Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Мордовия

Федор ЛАТЫПОВ

Мордовия

в феврале 1995 года

1.    НОВЫЙ КУРС ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОССОБРАНИЯ МОРДОВИИ

По всей видимости, основным и наиболее значимым событием февраля стало выступление первого председателя Государственного собрания Республики Мордовия Николая Меркушкина на страницах крупнейшей республиканской газеты «Вечерний Саранск». Выступление Н.Меркушкина о его планах ожидалось уже давно. Однако до определенного момента они звучали лишь тезисно. Интервью это замечательно в первую очередь тем, что впервые глава законодательной власти спустя буквально месяц после начала работы на своем посту дал оценку ситуации, сложившейся в республике, а также обнародовал, причем в весьма конкретной форме, свое видение перспективы политического и экономического развития Мордовии. Приведем фрагменты этого выступления:

«Экономическую ситуацию в республике можно охарактеризовать как крайне сложную. Если все познается в сравнении, то не может не удручать тот факт, что мы абсолютно по всем показателям замыкаем экономическую статистику Волго-Вятского и Поволжского регионов. Мы уступаем в развитии не просто на какие-то проценты, а на порядок. К примеру, жилья республика строит фактически меньше всего в России. Если сравнить Мордовию с республикой Марий Эл, с которой по промышленному и аграрному потенциалу мы очень схожи, то Марийская республика в 1994 году построила жилья в 2,5 раза больше, чем мы. И это при том, что у нас населения в полтора раза больше, чем у них. Та же картина и по стоимости основных фондов в расчете на одного человека. То есть они построили что-то нового у себя в республике в 4 раза больше, чем мы. Раньше, если случалось отставание в 5-10%, то это считалось катастрофой, начинали бить во все колокола. А сейчас мы отстаем на 200-300%! Вся Россия во многом сегодня проедает то, что создано предшествующими поколениями. То есть в общем объеме получается, что мы создаем нового меньше, чем растрачиваем старого. Так вот по этим печальным показателям мы как раз и превосходим соседние регионы в 10-15 раз. А уровень падения производства у нас в республике один из самых высоких по стране. Если в течение 1995 года мы не приостановим эти негативные процессы, то заберемся в такую пропасть, откуда выбраться будет фактически невозможно.

— Корр.: Какие Вы видите причины столь удручающего экономического положения республики?

— Н.М.: Причин подобного ухудшения экономической ситуации много. Главная — сильно политизированная власть. У нас за последние пять лет происходила постоянная борьба между ветвями власти. Сменилось 4 правительства. Плюс ко всему по политическим мотивам до крайности обострились взаимоотношения с Москвой. Свою роль сыграла и позиция выжидания многих наших руководителей. Они долго выбирали — то ли двигаться вперед, осваиваясь в новых экономических отношениях, то ли ждать, когда придет вчерашний день и все вернется на круги своя. То есть будут вновь директивы, заказы и субсидирование. Сегодня нормально работают те акционерные общества, кто с самого начала активно включился в рыночные отношения и перестал уповать на возвращение прежних времен. Надо учитывать и то, что некоторые политические лидеры республики постоянно демонстрировали свою приверженность старой экономической системе. Соответственно это накладывало свой отпечаток и на руководителей предприятий.

Следует особо выделить взаимоотношения с Москвой. Она уже давно перешла на новые формы экономических взаимоотношений с регионами: введен так называемый трансферт. По нему часть доходов собирается и перераспределяется в пользу тех регионов, какие выделены в категорию особо нуждающихся в экономической помощи. По всем показателям наша республика должна была попасть в число территорий, особо нуждающихся в поддержке федерального центра. У нас высокая доля сельского населения — где-то 43%. А село в России всегда было дотационным.

Кроме того, продукция аграрного сектора нашей республики всегда была товарной. То есть мы за пределы Мордовии вывозили более половины произведенной нами сельскохозяйственной продукции. Раньше мы за это получали большие деньги. Сейчас этого нет. В то же время наша промышленность во многом связана с машиностроением и электронными технологиями. В условиях рыночной конкуренции с западными образцами мы начинаем с этой продукцией сильно проигрывать. Так что в число десяти территорий, особо нуждающихся в поддержке федерального центра, мы должны были попасть в первую очередь. Тогда мы получили бы в прошлом году где-то около 140 миллиардов рублей дополнительных средств. Но из-за наших политических игр в число этих территорий мы, разумеется, не попали. Мы не попали и ни в одну из российских экономических программ, по каналам которых также поступают дополнительные фонды из федерального центра.

