Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Татарстан (Татарстан)

Ахмет ИВАНОВ

Татарстан

в марте 1995 года

1.    ИТОГИ ВЫБОРОВ

Политическую погоду начавшегося весеннего сезона целиком определяли выборы в представительные органы власти РТ — Государственный совет, городские и районные Советы новой модели. Речь идет не только об их численной компактности, но и о произошедшей de jure «десоветизации», ибо, согласно внесенным в Конституцию РТ изменениям, Советы более не являются «политической основой государства» и не представляют отныне единую вертикаль снизу до верху.

5 и 18 марта состоялись два тура выборов, результаты которых, несмотря на свою предсказуемость, превзошли даже самые решительные прогнозы. Правящая администрация президента Шаймиева одержала «чистую» (а не «по очкам») победу. Складывается такое впечатление, что практически во всех округах мандат получили те кандидаты, которых поддерживал аппарат исполнительной власти.

В выборах приняли участие около 60% избирателей 5 марта и около 45% избирателей 18 марта (при необходимом минимуме в 25%) 37% кандидатов были выдвинуты трудовыми коллективами, 26% — собраниями избирателей по месту жительства. Всеми партиями и общественными организациями были выдвинуты 37% кандидатов. Среди последних мандаты получили 10 депутатов. Депутатами Госсовета стали 51 из 61 глав администраций районов и городов.

 

Некоторые черты коллективного портрета Госсовета:

— 112 депутатов из предусмотренных 130 — руководители государственных органов, предприятий, хозяйств, учреждений здравоохранения;

— среди депутатов — 7 предпринимателей, 1 адвокат, 1 научный сотрудник, 2 рабочих (из бывших ИТР с высшим образованием);

— 1 депутат является пенсионером (бывший глава администрации города Елабуги);

— 1 депутат является членом Партии национальной независимости «Иттифак», 1 — представляет избирательный блок «Равноправие и законность», 4 — компартию Татарстана;

— по этническому «срезу» из 467 кандидатов в Госсовет 66% составили татары (в избранном депутатском корпусе — 74%), русские — 28% (24%), чуваши — 1,9% (0,8%), другие национальности — 2,8% (0,8%);

— среди кандидатов насчитывалось 92% мужчин, а среди депутатского корпуса их стало 96%;

— 63% депутатов находятся в возрасте от 40 до 50 лет.

 

Политические оценки итогов выборов со стороны властной элиты звучали в духе уверенного спокойствия, а со стороны аутсайдеров оставляли некоторое впечатление растерянности.

В стане оппонентов власти, похоже, таких результатов не ожидал никто.

В радиоинтервью Русской службе BBC Минтимер Шаймиев комментировал результаты выборов как свидетельство активности граждан по сравнению с другими регионами. «Я считаю, что через свое участие и поддержку кандидатов, выдвинутых по месту жительства и месту работы, отбросив крайности, население оказало доверие избранным депутатам и курсу президента республики».

30 марта на первой пленарной сессии Госсовета Шаймиев отметил, что «по своему составу он (ГС) не в полной мере отражает социальную и национальную структуру населения республики... На прошедших выборах народ ясно дал понять, что он поддерживает в политике взвешенность и межнациональное согласие. Это означает, что мы должны более внимательно подойти к запросам различных слоев, этнических групп, а также представителей различных религиозных конфессий».

Следует признать, что в ходе предвыборных дискуссий Минтимер Шаймиев предпринял весьма эффектный пропагандистский демарш, которому его оппоненты фактически ничего не смогли противопоставить. 14 марта в газете «Вечерняя Казань» опубликовала его реплику по поводу некоторых комментариев в связи с президентским выступлением по TV. В реплике цитируются материалы из другой газеты — «Казанского курьера», редактируемого депутатом Госдумы РФ и активным деятелем федералистско-демократической оппозиции В.Михайловым. В материалах этой газеты факт того, что обстановка в Татарстане выгодно отличается от чеченских событий, ставится в заслугу парламентских групп «Народовластие» и «Согласие». «Страшно представить, — пишет «Казанский курьер», — «наведение конституционного порядка» в своей родной республике, в родной Казани...». Далее в весьма комплиментарных тонах описывается, как оппозиция во главе с И.Грачевым и В.Михайловым объединила здравомыслящих парламентариев и поставила «заслон на пути в пропасть». В ответ на это М.Шаймиев вспоминает обращение этих депутатских групп к президенту Б.Ельцину с призывом «навести конституционной порядок» в Татарстане, которое было опубликованно в «Вечерней Казани» 28 сентября 1992 года. В том же обращении говорилось, что «игры в переговоры, которые идут полтора года, ни к чему хорошему не приведут»... Столь политически резких выступлений из уст М.Шаймиева не звучало уже давно. Впрочем, ради объективности необходимо помнить о принципиальнейшей разнице политических культур, социокультурных традиций и ментальностей, присущих жителям Татарстана и Чечни. Сопоставление этих «моделей» борьбы за суверенитет всегда будет выглядеть не до конца корректным. В Татарстане нет и не было ни такого количества теневых капиталов, ни традиционных способов этнической мобилизации, ни религиозного энтузиазма, словом, всего комплекса обстоятельств, которые способствовали бы развитию событий в направлении, хоть в чем-то подобном чеченскому.

