Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Удмуртская Республика

Игорь ЕГОРОВ

Удмуртская Республика

в июне—августе 1994 года

Летнее затишье в общественно-политической жизи не подарило никаких сильных встрясок удмуртской общественности. Однако политическая жизнь не утихала, а лишь переместилась в глубь кабинетов и офисов.

Основными темами лета 1994 года можно назвать разработку проекта Конституции, его опубликование и парламентские слушания по этому вопросу в один из последних календарных дней лета — 30 августа. Продолжались переговоры с московскими ведомствами, президентскими структурами России удмуртского правительства по поводу подготовки пакета соглашений о разграничении полномочий между Удмуртией и Федерацией. Готовился к вынесению на 24-ю сессию Верховного Совета проект закона, предполагающий усиление борьбы с преступностью.

Шли позиционные бои между политическими группами политического общества республики перед обещанными осенью выборами президента республики и ее парламента, принятием Конституции. Расставлялись акценты, набирались политические баллы, завоевывалось влияние.

1.    КОНСТИТУЦИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Декоративный этап оформления удмуртской государственности завершился еще весной, на 23-й сессии Верховного Совета Удмуртской Республики, когда был принят герб, флаг Удмуртии, ее гимн и определено окончательно, что в Удмуртии будет свой президент. На осень было намечено принять самые главные решения, связанные с конституционно оформленными положениями о степени «суверенности» региона, системе власти, собственности, национальном вопросе, и провести выборы президента и парламента.

В течение лета была завершена работа над проектом Конституции Удмуртской Республики. Документ был опубликован, предложения по нему были собраны рабочей группой и переданы с заключением в Конституционную комиссию. 18 августа 1994 г. состоялось заседание Президиума Верховного Совета, на котором рассмотрены итоги обсуждения проекта Конституции Удмуртской Республики и порядок дальнейшей работы над ним. Обобщенные рабочей группой замечания и предложения по проекту Основного закона, высказанные депутатами нашего Верховного Совета и Государственной Думы Российской Федерации, представителями органов местного самоуправления, объединениями и гражданами республики, решено одобрить и внести на рассмотрение Конституционной комиссии.

Руководитель рабочей группы Президиума Верховного Совета по обобщению поступивших предложений Клавдий Алалыкин сообщил, что в адрес Верховного Совета поступило 623 письменных предложений к проекту Конституции, 15 предложений было опубликовано в средствах массовой информации. В обсуждении проекта приняли участие представительные и исполнительные органы местного самоуправления 24 городов и районов республики, 11 организаций и объединений граждан, отдельные граждане. 62 предложения внесены для обсуждения в Конституционную комиссию Верховного Совета. 421 (75%) предложение частично учтено, но от дальнейшего рассмотрения отклонено ввиду того, что их формулировки в несколько иной редакции имеются в проекте Конституции, 25 не носят принципиального характера, 37 имели лишь стилистические поправки. Предложения Совета Министров и альтернативный проект Конституции, разработанный республиканской организацией КП РФ, РКРП и Союзом рабочих и крестьян, специалистов и служащих, еще не рассматривались, так как поступили после 15 августа, то есть после установленного срока. Проекты Конституции, представленные ранее движением «ДемРоссия» и ассоциацией «Удмурт Кенеш», учтены при разработке обсуждаемого проекта. Работа группы по рассмотрению предложений в проект Конституции продлена до 5 сентября. В специальном постановлении Президиума Верховного Совета предусмотрено провести 30 августа депутатские слушания по проекту Конституции, утвержден порядок их проведения. Участвовать в парламентских слушаниях приглашены и руководители представительных и исполнительных органов, партий, общественных движений, ученые республики. Проект Конституции намечается рассмотреть на внеочередной сессии Верховного Совета Удмуртской Республики во второй половине 1994 года.

