Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Татарстан (Татарстан)

Ахмет ИВАНОВ

Татарстан

в августе 1994 года

30 августа в республике широко отмечалась четырехлетняя годовщина провозглашения Декларации о государственном суверенитете. И сама дата, и время, прошедшее с тех пор, позволяют говорить о вполне выявившихся тенденциях общественного развития.

1.    ПОЛИТИКА

События в политической жизни Татарстана выглядели как логическое продолжение состоявшейся в июле ХХI сессии Верховного Совета. Центральным пунктом повестки дня тогда был вопрос о реформировании представительных и исполнительных органов государственной власти РТ. Обсуждение предложенной концепции (а не законопроекта — a propos) носило весьма драматический и порой сенсационный характер. 21 июля в ходе дискуссии депутат А.Перов, представляющий блок «Равноправие и законность», предложил включить в концепцию радикальную меру — двукратное сокращение аппарата органов государственного управления, предполагающее слияние аппаратов президента РТ и кабинета министров РТ. Самое неожиданное состояло в том, что 133 депутата, среди которых много представителей администрации и хозяйственной элиты, проголосовали «за». Понадобилось самое энергичное вмешательство президента, премьера и ряда депутатов, чтобы вопрос был со второго захода переголосован. Предложение было расценено М.Шаймиевым как попытка слома государственности РТ, как демонтаж суверенитета. М.Сабиров апеллировал к негативному опыту аналогичной меры в Казахстане. В итоге депутаты проголосовали 125 голосами за абстрактный тезис о необходимости сокращения того и другого аппаратов.

1.1.       Концепция реформы политической системы Татарстана

Принципиальный смысл обсуждавшегося на сессии документа связан с истечением в 1995 году срока полномочий нынешнего ВС. Парламентариев ожидает не только неопределенная политическая судьба (учитывая феномен «управляемого электората» в нестоличных избирательных округах республики, особенно сельских), но и законодательный цейтнот из-за отсутствиях правовой базы предстоящих в скорейшем будущем выборов. На октябрь назначена сессия ВС, которая должна успеть рассмотреть вопросы о внесении соответствующих изменений в Конституцию РТ, проекты законов «О выборах народных депутатов РТ», «О местных органах государственной власти и управления», «О выборах в районные, городские республиканского подчинения, районные в городе представительные органы власти РТ», «О местном самоуправлении», не говоря уже о Государственной программе экономического и социального прогресса и об уточненном республиканском бюджете. Иными словами, законодателей ожидает «жаркая осень».

 

В августе была обнародована одобренная июльской сессией ВС «Концепция реформирования представительных и исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан», имеющая, как сказано, «целью повышение эффективности организации и деятельности государственной власти в условиях становления правового государства».

 

«Парламент

 

Наименование: Верховный Совет Республики Татарстан.

Струкура: однопалатный.

Численный состав: 130 депутатов.

Порядок формирования: выборы в ВС проводятся по административно-территориальным и территориальным избирательным округам, формируемым в порядке, установленном законом.

Право избирать и быть избранным по административно-территориальным избирательным округам в целях обеспечения представительства должны иметь граждане, постоянно проживающие на территории этого избирательного округа.

Депутаты, избранные от административно-территориальных избирательных округов, осуществляют свои полномочия, не порывая с производственной или служебной деятельностью, за исключением лиц, избранных в состав руководства ВС, его постоянных комиссий и комитетов.

Депутаты, избранные от территориальных избирательных округов, за исключением премьер-министра РТ, работают в парламенте на освобожденной, постоянной основе.

При этом депутат, работающий в ВС на постоянной основе, не может быть депутатом другого Совета.

 

Формы работы: сессии ВС проводятся в составе депутатов, работающих в парламенте на освобожденной, постоянной основе.

Для рассмотрения и решения наиболее важных вопросов созываются пленарные сессии (в составе всех избранных депутатов, то есть 130 человек).

Решения, принятые на сессии и пленарной сессии, являются актами ВС. При этом решения, принятые на сессии, не могут противоречить решениям, принятым на пленарной сессии ВС.

Законы, принятые на сессиях и пленарных сессиях ВС, имеют одинаковую юридическую силу и именуются законами РТ.

 

Система представительных органов государственной власти и местное самоуправление

 

Систему представительных органов государственной власти РТ составляют ВС, районные, городские, районные в городах Советы народных депутатов. В поселках, сельсоветах, городах районного подчинения представительные органы государственной власти не образуются. Здесь избираются органы местного самоуправления.

