удмуртское отделение «Демократической России», местное отделение ПЭС. К ним же примыкает и отделение «Демократического выбора России». Явно лидирует в блоке Союз Предпринимателей Удмуртии. Программа блока представляет из себя набор положений-лозунгов чисто популистского, я бы сказал беллетристического толка, анализировать которые нет возможности да и необходимости. Главная цель всех собравшихся здесь объединений и кандидатов — попасть в Государственный совет. Среди организаций, поддержавших блок числятся и Татарский общественный Центр и ассоциация больных сахарным диабетом. Вот такой политический спектр... Сам же президент Союза Предпринимателей значится в протоколе блока по выдвижению записан следующим образом: «Каюмов Габдула Зямильевич, 1952 г.р., президент Союза предпринимателей Удмуртии, зам.председателя общества инвалидов Первомайского района города Ижевска.

Штаб квартира блока находится по адресу Ижевск, площадь 50 лет Октября, 15 комната 201 тел. 69-66-61.

Штаб-квартира «Демократического Выбора России», регионального отделения находится по адресу Ижевск, Советская,1, комн.48, тел.78-27-66.

3.8.       «Новая региональная политика» (общественно-политическое движение «Регионы России»)

Эта организация непосредственно в избирательной кампании участия не принимает. Однако активность группы поддержки депутата Государственной Думы Васильева достаточно велика, как и самого Михаила Аркадьевича.

6 марта журналистами республиканских средств массовой информации встретился депутат Государственной Думы Российской Федерации, член фракции «Новая региональная политика» Михаил Аркадьевич Васильев. Используя перерыв в работе парламента, после посещения Хакассии, где он был в составе парламентской делегации в качестве наблюдателя на выборах в местные органы власти, Михаил Аркадьевич провел несколько встреч в Удмуртии. Здесь он посетил Малопургинский, Игринский и Воткинский районы. По словам депутата, проведенные встречи ясно показали необходимость серьезных перемен во властных структурах на федеральном уровне.

Рассказывая о последних заседаниях Государственной Думы, где рассматривались вопросы бюджета России, Васильев не мог не коснуться больного вопроса об определении размера минимальной заработной платы. Разъясняя позицию фракции «Новая региональная политика», Михаил Васильев сказал, что камнем преткновения при обсуждении стала зарплата и расходы на государственный аппарат. мало того, что в последнее время бюрократическая машина непомерно разрослась, но и отпущенные бюджетом средства на ее содержание самым «нахальным» образом перерасходуются. так по итогам исполнения бюджета в прошедшем году по данной статье было использовано 114% отпущенных денег. Поэтому, когда представители «регионалов» предложили 1,7 триллиона рублей, из средств, предлагаемых в проекте бюджета на содержание госаппарата направить на нужды науки — депутаты дружно проголосовали «за». В результате деньги пойдут на финансирование тридцати крупнейших вузов страны. По вопросу о минимальной заработной плате подход был подобным же. «Регионалы» предлагали установить эту величину в размере 54,1 тысячи рублей, но не распространять это решение на тарифную сетку государственных служащих, сделав упор на обеспечение пенсионеров. Однако вето, наложенное на думское решение президентом. депутаты преодолеть не смогли. По мнению Васильева, денег на исполнение этой статьи в президентском варианте все равно нет и очень вероятно, что уже в марте минимальная заработная плата будет определена в размере 34,4 тысячи рублей.

По оценке Михаила Васильева, лидеры политических партий активизировались перед грядущими федеральными выборами. Не составляет исключения и фракция «Новая региональная политика». Само собой разумеется, что поездки Михаила Аркадьевича по Удмуртии носят, кроме планового, еще и предвыборный характер. Еще 28 января состоялась учредительная конференция новой общественной организации — Всероссийского общественно-политического движения «Регионы России». Делегатами от Удмуртии должны были ехать Валентин Кудинов, генеральный директор АО «Удмуртнефть» (не поехал) и Михаил Васильев.

23 февраля это движение было зарегистрировано. Его руководителем стал председатель Союза нефтепромышленников Владимир Сергеевич Медведев. Серьезность политических намерений «регионалов» подтверждает уже тот факт, что Васильев назвал вероятную кандидатуру на пост президента России, которую будут поддерживать его соратники — Петр Романов из Красноярска. Васильев посоветовал собравшимся на встречу журналистам повнимательнее следить за этой фигурой. Главной задачей движения «Регионы России» Михаил Васильев назвал организацию местной жизни, или, как он выразился, «микрорайонной». Речь прежде всего идет о сельской местности.

