Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Марий Эл

Сергей СМИРНОВ

Республика Марий Эл

в сентябре 1994 года

1.    ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Главное событие месяца — пятая, очередная сессия парламента, на которой, впрочем, так и не были обсуждены главные ожидавшиеся вопросы: о частной собственности на землю, программа вывода республики из кризиса. Возникает вопрос о дееспособности местного парламента, в подавляющем большинстве своих документов дублирующего Кремль. (Равно как и президента РМЭ, полностью зависящего от федерального бюджета.)

2.    ПОЛИТИКА

2.1.       Президент РМЭ

Состоялась пресс-конференция президента РМЭ Владислава Максимовича Зотина.

В прессе Марий Эл долго обсуждалось острое выступление В.Зотина на расширенном заседании правительства РФ (15 июля) [17]. Но была ли на него реакция? В.Зотин: «Была, и в целом положительная. Как бы неприятно ни было выслушивать им это выступление, однако есть продвижение по каждому из 10 пунктов, предложенных мною» (для собственной республики «программу выхода из кризиса» он предложить так и не смог).

В.Зотин: «Предприятия ВПК, и, в частности, крупнейший в республике завод, ММЗ, поставлены в тяжелейшее положение: длительные задержки в расчетах за отпущенную продукцию, непредоставление аванса под производство продукции. Правительство республики и я каждую неделю работаем с федеральными органами по улучшению финансирования оборонного комплекса. Результаты малоутешительны» (Кстати, Анатолий Геннадьевич Попов, «наш» депутат в ГД РФ, заявил недавно в прессе: «ВПК извратил нас всех, в том числе руководство Марий Эл. 82% всей промышленной продукции республики выдавала оборонка, на эту продукцию существовал госзаказ, и мы почти ни о чем не думали. Сейчас положение изменилось в корне» [16].)

В.Зотин: «Правила игры, которые устанавливают федеральные органы, сегодня неблагоприятны для товаропроизводителей. А мы уповаем на Москву». О нижегородском опыте в реорганизации сельскохозяйственного производства: «У них есть рациональное зерно, особенно для хозяйств с плохим финансовым положением».

О банкротствах: «Пока в республике не зарегистрировано ни одного предприятия-банкрота. По данным территориального агентства федерального управления по делам о несостоятельности (оно занимается пока лишь предприятиями федеральной собственности), около 90% предприятий подпадают под признаки неплатежеспособности».

В.Зотин: «Построить жилье мы не можем помочь даже инвалидам — Законом РФ «О федеральном бюджете на 1994 год» не предусмотрены средства на компенсацию потерь по льготному и беспроцентному кредитованию населения на строительство жилья... В сентябре мною был внесен на рассмотрение ГС РМЭ законопроект «О запрещении рекламы и пропаганды алкогольных и табачных изделий в РМЭ». Но вопрос этот спорный, ибо запреты порождают подпольную торговлю» [8].

2.2.       Парламент РМЭ

27-28 сентября проходила очередная, пятая сессия Госсобрания РМЭ. Головными комиссиями ГС была проделана значительная предварительная работа. В повестку дня сессии предполагалось включить 30 вопросов: 10 законов, несколько постановлений. Как-то: внесение изменений и дополнений в законы о медицинском страховании граждан, приватизации, экологической безопасности, статусе депутата ГС РМЭ, охраны труда, бюджете дорожного фонда, запрещении рекламы алкоголя и табака...Основным же вопросом сессии единодушно считалось внесение в Конституцию РМЭ поправки о частной собственности на землю.

Депутат ГС РМЭ, координатор республиканской организации Республиканской партии РФ Александр Сергеевич Казимов (одна из самых заметных фигур в парламенте): «Я иду на сессию очень злой: поручение Государственного собрания правительству РМЭ подготовить программу выхода из экономического кризиса не выполнено. Как и поручение подготовить программу «Правопорядок-94». Бюджет республики не выполняется. Вместо этого на сессию выносится ряд не столь уж значительных для сегодняшнего положения законопроектов. В проекте Закона «Об охране труда» предполагается создание очередной структуры чиновников. Опять правительство занимается структурными играми — министерства переделывают в комитеты, комитеты в министерства и т.п. Кстати, по теории управления, такие структурные перестановки — признак кризиса управления. Единственный законопроект, имеющий положительный заряд, — «Об экологической безопасности». Серьезный вопрос — о земле. Спорный — о судьях: я, например, считаю, что для обеспечения независимости судебных органов от местной власти верховных судей необходимо назначать на федеральном уровне, а не на местном, как предлагается» [14].

