Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Марий Эл

Сергей СМИРНОВ

Республика Марий Эл

в декабре 1994 года

1.    ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Декабрь — месяц проведения очередной сессии Государственного совета (ГС) Республики Марий Эл (РМЭ). Парламенту республики в очередной раз был предложен новый проект Конституции РМЭ. Принятие Конституции переносится с сессии на сессию уже в течение всего года существования ГС.

Главным камнем преткновения стал вопрос о земле. В республике до сих пор запрещена частная собственность на землю, хотя она уже декларирована российской Конституцией, за которую голосовали в том числе и жители Марий Эл. В республике, весьма не богатой природными ресурсами, главным достоянием и является земля. Поэтому ей здесь придается исключительное значение как основе и даже последней гарантии независимости республики, национальной самобытности.

Во многом поэтому РМЭ так и не может добиться привлечения в экономику серьезных инвестиций извне, которые могли бы ее реанимировать («Собака на сене — 94»: и сами не можем, и другим не дадим). Между тем экономический кризис «разряжается» (с ноября) первыми митингами и пикетами; требования — пока экономические.

2.    ПОЛИТИКА

2.1.       Парламент

ГС РМЭ действует один год. Его работу за истекший период, состав, отличие нынешних депутатов от предшественников оценивает парламентский корреспондент «Марийской правды» Л.Музафарова:

«Трудно найти кардинальные отличия в работе бывшего ВС и нынешнего ГС. Изменилось название, сократился численный состав, но формы и методы работы остались прежние.

Но если народные депутаты только при необходимости обращались к экспертам, то теперь экспертный совет постоянно действует в структуре Госсобрания. Чуть ли не вдвое сократилось число постоянных комиссий. В структуре комиссий не стало различных комитетов и подкомитетов, которые, впрочем, доказали свою нежизнеспособность...

Сейчас Госсобрание на пути к решению главной своей задачи — созданию Конституции РМЭ. Разработан черновой ее вариант. Остается решить два, но принципиальных вопроса — по численному составу нового парламента и по сохранению или упразднению общереспубликанского округа.

2.2.       Конституция

5 декабря состоялось заседание Конституционной комиссии под председательством президента РМЭ Владислава Зотина (зам.председателя — председатель ГС ПМЭ Анатолий Смирнов). Обсуждался вопрос о подготовке и сроках принятия новой Конституции РМЭ.

Было представлено два проекта плана дальнейшей работы над Конституцией. Один подготовлен рабочей группой Конституционной комиссии, другой — Комиссией по законодательству и законности ГС. Между проектами заметных расхождений не обнаружилось, за исключением сроков проведения мероприятий. Комиссия высказалась за то, чтобы решение о публикации проекта новой Конституции РМЭ приняло ГС в феврале 1995 года. Принятие Конституции предполагается Конституционным Собранием в июне 1995 года. Для этого намечается подготовить и внести на рассмотрение ГС Закон РМЭ «О Конституционном Собрании РМЭ» [13].

2.3.       Частная собственность на землю

В период до декабрьской сессии самым обсуждаемым и спорным был вопрос о введении частной собственности на землю в РМЭ. «Марийская правда» провела опрос среди жителей республики и среди лидеров МО некоторых политических партий и общественных движений об отношении к частной собственности (далее — ЧС) на землю.

Среди жителей, в целом, число сторонников ЧС на землю и противников примерно одинаково. Однако в сельской местности ее противников гораздо больше, в городах — наоборот, «за» ЧС на землю голосует большинство. Многие просили учесть при обсуждении этого вопроса в ГС, что земля должна продаваться только гражданам Марий Эл [2].

Геннадий Петухов, председатель МО АПР, депутат ГС:

«Земля, как всеобщее народное достояние, не может быть превращена в товар, гласит наша Программа. Если мы наше последнее богатство разрешим продавать, мы подорвем последнюю основу государства. Поэтому АПР однозначно против.

Другое дело — земельные участки для личного подсобного хозяйства, садоводства, жилищного строительства и проч. (вариант, назывемый «компромиссом»). Их надо отдавать в собственность с правом купли-продажи — узаконить, чтобы не было спекуляций. Но надо ограничить в законодательном порядке не только размеры участков, но и их продажу иностранным гражданам».

Валерий Кожевников, председатель МО партии «Демократический выбор России», депутат ГС:

«В отечественной экономике основой должен быть частный сектор. Мы за ЧС на землю в полном объеме с ее куплей и продажей. Но, конечно, с учетом государственных интересов, например, нельзя продавать землю под железными дорогами, должны учитываться интересы экологии и т.п. Проект выносимого на сессию ГС Закона «О передачи земли в собственность граждан» («компромиссный» вариант, см.выше) надо, безусловно, одобрить. Более того, расширить сферу его действия, включив сюда земельные участки под приватизируемыми предприятиями — иначе трудно расчитывать на приток инвестиций».