Абсолютное большинство других регионов попали в две-три, а кое-где и в пять-семь программ. По 56 регионам России есть либо указ Президента России, либо постановление российского правительства, направленные на поддержку социально-экономического развития этих регионов. На основании этих постановлений опять же оказывается дополнительная финансово-экономическая помощь. И всего две республики не охвачены вниманием Москвы. В том числе и Мордовия.

— Корр.: Вы уже месяц находитесь вплотную у руля власти республики. Что, по Вашему мнению, сейчас необходимо сделать в первую очередь?

— Н.М.: Первая задача, стоящая перед нами, — положить конец политическим распрям внутри республики. Прекратить борьбу между исполнительной и представительной ветвями власти, находя взаимоприемлемые решения. Необходимо наладить нормальные контакты с российскими органами власти. В этом направлении мы кое-что уже сделали. Я за 4 недели уже четырежды выезжал в Москву. В новом качестве я встречался с руководителем администрации президента Сергеем Филатовым. Эта встреча должна была показать, что Мордовии дан зеленый свет в отношениях с российскими правительственными структурами. Мы договорились, что в скором времени будет принят по республике соответствующий Указ Бориса Ельцина или постановление правительства, о которых я говорил выше. Встречались мы и с помощниками Бориса Ельцина, чтобы будущая аудиенция была как можно более результативной. Встречались с Чубайсом, Рыбкиным и Заверюхой. Последний обещал в середине марта приехать в республику с тем, чтобы разобраться в обстановке на месте. Встречались и с министром сельского хозяйства России Назарчуком. Удалось накоротке переговорить и с Виктором Степановичем Черномырдиным. Мы договорились о нашей встрече в марте. К этому времени мы подготовим ряд вопросов и документов, где постараемся привлечь Москву к совместному решению наших проблем. Будет еще одна встреча с Чубайсом. На этот раз с нашими конкретными предложениями и программами.

Кстати, уже начали звонить из Москвы, запрашивая в правительственные структуры различные документы и статистические данные по Мордовии. Очевидно, что и с их стороны тоже началась подготовка.

Рассмотрев бюджет, Госдума России приняла решение пересмотреть трансферты. Иными словами, будет пересмотрен перечень территорий, особо нуждающихся в экономической поддержке. У нас появился шанс попасть в число этих территорий. Правда, сейчас нам нужно очень активно поработать, и прежде всего нашему Министерству финансов. Я контактировал со многими чиновниками, и большинство из них согласилось с моими доводами о включении Мордовии в этот перечень территорий. Однако получение дополнительных ассигнований из Москвы не означает, что мы завтра же станем жить так же, как в Нижегородской или Ульяновской областях. У нас были разные стартовые условия, и они ушли вперед достаточно далеко. Но, по крайней мере, мы сможем приостановить негативные процессы в экономике и создать условия для нормального развития республики. Если же регионы России не будут постепенно выравниваться, федеральный центр может заиметь дополнительные проблемы национально-политического характера. Этот аспект в Москве тоже учитывают. Сейчас важно успеть что-то получить из Москвы уже в этом году. Поэтому я и настаивал на том, чтобы не проводить выборы 12 февраля. Поскольку тогда российский бюджет был бы уже утвержден и мы не успели бы ничего сделать.

— Корр.: Эти мероприятия замыкаются в основном на федеральный уровень. Более интересно — что планируется предпринять на республиканском?

— Н.М.: По всем принципиальным вопросам мы обязаны находить согласие с правительством республики и проводить единую экономическую политику. Конечно, необходимо включить ряд наших предприятий, которые выпускали военную продукцию, в конверсионные программы России. В аграрном комплексе мы должны серьезно заняться внутренней обстановкой. Продуктивность в этом секторе нашей экономики явно не самая высокая. Зачастую встречается казенщина и всеобщее неверие в результаты труда. Разносится крик, что все очень плохо и работать эффективно невыгодно. Бытуют какие-то пораженческие настроения.

