Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Марий Эл

Сергей СМИРНОВ

Республика Марий Эл

в январе 1995 года

1.    ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ

Впервые президент РМЭ В.Зотин открыто осудил действия президента РФ Б.Ельцина — на встрече руководителей семи республик России в Чебоксарах он подписал коммюнике, призывающее к немедленному прекращению гражданской войны в Чечне. Обычно тихое Поволжье резко встревает в большую политику. Но сейчас наглядно демонстрируется один из сценариев (видимо, показательный) возможного развития отношений «Центр-республика». Депутаты Госсобрания РМЭ чуть позже приняли обращение к российским властям, где поддержали позицию президента Марий Эл. Центр, раздраженно отмахнувшись от президентов, «возомнивших себя государственными деятелями» (оценка встречи И.Рыбкиным), чувствительно задел республики своим пренебрежением.

«Политиком года» — 1994 в Марий Эл признан В.Зотин. Как объявил президент РМЭ, он намерен поменять фигуры в кабинете министров, добиться стабилизации экономики во втором полугодии 1995 года.

Республику по приглашению регионального отделения партии «Демократический выбор России» посетил ее лидер Е.Гайдар, имя и связи которого заманчивы для Марий Эл, активно ищущей сегодня инвесторов извне.

В январе сохранялись темпы падения большинства экономических показателей, стабильны лишь некоторые отрасли, такие как сельское хозяйство, медицинская промышленность.

2.    ПОЛИТИКА

2.1.       Президент

5 января в Чебоксарах президент РМЭ Владислав Максимович Зотин принял участие во встрече руководителей семи поволжских республик РФ — Марий Эл, Татарстана, Чувашии, Башкортостана, Карелии, Мордовии, Удмуртии — и членов общественного комитета «Согласие ради Отечества» (председатель Ю.Скоков). Собравшиеся подписали коммюнике, где категорически осудили войну в Чечне и призвали к ее немедленному прекращению. Ими достаточно жестко заявлено о необходимости организации Конгресса народов России для решения национальных вопросов и о возобновлении работы Совета глав республик. Более того, на чебоксарской встрече пущен пробный шар и по поводу «досрочных отставок руководителей всех уровней, не выполнивших своих предвыборных обещаний» [16].

Мнение В.Зотина

О Чечне: «По существу это война за нефть. Порядок нужно было наводить, но не таким образом. Мы не думали, что у нас столь бездарные генералы. А теперь Россия потеряла авторитет — в мире поняли, что армия у нас слаба».

О реакции Москвы на встречу: «Они испугались...»

О Конгрессе народов: «Этот пункт я подписал только из уважения к присутствовавшим. Например, от марийцев придется послать одного человека, а у нас уже 5 марийских общественных организаций — они же раздерутся! Не вижу смысла в Конгрессе — очень трудно избрать одного делегата от какого-то народа, чтобы он отвечал интересам всех слоев населения, общественных движений, политических партий».

О Совете глав республик: «В последнее время встречи в Совете превратились в обычные мероприятия. Ельцин скажет несколько фраз и уходит в другой зал...»

О Б.Ельцине: «Ельцин не так прост, он — человек эмоций. Надо дать дослужить ему свой срок. Это российский президент, которого я уважаю, как бы к нему ни относились. Но если и дальше не будет никакого улучшения, неизбежно встанет вопрос о досрочных выборах» [17].

В.Зотин также сказал: «Инициатива встречи принадлежала Федорову... Сначала я тоже считал, что нужно «приструнить» Чечню. Но в Грозном бомбят и русских. Это же братоубийственная война! И мы высказались жестко... В республику приходят гробы... Москва забеспокоилась. Были бы мы губернаторами областей, нам бы несдобровать. Но мы народом избранные — нас из Москвы не снимешь.» [12].

 

Об итогах 1994 года для республики:

О промышленности: «Прошедший год оказался намного сложнее, чем ожидалось. Падение производства — на 22%. Мы потеряли металлообработку, деревообработку. В тяжелом положении легкая промышленность; не думаю, что она быстро поправится; если нынче с Узбекистаном договорился, то с хлопком будем. По сравнению с 1991 годом осталось 47% объема промышленности, более половины потеряно!... Но не все плохо. Медицинская промышленность сработала на 108%. Построены стеклозавод, картофельный завод, строятся два сахарных завода. У Табашино собираемся строить нефтеперерабатывающий завод на 100 тыс.тонн в год (Оршанский район). Обнадеживают геологи — в республике есть нефть. Желающих стать компаньонами много, денег бы набрать; пока подключился к трубопроводу «Дружба», а потом, возможно, будет своя нефть. Но здесь нюанс: если на строительство завода мы вложим свои деньги, то и нефть будет наша, если Москва — то нефть их».

Об «оборонке»: «Желание пригласить в республику Ельцина связано как раз с тем, чтобы он дал четкий ответ: нужен ли России марийский ВПК? Решение вопроса затягивается, заводы стоят. Увольнять рабочих? Но их тысячи... То, что делает ММЗ (Марийский машиностроительный завод — крупнейшее предприятие в РМЭ), это лучшие в мире системы. Если состоятся контракты с американцами, то это десятки миллионов долларов. Пока же многострадальный ММЗ до сих пор не может получить в Минфине РФ обещанный Ельциным кредит на 15 млрд. руб. — должны были получить в декабре, но Минфин сослался на Чечню, отложил на февраль... Есть основания считать, что ВПК Марий Эл постепенно перейдет на гражданский профиль. Но в 1995 году ВПК еще будет сильно давить на РМЭ... Боюсь, что Ельцин (давший обещание посетить РМЭ) вообще не приедет. Но будем продолжать работать с Москвой — добиваться госзаказа и его оплаты Министерством обороны».

