Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Самарская область

Елена ЛАПШОВА

Самарская область

в феврале 1995 года

В феврале продолжалась законотворческая работа в местных органах власти. Большое внимание местная пресса уделила вопросу развития самоуправления.

И хотя февраль небогат политическими событиями, следует отметить рост активности некоторых партий, а также общественных движений. В выступлениях местных политических лидеров прозвучало требование досрочных перевыборов президента, выражено недоверие правительству. Катализатором этих процессов стал, безусловно, чеченский кризис.

1.    РЕАКЦИЯ НА СОБЫТИЯ В ЧЕЧНЕ

События в Чечне сегодня, пожалуй, никого не оставляют равнодушным.

В выступлениях представителей администрации области прозвучало осуждение методов разрешения кризиса. Так, по мнению губернатора К.Титова, «неприятно, когда государство раздирают на куски. Но неприемлемы и некоторые методы, которыми сейчас Центр борется за целостность России» [1].

Полномочный представитель президента по Самарской области Ю.Бородулин отметил два аспекта чеченского конфликта. Это сама правомерность акции, выбор политических методов ее осуществления и поиск выхода из создавшейся ситуации. «Да, военная операция проводится из рук вон плохо, вызывая законный гнев всех россиян, но ведь то, что дудаевский режим незаконен, что он представляет опасность для всего государства, со счетов не сбросишь». Бородулин, однако, не считает что Чечня представляет угрозу для российских реформ вообще [2].

В течение прошедшего месяца прошло несколько пресс-конференций, посвященных событиям в Чечне. На страницах газет разгорелись страсти в связи с оглаской подробностей новогодней трагедии в Грозном, где был задействован в боевых операциях самарский 81-й полк.

В начале февраля из Чечни возвратилась делегация, в составе которой находились матери, отправившиеся на поиски своих сыновей, и депутат Госдумы М.Фейгин (самарский депутат, избранный по списку «Выбора России»). Он работал в районе, контролируемом дудаевскими боевиками. По его словам, поездка оказалась вполне удачной, так как удалось освободить одного военнопленного. В ходе переговоров с чеченскими властями достигнута договоренность об освобождении еще одного военнопленного из 81-го полка.

По итогам поездки в Чечню был снят фильм, показанный по самарскому телевидению. Из разговоров с пленными солдатами стало известно о том, что происходило 31 декабря, о просчетах командования, неподготовленности техники и рядового личного состава к операции.

На пресс-конференции заместителя начальника отдела воспитательной работы ПриВО полковника В.Цветкова досталось и средствам массовой информации, и депутату Госдумы М.Фейгину за заявление последнего о «бездарности командиров, по вине которых 81-й полк был разбит». Далее Цветков обрушился на депутата С.Ковалева: первого января тот выступил на военной радиочастоте с призывом к солдатам не участвовать в бойне. В связи с этим нарушилось управление полком — и в результате, как следует из слов полковника, десятки трупов... В заключение своего комментария Цветков обвинил практически все российские газеты в предвзятом отношении к Дудаеву и его боевикам, правда, сделав исключение для «Российской газеты» и «Красной звезды».

На вопрос о том, что 81-й полк доукомплектовывали молодыми солдатами, прослужившими меньше года, полковник ответил отрицательно, хотя и признался, что список личного состава полка он не смотрел. Также отрицал он и возможность выхода в бой неисправной техники, о чем свидетельствовал, в частности, взятый в плен рядовой 81-го полка Алтухов [3].

Отвечая на вопросы журналистов, командующий ПриВО А.Сергеев сказал, что «от ПриВО в Чечне выполняет задачи 506-й мотострелковый полк 27-й гвардейской дивизии, отряд бригады специального назначения и еще ряд команд, в общей сложности более 4000 человек личного состава и более 500 офицеров, не считая тех, кто был передан в состав Северо-Кавказского военного округа». Командующий округом признался, что о том, что планировалось и какие задачи придется выполнять в Чечне, он не знал. «Задачи ставились от Министерства обороны генерал-полковником Квашниным непосредственно командирам полков. Отвечать за то, что 81-й полк вошел в Грозный вообще без пехоты, должен руководитель объединенной группировки генерал Квашнин» [4].

