Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Калининградская область

Дмитрий СЛЕПОКУРОВ

Калининградская область

в сентябре 1994 года

После относительного летнего затишья сентябрь буквально поразил концентрацией политических событий. Похоже, что политическая осень в России началась именно с Калининграда. Если исходить из распространенного соображения, что Калининградская область — это «Малая Россия», то многое покажется само собой разумеющимся: визит после Германии в России и открытие литовского консульства, вояжи Гайдара и Руцкого «со товарищи»... Безусловно, Калининград становится козырной картой в российской политике.

1.    ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

1.1.       Дискуссия вокруг статуса области

В июле Ю.Маточкин, глава администрации Калининградской области, вошел в сотню (№70) самых влиятельных политиков в России по итогам анализа, проведенного агентством «IQ» в «Новой ежедневной газете» [1]. В этом качестве он и вступил в спор с С.Шахраем, опубликовавшим в «Независимой газете» статью «Калининград, Кенигсберг, Крулевец...». Трудно сказать, что заставило Шахрая выступить с этой статьей, но выводы его явно не сошлись с мнением руководства области. Не останавливаясь подробно на доводах вице-премьера, приведем здесь некоторые контраргументы профессора, доктора экономических наук Ю.Маточкина [2].

«...Автор (С.Шахрай. — Д.С.) ставит на первое место, выражаясь его словами, военно-стратегические интересы России в нашем регионе. Мы же говорим об интересах стратегических, которые включают в себя экономические, социальные и военные факторы... Сбои же в функционировании СЭЗ чаще всего происходят от того, что правительство одной рукой дает льготы, а другой их забирает.

Теперь о логическом нонсенсе в совпадении границ СЭЗ и области и экономическом ущербе, который наносится вследствие этого государству.

...Если речь идет о терминологии, я готов на любые уступки. Назовите территории области (в силу анклавности ее положения) зоной свободного предпринимательства, как предполагалось поначалу, или особым экономическим районом (на китайский манер). Суть, однако,не в названии, а в содержании.

Сегодня СЭЗ выполняет две взаимосвязанные функции — защиты и развития. Это защита нашего производителя в условиях транспортно-экономического нажима со стороны Литвы, а также Латвии, Беларуси. Это прямые и скрытые доплаты за транзит, залоговые платежи, ограничение грузопотоков и т.д. Только за первое полугодие мы потеряли на этом 56 млрд. руб., из которых правительство России возместило лишь 17 млрд. руб. Чем компенсировать остальные? Особым налоговым режимом. Некоторые льготы, установленные для СЭЗ «Янтарь», и позволяют нашим производителям частично компенсировать потери, развивать производство, работать на экспорт, принося доходы и региону, и государству» [3].

«...если принять точку зрения С.Шахрая, нет СЭЗ — нет и льготного налогового и таможенного режима. Затраты производителей возрастут, конкурентоспособность снизится... Никто сегодня, пожалуй, так не способствует нежелательному дрейфу Калининградской области в открытом океане рыночных отношений, как политики, под любыми предлогами затягивающие принятие закона об области. Ее особое положение признают все, но придать ей в силу этого особый статус — как бы чего не вышло, не возник бы прецедент...Тем более в Конституции понятие «статус области» отсутствует... Но, опять-таки, дело не в названии; как бы ни именовался документ, он должен определить особый статус нашей области, узаконить ранее продекларированный режим СЭЗ. Чего мы, собственно, добиваемся? Во-первых, законодательного закрепления, неотъемлемой принадлежности России — то ли в форме федеральной территории, то ли иной. И, во-вторых, большей степени управления со стороны Центра при большей самостоятельности местной государственной власти в экономической и социальной сферах, а также во внешнеэкономических отношениях. Мы часто зависим, к примеру, от того, как и когда Москва договорится с Вильнюсом, хотя есть вопросы, не терпящие отлагательства, и, находясь рядом с Литвой, нам куда сподручнее это сделать. С западным соседом (Польша. — Д.С.) проблем нет — правительство РФ назначило меня своим уполномоченным по развитию отношений с северо-восточными воеводствами Польши, в отношении Литвы на такой шаг почему-то не решаются, а итоге страдают и интересы региона, и интересы «материковой» России....Работа над законом об области идет в комитетах Госдумы и Совета Федерации. Идет рутинно, надо ее ускорять, чему отнюдь не способствуют статьи, подобные той, о которой сегодня идет речь. В конце концов есть и такой вариант ускорения — референдум (или опрос калининградцев), и мы вправе к нему прибегнуть. Между прочим, в Конституции сказано: основным субъектом власти является многонациональный народ. Думаю, никто не откажет населению самого западного российского края считать себя частью многонационального народа России...

