Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Томская область

Николай ПОГОДАЕВ

Томская область

в ноябре 1994 года

1.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР

1.1.       Представительные органы власти

20 октября, на своем пятом собрании, Томская областная Дума рассмотрела ряд важных документов. Во-первых, Томская область, первая из областей, вслед за республиками Татарстан и Тува, начала переговоры с Москвой о распределении полномочий между Центром и областью. Проект договора принят и в ближайшее время будет создана рабочая группа, которая представит документ в Москве.

На том же заседании Дума приняла ряд законов областного значения: Закон «О статусе депутата Томской областной Думы и депутатской деятельности», Закон «Об основах благоустройства территорий городов и других населенных пунктов Томской области», Закон «О порядке публикования и вступления в силу законов и иных нормативно-правовых актов Томской области». По Закону все нормативные акты Томской области будут вступать в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования. Начиная с четвертого квартала текущего года, Дума начнет издание сборника «Официальные ведомости. Томская областная Дума. Администрации Томской области» [1].

 

В местной прессе опубликован текст Закона Томской области «Об административной ответственности граждан за правонарушения, посягающие на общественный порядок на территории Томской области». Он состоит из следующих 12 статей:

Статья 1. Правонарушение, посягающее на общественный порядок;

Статья 2. Административная ответственность граждан за право нарушения, посягающие на общественный порядок;

Статья 3. Наложение административных взысканий при совершении нескольких правонарушений, посягающих на общественный порядок;

Статья 4. Возраст, по достижению которого наступает административная ответственность;

Статья 5. Возложение обязанности возместить причиненный ущерб;

Статья 6. Протокол об административном нарушении;

Статья 7. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок;

Статья 8. Обеспечение законности при применении мер воздействия за административное правонарушение, посягающее на общественный порядок;

Статья 9. Компетенция уполномоченных органов в области охраны общественного порядка;

Статья 10. Направление использования взысканных сумм;

Статья 11. Вступление настоящего закона в силу;

Статья 12. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим законом.

Закон был одобрен в августе 1994г. областной Думой и подписан главой областной администрации [2].

 

В областной Думе прошли парламентские слушания по вопросу деятельности правоохранительных органов Томской области. Заседание началось с выступления первых лиц областной прокуратуры и МВД. Были приведены следующие данные: За 9 месяцев текущего года в области совершено 211 убийств, причем 96 из них (45%) — в условиях неочевидности. Остальные на бытовой почве. Поражает количество убийств, совершенных организованными вооруженными группировками, при разбойном нападении на граждан. Одно из последних — убийство около своего дома Олега Суслова, 28 лет, инспектора налоговой полиции одного из районов города.

Главные причины роста тяжести преступлений, по мнению прокурора области Хусаина Пономарева, — социально-экономические. Корни зла, считает он, лежат в экономическом кризисе и непроработанности социального аспекта реформ. Без решения этих вопросов вал преступности не остановить. Статистику преступлений по их видам привел в своем выступлении руководитель областного ОВД генерал Александр Владимиров.

Первым шагом по преодолению сложившейся ситуации станет финансирование и установка в Томске оборудованных стационарных круглосуточных милицейских постов [3].

 

Опубликовано Решение Томской областной Думы «О плане финансирования из областного бюджета на 4-ый квартал 1994 года» и «Пояснительная записка к областному бюджету на 4-ый квартал 1994 года». Первый документ подписан председателем областной Думы Борисом Мальцевым, второй — и.о. начальника финуправления Н.А.Зименковым [4].

1.2.       Исполнительные органы власти

Опубликовано Постановление администрации Томской области «О мерах по обеспечению государственного управления экономикой области и об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий, находящихся в собственности области, при заключении с ними трудовых договоров (контрактов). Постановление подписано первым заместителем главы областной администрации Владимиром Пономаренко. Здесь же опубликован текст Положения «Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий, находящихся в собственности области, при заключении с ними трудовых договоров (контрактов) [5].

