Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Кировская область

Наталья МЕЛЬНИКОВА

Кировская область

в августе 1994 года

1.    СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

1.1.       Производство

За семь месяцев этого года промышленностью области выпущено продукции в действующих ценах на 1161,8 млрд. руб., в том числе в июле — на 155,1 млрд. руб. Физический объем производства по сравнению с тем же периодом прошлого года сократился на 34,9%, спад носит всеобщий характер.

Особо необходимо отметить спад производства в черной металлургии, химической и нефтехимической промышленности — более 40%. Серьезный спад производства отмечен в лесопромышленном комплексе, некогда одной из процветающих отраслей народного хозяйства Кировской области.

Основные причины спада производства, по оценкам специалистов Комитета по экономике и прогнозированию развития территории области, заключаются в следующем:

1) недостаточное решение проблем управления;

2) высокие налоги на прибыль и другие отчисления в бюджет, не позволяющие вести расширение производства, и как результат — сокращение производственных мощностей;

3) резкое удорожание себестоимости продукции из-за роста цен на энергоносители, тарифы на железнодорожные перевозки, на технику и другие материальные ресурсы;

4) кризис неплатежей.

Спад в легкой промышленности объясняется еще и снижением спроса. В области действует затратный метод, а не рыночный механизм, следовательно, устанавливаются непомерные цены на продукцию, которая оказывается неконкурентоспособной по сравнению с ввозимой продукцией из развитых стран.

В целом по области резко снизилось производство трикотажных изделий (на 33%), обуви (на 68%), а также товаров для детей. На 38% меньше стали выпускать потребительских товаров на предприятиях оборонного комплекса.

Не лучше обстоят дела и в сельском хозяйстве — сократился объем производства и продажи животноводческой продукции. Поголовье крупного рогатого скота уменьшилось на 10%. Вообще в 1994 году ожидается снижение валового сельскохозяйственного продукта на 16%.

Торговля приобретает все более свободный характер. Частные предприятия обеспечивают более 55% розничного товарооборота, при этом скорость товарооборота в частном секторе выше в 1,3 раза, чем в государственном.

Отмечается стабилизация потребительского рынка. В нынешнем году население тратит на покупку товаров в 5,5 раз больше, чем в прошлом.

Интересно, что за 7 месяцев производство винно-водочных изделий и пива упало на 38%, что связано с непродуманной политикой органов власти.

1.2.       Прогноз на 1995 год

Комитет по экономике и прогнозированию развития территории области подготовил прогноз по экономическому развитию области для правительства.

В первом полугодии 1995 года прогнозируется спад физического объема промышленной продукции, затем во втором полугодии наступит некоторая стабилизация, а в целом в 1995 году по отношению к 1994 году общий спад по промышленности составит 12%. В отдельных отраслях народного хозяйства: лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной — спад составит 23%, в черной металлургии и легкой промышленности — 20%, в химической — 15%.

Спад производства сельскохозяйственной продукции в 1995 году составит 11% по отношению к 1994 году и 25% к 1993 году.

Свыше 1,7 трлн. рублей прогнозируется освоить в будущем году в капитальном строительстве, привлекая все источники финансирования, что составит к уровню 1994 года 113% в основном за счет строительства непроизводственных объектов. Ожидается инвестиционная активность населения в строительстве жилья.

В 1995 году прирост зарплаты увеличится в 1,86 раза. На приобретение недвижимости, акций и валюты население израсходует более 50 млрд. рублей.

Выпуск потребительских товаров на предприятиях оборонного комплекса снизится на 8%. Продолжится спад по производству продовольственных товаров на 8% и на винно-водочные изделия и пиво на 5%.

Администрация области подала предложения на участие в девятнадцати федеральных программах на общую сумму 350 млрд. рублей.

1.3.       Социальные проблемы

В августе официально зарегистрировано 5% безработных от числа всех трудоспособных в трудоспособном возрасте (или 5,9% экономически активного населения). Наибольшая концентрация открытой и скрытой безработицы отмечается в г.Кирове и ряде крупных районов области. Ожидается, что в сентябре ситуация еще больше обострится из-за ухудшающегося экономического положения многих предприятий, из-за вступления в действие закона о банкротстве предприятий и выходе на рынок труда выпускников учебных заведений. Число граждан, ищущих работу, составит около 120 тысяч человек. В результате на 1 октября ожидается 49 тысяч официальных безработных, что составит 5,4% трудоспособных, или 6,4% экономически активного населения.

