Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Новосибирская область

Николай ПОГОДАЕВ,

Наталья КОНОВАЛОВА,

Ольга ГРИБАНОВА

Новосибирская область

в августе—сентябре 1994 года

1.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР

1.1.       Областная администрация

В областной администрации продолжается небезболезненный процесс реконструкции управленческой структуры в соответствии с новыми функциями администрации. Глава обладминистрации И.Индинок подписал постановление «О совершенствовании системы государственного управления агропромышленным комплексом области», которым упраздняются сразу три управления — управление сельского хозяйства, госинспекция по закупкам и качеству сельхозпродукции и управление ветеринарии.

Этим же постановлением создан департамент сельского хозяйства и продовольственнного обеспечения населения, директором которого назначен А.В.Клякин, бывший ранее начальником облсельхозуправления [1].

 

Областная администрация приняла специальное постановление: «О совершенствовании экономических отношений коллективных сельскохозяйственных предприятий с личным подворьем». Оно продиктовано не только фактом повышения товарности личного хозяйства (на нем производится более 40% мяса, 95% картофеля, 82% овощей, примерно треть молока и шерсти) и снижения — в общественном, но и социальными последствиями этой тенденции. Ведь она обостряет проблему занятости в коллективных хозяйствах, где назрела проблема сокращения работающих.

Постановление определяет условия повышения эффективности товарности сельского подворья. Этот труд должен быть признан общественно-полезным со всеми вытекающими отсюда социальными знаками: трудовой книжкой, пенсией и т.д..

Постановление обязывает соответствующие службы взять на себя заботу и ответственность по сбыту произведенной в личном хозяйстве продукции.

Все это возможно, если производство продукции в личном приусадебном хозяйстве станет рассматриваться как составная часть единой системы сельскохозяйственного производства [2].

 

В 1993 г. Новосибирск посетило около 100 официальных делегаций. Расширяются международные связи Новосибирска на официальном уровне со странами Азиатского бассейна: Индонезией, Бангладеш, Сингапуром, Индией. Заметно возросший интерес к Сибири привел к тому, что в городе открываются новые иностранные представительства. Чтобы упорядочить пребывание иностранных граждан на территории Новосибирской области, обеспечить соблюдение ими определенных правил, а также их прав, областная администрация приняла постановление, подписанное И.Индинком, «О временном пребывании иностранных граждан на территории Новосибирской области». Главам районных администраций, мэру Новосибирска рекомендовано официально утвердить перечень гостиниц и общежитий для поселения иностранных граждан. Предъявлено обязательное требование регистрации иностранных паспортов. А прием иностранцев и программу их пребывания в области отныне надо согласовывать с управлением Федеральной службы контрразведки по Новосибирской области еще накануне прибытия гостей. Соблюдение правил поведения в области будет на контроле в управлении УВД.

 

Разработан проект закона «О местном самоуправлении в Новосибирской области» [3]. Он создан на основе положений проектов федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Законопроект предполагает решение следующих задач:

— реализация и закрепление конституционных прав и гарантий на участие граждан в местном самоуправлении;

— установление территорий, в границах которых осуществляется местное самоуправление;

— установление общих основ организационной и финансово-экономической деятельности представительных и исполнительных органов местного самоуправления, определение компетенций и разграничение функций между ними;

— установление организационых основ и гарантий деятельности территориального общественого самоуправления населения;

— обеспечение государственных гарантий прав и защиты законных интересов местного самоуправления, предоставление государственной поддержки без внеправового вмешательства в деятельность местного самоуправления.

 

Кроме того, администрацией области приняты Распоряжение «О рекомендациях по порядку регулирования оплаты труда» [4] и Постановление «О лицензировании отдельных видов деятельности и создании Лицензионной палаты» [5].

 

Распоряжением администрации области создана специальная Комиссия по рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий и организаций области. На законодательной и нормативной основе она будет координировать деятельность органов исполнительной и представительной властей при организации «вывода предприятий из состояния неплатежеспособности».

Она же будет отправлять на экспертизу в компетентные службы проекты нормализации финансового состояния предприятий и организаций, а также организовывать прогнозные оценки социально-экономических последствий мер, предлагаемых по оздоровлению финансовой обстановки того или иного предприятия.

Комиссия наделяется правом вносить в администрацию предложения по мерам предотвращения банкротства или ликвидации неплатежеспособности.

 

Администрацией области принято постановление о создании Комитета по потребительскому рынку. Комитет должен изучать, анализировать и прогнозировать развитие потребительского рынка товаров и услуг, состояние торговли, общественного питания, бытового обслуживания и совместно с заинтересованными службами готовить предложения по улучшению структуры производства потребления. Эта структура будет готовить нормативные документы, разрабатывать экономические регуляторы, способствующие оптимизации торговой деятельности и бытового обслуживания, а также организационные, экономические и правовые меры, благоприятствующие развитию предпринимательства и конкуренции на рынке товаров и услуг. За ним будет работа по обеспечению поставок товаров для региональных нужд [6].