Председатель Государственного собрания РМЭ Анатолий Анатольевич Смирнов: «Сложен вопрос о частной собственности на землю. Многие понимают сейчас ее необходимость, но пока мы не знаем, кто и как будет осуществлять операции с землей по продаже, передаче, закладу и пр. Но главное — закон должен быть принят в интересах избирателей, проживающих на территории нашей республики. Некоторые депутаты, выступая против купли-продажи земли, делают ссылку на результаты первого референдума по этому вопросу (1991 г.), когда около 57% избирателей проголосовали против. Но 12 декабря 1993 г. на другом референдуме республика большинством голосов высказалась за принятие новой Конституции РФ, статья 9 которой четко регламентирует право собственности на землю...

Сложный вопрос и о порядке наделения полномочиями судей республики. Большинство депутатов склонно считать, что такой законопроект должен быть принят на уровне республики, так как суды защищают интересы граждан РМЭ. (По законопроекту судей назначает президент РМЭ и утверждает сессия ГС.) Но ряд работников судов имеет другое мнение, ссылаясь на Конституцию РФ — наделять судей властью должен президент России. Однако в Конституции РФ прямого запрета на то, что субъекты Федерации могут принять такой закон, нет.

Изменения вносятся в законопроект «О статусе депутата ГС РМЭ» — когда мы принимали наш законопроект, не было еще соответствующего российского закона. Хочу сразу сказать, мы не преследуем здесь цели расширить свои депутатские права.

Дискуссии возникали и по поводу приватизации. Например, предлагают запретить участвовать в купле госсобственности медицинским страховым компаниям» [10].

2.3.       Пятая сессия Госсобрания

При обсуждении повестки А.Казимов, ссылаясь на данные соцопроса о недоверии правительству РМЭ (59% опрошенных «не доверяют»), предложил включить в повестку дня вопрос о недоверии правительству. Несколько ошарашенные депутаты (свой опрос Казимов почему-то до этого скрывал от широкой общественности) отвергли это предложение. Поинтересовались, есть ли у Казимова на случай отправки правительства в отставку другой, альтернативный состав, — ответа не последовало.

Вопрос об изменениях в составе ГС возник в связи с назначением депутата Евгения Петровича Дунаева на должность главы администрации города Волжска — законы республики не разрешают одному лицу владеть функциями исполнительной и представительной власти. Дунаев был избран от Марийской организации Всероссийского объединения «Предприниматели за новую Россию», и его место должен был занять второй по счету кандидат из общепартийного списка — Вячеслав Александрович Пайдоверов (недавно избранный председатель МО ВО «ПНР»). Но у Пайдоверова, как выяснилось, довольно сложные отношения с налоговым законодательством (у председателя!), поэтому его кандидатура не была утверждена — вопрос перенесен на следующую сессию.

Обсуждение проходило гладко, кроме трех вопросов: о плате за землю, о лимите денежной наличности и о структуре правительства.

Вслед за российскими изменениями в Законе «О плате за землю» новые расценки рассматривались и в РМЭ. Разработана целая сетка дифференцированных тарифов (предусмотрены щадящие тарифы для дачников, частных застройщиков и т.п.). Были голоса против: «слишком высокая» предлагаемая ставка земельного налога; не обговорен статус участков под памятниками истории; бюджетники, сельчане будут платить штрафы за просрочку платы наравне со всеми. Однако закон был принят.

Ограничение денежной наличности. Принятый еще несколько месяцев назад, закон РМЭ оказался в противоречии с российским законом. И, по настоянию президента РМЭ, он заново был принят депутатами — уже в соответствии с федеральным (сие примечательно. Один из депутатов сразу прокомментировал: «А зачем же мы тут тогда сидим?»).