Оценивая ход избирательной кампании в Удмуртии Михаил Васильев отметил высокую активность избирателей и большое количество кандидатов в депутаты.. Больной вопрос текущей избирательной кампании, как считает Васильев, вопрос о президентстве в Удмуртии. С одной стороны результаты опроса не имеют обязательной силы и их интерпретацией займется вновь избранный Государственный совет. Однако, как считает Васильев, наиболее последовательным и логичным решением этого вопроса было ы введение президентства. При всем при том, Васильев отметил мудрость сегодняшнего Верховного Совета, сохранившего на данном этапе коллегиальные формы руководства республики.

3.9.       Центр поддержки самоуправления

Выборы в местные органы власти в апреле 1994 года породили интересную тенденцию, при которой ТЕРРИТОРИЕЙ себя стали рассматривать и мелкие административные единицы республики — районы города, сельсоветы. Показательным в этом плане стала деятельность Центра поддержки самоуправления города Ижевска, созданного в принципе для поддержки Анатолия Салтыкова в его борьбе за мэрское кресло. Однако потенциал движения позволил сформулировать идеологические посылки для формирования самосознание местного самоуправления. Это позволило сделать Салтыкова и Центр привлекательной группой в нескольких районах республики. Показательным в этом плане может быть и и замысел создания в городе Ижевске Муниципальной Финансовой Системы, элементы которого вынашивались в Союзе российских городов. В апреле 1994 года, после избрания мэром Салтыков подписал постановление о создании Муниципальное финансовой компании, негосударственной коммерческой организации, в котором городская администрация участвует как учредитель.

Вообще идеологической основой Центра Поддержки Самоуправления стало управление малой территорией, на муниципальном уровне, имея основой своей деятельности собственность на природные ресурсы, землю и недвижимость. Центр на выборах 1995 года выдвинул 19 и поддержал 49 кандидатов. Основная масса — влиятельные фигуры, как в бизнесе так и в политике. Достаточно много в списке кандидатов, симпатичных ЦПС, глав местных администраций и местного самоуправления городов и районов республики. Однако не стоит делать вывод, что ЦПС представляет интересы всех представителей руководства на местах. По большому счету, можно сказать, что эта группировка выражает прежде всего интересы ижевской городской администрации и ее окружения. В части руководства местных администраций, как социальной базы, здесь можно наблюдать серьезные переплетения ЦПС с «Удмуртией».

На конференции по выдвижению кандидатов от Блока, ЦПС решил вступить во Всероссийское общественно-политическое движение «Российский Союз местного самоуправления. Лидер и идеолог ЦПС Евгений ГермановичОдиянков, главный врач Кардиологического диспансера республики, бывший депутат Верховного Совета России. Не менее видное место в движении занимает фигура мэра Ижевска Анатолия Ивановича Салтыкова и генерального директора АО «Гарант» Даниила Ефимовича Белоголовкина. Кстати среди поддерживаемых ЦПС кандидатов можно найти и нынешнего председателя Верховного Совета Удмуртской Республики Валентина Тубылова.

 

Кроме того, можно говорить и о группах чисто лоббистских. Можно привести некоторые примеры того, что коммерческие фирмы и промышленные предприятия формировали целые команды кандидатов с тем, чтобы кто-то из их участников прошел в парламент. В этом случае даже принадлежность или пользование услугами блоков и партий ни о чем не говорит. Эти группы так и останутся защитниками интересов сиюминутных, интересов определенного и очень узкого круга предпринимателей или какого-либо предприятия. Так, традиционно уже свою группу выставило ПО «Ижсталь». В своих предвыборных выступлениях как в прессе, так и во время встреч с избирателями, кандидаты выступают именно от имени своего предприятия. Коммерческая фирма «Ижавтопласт и Ко» имеет в списке шестерых своих кандидатов, АО «Продторг» — 4 и так далее.

Есть и единоличники, лелеявшие себя иллюзиями, что достаточно составить «оригинальную программу», отличную от существующих и продуктивно протранслировать ее на избирателей и успех гарантирован.

4.    ИТОГИ ВЫБОРОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ

Говоря о результатах избирательной кампании мы должны сделать некоторые примечания. Все дело в том, что выборы проходили по одномандатным округам и за каждого кандидата в отдельности. Стало быть ни о какой ответственности выбранных депутатов перед выдвинувших их блоками не может быть и речи. Хотя в отдельных случаях это может и иметь место. Блоки и объединения в большинстве случаев создавались лишь в качестве своеобразных «транспортных средств» для продвижения в парламент отдельных личностей. Поэтому говорить о том, что избирательная кампания завершилась право не стоит до тех пор пока депутаты не выберут своего председателя, сформируют правительство и не рассядутся по комиссиям, комитетам и фракциям. Именно этот расклад и будет свидетельствовать о чьей-либо победе либо о структуре парламента.

