Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Татарстан (Татарстан)

Ахмет ИВАНОВ

Татарстан

в ноябре 1994 года

1.    ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

1.1.       Общая характеристика

Ситуация на ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЙ арене республики осенью 1994 года стала приобретать черты перехода от одной картины расстановки сил к другой. Принципиальное содержание здесь — видоизменение очертаний определяющего противоречия.

Прошедшие фазисы общественно-политической жизни РТ — от провозглашения в августе 1990 года Декларации о государственном суверенитете Татарстана и до провала двух общероссийских референдумов в апреле и декабре 1993 года — имели свои контуры, поляризирующие участников дискуссии. Главное, вокруг чего велись споры, очерчивалось проблематикой взаимоотношений между Казанью и Москвой, а в качестве противостоящих сторон выделялись лагерь «националов» и лагерь «демократов-федералистов» при усиленном декларировании центризма президентской командой. Словом, борьба так или иначе воспринималась как этнополитическая.

Этим объясняется обилие суждений, преисполненных как с той, так и с другой стороны политико-пропагандистскими экзальтациями, ставшими типичным явлением фобиями. Обмен обвинениями включал набор ставших привычными клише — «национал-сепаратизм», «этнократия», «чеченский синдром», «украинизация экономики», с одной стороны, «шовинизм», «имперский унитаризм» и проч. — с другой.

Нынешняя картина существенно видоизменена. Подписанный в феврале Договор между Россией и Татарстаном заметно снял момент напряженности во взаимоотношениях основных национальных групп общества. Проблема суверенитета стала во многом ассоциироваться не с перекраиванием макрополитического пространства, а с новейшими формами довольно-таки знакомого явления — торга между центром и регионами в рамках так называемого «бюрократического рынка». Конфигурация лагерей внутриполитического противостояния также претерпела изменения. В центре внимания сегодня — взаимоотношения между правящей элитой и оппозицией, которая, как это ни парадоксально, все больше приобретает свойства объективно объединенной оппозиции, сплачивая на общей платформе вчерашних непримиримых оппонентов из национально-радикального лагеря и лагеря демократов и федералистов.

Толчком к перестроению политических сил в РТ стало приближение срока выборов в парламент (март 95-го). В столкновение пришли подходы руководства республики и политических партий, выступающих с диаметральных позиций по вопросам будущего парламентаризма и всей институциональной системы власти.

В августе была обнародована одобренная июльской сессией ВС «Концепция реформирования представительных и исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан», имеющая, как сказано, «целью повышение эффективности организации и деятельности государственной власти в условиях становления правового государства.

1.2.       Сессия Верховного Совета

Призванная законодательно оформить намеченную конституционную трансформацию политической системы республики XXII сессия Верховного Совета вылилась в затяжной марафон.

Начавшись 10 октября, сессия проработала несколько дней и приняла в первом чтении Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан в связи с реформированием представительных и исполнительных органов власти». Особенность голосования по этому пункту повестки дня — в том, что для его окончательного решения, согласно действующим нормам Конституции, потребуется две трети голосов законодателей.

На этом же этапе в первом чтении был принят законопроект «О выборах народных депутатов Республики Татарстан», в котором предусматривается избрание 130 депутатов: 63 — от административно-территориальных избирательных округов и 67 — от территориальных на основе единой нормы представительства. Правом выдвижения кандидатов в парламент наделяются собрания избирателей по месту работы (учебы, службы) и месту жительства, партии, профсоюзы и другие общественные объединения, прошедшие регистрацию в Минюсте РТ, уставы которых предполагают участие в выборах. В законопроект включена также норма, дающая возможность образования избирательных блоков общественных объединений, но для регистрации в качестве кандидатов потребуется еще 1000 подписей избирателей. Таким образом, идея о выборах по партийным спискам отражения в проекте Закона не нашла.

Аргументация оппонентов из стана демократов и националов главным образом была нацелена на то, что проекты законов «скроены» под укрепление позиций глав администраций в будущей легислатуре, ныне назначаемых Президентом РТ с согласия Советов соответствующего уровня. Идея об учреждении поста избираемых глав администрации также не получила достаточной поддержки. Выступая на сессии М.Шаймиев настойчиво отстаивал мысль о необходимости укрепления этого института: «Посмотрите реакцию средств массовой информации, мировой общественности на Указ Президента Б.Ельцина о назначении глав администрации в областях, краях и столичных городах на переходный период. Большинство сошлось на том, что в данном случае это служит инструментом защиты демократии....Указ Ельцина средствами массовой информации зарубежных стран оценивается как мера, логично вписывающаяся в ситуацию переходного периода».