30 августа состоялись депутатские слушания по проекту новой Конституции Удмуртской Республики. Юрий Филиппович Кедров, заместитель председателя Верховного Совета, сообщил, что в слушаниях приняли участие 107 депутатов Верховного Совета, приглашенные руководители правительства и местного самоуправления районов и городов, а также 37 общественных объединений, партий и союзов, ученые вузов и научных учреждений. С докладом выступил председатель Верховного Совета Удмуртской Республики и председатель Конституционной комиссии Валентин Тубылов. С содокладом выступил член рабочей группы, декан юридического факультета Удмуртского госуниверситета Семен Бунтов. Во второй половине дня председатель Совета Министров Удмуртской Республики Александр Волков и председатель Верховного Совета Валентин Тубылов провели совещание с руководителями представительных и исполнительныых органов местного самоуправления районов и городов Удмуртии.

Проект Конституции, о котором говорили еще с первой сессии Верховного Совета Удмуртской Республики, стал реальностью по большей части после принятия Конституции России. Кстати, одно из обвинений в адрес проекта заключается именно в том, что большинство статей переписано из Конституции Федерации. За счет этого естественным образом сняты многие вопросы, способные вызвать при обсуждении удмуртского проекта бурные дебаты. Как, например, вопросы собственности на землю, собственности вообще и тому подобного. Разработчики проекта подходили в документу обстоятельно, не внося в него никаких самостоятельных положений без консультации с Москвой. В предложенном документе сняты и многие спорные вопросы, связанные, например, с национальной проблематикой. Как можно судить, в этой его части найден именно тот компромиссный вариант, который может быть и принят. Например, не прошел вариант национальных квот в парламенте и тем более национальной палаты. Не прошел пункт о национальности президента и тому подобные. Тем не менее введено квалификационное требование к президенту в знании удмуртского языка. Однако именно этот вопрос обсуждался достаточно долго, ибо Закон о президенте Удмуртской Республики вносился на сессии Верховного Совета не раз и обсуждался достаточно долго. Часть положений, связанных с разделением полномочий Федерации и республики, оговорены в процессе консультаций в кабинетах Кремля и окончательно будут определены при подписании Договора между Удмуртией и Россией о разделении предметов ведения, судьба которого пока неопределенна.

Судя по выступлениям в прессе и предложениям, переданным в рабочую группу при обсуждении и принятии окончательтельного варианта проекта, вышедшего уже из Конституционной комиссии, будут дискутироваться следующие вопросы. Есть противники института президентства в Удмуртии, их позиции понятны, однако аргумент против их аргументов есть — этот вопрос уже решен и не надо к нему возвращаться. Второй, более щекотливый вопрос связан с примененным в проекте термином «суверенная» — даже среди рабочей группы есть противники этого термина, и на определенном этапе предложение убрать из проекта это слово высказывалось от имени всей рабочей группы, как противоречащее Конституции России и вообще тавтологичное. К тому же, надо прямо сказать, степень суверенности Удмуртии, возможно, будет корректироваться даже после принятия Конституции, что вполне совместимо с нашей правовой культурой. Есть противники двухпалатного парламента. Одно хорошо, пожалуй: никто не требовал партийной системы выборов, возможно — пока.

На ожидаемой сессии по этому вопросу самые ожесточенные споры, по прогнозам, должны разыграться вокруг механизма принятия Конституции и сроков и порядка выборов.

По мнению председателя Верховного Совета Валентина Тубылова, выражающего, как можно судить, мнение большинства Президиума и доброй части парламента, Конституцию должен принять работающий ныне Верховный Совет и,назначив выборы, работать до первой сессии нового парламента. Иное мнение заключается в необходимости созыва Конституционного совещания или собрания, а то и вовсе предложить Конституцию на референдум.

Самый, пожалуй, острый вопрос — это верхушка властной пирамиды, то есть президент, его соотношение с правительством и парламентом, наличие или отсутствие поста главы кабинета, роль парламента и его главы. Решение этих вопросов зависит всецело от того, кто и когда будет принимать Конституцию. Результат этих дебатов, по нашему мнению, практически определен.

2.    ПРОБЛЕМА ПРЕЗИДЕНТА

По многим оценкам, представленный проект Конституции Удмуртской Республики составлен под конкретных людей и под конкретную ситуацию. Именно по этой причине наблюдатели предсказывают бурные дебаты по срокам и механизму принятия документа и вытекающим из этого вопросам полномочий президента, главы правительства и руководителя парламента. Вопрос «запасного аэродрома» либо дальнейшей политической карьеры во многом определяет поведение нынешней политической элиты Удмуртии. Именно поэтому есть основания полагать весной и в основном летом текущего года в результате позиционной войны и шахматных расстановок — не сил, а кандидатур на конкретные посты был достигнут не сказать — компромисс, а скорее стабильность в этом вопросе.

