Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Мордовия

Федор ЛАТЫПОВ

Мордовия

в марте 1995 года

1.    СЕССИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

10 марта началась вторая сессия Государственного собрания Республики Мордовия. Из 75 избранных депутатов присутствовали 63.

Первым в повестке дня стоял вопрос о самом сокровенном — о регламенте. Принятый Закон о регламенте предусматривает некоторые изменения по сравнению с регламентом Верховного Совета: расширение прав депутатских групп, создание единой счетной комиссии и т.д. Споры были по поводу процедур внеочередного созыва сессии и переизбрания председателя ГС. После внесения поправок приняли закон о комитетах и комиссиях Госсобрания.

При обсуждении проекта законов о государственной символике начался тот цикл, без которого не обходится ни один нормальный парламент. После того как первый заместитель председателя ГС РМ Алексей Бурканов рассказал о истории создания флага, герба и гимна, а художник Алексей Алешкин объяснил геральдический смысл флага, выступили коммунисты — депутаты Госдумы Людмила Иванова и Евгений Костерин. Костерин начал отсчет исторической государственности Мордовии почему-то с 1928 года, отметил, что красный флаг совершенно не нарушает экономический уклад республики, а, сравнив новый мордовский и старый РСФСРовский гербы, пошутил, что урожайность зерновых понизилась. Еще более удивительно, что Костерин нашел флаг Мордовии похожим на власовский, а затем предложил провести поименное голосование: «Пусть народ знает, кому открытку послать». Из выступления Ивановой запомнился ее риторический вопрос: «Под каким флагом каждый день умирают наши ветераны?» Возникшая дискуссия о том, следует ли принять новую символику или нет ничего милее молота с серпом, ни к чему не привела. Вопрос о гербе, флаге и гимне перенесли на второй этап сессии Госсобрания.

После перерыва перешли к экономике. Следовало принять законы о проекте социально-экономического развития республики и о бюджете. По первому вопросу выступал министр экономики Виктор Гришин, который, вопреки известной русской пословице, начал за упокой, а кончил во здравие. С одной стороны, спад производства — на 37%, спад объема капитального строительства — на 57%, валовой объем сельскохозяйственной продукции снизился на 16%, с другой стороны цены выросли в 2,2 раза, а доходы населения, оказывается, выросли в 3 раза, повысился урожай зерна. В целом же прогноз получился весьма мрачным, ничего хорошего, кажется, не ожидается.

Про то же говорил и министр финансов Мордовии Виктор Кедров. Концепция бюджета, по его словам, состоит в том, чтобы полностью сохранить социальную сферу, но не более. Потому как дефицит республиканского бюджета составляет 23 миллиарда рублей. Основную статью доходов в этом году должны составить доходы от получения налогов. Виктор Кедров коснулся расходов на содержание аппарата государственной власти. Расходы, как выяснилось, выросли, что связано, во-первых, с увеличением числа людей, работающих в сфере социального обеспечения, во-вторых, с законом о социальных гарантиях людей, данный аппарат покидающих.

Однако бюджет депутатам не приглянулся, большинство склонялось к тому, что принимать его нельзя. Сопредседатель Экономического Союза А.Салимов высказал сомнение в возможности большую часть доходов черпать из налогов: «Налоговая база сокращается как шагреневая кожа. Нужны неординарные приемы». Салимов от имени Экономического Союза выдвинул предложения: финансирование аппарата сократить и пересмотреть расходную часть земельного налога, не менее 4 миллиардов рублей направить на сохранение плодородия. Председатель комитета по законности и правопорядку Андрей Лукшин заметил, что сейчас практически никто не знает, в каком положении находится Мордовия по сравнению с соседними регионами. По его мнению, недоработка правительства в том, что оно не предоставило конкретную программу выхода из экономического кризиса.

Завершил выступление председатель ГС Николай Меркушкин. Через две недели, сказал он, соберем специальное экономическое совещание, затем утвердим план конкретных мероприятий. Касаясь двухдневной работы сессии, Николай Меркушкин сказал так: «Полупрофессиональный парламент у нас уже есть».

