Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Астраханская область

Александр ГАНДЕЕВ

(Под редакцией Сергея Рыженкова)

Астраханская область

в январе 1995 года

1.    ВЛАСТЬ

1.1.       Законодательная деятельность в 1995 году

Заседавшее в январе областное Представительное Собрание наметило план работы на 1995 год. Депутаты предполагают разработать и принять ряд законодательных актов в сфере государственно-правового строительства, экономики, правопорядка и природопользования.

Среди первоочередных актов — Устав Астраханской области, Закон о правовых актах, законы о бюджетной системе, о бюджетном процессе, об областных налогах и сборах, об управлении объектами госсобственности области, местном самоуправлении, референдуме, о порядке использования земельного фонда, об охране памятников истории культуры, об административных правонарушениях.

В более дальней перспективе — принятие законов об органах государственной власти, о контрольной деятельности областного Представительного Собрания, о разграничении областной и муниципальной собственности и другие.

В то же время администрация области предполагает за этот год разработать следующие законы: об ответственности должностных лиц области за неисполнение законодательных и нормативных актов области, распоряжений и постановлений главы администрации, о национальной политике в Астраханской области, о порядке определения норматива и цены и плате за землю, о порядке изъятия и предоставления земель гражданам и юридическим лицам.

Обладминистрация считает, что необходимо рассмотреть вопросы о создании трех новых областных внебюджетных фондов: охраны труда, оказания помощи беженцам и вынужденным переселенцам и для обеспечения населения в случаях чрезвычайных ситуаций.

Вносятся также на рассмотрение вопросы о порядке управления и распоряжения объектами госсобственности области, о конкурсе инвестиционных проектов, реализуемых под гарантии администрации области или с ее участием, об основных принципах финансирования капиталовложений с использованием областного бюджета, о создании государственной жилищной инспекции в Астраханской области.

Несколько вразрез со столь основательными планами идет собственно законодательная практика. Так, руководитель астраханского отделения Российского союза местного самоуправления (РСМС) Владимир Элеменкин (бывший заместитель председателя горсовета, занимавшийся, в частности, вопросами реформирования системы местного самоуправления) направил в областное Представительное Собрание и обладминистрацию два законопроекта, разработанных астраханских отделением РСМС при участии московских специалистов, — о местном самоуправлении и о референдуме.

Содействие этой инициативе оказал астраханский депутат Госдумы, член комитета по местному самоуправлению, возглавляющий один из его подкомитетов, Владислав Виноградов (член группы «Союз 12 декабря» и Либерально-демократического Фонда). Но областное Представительное Собрание, равно как и обладминистрация, игнорируют эти проекты. Пресс-служба областного Собрания лишь сделала заявление унизительного для разработчиков рода. В нем было сказано, что работа в этом направлении уже ведется и Элеменкин со своими проектами ломится в открытые двери. Правда, реакция последовала уже после того, как по городскому телевидению прошла информация о проектах Элеменкина. Оказалось, что депутаты даже не знали, что в канцелярии аппарата находятся эти проекты...

1.2.       Визит членов Совета Федерации

В январе в Астрахани работала группа членов Совета Федерации, изучавшая местный опыт взаимоотношений властей и руководства регионов. В рабочую группу входили заместитель председателя комитета по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике Валерий Адров, являющийся также представителем Президента России в Астраханской области, председатель Думы Ставропольского края Серенков, председатель Волгоградской областной Думы Семергей, первый заместитель заведующего отделом правовых проблем федерализма и международных отношений правового управления аппарата Совета Федерации Воробьев и специалист-эксперт отдела по взаимодействию с субъектами Федерации аппарата Совета Федерации Фомин.

Группа подготовила аналитическую записку о взаимодействии органов исполнительной власти и представительных органов власти как стабилизирующем факторе общественно-политической и экономической обстановки в Астраханской области. Отмечено, что в области активно идет процесс поиска и разработки механизмов осуществления паритетного баланса прав, полномочий и ответственности ветвей власти. Один из главных плюсов, отмечаемых в докладе, — обоюдное стремление ветвей власти к сотрудничеству. Представительное Собрание и областная администрация сохраняют традицию взаимопонимания, характерную для Астраханской области. Конкретной формой взаимодействия была названа разработка и принятие нормативных актов.