XXII сессия ВС 23 ноября возобновила свою работу после более чем месячного перерыва. Блок законопроектов, принятых в октябре за основу, был подготовлен для второго чтения. В ходе этой подготовки было внесено более 900 поправок, по которым предстоит голосовать. Со ссылкой на эту сверхтрудоемкую процедуру было принято решение впервые с 1990 года не вести прямую трансляцию работы сессии по республиканскому радио.

Ход голосования по поправкам вначале продемонстрировал феномен законодательного «пата», когда ни авторы концепции и ее сторонники, ни оппоненты оказались не в состоянии добиться квалифицированного большинства голосов (2/3) для принятия своих предложений. В результате — за два дня работы сессии парламентарии рассмотрели 175 поправок к Закону о внесении изменений в Конституцию РТ и приняли из них только три. Последние предоставляют будущему корпусу законодателей новые полномочия:

— право утверждать государственные внебюджетные фонды (отсутствие чего было традиционным источником резкой критики со стороны демократически-федералистского крыла оппозиции);

— право утверждать полномочных представителей РТ за рубежом и право их отзывать.

К проекту Закона «О выборах народных депутатов Республики Татарстан» было также внесено более 300 поправок. Голосование по наиболее «горячему» пункту — норме о выборах по партийным спискам — оказалось достаточно симптоматичным: «за» проголосовало 37 депутатов, «против» — 96.

В заключительной стадии работы сессии произошел определенный перелом, который можно, вероятно, объяснить успешной мобилизацией кворума. В итоге многодневного и изнурительного голосования был принят весь блок законодательных актов, отвечающих практически всем контурам ранее провозглашенной концепции:

— Закон «О внемении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан в связи с реформированием представительных и исполнительных органов власти»;

— Закон «О выборах народных депутатов Республики Татарстан»;

— Закон «О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов Республики Татарстан»;

— Закон «О местных органах государственной власти и управления»;

— Закон «О выборах местных представительных органов власти»;

— Закон «О местном самоуправлении».

Квинтэссенцией новаций стали изменения в облике парламента — по новому названию Государственного совета Республики Татарстан. Теперь он будет состоять из 130 народных депутатов, из которых 61 — от административно-территориальных округов (районов, районов в городах, городов республиканского подчинения); 69 — от территориальных избирательных округов на основе единой нормы представительства с допустимым отклонением числа избирателей от нормы до 15%. Сокращение числа депутатов от административно-территориальных округов с 63 до 61 связано с упразднением двух районов в городе Набережные Челны.

Депутаты, избранные от административно-территориальных избирательных округов, осуществляют свои полномочия, не порывая с производственной или служебной деятельностью, за исключением лиц, избранных в состав руководства ВС, его постоянных комиссий и комитетов.

Депутаты, избранные от территориальных избирательных округов, за исключением Премьер-министра РТ, работают в парламенте на освобожденной, постоянной основе.

Сессии ВС проводятся в составе депутатов, работающих в парламенте на освобожденной, постоянной основе.

Для рассмотрения и решения наиболее важных вопросов созываются пленарные сессии (в составе всех избранных депутатов, то есть 130 человек).

Решения, принятые на сессии и пленарной сессии, являются актами ВС. При этом решения, принятые на сессии, не могут противоречить решениям, принятым на пленарной сессии ВС. Законы, принятые на сессиях и пленарных сессиях ВС, имеют одинаковую юридическую силу и именуются законами РТ.

Таким образом, данная «переходная» модель может быть расценена как парламентаризм квази-профессионального и квази-двухпалатного типа. Решения здесь, были, как думается, продиктованы попытками создать некоторый симбиоз между Съездами народных депутатов РФ и нынешним Федеральным Собранием.

Основные мишени критики законопроектов таковы: резко зауженное поле для политических партий, отсутствие полноценного профессионального парламента, отсутствие института избираемых глав администраций. Среди более конкретных аспектов — допущение безальтернативных выборов, наличие нормы о закрытых избирательных участках, отсутствие в бюллетенях графы «Против всех».

1.3.       Подготовка к выборам

Администрация г.Казани опубликовала список местных общественных объединений и организаций (отделений, филиалов), обладающих правом выдвижения кандидатов в депутаты городского Совета.

1. Казанская городская организация «Народная партия «Свободная Россия».

2. Народная партия России.

3. Партия «Союз демократических сил».

4. Партия Экономической Свободы.

5. Казанская городская организация ЛДПР.

6. Казанская городская организация социал-демократической партии РФ.

7. Движение «Граждане Российской Федерации».