— Корр.: Промышленность республики находится в не менее плачевном состоянии, чем аграрный сектор. Что Вы предполагаете осуществить в этой области и связано ли это каким-то образом с бюджетом на 1995 год?

— Н.М.: С промышленностью посложнее. Здесь не все будет зависеть от нас. Главная роль здесь будет принадлежать экономическим связям со странами СНГ и контактам в Москве. Однако уже сейчас просматриваются определенные перспективы. Если в прошлом году мы могли назвать только два-три предприятия, которые нормально работают, то в этом году — шесть-восемь. И количество таких предприятий постепенно растет. Наше правительство рассматривало бюджет на 1995 год несколько раз. И в первоначальный вариант были внесены достаточно серьезные изменения. Одно из них — фонд поддержки товаропроизводителей. Как бы тяжело ни было в социальной сфере — создание такого фонда просто необходимо. Предполагается, что фонд будет состоять из пяти миллиардов рублей. Хотя по большому счету необходимо раза в два больше. В том числе будет создан и фонд помощи селу. Основная цель этого фонда — уравнять возможности товаропроизводителей различных районов Мордовии. Размер аграрного фонда предполагается утвердить на уровне 20-25 миллиардов рублей. Эти цифры не являются окончательными — депутатам еще предстоит утверждать бюджет, и, возможно, они внесут какие-то коррективы. Если мы не сможем уравнять возможности товаропроизводителей территорий Мордовии, мы получим незаинтересованность в производстве у целых районов.

— Корр.: Будет ли варьироваться налоговая политика в той части, которая отнесена к компетенции Мордовии?

— Н.М.: Параллельно мы, конечно же, планируем предоставление налоговых льгот.

— Корр.: Опять же интересен критерий...

— Н.М.: Прежде всего — сложная экономическая ситуация, сложившаяся по объективным причинам. К примеру — конверсионные заводы. Это не их вина, что сегодня продукция этих заводов оказывается ненужной. Это первая категория предприятий. Вторая — те предприятия, которые прежде работали на склад. Раньше такое было возможно, а сейчас надо выпускать продукцию, пользующуюся постоянным спросом. На все нужно время и деньги. Такие предприятия — предприятия готовые перейти на производство продукции высокого спроса, конечно, получат льготы. Разумеется, в каждом отдельном случае должны быть конкретные программы.

Мы не собираемся выпускать из вида и предпринимательские структуры. Мы постараемся сориентировать их на тендерные начала, то есть на конкурсную основу. В этом случае, видимо, будут создаваться комиссии, состоящие из представителей правительства, промышленных кругов и предпринимательских структур. В основном все будет зависеть от их коллегиального решения. Возможно, возникнет необходимость создать попечительский или наблюдательный совет, рассматривающий вопросы налоговых льгот» [1].

2.    НАЧАЛО РАБОТЫ САРАНСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА

Первые дни февраля были отмечены началом работы Саранского городского Совета. Вопросы, вынесенные на повестку дня, были обычными для любого вновь созданного органа власти. Пожалуй, главной задачей первой сессии было избрание спикера городского Совета.

Помимо этого, определялся регламент работы, проводились выборы председателей комитетов и комиссий, утверждение структуры администрации города, с которой предстоит работать депутатам, а также вопросы, связанные с финансированием и бюджетом. Первое заседание горсовета было несколько смазанным. Страсти разгорелись буквально сразу же при утверждении повестки дня. К уже заявленным вопросам депутаты прибавили еще несколько. Среди них и такой важный вопрос, как гласность в работе местного самоуправления. Пожалуй, самым активным депутатом был Петр Керженцев, от него поступали постоянно какие-то предложения, вопросы и замечания. Основные дебаты развернулись по вопросу о том, кто же все-таки должен предлагать кандидатуру на пост заместителя главы администрации по работе с Советом (председателя Совета). Решив этот принципиальный вопрос и закрепив это право за главой городской администрации, депутаты утвердили структуру городского Совета и приступили к дележу «портфелей», т.е. назначению и избранию заместителя главы администрации по работе с Советом и председателей комитетов. Выборы заместителя главы администрации проводились в несколько этапов.