Так, определили свое место под солнцем некоторые члены Президиума Верховного Совета, правительства и многие депутаты. Возглавил акционерное общество «Удмуртнефтепродукт» заместитель председателя Верховного Совета Николай Сычев. Занял пост заместителя директора департамента налоговой полиции председатель постоянной комиссии по законодательству, гласности и обращениям граждан Павел Дианов. Ушел директором банка первый заместитель председателя Совета Министров Равиль Каримов. Оставшиеся на выборных и назначаемых постах, очевидно, намерены разыгрывать политическую рулетку выборов. И в конечном счете, конечно, будущее их будет определять тот, кто займет пост президента, и соответственно то, кто и когда примет Конституцию и какие полномочия будут закреплены за каждым из постов. Сегодня можно с полной уверенностью говорить, что первый эшелон наступающих на политический олимп уже давно определен.

В авангарде атаки — Валентин Кузьмич Тубылов, нынешний председатель Верховного Совета Удмуртии, избранный депутатом после опальной должности директора Асановского совхоза-техникума, что в Алнашском районе Удмуртии.

Александр Александрович Волков, занимающий ныне пост председателя Совета Министров, назначенный на этот пост после должности председателя госкомитета по архитектуре и строительству. До этого работал в строительных организациях Глазова.

Именно они, очевидно, и будут основными кандидатами на пост главы Удмуртской Республики (президента).

Не отрицали или предположили свое выдвижение на этот пост бывший президент всеудмуртской ассоциации «Удмурт Кенеш» экономист Михаил Иванович Шишкин и депутат Государственной Думы, избранный по одномандатному округу, Михаил Васильев. Возможна, по некоторым данным, кандидатура Владимира Подопригоры, члена Совета Федерации. Не исключают также выдвижения директора Института языка, истории и литературы УРО РАН Кузьмы Куликова, одного из духовных лидеров удмуртского национального движения; Леонида Загребина, председателя постоянной комиссии по науке, культуре и национальным вопросам Верховного Совета, и Валентина Николаева, председателя постоянной комиссии по вопросам правопорядка и борьбы с преступностью ВС УР. Но последние три фамилии, что называется, из разряда «поговаривают». Все они могут присоединиться либо к группе Волкова, либо к группе Тубылова.

Совершенно пока не предсказуемо политическое поведение Центра поддержки самоуправления города Ижевска, образованного в ходе выборов местного самоуправления. Подобные центры созданы уже в нескольких районах, но о связи их друг с другом говорить весьма затруднительно. По некоторым данным, ЦПС склоняется к поддержке Тубылова, но, имея и собственные интересы, может выставить своего кандидата.

Шансы первых двух кандидатов, как можно судить, равны. Однако авторитет нынешнего премьера за лето несколько поугас. Это связывают с якобы имевшим место неуспехом в развитии отношений лично с Олегом Сосковцом. Да и невыполненный правительством бюджет дает право для критики со стороны оппонентов. Опора Волкова — Федерация независимых профсоюзов России, левые силы Удмуртии, Союз женщин. Электорат, надо полагать, — городское население, особенно люди, чья судьба определяется ходом конверсии, строители. Валентин Тубылов провел летом личную встречу с Президентом России и заключил еще весной договор с Аджарией, который можно было бы записать ему в актив.

Между тем нужно отдавать себе отчет в том, что прежде всего кандидаты будут опираться на существующие вертикальные структуры, имеющие свои отделения в районах и городах республики. Прежде всего это органы власти и управления. Именно поэтому в течение лета Волков и Тубылов либо их эмиссары бывали в районах, совершая гостевые визиты по поводу сева, покоса или уборки, производственных проблем и тому подобное. Большую роль в подготовке к предвыборной борьбе играет влияние на средства массовой информации, способность к чему определяется прежде всего доступом к финансовым средствам. Возможно, поэтому на сессии Верховного Совета 13 сентября будут рассматриваться в числе прочих вопросы, связанные с исполнением правительством бюджета и использованием внебюджетных фондов.

