Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Новгородская область

Андрей ЯКУРИН

Новгородская область

в августе 1994 года

1.    ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОБЛАСТИ.
ОРГАНЫ ВЛАСТИ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

1.1.       Принятие областной Думой Устава Новгородской области

24 августа на очередном заседании Новгородской областной думы был принят Устав Новгородской области, проект которого был опубликован для обсуждения в средствах массовой информации 13 июля [9]. Как уже отмечалось [1], данный проект способствует дальнейшему усилению вертикальной структуры исполнительной власти. При этом роль собственно демократических институтов сильно занижена и в большем случае они носят лишь декоративный характер.

Призывы органов власти провести широкое обсуждение проекта Устава среди рядовых избирателей отклика у последних не нашли. За все время «обсуждения» пришло всего несколько замечаний и предложений. Видя провал этой кампании, власти попытались организовать обсуждение Устава на сходах граждан. Всего было проведено 74 таких схода, преимущественно в сельской местности. Численность граждан, принимавших участие в таких сходах, обычно была невелика и редко превышала 50-60 человек. На сходах обычно присутствовали главы местных администраций, депутаты областной Думы и работники администрации области. Зачастую сходы уходили от обсуждения Устава области к обсуждению наболевших вопросов повседневной жизни, однако звучали и мнения об Уставе. Как призналась заместитель председателя Новгородской областной думы Нина Федорова, люди «настороженно относятся к тем полномочиям, которые предоставляются главе администрации области. Считают их чрезмерными». И далее: «Если главу администрации будут избирать — ничего страшного. Народ, в случае чего, его поправит. Для назначаемого же главы нужен противовес власти. Поэтому многие предлагают больше прав предоставить представительному органу — Думе» [2]. Думается, что такое мнение населения о балансе исполнительной и представительной ветвей власти можно отнести не только к Новгородскому региону, но и к Центру.

Резкую негативную реакцию вызвал предлагаемый проект Устава области у политических партий и движений. Состоявшееся 10 августа заседание Новгородской общественной палаты приняло обращение к областной Думе, в котором данный проект Устава области фактически характеризуется как антидемократический. Обращение было подписано широким спектром входящих в Общественную палату организаций: от КП РФ до «ДемРоссии». Воздержались от подписания документа представители ПРЕС. Скорее всего, это связано с тем, что одним из инициаторов создания этой партии и членом ее руководящих органов является нынешний глава администрации области Михаил Прусак.

Ниже приводится текст этого обращения.

 

«Председателю Новгородской областной думы Бойцеву А.А.

Считаем невозможным принятие Устава Новгородской области, проект которого опубликован в газете «Новгородские ведомости» №104 (585) от 13 июля 1994 года по следующим причинам:

1. Не закреплена выборность главы администрации Новгородской области (ст.33).

2. Нарушен баланс властей, ущемлены права представительной власти, налицо концентрация власти в руках главы администрации области (ст. 4, 14, 17, 22, 23, 29, 32, 34, 35, 37, 42, 49, 61, раздел 9).

3. Не определены вопросы исключительной компетенции областных властей и вопросы совместного ведения органов власти Новгородской области и органов местного самоуправления Новгородской области (как это сделано Конституцией РФ в части распределения полномочий между Федерацией и субъектами).

4. Отсутствует закрепление финансовой основы местного самоуправления».

 

Кроме вышеперечисленных, данное обращение подписали представители новгородских отделений Движения демократических реформ, Народной партии России, РСДНП, Союза местного самоуправления, Новгородского центристского блока, ЛДПР (за исключением п.1) и др.

Протест Новгородской организации ЛДПР против пункта 1 вполне понятен, ибо налицо проглядывается стремление этой организации к сохранению института назначаемости глав администраций регионов президентом страны.

Обращение Новгородской общественной палаты было оглашено на заседании областной Думы 24 августа. Кроме того, на этом же заседании выступили депутаты Государственной Думы от Новгородской области Николай Биндюков (КП РФ) и Олег Очин (ПРЕС). Они также призвали повременить с принятием Устава.

В результате Устав Новгородской области был принят депутатами областной Думы единогласно, практически без обсуждения. Впрочем, от Думы, находящейся в столь сильной зависимости от администрации области (из 19 избранных депутатов Думы 8 являются главами администраций городов и районов области, 9 — руководителями предприятий [3]), иного ожидать и не приходилось. Текст Устава приводится в Приложении.