Признавая снижение боеспособности армии, А.Сергеев отметил, что главная причина плохой подготовки солдат — проблемы финансирования армии. Например, на сегодняшний день ПриВО имеет задолженность порядка 150 миллиардов рублей. С 1991 года в округе не было проведено ни одного крупного войскового учения с боевой стрельбой. Категорически было подчеркнуто, что реформа в армии не проводится. Командующий считает, что назрела необходимость встречи всех командующих военными округами с Президентом России.

 

Пленум Самарского обкома партии РФ, состоявшийся 4 февраля 1995 года, принял заявление о событиях в Чеченской Республике, в котором сказано: «Два нелегитимных антинародных режима — Б.Ельцина и Д.Дудаева — не хотят искать политических путей урегулирования конфликта».

Коммунисты заявляют, что ответственность за массовую гибель невинных людей лежит на режимах Б.Ельцина и Д.Дудаева. Оба режима должны уйти с политической арены и требуют немедленно прекратить кровопролитие. Территориальная целостность России не должна быть нарушена. В заявлении также содержится осуждение «попыток Е.Гайдара и Г.Попова срочно перекраситься в «патриотов»». Досталось и областной Думе и администрации области, которые «упорно не хотят занять ясную позицию в данном вопросе». Гневные слова также обращены в адрес депутатов — Госдумы М.Фейгина, Самарской областной Думы Г.Лиманского и Е.Кришталя, чьи поездки в зону конфликта расцениваются как попытка завоевать доверие избирателей перед следующими выборами.

Пленум также требует от депутатов Федерального Собрания в законодательном порядке запретить использование армии против народов РФ. И наконец, высказано требование досрочных выборов Президента РФ в 1995 году [5].

 

Женсоветами и комитетами солдатских матерей продолжается сбор подписей под обращением к Президенту РФ, законодательной и исполнительной власти с требованием решать чеченскую проблему мирным путем. Собрано уже свыше 7000 подписей. Частично они переданы представителю Президента РФ по Самарской области.

В Сызрани 25 февраля с разрешения городской администрации на центральной площади города состоялся митинг матерей призывников 1995 года. Основные требования: бойкотирование призыва на службу призывников 1995 года в связи с событиями в Чечне, перевыборы российского правительства и резидента [6].

2.    ГУБЕРНСКАЯ ДУМА

2.1.       Проект Устава области

Продолжается обсуждение проекта Устава области. Объединение избирателей «За социальную справедливость» выступило с обращением к депутатам Самарской областной Думы с предложением организовать широкое обсуждение проекта до его принятия. Также было указано на целесообразность более внимательного отношения к предложению об увеличении количества депутатов, о поэтапном обновлении состава депутатов, о промежуточном подтверждении полномочий.

Обком профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания вынес предложение пополнить Устав положением о том, что»разработка и принятие нормативных актов Думой и администрацией по вопросам, затрагивающим социальные интересы населения, осуществляются с учетом мнения профсоюзов, иных общественных объединений».

Председатель подкомитета Государственной Думы по федеративным отношениям В.Лысенко прибыл в Самару с целью изучения хода подготовки Устава области на предмет соответствия местных законодательных актов Конституции РФ. Работой над Уставом Самарской области он остался в целом доволен, объяснив отсутствие спешки вокруг его принятия запаздыванием появления ряда федеральных законов, регламентирующих деятельность систем государственной власти субъектов Федерации. Никаких серьезных разногласий между местной администрацией и Думой гость не заметил, равно как и противоречий и расхождений проекта Устава с Конституцией России [10].

2.2.       Закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Самарской области»

14 февраля в ходе заседания комитета губернской Думы по бюджету, финансам и налогам был в целом одобрен проект областного закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса Самарской области». Проект с внесенными в него поправками включен в повестку дня очередного заседания Думы. Закон, четко регламентирующий механизм формирования бюджета — от порядка направления главой администрации области в областной орган представительной власти бюджетного послания до хода его рассмотрения и утверждения в губернской Думе, станет, по словам заместителя главы областной администрации Г.Хасаева, первым в пакете законов Самарской области, определяющих социально-экономическое развитие региона.

Текст законопроекта состоит из трех основных разделов. Первый включает в себя основные положения, второй — основы бюджетного устройства и бюджетного процесса, третий определяет порядок вступления закона в действие (с момента его опубликования).