Споры вызвал вопрос об изменении структуры правительства: одни говорили, что таковая меняется довольно часто и без всяких позитивных сдвигов; другие — что незачем небольшой республике иметь Министерство экономики и Министерство внешних экономических связей (достаточно при Минэкономики создать соответствующий департамент), третьи — в чем смысл таких реорганизаций, когда, к примеру, к словам «Министерство образования» прибавляют слово «и воспитания»... В результате предложенная президентом обновленная структура правительства все равно была принята, утверждены кандидаты в министры.

Кстати, депутат Государственной Думы Российской Федерации от РМЭ Анатолий Геннадьевич Попов заявил: «Да, время требует волевых решений. Однако я не одобряю возврат «старых, преданных» комсомольских работников, хотя ни в коей мере не отношу это исключительно к А.Смирнову — председателю ГС. Возврат бывших комсомольцев может вызвать серьезный отрицательный резонанс в обществе» [16].

О судьях. Предполагалось судей Верховного суда и Высшего арбитражного суда назначать в Госсобрании по представлению президента РМЭ («символично и логично, что представительная и исполнительная власти формируют третью, судебную власть»). Однако принят был компромиссный вариант: кандидатуры, предложенные президентом РМЭ, будут первоначально рассматриваться в Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Во второй день наиболее бурно проходил вопрос о ходе приватизации в республике. Оказалось, что большинство депутатов не удовлетворены ею, однако мнения, что делать дальше, разделились: Л.Яковлев и Ко считают, что «она идет не так, и, пока не поздно», приватизацию нужно приостановить. Их оппоненты — А.Казимов и Ко — заявили, что останавливать ее уже поздно, хотя Программа приватизации выполняется «не так».

Впервые принятый Закон «Об экологической безопасности» закрепляет право граждан на чистую и благоприятную для жизни среду и систему обеспечения этого права, в частности предприятия обязаны будут предоставлять декларацию о безопасности производства, будет утвержден перечень экологически опасных объектов, а граждане смогут подавать в суд за причинение вреда своему здоровью или имуществу. Будет введено и добровольное экологическое страхование.

Во исполнение постановления предыдущей сессии ГС президент РМЭ внес на обсуждение законопроект «О запрещении рекламы и пропаганды алкогольных и табачных изделий в РМЭ». Принят почти единогласно. Отныне, например, во всех торговых точках должны быть установлены плакаты с информацией о правилах реализации алкогольных и табачных изделий, а СМИ не имеют права публиковать подобную рекламу.

Почти без обсуждения были внесены изменения и дополнения в Закон «О статусе депутата ГС РМЭ». Депутат ГС Марий Эл теперь не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, столь же неприступен его багаж, личный и служебный транспорт. Лишить неприкосновенности могут в случае нарушения «депутатской этики» — публичные оскорбления, клевета и пр.

Как всегда, на сессию была подана масса просьб от предприятий о предоставлении налоговых льгот, однако депутаты отнеслись к этому вопросу жестко. Льготы получили только три учебно-производственных предприятия Всероссийского общества слепых. Более того, решено, что отныне вопрос о предоставлении налоговых льгот будет рассматриваться только раз в год, а не на каждой сессии.

Пятую сессию Государственного собрания РМЭ трудно назвать продуктивной. Так и не была вынесена на сессию ожидаемая поправка о частной собственности на землю. Мотив: она будет обсуждена сразу с будущей новой Конституцией РМЭ. (Так, конечно, вернее: в одиночку эту поправку вряд ли бы приняли, а в Конституции ей пройти легче — по аналогии с рефендумами 1991 и 1993 годов.)

Не была представлена правительством и программа по выводу республики из кризиса. Оправданий много, но главное — согласование с федеральным бюджетом. Закон «Об охране труда» будет обсуждаться и поправки к Закону «О медицинском страховании» (мотив, конечно, есть, но в результате, например, многие студенты еще несколько месяцев не будут иметь страховых полисов и будут платить за лечение). Неизвестно пока, как решится проблема учителей, которые потребовали в ГС выдачи всех задолженностей по зарплате, — вопрос рассматривается в правительстве [11,12,15,16].