Виталий Игитов, координатор МО ЛДПР:

«Превращение земли в товар — попытка власти поддержать опустевший из-за бестолковых реформ бюджет. А пополнить его из-за развала экономики и обнищания населения нечем. И это может привести к социальному взрыву. Вспомним хотя бы недавние выступления трудящихся Йошкар-Олы, города, на мой взгляд, в политическом отношении очень инертного... Подавляющая часть населения России купить ничего уже не сможет, в том числе и те, кто эту землю обрабатывает. Возможность купли-продажи земли открывает широкий простор для коррупции и спекуляции. «По крайней мере в ближайшем будущем земля не должна переходить в ЧС. Пожизненное владение с правом наследования — на сегодня лучший вариант. Вполне возможен «компромиссный «вариант.

Е.Рыбаков, член правления общественно-демократического движения «Марий Ушем»:

«Мы против ЧС, имея в виду прежде всего интересы сельских жителей (большинство марийцев проживает именно в сельской местности). Но за «компромисс», чтобы люди могли себя уверенное чувствовать в сегодняшней непредсказуемой обстановке. Тем более, что и сейчас купля-продажа таких участков уже ведется. За этим нужен контроль, особенно на селе к пришедшим со стороны здесь всегда отношение настороженное. Вопрос о продаже земельных участков должен решать сельский сход, а не сельская администрация». Но Рыбаков все же опасается, что и «компромисс» кто-то может использовать, чтобы провести потом понятие ЧС на землю в Конституцию.

Евгений Жиров, секретарь Марийского рескома КП РФ, депутат ГС:

Лидер коммунистов против даже «компромисса»: «Если примем это положение, то УЖЕ признаем ЧС на землю, а дальше все пойдет как по накатанной колее. Между тем, и сейчас никто не ущемляет пользователей этих участков (сады, личное хозяйство и др.). Решать этот жизненно важный вопрос будут всего-то 30 депутатов. Тогда как всенародный референдум в республике показал, что народ против ЧС на землю» (После того референдума, прошедшего 2,5 года назад, народ в РМЭ проголосовал за Конституцию России, а значит и за ЧС нпа землю).

Виктор Шебашев, член совета РСДНП:

«Мы за равноправие государственной, колхозно-кооперативной, частной, коллективно-долевой и других форм собственности. Нужно предусмотреть платное землепользование и земельный налог, необходимые ограничения на куплю-продажу земли, налог на продажу земли в целях предотвращения спекуляции ею. «Мы считаем, что 30 депутатов не могут решить такой важный вопрос. Есть решения референдума, действующая Конституция МЭ. Иначе это — игнорирование мнения народа...».

Александр Казимов, координатор МО РП РФ, депутат ГС:

Выступает за введение частичной ЧС на землю. «Отсутствие законодательной нормы по земельной собственности в республике уже больше года тормозит аграрные преобразования. Это уже третья попытка в течение года внести земельный законопроект на рассмотрение ГС... В Марий Эл нет солидных природных богатств. Основное ее богатство — это земля, леса. Это и исторически основное средство производства марийского народа... Землей должны владеть те, кто на ней живет, обрабатывает ее».

В.Голубев, председатель координационного совета общественно-культурологического движения «Русь»:

За «компромисс». Размер этих участков можно ограничить до 30 соток. Но за куплей-продажей надо установить сторгий государственный контроль... Я против ЧС на землю колхозов и совхозов и той, что отдана фермерам. Оставаясь государственной, она может передоваться в вечное пользование. Передача земельных участков должна быть бесплатной... Возможно, когда-нибудь страна придет к ЧС на землю. Но только не теперь» [1].

2.4.       Сессия Государственного собрания РМЭ

22 декабря открылась VI сессия Государственного собрания РМЭ. Незадолго до нее состоялась встреча депутатов с представителями партий и движений республики. Основные прения возникли вокруг закона о земельной ЧС, высказано пожелание о поименном голосовании депутатов по этому вопросу и опубликованию этих списков в печати [15].

Некоторые лидеры общественных формирований также настаивали на том, чтобы депутатский корпус выразил свое отношение к событиям в Чечне, потому что затраты, связанные с военными действиями, могут оказать сильное воздействие на выделение дотаций республике из федерального бюджета. (Сессия ни словом не обмолвилась — по крайней мере, в прессе — о чеченских событиях) [1].

Как предположил председатель ГС А.Смирнов, вокруг Конституции опять возникает острая дискуссия и единодушного одобрения депутатов она не получит. В 1995 году предполагается ее публикация для всенародного обсуждения. Будут рассматриваться и альтернативные проекты...

На прошлой сессии была приостановлена приватизация в РМЭ. Правительство, в частности, внесло предложение запретить участвовать в приватизации медстрахкомпаниям, фонду обязательного медстрахования, общественным организациям, если в их уставном фонде более 25% принадлежит государству...

По «традиции» бюджет на следующий год все еще не принят. Основная проблема — республика живет на российских субвенциях (более половины бюджета РМЭ), которые поступают крайне нерегулярно... Конкретных предложений на встрече почти не прозвучало. В выступлениях лидеров партий, особенно крайних, скользило самолюбование. Очень мало было «представителей общественности», упустивших шанс участвовать в законотворческом процессе, определяющем жизнь РМЭ [18].