О сельском хозяйстве: «В сельском хозяйстве за 1994 год падение производства лишь на 3% — это очень немного. Будущее здесь оптимистично. Основная проблема — снижение дисциплины, без «погонялки» не работают. Руководители хозяйств считают себя «демократами», перестали спрашивать за результат, не бывают на фермах, да и мы,правительство, не выезжаем... Наше село взяло кредит на 46 млрд. руб.на 10 лет. Выплачивать его нелегко, и мы пролонгировали договор с Москвой. Кстати, половина процентов будет погашаться из бюджета РМЭ, то есть 4,5 млрд. руб. ежегодно».

О бюджете: «Бюджет очень плохой. Россия выполнила его на 65%, мы — на 73%. Мы должны медицине, строителям (за 1 млрд.), аграрникам (1500 млн), транспортникам. С нами Минфин РФ как поступил — говорят, подождите до нового года, а 3 января заявляет: давайте забудем о долгах...»

О реформах: «Молодым легче ломать — Немцов же не строил Нижегородскую область. А мне тяжело, я здесь жил, работал... Реорганизация колхозов, например. Черномырдин приказал идти по нижегородскому пути. Но у нас это не пройдет. Волжские земли, попробуй подели... Поджоги, вредительство — это уже было при зарождении фермерства. Да, в некоторых хозяйствах, где народу мало, этот опыт может пригодиться, но в целом — нет».

О власти: «На встрече с главами районных организаций мы договорились 1995 год объявить Годом руководителя. Наши недостатки -прежде всего от инерции сознания руководителей... В обкоме партии было 8 отделов. У меня же вместе с охраной всего 74 человека. Аппарат исполнительной власти тоже небольшой; собственно, в правительстве работают глава правительства В.Зотин, первый зам.главы Юрий Нафанаилович Смирнов и зам.главы Евгений Симфорианович Эпин. И все. Остальные заместители — министры... Но реорганизация предстоит. В ближайшее время поменяем несколько министров — кто-то устал, кто-то не вписался в команду. Но за три года моего президентства мы никого не выгоняли со скандалом — достоинство надо уважать».

18 января президент РМЭ отбыл в очередную командировку в Москву. Цель — добывать деньги для республики [12,17].

2.2.       Парламент

21 февраля начнет работу седьмая сессия Госсобрания РМЭ.

Депутатам предстоит обсудить проекты новой Конституции РМЭ и законов «О политических партиях», «О передачи земли в собственность граждан» (речь идет только о дачных и приусадебных участках), «О бюджетной системе РМЭ на 1995 год», «О государственной службе в РМЭ», вопрос о фондах борьбы с преступностью.

На сессию будет вынесен вопрос и о страховых медкомпаниях. За 1994 год нарушений в них обнаружено меньше, чем в 1992 году. Но продолжается необоснованное распределение средств, в частности, на повышение зарплаты. При этом страховые компании задолжали медицинским учреждениям 13 млрд. руб.

Наиболее существенные изменения, внесенные в проект Конституции РМЭ, над которым сейчас идет работа: право на частную собственность на землю, сокращение срока президентства с 5 до 4 лет, замена поста вице-президента на премьер-министра [13].

Проведено анкетирование среди депутатов[1]. Их мнения о возможных изменениях в модели ГС РМЭ, высшего представительного и законодательного органа власти республики:

За то, чтобы оставить нынешнее название парламента — 92%. За увеличение численного состава ГС с 30 до 50 человек — 48%, столько же — за увеличение состава до 75 человек. За то, чтобы парламент был однопалатный — 96%. Чтобы часть депутатов работала в ГС на постоянной основе — 92%. Чтобы система выборов была смешанной — 60% (по этому вопросу весь президиум, кроме одного депутата, голосовал за мажоритарную избирательную систему).

На президиуме ГС РМЭ решено направить российским властям от имени парламента республики обращение с оценкой событий в Чечне, в котором поддержать позицию президента РМЭ [1].

2.3.       Политики года

Впервые в истории РМЭ газета «Известия Марий Эл» попыталась составить политический рейтинг-лист. С предложением, назвать самых активных политических деятелей республики 1994 года, редакция обратилась к ряду журналистов, государственных и партийных деятелей республики (участвовало в опросе 42 человека).

Итак, политический Олимп-94 республики Марий Эл выглядит так:

1. Владислав Максимович Зотин, президент РМЭ — 136 баллов.

2. Вячеслав Александрович Кислицын, депутат Совета Федерации Федерального Собрания РФ, глава администрации Медведевского района — 65.

3. Александр Сергеевич Казимов, депутат ГС РМЭ, координатор марийского отделения (далее — МО) РПРФ, ст.научный сотрудник МарНИИ — 62.

4. Анатолий Анатольевич Смирнов, председатель ГС РМЭ — 54

5. Анатолий Геннадьевич Попов, депутат Госдумы Федерального Собрания РФ, председатель МО ПРЕС, директор Йошкар-Олинской обувной фабрики — 44.