Первым соискателем на этот пост был предложен Виктор Щекочихин, директор средней школы №32, но депутатов эта кандидатура не устроила. За него проголосовало всего 8 депутатов. Затем были предложены две новые кандидатуры: Валерий Хлуднев и Игорь Лакиза. Проголосовав второй раз, депутаты наконец-то выбрали своего лидера, им оказался Валерий Хлуднев, председатель Мордовского рескома оборонного общества ОСТО. Он опередил своего соперника со значительным перевесом. И, как ранее решили депутаты, он автоматически стал председателем основного комитета по контролю за бюджетом. После чего были избраны председатели двух других комитетов. Председателем комитета по социальным вопросам стал член КП РФ Игорь Лакиза. Председателем комитета по экономике стал Юрий Гриднев, лидер мордовского отделения Либерально-демократической партии России.

 

Хлуднев Валерий Николаевич, родился в 1950 году в одном из сибирских сел, воспитывался в Озерском детском доме. Позже с отличием закончил Ачинское военное училище. 20 лет прослужил в ВВС Северного флота. Заочно окончил Курганское высшее военное училище. Обучался в военно-дипломатической академии. Служил советником в Латинской Америке. С 1989 года занимает должность председателя рескома оборонного общества ОСТО. Беспартийный. Женат. Имеет двух детей. Хобби: литература, в основном классическая. Как консультант и актер участвовал в съемках фильма «Торпедоносцы».

 

Лакиза Игорь Григорьевич. Родился в 1947 году в городе Василькове, недалеко от Киева. Отец — военный. Имеет трех сестер. В 1965 году закончил школу. Работал на Криворожском металлургическом заводе и одновременно обучался в вечернем институте. Позже пошел по стопам отца и поступил в Курганское высшее военное политехническое авиационное училище. Закончил в 1973 году. Свою карьеру в армии начал с замполита роты. В 1982 году работал в Сызранском военном училище. После был переведен в Сердобское вертолетное училище.

После Сердобска получает назначение в Саранск заместителем начальника Саранского учебного авиационного центра. В 1991 году избран заместителем председателя Пролетарского Совета народных депутатов. Позже сам становится председателем этого же Совета. Женат. Имеет двух сыновей. Хобби: увлекается гандболом, имеет звание кандидата в мастера спорта. Любит рисовать, занимается чеканкой.

 

Гриднев Юрий Сергеевич. Родился 9 июня 1947 года в Тамбовской области. Отец — инженер-спиртовик, выпускник Воронежского технологического института. С 1964 года проживает в Мордовии. Начальную школу закончил в г.Ковылкино. С 1959 года учился в школе №17. После окончания школы закончил 4 курса строительного факультета. С 1969 года работал на заводе слесарем КИПиА. В 27 лет вновь поступил в университет, на этот раз на экономический факультет. В 1979 году закончил университет и работал на одном из заводов экономистом. Женился в 1976 году. Жена по специальности инженер-программист. Сын, 1977 года рождения, курсант военного училища. Хобби: до 1991 года занимался спортом. Был тренером группы по плаванию. Сегодня, по своему собственному признанию, увлекается романсами и классической музыкой.

 

8 февраля депутаты продолжили свою работу. На сей раз они рассматривали структуру городской администрации и утверждали заместителей главы администрации Саранска. Депутатский корпус был в основном удовлетворен тем положением, которое сложилось на сегодняшний день, и фактически не внес никаких изменений [2].

От галереи новых лиц, появившихся в структурах власти Саранска, отчетливо веет смирением политических амбиций. В данном случае — амбиций коммунистов, чья фракция в городском Совете твердо контролирует треть голосов. Поражение их кандидатуры на выборах спикера горсовета показало, что большинство депутатского корпуса намерено использовать при выборах прежде всего критерий компетентности, а не политической принадлежности. Кроме того, новый спикер — Валерий Хлуднев — весьма близок по взглядам к главе администрации Юрию Рыбину, что вряд ли наполнит их взаимоотношения перманентными конфликтами.