В Положении о комитете сказано, что он осуществляет государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, безопасностью и качеством товаров и услуг. Это будет идти во взаимодействии с местными органами власти и управления по вопросам регулирования потребительского рынка, областными органами Госстандарта, Госторгинспекции, налоговой инспекции, внутренних дел, Санэпиднадзора.

В комитете три отдела:

— организации экономики торговли, общественного питания,

— ресурсов и конъюнктуры,

— бытового обслуживания.

В штате будет 12 человек [7].

 

Власти Новосибирска несколько месяцев назад решили сократить число киосков, торгующих в ночное время алкоголем (постановление мэрии «Об упорядочении торговли спиртными напитками в Новосибирске»). Сегодня, как сообщила заместитель начальника управления потребительского рынка и услуг мэрии Н.Сударева, эта политика привела к тому, что в городе из 500 таких киосков осталось 60. В дальнейшем их число будет неуклонно сокращаться, пока к 1996 г. не исчезнет совсем. Торговля же вино-водочными изделиями будет осуществляться только через сеть магазинов и в дневное время.

1.2.       Областной Совет

На состоявшейся 5-й сессии областного Совета депутатов рассматривались следующие вопросы:

— О проекте закона о местном самоуправлении в Новосибирской области;

— О неотложных мерах по совершенствованию местного самоуправления в Новосибирской области;

— О проекте закона о бюджетном процессе в Новосибирской области;

— Исполнение бюджета области в 1994 г.;

— О проекте Положения «О порядке привлечения к административной ответственности за нарушение правил безопасности эксплуатации газового хозяйства в Новосибирской области»;

— О внесении изменений и дополнений в Положение о выборах депутатов областного Совета;

— О предоставлении льгот по налогообложению;

— О регулировании заработной платы на территории области [8].

 

14 сентября на объединенном заседании комитетов облсовета был поднят вопрос о введении системы регулирования заработной платы в области.

Проведенный учеными и специалистами экономический анализ показал, что «ножницы», существующие в заработной плате у работников, выполняющих одну и ту же работу внутри отраслей и между ними, у рядовых трудящихся и руководителей очень велики. Управление труда и занятости при поддержке ученых разработало систему регулирования оплаты труда. Предлагается единая межотраслевая тарифная сетка, шкала поправочных коэффициентов и косвенное регулирование через систему налогообложения.

Это нововведение, одобренное обладминистрацией и профсоюзами, поставит область в совершенно особое положение в РФ. Кроме того, система регулирования зарплаты, совпадая с КЗОТом, противоречит ряду законов, определяющих экономические реформы. Понимая это, разработчики обратились в Министерство труда, а затем в правительство РФ с предложением разрешить Новосибирской области такой эксперимент [9].

 

Областной Совет депутатов учредил Почетную грамоту, утвердил о ней Положение, в соответствии с которым награждение грамотой является поощрением граждан, предприятий, организаций, учреждений за трудовой вклад в социально-экономическое, культурное развитие области, обеспечение общественной безопасности и порядка, охрану здоровья населения, укрепление обороноспособности России.

Решением сессии участники ВОВ и лица, приравненные к ним, в 1994 г. освобождаются от уплаты налога с владельцев транспортных средств.

2.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1.       РКРП

Новосибирское отделение Российской коммунистической рабочей партии, а также движение «Трудовой Новосибирск» 19 августа начали сбор средств и подписей против проведения американо-российских военных учений на тоцком полигоне (Оренбургская область). Собранные пожертвования новосибирцев будут потрачены на отправку рабочих дружин для блокирования базы. По мнению С.Крупенько, лидера Новосибирской РКРП, присутствие американских солдат на российской земле необходимо правящему режиму для укрепления своей власти, а также дальнейшего использования натовских солдат для подавления межнациональных конфликтов. Лидер РКРП также заявил, что в ближайших планах рабочих-коммунистов — подготовка к общероссийской стачке, цель которой — отставка президента и проведение выборов либо передача власти в руки рабочих.

 

Движение «Трудовой Новосибирск» готовится отметить годовщину расстрела Верховного Совета. Прорабатывается план мероприятий, которым предусматривается пикетирование на улицах города и у проходных предприятий, распространение газет, листовок. Предполагается провести встречи в трудовых и студенческих коллективах, по месту жительства, беседы, демонстрации фильмов о событиях октября 1993 г.

2.2.       О выборах губернатора

Существует несколько фактов, намекающих на возможные выборы губернатора. Это перенос довыборов депутатов областного Совета и городского собрания с 30 октября на 4 декабря, причем это решение было принято областной избирательной комиссией спустя три месяца после проведения выборов в местные законодательные органы. Поэтому такое изменение в предстоящих выборах местных депутатов дает повод думать, что к ним может добавиться и избирательная кампания губернатора.

Также повод для размышлений дал глава областной администрации И.Индинок, который предпринял рейд по районам области, чем-то напоминающий начало избирательной кампании, а уже совсем недавно заинтересовался проблемами новосибирской прессы, заявив о необходимости ее поддержки.