 

Названы были не только представители власти или партий, в частности: Иоанн, епископ Марийский и Йошкар-Олинский (11 баллов); Ю.В.Ефимов, президент АКБанка «Аяр» (5); А.П.Акулов, президент коммерческого банка «Акпарс» и др.

Лидерам было задано два вопроса:

1) Событие года-94;

2) ваши цели — 95?

 

В.Зотин:

1) Мы выжили. Урон, который потерпели другие регионы, нас коснулся в меньшей степени. В долгах, как в шелках; но с бюджетными организациями в основном рассчитались;

2) Добиться снижения темпов падения производства. Чтобы во втором полугодии появились признаки стабилизации. Считаю, что 1995 год должен стать базовым для роста в дальнейшем, хотя год будет крайне трудным».

 

В.Кислицын:

1) Когда не стало Галавтеева (вице-президент РМЭ, умерший в 1994 году — С.С.) Как руководитель он мыслил масштабно, с ним легко было решать вопросы;

2) Чтобы не трясло Отечество так, как трясет сейчас. Хозяином положения должен быть тот, кто производит».

 

А.Казимов:

1) Самое заметное явление в политической жизни республики — реальная многопартийность в нашем парламенте. Это уникальное явление среди субъектов РФ, насколько мне известно;

2) Программа-минимум — обеспечить представительство республиканцев в ГС РМЭ; максимум — добиться того, чтобы в новом составе парламента большинство принадлежало либерально-демократически настроенным депутатам.

 

А.Смирнов:

1) Избрание и начало деятельности ГС РМЭ, как нового законодательного органа;

2) Принять Конституцию Марий Эл и соответствующие ей законы».

 

А.Попов:

1) Создание в Йошкар-Оле регионального отделения Академии естественных наук. Я за то, чтобы в перспективе лесная наука вышла на первый план в республике, не упустила приоритет, добытый нашими учеными;

2) Оправдать доверие большинства избирателей РМЭ. В конце года — новые выборы в Госдуму, и моя задача: быть в доверии у избирателей и на новый срок.

 

Некоторые участники опроса говорили, что не видят в РМЭ активных деятелей в политике (или даже — «Я и пассивных-то не вижу»), некоторые — что «Олимп» не имеет смысла («У нас политическое болото. У нас нет политических деятелей, соответствующих духу времени»). Пятерка лидеров опроса очень резко оторвалась от остальной массы политиков республики; можно предположить, что именно между ними может развернуться соперничество на выборах регионального и федерального уровня в ближайшие год-два [14].

2.4.       Правительство

2.4.1.      Отставки

Президент РМЭ меняет состав правительства республики. Освобожден от обязанностей министра юстиции Валерий Александрин, на эту должность назначена Татьяна Михеева. На посту председателя Комитета по печати и информации Александра Иванова сменил Иван Андреев, возглавлявший до этого пресс-службу правительства [13].

В.Зотин публично объявил о намерении поменять в ближайшее время еще некоторых министров. По-видимому, самая уязвимая фигура — министр внешних экономических связей Леонид Ивенский, чью кандидатуру не поддерживает ГС РМЭ.

Л.Ивенский: «За прошедший год экспорт вырос на 30% — с 9 до 12 млн.долларов — и значительно превышает импорт. За 10 месяцев существования министерства мы убедились, что приглашений и уговоров иностранных партнеров совершенно недостаточно. Необходимо создать в РМЭ привлекательный режим — правовой, налоговый, кадровый. Мы подготовили проект закона «О внешнеэкономической деятельности и иностранных инвестициях в РМЭ». Но я сомневаюсь, можно ли его предлагать данному составу ГС — в законе говорится о собственности на земельные участки, где размещаются предприятия, инвестированные иностранными партнерами, о различных налоговых льготах для таких предприятий, в том числе и предоставление статуса предприятия-пионера. Известно, что к частной собственности и налоговым льготам нынешний состав ГС относится негативно.

Чтобы иметь достойные иностранцев кадры, мы намерены в рамках программы ЕС совместно с партнерами из ряда регионов создать школу внешнеэкономических знаний и Консультативный центр содействия экономическому развитию. Команда Зотина реалистична и деловита. Но хотелось бы более активной позиции правительства на внутреннем финансовом рынке, направленной именно на перспективу.

Почему ГС РМЭ дважды отказалось утвердить указ президента Марий Эл о моем назначении? Думаю, к делу это относится весьма отдаленно — это скорее политика, причем политика национальная. Ведь голосование такого рода не первое. Год назад голосовали против Ю.А.Минакова (бывший председатель Верховного Совета республики, депутат ГС, которого прочили в председатели Госсобрания, по мнению ряда наблюдателей, не был избран прежде всего потому, что он русский по национальности — С.С.), весьма авторитетного политика, получившего в своем округе наибольшее количество голосов избирателей по сравнению с другими депутатами ГС. В правительстве ничего подобного нет, здесь тяжелая повседневная работа по реальным проблемам, не до игр.

Парламент должен быть компактным, но профессиональным. Когда депутаты собираются раз в два месяца и заняты своими делами, они несколько по-другому все воспринимают, чем те, кто решает проблемы республики повседневно. Поэтому, я думаю, многие предложения исполнительной власти тормозятся, а иногда и блокируются Госсобранием» [15].

