Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Коми

Владимир ИЛЬИН

Республика Коми

в ноябре 1994 года

1.    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

1.1.       Экономические реформы и социальная дифференциация

Экономические реформы пока имеют один эффект: глубокий спад производства во всех отраслях экономики Республики Коми. В 1993 году в республике было добыто нефти и газового конденсата столько же, сколько в 1972 году, а газа — как в 1969 году. Производство деловой древесины и пиломатериалов находится на уровне конца 50-х годов, бензина — начала 70-х, дизельного толива — середины 70-х. Аналогичная ситуация и в сельском хозяйстве: производство картофеля — на уровне 1957 года, мяса — 1984 года, овощей — 1972 года, поголовье оленей — на уровне 1963 года, коров — 1969 года [1].

Социальное содержание происходящих экономических реформ состоит в первоначальном накоплении капитала в руках частных собственников. Перераспределение средств производства сопровождается стремительным ростом дифференциации уровня жизни. Разумеется, уровень потребления высшего слоя не поддается статистическому изучению в сколько-нибудь допустимых пределах. Богатые скрывают свои доходы и уровень потребления, опасаясь и налоговой полиции, и рэкета. Предметы потребления коммерсантами проводятся как основные фонды (квартиры, автомобили, электроника и т.п.), путешествия и отдых — как командировочные расходы. Поэтому об уровне жизни богатых можно судить лишь на основе отдельных, но многочисленных и несистематизируемых наблюдений. Отдельные данные статистики также проливают свет.

Обеспеченность легковыми автомобилями, находящимися в личной собственности (только в личной!) в 1993 году. в расчете на 1000 чел. населения республики возросла по сравнению с 1985 годом с 40,2 до 58 машин. Идет сокращение этажности домов, но все больше строится индивидуальных коттеджей по умопомрачительным ценам. Даже по официальным, явно заниженным данным, 10 процентов наиболее обеспеченных семей имеют 1/3 всех легальных (!) доходов.

Среди не самых богатых, но состоятельных в настоящее время работники учреждений кредитования, страхования и финансов, органов государственного управления. Так, в сентябре первые имели в среднем 898 тыс. официального дохода (значительные доходы проходят в формах, уводящих от налогообложения, например, льготный кредит, продажа товаров по низким ценам и т.п.), а вторые — 504 тыс. В январе-сентябре 1994 года средняя зарплата работников администрации Главы республики составила 751 тыс. руб., Верховного Совета — 832 тыс.

В то же время денежные доходы почти 40 процентов жителей республики в сер. 1994 года не достигали прожиточного минимума [2].

В республике медленно, но неуклонно растет численность безработных. В 1994 году количество безработных увеличилось в 2,2 раза, а в ряде районов и городов — в 3 раза. В конце 1994 году их насчитывалось 26 тыс. При этом ежемесячно эта цифра возрастала на 1 тыс. чел. Скрытая безработица оценивается в 70 тыс. чел. В некоторых районах ситуация с трудоустройством сложилась уже критическая. Так, в Усть-Куломском районе уровень безработицы достиг 11 процентов, а на одно вакантное место пришлось 189 безработных. Немного лучше положение в ряде других сельских районов [3].

Катастрофическая ситуация в последние годы стала складываться в лесозаготовительной промышленности, чья продукция стала неконкурентоспособной. Начался мощный спад производства. Масса лесозаготовителей уходит в вынужденные отпуска. Население лесных поселков всегда отличалось особой склонностью к пьянству. В условиях же явной и скрытой безработицы, дополненной беспрецедентной в истории страны доступностью самых разнообразных спиртных напитков пить стали еще больше и беспорядочнее.

Местные газеты ежедневно сообщают о самых иррациональных и зверских преступлениях на почве пьянства, совершаемых в лесных поселках. Так, 21 ноября в поселке Комсомольск сын зверски избил мать, а затем догнал ее убегающую и убил, нанеся 7 ножевых ранений [4].

Население в основном мрачно воспринимает происходящие в стране и в республике социально-экоомические процессы. По данным, социологической группы «Блиц», 29% опрошенных ею жителей республики считают, что за последние полгода экономическая ситуация стала «немного хуже», 35,3% — что «гораздо хуже». Положительную оценку ситуации дали лишь 9,3%. Особенно негативно ситуация оценивается на промышленном Севере -в Усинске, Воркуте. Многие видят выход в усилении регулирующей роли государства в экономике: 24,5% считают, что еобходимо государственное регулирование цен, 10,1% выступают за возврат предприятий в государственную собственность. Полную свободу частного предпринимательства поддерживают лишь 6,8%, более широкое привлечение иностранного капитала — 5,1% [5].

1.2.       Акционерный коммерческий банк «Комибанк»

После скандала вокруг руководителей АКБ «Комибанк» в республике возникла паническая ситуация. Упорно ходил слух, что этот банк банкрот. Многие частные вкладчики бросились изымать средства. Государственная власть безмолствовала, тем самым подтверждая обоснованность паники. Со стороны руководства республики не было сделано ни одного заявления, которое бы позволило надеяться на то, что банк, услугами которого пользуются 65 процентов промышленных предприятий республики, получит его поддержку в предотвращении банкротства.