Объективно политической элите невыгодно в целях сохранения хотя бы своего сегодняшнего положения плодить слишком большое количество кандидатур и излишне демократизировать процедуру принятия Конституции. Даже факт назначения обсуждения проекта на лето, период наименьшей политической активности, свидетельствует о минимальной заинтересованности номенклатуры выносить сор из избы. Очевидно, погоду на выборах будут все же делать группы политической элиты, уже сегодня причастные к властным рычагам, распределившие максимально возможно посты и роли и договорившиеся не пускать на политическую арену «независимых» кандидатов.

3.    ОТНОШЕНИЯ С РОССИЙСКИМ ЦЕНТРОМ

14 июля 1994 года состоялась личная встреча с Президентом Российской Федерации председателя Верховного Совета Удмуртской Республики Валентина Тубылова. Встреча произошла во время встречи Президента России и правительства с главами регионов России. Причиной встречи стала резко осложнившаяся экономическая ситуация в регионе. Впервые за все время Удмуртия стала дотационной, что и явилось одной из причин, побудивших ее руководителя просить о личной встрече с президентом. В ходе нее обсуждался вопрос о возможности выделения республике льготного кредита или бюджетной ссуды. В связи с этим президентом отданы соответствующие поручения, и можно ожидать выделения ста миллиардов рублей, которые, будем надеяться, станут тем стартовым капиталом, который позволит сдвинуть с места экономические проблемы республики.

Были обсуждены вопросы формирования и оплаты государственного оборонного заказа. Прежде всего это касается Воткинского машиностроительного, Сарапульского электрогенераторного завода и Ижевского механического заводов, а также «Ижмаша», продукция которых во многом может быть достаточно конкурентоспособной уже на мировом рынке. Валентин Кузьмич обратился к президенту с просьбой о проведении соответствующих мероприятий со стороны правительства России, оберегающих продукцию этих предприятий от препятствий, чинимых западными конкурентами и прежде всего США. Вопрос о формировании в Удмуртской Республике Федерального центра российского ВПК, как выяснилось на встрече, документально подготовлен, однако не находит поддержки прежде всего в Министерстве экономики и Минфине России. Вопрос о заключении Договора о разграничении полномочий между Удмуртской Республикой и Российской Федерацией может быть обсужден осенью этого года. Такие договоры имеют уже Татарстан и Кабардино-Балкария. Проекты соответствующих документов для такого договора с Удмуртской Республикой готовы, и остается только приступить к их обсуждению и подписанию. По словам Валентина Тубылова, проинформировавшего удмуртских журналистов после своего приезда из Москвы 18 июля, встреча с президентом прошла в доброжелательной атмосфере и носила деловой характер.

4.    ЭКОНОМИКА

4.1.       Оценки экономической ситуации

2 августа 1994 года состоялось расширенное заседание Совета Министров Удмуртской Республики. Присутствовали члены правительства, депутаты Верховного Совета, руководители министерств и ведомств, главы администраций, директора промышленных предприятий, предприниматели. Обсуждались итоги развития Удмуртской Республики в первом полугодии и планы на будущее. Александр Волков не разделил оптимизма Виктора Черномырдина, высказанного на заседании правительства России 15 июля 1994 года.

Основные итоги социально-экономического развития Удмуртии таковы. Падение производства по сравнению с первым полугодием прошлого года достигло угрожающих размеров: 34,1%. Каждое третье предприятие работало убыточно. Задолженность по заработной плате на 1 июля 1994 года составила более 22 миллиардов рублей. Уровень безработицы остается одним из самых высоких в России (3,5% от всего трудоспособного населения), а к концу года прогнозируется двукратный рост численности безработных.