С триумфом Валерия Хлуднева на выборах ключевая комиссия горсовета по бюджету также перешла в его ведение. Утверждение коммуниста Игоря Лакизы на посту председателя комиссии по социальным вопросам — вполне объяснимая дань многочисленной депутатской группе коммунистов. Ну а предложив на пост председателя комиссии по экономике либерал-демократа Юрия Гриднева, мэр Саранска еще раз продемонстрировал свою готовность идти на диалог и компромисс с любыми политическими движениями. Прошедшее распределение должностей в горсовете не может не удовлетворять главу администрации Саранска Юрия Рыбина. Все предложенные им кандидатуры оказались вполне приемлемыми для депутатов городского масштаба. Вероятнее всего, по причине тщетного подбора претендентов на председательские кресла и их предварительного обсуждения. Соответственно возможности для конструктивной работы городской администрации с вновь избранным органом представительной власти стали неизмеримо выше [3].

3.    ФИНАНСОВЫЙ СКАНДАЛ

Волна «лопнувших» трестов, банков и акционерных обществ докатилась до спокойной до этого Мордовии и разразилась небывалым скандалом. Пикантность ситуации усугублялась тем, что главным героем финансового скандала стал человек, открыто называющий себя фашистом.

Впервые этот человек громко заявил о себе в апреле 1993 года. Тогда, в середине этого месяца, в Саранске открылось региональное представительство чекового инвестфонда «МММ-инвест», региональным учредителем которого стал 37-летний Сергей Зайцев. Он предстал перед рядовыми жителями республики как бизнесмен из Рузаевки. Одной из главных своих характеристик считал то, что работал на комсомольских ударных стройках — БАМе, Тюменском нефтегазовом комплексе.

Собрав с населения деньги, ваучеры, обещал выплачивать ежегодно, по результатам финансового года, дивиденды, планируя направлять на них большую часть прибыли. Народ любит перспективы, поэтому Зайцев нарисовал их в радужных красках. Фонд намеревался заниматься инвестированием энергоемких отраслей производства, в частности угольной и нефтяной, а также совместных предприятий с США и Великобританией. Планировался и выход на рынок ценных бумаг. Защита инвесторов «МММ-инвеста» и гарант выплаты дивидендов заключались в том, что фонд хотел вкладывать чеки во множество рентабельных предприятий, а в случае прогорания одного из них вкладчик получал бы часть прибыли от другого.

А дальше все шло по знакомому сценарию: I квартал 1993 года — активное размещение акций, инвестирование; II и III кварталы — завершение в общих чертах подписки на акции фонда и уточнение на основе практического опыта инвестиционной стратегии; IV квартал — окончательное формирование уставного капитала и первоначальное наполнение фондового портфеля... Что случилось с «МММ», напоминать вряд ли стоит.

Бурная деятельность достигла своего апогея и рухнула, но намного раньше, чем головная структура «МММ». Мордовскому «МММщику» Сергею Зайцеву ничего не оставалось, как, захватив с собой фондовый портфель, уйти в тень до лучших времен. Он съездил в Польшу, загнал в свой гараж две иномарки и стал ждать. Зайцев оказался из разряда тех деятелей, которые предпочитают поставить на старый велосипед новый руль. Недолго погоревав по «МММ», он открывает новую финансовую компанию — «Траст». Неизвестно, что повлияло на Москву — но именно в столице ему удалось зарегистрировать свое детище. Попытка оформиться через Саранск не удалась. Бдительность регистрирующие органы не подвела.

Зайцевская грамота гласила: «Протокол №1 собрания совета директоров акционерного общества закрытого типа «Флик «Траст». Город Москва. 22 июля 1994 года. Присутствовали: Зайцев Сергей Евгеньевич». Он сам постановил на собрании из одного человека открыть финансовую компанию «Траст», где гарантом-учредителем выступил некий Американский банк. Грамота эта была зарегистрирована в Москве и заверена налоговой инспекцией №14 Северного округа. В Саранск Зайцев принес ксерокопию московского свидетельства и протокол собрания. Припертые к стенке работники коммерческого отдела городской администрации были вынуждены благословить деятельность финансовой компании в Мордовии. Учредитель арендовал маленький кабинет с одним столом, посадил туда девушку, развернул рекламную компанию и стал пополнять новый «фондовый портфель». Все было поставлено на профессиональный уровень: вклады от населения принимались с выплатой до 20% в месяц (баснословных процентов не обещалось), пенсионерам и крупным вкладчикам обещались льготы, оказывалась помощь в обналичивании крупных сумм, конвертировании, легальном сведении налогов к нулю торгово-закупочных предприятий (оплата в этом случае частью сэкономленной наличности)... Все это обещалось в рекламных проспектах.