Но вот в середине ноября 1994г., когда произошла смена президента банка, глава республики и его первый заместитель выступили с короткими интервью по республиканскому телевидению, в которых они заявили о том, что банк получит поддержку правительства республики. Была отмечена ключевая роль «Комибанка» в финансовой ситеме республике, было признано, что его банкротство будет означать удар по всем предприятиям, которые пользуются его услугами. Правительство сообщило о намерении приобрести акций банка на сумму более 1 млр. руб., а в дальнейшем — и контрольный пакет акций. Руководители республики заявили о намерении превратить АКБ «Комибанк» в главный банк республики. По указанию Ю.Спиридонова была создана комиссия для подготовки документов по получению «Комибанком» статуса уполномоченного банка правительства Республики Коми. На обсуждение общего собрания акционеров банка будет вынесен вопрос о введении в Совет директоров банка представителя правительства республики [6].

1.3.       Тимано-Печорский проект

Идея освоения Тимано-Печорского нефтегазового месторождения с помощью иностранного капитала зародилась в начале 90-х годов. Министр топлива и энергетики России Юрий Швфраник перевел эту идею из разряда абстрактных в практическую плоскость, занявшись переговорами с американцами по поводу конкретных условий реализации соглашения. Варианты, предлагавшиеся американской стороной, Минтопэнерго все время отвергало, несмотря на мощное давление с американской стороны.

По словам еженедельника «Московские новости», «администрация Клинтона уделяет Тимано-Печорскому проекту исключительное внимание. Судя по всему, ему отводится важное место во всей энергетической стратегии США. Его освоение отвечает и интересам России» [7].

На встрече в Неаполе Клинтон и Ельцин договорились предоставить проекту высший приоритет в нефтегазовом секторе. Вопрос о Тимано-Печорском проекте был центральным и на переговорах об энергетическом сотрудничестве между Ельциным и Клинтоном в Вашингтоне в 1994 году. «Причем американская администрация открыто лоббировала в пользу своих нефтяных компаний».

В результате вашингтонских переговоров было подписано совместное заявлениев в поддержку Тимано-Печорского проекта. Но политических решений, которых добивались американцы, принято не было. Достижение компромисса по спорным вопросам было оставлено экспертам. Если они договорятся, то соглашение будет подписано в декабре 1994 года и инвестиции начнутся уже весной.

Однако на пути реализации проекта лежит также отсутствие законодательной базы, гарантирующей иностранные инвестиции, особенно без закона о разделе продукции.

Шафраник склоняется к тому, что у России нет средств на разработку месторождения и без иностранных инвестиций оно будет заморожено надолго. Между тем в России наметилась тенденция падения добычи нефти. Другая группа аргументов состоит в необходимости создания экономического фундамента стабильных отношений с США. По мнению Шафраника, «рабочие места — вот центр проблемы. Да, мы в Тимано-Печору западные компании пустим. Но ведь 70 процентов вложенных туда денег пройдут через российские предприятия, обеспечивая занятость и зарплату десяткам тысяч людей. Что же касается нефти и газа для нас самих, то эта задача ставится перед проектом «Сахалин-1» [8].

Однако здесь, как и во многих других подобных проектах, встает вопрос, выходящий за рамки чисто экономических расчетов. Формально действительно, доллары потекут в Россию рекой в виде техники, с помощью которой будет добываться нефть и газ для Запада. Российскую технику туда врядли пустят и заказы тоже не дадут на ее производство. Поэтому толчком для нашего машиностроения и металлургии этот проект не станет. Освоение этого месторождения будет стимулировать производство нефтедобывющей и строительной техники, металлопроката, труб на Западе, там будут создаваться рабочие места в высокотехнологичных отраслях, туда будет поступать нефть для переработки. Где в России могут быть вложены западные капиталы? В строительство дорог к расположенным в тундре месторождениям. Соответственно эти дороги будут нужны только тем, кто добывает нефть. Наши организации будут привлечены на строительство нефте- и газопроводов для вывоза в течение 18 лет продукции в уплату проекта, нужного прежде всего Западу, но не России. Да, проект будет стимулировать занятость в России, но прежде всего в необжитых районах. Россия снова будет втягиваться в привлечение рабочей силы на Крайний Север, в строительство социальной и производственной инфраструктуры, которая нужна лишь для освоения месторождений и с их исчерпанием будет забрасываться, поскольку это в основном места мало пригодные для постоянного жительства.

Пока информации о деталях проекта очень мало. Вызывает подозрение, что он вот-вот может быть подписан, но никто о нем ничего толком не знает. Это не случайно. Но по той информации, которая есть, и по той, которая нужна, но отсутствует, можно догадываться, что в стратегическом плане такой проект лишь делает Россию сырьевым придатком Запада, ни в коей мере не стимулируя ее экономический и технический прогресс.