 

Президент Республики Татарстан

 

Конституционные полномочия президента целесообразно дополнить положением о том, что он: принимает решение о проведении республиканского народного голосования (референдума) в случае непринятия такого решения Верховным Советом по представлению президента РТ.

Сокращение численности аппаратов президента и правительства».

 

Особенность этих концептуальных идей состоит в том, что они расходятся с Конституцией РТ (cт.91), в которой предусмотрен ВС численностью 250 народных депутатов, формирующий Законодательное собрание — постоянно действующий законодательный и контрольный орган ВС из 125 депутатов.

Далее, в русле послеоктябрьских настроений в пользу неизбежной десоветизации сам М.Шаймиев исходил из несколько иного посыла. «Я предложил и буду отстаивать свою концепцию реформирования представительных органов власти, которая предполагает двухпалатное Народное собрание с представительством территорий в верхней палате».

Однако, несмотря на все осенние напряжения прошлого года, депутатский корпус отклонил как идею досрочных выборов ВС (выдвинув против довода — «обновим мандаты» контрдовод одновременных досрочных выборов ВС и gрезидента), так и принципиальное предложение М.Шаймиева о двух палатах.

Важным аргументом, высказывавшимся уже в то время, было то, что территории с большой степенью вероятности будут представлены в ВС главами администраций, которые назначаются президентом, следовательно, верхняя палата фактически становилась бы подконтрольна президенту.

Наконец, имея в виду важность проблемы для будущего всей политической системы РТ, следует помнить о словах, сказанных в свое время президентом: «И если депутаты не успеют до истечения срока их полномочий принять закон, то выборы придется проводить по указу президента».

1.2.       Концепция реформы политической системы: оценки, суждения

Реакция на концепцию со стороны демократически-федералистски ориентированных политических сил была вполне предсказуемой. «Концепцией закрепления феодального устройства общества» назвал ее один из создателей и авторитетных лидеров блока «Равноправие и законность», ныне депутат Госдумы Иван Грачев.

 

Основные узлы, вызывавшие критику опозиции, можно сгруппировать по трем пунктам:

— отсутствие упоминаний о партиях, о выборах части депутатов по пропорциональной системе и партийным спискам;

— отсутствие закона о партиях;

— отсутствие правовой нормы о выбираемых главах администраций;

— фактическое отсутствие идеи профессионального парламента.

 

Наиболее же сенсационным моментом во всей этой истории оказалось единодушие как «демократов», так и «националов» в неприятии концепции. Устранение политических партий из правовой конструкции избирательной системы, по-видимому, в равной степени оказало раздражающее воздействие на тех и других, на профессионалов от партийного строительства, извлекших поучительный опыт из практики декабрьских выборов в Федеральное Собрание РФ.

 

В середине августа было обнародовано Обращение политических сил Татарстана, под которым стоят подписи лидеров партии национальной независимости «Иттифак», Республиканской партии Татарстана, федералистского блока «Равноправие и законность», Компартии Татарстана, движения «Граждане Российской Федерации», Рабочего союза Казани, многонационального движения «Согласие», местных отделений ДПР, СДПР, гайдаровского «ДВР», ЛДПР и т.д. Факт поистине беспрецедентный, если не считать полуимпульсивного «братания» в знак протеста против ГКЧП в августе 91-го!

 

Партийно-политическая структура РТ на сегодняшний день включает:

четыре зарегистрированные партии республиканского уровня — Татарская партия национальной независимости «Иттифак», Республиканская партия Татарстана, Коммунистическая партия Республики Татарстан, партия «Единство и прогресс»;

шесть региональных отделений и организаций российских партий — Татарское региональное отделение партии Российского единства и согласия, Демократическая партия России (Татарстанская организация), Татарская республиканская организация партии «Выбор России», Либерально-консервативная партия РТ (не зарегистрирована), Татарстанское отделение Народной партии «Свободная Россия», Казанская организация Социал-демократической партии России;

двенадцать политических движений — Татарский общественный центр,избирательный блок «Равноправие и законность», Движение демократических реформ Татарстана, движение «Граждане Российской Федерации», многонациональное движение Татарстана «Согласие», милли меджлис, многонациональное демократичесское движение «Суверенитет», Рабочий союз, многонациональный Казанский общественно-политический центр, движение «Экономический прорыв. Третья сила», союз татарской молодежи «Азатлык», объединение «Молодежь Татарстана за демократию».