Что же касается разговоров о германской экономической экспансии в области, то идут ли они от большого воображения или от отсутствия оного, целью своей имеют исключительно извлечение политических дивидендов... С.Шахрай обеспокоен невесть откуда взявшимися цифрами: за три последних года число немцев в области увеличилось в 11 раз и составило 17 тыс. человек. Статистика же свидетельствует, что эти цифры преувеличены по меньшей мере втрое. И дело мы имеем с российскими немцами, родившимися и выросшими в СССР, в большинстве своем считающими родным языком русский и слабо владеющими немецким. В основном это смешанные семьи, среди них много полезных для региона работников. Видеть в них «пятую колонну» неразумно... Сегодня нас больше всего удручает отсутствие единой государственной политики к Калининградской области, она только вырабатывается, и процесс этот идет медленнее, чем требует время. Но мы подошли к критическому моменту, когда надо принимать решение. Я глубоко убежден: иного пути развития области нет. И будет крайне жаль, если на этом этапе мы не получим государственной поддержки, потеряем время, затормозим развитие. Поддержать нашу позицию — значит создать стратегию долговременного развития уникального российского региона. Принять идеи имперского подхода С.Шахрая (в его статье заложены такие мины замедленного действия, о которых, думается, и сам автор не подозревает) — значит обострить без того острую социальную обстановку в самом западном регионе России» [4].

1.2.       Визит Е.Гайдара

Егор Гайдар приехал в Калининград как лидер партии «Демократический выбор России». Как заметил местный координатор партии Николай Тулаев, визит давно готовился и вызван целым рядом обстоятельств. По его словам, «ДВР» — это единственная политическая партия, а фракция «Выбор России» в Госдуме — единственная фракция, которые приняли официальное решение об активном участии в разработке и принятии закона «Об обеспечении суверенитета РФ на территории Калининградской области» [5].

Соответственно одной из главных целей визита (5-6 сентября) было оказать практическую помощь в становлении региональной организации партии. Вместе с Е.Гайдаром прибыли председатель комитета по обороне Государственной Думы С.Юшенков, председатель исполкома партии, президент концерна «ОЛБИ» Олег Бойко. На встрече с депутатами Областной и Городской дум, представителями партий и движений обсуждался вышеупомянутый проект закона о Калининградской области. Возникла полемика между собравшимися, имеющими различные мнения о целесообразности такого закона. Гайдар заметил, что не сомневается в необходимости принятия такого документа, но возможны, на его взгляд, определенные коррективы.

Как предполагалось, много времени было занято встречей с активистами ДВР. Основными вопросами были пути формирования и развития городской и районных парторганизаций. Затем состоялась пресс-конференция и встреча с общественностью, куда смогли прийти все желающие. Егор Гайдар выступил с довольно подробным анализом политической и экономической ситуации в России. Но здесь зазвучали требования ответить «за все», даже что-то бросали. Тем не менее визитеры в итоговом интервью говорили о хорошем впечатлении и обоюдной пользе от встреч в Калининграде. «Если говорить о регионах, особые экономические условия в которых «вырастают из земли», определены географическим положением, то ваша область именно такой пример, но движение к этому должно быть спокойным, упорядоченным, накладываться на общероссийское законодательство и четко гарантировать незлоупотребление любыми правами, данными области. Тут неизбежен особый таможенный тариф... тут оправданы и другие особые специальные решения» [6].