2.4.       Кадры

Указом президента РМЭ Н.К.Засыпкин освобожден от должности министра промышленности, транспорта и связи в связи с переводом на другую работу» (понижен до заместителя). Министром и заместителем главы правительства РМЭ назначен Владимир Данилович Ханцев [2].

 

Марийский республиканский Совет профсоюзов: состоявшийся 31 августа пленум освободил от обязанностей председателя рессовпрофа Р.Х.Сафина «по собственному желанию» («заслуженный отдых») и избрал председателем О.Н.Цветкову, до этого работавшую секретарем Совета.

 

Указом президента РМЭ Ефим Андреевич Токтаумов освобожден от обязанностей заместителя главы правительства РМЭ, председателя Государственного комитета РМЭ по управлению госимуществом (якобы по состоянию здоровья) [11].

2.5.       Визиты

В республиканском Доме дружбы состоялась встреча с замминистра внешних экономических связей РМЭ Э.М.Степановым и представителем Министерства ВЭС России в Марий Эл Е.М.Бочкаревым, в которой участвовали представители деловых кругов республики, активисты ряда политических партий и общественных объединений. Тема: что есть новое Министерство РМЭ, как оно стыкуется с российским аналогом и т.д [1].

В РМЭ состоялась межрегиональная конференция «Организация амбулаторной травматологической и ортопедической помощи населению России», на которую съехались ученые, врачи-практики из Санкт-Петербурга, Казани, Воронежа, Саратова, Астрахани и других городов. И.В.Корнилов, главный травматолог Минздрава РФ: «В Йошкар-Оле создана уникальная структура по оказанию амбулаторной травмо- и орто-помощи. Необходимо признать ее как образец и ввести подобную модель в других регионах» (Кстати, уникальному и единственному в России Йошкар-Олинскому диспансеру за прошедшие полгода оплатили только 12% от объема проделанной работы; долг государства — 200 млн. руб.) [7].

 

С 14 по 15 сентября в Йошкар-Оле проходил семинар совета директоров АО «Россевзапстрой», в котором участвовали около 50 руководителей — строителей из Москвы, Кирова, Костромы, Ярославля, Орла, Чебоксар, Н.Новгорода и других крупных городов России. Темы: работа концерна «Марийстрой» в рыночных условиях; о повышении управляемости на примере АО «Орелстрой»; о привлечении средств различных форм собственности на опыте ассоциации «Чувашстрой» и т.д. Выступил В.Зотин — о положении в республике [7].

Йошкар-Олу посетила делегация Мордовской республики. Среди гостей был замминистра образования Мордовии И.И.Карпов. Особый интерес вызвала Петьяльская школа (Волжский район), где в этом году были открыты фермерские классы. Изучались проблемы подготовки квалифицированных кадров для сельского хозяйства [14].

2.6.       Партии и движения

2.6.1.      Коммунистическая партия Российской Федерации

Состоялся очередной объединенный пленум Марийского рескома и Йошкар-Олинского горкома КП РФ. Речь шла о мероприятиях по выполнению постановления III пленума Центрального исполнительного комитета КП РФ «О работе партии в трудовых коллективах, рабочем движении и профсоюзах». С докладом выступил секретарь рескома, депутат ГС РМЭ Евгений Иванович Жиров [2].

 

В республике за 1994 год заметно увеличилось количество партий и движений, но большинство людей не знает не то, что об их целях, акцентах деятельности, но и вообще о существовании. Поэтому республиканский Дом дружбы в Йошкар-Оле начал серию встреч населения с лидерами политических партий и общественных движений. Одна из таких встреч прошла с руководителями местной организации КП РФ — присутствовали члены бюро рескома: Е.И.Жиров, С.В.Свинин, А.Г.Липатов, Л.И.Лычева [4].