2.4.2.      Центр анализа и прогноза социально-экономических процессов

Центр образован 2 сентября 1992 года. Цель: обеспечение президента и высшего руководства республики прогнозной и иной специнформацией; подготовка практических рекомендаций, проектов указов, постановлений и программ по стратегическим вопросам развития событий; консультирование и экспертиза различных проектов. Редкая в России особенность для правительственной структуры — Центр изначально объявлялся хоть и государственным, но хозрасчетным предприятием.

Полгода Центр не мог начать работать — не находилось заказчиков. Затем, наконец, правительство заказало Центру разработку республиканской программы «Эффективная экономика»... На сегодня Центр имеет свои компьютеры, сам издает журнал «Марий Эл»: вчера, сегодня, завтра», имеет деловые связи с фондами и организациями в стране и за рубежом, заказов — на десятки миллионов рублей, хотя здесь работают всего 6 человек.

Руководитель Центра — Иван Васильев. 44 года, кандидат экономических наук, специалист по разработке и реализации целевых комплексных программ, размещению производительных сил. Руководитель ряда региональных и федеральных программ, а также научных программ Фонда развития культур финно-угорских народов, директор отделения Международного фонда «Реформа» в РМЭ (руководитель — С.Шаталин), член правления российского благотворительного фонда «Интеллект». По его словам, основное внимание центр акцентирует на формировании инфраструктуры рыночной экономики.

Что сделано: проект по инвестиционным компаниям — на его основе создана первая в республике инвестиционно-трастовая компания. Разработка механизма создания системы негосударственных пенсионных фондов — сейчас их в республике уже пять. Программа деятельности по профподготовке и обеспечению занятости молодежи на 1995 год в Марий Эл безработных в 2 раза больше, чем в среднем по России. Пакет документов по поддержке малого негосударственного предпринимательства.

Делается: разработка федеральной программы возрождения и развития культур финно-угорских народов России — за этот заказ боролись 6 организаций., в том числе 4 — из Москвы. Эта программа рассчитана на несколько лет, уже привлечены крупные московские лаборатории, НИИ природы, институт микроэкономики Минэкономики России. Программными мероприятиями охватываются 27 регионов РФ.

Будет сделано: в прошлом году Центр стал победителем республиканского конкурса на разработку лучшей модели эффективной системы управления. Центр на основании опроса оценил уровень компетентности руководящих работников — пока в целом по республике, районам и городам. Есть методики оценки уровня компетентности и отдельных руководителей.

Центр пришел к выводу о необходимости создания специализированного учебного заведения по подготовке управленцев, подготовил документы для создания Марийского института государственной службы и управления. Принципиальное согласие на создание института республиканские власти уже дали.

Все вышеперечисленные идеи и входят в программу «Эффективная экономика». На очереди — пакет документов по госрегулированию экономики, совершенствованию системы управления и др.

И.Васильев: «Сейчас в правительстве РМЭ происходят серьезные изменения. К управлению приходят молодые, более квалифицированные кадры. Правительство решает не только повседневные вопросы, но, что самое важное, все чаще обращает внимание и на вопросы стратегии» [18].

2.5.       События, связанные с войной в Чечне

Информация о происходящем в Чечне противоречива. 12 января военкомат опроверг слухи об отправке добровольцев в Чечню из Марий Эл [16]. 26 января военкомат РМЭ сообщил, что из Йошкар-Олы уже выехала команда из 16 человек, добровольно пожелавших принять участие в боевых действиях в Чечне. «После курса переподготовки солдаты прибудут на место назначения...Зарплата контрактников — 400 тыс. руб.в месяц [15].

Комитет по делам ГО и ЧС РМЭ пребывает в дежурном режиме в ожидании отправки в Чечню одного из подразделений марийской поисково-спасательной службы [19].

По данным МВД РМЭ, в Чечню оно командировало четыре группы. 10 человек спецотряда быстрого реагирования (СОБР) отправлены в Москву. 15 января в Москву отбыло 100 бойцов ОМОНа — две трети республиканского ОМОНа направлены в 45-дневную командировку в Московскую область, где будут выполнять функции по поддержанию порядка; однако, не исключена возможность отправки их в Чечню. 39 человек отправлены во Владикавказ, в составе отряда — патрульно-постовая служба, водители, дежурная группа, специалисты по ведению следственной работы, врач; их задача — охрана правопорядка в соседней с Чечней Северной Осетии. В Моздок вылетела группа специалистов по исправительным делам и социальной реабилитации, задача — работа в следственных изоляторах, численность группы — 17 человек [15,17].

МО ДВР и Марийский фонд милосердия и здоровья (соответственно, председатель МО ДВР — Валерий Кожевников и председатель фонда — Алевтина Билич), воздерживаясь от политической оценки происходящего в Чечне, обратились к жителям республики с призывом принять участие в сборе медикаментов, вещей, продуктов, денежных средств для отправки в Чечню [14].

2.6.       Местное самоуправление

2.6.1.      Медведевский район

Медведевский район — экономический лидер в республике. Возглавляет его депутат Совета Федерации Федерального Собрания РФ Вячеслав Александрович Кислицын, который столь активен политически, что многие в Марий Эл уже видят его в президентском кресле. В.Кислицын, пожалуй, самый жесткий местный руководитель.