2.4.1.      Сессия

В повестке дня значилось 6 блоков вопросов: об изменениях в Конституции РМЭ, проекты законов, финансы, медстрахование, назначение судей и предоставление налоговых льгот. При обсуждении повестки сомнения были только по первому блоку вопросов, конституционному. Депутат Е.Н.Трудолюбов, например, поставил вопрос о целесообразности принятия поправок к Конституции, как и принятия новой Конституции вообще: «Какое право на жизнь мы можем декларировать, если смертность начала опережать рождаемость; что же касается права на труд — постоянный рост безработицы... Не стоит принимать законы в угоду московским правителям, тем более, что наши властные структуры не научились эти законы уважать»...

Были предложения не включать законопроект о земельной собственности, со ссылками все на тот же референдум, но большинство — включило.

Дополнительно, по предложению А.Казимова, включена в повестку информация о выполнении постановлений ГС в 1994 году.

2.4.2.      О составе ГС

Сессия решала, предоставить ли депутатский мандат В.Пайдоверову.

(Вячеслав Пайдоверов, председатель марийской организации (далее — МО) ВО «ПНР», должен был получить мандат депутата ГС, так как был вторым по списку «ПНР» на выборах в ГС, — первый — Евгений Дунаев, сложил полномочия депутата после назначения его главой администрации г.Волжска (совмещение должностей в ветвях исполнительной и законодательной власти в РМЭ запрещено). Однако ГС не позволило Пайдоверову занять место Дунаева в парламенте — к Пайдоверову имеет претензии налоговая инспекция, было даже заведено уголовное дело. Вопрос был отложен на декабрьскую сессию ГС. Сам Пайдоверов делает отчаянные попытки добиться депутатского мандата — вплоть до публичного обвинения противников в клевете и нарушении закона. С точки зрения закона, формально, видимо, он прав.)

Е.Жиров считает, что его утверждение в составе ГС вызовет негативную реакцию общественности; Н.Свистунов — что не вручение мандата есть само по себе нарушение закона и что этот пример свидетельствует только об одном — о целенаправленной работе по дискредитации предпринимателей. Результаты голосования: 18 депутатов (из 30) «против», 6 — «за».

Споры разгорелись, в основном, вокруг земли. Ряд депутатов категорически возражал против ЧС на землю, взывая к результатам референдума. В результате, «полная» ЧС на землю была отвергнута, прошел «компромиссный» вариант. Конституция РМЭ отныне звучит так: «На территории РМЭ передаются в собственность граждан земельные участки, предоставляемые для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства и хозяйственных построек». (От термина «собственность» оторвано страшное слово «частная»). Однако при обсуждении закона, предусматривающего механизм передачи земли в собственность, вновь возникли споры. Депутаты-аграрии выразили опасения по поводу возможного обезземеливания сельхозпредприятий. Разгорелась дискуссия и вокруг пункта о «цензе оседлости» и о том, имеют ли право на землю граждане «со стороны» — вспомнили даже индейцев, вытесненных с родных земель в резервации. Противоположные аругменты — без закрепления ЧС на землю никто серьезных инвестиций в экономику РМЭ делать не будет и мы сами себя таким образом доведем до состояния резервации. Одни говорили, что земля — главное достояние республики и если мы вдруг его лишимся, то Марий Эл утратит статус республики, коренное население попадет в полную зависимость от финансовых воротил извне, потеряет свою национальную самобытность. Земле нужен хозяин — заявляли другие... Хотя, казалось до сессии наспорились уже волю, до и сам этот законопроект не предусматривает ничего радикального. В итоге, депутаты опять увернулись от ответственности, отложив в очередной раз принятие «земельного» закона до следующей сессии.

Депутатская неприкосновенность. В штыки было принято предложение прокурора республики о том, чтобы отменить положение, по которому допрос депутата можно вести только с разрешения ГС. К примеру, депутат Л.Яковлев был возмущен более всего тем, что его на допрос вызвал рядовой следователь.. [3].

2.4.3.      Приватизация

В процессе приватизации, приостановленном прошлой сессией, предложено было усилить государственный контроль не только за самой ее реализацией, но и за последующей деятельностью вновь образуемых АО, товариществ и др. Депутаты привели немало примеров, говоривших о нарушениях в ходе приватизации, об усилении влияния на экономику РМЭ капитала из центра и других регионов. Депутат А.Казимов даже предложил на время заморозить приватизацию, но не нашел поддержки... Сессия вновь запустила приватизацию с пожеланием усиления контроля.

 

Принят Закон «Об охране труда в РМЭ»

Решено, что новая Конституция РМЭ будет приниматься в июне 1995 года Конституционным Собранием.

Неожиданно был снят блок вопросов по медстрахованию и опять перенесен на следующую сессию — он должен быть связан с принятием бюджета -95 РМЭ [4, 16].

2.5.       Сессия Городского собрания г.Йошкар-Олы

Прошла VII сессия Городского Собрания г.Йошкар-Олы. Отмечено, что на предприятиях столицы сохраняется тенденция к спаду производства. За январь-октябрь объем продукции в сопоставимых ценах сократился на 25%. Из-за отсутствия материальных ресурсов, трудностей со сбытом продукции предприятия вынуждены частично останавливать работу. Сокращаются штаты, растет число безработных (на сегодня в Йошкар-Оле 6 тыс. человек). По сравнению с прошлым годом на 52% освоено меньше капвложений. Платежеспособность предприятий и организаций промышленности, строительства, транспорта составила на 1 ноября 60%.