Большинство журналистов считает, что губернатором станет И.Индинок. Несомненно, в выборах примет участие антипрезидентская коалиция местного значения. Наиболее вероятной кандидатурой в случае объединения в единый предвыборный блок новосибирской оппозиции может стать лидер Аграрной партии России Н.Харитонов. Как для сельчан, так и для горожан Харитонов — наиболее известный защитник социалистических идей. Правда, в последнее время в селах все меньше остается приверженцев социалистических методов ведения хозяйства.

По мнению автора статьи [10], вполне вероятным претендентом на губернаторское кресло является и депутат Госдумы, руководитель крупного фермерского хозяйства Иван Стариков, так как он сельский житель, а значит, его будут поддерживать сельчане, и, во-вторых, его имя новое для новосибирцев, он им раньше ничего не обещал и не доверять его предвыборной программе нет особых причин. И в-третьих, начиная со своей предвыборной программы в депутаты Госдумы, Стариков предлагал радикальные идеи в реформировании сельского хозяйства, главная из них — собственность на землю. Участие Старикова в деятельности радикально-демократического партийного блока «Выбор Росии» может дать ему немало голосов как среди городских, так и среди сельских предпринимателей, а также всех тех избирателей, кто поддерживает идею экономического развития России путем радикально-демократических реформ.

3.    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

3.1.       Оценка экономического положения области

Специалисты Аналитического центра при президенте России назвали недавно Новосибирскую область одним из полутора десятков «депрессивных» районов, пребывающих сейчас в экономическом упадке. Основные критерии такой оценки — спад производства (25-30% от соответствующего прошлогоднего периода), душевой доход (70-90 тыс. руб.), официальный уровень безработицы (7-9%). Но существует диаметрально противоположное мнение специалистов Европейского экономического сообщества, представительная делегация которого посетила прошлом году Новосибирск и оценила Новосибирскую область как один из наиболее успешных объектов реализации экономической реформы в России. И как следствие — выделение области 20 млн. экю в рамках программы технического содействия странам СНГ [11].

 

По мнению директоров, входящих в Межрегиональную ассоциацию руководителей предприятий (МАРП), существует несколько узловых моментов, от которых напрямую зависит развитие ситуации в области.

Во-первых, критическое положение с энергоресурсами и задолженность хозяйствующих субъектов области «Новосибирскэнерго» в размере 200 млрд. руб. могут повлечь за собой их остановку. Это, в свою очередь, чревато массовым выбросом рабочей силы на рынок труда. Увеличения можно ожидать и за счет работников предприятий-банкротов.

Уже летом безработица выросла весьма заметно: по данным МАРП, порядка 5% предприятий отправляли людей в отпуска на 2-3 месяца. Но социальное напряжение от этого не увеличилось: люди были вплотную заняты работой на своих земельных наделах либо пополнили армию уличных торговцев. Но зимой ситуация может измениться.

На службы занятости вряд ли стоит рассчитывать, хотя ежемесячно они поглощают 2% от фонда заработной платы. Но предприятия задолжали порядка 3 млрд. рублей, тем более, в силу своего менталитета люди не спешат обращаться в службы: безработным быть непрестижно.

Между тем, по прогнозам специалистов, осенью можно ожидать увеличения числа безработных до 165 тыс., что составляет 7% от числа трудоспособного населения области. За истекшие же месяцы 1994 г. на учет в службах занятости встали только 20 тыс. человек.

Следует заметить, что в директорской среде изжиты иждивенческие настроения — сегодня никто не ждет льготных кредитов, рассчет идет только на собственные силы. Выдвигая требования правительству, директорский корпус ведет речь прежде всего, необходимости реформирования системы налогообложения.

Другая сторона дела — обоюдная ответственность при заключении договоров на госзаказ (так, предприятия ВПК, составляющие весьма значительную часть в структуре промышленности Новосибирска, завалены продукцией по госзаказу, и неизвестны сроки оплаты). Поэтому руководители предприятий считают, что государство должно на равных с другими заказчиками нести ответственность за неисполнение контракта [12].

3.2.       Хроника деловой жизни

В Новосибирском территориальном агентстве по банкротству составляется перечень неплатежеспособных предприятий областной и федеральной собственности. Специалисты агентства обратились на более чем 100 предприятий для проверки всех финансовых документов. 21 предприятие признано сегодня неплатежеспособным. Составлены и утверждены официальные акты по результатам анализа определения коэффициентов. Они доведены до сведения администрации области, и в первую очередь до самих руководителей.

 

До сих пор торговля фондовыми ценностями в Новосибирске имела чистое деление на биржевую и внебиржевую. Внебиржевая же подразделялась на множество подвидов. Работающие во внебиржевом секторе фирмы действуют разрозненно, ведут собственную ценовую политику в отношении одних и тех же акций, что не позволяет установить истинную цену покупки и продажи.