Прогноз на 1995 год еще менее утешителен. Вероятно, уровень безработицы в области достигнет 13,6% всех трудоспособных граждан.

Углубляется процесс обнищания населения области. Доля неимущего населения возросла до 27,7%, малоимущего — до 39,3%.

В отраслях народного хозяйства в июле средняя зарплата определилась так: в промышленности — 147,3 тыс. руб., сельском хозяйстве — 80,2 тыс. руб., здравоохранении и соцобеспечении — 118,1 тыс. руб., образовании — 111,9 тыс. руб., культуре и искусстве — 91,8 тыс. руб.

Немаловажный момент, что на 1 июля несостоятельными предприятиями являлись 93,9, или 74,5% от общего числа обследуемых. 202 предприятия — кандидаты в банкроты.

2.    ВЛАСТЬ

Администрации областного и городского уровня курировали два главных вопроса: урожай и подготовка к зиме. Мэрии г.Кирова пришлось немало копий сломать о проблему общественного транспорта. Дело в том, что транспортные расходы «съедают» около трети городского бюджета.

Транспортники экспериментировали, а население писало грозные письма, возмущалось. В сентябре решили зарплату транспортников «привязать» к выручке, думали, что водители будут возмущаться, а получилось все наоборот — в газетах появились открытые письма от трудовых коллективов и др.

 

Глава областной администрации Василий Десятников дважды встречался с премьер-министром Виктором Черномырдиным. Премьер обещал помощь области в рамках разработанной структурной перестройки и по принятому 19 июля 1994 года на областной Думе «О социально-экономической ситуации в области» дал поручения министерствам. Планируется, что в середине сентября В.Черномырдин посетит нашу область с однодневным визитом. Как сообщают СМИ, все заборы вдоль дороги от аэропорта уже покрашены. Главная Театральная площадь заасфальтирована.

2.1.       Два дня, которые потрясли область

22-23 августа состоялся визит советника руководителя администрации Президента РФ (доктора философских наук, профессора, действительного члена Академии естественных наук) Анатолия Ракитова. Приезд посланца президентской команды не остался незамеченным, все областные газеты осветили пребывание советника на Вятской земле.

Любопытно, что серьезный, спокойный официальный материал пресс-службы областной администрации дала газета «Вятский край» [1], а остальные ерничали: «Вятский наблюдатель»: «...обаятельный дедушка... И почему глазами и ушами администрации президента оказался человек, слабо слышащий и плохо видящий?..» [2], а «Наш вариант» назвал советника «старцем», который «оказался на деле умным аналитиком и хорошим психологом» [3].

По сути говоря, перед А.Ракитовым стояла главная цель: узнать, действительно ли «так страшен черт, как его малюют», то есть правда ли, что нашей области необходима экстренная помощь федеральных властей. Была организована масса встреч с банкирами, директорами промышленных предприятий, частными предпринимателями, представителями общественных организаций и журналистами, и все дружно рассказывали, как у нас все плохо.

Думаю, что нам удалось «напугать» высокого гостя из столицы. Однако Анатолий Ракитов на встрече с представителями общественных организаций отметил трезвость мыслей у директорского корпуса и администрации по структурным преобразованиям и отметил «сдвиги в лучшую сторону».

2.2.       Областная Дума

Деятельность представительной ветви власти в Кировской области заслуживает более детального анализа. Пятое заседание, состоявшееся 30 августа 1994 года, наверное, можно занести в книгу рекордов Гиннеса — за три часа с одним 10-15-минутным перерывом пройдена повестка дня из 10 пунктов, причем два из них были сняты в ходе заседания.

По четырем пунктам Дума была неправомочна принимать какие-либо решения, так как ведение этих вопросов находится вне ее компетенции (например, «Об изменении перечня сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, уплачивающих кроме платы за землю и другие налоги» — компетенция только комитета по управлению имуществом. Приложены Заключения финуправления, налоговой инспекции и консультанта по правовым вопросам — дано четкое разъяснение, почему нельзя принимать это постановление, однако депутаты проголосовали «за» почти единогласно).