В случае заключения соглашения зарубежны партнеры готовы вложить в освоение этого нефтегазового района 58 млр. долл., при этом 38 млр. из них полчат российские подрядчики. Но за освоение этого региона придется 18 лет расплачиваться своей нефтью.

1.4.       Усинская авария

В контексте мировой экономической политики необходимо рассматривать и аварию на нефтепроводе в Усинске. Есть объективный факт аварии. Он очевиден. Он объективен. Однако не столь однозначно прочтение факта.

Авария явно является показателем технологической и экономической неполноценности современной России. Нефтепровод прорвало в ряде мест. Если здесь поставить точку в описании, то факт будет интерпретироваться том же ряду, что и ураганы, наводнения: «Стихия есть стихия!» Но дело в том, что нефтепровод закономерно должен был прорваться не сегодня, так завтра, ибо все сроки его эксплуатации давно прошли. Но у объединения «Коминефть» не было средств на замену трубопровода, а государство вычерпывало и вычерпывает у нефтедобытчиков все, думая лишь о сегодняшних доходах. В таком контексте авария — это знак, несущий обширную информацию об экономической политике, бездумии политического руководства страны и технической отсталости и бедности нефтедобывающего объединения.

В результате прорыва нефтепровода на землю вылилось немалое количество нефти и нефтесодержащей жидкости, которая попала вместе с осенними ручьями в водоемы. Это очевидный, совершенно объективный факт. Однако на вопрос о том, сколько вылилось нефти ответ дается самый разный. С первого взгляда разночтения можно объяснить в рамках проблемы чисто научного познания: как посчитать уже пролившуюся нефть, если она к тому же смешана с нефтесодержащей жидкостью, да и не очень ясно, когда и где произошли прорывы. Одни считали так, другие по-другому. Разница методик, мол, привела к колоссальным различиям в оценках масштаба загрязнения. Если бы все было только так, то социологу и политологу не было бы и резона касаться вообще этой темы. Она носила бы чисто экологический характер.

Однако если внимательно посмотреть, кто и какие цифры называет, глядя на одни и те же факты, то явно прорисовывается матрица социальных интересов. Авария случилась еще в августе, но объединение «Коминефть» замалчивало ее изо всех сил, пытаясь в то же время залатать дыры своими силами. Их понять можно: авария основательно подрывала их репутацию и, следовательно, курс акций «Коминефти», который в последние месяцы неудержимо лез вверх.

Американцы, работающие в ближайших районах, обнаружили следы аварии. Это объективный и, возможно, случайный факт. Вполне естественно, они не имели оснований скрывать чужую аварию. В Америку полетела информация о ней. Но примечательно, что еще до тщательного изучения кем бы то ни было, а тем более американскими нефтедобытчиками и геологами аварии (от их услуг по проведению экспертизы, предложенных американским президентом, российская сторона отказалась) в основных средствах массовой информации Запада появилась оценка: крупнейшая экологическая катастрофа, превзошедшая американский рекорд на Аляске, вылилось 300 тыс. тонн нефти и нефтесодержащей жидкости. Тут же ряд центральных российских средств массовой информации без колебаний повторили цифру, сославшись на западные авторитеты..

Если вспомнить экономический контекст (борьба крупнейших мировых компаний за право контроля над нефтегазовыми ресурсами Республики Коми), то проблема выходит за рамки бескорыстной борьбы за истину. В 1994 году западные компании занялись скупкой акций «Коминефти». Их курс полез вверх. Интересы иностранных и многих отечественных покупателей акций требовали хорошего скандала, который бы сбил курс акций. И такой скандал случился. Чтобы он не прошел незамеченным, ему сразу же был придан вселенский масштаб. Центральные средства массовой информации не могут не чувствовать на себе давление московского рынка ценных бумаг. Случайно ли многие из них включились в раздувание скандала?

Руководство «Коминефти» и республики были поставлены аварией в трудное положение. Авария подорвала доверие к ним. Поползли вниз цены на акции. У западных претендентов на разработку недр республики появился мощный аргумент для сбивания цен: «Вы не в состоянии добывать нефть, не угрожая целому миру». Поэтому руководство объединения и республики встали единым фронтом и без колебаний стали повторять одну и ту же цифру во много раз ниже названной американцами.

Согласно протоколу заседания республиканской комиссии по чрезвычайным ситуациям от 28 октября 1994 года, авария под Усинском не является экологической катастрофой. Общий объем разлитой нефти составил 14033 тонныы, из них в водные бассейны — 2556,4 тонны, остальная часть лежит в основном в болотистой местности. Площадь замазученных земель составила 26,4 га [9].

Руководство республики и России расценило шумиху вокруг аварии как кампанию, специально раздутую конкурентами из западных стран в каких-то своих интересах.