1.3.       Визит лидеров оппозиции

Вслед за Гайдаром в Калининградскую область приехали и лидеры оппозиции. 15 сентября в Калининграде открылся конгресс патриотических сил России «Русский рубеж: от Калининграда до Курил». Собрался весь цвет современного патриотического движения: А.Руцкой, Г.Зюганов, С.Бабурин, М.Астафьев, В.Аксючиц, Н.Павлов и др.

Комментирует это событие председатель координационного Совета патриотических сил Калининградской области — движения «Русский рубеж» Александр Егоров.

«Цель конгресса — единение всех патриотических сил России. Почему в Калининграде? Потому, что мы смогли здесь объединить в «Русский рубеж» 13 политических партий и движений (кстати, А.Егоров в недавнем прошлом лидер местной организации НПСР — Д.С.). Почему «от Калининграда до Курил»? Потому, что Россия всегда была сильна своими окраинами, а центр постоянно пробуксовывает.

Что такое «Русский рубеж»? Это не столько территориальное, сколько нравственное понятие. Имеется в виду тот духовный рубеж, дальше которого уже опускаться нельзя» [7].

И еще один момент. Как сообщил А.Егоров, вместе с конгрессом будет группа «ДДТ» во главе с Ю.Шевчуком. Но, как выяснилось позднее, приезд Ю.Шевчука просто совпал по времени и никакого отношения к конгрессу не имел.

Характерно, что и делегация Е.Гайдара, и участники конгресса патриотов прежде всего возложили цветы к памятнику 1200 гвардейцам, погибшим при штурме Кенигсберга.

А.Руцкой выступил в новой роли лидера патриотического движения «Держава». По его словам, «именно сегодня возникла острая необходимость сплотить в единое целое оппозиционные политические силы, ибо нужна мощная сила, чтобы победить, избавиться от антинародного режима» [8].

Заметим, что Руцкой четко понимал, куда приехал, и, прежде чем поднимать патриотические знамена, расчетливо давил на болевые точки региона: «права русскоязычного населения в Прибалтике», претензии на российские территории, падение промышленного производства, вывод войск из Германии и др.

На вопросы об идеологии движения «Держава» и Социал-демократической народной партии отвечал односложно: «Достойная жизнь». После встречи участников конгресса с общественностью, которая представляла собой большей частью людей, скажем так, поживших, состоялась пресс-конференция, затем митинг на площади Победы, где и было принято итоговое заявление, один из пунктов которого гласил: «Провести в октябре 1994 года национальный конгресс, на котором утвердить состав государственного совета патриотических сил России и теневого правительства» [9].

Среди подписавших заявление к вышеупомянутым авторам добавился Олег Румянцев — «несостоявшийся отец российской конституции». Вызов брошен. Как отмечает корреспондент «Калининградской правды», «любое противостояние для Б.Н.Ельцина — атмосфера бодрящая, стимулирующая» [10].

Конгресс естественно вошел в полосу информационных сообщений России и зарубежья. Иван Рыбкин не без иронии заметил, что «Русский рубеж» будет прерываться башкортостанским, татарстанским и иными рубежами» [11].

Что же решили «конгрессмены» по кандидатуре на пост президента — неизвестно, так как заседания проходили за закрытыми дверями. Тем не менее это политическое событие взбудоражило калининградское политическое болото. Рядом со свастикой группки баркашовцев на перекрестке у площади Победы заалел флаг СССР, вывешенный РКРП, и плакаты с ленинской цитатой «Единство — великая сила и великий лозунг». Но последних межнародных экономических форумах по весне Ю.Маточкин отмечал политическую стабильность в регионе. Теперь, по осени, эту позицию трудно подтвердить. И российских и зарубежных инвесторов политическая суета в Калининградской области вряд ли вдохновит на финансовые подвиги.

А региональный координационный совет «Русский рубеж» после конгресса занялся сбором подписей против продления полномочий Федерального Собрания и за проведение досрочных выборов президента РФ в первом полугодии 1995 г.

1.4.       Договор или закон?

Уже упоминавшаяся идея Договора между властями области и правительством России была рождена С.Шахраем еще в начале 1994 г. И хотя С.Шахрай уже не считает приемлемым им же предложенный подход, администрация области за полгода успела частично согласовать в Москве и подготовить соответствующие тексты. Однако в Областной думе эти документы (сколько их и где их можно почитать, пока неизвестно. — Д.С.) вызвали целый ряд замечаний и возражений. Одно из положений проекта Договора предусматривает, что «главе системы исполнительной власти Калининградской области предоставляется статус заместителя председателя правительства РФ» [12].