Формально сегодня СМИ Удмуртии говорят о победе блока «Удмуртия», получившего 20% депутатских мест. На втором месте — депутаты от КП РФ — 9%. Третье место поделили депутаты от РКРП и от Центра поддержки местного самоуправления — по 3%.

На самом же деле, как можно предполагать реальные результаты выборов проявятся лишь на первой сессии Государственного совета, которая состоится 18 апреля. Именно тогда парламент будет выбирать председателя. Подготовка к этому уже начата официально, но консультации велись по этому поводу, понятно, давно. Фигура председателя Государственного совета, согласно Конституции достаточно значима. Во-первых он — высшее должностное лицо в республике. Он предлагает парламенту кандидатуры на пост председателя Совета Министров и имеет полномочия поставить вопрос о выражении недоверия правительству. Именно с решения вопроса по этой кандидатуре и начнется «расклад сил в парламенте. И, естественно кандидатура председателя парламента сейчас решается в тесной связке с фигурами прежде всего главы кабинета и первых его министров, а также министра финансов и внутренних дел.

Победивший блок «Удмуртия», по уже общему мнению в республике создавался «под личность Александра Волкова, недавнего председателя Совета Министров республики. Для этого и была поставлена задача набрать как можно больше мест в Государственном совете. Было бы разумным, если бы председателем парламента стал прежний спикер, а главой кабинета — Александр Волков. Однако, как оценивают некоторые наблюдатели такого компромисса, очевидно не получится. Чтобы он произошел, необходима договоренность, что Валентин Тубылов, став председателем парламента предлагает в премьеры Александра Волкова. Такой уверенности нет ни у кого. Скорее всего на сегодняшний день Тубылов не склонен рассматривать фигуру Волкова в качестве своего премьер-министра. Кроме того статус премьера не устраивает и самого Александра Александровича в том виде в каком этот пост теперь определен Конституцией. Волков, как можно судить желал бы видеть себя президентом республики, либо хотя бы главой исполнительной власти с широкими полномочиями. Полномочия же сегодняшнего главы исполнительной власти достаточно сужены. Правительство находится под жестким контролем парламента и подотчетно ему в самой значительной степени. По некоторым данным, которые подтверждают выше описанные рассуждения, Волков сегодня намерен предлагать свою кандидатуру на пост председателя Государственного совета. Однако вызывает сомнения, что это ему удастся. Даже якобы победа его блока может не принести ему никаких плодов. Претендентов на пост председателя парламента предостаточно. Можно назвать несколько фамилий из тех, кто по своему политическому весу и влиянию МОЖЕТ БЫТЬ ПРЕДЛОЖЕН НА ЭТОТ ПОСТ. Однако процедура выбора достаточно сложна. Повторю, председатель Государственного совета будет сразу рассматриваться в связи с кандидатурой на пост председателя правительства, которого первый будет предлагать Совету. Итак сегодня можно назвать:

— Валентина Тубылова, бывшего председателя верховного Совета республики;

— Евгения Одиянкова Главного врача Кардиологического Центра, лидера Центра Поддержки Самоуправления;

— Валентина Кудинова, генерального Директора АО «Удмуртнефть»;

— Николая Сычева, генерального директора «Удмуртнефтепродукт», бывшего заместителя председателя Верховного Совета Удмуртской Республики;

— Александра Волкова, бывшего председателя совета Министров;

— Виталия Соловьева, бывшего первого заместителя председателя Совета Министров в опальном правительстве Николая Миронова, фактически разогнанного года два назад в связи с «нефтяными скандалами», связанными с продажей нефтяных квот на экспорт при посредничестве коммерческих структур;

— Павла Вершинина, бывшего исполняющего обязанности первого заместителя председателя Совета Министров в правительстве Волкова;

— Антонина Лисина, заместителя председателя Совета Министров;

— Анатолия Салтыкова, мэра Ижевска;

— Валентина Жебровского, генерального директора АО «Буммаш», бывшего депутата Верховного Совета республики и, пожалуй, признанного лидера группы промышленников.

 

Из этих же фамилий может возникнуть и фигура главы правительства, а также его ближайших заместителей.

Возможны еще имена, но называть их сегодня — это все равно что гадать на кофейной гуще. Результаты подготовки к сессии 18 апреля непредсказуемы.