 

Практически все эти структуры нацелены сегодня на активную роль в избирательной кампании, уже намечены конкретные кандидатуры и их списочный состав, по всей вероятности, определены какие-то тактические принципы и ищутся источники финансирования.

 

В Обращении говорится, что ВС РТ «должен принять законопроекты, обеспечивающие функционирование следующих демократических институтов:

— однопалатного ВС республики, избираемого по равночисленным округам и спискам партий и общественно-политических организаций, депутаты которого работают на освобожденной основе — с сохранением за ВС контрольных функций;

— местного самоуправления на уровне городов и районов республики;

— закона о партиях и общественно-политических организациях, предусматривающего их равную государственную поддержку и цивилизованные условия регистрации;

— закона о выборах, предусматривающего участие партий и общественно-политических организаций в формировании избирательных комиссий всех уровней;

— свободного доступа партий и общественно-политических организаций к средствам массовой информации».

 

Таким образом, события лета и прогноз на «жаркую» политическую осень способны помочь выявлению реальной, а не вымышленной картины расстановки сил. Идеологема о «блоке номенклатуры и националистов», мягко говоря, неадекватна. Могут возникнуть ситуации, когда главный водораздел пройдет не между национально ориентированными силами (условно — между «русскими» и «татарами»), а между властвующими структурами и силами, претендующими на власть.

Скорее всего, до оформления сколь-либо дееспособного антипрезидентского союза демократов и националов дело не дойдет, на сам факт их взаимодействия исключительно знаменателен. Ничего подобного в политической жизни, например, России нельзя даже вообразить. Конфигурация политического ландшафта в РТ должна анализироваться по своеобразной системе координат. По крайне мере, что-то вроде антиноменклатурного «негативного консенсуса», альянса сил, заинтересованных в «свободной игре» без доминирующей администрации, становится если не столь уж вероятным, то достаточно мыслимым. С уверенностью можно предрекать острый парламентский кризис в октябре.

2.    ЭКОНОМИКА

Экономическая жизнь республики все более и более вписывается в единый общероссийской контекст, утрачивая черты былой яркой самобытности («мягкое вхождение в рынок», «адресная социальная защита» и т.п.). В распоряжении Татарстана не оказалось достаточно эффективных амортизаторов, способных нейтрализовать или смягчить последствия кризиса неплатежей, парализующего бюджетные механизмы. К сказанному надо добавить неблагоприятную конъюнктуру на рынке нефти и нефтепродуктов, продолжающийся обвальный спад промышленного производства, деградирующую модель конверсии предприятий ВПК.

2.1.       Бюджет

В первом полугодии с.г. доходная часть БЮДЖЕТА выполнена на 22% к годовому и на 56% к полугодовому прогнозированному объему. Недопоступило 513 млрд. рублей доходов, в том числе: налог на прибыль — 62, НДС — 57, акцизы — 152 млрд.

Совокупный объем неплатежей в республике достиг 5 триллионов рублей.

130 млрд. рублей в бюджете недополучено по причине падения объемов промышленного производств. В январе-июне с.г. спад объема производства промышленной продукции по сравнению с тем же периодом прошлого года достиг в РТ 30% (в нефтехимическом комплексе — на 35%, легкой — на 40%, в машиностроении — на 41%).

Произошло некоторое сокращение (на 3-12%) производства животноводческой продукции из-за сокращения поголовья скота, выхода молодняка и т.д. Уменьшились закупки скота и птицы у товаропроизводителей на 15%, яиц — на 11%. В целом, как сообщается, выращен уникальный урожай зерновых, перспективы уборки которого сталкиваются с исключительно неблагоприятными для региона погодными условиями, небывало дождливыми летними месяцами.

2.2.       Экономика — текущая ситуация

Все описанное отрицательно сказывается и на уровне жизни населения (что было — a propos — важным слагаемым экономического имиджа Татарстана как некого «островка благополучия»).

Рассчитанный по методикам, утвержденным правительством РТ, прожиточный минимум возрос с 24,9 тыс. рублей в декабре 1993 до 60,8 тыс. в июне с.г. Отношение среднедушевых доходов населения к прожиточному минимуму в июне составило 2,0.