15 сентября Сибирская фондовая биржа (СФБ) сделала шаг в сторону решения этой проблемы: открыла единую площадку для инвестиционных институтов, предлагающих куплю-продажу ценных бумаг. На собственной территории она расположила кабины пока восьми фирм — членов биржи. Условие для торговли едино для всех и в равной степени справедливо как для инвестиционных институтов, так для собственников акций. Любые сделки с ценными бумагами должны быть тут же зарегистрированы, а брокер обязан иметь специальную лицензию на проведение подобных операций.

По мнению президента СФБ А.Новикова, привлечение к открытым торгам фирм различной специализации, но обязательно высокой квалификации, позволит обеспечить защиту прав акционеров в широчайшем смысле. Столь тесное сближение стимулирует повышение качества и установление приемлемой цены, благоприятно скажется на выполнении всех юридических условий и правил оформления. Жесткая конкуренция, пока не касавшаяся этого сектора рынка, в данном варианте просто запрограммирована. При этом биржа в процесс никак не вмешивается, но самой атмосферой торгов содействует цивилизованной торговле ценными бумагами. Образована информационная служба, которая уже сегодня предлагает всем желающим познакомиться с перечнем ценных бумаг, допущенных к обращению на СФБ.

5 сентября состоялась регистрация расчетно-депозитарной организации. Новосибирск стал пятым в России городом, где учреждена такая организация [13].

 

Для нормализации расчетов и укрепления платежной дисциплины организована областная оперативная комиссия. Ее председателем стал заместитель главы администрации области В.М.Киселев. Среди членов комиссии — директора департаментов сельского хозяйства и продовольствия, топлива и энергетики, председатель комитета по управлению экономикой, по управлению государственным имуществом, представители налоговой инспекции, территориального управления ЦБ РФ и территориального управления федерального казначейства.

3.3.       Банки

По данным ГУ ЦБ РФ по Новосибирской области, Сибирский крестьянский банк вошел в первую десятку банков Новосибирска. Банк был учрежден в 1992 г. ассоциациями крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России Новосибирской области. Кроме ассоциаций пайщиками банка являются непосредственно крестьянские фермерские хозяйства, межфермерские предприятия, а также другие коммерческие банки и коммерческие предприятия России. Основной целью создания банка было финансовое обеспечение сельскохозяйственных предприятий Новосибирской области, формирование единой политики и координации в области материальных и денежных инвестиций.

 

Как уже сообщалось в предыдущих обзорах «Политического мониторинга» [14], в сложном положении оказался Сибирский ипотечный банк (СИ-банк). Несмотря на то что в числе акционеров банка были крупные и стабильные структуры, банк — в результате просчетов предыдущего руководства — оказался в кризисе. Резко возросли невозвраты по кредитам, задолженность вкладчиков, что вызвало их недовольство и волнения. В июне 1994 г. ряд солидных коммерческих структур выкупил крупные пакеты акций СИ-банка, что означало кардинальную смену акционеров. На их собрании сформирован новый совет банка, которому и было поручено разработать программу выхода из кризиса. Одной из острых проблем оказалась проблема частных вкладов. Тем не менее по положению на 22 июля убытки составили 1 млрд. 979 млн. руб., в то время как долги СИ-банку — 2 млрд. 569 млн. руб. Всего за месяц с небольшим, с 6 июня по 21 июля, вкладчиками получено 264 млн. руб. (35% от общего числа). Ежедневные же выплаты банка вполне соответствуют объемам выплат нормально функционирующих аналогичных финансовых учреждений. Положение нормализуется [15].

3.4.       Проблема уплаты налогов

Количество налогоплательщиков — юридических лиц в области ежемесячно прибывает сотнями. В первом полугодии их увеличилось на 3500. Лишь в январе — июне налоговым инспекциям пришлось документально проверить почти 39 тыс. предприятий и организаций. За полугодие собрано налогов и других платежей меньше, чем намечалось. Бюджетное назначение не выполнено по всем основным видам налогов. Причины: низкая платежеспособность предприятий и организаций, недостаточная платежная дисциплина. Недоимки растут, и на 1 июля они составляли 201,5 млрд. руб. Это почти треть общей суммы поступлений за шесть месяцев [16].

Предъявленная к нарушителям налогового законодательства сумма к доначислению вместе со штрафными санкциями составила свыше 16 млрд. руб. — это в 5 раз больше, чем за весь предыдущий год. Самыми активными нарушителями налогового законодательства являются ТОО, а по величине сокрытых сумм кредитно-банковские учреждения и промышленные предприятия.

3.5.       Приватизация

Фонд имущества Новосибирской области провел пресс-конференцию по итогам приватизации государственной собственности, начатой в январе 1992 г. В то время количество предприятий, разрешенных к разгосударствлению, составило 3061 единицу, из них 1318 — федеральной собственности, 490 — областной, 1253 — муниципальной. Заявок на приватизацию поступило 2117.

В итоге 50% предложенных к разгосударствлению предприятий оказались в чьих-то руках. В пресс-релизе Фонда имущества говорится, что собственниками стали: 43,7% — трудовые коллективы, 19,7% — юридические лица, 4,5% — физические.