 

Опубликовано Постановление мэрии г.Томска «О ставках земельного налога и арендной платы за землю на территории г.Томска в 1994г.» [6].

 

Опубликовано Распоряжение администрации Томской области от 13.10.94г. №592-р о финансовой поддержке областных средств массовой информации. Из общей суммы 150 млн. рублей 55 млн. руб. выделено Томской государственной телерадиокомпании на развитие материально-технической база; 35 млн. руб. — областной газете «Красное знамя» для проведения подписной кампании; 35 млн. руб. — областной газете «Томский вестник» — для проведения подписной кампании; 15 млн. руб. — телекомпании «ТВ-2» на развитие информационного вещания; 10 млн. руб. — областной газете «Томская неделя» на проведение подписной кампании [7].

 

Опубликован статистический обзор «Социально-экономическое положение Томской области за 9 месяцев 1994г.». Он включает следующие разделы:

— Финансы;

— Приватизация;

— Уровень индексации цен и тарифов;

— Демографическая обстановка;

— Занятость и доходы населения;

— Потребительский рынок;

— Материальное производство;

 

Обзору предшествует следующая преамбула:

«Развитие экономики области в январе-сентябре 1994г. происходило под влиянием экономических преобразований, призванных обеспечить переход к рыночным отношениям. Продолжали формироваться контуры новой экономики области. Все большую роль продолжает играть негосударственный сектор экономики, в котором сейчас непосредственно заняты более 45% работающих.

На областном уровне практически сняты ограничения в формировании цен, их уровень в значительной степени складывается под воздействием спроса и предложения.

Однако принимаемые меры по стабилизации социально-экономического положения не позволили сдержать наметившееся в начале года снижение производства в промышленности. Итого 9 месяцев 1994г. характеризуются значительным уменьшением производства, объемы которого продолжают сокращаться почти во всех отраслях народного хозяйства. Сокращены объемы производства товаров народного потребления и культурно-бытового назначения.

Неудовлетворительное положение сложилось с производством продуктов питания к уровню 9 месяцев 1993г., снижено производство мяса, колбасных изделий, хлеба и хлебобулочных изделий. Сократилась выработка цельномолочной продукции, цельного молока, масла животного, творога.

Губительно сказываются на экономике области кризис финансово-денежной дисциплины и взаимные неплатежи предприятий. За 8 месяцев текущего года предприятиями промышленности недополучено за отгруженную продукцию 657,7 млрд. рублей» [8].

 

В Томской области завершилась опытная эксплуатация фрагментов региональной компьютерной сети. Центральный информационный узел расположен в областной администрации. Он принимает запросы на информацию из районов, обрабатывает их и отправляет обратно. Информация может быть правовая, общественно-политическая или связанная с каким-то документом областной администрации. Источники информации — от официальных до общественных. С помощью волоконно-оптического кабеля к сети подключается Восточная нефтяная компания, Главное управление Центробанка по Томской области и облфинуправление. Подобного опыта в Сибири еще нет [9].

2.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1.       Семинар по социально-экономической проблематике

5 ноября в Томске состоялся «круглый стол» постоянно действующего семинара «Социально-экономическое состояние страны, ход реформ, концепция экономического реформирования». Семинар был организован областной администрацией и фондом поддержки прогрессивных экономических реформ. По мнению одного из местных обозревателей, этот семинар представляет собой «консультационный пункт, на котором бывший представитель Президента обкатывает свою политическую позицию».

Позиция С.Сулакшина на данном семинаре сводилась к следующему: Если весной была надежда на то, что Президент откажется от курса правительства, заданного Гайдаром, то теперь теперь эти иллюзии исчезли. Макроэкономические установки прежнего и нынешнего правительства, по существу, зарубежного происхождения и далеки от национальных интересов. Цель Запада — уничтожение России как конкурента. Идет быстрый спад в топливно-энергетическом комплексе и на предприятиях производства товаров народного потребления. В промышленности нет средств даже для простого воспроизводства. Нет серьезных государственных и частных инвестиций. Фактически на реформы и на социальные меры по сглаживанию последствий средств нет. Причины — ориентация на иностранные интересы, профессиональная несостоятельность Президента и правительства.

