Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Татарстан (Татарстан)

Ахмет ИВАНОВ

Татарстан

в сентябре 1994 года

Ситуация в общественной жизни республики в начале осени внешне оставалась весьма спокойной и характеризовалась двумя доминирующими тенденциями:

— подготовкой к решающим событиям предстоящей в октябре XXII сессии Верховного Совета, в ходе которой предстоит внести изменения в Конституцию РТ в связи с реформированием представительных и исполнительных органов власти, а также принять блок законов о выборах и местном самоуправлении;

— возникновением определенной напряженности в точке пересечения экономической проблематики с политической, напряженности во взаимоотношениях Президиума ВС с правительством, которая достигла нетрадиционных для Татарстана форм и публичных проявлений.

1.    ЭКОНОМИКА

Экономическое положение характеризовалось в принципе двумя качественными моментами: ситуацией в АПК и продолжающимся нарастанием кризисных явлений в промышленном производстве и бюджетно-финансовой системе.

1.1.       АПК

В республике выращен рекордный урожай зерновых, а исключительно благоприятные погодные условия сентября дали возможность успешно завершить уборку. Средняя урожайность зерновых превысила по республике 25 центнеров с гектара. Собран также хороший урожай овощей и корнеплодов.

Как подчеркнул на совещании глав администраций, членов правительства и руководителей ряда предприятий, состоявшемся в Казанском Кремле 19 сентября, президент Минтимер Шаймиев, «все складывается так, как мы и говорили раньше: собран огромный урожай и есть прекрасные возможности для того, чтобы создать запас прочности на будущее». Практически по всем отраслям — растениеводству и животноводству — Татарстан значительно превосходит среднероссийские показатели, а в Поволжье «выглядит рекордсменом». Закупочные цены на зерно, установленные в республике, являются самыми высокими в России. Таким образом, в распоряжении президента и его команды оказывается внушительный козырь в борьбе за экономическую легитимацию в преддверии грядущих следующей весной выборов, если только этот козырь не будет «убит» слишком быстрым ростом цен на продукты питания.

1.2.       Спад производства

Кризис в промышленном производстве выразился в том, что за январь — август с.г. спад физического объема производства по сравнению с таким же периодом прошлого года составил 29%. Из-за падения платежеспособного спроса участились остановки производств. Число безработных в Татарстане достигло 22 тыс.

В промышленности ожидавшееся в июле прекращение спада не состоялось. В машиностроении спад составил 50%. Никак не удается выйти на запланированные рубежи КамАЗу, который раньше выпускал до 100 тыс. большегрузов в год, а сейчас не дотягивает и до 30-35 тыс.

Снижение производства большинства видов продукции произошло в топливно-энергетическом комплексе. Добыча нефти сократилась на 3 млн. тонн. Вследствие вынужденной остановки скважин весной с.г. отставание по добыче нефти составляет 500 тыс. тонн.

1.3.       ВПК

В конце сентября в Казани прошло совместное заседание коллегии Госкомитета РФ по оборонным отраслям промышленности и Президиума Кабинета министров РТ. В заседании приняли участие председатель Госкомоборонпрома Виктор Глухих (ранее ожидался приезд для участия в этом мероприятии О.Сосковца), замы министров финансов, науки и технической политики, транспорта РФ, представители Минобороны, госкомпании «Росвооружение» и др.

В Татарстане расположено 47 оборонных предприятий. Республика является одним из признанных центров «оборонки». Как говорил премьер-министр РТ Мухаммат Сабиров, «на протяжении многих десятилетий в Татарстане создавали мощнейший комплекс... Мы можем выпускать крупнейшие самолеты ИЛ-62 (а на их базе — бомбардировщики), быстроходные катера, которые могут бороться с подводными лодками, большое количество снарядов, пороха. Но на все это заказы резко упали, рынки сбыта не просто утеряны, они уже заняты другими производителями, туда возврата нет...» [1].

На совещании говорилось о том, что на конверсионные кредиты до конца года будет выделено 6 млрд. руб., что составит 19,5% от общей суммы, выделенной Госкомоборонпрому РФ, т.е. сумму, большую, чем доля любого другого региона.

В.Глухих весьма скептически отозвался о перспективах, которые могли бы быть связаны с недавним визитом в РТ представителей Фонда оборонных предприятий США.

Как заявил М.Сабиров, уже сегодня Татарстан намерен взять на себя часть затрат по «оборонке», имея в виду размещение заказов на предприятиях ВПК для агропромышленного комплекса, КамАЗа, ЕлАЗа, нефтяников.