Местными фондами и другими структурами собран 41% приватчеков, вторую половину сосредоточили у себя «инообластные» фонды, банки и другие финансовые образования; вместе получается 80%. Около 20% чеков остались у граждан «на память» или проданы частным лицам. Было проведено 250 специализированных чековых аукционов, 244 денежных аукциона и готовится еще 40 [17].

3.6.       Cельское хозяйство

Для ежедневного контроля за обеспечением хлеборобов горюче-смазочными материалами в дни жатвы была организована оперативная группа, в которую вошли представители департамента топлива и энергетики, а также департамента сельского хозяйства и продовольствия и АО «Новосибирскнефтепродукт».

В задачу группы входит контроль за поступлением дизельного топлива, бензина и масел и их оперативное распределение в соответствии с обстановкой по различным регионам области.

Идя навстречу просьбе главы обладминистрации И.Индинка о помощи в уборке урожая, командующий СибВО генерал-полковник В. Копылов отдал приказ об отправке воинов учебного батальона на уборку. Свыше 70 автомобилей батальона будут перевозить зерно нового урожая в четырех хозяйствах Каргатского района, с которыми у военнослужащих заключены договоры [18].

3.7.       Торговля

В области сокращается доля госторговли и потребкооперации в пользу частной. При этом трудно оценить неучтенный оборот — это главным образом уличная торговля. Его объем разными экспертами оценивается от 10 до 50% к учтенному. Уличная торговля в условиях высокого уровня скрытой безработицы позволяет значительной части трудоспособного населения зарабатывать себе на жизнь. К тому же, приобретая здесь товары по более низким ценам, потребители повышают свою покупательную способность. Еще: уличная торговля в какой-то мере компенсирует нехватку торговых площадей в магазинах.

 

Ввиду низкого платежеспособного спроса населения, с одной стороны, и повышенного уровня издержек товарооборота — с другой, торговля как вид деятельности малопривлекательна для предпринимателя в селе. Создание здесь конкурентной среды пока имеет мало экономических предпосылок. Традиционно обслуживавшая село торговля по ряду объективных и субъективных причин пришла в полный упадок и не может предложить сельскому жителю даже те товары, которые он в состоянии приобрести. Государственная же гарантированная поддержка сельского покупателя, осуществлявшаяся ранее в виде возмещения значительной доли транспортных расходов по доставке товаров, практически не производится.

3.8.       Перспективы инвестирования

Новосибирская область — научно-технический центр мирового значения. По удельному весу основных фондов науки (7,8%) область занимает первое место в СНГ. Новосибирск сегодня — один из самых быстро развивающихся городов мира с населением около 1,7 млн. человек. Поэтому растущий интерес к Новосибирской области зарубежных партнеров вполне объясним.

Высокий уровень квалификации рабочей силы, инженерно-технических работников, научных кадров обусловливает благоприятные перспективы для организации в Новосибирской области современных инвестиционных программ. Достаточно сказать, что удельный вес специалистов с высшим и средним специальным образованием составляет 29%.

Конверсируемая промышленность Новосибирской области располагает достаточно современным оборудованием и квалифицированными кадрами для производства конкурентоспособной продукции. Фирма, закрепившаяся на международном рынке и знающая его конъюнктуру, имеет возможность организовать на базе новосибирской индустрии крупносерийное производство достаточно сложных видов продукции. Если при этом оно будет организовано на освобождающихся мощностях конверсируемых предприятий, то фирма или предприниматель — организатор этого производства — вправе рассчитывать на соответствующие льготы.

Областная администрация готова активно работать над улучшением инвестиционного климата на ее территории за счет предоставляемых налоговых льгот и иных форм поддержки [19].

 

Со своими предложениями по разработке и производству медицинской техники на конверсируемых предприятиях Новосибирска обратился к местным властям Сибирский филиал научно-исследовательского и испытательного института медицинской техники.

Сотрудники института планируют взять на себя анализ технологических возможностей предприятий, проработку с руководителями НИИ и КБ, институтов СО АМН конкретных планов и медицинских методик. В программе, представленной обладминистрации, есть список предлагаемых к выпуску изделий и цифры объемов. В случае благоприятного решения колллектив филиала проведет анализ номенклатуры медтехники, выберет изделия, предварительно решит все вопросы в Комитете по новой технике Минздрава РФ. Он берется проработать с руководителями предприятий бизнес-проекты, подготовку и самопроизводство изделий. Дело за немногим: надо решиться на переориентацию конверсируемых предприятий и найти для реализации программы 15 млрд. руб.

Сибирский филиал ВНИИМТа предлагает свой проект и берется разработать группой своих специалистов, представителей СО АМН, НИИЭП все этапы программы за три месяца [20].

3.9.       Внешнеэкономические связи

С 14 по 17 сентября в Новосибирске проходили международные выставки-ярмарки «Сиболимп-94», «Турсиб-94»,»Сибдосуг-94», организованные «Сибирской ярмаркой», которая является официальным организатором промышленных выставок и ярмарок Всемирной ассоциации центров международной торговли.