Авторы проекта постарались четко разграничить компетенцию законодательной и исполнительной власти. Составление и исполнение бюджета является функциями органов исполнительной власти, утверждением и контролем за ходом его исполнения станут заниматься представительные органы. Предусмотрена гласность практически всех этапов составления бюджета: от публикации его проекта до открытого обсуждения бюджета губернской Думой.

2.3.       Закон о местном самоуправлении

Концепция областного закона о местном самоуправлении широко обсуждалась в прошедшем месяце на страницах областной прессы.

Как свидетельствует история, Самаре выпала честь первой в стране ровно 130 лет тому назад провести земские выборы и земские собрания. Здесь начали складываться традиции местного самоуправления. Сегодня Самара — один из первых городов России, где поставлена задача возродить общественное самоуправление. Инициатором выступила Губернская Дума, где с этой целью создан специальный комитет. Он уже разработал соответствующий раздел для проекта Устава области, опубликованный 23 февраля на страницах «Волжской зари».

Самарская городская Дума утвердила временное положение «О территориальном самоуправлении».

3.    ОБЛАСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ

3.1.       Подготовка постановления «О мерах по обеспечению занятости населения»

На конец 1994 года в среднем по Самарской области уровень безработицы составил 0,9%. По прогнозам на год текущий, средняя цифра составит 4% без учета возможных банкротств крупных предприятий. Однако в отдельных районах области уровень безработицы предполагается от 10 до 20%.

В связи с неумолимым ростом безработицы администрация Самарской области готовит по аналогии с федеральным правительством постановление «О мерах по обеспечению занятости населения в случаях возникновения критических ситуаций на рынке труда Самарской области». В этом постановлении будут указаны различные меры по регулированию труда, по регулированию массового высвобождения работников с предприятий и учреждений, по регулированию порядка работы службы занятости и т.д.

Во исполнение этих мер создается специальная областная комиссия, которую возглавляет первый заместитель главы администрации области Г.Хасаев. После принятия этого постановления областная служба занятости выработает план, в соответствии с которым комиссия будет работать.

Особое внимание будет уделено городу Октябрьску — там на конец 1994 года отмечен самый высокий уровень безработицы по области — 6,5%, а также Нефтегорскому, Богатовскому и Борскому районам [15].

3.2.       О поддержке предпринимательства

В условиях общего экономического спада одним из важных факторов стабилизации положения становится развитие малого бизнеса. Но без поддержки, в том числе и финансовой, начинающим предпринимателям «встать на ноги» очень трудно. Поэтому немногим больше года назад был создан департамент поддержки предпринимательства и малого бизнеса, а в 1994 году была разработана и по мере возможностей претворялась в жизнь программа поддержки и развития малого бизнеса. Разработана подробная программа и на 1995 год.

Основными направлениями деятельности, как и в прошлом году, будут производство продуктов питания, переработка сельхозпродукции. Среди новых направлений — производство медпрепаратов, развитие альтернативной медицины. В Самаре также приоритетным в нынешнем году будет и такое направление, как благоустройство города.

Один из новых разделов в проекте программы — реализация совместных программ. Департамент поддержки предпринимательства и малого бизнеса планирует участвовать в реализации программ с федеральным фондом, городскими м районными администрациями, Европейским банком реконструкции и развития и иными потенциальными инвесторами. Это позволит использовать не только бюджетные средства, но и альтернативные источники финансирования.

Еще одним направлением, на котором будет сосредоточено внимание, — развитие лизинговой политики.

После обобщения замечаний и предложений, поступивших из комитетов администрации, программа поддержки малого бизнеса будет рассмотрена на коллегии областной администрации.

4.    ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ЦЕНТРОМ

4.1.       Бюджет

По мнению заместителя председателя комитета по бюджету и финансам Самарской губернской Думы В.Тарачева, существующая сейчас в России система федеративных отношений должна подвергнуться полномасштабному пересмотру. Изменения должны в первую очередь привести к уравнению российских краев и областей в статусе, правах и обязанностях с республиками РФ.

Сегодня, на его взгляд, Самарская область является «дойной коровой», кормящей федеральный бюджет. На сегодня 55,3% объема налогов, поступивших из области, Москва нам возвращает. Эта цифра неплохая по сравнению с другими регионами. Но только благодаря хорошим личным отношениям главы администрации с руководством страны у нас сравнительно благоприятные условия. Тем не менее Федерация не всегда дает даже то, что положено, своевременно. Так, в 1994 году поступило лишь 26% суммы, которую Москва должна была вернуть на содержание и ремонт жилья и объектов соцкультбыта, передаваемых в ходе приватизации муниципалитетам. В 1995 году областной бюджет направляет треть всех расходов на указанные цели, и неполучение обещанных средств ложится на него тяжким бременем.