Местные средства массовой информации живут тоже не в вакууме. Здоровый региональный патриотизм, возможно подпитанный «Коминефтью», проявился в принятии многими журналистами на веру версию именно «Коминефти» и заключений российских экспертов.

Однако откуда взялась удивительно точная цифра? Ее выдало усинское управление «Наука» как разницу между суммарной массой нефти, отпущенной предприятием по счетчику (634479 тонн) и суммарной массой сдачи и изменения товарно-технологических остатков продукта (588722 тонны) за период с 12 августа по 12 сентября 1994 года. Однако по оценке научных работников Коми научного центра, такая методика расчета сомнительна и направлена на занижение объемов разлива нефти. По их расчетам, объем потерь нефти составил 45707 тонн. Отклонение в ту или иную сторону допускается в объеме 2285 тонн, то есть 5 процентов. Но эта цифра не окончательная. Разливы нефтесодержащей жидкости зафиксированы и после 12 сентября. Одна из последних аварий произошла 5 ноября. Эксперты «Greenpeace» засняли ее на видеопленку. Всего же за период с июня 1988 года по 1 сентября 1994 года на нефтепроводе Возей — Головные сооружения произошло более 30 порывов. Из своих расчетов эксперты Коми научного центра сделали вывод, что «зона аварии на нефтепроводе Возей — Головные сооружения должна быть отнесена к зонам экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации» [10].

Авария под Усинском дала мощные аргументы и «зеленым». По мнению председателя общественного комитета спасения Печоры В.Семяшкиной, «авария, случившаяся на манистральном нефтепроводе АО «Коминефть» — это не стихийное бедствие и не несчастный случай. Это результат экономической политики руководства АО «Коминефть» и республиканских властей, это неизбежное следствие систематического преступного пренебрежения элементарными правилами технологии нефтедобычи... В традиционно действующую в «Коминефти» систему добычи и перекачки «черного золота» уже изначально заложено несоблюдение требований технологии, неизбежно приводящее к авариям» [11].

Конкуренция вокруг права разрабатывать нефтепромфслы республики возникла и между западными фирмами. Поэтому не случайно, что по сообщению канадской газеты «Глоб энд мейл», одним из виновноков аварии на усинском нефтепроводе является и компания «Галф Канада рисорсиз», пользующаяся этим нефтепроводом и якобы недовложившая необходимые средства в развитие производства, в том числе и в ремонт нефтепровода. В газет утверждалось, что эта компания обещала вложить в проект 250 млн. долл.

Генеральный директор совместного предприятия «КомиАрктикОйл» Евгений Лескин в ответ на эту публикацию заявил, что компания «Галф Канада Рисорсиз» никогда не обещала вложить в совместный с АО «Коминефть», британской компанией «Бритиш Газ» и предприятием «Ухтанефтегазгеология» проект «КомиАрктикОйл» 250 млн. долл. Он назвал выводы канадской газеты беспочвенными. По его словам, «Галф Канада» должна была вложить в проект 30,1 млн. долл., она это уже сделала. Предприятие «КомиАРктикОйл» было организовано в 1991 году при участии объединения «Коминефть» 40 процентов акций), компании «Галф Канада Рисорсиз» и «Бритиш Газ» (по 25 процентов) и предприятия «Ухтанефтегазгеология» (10 процентов). Уставной капитал — 120,4 млн. долл [12].

В западных и российских средствах массовой информации, сообщивших о небывалой экологической катастрофе в качестве источника информации называлась американская фирма «Коноко интернэшнл петролеум компани», работающая на территории Республики Коми. Такая ссылка, с одной стороны, придавала информации убеительность, а с другой — вбивала мощный клин в отношения руководства компании с «Коминефтью» и правительством республики. В связи с этим президент компании «Коноко интернэшнл петролеум компани» послал телеграмму Ю.Спиридонову и В.Леонидову:

«С большим сожалением и недоумением мы узнали, что в российских и зарубежных средствах массовой информации появился ряд сообщений, в которых говорится, что компания Коноко, якобы, первой сообщила о разливе нефти в районе г.Усинска и передала средствам массовой информации соответсвующий фильм, а также приводятся «соображения» нашей фирмы по поводу масштабов этой аварии. В связи с этим мы хотели бы заверить вас, что в сообщениях, в которых компания Коноко увязывается с этими публикациями, нет ни слова правды.

По нашей информации, одна западная сервисная фирма, не имеющая к нам никакого отношения, произвела фотосъемку территории и привлекла внимание общественности к этой утечке нефти в надежде получить заказ на проведение очистных и ремонтных работ. Поскольку «Компания Полярное Сияние» ведет работу в Ардалине, расположенном далеко на север от места аварии в достаточно изолированном месте, и мы почти не располагаем данными о реальном положении дел в месте аварии, о чем и продолжаем информировать средства массовой информации и правительство США. К сожалению, средства массовой мнформации до сих пор вырывают из контекста и перефразируют любые наши прошлые и нынешние высказывания.