5.    НЕКОТОРЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ О СОСТАВЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА

Это безусловно русский парламент Удмуртской Республики. Несмотря на то, что в его составе 16 представителей «титульной нации» активной национальной волны в его недрах не возникнет. Да и при голосовании было высказано избирателями неприятие к национальной проблеме удмуртов как одной из актуальных. Ни один из 47 кандидатов в депутаты от политической части удмуртского национального движения — блока «Удмурт Кенеш» не прошел. Все представители удмуртского народа, ставшие депутатами выдвигались либо от других блоков, либо как «независимые» кандидаты.

Избранный Государственный совет не будет иметь в своем составе демократической фракции. По крайней мере из «традиционных» представителей демократического движения в республике прошли лишь трое — председатель местной «Демократической России» Николай Нагорных, Александр Лопатин, близкий к «Выбору России», центру «Стратегия» и еще многим организациям и инженер-программист с «Ижмаша» Татьяна Манакова. В принципе к этой же группе можно отнести и Алексея Красных, депутата Государственной Думы, но с ним может быть всякое. Правда группа демократов может пополниться за счет прошедших предпринимателей и тогда группа может набрать от пяти до восьми человек. Но предприниматели могут и не захотеть объединяться с потерпевшими поражение бывшими политическими партнерами.

По крайней мере половина депутатов Государственного совета состоит из бывших депутатов Верховного Совета, работников Совета Министров и глав местного самоуправления. Вторая половина состоит из интеллигенции, директоров промышленных предприятий, банкиров и работников социальной сферы уровня директора школы или главного врача центральной районной больницы. В первые в истории Советов в Удмуртии в составе представительного органа нет ни одного рабочего. Даже от коммунистов. Итоги выборов подтверждают предположение, сделанное нами в прошлых мониторингах по республике. Сложившаяся политическая элита региона, стремившаяся всеми силами укрепиться на своих позициях — победила. Она воспроизвелась и с сегодняшнего дня, похоже будет строго следить за процессом своего формирования, пополнения и распределения власти внутри себя.

Общий настрой, как можно судить по предвыборным речам победителей, составу парламента и прочему «лево-центристский». Именно этот термин, как наиболее привлекательный для большинства поминается сегодня среди журналистов и парламентариев. Социальная и политическая демагогия обновленной элиты строится на приоритете защиты интересов товаропроизводителей, социально уязвленных слоев, ветеранов и пенсионеров, приоритете интересов территории (будь то Удмуртия или Ижевск).

А вообще, похоже, идеологические пристрастия здесь будут играть минимальную роль. «Идейные» демократы, как «идейные» коммунисты здесь будут восприниматься с известной долей иронии. Здесь в основном собрались прагматики, хозяйственники и чиновники. Группы будут скорее всего образовываться по принципу отношения либо к территории (район, город, куст) либо по отношению к производству или к отрасли (например нефтяники или работники оборонных предприятий. Возможно расхождение по отношению к местному самоуправлению или к государственной власти. Кстати в парламенте Удмуртии насчитывается 15 глав и заместителей глав местного самоуправления районов, городов и городских районов Ижевска, из них пять — представители столичных властей. Возможно расхождение во взглядах и соответственно объединение вокруг себе подобных по принципу «горожанин — селянин». Отдельную позицию должны занять депутаты от Ижевска. Об этом заявлялось лидерами ЦПС в ходе предвыборной агитации.

Если представить себе потенциальную структуру парламента, предположив возможные политические группы, то Государственный совет может выглядеть следующим образом. Промышленники — порядка 15-16 человек, Аграрии — 8 человек, Коммунисты — 12 человек, удмурты — 16 человек, женщины — 12, Сторонники местного самоуправления (если они объединятся и как-то себя назовут) — предположительно 15 человек. Можно ожидать появление фракции, скажем «Столица», представляющую интересы Ижевска.

 

Некоторые характеристики
состава Государственного совета Удмуртской Республики

 

Показатели

Выдвинуто

Избрано

Проценты

Всего депутатов

695

100

 

Женщин: всего

96

12

12,5

 до 30 лет

29

2

6,9

Пенсионного возраста: всего

33

4

12,12

 

Возрастной состав

возраст, лет

до 35

до 40

до 45

до 50

до 55

до 60

более

количество

2

12

31

31

11

7

6

 

Национальный состав

Показатели

Выдвинуто

Избрано

Проценты

Русские

444

76

17,12

Удмурты

167

16

9,58

Татары

45

5

11,11

Белоруссы

 

2

 

Корейцы

 

1

 

 

От избирательных объединений

Показатели

Выдвинуто

Избрано

Проценты

Центр поддержки местного самоуправления

11

3

27,27

«Удмуртия»

73

20

27,4

«Удмурт Кенеш»

47

0

 