Невольно возникает вопрос — кому выгодно, чтобы представительный орган области принимал постановление по проблемам, находящимся в совершенно иной компетенции? Безусловно, подобные вопросы «подбрасывает» администрация, а у народных избранников не хватает политической воли не принимать к рассмотрению эти вопросы.

К тому же, видимо, выработался комплекс неполноценности у представительной власти — она хочет всем нравиться, рассматривать любые вопросы и принимать «популярные» меры. В качестве иллюстрации к пониманию областными думцами своей деятельности можно привести цитату одного члена Думы — Николая Зюбина, председателя колхоза «Кикнур»: «...я считал, что Дума будет решать и рассматривать самые ответственные, самые жизненно важные проблемы области, работать над перспективой ее развития, выхода из кризиса. Пока же в Думе идут вопросы, решение которых создает непопулярность депутатскому корпусу, вызывает недоверие людей...» [4]. Заметим, что окончательно вопросы повестки дня формируются комитетами Думы, а не администрацией или кем-нибудь еще.

Общее впечатление от последнего заседания Думы весьма тоскливое, поскольку любое «бурное обсуждение» вопроса сводилось к нудному взаимному уговариванию проголосовать «за».

Два депутата, работающих в Думе на освобожденной основе (председатель и заместитель председателя Думы), не справляются с обрушившимся потоком документов и, возможно, имея неплохие деловые и личные качества, успешно управляя своими районами (оба — бывшие главы районных администраций), достигли «предела некомпетентности». В Положении заложено, что на освобожденной основе могут работать до 10 депутатов Думы, но теперь кого бы то ни было уговорить работать на постоянной основе в Думе весьма проблематично.

Следующее (очередное) заседание Думы, вероятно, состоится в начале октября.

3.    ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА

Месяц прошел спокойно. В Кирове состоялся митинг (около 50 человек) акционеров «Русского дома селенга», а в Чепецке возмущались родители, чьи дети оказались непристроенными в результате закрытия всех детсадов Химкомбинатом.

3.1.       Городское собрание (ГС)

Практика показала, что поддержка и развитие многопартийной системы на уровне области путем формирования Городского собрания и Общественного центра не замедлили дать положительные результаты.

Переход российского общества от политической культуры советского периода к плюралистической — процесс длительный, а в переходный период, по мнению ряда специалистов, следует пережить еще и фрагментарную политическую культуру. Как ускорить доминирование плюралистической политической культуры? Как сломать старые стереотипы, которые влекут искусственное создание конфронтации, расшатывают и без того хрупкий баланс сил?

Создать предпосылки для конструктивного сотрудничества общественно-политических организаций, профсоюзов, трудовых коллективов с представительной и исполнительной властью — задача, которую должна решить сама власть, если, конечно, она хочет укрепить свои позиции, защитить население от ненужных потрясений.

Положение о Городском собрании (далее — ГС) было утверждено решением малого Совета 5 февраля 1992 года. ГС отводилась роль общественного консультативного органа при городском Совете народных депутатов. Так, со 2 марта 1992 года ГС периодически заседает, а в повестку дня выносятся самые разные вопросы (о торговле, о работе правоохранительных органов, о бюджете и т.д.), то есть обсуждаются проблемы, волнующие всех, кто проживает в городе. Рассматривая вопросы, представители местных политических организаций (большинство членов ГС) учились на протяжении двух лет терпимости. Разумеется, не все заседания проходят гладко и сложенно как хотелось бы, но на первом этапе демократизации общества — это прогресс, когда за одним столом центристы, левые и правые радикалы, власть предержащие и оппозиция находят между собой общий язык.

На первом заседании ГС руководитель городского Совета Николай Липатников во вступительном слове сказал: «Мы не будем призывать друг друга вести единую политику... Пусть нас здесь собирает то, что нас объединяет, а не наоборот». Для того чтобы действия общественно-политических организаций способствовали стабилизации обстановки в городе, необходимо вырабатывать совместно сбалансированную политику — задача, которая была поставлена перед общественным консультативным органом.

Когда ГС только делало первые шаги в своем развитии, многие наблюдатели прочили ему недолгую жизнь, однако получилось так, что «общественный консультативный орган при городском Совете народных депутатов» пережил сам городской Совет.