Я бы хотел заверить, что компания Коноко не пыталась и не пытается подорвать репутацию АО « Коминефть» [13].

На месте аварии развернулись работы по устранению последствий. Но у объединения «Коминефть» не хватает средств. Из-за этого нет возможности своевременно закупать оборудование и материалы, оплачивать работу привлеченных организаций. Работающие на ликвидации аварии по несколько месяцев не получают зарплату. К решению проблемы подключилось и правительство Республики Коми, и ряд российских министерств. Взамен аварийного участка нефтепровода начато строительство нового. Но темпы очистки очень низкие: за полтора месяца очищено лишь 8 процентов загрязненных территорий, сооружено чуть больше половины нового нефтепровода [14].

1.5.       Реорганизация управления нефтяной промышленностью республики

27 июня 1994 году зарегистрировано акционерное общество открытого типа «Нефтяная компания «Коми ТЭК». Ее учредителями стали Госкомимущество Российской Федерации и министерство по управлению имуществом Республики Коми путем консолидации государственных пакетов акций (38%), три акционерных общества 0 «Коминефть», «Ухтинский нефтеперерабатывающий завод» и «Коминефтепродукт». Государственные пакеты акций переданы компании «Комитэк» в коммерческое управление. В ноябре акционеры «Коминефти» подтвердили это решение. Президентом новой компании стал бывший генеральный директор АО «Коминефть» В.Ленидов.

2.    РЕФОРМА ВЛАСТИ

2.1.       Подготовка к выборам в Госсовет

Республика приближается к финишу реформы государственной власти, начатой в конце 1993 года. Основные ее направления были определены принятой в начале 1994 года конституцией Республики Коми. В мае избран Глава республики. Летом сформировано новое правительство. На январь 1995 года назначены выборы в республиканский парламент — Государственный совет.

В ноябре прошло выдвижение кандидатов. Развернулась гонка за сбор подписей. В отличие от 1989-1990 годов, когда основная часть предвыборной кампании проводилась энтузиастами бесплатно, сейчас ни один шаг не делается без денег. При этом обслуживание предвыборных кампаний стало одним из наиболее прибыльных видов бизнеса.

На проведение предвыборной кампании республика выделила огромные средства. Организаторы предполагают уложиться в 4-4,5 млр. руб. На каждый округ выделяется 25 млн. руб., которые будут равномерно делиться между всеми кандидатами, чтобы обеспечить равенство [15].

Однако о реальном равенстве, конечно, не может быть и речи. В избирательную кампанию бросаются деньги из хозяйственных структур. Люди, приближенные к власти, не стесняясь используют свои возможности для саморекламы. Активность руководителей резко возросла. Они посещают мероприятия, помогают больным и бедным. А средства массовой информации активно показывают их заботы. Успешному использованию телевидения и радио способствует происшедшая осенью смена руководителя республиканской телерадиокомпании, который проявил строптивость по отношению к Ю.Спиридонову весной 1994 года и, говорят, был излишне доброжелателен к его конкуренту В.Худяеву, бывшему премьеру, боровшемуся за пост Главы.

На выборах, несмотря на изобилие кандидатов, ожидается противоборство нескольких групп. Первая группа — сторонники Ю.Спиридонова, за спиной которого стоит республиканская бюрократия, директорский корпус, в том числе руководители предприятий добывающей промышленности, тесно связанные с экспортом сырья, банки. Им противостоит разношерстная группа его оппонентов, среди которых прежде всего сторонники бывшего премьера В.Худяева, опирающегося прежде всего на сельское коми население. Третья группа — выдвиженцы «Демократического выбора России». Их мало, они маловлиятельны сами по себе и вся их надежда на то, что им поможет Е.Гайдар, еще имеющий у быстро уменьшающейся части населения имидж смелого реформатора. Четвертая группа — коммунисты и им сочувствующие. Пятая и, возможно,самая многочисленная группа — это так называемые «независимые» кандидаты, не представляющие ничьих интересов, кроме своих собственных, надеющихся с помощью депутатского мандата существенно укрепить свое личное материальное положение или создать политическую подпорку своей фирме.

2.2.       Партия любителей пива Республики Коми

ПЛП заявила о себе на выборах в горсовет Сыктывкара в мае 1994 года, но без успехов. Это была ее первая проба пера. 22 января 1995 года предстоят выборы в законодательный орган республики — Государственный совет. В конце ноябре в Сыктывкаре состоялся Первый съезд партии любителей пива Республики Коми. Основной вопрос повестки дня — подготовка к выборам в Госсовет республики. Съезду был предложен список людей, претендующих на выдвижение в качестве кандидатов в депутаты Госсовета республики от ПЛП.