Молодеет преступность. Дедовщина армии перешла в школу, подростковые группировки вымогают деньги. Появилось немало малолетних бродяг, в стиле 20-х. В то же время сеть профтехучилищ сокращается.. [1].

2.6.       Аппарат власти в РМЭ

Численность аппарата органов государственной власти в республике в сентябре 1994 года составила 5548 человек, в том числе: аппарата республиканского уровня — 1674 человека (30%), районного, городского уровней — 3874 (70%). По сравнению с соответствующим периодом прошлого года аппарат увеличился на 347 человек (6,7%). В 1994 году образованы: Представительство МИД России, Министерство внешних экономических связей РМЭ, Управление по делам банкротства, Нотариальная палата. Аппарат органов управления федеральных министерств и ведомств — 2965 человек, поселковых и сельских администраций — 1129, администрация президента — 74, в аппарате Госсобрания — 25 человек [17].

2.7.       Партии и движения

2.7.1.      Аграрная партия России

Созданная год назад, МО АПР является одной из самых многочисленных в РМЭ, насчитывая около 800 членов. Как утверждает председатель правления МО Геннадий Петухов, они есть в большинстве районов республики. Нынешняя действительность заставляет аграриев объединяться — хотя бы в виде политической партии. Петухов: «Я всегда говорил, что у нас в стране аграрии — это народ в загоне, хотя по значимости своего труда они заслуживают большего... На исходе XX века Россия попала в глубокий и всеобъемлющий кризис, село отброшено на десятилетия назад. Нужно устранить огромный диспаритет цен (по некоторым видам продукции, которую получает село, удорожание произошло в 4-5 тыс.раз, а сельхозпродукции — в 500-800), который губителен не только для села, но и для всего общества. Чтобы вывести село из прорыва нужна и соответствующая законодательная база. Спасем деревню — спасем страну. Необходимо кардинальное изменение курса реформ в интересах народа, чтобы предотвратить национальную катастрофу...» [5, 6].

2.7.2.      «Демократический выбор России»

Валерий Кожевников, председатель МО «ДВР»:...Пока в республике официального объединения организаций демократического плана, к чему взывает сейчас Гайдар, не произошло, но это не за горами. Думается, члены РП РФ и ПРЕС уже почувствовали, что нам надо действовать вместе. Растопыренной пятерней ничего не добиться. Пока надо отказаться от обсуждения кандидатуры на президентских выборах, до июня 1996 года, далеко и это не имеет практического смысла и лишь провоцирует раскол между нами. Надо договориться о сотрудничестве по мажоритарным округам, обсудить механизм согласованного выдвижения и снятия кандидатур в пользу друг друга» [3].

2.7.3.      «Кедр» — ЭПР

В конце ноября в Екатеринбурге состоялся учредительный съезд, где было объявлено о перерегистрации конструктивно-экологического движения «Кедр» в Экологическую партию России. Делегация от РМЭ была наиболее многочисленной 4 человека. На съезде присутствовало около 300 делегатов из 54 территорий. Принят Устав и Программа ЭПР.

А 6 декабря в штаб-квартире МО «Кедра» — Центре республиканского санэпиднадзора — было объявлено, что «Кедр» обрел статус Экологической партии и в Марий Эл. Как заявил лидер МО Г.Григорьев, главный врач Центра, депутат ГС РМЭ, перерегистрация связана с подготовкой к новым выборам, борьба на которых будет, по его мнению, гораздо жестче, чем в 1993 году. «Сменивший листву» «Кедр» по-прежнему не заявляет о политических требованиях, выдвигая в своей деятельности прежде всего экологические приоритеты [13].

2.7.4.      «Достоинство и малосердие»

На встрече с избирателями лидер общественного движения «ДиМ», депутат ГС РМЭ Леонид Яковлев заявил: «...Мы столько наломали дров в приватизации, что были вынуждены приостановить этот процесс в Марий Эл». Овации вызвало обещание рассмотреть на сессии ГС вопрос о перераспределении государственной материальной поддержки в пользу наиболее нуждающихся слоев населения (студенты, инвалиды, матери-одиночки); гнев — предположение о возможности ЧС на землю. Заявляя от имени народа свое решительное «нет капитализму» и пригрозив депутату его отзывом, слушатели — в основном, пенсионеры (а именно этот кантингент и составляет аудиторию на подобных рандеву) — разошлись [15].

2.7.5.      Партия «ЛП»

В Йошкар-Оле появилось чувашское пиво с портретами двух кандидатов от партии «Любителей Пива» в Госсовет Чувашской Республики. Заинтересованные марийцы раскупили продукт мгновенно. Просили прислать добавки.. [8].

2.8.       Визиты

7 декабря в Йошкар-Олу прибыла делегация Международного фонда экономических и социальных реформс (Фонд «Реформа»). Цель визита, который был организован по инициативе гостей и носил неофициальный характер — реанимация МО Фонда «Реформа» (сейчас его руководителем в республике является Иван Васильев, директор Центра анализа и прогноза социально-экономических процессов) [19]. Состоялись встречи с президентом и правительством РМЭ, обсуждались проблемы конверсии предприятий ВПК, технического перевооружения, развития экономики Марий Эл — по этим направлениям Фонд предлагает республике сотрудничество [13].