Универсальная ярмарка товаров для спорта «Сиболимп-94» посвящена столетию олимпийского движения. В ней примут участие более 60 поставщиков и дилеров из России, Германии, США, Швеции и др. Спектр предложений охватывает практически все, связанное со спортом.

Выставка туристских и оздоровительных услуг «Турсиб-94» проводится в четвертый раз. Большинство фирм ориентировано на зарубежный туризм.

 

С 20 по 22 сентября в Новосибирске проходили Дни немецкой экономики. Инициаторами проведения стали обладминистрация и мэрия Новосибирска, а также правительство Германии. В состав немецкой делегации вошли сотрудники министерства экономики, представители банков и консалтинговых фирм.

В рамках Дней немецкой экономики открылось представительство лейпцигских ярмарок. Особенностью ярмарки была ее универсальность. Работа велась по двум направлениям: экспорту и импорту. Это позволило участникам всесторонне изучить возможности и перспективы друг друга. В программу ярмарки были включены семинары и консультации для участников и специалистов [21].

 

Объединение германских машиностроительных предприятий (УДМА) в октябре проводит в Новосибирске совместно с «Сибирской ярмаркой» технический симпозиум и выставку «Строительные машины и оборудование для производства строительных материалов из Германии».

Сотрудничество в таких отраслях промышленности может быть только долгосрочным, предполагается стабильность в партнерских отношениях. Интерес к Сибири объясним и тем, что здесь добывается 70% полезных ископаемых. Выставка пройдет в Новосибирске с 18 по 20 октября. В ней примут участие представители 50 ведущих германских фирм.

3.10.    Другие события и проблемы

Мэр Новосибирска В.А.Толоконский готовит постановление по строительству метро. Этот долговременный документ должен помочь координации всех необходимых действий на земле и под землей по сооружению второй очереди. Но отсутствие денег парализует оперативные и долгосрочные планы.

Строительство метрополитена — единственная федеральная программа в области, в то же время столица не выполняет своих обязательств по финансированию. Поэтому решено на региональном уровне принять «Программу развития Новосибирского метрополитена», потом защищать ее в Москве. Тогда будет ясно, может ли область рассчитывать на федеральные средства или должна искать собственные [22].

 

Научно-техническая фирма «ВЦ-Автоматизация» совместно с лабораториями Сибирского НИИ метрологии разработала проект компьютерной торговой сети. С ее помощью пользователи, получая информацию, могут резервировать, а также заказывать товары со складов, следить за состоянием рынка, совершать сделки и обмениваться информацией. Компьютерная торговая сеть позволит проводить торги так, что предприниматели, не выходя из офисов, смогут принимать участие в них. Также разрабатываются программы доступа пользователей к сети, за выполнением правил торговли в сети будет наблюдать администрация. Директор «ВЦ-Автоматизация» А.Черевко считает, что открытие компьютерной торговой сети вполне реально в начале 1995 г.

 

На Толмачевской таможне открылся санитарно-карантинный пункт с целью не допустить ввоза товаров, вредных для здоровья. Вредный товар легче «отловить» на таможне, чем потом разыскивать в торговых точках Новосибирска.

 

Четыре крупных производителя энергетического оборудования Сибири и Урала — Новосибирский «Элсиб», Екатеринбургский турбомоторный завод, Барнаульский «Сибэнергомаш» и Таганрогский котельный завод решили объединиться в промышленную группу АО «Энергоблок», чтобы вместе продвигаться в обжитые международные рынки энергетического оборудования.

4.    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Опубликованы данные из справки-анализа социального и экономического положения Новосибирской области, подготовленной специалистами областной администрации. Тревогу вызывает естественная убыль населения, которая в 1993 г. составила 14,6 тыс. человек, а в первом квартале текущего года — 5,4 тыс. Также происходит резкое сокращение всех основных продуктов питания, недостаток которых замещается хлебом и картофелем [23].

4.1.       Безработица

В ближайшие два-три месяца на рынке труда Новосибирской области могут произойти весьма серьезные изменения. Скрытая безработица, возможно, перерастет в открытую. В результате этого число безработных достигнет ориентировочно 165 тыс. человек, или 7% всего трудоспособного населения. Сегодня на рынок труда идут два встречных потока. Это люди, уже имеющие за плечами стаж и опыт работы, и молодежь.

Положение усугубляет тот факт, что крупные промышленные предприятия в значительной степени выпадают из круга интересов граждан (невыплата зарплаты). Отток людей оттуда происходит в значительной степени по собственному желанию. Многие уходят по сокращению штатов — в основном это касается лиц предпенсионного возраста.

В центрах занятости за полгода на учет поставлено более 20 тыс. безработных, а спрос на рабочие места по области уже в несколько раз меньше, чем их предложение [24].

 

Одна из самых болезненных школьных проблем — нарастающее количество вакансий: около 700, из них 123 — учителя русского языка и литературы, 165 — преподаватели иностранного языка, 95 — физвоспитания, мужчины вообще. Основные причины «утечки мозгов и мускулов» — невысокая оплата труда и большие нервные и интеллектуальные нагрузки, отсутствие социальных льгот.