И тут оказалось, что в республике сознательно и политически грамотно любят пиво весьма солидные граждане, уже занимающие видные позиции в общественной жизни республики. Возглавляет список В.М.Круссер — молодой, но успешно действующий коммерсант с хорошими связями в политических и административных кругах, интенсивно ведущий торговлю с Узбекистаном, являющийся председателем любителей пива в республике. В списке значится также Торлопов В.А., заместитель Главы республики. Есть там и ряд других видных в республиканской жизни людей: Е.Н.Рожкин, начальник отдела министерства по делам национальностей, Н.В.Батаев — начальник департамента Министерства промышленности, транспорта и связи, Б.И.Кузьмин — нынешний председатель постоянной комиссии Верховного Совета республики по науке и народному образованию, А.К.Конюхов — первый замминистра по делам национальностей республики.

Представляется, что ПЛП — это не просто шутка, политический стеб, а вполне серьезная попытка объединения независимых кандидатов. Программные документы партии дают простор для включения в свои ряды самых разнообразных кандидатов. Будучи объединенными в рамках столь политически нейтральной политической партии (парадокс в определении, но это именно так и есть), они как независимые кандидаты получают дополнительные шансы на победу.

К съезду был представлен проект резолюции о подготовке к выборам вв Госсовет. Он определяет предельно широкий политический спектр, в который намерена вписаться партия на выборах. «...К власти должны прийти новые люди» — это лейтмотив призыва к избирателям. Действительно, предлагаемый список кандидатов состоит в основном из новыз для республиканской политической арены людей (лишь Торлопов уже давно наверху). Этот же лейтмотив звучит и в оценке ситуации в республике: «...Несмотря на проведенную новым Правительством Республики Коми большую работу по стабилизации социально-политической обстановки — заметных сдвигов к лучшему не произошло. В этом нет ничего удивительного, потому что новую политику пытаются провести с помощью старых людей, не способных к творческому мышлению и отягощенных тяжелым грузом коммунистического номенклатурного прошлого». Это серьезный камень в огород республиканского правительства, которое почти целиком состоит из людей с солидным опытом партийной и хозяйственной работы и, соответственно, со всем набором связанных с этим фактом плюсов и минусов.

Любители пива обращаются ко «всем здоровым политическим силам» республики. Обращение, которое любой политически активный гражданин может отнести к себе. Однако в черновике обращения содержалась конкретизация понимания «здоровых сил» руководством партии: к их числу «не относятся коммунисты, жириновцы и мелкие националисты».

2.3.       Женщины в республиканской политике

В конце ноября 1994 года состоялся десятый съезд женщин Республики Коми. В отличие от предшествующих он показал все нарастающее стремление узкого слоя политически активных женщин играть в политике самостоятельную роль, не ограничиваясь функциями помощниц мужчин-политиков. Съезд принял решение о необходимости сохранения всех ранее разработанных социальных программ. Поддержку получила идея объединения всех женских организаций. Эта проблема приобретает все большую актуальность, так как при мизерности участниц женского движения они к тому же еще и расколоты. При этом основные проблемы, поднимаемые ими публично, однотипны, видимых расхождений в подходе к приоритетным проблемам материнства, детства, семьи нет. В основе раскола лежат причины, о которых громко не заявишь: личные амбиции.

Союз женщин — это организация, возникшая под крылом КПСС и сохранившаяся и по сей день под сенью государственных структур. Она объединяет женщин, уже нашедших место под солнцем благодаря хорошему взаимопониманию с правящими мужчинами. Об этом свидетельствовал и ход съезда. Глава республики Ю.Спиридонов принял в нем активное участие. Он выступил с речью, несколько раз дарил цветы, участвовал даже в состоявшейся после съезда вечеринке.

Руководительница Союза женщин А.Беляева попросилась в отставку. Ю.Спиридонов то ли одобрил ее, то ли утешил букетом хризантем. Нового председателя Союза женщин было решено избирать на съезде, а не на правлении, как это было прежде. Было выдвинуто пять кандидатурСъезд избрал нового руководителя Союза женщин: им стала руководитель Комиссии Верховного Совета республики по делам материнства, детства и молодежной политики Галина Кравченко. Главным вопросом съезда было, конечно, участие женщин в выборах депутатов в Государственный совет республики. Было решено поддерживать кандидатов-женщин, но с одной оговоркой: они должны придерживаться «прогрессивных взглядов», в поддержке было отказано националистически настроенным женщинам (явный намек на лидера коми национально-радикальной партии «Защитим себя» Надежды Митюшовой).

В то же время в последний год в женское движение вливаются новые лица, стремящиеся проводить радикальную политику и оттеснить «номенклатурных женщин». Так, возникла Женская палата, в которой есть немало активисток близких к «Демократическому выбору России» и стремящихся сделать женское движение политическим союзником гайдаровской партии.