В среднем инфляция, сказал С.Сулакшин, вернулась к 15% в месяц, а в Москве и на севере Томской области — 20%. Концентрация частного капитала в Москве — 70% Фактор Москвы в формировании экономической политики неоправданно высок. Демократические экономические реформы в стране преданы руководством страны. Президент, правительство столь же идеологически зхашорены и политически догматизированы, как и прежние руководители КПСС, только идеология поменялась. Никакого «русского чуда» в 1995г. по Чубайсу и «экономического подёема» по Черномырдину в 1997-м не будет. Реформы растянутся на 15-20 лет [10].

 

Внимание к позиции Сулакшина в данном материале привлечено в связи с тем, что он по-прежнему педалирует на своем намерении выставить свою кандидатуру на предстоящих президентских выборах. В очередной раз об этом Сулакшин заявил на пресс-конференции в одном из городов области (г.Стрежевом). Там он также критиковал нынешний политический курс главы государства и заявил, что располагает собственной программой выхода из кризиса. Как и на некоторых своих предыдущих выступлениях Сулакшин подчеркнул, что новый Президент должен быть из региона, а не из центра. В то же время депутат Госдумы выразил сомнение в том, что президентские выборы смогут состояться в 1996 году [11].

2.2.       Республиканцы

На очередном собрании Томского отделения Республиканской партии РФ главным вопросом была подготовка партии к предстоящим выборам. Члены томского отделения считают, что республиканцы должны выдвинуть кандидатов на очередные выборы в Государственную Думу по собственному партийному списку, так как по их мнению именно это дает шанс на обретение наибольшего политичееского веса в обществе. Важным вопросом для этой партии является выработка экономической платформы. Томские республиканцы едут на Координационный совет РПРФ с предложением корректировки курса правительства, разработки комплекса социально-экономических предложений. На собрании томских республиканцев было поддержано образование предвыборного объединения «Солидарность и реформы» [12].

К этой информации следует добавить, что лидером томских республиканцев по-прежнему является Степан Сулакшин, готовящий очередной плацдарм для упрочения своей политической карьеры.

2.3.       Коммунисты

7 ноября коммунисты Томска в честь 77-й годовщины Октябрьской революции возложили цветы к памятнику Ленину. Затем они с пением революционных песен прошли демонстрацией по проспекту Ленина на площадь революции и здесь провели праздничный митинг. Среди выступавших были руководители томских коммунистов Александр Каракулов, Юрий Сивков и другие. Лозунги: «Заводы — рабочим», «Президентов и мэров — в безработные», «Да не здравствует Россия как 1994-й штат Америки». В своих речах ораторы призывали к единству трудящихся в борьбе за власть советов рабочих, крестьян, специалистов и служащих, за перевыборы президента, за восстановление экономики страны, продолжающей разрушаться, за всеобщую политическую стачку [13].

 

В резолюции митинга трудящихся Томска содержатся следующие требования: «возвращения собственности народу, восстановления государственного регулирования экономики в интересах трудящихся», «переход власти абсолютному большинству народа — трудящимся, восстановление Советской власти снизу доверху от трудовых коллективов до сёезда Советов»; всех томичей призывают «создавать по месту жительства органы самоуправления, брать под контроль деятельность коммунальных служб, охраны общественного порядка, торговли, народного образования, медицинского обслуживания. Устанавливать действенную связь с депутатами областной и городской Дум, побуждать их к исполнению обязанностей в интересах абсолютного большинства избирателей-трудящихся»; призывают «все стачкомы области объединить свои усилия в едином областном стачкоме, оказывать помощь трудящимся в формировании стачечных комитетов в каждом трудовом коллективе, готовиться к всероссийской политической стачке — самому действенному способу устранения от власти антинародного режима Ельцина, воссановления власти трудящихся»; томичей призывают «используя все формы гражданского действия в общественных организациях, в органах государственной власти, активно содействовать исполнению решения Всесоюзного референдума 1991 года о сохранении, а теперь возрождении СССР» [14].