8. Казанский городской политический клуб ветеранов Вооруженных сил на платформе партии Татарстана «Единство и Прогресс».

9. Казанское отделение Татарского регионального отделения Партии Российского Единства и Согласия.

10. Движение «Экономический прорыв. Третья сила».

11. «Рабочий Союз».

12. «Союз офицеров и прапорщиков запаса г.Казани».

13. «Молодежь Татарстана за демократию».

14. Федерация молодежных организаций г.Казани.

15. Казанское городское отделение многонационального движения Татарстана «Согласие».

16. «Туристский клуб».

17. Казанский городской Свет оборонной спортивно-технической организации.

18. Казанская городская федерация атлетической гимнастики.

20. Казанское отделение профессионального союза «Единение» Республики Татарстан.

21. «Чатыр Тау».

22. Казанский городской Совет ветеранов-пенсионеров Вооруженных сил и правоохранительных органов.

23. Ассоциация внешнеэкономических и культурных связей.

24. Благотворительный противораковый детский фонд г.Казани.

25. «Русский Национальный Собор».

26. Общество русской культуры г.Казани.

27. Историко-просветительское благотворительное и правозащитное общество «Мемориал».

28. Союз предпринимателей г.Казани.

29. Фонд «Юные дарования».

30. Ассоциация студентов, аспирантов и выпускников.

31. Городской народный комитет «Защита Президента Татарстана».

 

В целом, осенний политический сезон в Татарстане показал: местная политическая элита уверенно контролирует ситуацию и располагает возможностями определять ход событий. Доминирование институции высшей исполнительной власти на сегодня не оставляет места ни для баланса ветвей власти (Конституционный суд не создан при том, что соответтвующий закон принят), ни для эффективной институционализации оппозиционных сил.

1.4.       Инцидент с И.Грачевым

В конце ноября в г. Набережные Челны имел место достаточно серьезный инцидент. На 29 ноября была назначена встреча депутата Госдумы Ивана Грачева с жителями города в Дворце культуры «Энергетик», в которой собирались принять участие его помощник А.Гатин, депутат ВС РТ Д.Фомин, ответственный секретарь избирательного блока «ЯБЛОКО» Ю.Федорова. Вход в здание был блокирован примерно группой пикетчиков числом около 50 человек. Грачев, обратившийся в УВД, предпринял вторичную попытку войти в здание. По милицейской версии, он якобы отстранил рукой пожилую женщину и в этот момент получил неожиданный удар по голове. Мужчина, нанесший его, пытался скрыться, но был задержан. Депутат получил травму, врачи диагностировали сотрясение мозга.

Сам И.Грачев в газетном интервью обвинил МВД РТ в ложной интерпретации событий, а присутствовавшую при инциденте группу работников милиции — в том, что они слишком долго играли роль «пассивных наблюдателей», в бездействии, власти города — в потворстве нападению на политической почве. «Утром 30 ноября я был вынужден дать телеграмму на имя спикера Госдумы Ивана Рыбкина, — продолжает И.Грачев. — И уже через два часа ситуация кардинально изменилась: появилась охрана, было выставлено оцепление по той улице, которая вела в ДК КамАЗа. Уж эту-то встречу не омрачили никакие эксцесы. Правда, подобную аудиторию довелось видеть впервые: треть — камазовцы, треть — ТОЦевцы, треть — милиционеры...Кстати, мы нашли общий язык по многим проблемам...» [1].

Партии т.н. «Круглого стола» политических сил Татарстана и некоторые другие выступили с резким осуждением экстремистской выходки.

Инцидент еще раз подтверждает, что в Набережных Челнах противостояние на национальной почве выглядит гораздо напряженнее, чем в Казани и других городах РТ. Это объясняется заметной стратификацией этнического плана между группами мигрантов из близлежащих национальных районов РТ и из регионов за его пределами.

2.    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Экономическая ситуация в республике осенью 94-го продолжала испытывать груз нарастающих негативных тенденций и оставалась в русле кризисного развития.

В сегодняшних условиях потенциал «независимого» экономического курса и «собственного» пути РТ в целом можно считать исчерпанным. Прежде всего, это объясняется неблагоприятной коньюнктурой на рынке энергоносителей, макроэкономическим кризисом во всем российском пространстве, обвалом неплатежей, тупиками конверсии ВПК и многими другими факторами.

 

Ситуация в ПРОМЫШЛЕННОСТИ РТ характеризуется следующими показателями. Из 300 важнейших видов выпускаемой в РТ промышленной продукции по сравнению с январем-сентябрем 1993 г. снижение произошло по 256 наименованиям.