Накануне съезда в Воркуте начали голодовку лидеры четырех женских объединений города: общества многодетных семей, общества семей, к которых погибли кормильцы, Совета родителей военнослужащих и воркутинской Женской палаты. Позднее к ним присоединились еще несколько человек, в том числе депутат горсовета. Голодавшие требовали решения ряда социальных вопросов, среди которых — бесплатный проезд детей в городских автобусах, бесплатные обеды в школах для всех учащихся из многодетных и малоимущих семей, своевременная выплата детских компенсаций. Участники акции протеста направили свои послания в адрес Главы республики и създа. Они выразили недоумение, что до последнего момента их оставляли в неведении относительно намечающегося мероприятия, лишив этим возможности в нем участвовать. По версии лидера воркутинской женской палаты, все приглашения администрация города передала в руки председателя Союза независимых женских организаций Воркуты депутата Верховного Совета республики Л.Воробей, которая распределила их только среди своих единомышленниц.

Общественно-политическое объединение «Женская палата» выступило со своим собственным заявлением, в котором подвергся критике Ю.Спиридонов за то, что ликвидировал госкомитет семьи, молодежи и демографической политике. По словам, президента этой организации О.Савастьяновой, ликвидация госкомитета повлекла за собой потерю доверия членов «Женской палаты» к Главе республике, который этим доверием пользовался во время предвыборной кампании весной 1994г [16].

2.4.       «Демократический выбор России»

28 октября 1994 года исполнилось ровно 4 месяца республиканской организации партии «Демократический выбор России» В этот день она была зарегистрирована в министерстве юстиции Республики Коми. Незадолго жо этого республиканский совет партии «ДВР» обратился ко всем партиям, общественным организациям и движениям, исповедующим идеи демократии, экономических и социальных реформ, объединиться в единый блок для участия в выборах в новый республиканский парламент. За время существования организация «ДВР» достигла численности 100 чел. Территориальные парторганизации возникли в Сыктывкаре, Воркуте, Инте, Печоре, Ухте. Лидеры организации смогли выступить по республиканскому телевидению с серией передач под общим названием «Открытая политика».

На конференции республиканской организации за пять минут был утвержден устав партии. Основное же внимание было уделено обсуждению предвыборной платформы. При этом заявлялось, что нынешние власти являются демократическими только на словах, а демократы никогда у власти не были [17].

3.    ПОЛИТИКА И ПРЕСТУПНОСТЬ

3.1.       Угон самолета

В ноябре 1994 года в Республике Коми произошел редкий в ее истории случай воздушного терроризма. Предыдущая попытка угона самолета имела место несколько лет назад, когда психический больной пассажир хотел отправиться на ТУ-134 в Ирак на помощь Саддаму Хусейну.

24 ноября в 12 час. дня от диспетчера ажропорта «Сыктывкар» в дежурную часть МВД республики поступило сообщение о том, что один из пассажиров самоета рейсаСыктывкар-Санкт-Петербург передал командиру записку с требованием лететь в Данию с посадкой в аэропоту Таллинна.

Глава республики Ю.Спиридонов немедленно обратился к президенту Эстонии, к короеве и премьер-министру Дании с просьбой об оказании содействия.

Вскоре было установлено, что записку передал бывший жительь Воркуты Владимир Божко, 1958 года рождения, не работающий с сентября 1993 года. В 1988 году он добровольно лечился от алкоголизма.

В 13 час. 28 мин. самолет приземлился в аэропорту Таллинна. После выполнения лишь одного из требований — заправить самолет, угонщик заявил, чтобы все покинули судно, угрожая при этом взрывом самолета. Но своей угрозы он не выполнил и в 17 час. 35 мин. сдался. Пассажиры узнали о имевшем место захвате самолета, лишь оказавшись в аэропорту не С-Петербурга, а Таллинна.

Полиция Эстонии арестовала Божко и еще двух человек, подозреваемых в соучастии: один житель Мурманска, другой — Сыктывкара. В Таллинне террорист попросил у эстонских властей политического убежища, обосновав свою просьбу притеснениями со стороны российских властей. При этом он пригрозил, что в случае его выдачи российским органам он покончит с собой [18].

ФСК и МВД республики развернули активную работу по выявлению личности преступника и просчеты возможных вариантов его поведения. Собранные данные позволили сделать вывод о том, что террорист неуравновешен, что у него за спиной «нет ни одного якоря»: связывающего с жизнью: ни жены, ни детей [19].

Было выявлено, что Божко продал дом в Херсонской области, затем автомобиль, купил в Воркуте квартиру и тоже продал. Сбережения накапливал в долларах. В прошлом году оформил заграничный паспорт, по которому и прошел на борт самолета [20].

В оборот были взяты все бывшие знакомые и приятели террориста. К одному из них сначала пришел работник ФСК, затем — милиции. В результате такой активности престарелая 82-летняя хозяйка, помнившая случившееся прежде ограбление, от волнения скончалась [21].