Область практически не имеет реальных каналов влияния на федеральные власти. В этой связи весьма интересна инициатива возобновления деятельности Совета глав республик, высказанная в связи с чеченскими событиями на совещании в Чебоксарах. Если президент, Совет Федерации и Государственная Дума не смогли не допустить войны, может, у Совета глав республик окажется больше мудрости? Необходимо поднять вопрос о нивелировке статуса республик и областей. Данная проблема должна быть затронута в Уставе области.

По словам В.Тарачева, требуется заключение отдельного договора между Самарской областью и РФ по примеру Татарстана и Башкортостана, который бы предоставил области больше прав в социально-экономической сфере. Экономическая самостоятельность выгодна Самарской области. Благополучно разрешена в настоящее время проблема разграничения федеральной и местной собственности.

Главное, что может дать повышение статуса области до республиканского, — это уменьшение зависимости от непродуманных решений Центра [13].

Губернатор К.Титов также ратует за достаточную степень свободы от Центра. Однако реализация идей типа бюджетного соглашения с губерниями, идея новой системы сбора налогов не находят особой поддержки в Совете Федерации. «Слабые раздевают сильных», мы идем по привычной уравнительной колее.. К.Титов считает, что, пока президент и правительство не проявят политической воли и не разорвут этот порочный круг, делая ставку на энергию и опыт провинции, изменений к лучшему ждать не приходится. «Чтобы обеспечить расходы территории, надо оставлять на местах 65% налогов. Управление в рыночной экономике должно быть минимальным для Центра. Все перенести на места. Необходим Закон о местном самоуправлении. Выборы местного самоуправления по демократическому принципу. Обеспечение финансовой стабильности территорий» [14].

4.2.       Участие самарцев в совещании по вопросам местного самоуправления

17 февраля в Москве состоялось Всероссийское совещание по вопросам местного самоуправления. Треть его участников — представители тех структур, которых можно отнести к органам самоуправления.

На своей очередной встрече с прессой мэр Самары О.Сысуев поделился впечатлениями об участии в совещании. Он отметил, что из двух представленных проектов именно президентский в большей степени учитывает ошибки прошлого и реальное положение дня сегодняшнего. Депутатским проектом планировалось «пронзить» самоуправлением все: начиная с подъезда, двора, квартала. Последствия подобного «подъездного суверенитета» легко можно прогнозировать, тем более что подобное уже было. В том числе и в области, и в Самаре. Уже одно назначение главы администрации города Президентом закладывало противостояние с законодательной ветвью власти. Сегодня Самарская область в этом отношении ушла далеко вперед остальных (нынешний мэр Самары был избран жителями города), и «у нас, в одной из немногих российских областей отношения выстроились таким образом, что и без законодательства удается номинально решать вопросы разделения функций и полномочий федеральных и местных органов власти». Именно поэтому при разработке президентского проекта закона предложения самарцев в большинстве своем учтены и приняты.

Говоря в целом об итогах совещания, мэр Самары оценил их положительно, поскольку принято решение взять за основу президентский проект и в ближайшее время вынести его на рассмотрение Государственной Думы [11].

Вернувшийся из столицы войсковой атаман Волжского казачьего войска Б.Гусев отметил углубленное внимание к совещанию со стороны властей: все высшее руководство законодательной и исполнительной ее ветвей было налицо. Войсковой атаман констатировал определенный сдвиг во взаимоотношениях Центра и периферии: первый явно делает шаг навстречу второй, существенно расширяя полномочия субъектов Федерации, их экономические и политические права. Как атаман, Б.Гусев доволен: интересы казачества учтены в проекте, рекомендованном Думе [12].

5.    ПАРТИИ: ПОДГОТОВКА К ВЫБОРАМ

5.1.       ЛДПР

ЛДПР полным ходом ведет подготовку к декабрьским выборам в Госдуму. Предвыборную кампанию либеральные демократы построили вполне грамотно. На данном этапе ими реализуется стадия «хождения в народ».