1.2.       Деятельность органов власти в августе 1994 года

В основном деятельность властных структур в августе месяце была направлена на решение экономических вопросов, что связано с тяжелейшим состоянием промышленности, проведением уборочной кампании на селе и подготовкой к зиме. Подробнее эти вопросы будут рассмотрены в экономическом разделе данного мониторинга. Из экономических решений администрации Новгородской области серьезное политическое значение может иметь постановление администрации №241 от 30 августа 1994 года «О внедрении на территории Новгородской области вексельного обращения». Этим постановлением на территории области в качестве платежного средства в расчетах между предприятиями и организациями области с 10 сентября 1994 года вводятся векселя администрации Новгородской области. Первоначально в обращение выпускаются векселя в объеме 3 млрд. рублей достоинством 1,3 и 5 млн. рублей. Постановление обязывает все государственные и коммерческие банки, а также все предприятия, учреждения и организации, расположенные на территории области, принимать векселя в качестве платежного средства, в том числе в счет уплаты налоговых и других обязательных платежей. Вексель выдается комитетом финансов области в порядке очередного бюджетного финансирования структурам, имеющим расчеты с областных бюджетом. Гарантом абсолютной ликвидности векселей является бюджет области. Таким образом, на территории Новгородской области векселя администрации будут «работать» как свои собственные, региональные деньги.

Необходимо отметить, что, по мнению ряда банковских работников, введение векселей приведет к эмиссии денег и будет способствовать увеличению инфляции.

Конечно, трехмиллиардная местная эмиссия, даже не покрывающая дефицит областного бюджета, определяемый нынче суммой в 11 млрд. рублей, вряд ли приведет к новому витку инфляции в области, тесно связанной со многими иными регионами России. Однако если данный «пример» подхватят и иные субъекты Федерации, чьи бюджеты находятся в таком же плачевном состоянии, что и новгородский, то это может привести к абсолютно неконтролируемой эмиссии местных платежных средств, и тогда уже инфляция не будет контролироваться ни Центробанком, ни правительством Российской Федерации.

11 августа 1994 года администрация Новгородской области издала постановление №212 «Об установлении порядка временного пребывания в Новгородской области лиц, проживающих постоянно за пределами Новгородской области» [4].

В этом постановлении утверждаются «Временные правила пребывания в Новгородской области лиц, проживающих постоянно за ее пределами». Согласно этим правилам, лица, прибывающие в область на срок свыше 3 дней, обязаны зарегистрировать свое пребывание. Пребывание регистрируется на срок до 60 суток, далее следует перерегистрация и т.д. Ответственными за регистрацию являются юридические и физические лица, предоставляющие прибывшему жилплощадь для проживания. Документами предусмотрены меры ответственности за невыполнение данного постановления.

Подобные правила проживания иногородних уже существуют в ряде регионов России, однако введение их на территории Новгородской области, по мнению автора, в настоящий момент не вызвано крайней необходимостью. Отличительной чертой данного постановления администрации является введение в п.33 ряда местных протекционистских мер: для лиц, временно пребывающих на территории Новгородской области с коммерческими целями, устанавливаются отличные от действующих сборы: сбор за право торговли, лицензионный сбор за право торговли подакцизными товарами и другие разовые сборы, вводимые на подведомственных территориях. Кроме того, главам нижестоящих администраций рекомендовано с учетом местных условий принять соответствующие нормативные акты в развитие данного постановления.

17 августа администрация Новгородской области издала постановление №219 «Об образовании Совета глав поселковых, сельских администраций при главе администрации области». Этим постановлением образуется указанный Совет и утверждается положение о нем. Согласно положению, данный Совет является консультативным органом, а его решения носят рекомендательный характер. В состав Совета входят по одному главе сельской, поселковой администрации от каждого из 21 района области. Состав Совета утверждается постановлением администрации области по предложениям глав администраций районов области. Вряд ли создание такого органа можно назвать целесообразным в плане решения задач областного масштаба, тем более учитывая методику формирования этого Совета. Однако, видимо, глава администрации области, создавая данную структуру, преследует несколько иные цели. Во-первых, это решение кадровых вопросов. Эти вопросы остаются для М.Прусака одними из важнейших с момента назначения его главой администрации области по настоящее время. Практически за последние годы сменилась только верхушка администрации области, структура же управленческой элиты в нижестоящих звеньях осталась практически прежней, за исключением небольших перестановок по вертикали и горизонтали, характерных, впрочем, для аналогичного временного интервала в любое время. Достаточно отметить, что во многих районах главами местных администраций являются бывшие секретари райкомов КПСС. Естественно, что и структура властных органов в районах остается прежней (имеется в виду классификация не по организационному или идеологическому, а по корпоративно-клановому признаку). Почти то же самое можно сказать и о макроструктуре управленческой элиты Новгородской области как в сфере государственного управления, так и в хозяйственной сфере. Естественно, что прежняя элита во многом относится враждебно к М.Прусаку, особенно после назначения им на ключевые посты в области людей из своего окружения. Однако у не имеющего собственной кадровой базы нынешнего главы администрации не остается иного выхода, кроме как назначать на руководящие посты людей из старой элиты. Поэтому укрепление позиций в области как лично Михаила Прусака, так и его окружения во многом зависит от притока в управленческие структуры новых людей, обязанных своим выдвижением новому составу верхушки администрации области и формирующих новую элиту. Кроме того, эти люди обычно более управляемы, ибо в случае лишения поста они вряд ли могут рассчитывать на занятие адекватной должности в иных сферах деятельности, что пока без труда удается руководителям, принадлежащим к старой элите. Создание же органов, аналогичных Совету глав поселковых, сельских администраций, может расширить кадровую базу нынешнего главы областной администрации.