2.4.       Социал-демократы

Председателем президиума Томского отделения РСДС является Евгений Дмитриев. Задачи социал-демократии он видит в том, чтобы «предотвратить превращение России в полуколониальную страну, сырьевой придаток, в страну периферийного капитализма латиноамериканского типа». Он выступает за развитие отечественного предпринимательства, за сохранение государственнной целостности, за развитие равноправного и взаимовыгодного союза с бывшими союзными республиками.

Позиция Е.Дмитриева характеризуется и противостоянием, тем, кто, по его мнению, незаконно приватизировал большую часть государственной собственности. Речь прежде всего идет о руководителях промышленных предприятий, представителях административных органов и бывших партаппаратчиках. Весьма критически он настроен и по отношению к деятельности местных органов власти, оценивая ее как во многом формальную, ставя ей в упрек неэффективное использование государственной собственности. В качестве примера руководителей нового типа для него ориентиром является губернатор Нижнего Новгорода Б.Немцов. Задачей номер один Дмитриев считает создание демократическим путем органов местного самоуправления, пользующихся широкой автономией, прямые общенародные выборы глав администраций всех уровней [15].

Достаточно подробное изложение позиции Е.Дмитриева связано с тем, что он является представителем тех политических сил, которые попали в годы перестройки в очень непростое положение. Это выходцы из среднего звена партаппарата, которые стали занимать заметные партийные должности тогда, когда старая партноменклатура стала активно переориентироваться на иные виды деятельности, создавая для себя сеть данков и других крупных предпринимательских структур. Коммунисты «перестроечного призыва» были по сути дела брошены на произвол судьбы своей партийной элитой и не поняты массами. Это привело к тому, что на какое-то время эти люди почти исчезли с волитической арены. Их появление сейчас объясняется возникновением широких слоев, недовольных результатами реформ. Критикуя последних, такие люди как Е.Дмитриев противостоят тем бывшим своим коллегам по партноменклатуре, кто педалирует тезис о необходимости создания слоя (достаточно узкого) эффективных собственников и принесения в жертву интересов и жизненного уровня широких масс населения.

2.5.       ЛДПР

В координационный комитет Томского отделения ЛДПР входят Евгений Корецкий (координатор), Валерий Александров, Павел Рожин, Яков Шулик и другие. Численность организации — около 50 человек. На выборах 1993г. в Госдуму в Томске за ЛДПР проголосовало 25% от пришедших на избирательные участки. В Госдуме томских сторонников ЛДПР представляет Георгий Лукава. Низкая активность организации в Томске, по словам членов ее координационного совета, объясняется тем, что им закрыт доступ в средства массовой информации. Томская организация ЛДПР занимается агитацией: разносит газеты, устраивает встречи с избирателями. Основное внимание уделяется наращиванию численности организации, привлечению в эту партию как можно большего числа людей. Поступившие недавно из Москвы деньги позволят активизировать томской организации свою деятельность.

По словам членов координационного комитета, ими сейчас прорабатывается вопрос о создании оперативного отряда, который совместно с милицией будет патрулировать улицы в дневное и в ночное время. Отряд планируется создать при Советском РОВД г.Томска. В него будут входить человек 10-15. Единственной партией, которая действительно чего-то стоит, томские приверженцы ЛДПР называют коммунистов. Совпадают, по их мнению, и многие пункты программ этих партий [16].

2.6.       Массовые акции

7 ноября у памятника жертвам большевистских репрессий заняли место члены томского антифашистского комитета и те, кто к ним добровольно присоединился. Таковых набралось около 15 человек. С 12 часов там же зажгли свечу и встали рядом активисты общества «Мемориал», политрепрессированные. Их было около 20 человек. Почтить память жертв пришли и часть участников демонстрации, организованной коммунистами и их сторонниками [17].