Республиканский бюджет исполнен лишь на треть от запланированного, ведь его основные «доноры» — промышленные предприятия — продолжает лихорадить. Министр экономики Валерий Богатырев отметил и снижение инвестиционной активности, «пробуксовку» структурных изменений в экономике. В числе первоочередных задач участники совещания отметили: решение вопроса неплатежей, создание Федерального центра ВПК, поиск инвестиций для экономики республики. И надеяться здесь, отметил Александр Волков, на «гуманитарную» помощь Запада не нужно. Только расчет на собственные источники. По мнению ректора УдГУ Виталия Журавлева, нужно также противодействовать оттоку средств населения из республики через структуры, подобные «МММ-овским», и другие финансовые монстры. Деньги республики должны прежде всего работать на республику. Несмотря на кучу всяческих нареканий, большинство собравшихся оценили положительно деятельность удмуртского правительства. С такой оценкой, однако, не согласился президент Союза предпринимателей Удмуртии Григорий Каюмов. По его словам, Совмин республики не предпринял ни одной попытки для привлечения инвестиций, а наоборот, его действия были направлены на удушение свободного предпринимательства [1].

4.2.       Бюджет

26 августа 1994 состоялось заседание постоянной комиссии Верховного Совета Удмуртской Республики по экономике и планированию, на котором в преддверии 24-й сессии ВС, которая откроется 13 сентября, было обсуждено исполнение республиканского бюджета за первое полугодие 1994 года. С информацией по этому вопросу выступил министр финансов Удмуртской Республики Владмир Агашин. По его словам, при принятии бюджета не оправдались прогнозные оценки специалистов Министерства экономики и финансов. При запланированном 10%-ном спаде производства на самом деле произошло обвальное падение — 35% к уровню прошлого года.

Результаты этого не замедлили сказаться. Доходная часть бюджета исполнена лишь на треть. Да и Министерство обороны России подвело, не рассчитавшись за уже сделанную военную продукцию и не профинансировав новые заказы. В итоге за шесть месяцев сельское хозяйство республики профинансировано лишь на 16,8%, транспорт — на 28,7%, а жилищно-коммунальное хозяйство — на 28,9%. Не в лучшем положении оказались и другие отрасли.

По словам Владимира Агашина, Министерство финансов выходило с предложением принять чрезвычайный бюджет. Однако Президиум Совета Министров, министерства и ведомства не поддержали его. Видимо, в надежде на то, что их профинансируют в той или иной мере. Владимир Агашин считает, сто в предстоящем полугодии приоритетными должны стать три направления: начало нового учебного года, уборка урожая и подготовка к зиме. Что касается производства, то сейчас работает оперативная комиссия при Совете Министров республики, которая обсуждает план конкретных мер по оказанию помощи предприятиям. При этом не следует надеяться на госзаказ военной продукции. Кроме этого, в целях оздоровления финансового положения республики ведется работа с Министерством финансов России.

Обсудив информацию Владимира Агашина, члены постоянной комиссии отметили неудовлетворительное исполнение бюджета и нарушение Закона Удмуртской Республики о бюджетной системе на 1994 год. В частности, решение Президиума Совета Министров и Верховного Совета о повышении заработной платы работникам бюджетной сферы в 1,4 раза, на что потребуется 56 миллиардов рублей. В настоящее время таких средств в республиканской казне нет. Председатель комиссии Олег Боткин считает, что без принятия нового бюджета, соответствующего реальности, республике не обойтись [2].

4.3.       Сельское хозяйство

Созданные проблемы для сельхозпроизводителей в связи с приватизацией перерабатывающей промышленности, в ходе которой руководство республики не выполнив собственные же решения по поводу приоритетов при акционировании перерабатывающих предприятий для поставщиков сырья, решаются теперь путем создания конкурентной среды. Конкурентами некогда монополистов — перерабатывающих сельхозпродукцию заводов — становятся мини-производства, создаваемые бывшими колхозами и ассоциациями фермерских хозяйств. Здесь появляется потенциальный рынок для тех промышленных предприятий, которые выпускают компактное оборудование для выпечки хлеба, изготовления различной мясной и молочной продукции. Проблема пока лишь в платежеспособности селян.