В республиканской печати (газета «Известия Татарстана») без каих-либо комментариев или откликов в последующем были опубликованы данные сравнительного анализа итогов социально-экономического развития регионов РФ, представленные на расширенном заседании Правительства РФ, состоявшемся 15 июля в Кремле, под говорящим заголовком «Сравнение не в пользу Татарстана»: индекс физического объема промышленного производства за первое полугодие 1994 г. по отношению к соответствующему периоду 1993 г. составил в целом по России 74,2%, а в Татарстане — 64%; сводный индекс потребительских цен на непродовольственные товары в мае 1994 г. по отношению к декабрю прошлого года составил в целом по РФ 146,9%, в Татарстане — 153%. Аналогичный индекс цен в области платных услуг — оответственно 290 и 329%; ввод в действие жилых домов предприятиями различных форм собственности в январе-мае 1994 г. снизился по сравнению с тем же периодом прошлого года в России на 6%, в Татарстане на 22%; денежные доходы в расчете на душу населения в мае 1994 г. составили в среднем по РФ 161,5 тыс., в РТ — 91,7 тыс. рублей; средняя зарплата — соответственно 183,5 и 153 тыс. рублей.

 

На этом фоне состоялся обмен высказываниями между московскими и казанскими правительственными структурами. Минфин РФ направил уточненные данные об исполнении федерального бюджета в текущем году к заседанию правительства, согласно которым наибольшая сумма задолженности со стороны субъектов РФ имеется у Башкортостана (331 млрд.) и Татарстана (80,3 млрд. руб.). Пресс-центр кабинета министров РТ в конце августа распространил информацию с целью опровергнуть некоторые сообщения «ряда средств массовой информации», в которой приводятся итоги совместной (с российским Минфином) сверки расчетов: по состоянию на 26 августа задолженности перед федеральным бюджетом у Татарстана не имеется.

2.3.       Экономическая политика: Казань — Москва

Продолжается процесс упрочения привязки экономической политики руководства РТ к общероссийскому контексту. Одним из решающих импульсов в этом было подписание февральского договора между Москвой и Казанью, приезд в республику Б.Н.Ельцина, создание двусторонней комиссии по реализации договора под сопредседательством М.Сабирова и О.Сосковца. Заметно участились поездки премьер-министра М.Сабирова в Москву. Официально сообщается о принятии решений «об оказании влияния на ход реформирования экономики Татарстана с учетом (NB!) ее Конституции, Договора и соглашений с Россией».

Рассмотрению в ходе многочисленных контактов подвергаются крупномасштабные программы на территории Татарстана или с участием Татарстана. В частности, речь идет о проекте создания танкерного флота из судов «река — море» водоизмещением в 5 тыс. тонн. Еще недавно это расценивалось как один из экономических символов стремления Татарстана к сырьевому и транспортному сепаратизму. Далее, 15-16 августа в Татарстане находился министр транспорта РФ В.Ефремов, который вместе с М.Сабировым провел совещание, посвященное в основном проблемам строительства моста через Каму, реконструкции Казанского аэропорта, налаживания производства нового авиалайнера в Казанском авиационном объединении и другим программам.

Словом, экономический прагматизм берет верх во взаимоотношениях Казани и Москвы, сводя на нет как автаркический утопизм «нефтяного суверенитета» (скорее пропагандистскую фигуру, нежели хозяйственно обоснованную стратегию), так и различные российские фобии по отношению к «новому индустриальному дракону» в центре страны.

3.    МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ

Наиболее зримым и достаточно впечатляющим воплощением суверенитета РТ стала активность правящих структур за пределами Казани, что терминологически не совсем точно определяют как «международную» или «внешнюю» политику.

Обыденным делом стали визиты представителей деловых кругов Запада и Востока, поездки сотрудников посольств или послов, чуть ли не ежедневно проводящиеся международные конгрессы или семинары в Казани и т.п.

Оживленную деятельность руководства РТ, демонстрирующего особый вкус к этой сфере, можно рассматривать в системе своеобразных концентрических кругов:

— первый — это круг, включающий бывшие автономии и другие субъекты РФ, а также аналогичные образования из бывших союзных республик;

— второй — новые независимые государства так называемого ближнего зарубежья;

— третий — государства «дальнего» зарубежья.

 

В одном из газетных интервью в августе вице-президент В.Лихачев, «курирующий» это направление, говорил, что в целях развития торгово-экономических, научно-технических, культурных и гуманитарных связей Татарстан уже открыл свои представительства в США, Франции, Литве, Азербайджане, Узбекистане. В Казани планируется открыть консульства Турции и Германии, культурный атташат Франции. Татарстан сотрудничает с ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, МАГАТЭ.