Делегацию возглавлял Вадим Бакатин, руководитель Департамента политических и межнациональных проблем Фонда «Реформа»: «С Республикой Марий Эл у нас составлен план работы на два года — в основном, это консультирование, экспертизы, направление специалистов, то есть прежде всего интеллектуальная помощь. План включает 7 пунктов, среди которых: формирование структуры малого и среднего бизнеса, определение приоритетных направлений экономики РМЭ, подготовка инвестиционных проектов и поиск инвесторов, разработка новой региональной правовой и налоговой базы, то есть определение целостной стратегии в формировании рыночной инфраструктуры... Почему именно Марий Эл? Во-первых, в РМЭ есть отделение Фонда, и никто из его руководства здесь еще не был. Во-вторых, мы понимаем, что реформы сейчас делаются не только в Москве, но и в регионах, а ситуация в них примерно везде одинакова — спад производства, социальная напряженность, проблемы конверсии и т.п., и РМЭ мало чем отличается от других... Что меня удивило, в этой, казалось бы, незаметной и негромкой провинцы подход к проблемам очень квалифицированный. Здесь нестандартно мыслят и имеют свои подходы, и я буду рекомендовать академику Шаталину, чтобы он сюда обязательно приехал — возможно, не только мы будем рекомендовать вам свои идеи, но и вы нам...Да, производство деградирует. Мне сказали, что за пару лет у вас тут побывало до 800 различных иностранных фирм. Ну и что? Трудно ждать серьезных инвестиций в такой экономической ситуации. Авантюрная «шоковая терапия» загубила экономику окончательно» [17].

 

В Риге побывала правительственная делегация РМЭ, возглавляемая Госсекретарем РМЭ Николаем Рыбаковым. До распада СССР между Латвией и Марий Эл имелись тесные экономические связи: в РМЭ — автомобили «РАФ», радиоприемники, комплектующие для завода «Марихолодмаш», изделия легкой промышленности, из РМЭ в Латвию — холодильники, детали для радиопромышленности и др. Делегация побывала на ряде предприятий и организаций Латвии, состоялись встречи с представителями частного бизнеса, которые имеют торгово-экономические контакты с РМЭ. В Министерстве экономики Латвийской Республики подписано Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между РМЭ и Латвией (подписали: Рыбаков и министр экономики Латвии Я.Званитайс), призванное содействовать укреплению и развитию новых прямых хозяйственных связей между субъектами хозяйственной деятельности республик, сотрудничеству в области культуры, образования и туризма. Правительственная делегация Латвии приглашена посетить РМЭ [16].

В начале декабря председатель ГС РМЭ А.Смирнов был принят председателем ГД И.Рыбкиным и председателем СФ России В.Шумейко. На встрече обсуждались вопросы об ускоренном принятии законов о бюджетном устройстве РФ на 1995 год, налоговой системе, общих принципах организации местного самоуправления России, устройстве судебной системы, статусе судей, Земельном кодексе... Достигнуты взаимные договоренности о необходимости скорейшего принятия этих законов [9].

2.9.       Отношение к событиям в Чечне

Отношение к этой новой войне внутри России в Марий Эл поразительно спокойное. Никаких официальных заявлений в этой связи не сделано ни правительством, ни Госсобранием. Обсуждение — на уровне слухов и «писем читателей» в газетах.

Активны слухи, будет ли как-то причастна РМЭ к происходящему в Чечне? И это несмотря на заявления высших чинов республики, что из Марий Эл никто туда отправлен не будет. Командир ОМОНа Марат Халимов также опроверг домыслы об отправке в Чечню своего подразделения [18].

Как заверил военком Марий Эл, полковник Анатолий Самсонов, «военнослужащие местного гарнизона не попадут в Чечню, так как там задействованы лишь танковые подразделения и ВДВ — а таких в РМЭ попросту нет» [17].

Чеченцев в Йошкар-Оле проживает около 70 человек. Моналог одного из них: «...В Йошкар-Оле мы под постоянным жестким контролем со стороны правоохранительных органов. А в нынешней обстановке малейшее противоправное действие будет немеделнно раздуто в акцию чеченской мафии. Лидеры чеченской общины в Йошкар-Оле получили здесь высшее образование, прожили по 15 и более лет, имеют в городе дома, детей, работу. Они не захотят в одночасье все потерять, дав повод обвинить себя в чем-либо противозаконном» [16].

3.    ЭКОНОМИКА

3.1.       Состояние, перспективы

Экономический потенциал республики и ее шансы на достижение конкурентоспособности на внешнем рынке министр внешних экономических связей РМЭ Леонид Ивенский оценивает следующим образом: «Я не согласен, что республике предстоит стать устойчиво депрессивным регионом, нуждающимся в постоянной помощи извне. Да, среднемесячная зарплата — самая низкая в Волго-Вятском регионе, а индекс роста цен — один из самых высоких. Но при этом спад производства за 9 месяцев с.г. наименьший по сравнению с соседями.