После известных событий октября 1993 года власть исполнительная стала правопреемницей представительной, поэтому мэру Кирова Анжелию Михееву пришлось взять на себя функции председательствующего на заседаниях ГС. Надо признаться, что в конце 1993 года, когда ГС «свалилось» на плечи А.Михеева вместо горсовета, то мэр, не стесняясь, на первом заседании, которое ему пришлось вести, сказал, что ГС ему совсем не нужно. Вероятно, в силу естественного развития событий (в том числе и отсутствия городской Думы) администрации оказалось полезным взаимодействие с данным общественным органом. В последнее время отношение главы городской администрации к ГС заметно изменилось. Приятно отметить, что работа ГС раз от разу становится конструктивнее, совещательный орган уходит от митинговщины, и это не может не радовать.

Чтобы исключить юридические коллизии, 29 марта 1994 года на очередном заседании Анжелием Михеевым было поддержано предложение о подготовке и принятии нового Положения о ГС. В итоге 29 июня 1994 года было принято Временное положение.

Благодаря новому Временному положению («Временное», так как отсутствует городская Дума. — Н.М.) ГС, являясь совещательным органом, наделяется правом подготовки проектов конкретных правовых актов по социально-экономическим, экологическим и политическим вопросам. Все решения ГС носят рекомендательный характер, однако городская администрация обязана рассматривать проекты в месячный срок и давать ответ.

При этом ГС имеет право получать информацию о работе отделов мэрии и должностных лиц, за исключением информации, содержащей государственную или коммерческую тайну, а также выступать с инициативой экспертизы по принятым решениям городской администрации. Согласно Временному положению, членами ГС могут стать полномочные представители местных общественных организаций, трудовых коллективов и депутаты городской Думы.

Благодаря личному регулярному проведению заседаний ГС (после упразднения городского Совета) и, наконец, одобрению Временного положения у мэра города А.Михеева повысился рейтинг даже среди оппозиции, ибо это действие было расценено как желание власти идти на диалог, на сотрудничество с оппозицией.

 

С декабря 1991 года Комитет по связям с общественностью областного Совета стал проводить собрания представителей общественно-политических организаций. Позднее, когда подобные собрания получили статус Общественного центра, появилась новая задача: представители общественно-политических организаций должны иметь возможность познакомиться с первыми лицами области и обсуждать с ними возникающие социально-экономические и политические проблемы. Что, кстати, Общественный центр делал с успехом благодаря упорной работе его руководителя Александра Фоминых.

Однако отсутствие формального членства и регламента работы Общественного центра, а в последнее время и пренебрежение им должностными лицами областной администрации не способствовало благотворной работе и разрушало идею подобного общественного органа.

В настоящий момент глава областной администрации Василий Десятников заинтересовался положительным опытом ГС. Вероятно, в скором будущем появится областной совещательный общественный орган. Его модель будет несколько отличной от Городского собрания и Общественного центра. В рамках общественного органа будут проводиться двухсторонние консультации не только с представителями общественно-политических организаций, но и с руководителями банковских учреждений, инвестиционных и пенсионных фондов, СМИ, государственных и частных предприятий. В регламент, который предстоит разработать и принять самим участникам, будет заложен механизм разработки проектов правовых актов и предложений для областной исполнительной и представительной власти.

Будущий общественный орган не будет являть собой Общественную палату при главе областной администрации, так как координировать его будет еще и представитель областной Думы.

Данное обстоятельство только усиливает влияние общественного органа на власть, так как он будет одновременно сотрудничать с обеими ветвями власти.

Очевидно, что любые общественные совещательные консультативные органы всего лишь школы демократии, которые готовят политиков новой волны, но в экстремальных условиях могут стать стабилизирующим фактором в социально-экономической и общественно-политической обстановке в целом по России.

 

16 августа 1994 года состоялось очередное заседание ГС. Несмотря на пору отпусков и усиленную работу на садовых участках, зал заседаний не пустовал.

Председательствующий — мэр Анжелий Михеев проинформировал членов ГС по трем важным вопросам: о подготовке к зиме, об ожидаемом урожае и реформе по общественному транспорту. Далее по основному пункту повестки дня выступил и ответил на многочисленные вопросы заместителя начальника УВД по городу Иван Казаков.