3.    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Создан координационный совет по внешнеэкономической деятельности при администрации Томской области. В него вошли представители областной и городской администраций, крупнейшие экспортеры и импортеры Томской области, мощные финансовые структуры. Среди них — Томский нефтехимический комбинат, акционерное общество «Томскнефть», Промстройбанк, Сибинтербанк, «Союз лесопромышленников Томской области» ми другие. Возглавил новый консультативно-совещательный орган Н.М.Белоусов, заместитель главы администрации области. Участники организационного совещания избрали и заместителя председателя КС — им стал Юрий Яковлевич Ковалев, генеральный директор внешнеэкономической ассоциации «Томскинтерсервис». На совещании приняты за основу представленные документы — Положение о координационном совете и программа его деятельности [18].

Создана еще одна структура, объединяющая достаточно серьезные силы томской промышленности. Естественно, что эти круги будут формулировать и отстаивать свои интересы и через политические, властные механизмы. Можно высказать предположение, что одной из фигур, представляющих их интересы станет С.Сулакшин. Последний, в свою очередь, именно в представителях крупной промышленности видит (на нынешнем этапе его деятельности) наиболее прочную основу своей политической карьеры.

 

По данным комитета по межрегиональным и зарубежным связям областной администрации, за последние три месяца 1994г. в Томской области было зарегистрировано 9 совместных предприятий. Это в основном филиалы иностранных фирм. Филиал не является юридическим лицом, его проще и дешевле зарегистрировать, что, по-видимому, является привлекательным моментом для иностранцев.

В числе этих новых предприятий российско-австрийское СП «Тома»; российско-узбекистанское АОЗТ «Семург» (поставки оборудования, торговля ТНП, переработка древесины); российско-австралийское АОЗТ «ФАЛЛДОК» (лес, нефтепродукты, пластмассы, оборудование и технологические линиии по производству пищевых продуктов, туризм), одним из учредителей которого выступило СПАО «Химстрой»; российско-британско-турецкое АОЗТ «SMS» (деревозаготовка); филиал крымской фирмы «Ампелос» (поставки вина и винодельческого сырья); филиал казахстанской фирмы «Шыгыс м К» (торговля, посреднические услуги, заготовка лекарственных трав); Филиал казахстанской фирмы «АлТОМ» (коммерческая деятельность, бытовые услуги, производство сельхозродукции); Филиал российско-китайского СП «Санда-Т» (торговля); Российско-казахстанское СП «Каросс» (инновационная деятельность, производство ТНП, создание эффективных производств и технологий, изобретательская и патентно-лицензионная деятельность).

По мнению специалистов комитета по межрегиональным и зарубежным связям, обилие филиалов казахстанских фирм вызвано тем, что платежи и вывоз денег из республики затруднены. Сеть филиалов значительно облегчает вопрос перемещения денежных средств из Казахстана в Россию [19].

4.    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

4.1.       Экология

Для рассмотрения обращения областной администрации о потенциальной радиационной опасности, связанной с деятельностью Сибирского химического комбината, в Совете Безопасности России была создана рабочая группа под руководством академика А.Яблокова. 9 и 10 ноября представители аппарата Совета Безопасности, Госатомнадзора России, Министерства РФ по атомной энергии побывали на реакторном, радиохимическом и химико-металлургическом заводах СХК, на полигоне подземного захоронения жидких радиоактивных отходов, в санитарно-защитной зоне комбината.

В ходе работы была проанализирована организация хранения ядерных материалов, обстоятельно обсуждены проблемы хранения радиоактивных отходов, продолжения производства плутония и ход конверсии на СХК. Посетив склад делящихся материалов, члены рабочей группы пришли к выводу о необходимости строительства специального хранилища более высокой надежности — в интересах безопасности томичей. «Судя по всему,— сказал представителям средств массовой информации и общественности Томска академик А.Яблоков,— пока влияние СХК не опасно. Мы можем говорить о его потенциальной опасности, и мы должны думать, как эту потенциальную опасность свести к преемлемому риску». Предложения и ывводы членов рабочей группы об усилении радиационной безопасности региона будут рассмотрены в Совете Безопасности России [20].