Экономическая реформа займет никак не меньше времени, чем в других странах (объективные процессы нельзя ускорить, не изуродовав их) и продлится не менее 10 лет. Рассчитывать на быстрое снижение инфляции, на мой взгляд, не приходится, но реально через 4-5 лет можно иметь лишь 20% роста цен за год.

В РМЭ основой промышленного потенциала останется оборонный комплекс. Переход этих предприятий на гражданский ширпотреб вряд ли будет эффективен этот рынок в республике уже занят импортом, да и население низкодоходно. Скорее, для нас приемлемы «двойные технологии» — военного и гражданского назначения. Пример: проект производства высококлассной, мирового уровня системы «слепой посадки» типа «Плацдарм». И приоритетная задача — найти в России инвестиции для такого рода проектов... Прецеденты привлечения средств по перспективным проектам есть.

В частности, правительством уже предоставлены две площадки для строительства мини-нефтеперерабатывающих заводов. Конечно, это стало возможным из-за проходящего нефтепровода по территории РМЭ, так привлекающего внешние взоры...

Несмотря на забюрократизированность решения вопросов на федеральном уровне в военной сфере нужно пробиваться на внешний рынок вооружений. Так, недавно побывавший в Йошкар-Оле военный атташе одного из государств, из уже имеющих обширный рынок сбыта военной продукции, высказал заинтересованность в кооперации производства некоторых изделий, которые могли бы потом реализовывать третьим странам по уже налаженным каналам.

Республика заинтересована и в притоке иностранных инвестиций. Но важно защитить себя от афер, установить контроль за внешнеэкономической деятельностью со стороны государства. Например, история с Джойнсоном... (По сообщению российской прессы, доктор экономики Дональд Джойнсон находится в розыске ФБР США и австралийской полиции. Он — автор представленной год назад программы социально-экономического развития РМЭ, которая была одобрена правительствами республики и России и обещала Марий Эл многое. Одна из версий — бегство после аферы [13]... По-моему, это не афера. Его программа взаимовыгодна для обеих сторон, расчитана на развитие именно внутренней экономики и ослабление продовольственной зависимости от импорта...Это не жульничество, а, скорее, следствие жесткой конкурентной борьбы.

«Многое» сделали непродуманные решения прошлого. В 1990 году руководство республики пошло на поводу митинговых страстей экологического движения, когда был заморожен уже построенный завод по производству аскорбиновой кислоты в Мочалище. Сегодня он мог бы давать до нескольких миллионов долларов дополнительных ежегодных поступлений в бюджет РМЭ (МО «Марбиофарм» — основа экспорта республики). А сегодня упорно ищется партнер, который бы инвестировал в оборудование этого комплекса 100 млн.долл. на приемлемых для республики условиях.

В РМЭ сложилась хорошая финансовая инфраструктура, действуют более 15 банков, ряд из которых крупные. Только в этом году они привлекли более 170 млрд. руб. от населения и организаций, что сравнимо с поступлениями в бюджет РМЭ. Увы, острая кокуренция между банками не всегда идет на пользу республики. Координация их деятельности, объединение усилий с недавно созданной государственной республиканской инвестиционной компанией «Марфинтрест» на перспективных проектах (к примеру, путем льгот) — один из вариантов решения проблемы инвестиций.

Возможно, скоро в трудное положение попадут предприятия, находящиеся в собственности трудовых коллективов — низкая эффективность управления, тенденция к проеданию прибыли, слабая восприимчивость к новым технологиям и т.д. Надо создать законодательную базу для перехода их в АО открытого типа.

В аграрном секторе надо найти возможности инвестирования не в прямую торговлю сельхозпродуктами, как это становится популярным, а в развитие перерабатывающих производств, что расширит рынки сбыта для сельхозпроизводителей.

Главное же, на мой взгляд, сохранить в республике политическую стабильность и спокойствие в межнациональных отношениях. Надо отдать должное президенту, сумевшему удержать баланс сил («крайние» политические силы существуют и в Марий Эл — ЛДПР, КП РФ, немалая часть АПР и национального «Мари Ушем»). Беспокоит несвоевременная активность лидеров некоторых партий и движений в связи с будущими президентскими выборами — популизм и обещания — подарки вместо соревнования конструктивных программ» [10].

3.2.       Торгово-промышленная палата

Образована ТПП РМЭ. Президентом назначен Виктор Григорьевич Емельянов (приглашен В.Зотиным, президентом РМЭ, из Москвы, Академии народного хозяйства). ТПП на сегодня включает 27 предприятий и строительных организаций, среди которых: Марийский машиностроительный завод (крупнейший в республике), акционерные общества «Марбиофарм», «Марихолодмаш», «Волжскпродмаш», Изотоп», «Мартелком», «Маригражданстрой», АКБ «Марпромбанк» и др. Цель — сближение товаропроизводителей, поиск внешних партнеров.

Через Марийскую ТПП будут устанавливаться деловые контакты и с мировой системой торгово-промышленных палат. В.Емельянов: «Важна также прямая и обратная связь между правительством и предприятиями РМЭ. Мв намерены активно участвовать и в законотворческом процессе, чтобы на государственном уровне обеспечить защиту предприятий и предпринимательства. Это прежде всего правовая экспертиза, экспертиза и сертификация товаров и проектов, создание информационной сети, организация выставок товаров и изделий в Марий Эл и за ее пределами, привлечение профессорско-преподавательского состава, в частности, для реализации программы начального бизнес-образования населения и др.» [6].