3.2.       Раздел сфер влияния в криминальной среде и в аппарате

27 октября 1994 года «Комсомольская правда» под рубрикой «Коррупция» опубликовала статью Г.Одиноковой «Дни Трубецких» с подзаголовком «Почему в Республике Коми «воры в законе» тыкают следователям прокуратуры». Эта статья была перепечатана во многих местных газетах. В публикации утверждается, что прокуратура республики в лице следователя Н.Брауна покрывает сыктывкарского престпного авторитета Виктора Трубецкого (Трубу), который, как утверждается в статье, якобы планировал убийство своего конкурента Тимушева (Тимы) и, возможно, организовал убийство друга Тимы, «главаря одной из преступных группировок в Сыктывкаре» Геннадия Иванова, совершенное 1 января 1994 года.

Вскоре после публикаций в центральной и местной прессе (в ночь с 21 на 22 ноября) 37-летний Лев Трубецкой, младший брат Виктора Трубецкого, был застрелен у подъезда своего дома. Выстрел был произведен из малокалиберной винтовки с оптическим прицелом. Высказывается предположение, что был использован прицел с лазерным наведением. Очевидно, что это заказное убийство.

По одной версии, Л.Трубецкой собирался встретиться с начальником одного из отделов прокуратуры А.Пановым, по другой — с журналистом, чтобы предупредить о готовящихся в Сыктывкаре разборках уголовных авторитетов [22].

Похороны прошли солидно. Их даже показали по городскому телевидению. Старший брат Виктор Трубецкой в это время находился в городском следственном изоляторе. Присутствовать на похоронах ему не разрешили, но перевели в другое здание, откуда он мог слышать гудки автомашин траурной церемонии [23].

Прокурор Республики Коми Георгий Рукавишников опроверг данные, приведенные в газете «Комсомольская правда» и перепечатанные затем большинством респубиканских газет. По его словам, утечка информации, имеющей отношение к следствию, произошла из управления по борьбе с организованной преступность (УПОП). Один из журналистов поинтересовался, нет ли трений между прокуратурой и УПОП по поводу подходов к указу президента РФ относительно борьбы с организованной преступностью? Прокурор ответил отрицательно, но в то же время сделал оговорку: «...Многие работники милиции и, в первую очередь, Управление по борьбе с организованной преступностью нашей республики, восприняли Указ Президента как вседозволенность...» [24].

По мнению прокурора республики, если бы не статья в «Комсомолке», то Лев Трубецкой остался бы жив.

Источники

1. «Я съел курицу, вы — ничего, а в среднем — неплохо перекусили» [Интервью с председателем Госкомстата республики В.Сквозниковым] // Трибуна.— 1994.— 26 ноября.— с.2.

2. Там же.

3. Капитан корабля, на котором ищут спасения. Интервью с министром труда и занятости населения РК // Трибуна.— 1994.— 26 ноября.

4. Рогацкий Е. Люди-звери // Трибуна.— 1994.— 26 ноября.— с.2.

5. Хлыбов Е. Хотим в светлое прошлое // Молодежь Севера.— 1994.— 1 декабря.— с.2.

6. «Комибанк» станет уполномоченным банком правительства республики // Молоднжь Севера.— 1994.— 10 ноября.— с.1.

7. Московские новости.— 1994.— №54.— с.30.

8. Пушков А. Нефтяные проекты и национальный прагматизм // Московские новости.— 1994.— №54.— с.30.

9. Морохин с. Официальные данные о масштабах происшествия сомнительны, — делают вывод ученые Коми научного центра // Молодежь Севера.— 1994.— 1 декабря.— с.4.

10. Там же.

11. Семяшкина В. Авария под Усинском: что делать и кто виноват? // Молодежь Севера.— 1994.— 1 декабря.— с.4.

12. Трибуна.— 1994.— 26 ноября.— с.1.

13. Сожаление и недоумение // Республика.— 1994.— 4 ноября.— с.1.

14. Макаров В. Успеть бы до весны // Республика.— 1994.— 30 ноября.— с.1.

15. Условия равные, а возможности? Интервью с представителем республиканской избирательной комиссии // Красное знамя.— 1994.— 29 ноября.— с.3.

16. Григорьев А. С женской решительностью // Молодежь Севера.— 1994.— 3 ноября. А.Коннин. «Мужские» разборки в женском коллективе // Молодежь Севера.— 1994.— 1 декабря.— с.2.

17. Гайдаровцы готовы к предвыборным баталиям // Молодежь Севера.— 1994.— 3 ноября.— с.1.

18. Голосов А. Попросил политического убежища // Молодежь Севера.— 1994.— 1 декабря.— с.2.

19. Севрук с. Угонщик самолета сдался эстонским властям // Республика.— 1994.— 28 ноября.— с.1.

20. Голосов А. Попросил политического убежища // Молодежь Севера.— 1994.— 1 декабря.— с.2.

21. Григорьев В. Хватило двух визитов // Республика.— 1994.— 28 ноября.— с.1.

22. Сумароков В. Прокуратура стоит на одной букве. Букве закона // Трибуна.— 1994.— 26 ноября.— с.2.

23. Васильев А. Печальные дни Трубецких // 1994. 1 декабря.— с.3.

24. Трибуна.— 1994.— 26 ноября.— с.2.