2.6.2.      ВО «Предприниматели за новую Россию»

Состоялась встреча, организованная марийским отделением ВО «ПНР». Речь, как всегда, шла о скороспелых и недалеких законах; душащих производителей налогах; произволе государственного монополизма, разоряющего перспективные экономические структуры. Чтобы выжить, предприниматели консолидируются, вырабатывают механизмы защиты от государства, но, как было заявлено, «только цивилизованным путем, на нормативно-экономической основе». За последние два года на уровне местной организации ВО «ПНР» проведено несколько подобных встреч и конференций. Но раньше собирались в основном представители малого и среднего бизнеса. На эту же встречу были приглашены уже «зубры», предприниматели рангом повыше — директора солидных йошкар-олинских АО, предприятий. Им было предложено на время забыть о своих частных проблемах и корыстях и поговорить об общестратегических задачах бизнеса. Темы: завышенные тарифы на электроэнергию (что бьет в первую очередь по производителям); резко возросшая арендная плата (тоже сокращение производства); законы, налоги; попытка затыкать дыры в бюджете за счет только еще развивающегося предпринимательства («под нож отдают курицу, несущую золотые яйца»).

По словам исполнительного директора марийского отделения ВО «ПНР» А.И.Софронова, следующим шагом предпринимателей будут консультации с ведущими экономистами республики с тем, чтобы направить правительству экономическое обоснование требований представителей производственного бизнеса [2].

3.    ЭКОНОМИКА

3.1.       Оценки положения в экономике региона

По уровню жизни населения Марий Эл относится к категории «особо нуждающихся» регионов. Для таковых в бюджете РФ предусмотрены дотации (по России подобных территорий более 10), однако трансферы доходят до республики с постоянным запозданием. Экономика РМЭ почти на две трети питается федеральными деньгами. По мнению местных экономистов, республика «оказалась в тяжелейшем положении».

Как считает первый замминистра промышленности, транспорта и связи РМЭ Н.К.Засыпкин, многие предприятия сохранили затратный способ производства и ценообразования. Удорожание сырья, комплектующих изделий и энергоресурсов, возросшая зарплата компенсируются не за счет организации производства, а ростом цен на конечную продукцию. «Большинство руководителей предприятий видит причины обвального спада производства только вовне и не используют собственные возможности».

Внутри правительства вынашивается идея создания государственного органа с правом оптимального планирования и индикативного регулирования экономики республики. Дезинтеграция, разрыв хозяйственных связей обострили необходимость объединения предприятий различных форм собственности и финансовых организаций, у которых общие интересы. По идее «орган» должен обеспечить интеграцию экономических, финансовых, организационных, технологических, интеллектуальных, торговых и других потенциалов РМЭ для создания высокоэффективных производств. (Цели, как всегда, благие, но что это, новый совнархоз?)

Приводятся мотивы: упорядочить налогообложение, лицензирование, таможенные процедуры, льготное кредитование на покрытие задолженностей предприятий, открыть государственный гарантийный фонд инвестиционного кредитования республики, создать на предприятиях экспортно-ориентированные и импортно-замещающие производства (так как «сегодня республика должна больше полагаться на свои силы»).

Пока же в РМЭ за 7 месяцев 1994 г. выпущено продукции на 28,6% меньше, чем в январе — июле 1993 г. Наибольший спад производства допущен в машиностроении, лесной и деревообрабатывающей, химической промышленности, резко снизился выпуск медицинской техники, приборов, запчастей и пр. За неполные два года экспортные поставки сократились в 2,5 раза.

Местная пресса: «Кризис охватил все народное хозяйство, но промышленность в особенности... Из окружения президента России то и дело слышатся слова о «стабилизации экономики». Кому нужна эта заведомая ложь? Но кризис не только у нас. У соседей еще хуже: в Чувашии падение производства — 31%, в Нижегородской области — 33,6%, в Мордовии — 34,8%, в Кировской области — 34,9%».