3.3.       События

К республике «присоединен» самый отдаленный и труднодоступный ее район — Юринский — построен понтонный мост через приток Волги р.Ветлугу. Район, отрезанный доныне водой, отставал в экономическом и социальном развитии. Свидетельство тому — миграция населения на «большую землю». Теперь, как прогнозируют власти района, процесс будет обратным. Стоимость проекта около 600 млн. руб. В.Зотин на открытии сказал: «Теперь на очереди — сооружение моста через Волгу, который свяжет район с Нижегородской областью».

 

В северо-восточные районы РМЭ проведен долгожданный газ. В.Зотин: «Это поистине историческое событие Приход газа — это изменение образа жизни села. Поэтому правительство республики отдает приоритет газификации н/х и решению на этой базе многих социальных проблем». Сеть магистральных газопроводов охватывает теперь большинство районов республики. Переход с жидкого газа на природный актуален — цены последнего ниже примерно в 7 раз.

3.4.       Банкротства

Пока в республике нет ни одного официального банкрота, но правительство, зная о неплатежеспособности абсолютного большинства республиканских предприятий, пытается смягчить будущий удар. Правительство РМЭ намерено ввести государственный протекционизм по отношению к предприятиям, инвестирующим наиболее важные отрасли хозяйства, предоставляя им свои поручительства-гарантии. Механизм их предоставления уже разработок [17].

3.5.       Сельское хозяйство

С.Свинин, зам.секретаря рескома КП РФ: «Объем валовой аграрной продукции за последние 4 года сократился в РМЭ почти на треть. На столько же уменьшилось количество крупного рогатого скота, поголовье свиней — вдвое, а овцы скоро станут экзотическими животными. Резко сократились поставки сельскому хозяйству материально-технических ресурсов: если в 1991 году — 1500 тракторов, в 1993 году — 240. Поставка зерноуборочных камбайнов сокращена в 8 раз. Приходит в упадок селекционная работа... Под видом многоукладности целенаправленно уничтожается общественный сектор сельхозпроизводства. Реформировано 78% колхозов и совхозов. А что дали новые названия хозяйств? Рынок насыщен продукцией из-за рубежа — подавляется отечественный производитель. Недополучен из бюджета 21 млрд. рублей. Республике одной не выбраться из этой ситуации... Предполагаемая приватизация земли — это дальнейшее обнищание крестьянских масс, сокращение внутреннего продовольственного рынка, а отсюда — усиление экономической и политической зависимости» [11].

В РМЭ более 50 предприятий-монополистов, и большинство из них занимается переработкой сельхозпродукции. Только за 10 месяцев с.г. штрафные санкции занезаконно полученные доходы составили 700 млн. рублей [18].

Торговля, особенно государственная и кооперативная, испытывают большие трудности из-за дефицита оборотных средств. Кредиты в банках накладны. Возникают новые методы... Например, еще несколко лет назад в Куженерском райпо начали брать деньги у населения под проценты. Однако тогда для этого не было правовой базы. Наконец, появился Указ президента РФ, резрешающий потребкооперации привлекать средства граждан. Теперь здесь среди вкладчиков не только местные жители (ближе, роднее), но даже и йошкаролинцы, которых привлекают более высокие дивиденды, чем в банках, многомиллионная собственность райпо в качестве гарантии вклада.

Итог работы Сернурского льнозавода в этом году — 80 млн. рублей убытка. Низкая производительность труда и отсталая технология с одной стороны, небольшие закупочные цены -с другой (кстати, это можно отнести ко всему с/х РМЭ) поставили предприятие на грань банкротства. Производство закрыто «на реконструкцию» на неопределенный срок. Сейчас проблема — трудоустройство работников...

Скованное долгами, некогда одно из лучших в России по своей отрасли предприятие, «Памашьяльский каменный карьер», четвертый месяц не может выплатить мизерную зарплату своим работникам. Из-за отсутствия спроса на продукцию и частных отключений за долги электричества практически простаивает техника. Директор: «Энергетикам мы задолжали около 100 млн. рублей, но еще больше задолжали нам»... В РМЭ поля хозяйств, известные своей высокой кислотностью, не обрабатываются известняковой мукой, которой в карьере в избытке и которая портится от влаги, — но у многих потенциальных заказчиков нет средств даже на вывоз эти продукции... Около ста местных жителей лишились работы в карьере. Они же начинают разворовывать технику...

Микроферма — как способ выживания. В фермеры крестьяне не рвутся. Достаточно личного хозяйства — доход меньше, но и риск тоже меньше.

В РМЭ возникли трудности (финансовые) с захоронением отработавших источников ионизирующего излучения. Татария республике в этом отказала, а региональные спецкомбинаты «Радон» требуют за утилизацию только одного источника до миллиона руб. Поэтому предприятия стараются просто спихнуть их друг другу. В войсковых частях накапливается много неучтенных источников ИИ — ведомственная разобщенность... Пока естественный фон в РМЭ не превышает нормы.