Сейчас городское управление образования совместно с Комитетом по трудоустройству и занятости населения разрабатывают систему мер, которая поможет преодолеть кризис.

4.2.       Выплата пенсий

Недавние накладки с выплатой пенсий начинают сглаживаться усилиями социальных работников. В настоящий момент пенсионный фонд получил достаточное финансовое обеспечение для совершения финансовых выплат в соответствии с графиком, установленным президентом. В сентябре будет выдержан коэффициент 1,3, а в октябре — 1,51. Вызывает затруднение лишь одно обстоятельство: что делать в октябре с пенсионерами, уже успевшими в августе получить пенсию с коэффициентом 1,51? Таких в области 28%. Пока в управлении социальной защиты населения пребывают в затруднении на этот счет и ждут соответствующего указа из Москвы.

4.3.       Преступность

Каждое пятое преступление в Ноовсибирской области совершается подростком, причем каждый пятый несовершеннолетний преступник нарушает закон, будучи в нетрезвом состоянии. Если преступность взрослых заметно пошла на убыль (уменьшение общего числа правонарушений на 10%, тяжких — на 15%), то среди подростков, наоборот, увеличилось количество убийств, грабежей, изнасилований. Серьезную опасность представляет распространение пьянства (рост по сравнению с прошлым годом на 25%), наркомании и токсикомании. Остро стоит и проблема детской беспризорности [25].

 

Опубликован обзор судебной статистики. За 6 месяцев 1994 г. осуждено 9622 человека, из них 1497 несовершеннолетних. По-прежнему самым распространенным видом преступлений были кражи как государственного, общественного, так и личного имущества граждан.

В 3 раза увеличилось число осужденных за хищения с использованием служебного положения. Растет и количество осужденных за преступления против личности.

Среди исков, связанных с деятельностью частных предприятий, обращает на себя внимание рост заявлений о возмещении ущерба из-за некачественных товаров и услуг. Их количество увеличилось в 3 раза. Возросло число правонарушений и в сфере торговли [26].

4.4.       Научная конференция

В Новосибирске состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Управление человеческими ресурсами в условиях рынка».

В материалах конференции констатируется, что безработица становится реальным явлением и в Сибирском регионе, причем сокращение рабочих мест идет на фоне уменьшения численности населения. Основное влияние на этот процесс оказывают прежде всего ухудшение демографической ситуации, сокращение численности населения трудоспособного возраста.

Другая весомая причина — ухудшение экологической обстановки и условий труда на производствах, рост числа заболеваний, влияющих на увеличение числа инвалидов 1-й и 2-й групп в трудоспособном возрасте и неработающих, получающих пенсии на льготных условиях. В сравнении с 1989 г. инвалидов стало больше на 5,6, пенсионеров-льготников — на 15,7%.

Согласно прогнозу Госкомстата России и центра экономической конъюнктуры при правительстве РФ, численночть населения Новосибирской области к 2001 г. сократится на 98 тыс. человек в сравнении с 1993 г. Из-за снижения рождаемости число детей и подростков до 15 лет уменьшится на 168 тыс., или на 25%. Вступление такой малочисленной группы молодежи в трудовую жизнь обернется к 2020 г. нехваткой рабочих рук.

В конце прошлого года в Новосибирской области скрытой безработицей было охвачено 8-10% занятого населения. Это примерно в 10 раз выше официально зарегистрированного уровня. Стремление руководителей госпредприятий сохранить рабочие места совпадает с желаниями самих работников. Последние из-за неуверенности в завтрашнем дне, трудностей трудоустройства предпочитают получать символическую заработную плату, только бы удержаться на привычной должности. Это влечет снижение квалификационного уровня, утрату работниками профессиональных навыков. Кроме того, скрытая безработица является серьезным препятствием для свободного перемещения рабочей силы между предприятиями и отраслями [27].

4.5.       Поддержка науки

Для того чтобы сделать науку действительно производительной силой, принято постановление главы обладминистрации, которым создан Новосибирский территориальный координационый совет по науке, профтехобразованию и научно-технической политике. Задачи совета — координация деятельности научно-образовательного комплекса, интеграция академической, отраслевой и вузовской науки для проведения единой научно-технической политики при формировании региональных и международных программ.

Координационный совет по науке будет взаимодействовать с соответствующим департаментом обладминистрации, постоянными комиссиями областного Совета депутатов и с отделениями академической науки [28].

4.6.       Жилищная политика

Постановлением главы администрации Новосибирской области от 17 мая 1994 г. предлагается решать жилищную проблему рыночными методами. Первым шагом в этом направлении стало создание акционерного общества открытого типа «Фонд развития жилищного строительства», которое зарегистрировано 18 июля 1994 г.

Учредителями фонда выступили администрация области, Российский акционерный инвестиционно-коммерческий промышленно-строительный банк, российская государственная страховая компания «Интекс», акционерное общество открытого типа «Российская проектно-строительная компания «Новосибирскстрой»».