Выяснилось, что Астраханская область одной из первых закрепила право депутатского запроса, — в существующем федеральном законодательстве этот вопрос не оговорен. В заслугу Представительному Собранию было поставлено то, что оно не стремится подменять собой исполнительную власть, но значительное внимание уделяет вопросам контроля. В записке также говориться, что удачному взаимодействию двух ветвей власти способствует и личные качества руководителей области — Анатолия Гужвина и Валерия Бородаева. Для них «характерно умение находить разумные решения в сложных политических коллизиях».

В записке констатируется, что «конструктивная деятельность двух ветвей власти и органов управления позитивно влияет на общественно-политическую ситуацию, которая приобретает все более выраженный стабильный, управляемый характер. В регионе пошла на спад митингово-пикетная активность населения». Авторы материала связывают это и с тем, что четвертая часть среди депутатов Представительного Собрания — члены КП РФ и ОФТ. В городском Собрании последних — 2/3.

Отмечается, что экономический потенциал области велик и с помощью инвестиций «она сможет осуществить экономический прорыв». Отмечалось также, что итоги презентации Астраханской области в Москве [1] были довольно весомыми.

Астраханцы слегка удивили авторов записки своим патриотическим отношением к местной политико-государственной машине, — так как все же «многие социально-экономические вопросы остаются нерешенными», наблюдается тенденция к ослаблению хозяйственных связей, обострилась проблема взаимных платежей, своевременной выдачи заработной платы.

2.    ЭКОНОМИКА

2.1.       Выпуск облигаций областного займа

Одним из главных событий в экономической жизни Астрахани можно назвать выпуск облигаций на предъявителя государственного (областного) выигрышного займа. В качестве эмитента выступила администрация Астраханской области.

Выпущены следующие виды ценных бумаг: облигации на предъявителя, выигрышные, процентные, целевые. Общий объем выпуска по номинальной стоимости — 8 млрд. рублей (число выпущенных облигаций — 800 тысяч штук, номинальная стоимость одной облигации 10 тысяч рублей). Данный займ делится на четыре серии. В настоящее время в обороте первая серия, объем выпуска — 3 млрд. рублей. Она выпущена 1 января 1995 года. Срок обращения облигаций — 2 года.

Круг потенциальных инвестров предельно широк. Ограничений на приобретение облигаций нет. Их могут приобрести как физические, так и любые юридические лица. Дата начала распространения облигаций — 1 января 1995 года, окончание процесса распространения — 1 января 1996 года. Затем еще в течение года облигации будут иметь хождение на рынке ценных бумаг.

Распространение облигаций займа осуществляется через банки-дилеры (ведущим считается Волжско-Каспийский акционерный банк), действующие на территории Астраханской области, а также через привлеченных агентов из числа инвестиционных институтов и торговый зал Астраханской фондовой биржи.

Доход по облигациям обеспечивается за счет выплаты процентов и проведения розыгрышей. Оплата процентов будет производится один раз в год. Выигрышами по облигациям будут квартиры, розыгрыш которых будет производится в конце каждого года и товары народного потребления, розыгрыш которых будет проводится в конце каждого квартала в течение двух лет.

Газета «Астраханские ведомости» (прежде — орган областной администрации, не так давно стала «деловым еженедельником» при сохранении учредительства обладминистрации) опубликовала прогноз обращения облигаций. По ее мнению, отличие этого займа от большинства эмиссий состоит в том, что он является выигрышнвм. Динамика распространения облигаций представляется следующим образом: к концу января дневной объем продаж банками-дилерами выйдет на некоторый труднопредсказуемый уровень, обусловленный естественным интересом части населения к новому хозяйственномсу инструменту. Пик первичного распространения ожидается где-то к середине марта — перед первым розыгрышем. После 1 апреля темпы распространения могут упасть практически до нуля, а оборот вторичного рынка скорее всего увеличится из-за растущего предложения, следствием чего станет падение курса. Подобная картина повторится еще в июле и в сентябре. Но сентябрьский пик может и не закончиться падением курса из-за близости срока наиболее интересных бонусов — квартир, а наоборот перейдет в более крутой ноябрьско-декабрьский подъем.