В Самару приезжал М.Бурлаков, депутат Госдумы от ЛДПР, в недавнем прошлом вузовский преподаватель из Тольятти. О выборах: «Президента в декабре переизбирать надо обязательно. И депутатский корпус тоже. Но если перевыборов не будет, если в декабре народ снова обманут — мы потеряем Россию» [7].

5.2.       КП РФ

По словам секретаря Самарского обкома КП РФ В.Романова, «в области действует 255 первичных организаций, объединяющих около 5000 человек. Компартия — самая крупная и организованная структура из всех политических партий». В интервью В.Романов поведал также о том, что 18 марта в Самарской области состоится второй Конгресс патриотических сил, в котором согласился принять участие генерал В.Варенников [8].

23 февраля в Самаре проходил митинг коммунистов. На митинге коммунисты выступили за досрочные выборы Президента РФ в 1995 году, за изменение Конституции, усиление контрольных функций парламента за действиями исполнительной власти, за формирование правительства национального спасения [9].

5.3.       ДВР

Представители исполкома региональной организации ДВР за последнее время побывали в 15 районах области, где перед различной аудиторией представляли гайдаровскую партию.

28 января в селе Приволжье на учредительном собрании было решено создать территориальную организацию партии «Демократический выбор России», которая, как заявили ее устроители, призвана объединить «предприимчивых людей». 21 человек заявили о вступлении в партию. Многие из присутствующих в конференц-зале хотя и не подали заявления, но поддержали программу, став сторонниками новых экономических реформ. На должность председателя территориальной организации партии, которая главной своей целью определила подготовку к предстоящим выборам всех уровней, единогласно избран председатель Приволжского райпотребсоюза В.Киселев.

Глава администрации Приволжского района А.Легостаев поздравил всех с тем, что теперь в Приволжье наряду с коммунистической партией будет работать и партия либерального толка.

6.    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ

6.1.       Профсоюзное движение

15 февраля состоялось заседание Координационного Комитета солидарных действий. Основное внимание было уделено задержкам зарплаты на самарских заводах. Это неудивительно — на сегодняшний день зарплата задержана на 526 самарских предприятиях.

По мнению участников заседания, выйти из сложившейся ситуации можно только путем отставки правительства. Один из способов добиться этого — провести в апреле общероссийскую однодневную забастовку. С этим же вопросом связан и отзыв подписи профсоюзов в Договоре об общественном согласии, суть которого, по словам профсоюзных лидеров, «в том, что стороны обязуются не пытаться ликвидировать друг друга до выборов 1995 года». Пока же вопрос с отзывом подписи решен чисто резолютивно, Координационный Комитет не взял на себя смелость отвечать за все профсоюзные организации, но в целом идею забастовки одобрил. Окончательное решение будет принято на пленуме Самарской федерации профсоюзов [19].

 

Растет число бастующих на АО «Шар». «Подшипниковцы» намерены ежедневно, вплоть до выполнения своих требований о выплате ноябрьской и декабрьской зарплаты проводить акции протеста. Руководители АО отказались встретиться с рабочими, поэтому было принято решение «бастовать ежедневно по 2,5 часа вплоть до выполнения требований». Акцию протеста поддержали представители профсоюза «Солидарность», организовавшего в прошлом году забастовку на ВАЗе.

 

По призыву обкома профсоюза работников народного образования и науки самарские учителя и присоединившиеся к ним представители районов области 15 февраля вышли к зданию областной администрации с требованиями повышения зарплаты. При встрече с К.А.Титовым «делегаты» высказали весьма скромные требования, сводившиеся к повышению минимальной оплаты труда в системе образования до 60 тыс. руб. и к тому, чтобы среднюю зарплату преподавателей считали, не исходя из непосильной нагрузки учителей в две ставки, а исходя из одной ставки, которая равняется 18 часам. Представители администрации пообещали с 1 марта ввести предподавателям области 30% надбавку, независимо от того, будет ли подписан президентом указ о повышении минимальной зарплаты.

Две трети учителей Автозаводского района Тольятти готовы принять участие в забастовке. Их поддерживают коллеги всех школ города. Учителя требуют более высокого разряда по тарифной сетке и соответственно более высокой оплаты труда.

6.2.       Другие движения

В Тольятти состоялось собрание женской общественности, организованное женсоветом Центрального района города. Представительниц прекрасного пола волновали вполне прозаические проблемы: труд женщин в условиях реформ, безработица. Было принято обращение к депутатам Самарской губернской Думы и Тольяттинской городской Думы, в котором выражена просьба выносить решения, касающиеся «женских вопросов», руководствуясь конституционными принципами равноправия [16].