В.Кислицын: «Проблема власти — развращение кредитами. Некоторые хозяйства получают деньги, не работая. Правительство республики не оглядывается на то, как эти деньги отрабатываются. Многие продолжают надеяться на очередное снижение долгов или на инфляцию. Банкротство — болезненный процесс, но пора уже что-то делать... Я числю за правительством РМЭ лишь один грех — ослабление требовательности к низам. Иначе народ разучится работать... Цели в 1995 году: приоритет производителя, а не приватизационных комитетов, банков, переработчиков сельхозпродукции, диктующих цены; урегулирование взаиморасчетов; социальная сфера» [2].

2.6.2.      Волжск

Волжск — промышленный город, второй по величине город в Марий Эл. Глава администрации Волжска — Евгений Петрович Дунаев, бывший депутат ГС РМЭ (до назначения на пост мэра — совмещение должностей в разных ветвях власти в РМЭ запрещено), бывший председатель МО ПНР (также до назначения мэром), директор Волжского домостроительного комбината.

Его новогоднее приветствие волжанам дышало оптимизмом: «... Волжск должен стать центром новой России. Наш город имеет достаточный промышленный, торговый потенциал, развитую финансовую структуру. Только их надо привести в действие». Администрация Волжска передала в правительство и ГС РМЭ ряд документов с предложением создать в Волжске зону экономического благоприятствования.

На заседании правительства 30 января было одобрено предложение администрации Волжска о проведении эксперимента по экономическому стимулированию увеличения производства товаров и услуг на предприятиях города [18].

2.7.       Партии

2.7.1.      «Предприниматели за новую Россию» (ПНР)

В МО ПНР произошел раскол. Группа членов Совета МО на внеочередной конференции объявила отстраненным от должности председателя МО Вячеслава Пайдоверова «за дискредитацию сути движения ПНР», о чем сообщила в прессе. Исполняющим обязанности председателя стал Анатолий Софронов. В свою очередь Пайдоверов счел собрание неправомочным принимать подобные решения и обвинил товарищей по партии в хищении протоколов, Устава, также выступив с «разоблачениями» в прессе. Фактически публичная борьба идет за кресло в парламенте РМЭ. Пайдоверов должен получить депутатский мандат (по результатам выборов в ГС 12 декабря 1993 года, где он был вторым по списку МО ПНР после ушедшего в мэры Волжска Е.Дунаева), однако ему предъявила претензии налоговая инспекция; депутаты раздумывают, выдавать ли Пайдоверову мандат. Из-за общего прессинга Пайдоверов может «выйти из игры» — в этом случае на мандат претендует Александр Любимой (следующий по избирательному списку) из Волжска, который в 1990-1993 гг. был депутатом Верховного Совета Марийской ССР, являлся председателем бюджетной комиссии ВС [15].

2.7.2.      Республиканская партия РФ

Координатор МО РПРФ, депутат ГС РМЭ Александр Казимов:

«Сегодня нас волнуют прежде всего экономические вопросы. Отсюда все начинается и этим все заканчивается. На наш взгляд, чтобы спасти будущее демократии и либеральных реформ в России, нужна немедленная смена правительственного курса. До сих пор нет последовательной политики реформ. Иначе на ближайших выборах власть возьмут крайне правые, которые обещают очень легкие решения вопросов и не ответственны за свои слова... Федеральный бюджет не открывает никаких перспектив для возрождения экономики. А стране нужна не столько экономия бюджетных средств, сколько более совершенная бюджетная система — повышение эффективности использования средств, социальная стабильность и выравнивание экономического развития регионов.

В партии идет активная работа над концепцией собственной экономической программы, главное отличие которой — реалистичность, приземленность. Рассчитана не на 500 дней, а на 15-20 лет. Постепенный, естественный переход к либеральной рыночной системе. С ней и пойдем на выборы.

В обозримом будущем прийти к власти мы не рассчитываем, работаем на перспективу... Республиканцы идентифицируют себя с левым центром. Своими союзниками признаем всех, кто согласен с необходимостью перехода к рынку, с приоритетом прав человека над правами государства и с равенством всех народов. На последнем пленуме координационного совета РП РФ речь шла о том, что большая политика впредь будет делаться в регионах. Объединившись на региональном уровне, мы заставим наших лидеров объединиться в Москве... А в РМЭ своих союзников мы видим в лице МО «ДВР», ПРЕС, «ПНР». Хотелось бы видеть в их числе движение «Марий Ушем».

Несмотря на то, что в ГС РМЭ депутаты-республиканцы (двое) собирают мало голосов в поддержку своих инициатив, мы удовлетворены своей парламентской деятельностью: позиция наших избирателей звучит в ГС постоянно, накоплен опыт законодательной работы и взаимодействия с правительством.

Сегодня ситуация в экономике республики оценивается как весьма кризисная. Практически она стоит с протянутой рукой перед центром, выпрашивая субсидии и дотации. Нам ближе принцип чучхе, то есть спора на собственные силы. В РМЭ есть масса резервов для экономического роста.» [3].