«Свобода, Законность, Согласие»

44

2

4,55

КП РФ

45

9

20

РКРП

30

3

10

Социально-Экологический блок

19

0

 

Ассоциация ученых

4

0

 

Конфедерация деловых женщин

12

1

0,3

Союз ветеранов Афганистана

2

0

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Список депутатов Государственного совета Удмуртской Республики,
избранных 26 марта 1995 года

 

№1. Ижевск, Буммашевский избир. округ №1 Жебровский Валентин Витальевич, 1951, рус., высшее, генеральный директор АО «Буммаш»

№2. Ижевск, Чеховский избир. округ №2 Борзенков Александр Семенович, 1948 рус.высшее, начальник следственного управления — заместитель прокурора Удмуртской Республики

№3. Ижевск, Восточный избир. округ №3 Кокорин Михаил Константинович, 1946, рус., высшее, адвокат Удмуртской коллегии адвокатов

№4. Ижевск, Строительный избир. округ №4 Глухов Константин Андреевич, 1967, рус., высшее, директор юридического агентства «Ижюринформ»

№5. Ижевск, Тимирязевский избир. округ №5 Нагорных Николай Никитьевич, 1935, рус., среднее, спец. Председатель подкомиссии по законности, правам и обращениям граждан Верховного Совета Удмуртской Республики

№6. Ижевск, Халтуринский избир. округ №6 Бегунов Александр Григорьевич, 1948, рус., высшее, заместитель начальника цеха №226 АО «Ижевский радиозавод»

№7. Ижевск, Индустриальный избир. округ №7 Красных Алексей Иванович, 1943, рус., высшее, член комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы Российской Федерации

№8. Ижевск, Северный избир. округ №8 Рябчиков Вячеслав Михайлович, 1944, рус., высшее, начальник управления сталеплавильным производством ПО «Ижсталь»

№9. Ижевск, Холмогоровский избир. округ №9 Зыкунов Николай Иванович, 1951, рус., высшее, глава администрации Октябрьского района Ижевска

№10. Ижевск, Университетский избир. округ №10 Абрамов Иван Васильевич, 1942, рус., высшее, ректор Ижевского государственного технического университета

№11. Ижевск, Студенческий избир. округ №11 Пономарев Владимир Алексеевич, 1947, рус., высшее, проректор по научной работе Ижевского государственного технического университета

№12. Ижевск, Набережный избир. округ №12 Чикуров Сергей Витальевич, 1965, рус., высшее, президент АО «Финансово-строительная компания «Город»

№13. Ижевск, Центральный избир. округ №13 Сапожников Николай Иванович, 1949, рус., высшее, заведующий сектором Удмуртского института региональной экономики УрО РАН

№14. Ижевск, Административный избир. округ №14 Мальцева Евгения Леонидовна, 1950, рус., незаконченное высшее, инженер-конструктор АО Редуктор»

№15. Ижевск, Кировский избир. округ №15 Шишкин Михаил Иванович, 1941, удм., высшее, заведующий кафедрой экономики сельского хозяйства Ижевской сельскохозяйственной академии

№16. Ижевск, Майский избир. округ №16 Красильников Алексей Геннадьевич, 1954, удм., высшее, заведующий кафедрой Удмуртского государственного университета

№17. Ижевск, Республиканский избир. округ №17 Бобогло Сергей Михайлович, 1954, рус., высшее, председатель правления «Ижладабанка»

№18. Ижевск, Привокзальный избир. округ №18 Роговец Клементий Антонович, 1935 белорус высшее, начальник Ижевского отделения Горьковской железной дороги

№, 19. Ижевск, Московский избир. округ №, 19 Тарасенко Виктор Дмитриевич, 1933, рус., высшее, директор АО «Удмурткультопт»

№20. Ижевск, Александровский избир. округ №20 Салтыков Анатолий Иванович, 1947, рус., высшее, глава местного самоуправления — мэр Ижевска

№21. Ижевск, Новостроительный избир. округ №21 Андреева Светлана Ивановна, 1948, рус., высшее, заместитель главы администрации Ленинского района Ижевска

№22. Ижевск, Шоссейный избир. округ №22 Антонов Юрий Викторович, 1944, рус., высшее, начальник Ижевского факультета юридического института МВД Российской Федерации

№23. Ижевск, Чайковский избир. округ №23 Протозанов Сергей Владимирович, 1948, рус., высшее, глава администрации Ленинского района Ижевска

№24. Ижевск, Пушкинский избир. округ №24 Хорошавцев Виктор Геннадьевич, 1953, рус., высшее, директор Удмуртской республиканской внешнеторговой фирмы «Байкал»