Уже в силу этого всякие разговоры о чьей бы то ни было заслуге в предотвращении «чеченского» сценария можно воспринимать с обязательной поправкой на их пропагандистскую выразительность.

 

Фигуры, которыми олицетворяется весь партийный спектр Татарстана, расценили итоги выборов единодушно — фальсификация результатов голосования.

Лидер многонационального движения «Согласие» Владимир Беляев, потерпевший поражение в одном из казанских округов, считает, что местный режим становится «феодально-аульным», а нынешние выборы закономерно завершили эту эволюцию. «Даже антинародный «Закон о выборах» открыто попран... В нашем случае «мафиозно-феодальный режим» остался без оппозиции. В 21 век мы вступаем во главе с малограмотным партхозактивом, разрабатывающим законы, которые сам же нарушает». Как «тотальную фальсификацию» расценил результаты выборов лидер коммунистов РТ А.Салий.

Возглавляющий республиканский филиал ДПР Рашит Ахметов в статье «Горький урок» характеризует выборы как позор для молодой республики: «Госсовет избран таким, что здравомыслящему человеку там и находиться неприлично... Итог первый — при мажоритарной системе выборов, отдельно, потенциально имея — блок «РиЗ» — 20% голосов избирателей, коммунисты — 10% татарское движение 10%, профсоюзы — 10%, по отдельности никто не имеет возможности пройти. Только единые кандидаты имеют шанс на успех....Необходимо рассмотреть возможность создания органов политической автономии, «теневого парламента» независимых общественных сил Татарстана с собственной системой добровольных налогов, политических клубов, обслуживающих предприятий, банков. Аналогом подобной политически автономной системы власти является церковь... Можно пойти по пути Ганди, когда он призывал — не покупайте в этих магазинах, там реакционеры. Не вступайте в отношения с этими людьми — они вас обманут». Перед читателем, как представляется, — типичный образчик политической технологии, весь пыл которой уходит в стилистику, в желание как можно более залихватски самовыразиться. Да и где такой оппозиции взять своего Ганди?

Судя по промелькнувшим в печати сообщениям, Иван Грачев, не сформулировавший развернуто своего взгляда на выборы, отвергает перспективу объединения оппозиции на почве общего поражения, а также отказывается видеть причину поражения в самой оппозиции. Причина поражения, по Грачеву, коренится в одном — в фальсификации.

 

A propos, отказ в регистрации Ивана Грачева кандидатом в депутаты Госсовета признан правомерным и Верховным судом РТ, и Верховным судом РФ со ссылкой на толкование категории «постоянное проживание» в Гражданском кодекса РФ.

Таким образом, оппозиция на обоих флангах — как на радикально-национальном, так и на федералистско-демократическом — потерпела сенсационное поражение. Она явно будет отброшена не просто на обочину политической жизни, лишившись парламентской трибуны, черт депутатской респектабельности, но и далеко назад — во времена славной памяти неформалов. Предвыборный политический процесс давал оппозиции шанс на институционализацию, на организационное оформление, на представительство интересов. Сегодня ей остается лишь поле абстрактного критицизма.

Главный вопрос, думается, состоит в том, сумеет ли оппозиция перейти от гневных обвинений и филиппик в адрес номенклатуры к реалистическому осмыслению уроков и поиску для себя места в нынешнем политическом пространстве Татарстана.

2.    ГОССОВЕТ

30 марта состоялась первая пленарная сессия Госсовета.

Председателем Госсовета избран на альтернативной основе экс вице-президент РТ доктор юридических наук Василий Лихачев. В качестве альтернативной кандидатуры себя выдвинул независимый адвокат из Набережных Челнов Фанавиль Шаймарданов, представляющий партию «Иттифак». Голоса депутатов распределились как 100 к 9. Видимо можно полагать, что именно около десятка депутатов так или иначе будут симпатизировать радикально-национальны идеям, хотя их голосование могло быть мотивированно личными соображениями.

На сессии в адрес В.Лихачева прозвучала критика из уст депутата Фандаса Сафиуллина (сделавшего себе имя в прежнем ВС яркими выступлениями в защиту суверенитета), суть которой заключалась в обвинениях, связанных с поддержкой В.Лихачевым шахраевских идей губернизации государственного устройства России. В одном из последовавших телевизионных интервью новоиспеченный спикер подчеркнуто отмежевался от этих идей.