Сессия приняла постановление, состоящее из трех частей: во-первых, не утверждая, принять к сведению прогноз экономического развития республики, во-вторых, поручить правительству за месяц разработать план практических действий по стабилизации экономики, в-третьих, проект бюджета рассмотреть на согласительных комиссиях с участием органов местного самоуправления [1].

 

30 марта в Большом зале Государственного собрания РМ начал свою работу второй этап сессии. К 33 вопросам, бывшим уже на повестке дня изначально, прибавилось еще 4. Естественно, наиболее важным из них был вопрос о прогнозе социально-экономического развития в республике на 1995 год и о бюджете Мордовии на то же время.

Министр экономики Мордовии Виктор Гришин 15 минут убеждал депутатский корпус в том, что правительство в минувшем году предприняло неимоверные усилия по приданию нашей экономике привлекательного вида. В резюме он высказал настоятельную просьбу к ГС об одобрении предложенного прогноза (несмотря на его явную мрачность).

Сменивший его в министр финансов Виктор Кедров был еще менее словоохотлив и за 10 минут изложил новый проект бюджета. Выяснилось, что общий его объем составляет 869 миллиардов 678 миллионов рублей, что дефицит составляет 232 миллиарда, по трансферту должно поступить 150 миллиардов рублей. С чувством исполненного долга, завершив свою краткую презентацию, мордовский министр финансов налил полный стакан «минералки», выпил до дна и сошел с трибуны под одобрительный гомон зала.

Шамиль Бикмаев, председатель комитета ГС по бюджету и финансам, выступивший в прениях, предложенный проект одобрил. Глава местного самоуправления Рузаевки (второго по величине города Мордовии) обиделся за избирателей, увидев в предложенном проекте ущемление их интересов (по сравнению с жителями того же Саранска). Депутат Калядин из Кочкуровского района нарисовал грустную картину обнищания селян и потребовал от председателя ГС Меркушкина и его зама Волкова почаще видеться с сельскими жителями. Мэр Саранска Юрий Рыбин объявил, что «мы вступаем в систему военного коммунизма» и призвал поддержать проект.

Николай Меркушкин предложил перейти к принятию документов. Прогноз социально-экономического развития был поддержан большинством голосов и принят с двумя поправками. Сразу после этого началось обсуждение поправок к Закону о бюджете РМ на 1995 год. В итоге бюджет республики был утвержден [2].

2.    О ВСТРЕЧЕ РУКОВОДСТВА РМ С ПРЕЗИДЕНТОМ

15 марта председатель ГС Николай Меркушкин, председатель правительства Валерий Швецов и председатель президента России в Мордовии Валентин Конаков встретились с президентом России Борисом Ельциным. А через несколько дней, по возвращению в Саранск, делегаты рассказали журналистам о ходе и итогах встречи.

Как выяснилось, характеристика политической ситуации в республике (увертюра высокой встречи) особого интереса у Бориса Ельцина почему-то не вызвала. Для него оказалось достаточно информации о пост-выборном образцовом сотрудничестве местных ветвей власти. Не так давно пробудившаяся в республике лояльность к Москве, видимо, осталась за кадром, но при этом осознавалась обеими сторонами и потому надобность в дополнительных реверансах отпадала.

Разумеется, подобная встреча просто не могла бы состояться без пересмотра Мордовией своей позиции по отношению к федеральному Центру. В этой связи, тема разграничения полномочий приобретала особую важность. Николай Меркушкин уверил президента России, что Мордовия уйдет от центробежных притязаний и не будет настаивать на заключении прямого договора с первопрестольной. Позиция вполне объяснимая, особенно, если учитывать местные надежды на московские деньги. Прямой договор имеет смысл заключать лишь в том случае, если у периферии есть что делить с Москвой. Мордовия же способна поделиться разве что своими экономическими проблемами. К тому же отказ от подписания договора можно удачно подать под похвальным соусом сохранения целостности России. Реакция Ельцина была недалека от ожидаемой — «позиция мудрая».