Президент РМЭ В.Зотин: «Сегодня, когда промышленная отрасль находится в столь тяжелом положении, язык не повернется сказать, что к концу года может прекратиться падение производства... Есть предложения ослабить налоговый гнет; предоставить льготы тем предприятиям, которые наращивают производство промышленной продукции. Хотя и сегодня республике не хватает многих миллиардов рублей, думается, есть смысл провести такой налоговый эксперимент. Но РМЭ в составе России. Надо выходить на Москву и с конкретной программой выхода из тупика... А начать можно бы с укрепления на заводах элементарной дисциплины. С акционированием предприятий потерян жесткий контроль над ними государства. Руководители АО слишком много уделяют внимания себе, а не предприятию — по крайней мере бессовестно «делать» себе такую зарплату, когда работники получают гроши, а предприятие почти банкрот» [9].

3.2.       Сырье

Проблема углеводородного сырья носит для республики не только экономический, но и политический характер. Энергетическая зависимость от других регионов России ставит Марий Эл в подчиненное положение, может стать одной из главных причин банкротств большинства предприятий. Замминистра геологии РМЭ А.А.Андреев: «Мы пока не можем достоверно ответить на вопрос — содержат недра республики залежи нефти или нет. Для однозначного ответа нужны дорогостоящие разработки. РМЭ расположена вблизи с нефтеносными районами Татарстана, Удмуртии — ее прогнозные ресурсы нефти, по данным ряда ведущих НИИ, весьма реальны. Однако изученность территории остается низкой — нет средств. Возможно, для этого будет привлекаться иностранный капитал. Уже велись переговоры с шотландскими и австралийскими фирмами. Но без прямых показателей наличия нефти инвесторы остерегаются вкладывать деньги в нефтепоисковое дело»... Кстати, недавно правительство РМЭ приняло решение строить в республике свой нефтеперерабатывающий завод [3].

3.3.       АПК

3.3.1.      Жатва-94

К сложнейшим финансово-экономическим условиям присоединились климатические сложности. Например, хлеборобы Марий Эл приступили к уборке на три недели позднее обычных сроков. На корню урожай не хуже 1993 года. Проблема — взять. Это в условиях, когда большая часть техники, как правило, неисправна — нет запчастей и денег на их приобретение. Проблема всех хозяйств — нехватка горючего. Плохие контакты с перерабатывающей промышленностью — например, некоторые мясокомбинаты не расплатились еще за мартовское мясо (при этом еще и закупочные цены смехотворны: 500-600 руб/кг, т.е. за килограмм удобрений — почти килограмм мяса!).

Уборка урожая в этом году особенно часто сопровождается кражами. На сельхозпредприятиях апатия: неплатежи, долги, самая низкая в республике и нерегулярно выплачиваемая зарплата. Многие колхозы и совхозы, пусть и реформированные, сидят в долгах, хотя цены на их продукцию как будто приближаются к мировым.

В.В.Бердников, агроном («Чевер Ужара»): «Так нужна ли кому сегодня наша работа? Чрезвычайное положение, в связи с жатвой, правительство объявило с опозданием. С деньгами и горючим нужно было решать раньше...» [6].

К концу месяца президент РМЭ В.Зотин заявил: «Урожай собран не меньше, чем в прошлом году. Излишки картофеля и овощей будем продавать за пределы республики, а пшеницу — закупать» [8].

3.3.2.      Фермеры

В республике около 1300 крестьянских хозяйств, в их владении более 17 тыс. га. Однако почти треть фермеров фактически землей не занимается. «Асфальтовые» фермеры живут в городе, наезжая в свои владения раз в месяц. На районные собрания фермеров почти никто не приезжает. В результате из оборота выведено значительное количество земли. Только единицы фермеров занимаются животноводством — делом более хлопотным и менее доходным, чем растениеводство. Некоторые просто негласно сдают землю в аренду и живут на дивиденды.

 

С другой стороны, нет льготных кредитов, как нет и средств на закупку техники, удобрений и ГСМ. Комитет РМЭ по земельным ресурсам и землеустройству начал преследование фиктивных фермеров: перераспределяет неиспользуемые земли (552 га переданы в аренду другим хозяевам), накладывает штрафы (общая сумма достигла 2,4 млн. руб.) [5].