 

Оправдывая муссировавшиеся слухи, депутаты дружно проголосовали за внесение изменения в Конституцию РТ (ст. 84 и 89). Дело в том, что предполагалось профессиональное депутатство тех, кто избран по территориальным округам с отрывом от постоянного места работы на весь срок. На сессии были приведены выкладки: профессиональная депутатская деятельность одного парламентария будет обходиться казне в 40 миллионов ежемесячно.

Причем зарплата депутата составила бы 378 тысяч рублей, остальное — на оборудование кабинетов, оплату помощников. Короче говоря, как иллюстрировалось на заседании, четыре депутата «съели» бы столько же средств, сколько хватило бы на содержание небольшой больницы. (Закономерен вопрос: когда это стало известно?) В итоге статья Конституции предлагалась в редакции: «Депутат, избранный в Государственный совет РТ от территориального избирательного округа, работает, как правило, постоянно на основе ротации». После дискуссии слово «ротация» было снято. Иначе говоря, парламент Татарстана стал полупрофессиональным уже не только de facto, но и de jure. Указанное нововведение вновь доказывает, что парламентаризм в политической системе Татарстана будет развиваться в условиях правового доминирования исполнительной власти.

3.    ВНЕШНИЕ СВЯЗИ

В марте продолжалась работа властвующей элиты над созданием солидного имиджа за пределами республики.

В Москве 9 марта состоялась презентация специального номера журнала «Международная жизнь», целиком посвященного Татарстану. В роскошном особняке МИД РФ были представлены А.Козырев, С.Грызунов, А.Н.Яковлев, лица из администрации президента и деловых кругов, послы из стран дальнего зарубежья.

Вступивший министр иностранных дел А.Козырев сказал: «Сила России — в многообразии культур, неповторимости исторических традиций, уникальности достижений, которые делают Россию страной стран (NB!). Министр необычно комплиментарно высказался по адресу М.Шаймиева, которые, по мнению оратора, является выдающимся деятелем не только России, но и международного масштаба, поскольку сумел найти уникальное сочетание возрождения республики, ее особости и самостоятельности с силой всего федеративного Российского государства. А.Козырев высоко оценил роль Договора между Россией и Татарстаном, который помог сохранить в республике мир, дальше развивать международные связи Татарстана.

Татарстан — республика возрождающая свою государственность в полном согласии с Российской Федерацией, никогда не согласится с ее утратой, — подчеркнул М.Шаймиев в своем ответном слове.

Все говорит за то, что руководство Татарстана сживается с образом политической респектабельности и осваивает тактику приобретения своих политических союзников.

 

Группа депутатов Государственной Думы РФ из шести человек опубликовала реплику по поводу интервью Бориса Федорова,в котором допущены неэтичные высказывания в адрес М.Шаймиева. Это еще одно свидетельство того, что руководство республики намерено осуществлять жесткий прессинг по всему информационному полю.

4.    ЭКОНОМИКА

Судя по данным Госкомстата РФ об итогах социально-экономического развития страны и субъектов Федерации, экономика Татарстана достигла дна своего падения, и это вселяет оптимизм: раз падать некуда пора всплывать.

Спад производства в январе составил по РТ 7,1%, а по РФ — 0,7%. В Татарстане на 7% выросла нефтедобыча, а в России упала на 8%. Производство сборного железобетона снизилось на 34% (по РФ — на 17%). Оборот бирж составил в РТ за 1994 год 26,1 млрд. руб. (что означает 0,1% от общероссийского биржевого оборота). Удельный вес убыточных предприятий в промышленности по итогам 1994 года составил в РФ 22,5%, в РТ — 26,3%.

По уровню просроченной задолженности по выдаче средств на потребление Татарстан занимает седьмое место в Федерации, следуя за Тюменской областью, Ханты-Мансийским автономным округом, Кемеровской, Иркутской, Челябинской областями и Ямало-Ненецким автономным округом.

Объем реализации потребительских товаров в фактических ценах вырос в январе 1995 по сравнению с январем 1994 на 281% в РФ и на 178% в РТ.

 

Президент М.Шаймиев побывал в КБ имени Туполева. Там обсуждалась идея освоения производства первого в мире грузового самолета ТУ-330, способного летать на 5 тыс.км, что позволит осуществлять три четверти всех перевозок России. Этот самолет может взять на борт 18 легковых автомобилей или три морских контейнера, а также трубы для нефтепроводов. М.Шаймиев сообщил конструкторам о готовности Казани содействовать освоению выпуска этих самолетов. Другой проект — административный межконтинентальный самолет с дальностью полета до 8 тыс.км.

В целом, по мнению наблюдателей, лидеру Татарстана целесообразно продемонстрировать крен в сторону приоритетов промышленной политики и нефтяной отрасли для того, чтобы избавиться от обвинений в аграрном протекционизме.