1.4.       Бюджет

Весьма драматическая ситуация складывается в бюджетной сфере. За 8 месяцев текущего года республиканский бюджет недополучил около 70% прогнозированных средств (за первое полугодие не поступило 513 млрд. руб. доходов). Среди причин называются рост оптовых цен, кризис неплатежей, продолжающийся спад материального производства, тяжелое финансовое положение налогоплательщиков, а также то, что властями квалифицируется «антибюджетной деятельностью» большинства коммерческих банков (неисполнение в срок платежных поручений налогоплательщиков, нарушение очередности погашения задолженности по платежам в бюджет при поступлении средств на расчетные счета, задержки в списании доходов с корреспондентского счета банка после их списания со счетов налогоплательщиков и т. п.). В РТ имеется 39 банков, и республика занимает по этому показателю 4-е место в РФ.

В качестве одного из главных рычагов по вытаскиванию Татарстана из кризиса президент М.Шаймиев назвал оздоровление финансовой системы. «Нет налогов — нет государства», — констатировал президент.

В том, что проблема бюджета получит дальнейшее развитие, можно не сомневаться, ибо на октябрьскую сессию выносится вопрос об уточненном бюджете на 1994 г. Выясняется, что правительство практически в 2 раза ошиблось с прогнозированием как доходной, так и расходной частей бюджета. Ошибка состояла в неверном прогнозе темпов инфляции. Прошедшие девять месяцев содержали расходы в рамках изначально определенных сумм. Какая судьба ждет образовавшуюся разницу?

1.5.       Программа антикризисных мер в экономике

Весьма обостренное звучание приобретает вопрос о Государственной программе экономического и социального прогресса Республики Татарстан — о документе, который первоначально еще на июньской сессии ВС именовался как программа антикризисных мер или программа стабилизации экономики. Тогда этот документ принят не был. Правительство, судя по всему, было намерено получить еще одну отсрочку, не вынося вопрос и на октябрьскую сессию, и без того перегруженную. Однако события получили неожиданную динамику и громкий резонанс. В эксклюзивном интервью «Интерфаксу» спикер ВС Фарит Мухаметшин подчеркнул: «Я не столь оптимистичен, как правительство, в оценках экономической ситуации. Любая отсрочка с принятием программы кардинальных мер, которую с нетерпением ждут коллективы предприятий, предприниматели и все население республики, еще больше усугубит положение» [2]. Симптоматично, что постановление Кабинета о программе и создании правительственной комиссии по ее разработке было опубликовано лишь 17 сентября, т.е. менее чем за месяц до начала сессии. Первое заседание комиссии было назначено лишь на 26 сентября. Своего рода кульминационной точки ситуация вокруг программы достигла к 29 сентября, когда на заседании Президиума ВС вице-премьер Фильза Хамидуллин сообщил, что правительство не сможет представить сессии запланированный документ, который еще не готов и работа над которым продолжается. Сообщалось о весьма бурной и эмоциональной реакции Президиума и самого спикера, выступившего на заседании «предельно резко». Вопрос о Государственной программе будет рассмотрен сессией, заявил спикер, в любом случае. В ходе ее работы придется разобраться, кто конкретно несет ответственность за столь неспешную работу правительства [3].

Уже сам по себе факт и его огласка — явления для Татарстана беспрецедентные. Столь открытых форм конфликт между законодательной и исполнительной ветвями власти (точнее, между их высокопоставленными представителями) не получал еще ни разу за годы, прошедшие с провозглашения суверенитета и выхода из-под партийно-номенклатурной опеки со стороны Москвы (факт, что впервые за многие десятилетия кадровая политика до самого верха полностью оказалась сконцентрированной в Казани, а не в отделе оргпартработы ЦК КПСС). Обращает на себя внимание то, что столкновение произошло в отсутствие президента М.Шаймиева в Казани.

Трудно однозначно утверждать, что стоит за конфликтом. С одной стороны, энергичные утверждения о неотложной необходимости в документе как жизненно важном условии выхода из кризиса выглядят очевидной натяжкой (особенно, если учесть чрезвычайно перегруженную повестку дня предстоящей сессии), с другой — вновь оживились толки о неизбежной якобы отставке премьер-министра М.Сабирова, что также выглядело бы несколько нелепо и неуклюже, как попытка найти козла отпущения за полгода до естественного истечения срока полномочий ВС и Кабинета министров.