 

Проблема хранилища рассматривается не первый год. К материалам, содержащимся в предыдущих обзорах на эту тему, можно добавить следующую информацию, характеризующую серьезность ситуации. В настоящее время на центральных складах комбината накопилось 23 тысячи контейнеров с металлическим ураном и плутонием. Все контейнеры были завезены на комбинат до апреля 1992г. С апреля поступлений нет. Завезенные материалы находятся в неприспособленных хранилищах ПБЯ-06-90, относящихся к третьему классу хранилищ. Переоборудованию в более высокий класс они не подлежат.

Новое хранилище должно соответствовать следующим требованиям: относиться к первому классу согласно ПБЯ-06-09-90, что исключает затопление, обеспечивает устойчивость строительных конструкций к внешним воздействиям при ударной волне 20 кг/см кв, сейсмостойкость при землетрясении до 6-7 баллов, устойчивость к ураганам, смерчам и ударам молний, отсутствие каких-либо операций по обработке, упаковке или распаковке, принимаемых, хранящихся и выдаваемых ядерных материалов, упаковка ядерных материалов в герметические контейнеры повышенной ударопрочности и пожароустойчивости, отсутствие технологических и нетехнологических отходов, загрязненных радионуклидами сверх ПДУ для всего населения [21].

4.2.       Этническая ситуация

В Томской области проживает около 50 тысяч человек, говорящих на тюркских языках. Это татары (западносибирские и казанские), хакасы, чулымцы и другие. В настоящее вреся стоит задача восстановить утраченные традиции национального самоуправления, самодостаточности, самоорганизации тюркских народов. В связи с этим в государственную программу «Возрождение и развитие тюркских народов», формирование которой сейчас происходит на федеральном уровне, от Томской области предложены мероприятия в сфере экономики, охраны и использования памятников истории и архитектуры, культовых и иных зданий, по возрождению чувашских и тюркских деревень [22].

4.3.       Уровень жизни

По свидетельству областного управления статистики, номинальные денежные доходы томичей снизились в октябре по отношению к предшествовавшему ему месяцу на 9,2%. А с учетом индекса потребительских цен реальные денежные доходы на душу населения упали за месяц на 18,5%. Одновременно — на фоне столь При этом, если на покупку товаров жители области истратили лишь на 2,2% денег больше, чем в сентябре, то оплата услуг увеличилась за это же время на 19,6%. А обязательные платежи выросли на 11,1%.

На 35,9% снизилась за месяц доля доходов томичей, накаплитваемая ими во вкладах и ценных бумагах в Сбербанке. Делается вывод, что наряду с резким подорожанием жизни и необходимостью всвязи с этим изёятия средств на пропитание, это, безусловно, свидетельствует о неустойчивом состоянии фондового рынка и явилось отражением происшедших крупных финансовых скандалов [23].

4.4.       Рынок труда

Сохраняются тенденции увеличения безработицы. За январь-сентябрь в службы занятости населения обратилось 68.539 человек, в качестве ищущих работу зарегистрированы 22.893 человека. Статус безработного за девять месяцев имели 12.613 граждан. В сравнении с аналогичным периодом 1993г. в текущем году количество не занятых в народном хозяйстве увеличилось в 2 раза, а безработных — в 2,2 раза. Как и прежде, наибольший удельный вес в числе безработных имеют женщины (74%), но постепенно областной рынок труда пополняется и мужской рабочей силой — это стрители, лесозаготовители, работники речного пароходства. Высокий уровень имеет и молодежная безработица — 34,7%.