Вице-мэр Виктор Никонов рассказал о намеченном плане мероприятий и проделанной работе по подготовке к празднованию 50-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Члены ГС единодушно приняли регламент и избрали Координационный совет в количестве пяти человек: Вячеслав Селезнев (Ассоциация местного самоуправления), Борис Носков (Демократическая партия России), Елена Осокина (клуб любителей А.Дюма), Владимир Семенов (движение «Русская соборность»), Наталья Мельникова (Народно-патриотическая партия).

Заседание прошло в дружеской, деловой обстановке.

 

Анализируя некоторые моменты поведения мэра по отношению к представителям общественно-политических организаций — членам Городского собрания, следует прийти к выводу, что А.Михееву действительно нужна поддержка в лице ГС, поэтому мэр охотно идет на сотрудничество. Ярким примером тому может послужить встреча мэра с членом ГС от ДПР Борисом Носковым, которую еще в начале 1994 года трудно было бы представить.

3.2.       Профсоюзы

Трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений проводила свое собрание 9 августа 1994 года вел заседание первый заместитель главы областной администрации Николай Шаклеин. Представители администрации Федерации профсоюзов и объединения работодателей выступили с докладами, обменялись мнениями. Встреча прошла без всплесков взаимных обвинений.

3.3.       Общественно-политические организации

В последний месяц лета активную деятельность, пожалуй, вели только профсоюзы, Аграрная партия и партии коммунистической ориентации.

Требования «Трудового Кирова», принятые еще в конце июля на митинге, стали предметом обсуждений в августе в областной администрации. Известно, что состоялась встреча представителей «Трудового Кирова» с первым заместителем главы областной администрации Николаем Шаклеиным. Пока результаты мне не известны, за исключением того, что Н.Шаклеин объяснил, что претензии выдвинуты «Трудовым Кировом» и другими организациями коммунистической ориентации не по адресу, так как данные вопросы находятся или в компетенции непосредственно руководителей предприятий, или в ведении федерального правительства.

В «Кировской правде» (№104 за 27 августа 1994 г.) З.Домрачев, председатель областного комитета Совета рабочих, крестьян, специалистов и служащих, заявил, что его организация обратилась с просьбой к губернатору В.Десятникову о предоставлении возможности группе представителей трудовых коллективов задать вопросы и вручить требования по оздоровлению социально-экономической обстановки в России. Всего подготовлено 12 вопросов. Не буду приводить дословно формулировки вопросов, но отмечу, что они касаются следующих проблем: хождения доллара в стране, взаимных неплатежей, налоговой системы, приватизации, дошкольного воспитания, американо-российских учений на Тоцком полигоне и др.

 

23 августа 1994 года в г.Кирове состоялось собрание членов забастовочных комитетов областного Совета колхозов, Крестьянского союза, специалистов села, руководителей хозяйств. В его работе принял участие депутат Госдумы от Кировской области (по общефедеральному списку Аграрной партии), член фракции аграрников Василий Вершинин.

Вообще задумывалось провести областной сход, но не получилось, так как только в половине районов и хозяйств проведены свои сходы. Областной сход решили провести уже после российского (25 августа 1994 года), на который и избрали делегатов.

Деревня на митинги не ходит, а работает, хотя, по словам депутата Василия Вершинина, «село получило лишь 22% от обещанных ему правительством сумм».

3.5. Общественное мнение

Центр общественных связей при областной администрации провел опрос 1570 жителей Кирова с целью определения рейтинга наиболее известных российских политиков. Больше всех — 12,4% голосов набрал Г.Явлинский, Б.Ельцин оказался на втором месте — 10,5%, затем В.Жириновский — 8,5%, В.Черномырдин — 6,5%, Зюганов — 5,2%, Е.Гайдар — 4,6%, Н.Травкин — 3,3%, С.Шахрай — 2,6%, М.Горбачев и А.Руцкой по 2,0%, В.Анпилов — ни одного голоса, а 5,2% отдали предпочтение «другим» политикам.

Источники

1. Вятский край.— 1994.— №158.— 27 августа.

2. Вятский наблюдатель.— 1994.— №35.— 27 августа.

3. Наш вариант.— 1994.— №31.— 26 августа.

4. Кировская правда.— 1994.— №96.— 9 августа.