С 1 января 1996 года размещение облигаций закончится и всю дальнейшую динамику будет определять вторичный рынок. Более-менее стабильный курс подскочит к середине марта, и затем еще дважды — с интервалом в три месяца. Можно предположить, что падение его после розыгрышей будет менее резким, чем в текущем году — из-за того, что все больше облигаций будует выбывать из игры, а новых не появится. Наконец, в сентябре-ноябре 1996 года курсовая стоимость облигаций должна достичь максимального уровня, с тем чтобы в конце следующего года достичь нулевой отметки.

При этом газета отмечает, что описанная динамика поведения показателей курсовой стоимости и объема продаж облигаций областного займа предполагает идеальные условия, то есть высокий интересс и доверие населения, стабильную экономическую и политическую ситуацию как в регионе, так и в стране в целом.

2.2.       Создание ассоциации участников рынка ценных бумаг

В январе в Астрахани была создана региональная ассоциация профессиональных участников рынка ценных бумаг. Ее членами стали практически все лицензированные местные организации, оперирующие ценными бумагами. Среди них инвестиционно-финансовая компания «Юг», Астраханская фондовая биржа, акционерное общество «Марс-инвест» и др. Президентом ассоциации избран финансовый директор акционерного общества «Гепатит-Каспрыба» г-н Мишанин. Одним из членов совета стал первый заместитель главы обладминистрации по новой эеономической политике Александр Жилкин.

Из основных целей и задач новой ассоциации можно выделить две: разработка и адаптация технологических стандартов, инструкций и методических пособий, требующихся для профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, и защита и реализация прав владельцев ценных бумаг путем расширения объема и повышения качества услуг, предоставляемых членами ассоциации.

Ассоциация должна выработать единый подход участников местного фондового рынка по ведению документации, связанной с учетом, хранением и движением ценных бумаг, в соответствии с требованиями, которые предъявляются федеральными инструкциями и нормативными актами. Пока еще многие местные акционерные общества и депозитарии, держатели и регистраторы допускают отклонения и нарушения, а то и явные нелепости в оформлении документов, связанных с ценными бумагами. Пока ассоциация только начинает работать и все ее цели и задачи носят в принципе чисто декларативный характер. Однако солидный состав ассоциации позволяет надеяться, что она перейдет от слов к делу и сможет помочь рядовым акционерам ориентироваться в ситуации на фондовом рынке.

3.    ЗАНЯТОСТЬ

По данным областного Центра занятости в наступившем году скрытая безработица прогнозируется до уровня 60-70 тысяч человек. Ожидается также резкий рост числа убыточных предприятий. Чтобы заранее подготовиться к неприятным сюрпризам экономического спада на одном из заседаний координационнго комитета содействия занятости населения, проходившем в январе, была принята новая программа занятости населения.

Она предусматривает, что численность безработных к концу 1995 году может составить 31-34 тысячи человек, или 9% от общей численности экономически активного населения. Специальные меры намечены на случай резкого увеличения потока беженцев и банкротств крупных предприятий (что, в частности, отрицательно скажется на поступлениях средств в фонд занятости). Приоритетными направлениями остаются создание дополнительных рабочих мест, организвация общественных работ, развитие системы переобучения и профориентации, оказание психологической поддержки безработным, стимулирование Центра занятости населения.

В новой программе появились три самостоятельных подпрограммы. Они предусматривают защиту тех групп населения, которые больше всего нуждаются в поддержке. Это, молодежь, составляющая 4% всего трудоспособного населения, женщины (к концу года они составят 74% безработных), инвалиды (из 26 тысяч инвалидов, проживающих в области, 15 тысяч — люди трудоспособного возраста). В программе определен комплекс мер по сдерживанию безработицы среди этих групп населения.

Источники

1. Гандеев А., Рыженков С. Астраханская область в октябре 1994 года // Политический мониторинг.— М.: ИГПИ, 1994.— №10, ч.1.