3.6.       Уровень жизни

Цены с декабря 1993 года по декабрь 1994 года выросли в РМЭ в три раза, на непродовольственные товары — в 2,9 раза, на платные услуги — в 5,9 раза.

Прожиточный минимум населения республики за ноябрь: в среднем на душу населения — 105 тысяч рублей, в октябре — 93 тысячи рублей, рост в ноябре — 12,4%.

Стоимость набора из 19 основных продуктов питания по РМЭ с 12 по 19 декабря 1994 года увеличилась на 10% и составила 79 тысяч рублей за месяц. За неделю цены на хлеб выросли на 50-65% [18].

Правительство пытается сэкономить и на пособиях — республика переходит к адресной форме выплаты единого пособия на детей, теперь помощь будут получать только те семьи, где доход на одного человека не превышает прожиточного минимума [19]... По статистике, около 37 тыс.детей в РМЭ не посещают детсадов [12].

О состоянии социальных проблемах общества красноречиво говорит... призыв в армию. Все возрастает число «забракованных». Основная причина — ухудшение здоровья, среди диагнозов лидирует... дебильность и только затем плохое зрение. Осенью 1994 года «брак» составил 35%. Каждый пятый призывник имеет судимость или состоит на учете в милиции. Еще одна проблема — катастрофическое (как утверждает военкомат) падение образовательного уровня молодежи. Каждый второй не имеет среднего образования [8].

3.6.1.      Миграция

Особенность последних лет — усиление миграционных процессов. До середины 80-х в республику ежегодно в среднем прибывало 36-37 тыяч и выбывало 34-36 тысяч человек. В 1993 году прибыло 20 тысяч и выбыло 18 тысяч человек. За 9 месяцев 1994 года возросло число приезжих из России (в 1,6 раза) и Казахстана (в 1,3). С обострением межнациональных отношений с сентября 1992 года РМЭ принимает у себя беженцев и вынужденных переселенцев: за 9 месяцев 1994 года — 378 человек. В последние годы значительно возросло число граждан, уезжающих из республики за границу (дальнее зарубежье) на постоянное местожительства: в 1993 году — 62, за 9 месяцев 1994 года — 52 человек, в основном, это: жители Волжска (40%), Йошкар-Олы (38%), наибольшая доля уехавших — со средним образованием, с высшим и незаконченным высшим — 28%, большинство уезжает в Германию и США [17].

3.6.2.      Акции протеста

Йошкар-Ола, которую политически считают очень пассивной, начинает шуметь. Еще 27 октября здесь собрался митинг (в русле всероссийской акции), немногочисленный, но первый за долгое время. Тогда была принята резолюция к правительству с требованием «корректировки курса в области экономики и социальной политики — остановки спада производства, обнищания масс, возрождения у народа воды в будущее...» Председатель Марийского рессовпрофа О.Н.Цветкова тогда заявила: «Сегодня наши главные требования: «Вернуть людям долги по зарплате!», «Нет — массовой безработице..» Некий инженер ММЗ: «Мы долго и терпеливо ждали, пришло время требовать».

В ноябре работники Марийского машиностроительного завода (10 тысяч человек, крупнейший в РМЭ), не получавшие и без того низкую зарплату 4 месяца (ММЗ — головное предприятие республиканского ВПК) и безуспешно выходившие митинговать к зданию заводоуправления, решились на невиданный доселе здесь шаг — пикетирование Дома правительства. Совпадение ли это, но буквально через два дня средства были найдены, вся зарплата выплачена...

ММЗ стал законодателем политической моды. Окрыленные успехом машиностроителей 1 декабря к «Серому Дому» уже вышли рабочие завода «Новатор». Требования те же — выплата заработанных за 4 месяца денег. Собралось около 400 человек. Один из плакатов: «Требуем остановить разруху и обнищание народа!»... Председатель профкома «Новатора» Виктор Шерстнев 5 декабря имел беседу с президентом, но, по его словам, «разговор не получился»... Пока с «Новатором» поделился ММЗ — выплачена зарплата за сентябрь [19].

Источники

1. Марийская правда.— 1994.— 22 декабря.

2. Марийская правда.— 1994.— 15 декабря.

3. Марийская правда.— 1994.— 23 декабря.

4. Марийская правда.— 1994.— 24 декабря.

5. Марийская правда.— 1994.— 14 декабря.

6. Марийская правда.— 1994.— 16 декабря.

7. Марийская правда.— 1994.— 2 декабря.

8. Марийская правда.— 1994.— 3 декабря.

9. Марийская правда.— 1994.— 6 декабря.

10. Марийская правда.— 1994.— 9 декабря.

11. Марийская правда.— 1994.— 20 декабря.

12. Марийская правда.— 1994.— 1 декабря.

13. Молодежный курьер.— 1994.— 8 декабря.

15. Молодежный курьер.— 1994.— 22 декабря.

16. Молодежный курьер.— 1994.— 29 декабря.

17. Молодежный курьер.— 1994.— 15 декабря.

18. Известия Марий Эл.— 1994.— 22 декабря.

19. Известия Марий Эл.— 1994.— 8 декабря.