Можно предположить, что многие разногласия утрясутся путем переговоров ветвей власти, но дело в том, что Договор и недавно внесенный в Государственную Думу Закон «Об обеспечении суверенитета РФ...» фактически дублируют друг друга. По свидетельству пресс-секретаря Областной думы А.Хиля, это просто два способа добиться одного и того же.

Судя по всему, большинство депутатов склоняются к тому, чтобы сделать ставку на принятие Закона. Очевидно, на предстоящем заседании Думы будет предложено работу над Договором пока «заморозить». Что, впрочем, не исключает подготовки соглашений по конкретным вопросам с правительственными органами.

2.    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

2.1.       Визит посла Германии

Посол Германии в России Отто фон дер Габленц побывал в Калининграде по случаю торжеств, связанных с празднованием 450-летия университета Альбертина (так назывался Кенигсбергский университет. — Д.С.). В ходе встречи с главой администрации области посол высказал пожелание оказать содействие более активному развитию связей Калининграда с Европейским Союзом [13]. А несколькими днями раньше посол дал интервью «Калининградской правде», переданное по факсу. Вот выдержки из его ответов:

Позиция Германии однозначна: Калининградская область является частью РФ. Нет у Германии территориальных претензий. Наши границы закреплены, в последний раз Договором, подписанным 12 сентября 1990 г. еще двумя германскими государствами и четырьмя державами.

Позиция Германии не только однозначна, но и неизменна... Межгосударственные и личные взаимодействия немцев и россиян в Калининградской области должны способствовать экономическому и культурному развитию области.

Доверительное сотрудничество с соседями и другими партнерами в Европе будет иметь более существенное значение для безопасности Калининградской области, нежели традиционное присутствие мощных вооруженных сил...

Переселение в Калининградскую область (российских немцев) Германией не поощряется. Наоборот, мы высказываемся против: Калининградская область не входит в число районов с компактным населением российских немцев.

Наш послевоенный опыт в Западной Европе учит нас, что открытые границы душат реваншизм. Закрытые границы питают его.

Политическое руководство в Москве и Калининграде должно совместно решить, каким образом они впредь будут использовать преимущества географического положения Калининградской области у побережья Балтики и регионального соседства с государствами — членами Европейского Союза [14].

2.2.       Назначение консула Литвы

Сигитас Шилирис стал первым консулом Литвы в Калининграде. До перехода на дипломатическую стезю был генеральным директором Клайпедского торгового порта. По его словам, если немцы и поляки начали с открытия в Калининградской области экономических представительств, то Литва — с политического. Однако С.Шилирис ожидает экономического сближения. Для этого, как выяснилось, нужно разобраться, что не стыкуется на железной дороге и в военном вопросе. Но давить, по словам консула, на Калининградскую область Литва не собирается. «...Литва и Россия — как муха и слон. Давить, навязывать что-то не в нашей практике, не в наших интересах» [15].

Источники

1. Политическое обозрение IQ // Новая ежедневная газета.— 1994.— 3 августа

2. Калининградская правда.— 1994.— 2 сентября

3. Калининградская правда.— 1994.— 2 сентября

4. Калининградская правда.— 1994.— 2 сентября

5. Калининградская правда.— 1994.— 2 сентября

6. Калининградская правда.— 1994.— 14 сентября

7. Калининградская правда.— 1994.— 8 сентября, с.1

8. Калининградская правда.— 1994.— 8 сентября, с.2

9. Калининградская правда.— 1994.— 20 сентября

10. Калининградская правда.— 1994.— 20 сентября

11. Калининградская правда.— 1994.— 20 сентября

12. Калининградская правда.— 1994.— 20 сентября, с.7

13. Калининградская правда.— 1994.— 23 сентября, с.1

14. Калининградская правда.— 1994.— 22 сентября

15. Калининградская правда.— 1994.— 10 сентября, с.2