Спад производства расценивается как преимущественной структурный. Его масштабы все в большей степени зависят не от ресурсного обеспечения, а от уровня платежеспособного спроса на производимую продукцию.

Особенность момента — в ухудшении показателей промышленного производства по сравнению с общероссийскими. По данным статистики органов РФ, за январь-сентябрь объем промышленного производства в целом снизился на 24,7%, а в Татарстане — на 33,7%.

В промышленности ожидавшееся в июле прекращение спада не состоялояь. В машиностроении спад составил 50%. Никак не удается выйти на запланированные рубежи КамАЗу, который раньше выпускал до 100 тыс. большегрузов в год, а сейчас не дотягивает и до 30 — 35 тыс.

Снижение производства большинства видов продукции произошло в топливно-энергетическом комплексе. Добыча нефти сократилась на 3 миллиона тонн. Вследствие вынужденной остановки скважин весной этого года отставание по добыче нефти составляет 500 тысяч тонн.

 

Весьма драматическая ситуация складывается в БЮДЖЕТНОЙ сфере. За 8 месяцев текущего года республиканский бюджет недополучил около 70 проц. прогнозированных средств (за первое полугодие не поступило 513 миллиардов рублей доходов). Среди причин называются: рост оптовых цен, кризис неплатежей, продолжающийся спад материального производства, тяжелое финансовое положение налогоплательщиков, а также то, что властями квалифицируется в качестве «антибюджетной деятельности» большинства коммерческих банков (неисполнение в срок платежных поручений налогоплательщиков, нарушение очередности погашения задолженности по платежам в бюджет при поступлении средств на расчетные счета, задержки в списании доходов с корреспондентского счета банка после их списания со счетов налогоплательщиков и т. п.).

В РТ имеется 39 банков и репсублика занимает по этому показателю четвертое место в РФ.

В качестве одного из главных рычагов по вытаскиванию Татарстана из кризиса Президент М.Шаймиев назвал оздоровление финсансовой системы. «Нет налогов — нет государства», — констатировал Президент.

В том, что проблема бюджета получит дальнейшее развитие можно не сомневаться, ибо на октябрьскую сессию выносится вопрос об уточненном бюджете на 1994 г. Выясняется, что правительство практически в два раза ошиблось с прогнозированием как доходной, так и расходной частей бюджета. Ошибка состояла в неверном прогнозе темпов инфляции. Прошедшие девять месяцев содержали расходы в рамках изначально определенных сумм.

Кредиторская задолженность промышленных, сельскохозяйственных, строительных и транспортных предприятий и организаций республики составляет 4 триллиона рублей (рост с января — в 2,4 раза). Увеличивается превышение кредиторской задолженности над дебиторской: 10% на 1.01.94 и 20% на 1.08.94.

При относительно невысоком числе официально стоящих на учете безработных (22 тыс. человек), нарастающими темпами увеличивается скрытая безработица. В 1994 году более 150 тыс. человек были заняты неполное рабочее время по инициативе администрации; в административных отпусках находились более 160 тыс. (32%). Скрытая безработица в промышленности составляет 30%. Затраты предприятий на оплату труда не полностью занятых работников прогнозируются в 1994 году в объеме 13% ВВП, что в 4,8 раз превышает прошлогодний показатель.

 

Наряду с приведенной картиной достаточно контрастно выглядит положение в аграрном секторе. Выращен и собран рекордный урожай зерновых. Президент М.Шаймиев в связи с этим говорил: «Раньше мы никогда не получали урожая больше, чем в среднем по России. Сегодня урожай в Российской Федерации — 17,5 центнера с гектара, в Башкортостане — 15,7, Ульяновской области — 19,5, Саратовской — 11,2, Самарской — 13,7 центнера. Ставрополь в этом году получил урожая меньше, чем Татарстан. У нас — 26,5 центнера с гектара. По урожаю мы идем вслед за Краснодаром и еще несколькими областями».

В республике намного выше (с учетом дотации), чем в соседних регионах, закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию.

Таким образом, администрация Президента М.Шаймиева имеет в руках достаточно внушительный козырь в борьбе за экономическую легитимацию в преддверии грядущих следующей весной выборов в представительные органы власти, если только он не будет выбит слишком быстрым ростом цен на продукты питания.

Как констатируется правительственной командой, наметился существенный разрыв между политическим статусом Татарстана, определенным договором «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан», и реальным экономическим содержанием. Экономика приобретает «самопоедающий» характер. Необходимы быстрые революционные и одновременно предельно прагматичные шаги на пути к рынку.

Источники

1. Известия Татарстана.— 1994.— 2 декабря.