3.4.       Социальные проблемы

3.4.1.      Доходы

Прожиточный минимум населения РМЭ за август в среднем составил 82 тыс. руб. По статистике, из них на питание уходит 55 тыс. руб. В июле прожиточный минимум достигал 75 тыс. руб., рост в августе — 9,2%.

В августе денежные доходы населения в РМЭ составили 79,6 млрд. руб. — на 72% больше, по сравнению с декабрем 1993 года. Потребительские цены на товары и платные услуги для населения выросли на 95%. Основным источником доходов для преобладающей части населения остается зарплата. Средняя величина зарплаты в народном хозяйстве РМЭ (без учета малых предприятий) составила в августе 125,2 тыс. руб. — больше на 44%, т.е. темпы прироста цен в августе опережали доходы и зарплату. Для сравнения: средняя зарплата в августе в Чувашии — 144,3 тыс. руб., в Кировской области — 159 тыс. руб., в Мордовии — 126,4 тыс. руб.

Рейтинг отраслей экономики по зарплате в РМЭ: кредитование, страхование и пенсионное обеспечение — 329,6 тыс. руб., транспорт — 206,1; аппарат органов управления — 193; строительство — 180,2; промышленность — 137; наука — 119; образование — 77; сельское хозяйство — 64,2; культура и искусство — 62 тыс. руб.

По-прежнему актуальна проблема неплатежей. Дебиторская задолженность на 1 августа внутри экономики РМЭ — 196 млрд. руб. Отсюда, логично, просроченные выплаты зарплат: на 1 сентября — 10,5 млрд. руб. (в списке должников своим работникам 228 предприятий). По объемам невыплаченных зарплат лидирует промышленность — 4,3 млрд. руб., в сельcком хозяйстве — 3,9; в строительстве — 2,2 млрд. руб [15].

3.4.2.      Безработица

На конец августа общая численность безработных в РМЭ — 13,3 тыс. чел., в том числе официально зарегистрированных в службе занятости — 11,1 тыс. чел. По сравнению с январем-августом 1993 г. эта цифра выросла почти в 1,5 раза. «Скрытая» безработица удваивает реальное число безработных: из-за длительных остановок производств в августе потеряно 27% табельного фонда рабочего времени предприятий — по расчетам, ежедневно не работало в среднем по 14,5 тыс. человек. На долю промышленных предприятий Йошкар-Олы приходилось 62% потерь рабочего времени, Волжска — 21%, Козьмодемьянска — 10%, Звениговского района — 5,5% [13].

3.4.3.      Здравоохранение

Скудное питание все чаще становится причиной туберкулеза. Медики направили письмо президенту РМЭ, где, в частности, приводится статистика: за первое полугодие 1994 г. в сравнении с тем же периодом 1993 г. заболеваемость туберкулезом возросла на 40%, причем рост замечен с 1992 г. Болеют чаще пожилые люди (причины: старость и размер пенсии) и городские жители (бедность и экология) [2].

Источники

1. Марийская правда.— 1994.— 1 сентября.

2. Марийская правда.— 1994.— 7 сентября.

3. Марийская правда.— 1994.— 8 сентября.

4. Марийская правда.— 1994.— 13 сентября.

5. Марийская правда.— 1994.— 14 сентября.

6. Марийская правда.— 1994.— 15 сентября.

7. Марийская правда.— 1994.— 16 сентября.

8. Марийская правда.— 1994.— 17 сентября.

9. Марийская правда.— 1994.— 20 сентября.

10. Марийская правда.— 1994.— 27 сентября.

11. Марийская правда.— 1994.— 28 сентября.

12. Марийская правда.— 1994.— 29 сентября.

13. Молодежный курьер.— 1994.— 15 сентября.

14. Молодежный курьер.— 1994.— 22 сентября.

15. Молодежный курьер.— 1994.— 29 сентября.

16. Молодежный курьер.— 1994.— 6 сентября.

17. Смирнов С. Республика Марий Эл в июле 1994 года // Политический мониторинг.— М.: ИГПИ, 1994.— №7.