Кроме того, необходимо учесть, что личный постоянный контакт главы областной администрации с руководителями низового звена существенно способствует росту популярности его в районах области, что немаловажно в свете возможных выборов руководителей региональных органов исполнительной власти.

Из перестановок в составе администрации области в августе месяце следует отметить освобождение по собственному желанию с 1 сентября 1994 года от должности заместителя главы администрации области Юрия Шубина. Он остается председателем комитета культуры и туризма области. Причины ухода Ю.Шубина с этого поста неизвестны.

1.3.       Общественные и политические движения

В деятельности общественных и политических организаций области в августе месяце наблюдалось затишье, характерное для летнего периода и объясняемое порой массовых отпусков и работами на садово-огородных участках, становящихся в последнеее время все большим подспорьем для жителей области. Фактически никаких проявлений деятельности таких организаций, за небольшим исключением, в общественной жизни региона отмечено не было. Активнее других политических организаций работала, пожалуй, новгородская организация ЛДПР, организовавшая выпуск газеты «Новгородская правда Жириновского». Несмотря на местное название, к проблемам региона эта газета не обращается, а тон и направленность публикаций имеют общеполитическую направленность и характерны для изданий этой партии.

Определенную активность проявлял в августе клуб «Экология» в связи с дискуссией о строительстве высокоскоростной магистрали (ВСМ) Санкт-Петербург — Москва.

Деятельность Новгородской общественной палаты в основном была связана с обсуждением Устава Новгородской области, о чем говорилось выше. Данная структура, включающая в себя практически весь спектр политических организаций области, в настоящий момент находится в оппозиции к местным органам власти, что и служит объединяющим фактором. При этом часть входящих в нее сил право-радикального толка («ДемРоссия», ПРЕС) не находится в оппозиции к Центру, в противоположность левому и центристскому направлениям. Во всяком случае, четырехмесячный опыт функционирования данной структуры показывает, что, несмотря на различные, порой противоположные политические ориентации, разные общественные структуры вполне могут успешно работать над решением местных, региональных проблем, приходя по многим вопросам к взаимопониманию и компромиссным совместным решениям. Этот отрадный факт может говорить, по-видимому, о том, что, несмотря на усилия центральных средств массовой информации и действия исполнительной власти России, общество в провинции не является расколотым на враждебные лагеря по политическому признаку (в том числе наиболее политически активная его часть).

Однако нынешней администрации области явно не по нраву оппозиционность общественных организаций областному руководству, поэтому в августе им была сделана попытка поставить этот процесс под свой контроль. 20 августа 1994 года на свет появилось совместное постановление Новгородской областной думы и администрации Новгородской области №61-ОД/236 «Об образовании областной Общественной палаты». В утвержденном этим постановлением Положении об областной Общественной палате говорится, что она создается для консолидации «всех сил общества, заинтересованных в его бескризисном развитии на основе поиска взаимоприемлемых решений и их своевременной корректировки». По Положению, палата состоит из представителей официально зарегистрированных общественных объединений. Сопредседателями палаты являются председатель областной Думы, глава администрации области и полномочный представитель Президента Российской Федерации. Решения палаты носят рекомендательный характер.

Пока что это постановление отклика среди общественных организаций не нашло. И это понятно, поскольку опыт создания подобных структур носит негативный характер, функционировавшие ранее общественный Совет при главе администрации области, Комиссия законодательных предположений из числа бывших депутатов областного Совета носили чисто декоративный характер и влияния на принимаемые администрацией решения не имели. Да и история с принятием Устава области показывает, что областное руководство не очень-то склонно считаться с мнением общественных организаций. Поэтому будущее созданной структуры пока что является неясным.