2.8.       Визит Е.Гайдара

31 января республику посетил лидер партии «Демократический выбор России» Егор Гайдар по приглашению МО ДВР, пробыв в Марий Эл сутки. Как объяснил он цель приезда: «Десятки тысяч человек в Марий Эл проголосовали за «Выбор России», и я убежден, что с избирателями нужно встречаться не только перед голосованием». Гость посетил СП «Совиталпродмаш» в Волжске. Провел четыре встречи: в зале ГС — с депутатами, членами правительства, журналистами; в Доме Дружбы — с представителями партий, входящих в блок «Выбор России», а затем с избирателями; на марийском ТВ в «живом» эфире отвечал на вопросы телезрителей.

Будучи в центре внимания, Гайдар не позволил себе популистских заявлений и обещаний, был ровен в обращении со всеми, не пытался говорить языком публики.

Президент В.Зотин не комментировал для прессы приезд Гайдара, но, судя по внешним признакам, высоко его ценит. Президент лично встретил экс-премьера в аэропорту, предоставил правительственную дачу, пригласил в Волжск. «Экскурсия» на СП «Совиталпродмаш» не случайна — Зотин рассчитывает на связи Гайдара за рубежом, авторитет, которые бы могли помочь в поиске инвесторов [13].

3.    ЭКОНОМИКА

3.1.       Промышленность

Промышленностью РМЭ произведено за 1994 год продукции (в действующих ценах) на 731 млрд. руб. — на 22% меньше, чем в 1993 году. В течение 1994 года спад производства отмечался во всех отраслях, кроме медицинской и электроэнергетики; наибольший спад — в отраслях машиностроения и промышленности строительных материалов (на 35%), лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной (на 44%), микробиологической (на 86%), мукомольно-крупяной и комбикормовой (на 40%). За год производство ТНП уменьшилось на 17%, в том числе непродовольственных товаров — на 26%, продовольственных — на 10%. В пищевой промышленности спад — на 13%.

Полные и частичные остановки производства ежемесячно фиксировались на 69 предприятиях и составили 3,6 млн. человеко-дней. Наиболее тяжелая ситуация — в машиностроении.

3.2.       Капитальное строительство

В 1994 году экономический кризис в РМЭ наиболее ощутимо затронул инвестиционную сферу. Капвложения сократились (по сравнению с 1993 годом) на 37%. Основные причины — сокращение бюджетных ассигнований, уменьшение доли прибыли предприятий, направляемой на расширение производства, неплатежеспособность большинства предприятий.

Продолжает падать доля инвестиций, направляемых в производственное строительство — 46% от общего объема инвестиций в 1994 году (в 1993г. — 49%, в 1992г. — 59%), причем максимум спада — в сельском хозяйстве (56% к уровню 1993 года)

Правительство РМЭ, в целях привлечения инвестиций в наиболее важные отрасли хозяйства республики, намерено предоставлять поручительство (залог) по обязательствам предприятий, инвестирующих эти отрасли. Залогом может быть госимущество и природные ресурсы. Но подобные сделки должны заключаться лишь с согласия ГС РМЭ [6].

3.3.       Внешнеэкономические связи

В 1994 году внешнеторговый оборот РМЭ (без стран СНГ) составил 17,8 млн.долл.и по сравнению с 1993 годом увеличился на 33:, в том числе экспорт — 12,4 млн.долл. (на 31%), импорт — 5,4 млн.долл. (на 39%). Объем товарооборота с промышленно развитыми странами составил 11,6 млн.долл. и вырос по сравнению с 1993 годом на 60%.

Деловые контакты республика установила с 22 странами мира. Ведущее место в экспорте занимают Германия (25%), Италия (18,5%), страны Балтии (14,5%), Франция (8,4%), а также Финляндия, Болгария, Венгрия.

В РМЭ фактически осуществляют внешнеэкономическую деятельность (без учета стран СНГ) более 70 предприятий и организаций.

Структура экспорта не менялась. Это в основном витамин С и его производные (32%),, шкуры крупного рогатого скота (20%), холодильное оборудование (11%), бумаги и картон (8,1%), черные металлы и изделия из них (7,3%).

Лидеры экспорта (по прямым связям): АО «Марбиофарм» (40% от общего объема экспорта), ПКФ «Карина» (10,5%), Марийский ЦБК (9,8%), СП «Марио Карина» (8%), «Совиталпродмаш» (8%), АО «Марихолодмаш» (4%).

В импорте РМЭ преобладают ТНП (65%), комплектующие части холодильного оборудования (26%).

Изменения, происшедшие в механизме регулирования внешнеэкономической деятельности в последнее время, предоставили возможность заниматься экспортом, импортом продукции всем предприятиям и организациям независимо от форм собственности. Они расширяют ввоз и вывоз своей продукции (в основном ТНП).

В РМЭ зарегистрированы 55 совместных с иностранцами предприятий, 22 из них действующие, производством занимаются 17. Среди учредителей СП — фирмы и граждане Италии, Индии, Китая, Канады, Швеции, Болгарии, Польши. За 9 месяцев 1994 года СП произвели продукции на 16,3 млрд. руб. Доля СП в экспорте республики — 25% (выросла на 38%), вывозятся кожевенное сырье, холодильное оборудование, черные металлы. Импорт СП составил 836 тыс.долларов (уменьшился на 15%) — ТНП, оборудование, комплектующие.

За 9 месяцев 1994 года на валютные счета предприятий республики поступило 9,5 млн.долларов, в том числе от экспорта продукции — 5,6 млн.долларов.