 

Совет Союза рабочих Самары обратился к профсоюзным комитетам предприятий и организаций. Считая их действия по защите прав тружеников неэффективными, а политико-экономическую ситуацию в стране нестабильной и напряженной, совет Союза рабочих Самары решил провести свой IV съезд [17].

 

Волжское казачье войско выступило с инициативой отпраздновать в Тольятти 250-летие Ставропольско-Калмыцкого и 261-ю годовщину Волжского казачьих войск. Почему именно в Тольятти? Утверждают, что этот город, некогда называвшийся Ставрополь-на-Волге, — «историческая родина современных калмыков». Праздник предполагается провести с 27 февраля по 5 марта. Он состоится лишь при согласии губернатора Самарской области К.Титова и президента Калмыкии К.Илюмжинова. Предполагается подписание договоров о побратимстве между Самарской областью и Калмыкией, Тольятти и Элистой, между Волжским и Калмыцким казачьими войсками [18].

7.    ПРИВАТИЗАЦИЯ

По оценке специалистов Госкомимущества РФ, Самарская область является лидером по темпам приватизации и развития рыночной инфраструктуры среди регионов РФ.

С начала процесса разгосударствления в областной и муниципальные комитеты по управлению имуществом поступила 2991 заявка от предприятий различных форм собственности. На 1 февраля текущего года приватизировано 2456 объектов, или 78% подлежащих выкупу. Наибольший процент приватизированных предприятий относится к областной и муниципальной собственности. В то же время, например, в Московской области сумма средств, полученных от приватизации собственности, составила 80 млрд., а в Нижегородской, известной своими экономическими новациями, — всего лишь 53 миллиарда [20].

 

27 февраля по инициативе информационно-консультативного центра «Земля и недвижимость», базирующегося в Москве, при содействии Госкомимущества Самарской области состоялся семинар на тему «Земельная политика в России и операции с землей на рынке недвижимости».

Цель семинара — вызвать при помощи средств массовой информации общественную дискуссию о земельной собственности. По мнению консультантов из Центра, пресса должна мало-помалу убеждать промышленников, сельскохозяйственных предпринимателей и др. выкупать у государства землю.

Постановление правительства «Об определении нормативной цены на землю под приватизированным предприятием» установило цену в размере двухсоткратного земельного налога. Не всякое предприятие решится в настоящее время отдать несколько миллиардов, не зная к тому же четко, какую реальную выгоду принесет покупка. Пока в Самаре землю приватизировали только 3 предприятия.

Вопросы приватизации земли и ее коммерческого использования приватизированными предприятиями стали предметом серьезного обсуждения на семинаре. В его работе приняли участие заместитель главы областной администрации, председатель комитета по управлению государственным имуществом Самарской области В.Мамигонов, руководитель международного центра социально-экономических исследований «Леонтьевский центр» Л.Лимонов, специалисты Госкомимущества РФ, главы администраций и районов области, представители муниципальных служб и территориальных фондов имущества, представители приватизированных предприятий.

Источники

1. Волжская коммуна. — 1995 — 18 февраля.

2. Волжская коммуна. — 1995 — 10 февраля.

3. Моя газета. — 1995 — 17 февраля.

4. Самарские известия. — 1995 — 24 февраля.

5. Волжская заря. — 1995 — 8 февраля.

6. Моя газета. — 1995 — 28 февраля.

7. Самарская газета. — 1995 — 11 февраля.

8. Волжская заря. — 1995 — 14 февраля.

9. Волжская заря. — 1995 — 8 февраля.

10. Волжская коммуна. — 1995 — 4 февраля.

11. Самарская газета. — 1995 — 23 февраля.

12. Самарские известия. — 1995 — 21 февраля.

13. Волжская коммуна. — 1995 — 17 февраля.

14. Волжская коммуна. — 1995 — 18 февраля.

15. Моя газета. — 1995 — 7 февраля.

16. Волжская коммуна. — 1995 — 14 февраля.

17. Волжская коммуна. — 1995 — 17 февраля.

18. Волжская коммуна. — 1995 — 17 февраля.

19. Самарская газета. — 1995 — 18 февраля.

20. Волжская коммуна. — 1995 — 28 февраля.