В дальнейшем диалоге преобладал мотив экономического вспомоществования Мордовии. Он оказался столь занимательным, что протокольное время встречи постфактум растянулось на лишних 12 минут. Ельцин во время обсуждения проявил завидную инициативность. Это вылилось в ряд звонков высокопоставленным сановникам России с перспективными для Мордовии распоряжениями. Просто-таки мелодраматически выглядел жест президента о выделении девяти миллиардов рублей на мордовские мероприятия к 50-летию Дня Победы. Одним из непроизвольных абонентов президента России оказался вице-премьер российского правительства Сосковец. Последнего недвусмысленно обязали в течение месяца совершить мордовский вояж. Точка зрения Сосковца на пересмотр трансферта в пользу Мордовии, высказанная Борису Ельцину по телефону, несколько обнадеживает. Вице-премьер России убедительно демонстрировал уверенность в том, что эту проблему можно будет быстро и качественно решить.

В результате телефонных бесед президент предложил следующий сценарий облагораживания экономической ситуации в республике: Мордовия встречает Сосковца, представляет ему возможность созерцать местные проблемы и, через какое-то время правительство России издает соответствующее постановление. Оное будет призвано комплексно озаботиться трудностями республики. Кроме того, не исключен визит в Мордовию и самого президента. Указание о включении республики в график поездок президента России уже поступило.

Возможный визит Бориса Ельцина в Мордовию, конечно, стимулирует внимание к республике. Причем, вне зависимости — состоится он или нет. Но для того, чтобы постоянно находиться в фокусе забот Москвы, необходимо нечто иное. И это нечто должно быть более реальным, чем гипотетическое турне президента России. Например, продуманная программа экономических реформ в республике. Причем, чем более эта программа будет радикальнее, тем больше появится шансов заинтересовать федеральный центр. На пресс-конференции Николай Меркушкин обмолвился, что подобная программа в правительстве Мордовии уже циркулирует. Но до какой степени она будет радикальна? Однако, если ее претензия на радикальность также неубедительна, как и представленный недавно бюджет на 1995 год, то никакая помощь Москвы Мордовию не спасет [3].

3.    ВТОРОЙ СЪЕЗД МОРДОВСКОГО НАРОДА

23 марта в в актовом зале Центра культуры г.Саранска начал свою работу второй съезд Мордовского народа. Камерный хор Министерства культуры РМ исполнил новый национальный гимн, а дети в мордовских костюмах и с хлебцем в руках — старинную мордовскую песенку.

Президиум съезда был составлен из 30 человек. Заседание поручили вести заместителю предсовмина Владимиру Сироткину.

Председатель Государственного собрания Мордовии Николай Меркушкин огласил приветствие к съезду. Начал выступление на мордовском, плавно перейдя затем на русский. Было выражено пожелание успешной и полезной работы. Прозвучали традиционные слова о непростом времени, кризисе, рыночной экономике, национальном возрождении. Меркушкин заверил собравшихся, что ГС и правительство положит в основу своей деятельности «все наработки этого съезда».

Владимир Сироткин огласил поздравительные телеграммы от президента Чувашии и председателя консультативного комитета финно-угорских народов. После чего слово снова было предоставлено декану Мордовского госуниверситета Михаилу Мосину, выступившему с более чем часовым докладом «О состоянии и перспективах возрождения мордовского (мокшанского и эрзянского) народов». Профессор начал с экскурса в советскую историю, заклеймив ее основные вехи. После почтения памяти жертв Великой Отечественной войны минутой молчания, Михаил Мосин рассказал историю времен «мнимого благоденствия 70-х годов», когда на одном из партийных совещаний профессор Цыганкин выступил в защиту национальной школы. После этого выступления все от него отвернулись. «Предвзятое отношение к национальному вопросу привело к развалу» — резюмировал доктор Мосин.

«Мы не будем называть причины, по которым мордва по степени деградации оказалась чуть ли не на первом месте среди народов России», — и тут же назвал основные из них. Одну из основных частей доклада, кроме того, составил рассказ о мерах по национальному возрождению, предпринимаемых в Мордовии. Подытожил все это Михаил Мосин неожиданно, признав, что все эти меры в одних случаях неудачны, а в других — недостаточны. Причем, не последнюю роль здесь играют чисто субъективные причины. «Сегодня мордовские языки, — заявил профессор, — как телята, попавшие в прорубь, находятся на грани полного исчезновения». Начался равнодушный монолог о судьбе закона о языках Мордовии, закона о статусе национального села, о бедах национального театра («Туда (в зрительный зал) нужно опускаться в водолазных костюмах с кислородными подушками»). В завершение своего выступления Михаил Мосин не мог не сказать несколько теплых слов о своих известных оппонентах из «Эрзянь Мастор».