Расширяются контакты и с государствами СНГ — экспорт составил 10,8 млрд. руб. (за 9 месяцев 1994 года). Наиболее развиты связи с Украиной (48%), Белоруссией (34%), Молдавией (8%), Казахстаном (6%). Импорт из стран СНГ — 10,2 млрд. руб., основные импортеры — Белоруссия (41%), Украина (39%) [6,7].

3.4.       Сельское хозяйство

Валовая продукция сельского хозяйства в 1994 году по всем категориям хозяйств снизилась, по сравнению с 1993 годом, на 3%. Спад наблюдался только в общественном секторе: валовая продукция хозяйств населения и фермеров увеличилась на 7%, а в сельхозпредприятиях — сократилась на 10%. Доля продукции хозяйств населения составляет 45%.

Однако, китайский опыт, где небольшие крестьянские хозяйства, имеющие землю в частной собственности, кормят огромную страну, в Марий Эл вряд ли осуществим. В лучшем случае с принятием весной 1995 года новой Конституции РМЭ, в собственность будут отданы лишь дачные и приусадебные участки.

По программе «Самообеспечение» республика в 1994 году смогла произвести 601 тыс.тонн зерна, урожайность по РМЭ — 19,8 ц/га. В условиях постоянно меняющихся цен на продовольственном рынке зерновая проблема остается для РМЭ главнейшей. Влияет и фактор упрощенной агротехники — некоторые поля просто заросли.

Резко упало производство картофеля (72 ц/га).

Темпы закупок мяса, молока во всех районах республики были ниже уровня 1993 года, что повлияло на индексацию цен.

Средняя зарплата в сельском хозяйстве составила за январь-ноябрь 1994 года 64 тыс. руб. (по РМЭ — 117 тыс. руб.).

Стремительно уменьшается в республике число крестьянских хозяйств, в последнее время — на 266. Очень большая цифра, если учесть затраты на отвод участков и обустройство новых собственников земли — потеряно около 300 млн. руб.республиканских средств. Энтузиазм фермеров, некогда модных, падает. Нет техники, и многое приходится делать вручную. Нередко используют труд школьников, расплачиваясь натурой в стиле феодализма — денег нет, так как продукцию сбыть трудно, прилавки магазинов полны импортом. Петр Будин, председатель Комитета по земельным ресурсам и землеустройству: «Многие фермеры не видят перспективы развития своих хозяйств — постоянные трудности в приобретении семян, техники, удобрений, ГСМ. Не могут они воспользоваться льготными кредитами — государственных кредитов явно недостаточно, и сельчане попросту влезают в долговую яму. Однако, мы не станем сразу же отбирать землю...» [5,6].

3.5.       Транспорт

В 1994 году продолжалось снижение объемов грузовых перевозок. Автопредприятиями в 1994 году перевезено в два раза меньше грузов, чем в 1993 году.

В РМЭ создается «Марийская транспортная компания» — фирма по автотранспортным перевозкам. В Волго-Вятском регионе существует большая потребность в международном транспортном сообщении. Татарстан уже имеет около 80 грузовиков, которые ходят за границу. В.А.Шургин, лидер группы, работающей над созданием «МТК»: «В будущем мы планируем стать в этом деле лидерами Поволжья. Предполагается прямое сотрудничество с австрийской транспортной компанией, предлагают европейцы и грузовики на лизинг» [6,14].

3.6.       Финансы

За 11 месяцев 1994 года в отраслях экономики республики (без сельского хозяйства, банков и потребкооперации) была получена прибыль в сумме 121,5 млрд. руб. По сравнению с соответствующим периодом 1993 года, объем прибыли увеличился в 1,8 раза. 79% прибыли получено негосударственными предприятиями и организациями. Однако около трети обследованных предприятий получили убыток — общая сумма за 11 месяцев 1994 года — 36,4 млрд. руб. Наибольшие суммы убытков получены в промышленности (60% от общей суммы).

По-прежнему остры проблемы взаимных неплатежей. На 1 декабря 1994 года долги составили 117 млрд. руб. В результате, на 1 января 1995 года не выдано зарплаты в объеме 13,8 млрд. руб.

Банки: В РМЭ на 1 января 1995 года зарегистрировано 11 коммерческих банков. Четыре из них (самые сильные) преобразовались в акционерные общества открытого типа: АКБ «Аяр», «Марпромбанк», «Акпарс» и «Сан-банк» (оплаченный уставной фонд, соответственно, 5 млрд. руб., 3 млрд., 3 млрд.500 млн. руб.) [6,8].

3.7.       Банкротства

В РМЭ появился первый банкрот. Высший арбитражный суд РМЭ признал Суслонгерский гидролизно-дрожжевой завод банкротом. С заявлением в суд о признании его несостоятельности обратился сам завод в связи с невозможностью погасить кредиторскую задолженность на общую сумму более миллиарда рублей. Суда требовали и кредиторы.

Завод, выпускавший кормовые дрожжи, был остановлен в апреле-мае 1994 года — износ оборудования составил в среднем 96%, высокая себестоимость и явная убыточность выпуска продукта. Общий долг 40 кредиторам — 1 млрд.391 млн. руб. Обязательства завода превышают стоимость его имущества [9].