Это было время накопления первоначального капитала. После того как вереницей потянулись люди, Зайцев разворачивает свою деятельность на полную мощность. И вот уже новые рекламные объявления завлекают все более широкий слой доверчивости: рождественские депозиты на 3 месяца (с минимальным вкладом — 400 тысяч) с выплатой из расчета 210% годовых, где, естественно, есть подстегивающее предложение — «вклады принимаются только до...». Сначала принимались только до 7 октября, затем «в подарок населению» — до 16 октября. К старым услугам для населения добавляется «продажа квартир в рассрочку по цене 5-60% от реальной стоимости, новых автомобилей «Москвич-412» по цене 60% стоимости со сроком получения через 60 дней». «Траст» обещал оказать «содействие в получении валютного кредита в иностранном банке, на который не распространяется НДС и спецналог». С каждым месяцем объявлялись новые условия приема денежных средств и увеличение процентных ставок в зависимости от срока «с ежемесячной выплатой 9%».

Тактика была выбрана более чем правильно. Осознав, что рано или поздно наступит момент реального расчета с вкладчиками, нужен был повод для сворачивания деятельности. Поэтому 27 января 1995 года на двери кабинета, где располагалась финансовая компания, появилось объявление: «Из-за преследования Сергея Зайцева по политическим мотивам деятельность «Траста» приостанавливается на один день». Но на следующий день объявление оставалось висеть на месте, а «ведущий» бизнесмен республики, видимо, еще «преследуемый» ФСК, исчез, прихватив с собой «небольшой подарок от населения» — около 100 миллионов рублей. Точная сумма будет известна после ревизионной проверки, которая проводится отделом БЭП Ленинского РОВД г.Саранска.

18 ноября 1994 года в Минюст Мордовии были поданы документы на официальную регистрацию организации — Русский фашистский Союз «Трон». Это событие впервые произошло не только в истории Мордовии, но и России. В министерство местные фашисты явились как и положено — со свастиками на рукавах. А во главе фашистской делегации был не кто иной, как Сергей Зайцев. Ближайшее окружение — Евгений Васильев и Евгений Власьянов.

Евгений Васильев, 1969 года рождения, живет по соседству с Зайцевым в Рузаевке. Он — идеологический центр организации, Зайцев — финансовый. В этом они и нашли друг друга, пополнив свою компанию зэком со стажем — Евгений Власьянов (1958 г.) отсидел десять лет за групповое убийство. Всего фашистов оказалось 10 человек.

Идеология новоявленных мордовских фашистов была проста: «Фашизм — это помощь Бога гибнущему народу». Они истолковали фашизм через Бога, не забыв напомнить и о распадающейся России, об обворованном народе. Всем этим, естественно, не могло не заинтересоваться ФСК, которая затребовала документы «Трона». И тут, уловив выгодность сложившейся ситуации, Сергей Зайцев быстро сворачивает свою коммерческую деятельность, прикрывшись ширмой преследования со стороны контрразведки.

Сейчас вкладчики «Траста» обивают пороги, пытаясь вернуть свои деньги. Против Сергея Зайцева сейчас возбуждено уголовное дело по ст.147 ч.3 УК РФ — мошенничество. Расследование производится отделом по борьбе с экономической преступностью Ленинского РОВД. Сам Зайцев находится в розыске [4].

Источники

1. Новый курс Николая Меркушкина // Вечерний Саранск.— 1995 — 2 марта — №9.

2. Валерий Хлуднев стал спикером саранского горсовета // Вечерний Саранск.— 1995 — 9 февраля, №6.

3. Городская власть: новые люди // Вечерний Саранск.— 1995 — 16 февраля, №7.

4. Александрова А.. От МММ до фашизма — один шаг! // Столица С.— 1995 — 10 февраля, №6.