Выяснилось, что у них «страусиная психология» (так как живут они по принципу «моя хата с краю — живу, ничего не знаю»). Идею создания эрзянского округа и разделения мордвы на два народа Мосин расценил не иначе как «утопию рафинированной пятерки». «Их фанатизм надо оценить как провокационный и внести это в резолюцию нашего съезда», — предложил профессор. Еще немного пошумев по поводу конгресса граждан Мордовии и порадовавшись за «Мастораву» и руководство республики, наконец-то повернувшееся лицом к национальным проблемам, Михаил Мосин завершил свое выступление.

Председатель мандатной комиссии сообщил точное количество делегатов на этом съезде. Ожидалось 290 человек, но было зарегистрировано 271. 56 делегатов прибыли из других регионов России, 119 прислали районы Мордовии, 96 — Саранск. 57,8% присутствующих считают себя эрзянами, 13% — мокшанами, 26,4% — «мордвой». Как сообщил председатель, «на съезде присутствует 33,8% женщин и 66,8% лиц мужского пола».

В этот день собравшиеся рассмотрели статус своего съезда, приняли участие в прениях по докладу профессора Мосина и стали свидетелями концертной программы факультета национальной культуры университета. На следующий день с докладом «О проекте Государственной программы возрождения и развития культуры мордовского (мокшанского и эрзянского) народа» выступил директор института языка Павел Грузнов [4].

Наиболее существенным документом, принятым титульным слетом, стал Статус съезда мордовского народа. Первым пунктом там провозглашается привилегия съезда быть высшим представительным собранием мордовского этноса на территории России. Это уже не только претензия на форумность, а официальное обязательство реально отражать интересы всей мордовской нации. Ясно, что схема представительства на Втором съезде позволяет считать его только лишь общественной организацией, а никак не национальным рупором. Существует обоснованное мнение, что и в дальнейшем произвол с нормами представительства вряд ли будет убывать.

Скорее наоборот, новые реалии заставят переиначивать эти нормы самым невероятным образом. А значит, первому пункту статуса уготована участь очередной мордовской буффонады. На что бы не претендовал съезд, пока норма пропорционального представительства не будет приведена в соответствие со статусом, все решения съезда будут носить лишь характер благих пожеланий.

Несомненный интерес представляет и распространяемый на съезде некий документ с громким наименованием — «Об основных принципах национальной политики... и рекомендациях к будущему конституционному устройству Республики Мордовия». Ему наверняка отводилась роль путеводителя и дешифратора туманных положений резолюции съезда.

Основная цель документа — сколотить основу под тезисом о привилегированности коренного этноса Мордовии. Последний объявляется национальным меньшинством и источником государственности республики. По логике составителей документа, это дает зеленый свет экспансии мордвы на власть. Но, вместе с тем, остается непроясненной правомерность такой экспансии. Да, мордва на территории республики — национальное меньшинство; да, мордовский народ — источник государственности. Но таким же источником государственности на территории Мордовии является и русский народ, и татарский. Здесь у титульной нации, по сравнению с другими, никаких преимуществ или прерогатив нет.

Не менее любопытно, какие же формы, по замыслу авторов «концепции», должна принять мордовская устремленность во власть?

«Съезд считает, что в качестве возможных подходов... может стать формирование в Госсобрании фракционных групп, которые могли бы оказывать решающую роль при принятии тех решений, которые прямо затрагивают интересы той или иной этнической группы». Иными словами, предлагается не дрогнувшей рукой раскроить мордовский парламент на фракции по этнической принадлежности. В таком случае, не совсем понятно, что будет служить критерием национальной самоидентификации депутатов? Паспортные данные? Если да, то как тогда быть с теми депутатами, у которых в паспорте стоит «мордвин», а на самом деле присутствует чисто русское самосознание. Зачислить их во фракцию мокшан (эрзян) или под боевой национальный клич изгонять с соответствующих заседаний парламента? И что это означает — «оказывает решающую роль»? Допустим, мордовские парламентарии приняли к рассмотрению Закон о статусе национального села. Проблема эта затрагивает отнюдь не только мордовские интересы. В чем же будет выражаться приоритет депутатской фракции мордвы? В математическом умножении их голосов?