№25. Ижевск, Авангардный избир. округ №25 Колесников Геннадий Алексеевич, 1952, рус., высшее, главный инженер ПО «Ижсталь»

№26. Ижевск, Рабочий избир. округ №26 Кузьменко Олег Леонидович, 1953, рус., высшее, главный конструктор ГП «Ижевский механический завод»

№27. Ижевск, Школьный избир. округ №27 Семенов Юрий Валерианович, 1950, рус., высшее, заведующий кафедрой Ижевской сельскохозяйственной академии

№28. Ижевск, Сосновый избир. округ №28 Одиянков Евгений Германович, 1952, рус., высшее, главный врач Республиканского кардиологического клинического диспансера

№29. Ижевск, Пролетарский избир. округ №29 Солуянов Андрей Владимирович, 1959, рус., среднее, генеральный директор АОЗТ ФСК «Град»

№30. Ижевск, Магистральный избир. округ №30 Кучерявенко Михаил Ильич, 1939, рус., высшее, директор Ижевских электрических сетей

№31. Ижевск, Родниковый избир. округ №31 Лопатин Александр Константинович, 1953, рус., высшее, руководитель Центра экономических исследований союза российских оружейников

№32. Ижевск, Ворошиловский избир. округ №32 Манакова Татьяна Андреевна, 1948, рус., высшее, инженер-программист 1 категории отдела №66 АО «Ижмаш»

№33. Ижевск, Автозаводский избир. округ №33 Чишковская Алла Ивановна, 1941, рус., высшее, председатель постоянной комиссии по вопросам труда и быта женщин, охране семьи, материнства и детства Верховного Совета Удмуртской Республики

№34. Ижевск Мирный избир. округ №34 Чо Игорь Александрович, 1953 кореец высшее, управляющий трестом «Удмуртнефтестрой» АООТ «Удмуртнефть»

№35. Ижевск, Дружный избир. округ №35 Тумаев Владимир Алексеевич, 1946, рус., высшее, генеральный директор АО «Спецгазавтотранс»

№36. Ижевск, Нефтяной избир. округ №36 Красноперов Геннадий Филиппович, 1948, рус., высшее, генеральный директор «АО «Ижмолоко»

№37. Ижевск, Трудовой избир. округ №37 Еременко Алла Васильевна, 1941, рус., высшее, министр народного образования Удмуртской Республики

№38. Ижевск, Школьный избир. округ №38 Сударикова Наталья Алексеевна, 1954, рус., высшее, директор школы №50 Ижевска

№39. Ижевск, Молодежный избир. округ №39 Останин Геннадий Михайлович, 1953, рус., высшее, глава администрации Устиновского района Ижевска

№40. Ижевск, Союзный избир. округ №40 Шайхутдинов Равиль Толгатович, 1955 тат. высшее, начальник Управления буровых работ АООТ «Удмуртнефть»

№41.Воткинск. Березовский избир. округ №41 Фридрих Валерий Леонидович, 1940, рус., высшее, глава местного самоуправления Воткинска

№42. Воткинск, Северный избир. округ №42 Кузнецов Александр Владимирович, 1953, рус., высшее, директор Воткинского отделения негосударственного пенсионного фонда «Время»

№43. Воткинск, Новый избир. округ №43 Кудинов Валентин Иванович, 1931, рус., высшее, генеральный директор АООТ «Удмуртнефть»

№44. Воткинск, Центральный избир. округ №44 Жернаков Владимир Иванович, 1949, рус., высшее, директор ТОО «Лето», Воткинск

№45. Воткинск, Привокзальный избир. округ №45 Горохов Александр Иллиодорович, 1955, рус., высшее, начальник лаборатории отдела главного метролога ГПО «Воткинский завод»

№46. Воткинск, Южный избир. округ №46 Мартюшев Михаил Иванович, 1950, рус., среднее спец., директор муниципального предприятия «Уют», Воткинск

№47. Воткинск, Чайковский избир. округ №47 Казанцев Игорь Григорьевич, 1945, рус., высшее, заместитель главы администрации Воткинска

№48. Глазов, Западный избир. округ №48 Волков Борис Михайлович, 1947, рус., высшее, директор птицефабрики «Удмуртская», Глазов

№49. Глазов, Молодежный избир. округ №49 Максимов Александр Михайлович, 1954, удм., незаконченное высшее, директор молодежного клуба «Родник», Глазов

№50. Глазов, Центральный избир. округ №50 Горяинов Александр Павлович, 1952, рус., высшее, глава администрации Глазова