Министр сельского хозяйства Удмуртской Республики Михаил Петрович Кошкин, вернувшийся из поездки на выставку сельхозтехники в Краснодаре, провел 28 июня пресс-конференцию. По мнению министра, представленные на выставке уборочные машины и перерабатывающие линии отечественного производства ничуть не уступают западным аналогам. Однако на покупку многих из них нет средств (так же, как и на покупку западных линий). Представители Удмуртии в Краснодаре не заключили ни одного договора о поставках. Однако некоторые руководители хозяйств, кажется, решились продолжить переговоры по этому поводу, но при возможности расчетов своей продукцией. Осенью 1994 года возможно создание в Удмуртии аналогичной выставки-продажи с перспективой стать постоянно действующей для Уральского региона. По прогнозам Михаила Кошкина, если в Краснодаре в выставке участвовало порядка тысячи предприятий, то на уральскую можно ожидать продукцию более полутора тысяч предприятий, выпускающих продукцию для сельского хозяйства. Россия пообещала выделение Удмуртии двух миллиардов рублей для организации выставки. В счет половины этой суммы в республику будут поставлены мини-заводы, работу которых будет необходимо организовать на месте. Эти мини-цеха и мини-заводы, которые будут смонтированы здесь как выставочные экспонаты, останутся в республике и будут производить колбасы, суфле, мороженое и прочие вещи на благо народа Удмуртии.

Пока, несмотря на сравнительно небольшой спад производства, сельское хозяйство в республике испытывает серьезные проблемы. Главной причиной их Михаил Петрович считает низкую платежеспособность населения, которая не позволяет возвращать средства, затраченные на производство продуктов питания и сырья. В результате за поставленную продукцию селянам должны порядка 11 миллиардов рублей. Примерно столько же, кстати, составляет долг хозяйств по заработной плате. В этой ситуации вряд ли существенную роль смогут сыграть 50-миллиардные кредиты, которые удалось «выбить» в Москве с февраля по июнь для сельского хозяйства Удмуртии министерству. Ситуация пока еще по прежнему сложна...

Свою перерабатывающую технику предлагала 28 июня делегация австрийских промышленников. В ее составе были представители фирм «Schaller lebensmitteltechnik» («ШАЛЛЕР») — основные гости, а также «Франц Хаас», «Вафельмашинен» и «Хаванна S.p.A. Бендорф Банд». В сферу интересов австрийцев входили контакты с предприятиями перерабатывающей промышленности. Контакты были благожелательными, однако цены — неподходящими. Контрактов на поставку перерабатывающего оборудования фирма пока не заключила, а выступать в качестве инвестора для создания в Удмуртии производства не сочла целесообразным.

4.4.       Внешнеэкономические связи

Если в марте председатель Государственного комитета Удмуртской Республики по международным и внешнеэкономическим связям Александр Фоминов был настроен оптимистически и заявлял после своего вояжа в США, что на Западе с интересом смотрят на российские регионы, не доверяя самой Москве, то в августе, на пресс-конференции по случаю принятия Президиумом Совета Министров Положения о Государственном комитете Удмуртской Республики по международным и внешнеэкономическим связям он заявил, что при существующем ныне экономическом кризисе совместные предприятия являются чуть ли не единственной эффективно функционирующей формой взаимоотношений с зарубежными партнерами. Поскольку все остальные способы сотрудничества, включая и более или менее регулярные обмены визитами, реальной финансовой «подпитки» республике не несут. До тех пор, пока западные партнеры не перестанут видеть в республике лишь сырьевой источник, рассчитывать на серьезное экономическое сотрудничество просто наивно [3].

8 августа 1994 Президиум Совета Министров Удмуртской Республики утвердил Положение о Государственном комитете Удмуртской Республики по международным и внешнеэкономическим связям. Сам комитет создан более двух лет назад. К настоящему времени установлены контакты с 65 странами мира, куда входят 24 развитых государства, 28 развивающихся, а также все страны бывшего СЭВа. Контакты эти в основном носят экономический характер. За минувший год внешнеторговый оборот Удмуртской Республики составил более 400 миллионов долларов, из них 65% — экспорт.