Из этого же документа следует, что заветная мечта национального движения блуждает где-то рядом с идеей двухпалатного парламента республики. Близка и сроднена с этой идеей и резолюция Второго съезда, воспевающего политику пропорционального представительства мордвы, русских и татар. Крайнее же воплощение этой мечты цвета национальных костюмов отражено в альтернативной резолюции, оглашенной на съезде Иваном Ефимовым, сопредседателем Ассоциации финно-угорских народов России. Здесь притязания на власть приобрели причудливые и гипертрофированные формы. «Ефимовская» резолюция полагает, что на сегодняшний день законодательству о выборах в Госсобрание республики катастрофически не хватает некоторого принципа. Он заключается в «обеспечении постоянного и неснижаемого количества мандатов для эрзи и мокши» в мордовском парламенте и органах местного самоуправления.

Это отдает абсурдом. Не составляет секрета тот факт, что мордва в республике неуклонно ассимилируется. Закрепляя и оставляя неизменным количество депутатских мандатов для мокши и эрзи, в перспективе можно прийти к чудовищному разрыву в норме представительства. В итоге может получиться так, что депутат-мордвин будет отражать интересы одной-двух тысяч спасшихся от ассимиляции аборигенов, а депутат русской национальности — десятков тысяч избирателей.

В резолюции съезда в лучших ортодоксальных традициях декларируется и тезис «национально-духовной консолидации мокши и эрьзи». Альтернативная же резолюция в этом вопросе была более осторожна — она предостерегала от всякой поспешности при решении этой мордовской проблемы. По этому пункту проводилось отдельное голосование — 93 делегата из 225 проголосовало против его присутствия в официальной резолюции. Но этого оказалось недостаточно — документ в этом отношений изменений не претерпел.

Подобная консервативность съезда спровоцировала большинство делегатов-эрзян на образование собственной всероссийской организации. По окончании первого дня заседания 87 эрзянских деятелей национального движения учредители Конгресс эрзянского народа. Первым его документом явилась Декларация об официальном названии эрзянского народа. В результате последний теперь называется просто — эрзя.

В своем обращении к Госсобранию Мордовии съезд акцентирует внимание на проблеме с образованием республиканского Госкомитета по делам национальностей. Его создание объявляется эффективнейшим средством мордовского влияния в сфере исполнительной власти.

Комитет предлагается наделить чуть ли не особыми полномочиями. Цель очевидна — избавить его от какого-то ни было контроля при манипуляциях с национальной политикой. Штатную структуру и конкретный состав комитета предполагается согласовывать с местными организациями национальных движений русского, мордовского и татарского народов. Продуманность последнего положения стала бы понятна, если бы в результате согласования этот комитет возглавил представитель, устраивающий все национальные общины. Если же предводительство комитетом будет возложено опять на деятеля промордовской ориентации, то комитет окажется лишь транслятором титульных идей.

Оценивая принятые съездом решения, можно констатировать заметную умеренность последнего. Впрочем, перед съездом стояла вполне конкретная цель — закрепить достигнутые преимущества и лишь прозондировать почву для новых завоеваний «мордовской идеи» [5].

Источники

1. Мордовия по-прежнему без флага и без бюджета // «Столица С» — 1995 — 17 марта — №11.

2. Чернавин С. Два Виктора добились своего // «Столица С» — 1995 — 31 марта — №13.

3. Владиславлев А. Ждем Ельцина в июне // «Вечерний Саранск» — 1995 — 23 марта — №12.

4. Чернавин С. Страусиная психология «Эрзянь Мастор» // «Столица С» — 1995 — 24 марта — №12.

5. Буров Е. Второй съезд Мордовского народа: и скучно, и

грустно, и руку некому подать... // «Вечерний Саранск» — 1995 — 30 марта — №13.