№51. Глазов, Институтский избир. округ №51 Гейт Ангелина Михайловна, 1946, рус., высшее, председатель Глазовской городской Думы

№52. Глазов, Толстовский избир. округ №52 Ушаков Александр Александрович, 1960, рус., высшее, генеральный директор АО «Глазовский пищекомбинат»

№53. Глазов, Левобережный избир. округ №53 Волков Александр Александрович, 1951, рус., высшее, председатель Совета Министров Удмуртской Республики

№54. Глазов, Южный избир. округ №54 Веретенников Николай Данилович, 1948, рус., высшее, генеральный директор АО «Реммаш»

№55. Можга, Стеклозаводский избир. округ №55 Мохначев Владимир Александрович, 1947, рус., высшее, генеральный директор АООТ «Свет», Можга

№56. Можга, Короленковский избир. округ №56 Шаврин Илья Михайлович, 1933, рус., высшее, директор Можгинского педагогического училища

№57. Можга, Авторемзаводский избир. округ №57 Каримов Равиль Мухаметович, 1953 тат. высшее, председатель Национального банка Удмуртской Республики

№58. Сарапул, Нагорный избир. округ №58 Абросимов Геннадий Егорович, 1939, рус., высшее, генеральный директор Сарапульского ПО «Радиотехника»

№59. Сарапул, Парковый избир. округ №59 Верховцева Людмила Леонидовна, 1951, рус., высшее, директор академической гимназии №12 Сарапула

№60. Сарапул, Набережный избир. округ №60 Берг Роберт Эдмундович, 1948, рус., высшее, глава местного самоуправления Сарапула

№61. Сарапул, Вокзальный избир. округ №61 Юшков Николай Петрович, 1951, рус., высшее, директор АО «Дрожжепивзавод», Сарапул

№62. Сарапул, Электрозаводский избир. округ №62 Сторонкин Евгений Петрович, 1938, рус., высшее, генеральный директор АО «Сарапульский электрогенераторный завод»

№63. Сарапул, Элекондовский избир. округ №63 Батурин Геннадий Васильевич, 1944, рус., высшее, заместитель директора СПТУ-11, Сарапул

№64. Сарапул и Сарапульский район, Сарапульский избир. округ №64 Агашин Владимир Иванович, 1949, рус., высшее, министр финансов Удмуртской Республики

№65. Сарапульский район, Уральский избир. округ №65 Макаров Виктор Васильевич, 1948, рус., высшее, заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики

№66. Алнашский район, Алнашский избир. округ №66 Городилов Виталий Иванович, 1954, удм., высшее, глава местного самоуправления Алнашского района

№67. Балезинский район, Балезинский поселковый избир. округ №67 Чиркова Галина Ивановна, 1946, удм., высшее, главный врач Балезинской центральной районной больницы

№68. Балезинский район, Балезинский сельский избир. округ №68 Наговицын Александр Вячеславович, 1949, удм., высшее, начальник Балезинского производства Глазовского объединенного узла электросвязи

№69. Вавожский район, Вавожский избир. округ №69 Соловьев Виталий Александрович, 1933, рус., высшее, председатель Комитета по межрегиональным вопросам мэрии Ижевска

№70. Воткинский район, Воткинский избир. округ №70 Варламов Владимир Сергеевич, 1957, рус., высшее, глава местного самоуправления Воткинского района

№71. Глазовский район, Глазовский избир. округ №71 Чеченин Геннадий Павлович, 1938, рус., высшее, глава администрации Глазовского района

№72. Граховский район, Граховский избир. округ №72 Козлов Михаил Максимович, 1940 тат. высшее, директор Граховского центра занятости населения

№73. Дебесский район, Дебесский избир. округ №73 Горошников Александр Дмитриевич, 1958, рус., высшее, заведующий отделом по делам молодежи Дебесской районной администрации

№74. Завьяловский район, Завьяловский избир. округ №74 Гусев Владимир Васильевич, 1956, рус., высшее, глава местного самоуправления Завьяловского района

№75. Завьяловский район, Камский изб. округ №75 Гараев Ильсур Миниахметович, 1946 тат. высшее, директор совхоза «Восточный» Завьяловского района

№76. Завьяловский район, Лесной избир. округ №76 Зенин Владимир Николаевич, 1950, рус., высшее, директор птицефабрики «Вараксино» Завьяловского района

№77. Игринский район, Игринский первый поселковый избир. округ №77 Агафонцев Николай Яковлевич, 1936, рус., высшее, заместитель начальника Игринского НГДУ

№78. Игринский район, Игринский второй поселковый избир. округ №78 Михальков Анатолий Борисович, 1950 белорус высшее, генеральный директор-президент АО «Концерн Удмуртлес»