Большую часть экспорта составляет нефть. Через спецэкспортера в Москве «Удмуртнефть» поставляет ее в Англию и Чехию. В прошлом году объем продажи нефти составил 1,1 миллиона тонн. Кроме того, за рубеж продаются, правда в меньших количествах, спортивно-охотничье оружие, мотоциклы, автомобили, металл. А вот продажа леса оказывается даже убыточной. По мнению председателя комитета Александра Фоминова, значительного роста экспорта в ближайшее время не предвидится. В установлении и развитии внешнеэкономических связей заинтересованы многие коммерческие предприятия. Госкомитет оказывает услуги в данной сфере 133 структурам.

В Удмуртии значительное число совместных предприятий. Их уже зарегистрировано 110, причем 30 из них создано в 1994 году. Александр Фоминов считает, что Удмуртия «очень мало пропагандируется за рубежом». Постоянный валютный дефицит заставляет считать каждый доллар при решении вопроса об отправке делегаций за рубеж. В 1993 году из Удмуртии выезжало в загранкомандировки 19 делегаций, тогда как принимали мы 40 групп. В этом году эти цифры составили соответственно 15 и 40 визитов. Но весьма серьезные партнеры нас, как правило, не навещают. В основном это различные посредники, ищущие возможность использования нашего рынка с максимальной для себя выгодой [4].

 

В конце июля 1994 года Удмуртскую Республику посетил генеральный консул США в Екатеринбурге Джек Сигал. Генеральное консульство США по Уральскому региону и Омской области было открыто в Екатеринбурге 31 марта. На церемонию прибыла представительная американская делегация во главе с министром торговли США Рональдом Брауном и послом в России Томасом Пикерингом. Удмуртию в Екатеринбурге представлял тогда Александр Фоминов, министр экономики Валерий Богатырев, исполнительный директор ФПГ «Уральские заводы» Михаил Козлов и вице-президент этой финансово-промышленной группы Виталий Шурыгин. Июльский визит консула в Ижевск был чисто ознакомительным. В ходе его он посетил несколько заводов, которые обычно показывают гостям, музеи, встретился с деятелями культуры и американскими христианскими миссионерами.

13 августа в Ижевске побывала Марина Ковалева, президент туристической компании «People Travel Club» (PTC). Она встретилась с главой удмуртского правительства Александром Волковым и обсудила с ним возможность визита представителей деловых кругов Удмуртии в США осенью этого года. Затем, по сообщению газеты «Неделя Удмуртии», она встретилась с директором «Ломбард-ипотеки» Александром Барацом и обсудила перспективы создания в Ижевске муниципальной финансовой системы.

В первый раз Ковалева заочно предстала перед удмуртской общественностью в феврале 1994 года в лице ижевского представительства своей компании — фирмы «Сетон», заявив о готовности при сотрудничестве с «People Travel Club» (PTC) оказать поддержку местных начинаний, осуществляя поиски американских партнеров и страхование вложенных ими капиталов. Директор фирмы «Сетон» Любовь Тихомирова считает, что руководитель «People Travel Club»(PTC), советская эмигрантка Марина Ковалева, хорошо знающая российские условия и американский бизнес, — достойная кандидатура для подобного сотрудничества. Представил Любовь Тихомирову тогда удмуртским журналистам первый заместитель председателя Совета Министров Удмуртской Республики Равиль Каримов, рассказавший о своем визите в Америку на российско-американскую конференцию «Страхование инвестиций: законодательство и перспективы» (16-23 января, Нью-Йорк).

Другой сюжет связан с крупной американской фирмой «Сэмпсон», которая согласилась предоставить республике до 500 миллионов долларов на реконструкцию автозавода под залог Быгинского и Сосновского месторождений нефти в Удмуртии. По некоторым оценкам, это самые перспективные месторождения в Удмуртии. К тому же они снабжены всеми коммуникациями. Однако в прошлом году правительство России распределило все месторождения по ведомствам, и в итоге эти два оказались в распоряжении АО «Удмуртнефть». Генеральный директор «Удмуртнефть» наотрез отказался отдавать американцам месторождения. Конфликт с руководителем автозавода произошел прямо на глазах Александра Лившица, руководителя группы экспертов Президента России, приезжавшего в Ижевск с 18 по 20 августа. Еще одним претендентом на пользование месторождениями оказался концерн «Сиданко», отколовшийся в свое время от «Роснефти» и объединяющий нефтяников Сибири и Дальнего Востока. Туда же входит и «Удмуртнефть». В настоящее время обсуждаются, в том числе и с Александром Лившицем, проекты использования многообещающего сотрудничества с «Сэмпсоном», возможное содействие в реконструкции завода концерна «Сиданко» и перспективы бюджетного инвестирования ижевского автомобиля. В интервью газете «Известия Удмуртской Республики» председатель Совета Министров Удмуртской Республики Александр Волков заявил, что «спор с «Удмуртнефтью» и «Ижмашем» чисто полемический» [5]. Александр Волков подчеркнул, что при создании консорциума правительство Удмуртской Республики готово предложить вступить в него и «Удмуртнефти», чтобы быть равноправным партнером.