Фонд будет решать вопросы строительства жилья внебюджетным финансированием за счет личных вкладов тех, кто нуждается в жилье. Фонд выполняет и координирующую функцию, обеспечивает организацию взаимодействия всех участников строительного процесса, действуя на основе договоров.

В зависимости от категории жилья и заказчиков источниками финансирования могут быть личные средства граждан, субсидии, дотации, бюджет (федеральный и местный), кредитные ресурсы, собственные средства предприятий и организаций различных форм собственности [29].

4.7.       Благотворительность

Состоялась презентация областного благотворительного фонда «Мария». Он был организован год назад по инициативе ведущей известной в городе телепрограммы «Бизнес-новости» А.Журавлевой, которая стала председателем его правления. Основная задача фонда — оказание помощи детям и пожилым людям. При этом правление считает, что пусть фонд будет не очень богатым, но полностью самостоятельным. У него не будет никаких совместных счетов, совместной финансовой деятельности с крупными госфондами, чтобы не произошло «размывания» денежных средств.

Фонд разработал обширную программу действий. Учредителями фонда и основными финансовыми вкладчиками являются 10 человек, в основном бизнесмены, которые не афишируют свои имена, утверждая, что не стоит делать себе рекламу на благотворительности. В последнее время «Мария» начала принимать в члены фонда организации. Заявки уже подали 12 претендентов. Вступительный взнос для них 3 млн. руб. с ежемесячным отчислением 1 млн. руб.

Источники

1. Семенова Л. Совершенствование продолжается. Ликвидирован ряд управлений // Советская Сибирь.— 1994.— 3 августа, с.1.

2. Семенова Л. Новый сектор сельской экономики // Советская Сибирь.— 1994.— 11 августа, с.1.

3. Советская Сибирь.— 1994.— №№145-147, 149-153, с.3.

4. Советская Сибирь.— 1994.— 31 августа, с.3-4

5. Советская Сибирь.— 1994.— 31 августа, с.4-5

6. Советская Сибирь.— 1994.— 2 сентября, с.3.

7. Анатольева Н. Комитет по потребительскому рынку // Советская Сибирь.— 1994.— 14 сентября, с.1.

8. Советская Сибирь.— 1994.— 16 сентября, с.1; Советская Сибирь.— 1994.— 20 сентября, с.2.

9. Анатольева Н. От местной до государственной политики. // Советская Сибирь.— 1994.— 16 сентября, с.1.

10. Шестаков И. Новосибирцы выберут Ивана. Но какого и зачем? // Молодость Сибири.— 1994.— №35, с.4.

11. Гамалей Т. Немецкие фирмы ищут партнеров // Деловая Сибирь №34, с.17.

12. Гуттенлохер Н. Осень-94: куда полетят промпредприятия? // Молодость Сибири.— 1994.— №38, с.5.

13. Касаткина О. СФБ — открытая площадка для игры... // Деловая Сибирь.— 1994.— №36, с.5.

14. Погодаев Н., Грибанова О., Коновалова Н. Новосибирская область в мае 1994 года // Политический мониторинг.— М:, ИГПИ, 1994.— №5.

15. Бормотова Л. Дайте срок и СИ-банк станет прибыльным и стабильным // Деловая Сибирь.— 1994.— №29, с.5.

16. Ухин Н. Законом пренебрег — миллионы не сберег // Советская Сибирь.— 1994.— 23 августа, с.2.

17. Антипина Н. Не бойтесь, зарежут вас не больно. // Советская Сибирь.— 1994.— 3 августа, с.2.

18. Веклич А. Батальоны просят работы // Советская Сибирь.— 1994.— 14 сентября, с.2.

19. Гамалей Т. Налоговые льготы привлекут иностранных инвесторов // Деловая Сибирь.— 1994.— №37, с.6.

20. Антошина М. Конверсию — на оборону здоровья // Советская Сибирь.— 1994.— 15 сентября, с.2.

21. Бормотова Л. Саксония — Сибирь: прямой диалог бизнесменов // Деловая Сибирь.— 1994.— №36, с.4.

22. На земле молчат, под землей аукается // Советская Сибирь.— 1994.— 19 августа, с.2.

23. Как мы живем? // Советская Сибирь.— 1994.— 4 августа, с.2.

24. Мишенин К. Этот рынок нам не товарищ // Молодость Сибири.— 1994.— №36, с.4.

25. Бормотова Л. Опасные занятия детей в эпоху смуты // Деловая Сибирь.— 1994.— №34, с.18.

26. Данилина Е. Поток дел растет // Советская Сибирь.— 1994.— 13 сентября, с.4.

27. Бочкарев В. Грозит ли Новосибирской области кризис нехватки рабочей силы // Деловая Сибирь.— 1994.— №33, с.16.

28. Семенова Л. Время дилетантов прошло // Советская Сибирь.— 1994.— 3 августа, с.1.

29. Югрина З. «Фонд» построит дом // Советская Сибирь.— 1994.— 2 августа, с.2.