№79. Игринский район, Зуринский избир. округ №79 Широбокова Софья Эльфатовна, 1961, рус., высшее, главный экономист коллективного сельскохозяйственного предприятия «Чутырское» Игринского района

№80. Камбарский район, Камский избир. округ №80 Новокрещенов Владимир Васильевич, 1952, рус., высшее, первый заместитель председателя Государственного комитета Удмуртской Республики по молодежной политике

№81. Камбарский район, Камбарский избир. округ №81 Коняшин Владимир Яковлевич, 1940, рус., высшее, глава администрации Камбарского района

№82. Каракулинский район, Каракулинский избир. округ №82 Черницына Галия Габидулловна, 1957 тат. высшее, врач Каракулинской центральной районной больницы

№83. Кезский район, Кезский избир. округ №83 Ворончихин Николай Вениаминович, 1949, удм., высшее, главный врач Кезской центральной районной больницы

№84. Кезский район, Кулигинский избир. округ №84 Максимов Владимир Игоревич, 1958, удм., высшее, председатель сельскохозяйственного предприятия ТОО «Кулига» Кезского района

№85. Кизнерский район, Кизнерский северный изб. округ №85 Малков Аркадий Трофимович, 1952,удм.,высшее, председатель колхоза «Новый путь» Кизнерского р-на

№86. Кизнерский район, Кизнерский южный избир. округ №86 Лисина Антонина Михайловна, 1946, удм., высшее, заместитель председателя Совета Министров Удмуртской Республики

№87. Киясовский район, Киясовский избир. округ №87 Сычев Николай Семенович, 1947, рус., высшее, генеральный директор АО «Удмуртнефтепродукт»

№88. Красногорский район, Красногорский избир. округ №88 Матушкин Михаил Иванович, 1946, рус., высшее, глава местного самоуправления Красногорского района

№89. Малопургинский район, Яган-Докьинский избир. округ №89 Ешкеев Анатолий Николаевич, 1951, удм., высшее, председатель колхоза «Мир» Малопургинского района

№90. Малопургинский район, Уромский изб. округ №90 Тубылов Валентин Кузьмич, 1935, удм., высшее, председатель Верховного Совета Удмуртской Республики

№91. Можгинский район, Можгинский избир. округ №91 Чаузов Сергей Георгиевич, 1951, рус., высшее, директор совхоза «Пычасский» Можгинского района

№92. Можгинский район, Большеучинский избир. округ №92 Вершинин Павел Николаевич, 1949, удм., высшее, исполняющий обязанности первого заместителя председателя Совета Министров Удмуртской Республики

№93. Селтинский район, Селтинский избир. округ №93 Загайнов Валерий Федорович, 1945, рус., высшее, генеральный директор территориального производственного объединения ЖКХ Удмуртской Республики

№94. Сюмсинский район, Сюмсинский избир. округ №94 Козьмин Федор Геннадьевич, 1958, удм., высшее, министр здравоохранения Удмуртской Республики

№95. Увинский район, Увинский северный избир. округ №95 Юрьев Геннадий Серафимович, 1940, рус., высшее, председатель сельскохозяйственного товарищества «Свобода» Увинского района

№96. Увинский район, Увинский южный избир. округ №96 Чувашов Николай Федорович, 1947 рус., высшее председатель постоянной комиссии Верховного Совета Удмуртской Республики по сельскому хозяйству, перерабатывающей промышленности и социально-культурному развитию села

№97. Шарканский район, Шарканский избир. округ №97 Добряков Юрий Анатольевич, 1958, удм., высшее, директор подсобного хозяйства «Югдон» АООТ «Удмуртнефть»

№98. Юкаменский район, Юкаменский избир. округ №98 Пономарев Виктор Васильевич, 1951, удм., высшее, старший оперуполномоченный отдела по борьбе с экономической преступностью Юкаменского РОВД

№99. Якшур-Бодьинский район, Якшур-Бодьинский избир. округ №99 Комлев Валентин Васильевич, 1939, рус., высшее, главный агроном управления сельского хозяйства Якшур-Бодьинского района

№100. Ярский район, Ярский избир. округ №100 Касихин Сергей Павлович, 1950, рус., высшее, председатель Фонда имущества Удмуртской Республики.

Источники

1. Известия Удмуртской Республики» — 1995 — 7 марта.

2. Удмуртская правда — 1995 — 16 января.

3. Удмуртская правда — 1995 — 14 января.

4. Удмуртская правда — 1995 — 2 февраля.

 

 

 



* В работе использованы материалы Центризбиркома Удмуртской Республики.