Уровень безработицы в области на 1 октября составил 1,6%, но в отдельных районах этот показатель значительно выше: от 5,7 до 9,8%. Потребность в рабочей силе продолжает снижаться. В среднем по области на одну заявленную вакансию приходится пять незанятых, из них четыре — безработные. В некоторых районах области число претендентов на одну вакансию доходит от 24 до 78 человек.

Служба занятости в текущем году смогла трудоустроить только каждого четвертого из числа обратившихся (50% — женщины). В целях смягчения ситуации на рынке труда служба занятости продолжает развивать систему профессионального обучения безработных. За 9 месяцев на переобучение направлено 1.429 человек. Важным звеном в цепочке активных мер по оказанию помощи безработным, а также тем, кто нуждается в материальной поддержке, продолжают оставаться оплачиваемые общественные работы. За 9 месяцев в них приняли участие 4.667 человек. Около 500 из них ранее вообще не участвовали в трудовой деятельности (имеются в виду выпускники школ и других учебных заведений) [24].

Источники

1. Кузнецов И. Областная Дума зашевелилась // Народная трибуна.— 1994.— 1 ноября. С.1.

2. Закон Томской области... // Народная трибуна.— 1994.— 1 ноября. С.3.

3. Куксин И. Дворники в разгар листопада // Томский вестник.— 1994.— 18 ноября. С.2; Пожалуй, самым нашумевшим событием недели стали парламентские слушания // Томская неделя.— 1994.— 18 ноября. С.2.

4. Народная трибуна.— 1994.— 10 ноября. С.4.

5. Постановление... // Народная трибуна.— 1994.— 10 ноября. С.4.

6. Народная трибуна.— 1994.— 12 ноября. С.2.

7. Народная трибуна.— 1994.— 16 ноября. С.1.

8. Социально экономическое положение... // Народная трибуна.— 1994.— 2 ноября. С.2; 3 ноября. С.3; 5 ноября. С.5; 9 ноября. С.3.

9. Иванова Н. Рынок — это прежде всего информация // Томский вестник.— 1994.— 9 ноября. С.2.

10. Кузнецов И. Бывший представитель Президента ныне против Президента // Народная трибуна.— 1994.— 12 ноября. С.3; Никифоров С. «Президент будет отвечать перед Богом...» // Красное знамя, 23 ноября. С.2; Тюрин И. Нынешний курс реформ должен быть изменен // Томский вестник, 9 ноября. С.3.

11. Захаров А. Нашему бы теляти волка поймати // Народная трибуна.— 1994.— 5 ноября. С.2.

12. Республиканцы обсуждают предвыборную программу // Народная трибуна.— 1994.— 19 ноября. С.3; Андреева Т. Республиканцы готовятся к выборам // Красное знамя.— 1994.— 23 ноября. С.2.

13. Народная трибуна.— 1994.— 9 ноября. С.1.

14. Из резолюции митинга трудящихся г.Томска // Народная трибуна.— 1994.— 10 ноября. С.3.

15 Тактика «малых шагов»... // Томский вестник.— 1994.— 2 ноября. С.3.

16. Николаев Л. Партия Жириновского: почти в подполье // Томская неделя.— 1994.— 25 ноября. С.5.

17. Кащеев Н. Траурная вахта на пути праздничного шествия // Томский вестник.— 1994.— 9 ноября. С.2.

18. Участники внешнеэкономической деятельности объединяются // Народная трибуна.— 1994.— 19 ноября. С.3.

19. Михайлов В. Девять за три месяца // Красное знамя.— 1994.— 29 ноября. С.1.

20. «Пока влияние СХК не опасно...» // Народная трибуна.— 1994.— 16 ноября. С.2.

21. Червинский В. Из двух зол выбирают меньшее // Томский вестник.— 1994.— 1 ноября. С.3.

22. Пресс-служба обладминистрации сообщает // Народная трибуна.— 1994.— 26 ноября. С.3.

23. В октябре мы стали беднее // Красное знамя.— 1994.— 17 ноября. С.1.

24. Тенденция роста сохраняется // Томский вестник.— 1994.— 1 ноября. С.5.