Наиболее вероятным исходом станет, как представляется, некий компромисс, когда проблема будет «спущена на тормозах» чисто кабинетными средствами еще на подходе к сессии.

2.    ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ

2.1.       Вице-президент Татарстана

В сентябре заметным образом возросла политическая активность вице-президента РТ Василия Лихачева, занятого интенсивным и самостоятельным инициированием новой внешнеполитической роли Татарстана.

20 сентября В.Н.Лихачев принял участие в открывшейся в Алма-Ате научно-практической конференции «Евразийское пространство: интеграционный потенциал и его реализация», которая состоялась по инициативе президента Казахстана Н.А.Назарбаева. Выступивший на утреннем заседании В.Н.Лихачев обосновал право Татарстана на участие в евразийской интеграции, предложил открыть в Казани один из руководящих центров евразийского союза, а в будущем превратить столицу Татарстана в один из центров последнего. В качестве первого шага профессор правоведения В.Н.Лихачев предложил создать в Казани международный институт права евразийского содружества. В своем выступлении вице-президент, отстаивая новый статус бывших автономий и их право на участие в самостоятельном качестве в интеграционных процессах, жестко говорил: «Если восторжествует прежняя концепция «старшего и младшего брата», то бывшие автономии вполне могут объединиться в рамках евразийского пространства и вести свою линию, альтернативную назарбаевской». И далее: «Политический, экономический и международный статус Татарстана, подтвержденный, в частности, Договором с Российской Федерацией, позволяет республике входить в различные международные сообщества».

В середине сентября состоялась встреча В.Лихачева с вице-премьером российского правительства С.Шахраем, в ходе которой обсуждалась, в частности, ситуация, сложившаяся вокруг подписанного ранее Договора между Татарстаном и Абхазией. Как известно, С.Шахрай назвал этот документ противоречащим не только Конституции РФ, но и Договору о разграничении полномочий и предметов ведения между органами государственной власти РФ и РТ. Было также предложено считать договор между РТ и Абхазией недействительным. Как говорил в интервью газете «Казанские ведомости» от 23 сентября В.Лихачев, средства массовой информации неправильно интерпретировали слова Шахрая. Последний, по словам В.Лихачева, «понял и принял» соответствующие разъяснения.

В первой декаде сентября республиканские газеты опубликовали статью В.Лихачева «Россия и Татарстан: к новой модели отношений». В ней содержится развернутое концептуальное обоснование Договора о разграничении полномочий и предметов ведения между органами государственной власти РФ и РТ как относящегося к «специальной категории правовых инструментов, межгосударственных по своей природе». Вторая часть статьи посвящена проблематике координации внешнеполитических и внешнеэкономических действий РФ и РТ. Речь, в частности, ведется об открытии в РТ представительства МИДа РФ, заключении специального соглашения между правительствами и т.п. Это продиктовано, по словам вице-президента, расширением политических, экономических, научно-технических и иных связей РТ с более чем 70 зарубежными государствами, с отдельными международными институтами (ЮНЕСКО, ВОЗ и др.). В ряде государств — США, Франции, Италии, Болгарии, Венгрии, Литве и др. — действуют (в той или иной форме) экономические, торговые, информационные представительства государственных органов РТ или ее хозяйствующих субъектов. Далее в статье предлагается новый взгляд на структуру и деятельность МИДа как субъекта выработки и проведения региональной политики России. Речь идет о таких мерах, как:

— подготовка Закона РФ «О международной деятельности субъектов РФ»;

— создание при МИДе РФ координационного совета субъектов РФ;

— расширение практики открытия территориальных и межрегиональных представительств МИДа РФ;

— создание банка информации о международных и внешнеэкономических связях и отношениях субъектов РФ, о заключенных ими международных договорах и соглашениях;

— обеспечение на постоянной основе участия представителей регионов в общероссийских делегациях на международных форумах (например, сессиях ГА ООН); в работе дипломатических и консульских представительств РФ; в представительствах РФ при международных организациях;

— расширение практики учреждения в регионах РФ представительств (дипломатических, консульских, торгово-экономических, культурных и т.д.) иностранных государств и международных организаций.

Комплекс этих идей явно претендует на значимость не только в пределах специфического статуса Татарстана (как впервые подписавшего с Москвой договор о разграничении полномочий), но и в общероссийских масштабах. Можно предположить, что В.Лихачев не исключает для себя какой-то потенциальной роли в российских государственных институциях.