5.    УДМУРТСКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Всеудмуртская ассоциация «Удмурт Кенеш» к осени снова поменяла своего президента. Роза Яшина, избранная 12 марта Удмуртским национальным собранием президентом вместо обвиненного в злоупотреблениях Михаила Шишкина, была отстранена исполкомом от исполнения этих обязанностей.

16 августа 1994 «Известия Удмуртской Республики» сообщили, что «на днях» президент Всеудмуртской ассоциации «Удмурт Кенеш» Роза Яшина приехала из Женевы, где она вместе с председателем комиссии по правам удмуртского народа Василием Осиповым и исполнительным директором религиозной общины «Удмурт Вось» Вячеславом Якуповым приняла участие в заседании комиссии ООН по правам человека, где на этот раз рассматривались проблемы малочисленных и коренных народов мира. Внимание ООН к этим вопросам связано с тем, что в последнее время стало очевидным столкновение прав человека и прав этноса. Поэтому одно из ближайших заседаний Генеральной Ассамблеи ООН будет посвящено проблемам малочисленных этносов.

ООН поручила Организации непредставленных народов и наций (ОННН) созвать представителей народностей в Женеве — в Европейском филиале штаб-квартиры ООН, что и было сделано. Но этим дело не завершается: в ближайшее время должна состояться Ассамблея малочисленных народов мира. А перед этим представители этносов собираются в региональных центрах ОННН. Поэтому, только приехав из Швейцарии, Роза Яшина сразу же отбыла в Тарту, где работает Координационный центр ОННН по Восточной Европе и Северной Азии [6].

В ходе пребывания в Тарту она обратилась к руководству Координационного центра ОННН с обращением от имени удмуртского народа с просьбой обратить внимание мировой общественности на творимый в Удмуртии геноцид удмуртского народа и направить в республику независимых наблюдателей или международную экспертизу. В своих выступлениях она выразила поддержку режим Дудаева в Чечне и резко покритиковала российское имперское вмешательство в Нагорном Карабахе. 15 августа участники конференции «Республики и народы бывшего Советского Союза — демократизация и переход в рыночную экономику», проходившей в эстонском городе Отепя, приняли постановление, в котором положение удмуртского народа признали критическим из-за дискриминации. В связи с этим решено было направить в Удмуртию независимых экспертов. Постановление подписал директор тартуского Координационного центра ОННН Линнарт Мялль.

25 августа состоялось заседание исполкома всеудмуртской ассоциации «Удмурт Кенеш», на котором Розу Ивановну отстранили от должности, но поскольку исполкому не хватило для этого полномочий — временно. Отстранили за превышение полномочий, поскольку ей не было дано поручения заявлять ничего подобного не только от имени народа, но и от имени ассоциации. Исполкомом было отправлено письмо в ОННН с просьбой отменить принятое постановление и считать недействительными заявления Яшиной. Исполняющим обязанности президента «Удмурт Кенеш» остался Николай Кузнецов.

Источники

1. Известия Удмуртской Республики.— 1994.— 4 августа.

2. Известия Удмуртской Республики.— 1994.— 30 августа.

3. Известия Удмуртской Республики.— 1994.— 20 августа.

4. АИФ в Удмуртии.— 1994.— 19 августа.

5. Известия Удмуртской Республики.— 1994.— 10 сентября.

6. Известия Удмуртской Республики.— 1994.— 16 августа.