3.8.       Монополисты

Высший арбитражный суд РМЭ полностью отказал в удовлетворении иска ТЭЦ-1 Йошкар-Олы Марийскому территориальному управлению Госкомитета РФ по антимонопольной политике о признании недействительным акта, которым ТЭЦ включена в реестр предприятий-монополистов. ТЭЦ-1 обладает 100% долей на местном рынке по производству и реализации тепло- и электроэнергии. Спор был о границах «местного рынка» [8].

3.9.       Цены

В 1994 году продолжалось замедление темпов инфляции, начавшееся в конце 1993 года. Среднемесячный прирост за год составил 10,5% (в 1993 году — 20,9%) [6].

Распоряжением президента РМЭ образована (в январе 1995 года) согласительная комиссия по проблемам ценообразования на продукцию сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. При возникновении разногласий по уровню согласительных цен на сельхозпродукцию, закупаемую в федеральный и региональный фонды, окончательное решение будет принимать правительство [10].

3.10.    ВПК

Крупнейший завод республики, ММЗ, в 1994 году только чудом избежал банкротства. В течение 4 месяцев работникам ММЗ не выдавали зарплату. 15 млрд. руб. кредита, еще в октябре «выбитых» для ММЗ В.Зотиным, так и не поступили из Москвы.

Генеральный директор Ю.М.Свирин: «Завод подрубила совершенно непродуманная и неуправляемая конверсия. В апреле 1994 года ММЗ подошел к самой критической черте. Причина — российское правительство постоянно не рассчитывалось за выполняемые госзаказы». Для выхода из тупика директор предполагает играть договорными ценами на «модернизованные изделия», продать часть их на экспорт, ускорить выпуск новых видов продукции, расширить фирменную торговлю, искать инвесторов под имеющиеся проекты, снизить трудозатраты (на 1,5 млрд. руб.). А в 1995 году согласно постановлению российского правительства на базе завода будет создано АО «ММЗ» [11].

Больше всего боятся рабочие ММЗ выдачи задерживаемой опять зарплаты акциями.

4.    СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

4.1.       Уровень жизни

Уже два года в республике умирает людей на две тысячи больше, чем рождается (всего в РМЭ — 770 тыс.жителей).

О безработице В.Зотин сказал: «Она, конечно, увеличится. Сегодня у нас 12,9 тысяч безработных, «открытых». А скрытых еще больше. Задача на 1995 год — эти 12,9 тысяч плюс 2-3 тысячи новых трудоустроить» [12].

Вышел Указ В.Зотина о социальной защите малообеспеченных слоев населения в 1995 году. Список льготников укорочен и составил 13 категорий (многодетные и неполные семьи, инвалиды и т.д.) Президент в новогоднем выступлении однозначно дал понять, что денег у РМЭ нет и список льготников и дальше придется сокращать [19].

Сокращается численность работающих — 290,6 тыс. человек в 1994 году (уменьшалась на 16 тыс. человек, по сравнению с 1993 годом).

В 1994 году среднемесячная заработная плата в РМЭ составила 123,9 тыс. руб. Средняя за декабрь 1994 года — 198,7 тыс. руб. 58% населения РМЭ в 4 квартале 1994 года имели среднедушевой доход ниже прожиточного минимума [6].

4.2.       Миграция

С июня 1992 года в РМЭ прибыло около тысячи мигрантов. 53% проживают у родственников, 16% — получили жилье, 4% — купили жилье. Материальная помощь выделятся лишь социально незащищенным семьям.

РМЭ, согласно федеральной миграционной программе, не входит в число регионов массового расселения. В основном, возвращаются те, кто имеет в республике родственников. Не оправдались опасения о возрастании из-за миграции напряжения в обществе — заметной конкуренции на рынке труда беженцы и вынужденные переселенцы не составили, затрат из республиканского бюджета особых не потребовали. Прогнозируется прибытие мигрантов из Казахстана, Узбекистана, Прибалтики, Грузии, Чечни [9].

Источники

1. Марийская правда.— 1995.— 19 января.

2. Марийская правда.— 1995.— 28 января.

3. Марийская правда.— 1995.— 13 января.

4. Марийская правда.— 1995.— 7 января.

5. Марийская правда.— 1995.— 24 января.

6. Марийская правда.— 1995.— 31 января.

7. Марийская правда.— 1995.— 6 января.

8. Марийская правда.— 1995.— 20 января.

9. Марийская правда.— 1995.— 14 января.

10. Марийская правда.— 1995.— 21 января.

11. Марийская правда.— 1995.— 12 января.

12. Известия Марий Эл.— 1995.— 19 января.

13. Известия Марий Эл.— 1995.— 2 февраля.

14. Известия Марий Эл.— 1995.— 12 января.

15. Известия Марий Эл.— 1995.— 26 января.

16. Молодежный курьер.— 1995.— 12 января.

17. Молодежный курьер.— 1995.— 19 января.

18. Молодежный курьер.— 1995.— 2 февраля.

19. Молодежный курьер.— 1995.— 5 января.

 

 

 



[1] Данные о количестве заполненных анкет отсутствуют; известно, однако, что в составе ГС РМЭ 30 депутатов. В этом смысле данные было бы уместнее приводить в абсолоютных цифрах, а не в процентах, однако мы приводим те сведения, которые были опубликованы ранее (прим. ред.)