2.    ЭКОНОМИКА

В августе 1994 года экономика Новгородской области продолжала оставаться в состоянии глубокого кризиса, при этом каких-либо положительных тенденций, способствующих выходу из кризисного состояния, не отмечалось.

2.1.       Промышленность

В июле 1994 года отмечен продолжающийся резкий спад промышленного производства на территории области. Те же процессы происходили и в августе (данные по ним находятся в процессе обработки и станут известны не ранее середины сентября). Спад физического объема промышленного производства по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составил за январь — июль текущего года по товарам народного потребления 42,3% (за полугодие — 41,4%). В лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности спад составил 50,9% (49,2%), в пищевой — 50,2% (49,4%), машиностроения и металлообработки — 46,5% (44,9%), легкой — 39,6% (41,4%). Спад промышленного производства почти одинаково коснулся как предприятий государственной (на 44,5%), так и частной формы собственности (39,8%). С начала 1994 года в результате длительных остановок всех или отдельных производств потеряно 17,6% табельного фонда рабочего времени [6]. Эта цифра может быть взята в качестве отправной для реального учета скрытой безработицы. Растет также и явная безработица: число высвобожденных в январе — июле этого года работников промышленных предприятий увеличилось по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 6,6 раза.

2.2.       Финансы

Катастрофическим продолжает оставаться положение в финансовой сфере.

28 июля вышло в свет постановление администрации Новгородской области №197 «О чрезвычайной ситуации в бюджете области». В постановлении указывается, что за первое полугодие в бюджет поступило из всех источников дохода 170 млрд. рублей при прогнозе 218 млрд. рублей. Недофинансировано расходов в объеме 47,7 млрд. рублей. Постановлением принят ряд мер по бюджетной экономики и изысканию дополнительных источников пополнения бюджета. На заседании областной Думы 24 августа был доложен уточненный бюджет на второе полугодие текущего года. Дефицит его составил 11 млрд. рублей после всех принятых мер, в том числе повышения налога на прибыль банков с 22 до 30%.

3.    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

3.1.       Занятость населения. Уровень жизни

Прожиточный минимум в III квартале для малообеспеченных групп населения составил 47 600 рублей на одного человека в месяц для семей с детьми до 16 лет, 54 950 рублей — для неработающих одиноких пенсионеров и инвалидов, состоящих на учете в территориальном центре обслуживания пенсионеров, 45 607 рублей — для неработающих одиноких пенсионеров и инвалидов [6].

Официальный статус безработных по области имели на 1 июля 2,5% экономически активного населения. В целом по области на 1 место претендуют 5,5 безработных [7]. Безработица затронула не только крупные центры, но и районы области. Так, в Парфинском, Любытинском, Окуловском и Крестецком районах уровень безработицы составляет 6-7% [8].

3.2.       Преступность, правопорядок

Число осужденных по уголовным делам в первом полугодии 1994 года возросло по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 11,2%. На 22,4% возросло количество преступлений насильственного характера, на 55,7% — количество грабежей, вымогательств, разбоев.

Преступлений, совершенных организованными преступными группами, выявлено на 83% больше, чем за первое полугодие прошлого года, всего выявлено 33 преступные группировки.

Участились случаи «разборок» между различными преступными группировками, а также случаи нападения на бизнесменов. Так, в ночь на 1 августа в Новгороде был взорван дом, принадлежащий новгородскому предпринимателю Валерию Салмину. Действия преступных группировок распространяются не только на областной центр, но и на районы области.

Так, 7 августа в г.Боровичи в середине дня были расстреляны сотрудники частной фирмы «Шанс». В результате четверо работников этой фирмы были убиты, пятый — тяжело ранен. Следует отметить возросшую дерзость таких преступлений. Так, последнее преступление было совершено в центре города, в сквере у городского Дома культуры, в воскресенье, в середине дня.

Источники

1. Якурин А. Новгородская область в июле 1994 года // Политический мониторинг.— М.: ИГПИ, 1994 — №7, ч.1.

2. Новгородские ведомости.— 1994.— №125(606). — 20 августа.

3. Якурин А. Новгородская область в марте 1994 года // Политический монторинг.— М.: ИГПИ, 1994 — №3, ч.1.

4. Новгородские ведомости.— 1994.— №123 (604).— 16 августа.

5. Якурин А. Новгородская область в апреле 1994 года // Политический мониторинг.— М.: ИГПИ, 1994 — №4, ч.1.

6. Новгородские ведомости.— 1994.— №121 (602).— 12 августа.

7. Новгородские ведомости.— 1994.— №115 (596).— 2 августа.

8. Новгородские ведомости.— 1994.— №126 (607).— 23 августа.

9. Новгородские ведомости.— 1994.— №104 (585).— 13 июля.