2.2.       Международный семинар

С 12 по 15 сентября в Казани проходил международный семинар «Регион как феномен экономики, политики и культуры», организованный под эгидой Казанского университета, Института этнологии и антропологии РАН, Международого совета по научным обменам (IREX), группы по урегулированию конфликтов при Школе права Гарвардского университета и при поддержке и участии аппарата президента РТ и Министерства по делам национальностей и региональной политики РФ.

Работа семинара проходила при «закрытых дверях». Регион Урала и Поволжья как историко-культурный феномен и природно-хозяйственная общность был охарактеризован как очень перспективный и важный для изучения. Был оценен и опыт Татарстана как пионера в формировании новых отношений с Россией.

Состоявшаяся дискуссия продемонстрировала две точки зрения: В.Тишков отстаивал принцип территориальности сообществ в государственном устройстве РФ, близкий к президентскому окружению академик И.Тагиров защищал тезис о том, что Татарстан должен развивать свою государственность с учетом восстановления утерянной некогда государственности татарского народа.

Ключевую роль в выборе места проведения семинара и в его организации играл советник президента РТ Рафаэль Хакимов, переживший в течение нескольких месяцев опалу из-за своих критических выступлений в печати. Судя по всему, он восстановлен в статусе влиятельного интеллектуала в команде М.Шаймиева.

2.3.       Партии и движения

Продолжается консолидация сил в рамках политических партий Татарстана, ощущающих угрозу своему влиянию со стороны предложенной властями версии реформирования представительных органов власти. Последняя фактически не оставляет для партий сколь-либо значимой ниши в политическом пространстве, так как не предполагает выборов по партийным спискам на основе пропорциональной избирательной системы. За партиями признается лишь возможность выставлять кандидатуры в одномандатных территориальных и административно-территориальных округах. Многие деятели оппозиции (как националы, так и демократы-федералисты почти в одинаковой степени) справедливо усматривают в этом механизм их «мягкого» устранения с авансцены парламентаризма.

2.3.1.      Социал-демократический союз Татарстана

В начале сентября лидеры трех местных отделений общероссийских пратий сообщили о создании Социал-демократического союза Татарстана. Своеобразный республиканский «социнтерн» создали руководители республиканских отделений СДПР (Ю.Ростовщиков), РСДНП (В.Беляев) и ДПР (Р.Ахметов). Они выразили надежду, что этот шаг организационно укрепит наиболее дееспособную часть избирательного блока «Равноправие и законность».

2.3.2.      «Круглый стол» партий

В 20-х числах сентября состоялось учредительное заседание, на котором было принято решение о создании «КРУГЛОГО СТОЛА» политических партий, общественных организаций и движений. Инициаторами этого начинания являются упомянутые лидеры социал-демократического союза. Документ о «круглом столе» подписали 12 партий и движений: кроме трех названных социал-демократических партийных структур — отделение ЛДПР, коммунисты, Республиканская партия Татарстана, Партия национальной независимости «Иттифак», Рабочий союз Казани, Всетатарский общественный центр (группа Р.Амирханова), Комитет защиты государственности Татарстана и др. За многими названиями кроются подчас одни и те же лица — активисты раннеперестроечного призыва, хорошо знакомые друг другу по прошлым выборам, связанные политическими антагонизмами еще с митингов четырех-пяти летней давности. Этот безусловно временный альянс способен тем не менеее преподнести некоторые неожиданности на подходах к предстоящим выборам в ВС Татарстана и местные представительные органы. Если учесть, что треть электората приходится на Казань, треть — на другие города, а треть — на сельские округа, то получится своеобразная картина: доля «продвинутых» округов, а также округов, политизированных теми или иными силами и лозунгами (в данном случае не суть важно — националами или демократами-федералистами), может превысить ожидания и оказаться сопоставимой с долей округов с «контролируемым» электоратом. Точно так же, как и во время декабрьских выборов прошлого года в РФ (когда вопрос фактически не стоял по формуле «Ельцин — не Ельцин»), и в Татарстане в марте следующего года во многих округах альтернатива не будет выглядеть как «Шаймиев — не Шаймиев». Поэтому прогноз на выборы в территориальных округах в отличие от административно-территориальных округов (где будут численно превалировать сельские районы) остается весьма и весьма проблематичным. Нарастание кризиса в материальном производстве, в сфере занятости и социальной сфере, а также неизбежный рост цен будут поставлять в распоряжение оппозиции все новые и новые аргументы.

Источники

1. Молодежь Татарстана.— 1994.— 23-29 сентября.

2. Интерфакс.— 1994.— 23 сентября.

3. Известия Татарстана.— 1994.— 30 сентября.