3.1.       Татарстан — Абхазия

По-особому прозвучал в августе АБХАЗСКИЙ сюжет. В июле в Казани побывала правительственная делегация Республики Абхазия во главе с заместителем председателя Совета Министров Г.Гагулиа. В середине августа в ходе визита в РТ председателя ВС Абхазии Владислава Ардзинбы был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве между двумя республиками. Тогда же было объявлено о подготовке более десятка соглашений о сотрудничестве в области экономики, торговли, транспорта, науки, культуры и образования. Как подчеркнул М.Шаймиев, РТ проявляет особый интерес к индустрии отдыха. В последующие дни аналогичные документы В.Ардзинба подписал в Уфе с руководством Башкортостана.

Эти рядовые в принципе эпизоды получили шумный дипломатический резонанс: МИД Грузии передал российскому послу ноту, в которой подписанный 17 августа в Казани документ расценивается как угроза территориальной целостности Грузии и РФ, как попытка абхазских сепаратистов легализовать свой противоправный статус. Характерно, что В.Ардзинба в Казани в качестве правовой базы подписания договора ссылался на документ, подписанный в Москве им, Б.Ельциным, Э.Шеварднадзе и представителем ООН, в котором констатировалось отсутствие государственно-правовых отношений между Грузией и Абхазией.

Далее последовало заявление МИД РФ, в котором сказано: «Подписание Татарстаном Договора с Абхазией идет вразрез с обязательствами РФ, вытекающими из Договора между РФ и Республикой Грузия о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве от 3 февраля 1994 года». Здесь же говорилось о недопустимости привнесения в дружественные отношения между народами, населяющими Россию и Грузию, «политических амбиций».

Сухумские власти отвергли заявление МИД РФ.

Департамент по иностранным делам и вопросам СНГ Республики Татарстан в свою очередь выступил с заявлением, в котором в обоснование правомерности Договора между РТ и Абхазией сослался на ст.2 п. 11 Договора между РФ и РТ «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и РТ», указал на отсутствие какого-либо политического союза в отношениях между Сухуми и Казанью, на отсутствие намерений вмешиваться в чьи-либо внутренние дела и т.п. Президент М.Шаймиев также назвал «нормальным дипломатическим ходом» шаги российского МИДа и выразил мнение, что такое развитие событий «не осложнит конструктивные взаимоотношения России и Татарстана», а поддержка становления государственности бывших автономий является показателем демократичности стран СНГ.

Судя по столь хладнокровной реакции, по отсутствию какого-либо пропагандистского или политико-демонстративного подкрепления или развития действий, за документом, подписанным с Абхазией, могут стоять две вещи. Во-первых, весьма вероятна простая непросчитанность возможной реакции со стороны Тбилиси. Во-вторых, по мнению местных аналитиков не исключена какая-то согласованность шагов Москвы и Казани с целью оказания давления на Тбилиси (характерно, что накануне подписания Договора между РТ и Абхазией на волжском правобережье неподалеку от Казани сделал краткую остановку Б.Ельцин в ходе своей поездки по Волге и состоялась беседа между ним и М.Шаймиевым).

В любом случае ясно одно, что этот шаг руководства Татарстана никоим образом не преследовал цели эпатировать Москву или лишний раз подчеркнуть собственную самостоятельность.

3.2.       Татарстан — Крым

Неожиданную актуализацию получает также крымский сюжет во внешних делах Татарстана. В «Комсомольской правде» от 30 августа с.г. появилась публикация под рубрикой «Нефть и политика», несколько вульгарно озаглавленная «Полумесяц на мачте». Смысл статьи — в анализе некой экономической инфильтрации Татарстана не только на полуостров Крым, но и в зону экономических интересов Черноморского флота. В качестве красноречивого примера приводятся факты: размещение постоянного представительства РТ в Севастополе, а не в Симферополе, поставка больших объемов топливного мазута в Крым в прошлом зимнем сезоне без предоплаты, заинтересованность руководства РТ в объектах недвижимости и т.п.

Не останавливаясь на надуманном использовании символов («полумесяца» в государственной атрибутике РТ нет), целесообразно остановиться на доводах, обнародованных представителями правительства.

В июле в Крыму побывала делегация из Казани во главе с премьер-министром М.Сабировым. По итогам поездк он дал газетное интервью «Казанским ведомостям». В Симферополе были подписаны межправительственные соглашения, а затем в Севастополе — соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Черноморским флотом, городом Севастополь и Республикой Татарстан. По словам Сабирова, РТ кровно заинтересована в нефтяных терминалах для своего будущего нефтеналивного флота, а ЧФ имеет готовые нефтехранилища — наземные и тоннельные резервуары общей емкостью до 60 тыс. тонн, весьма удачно приспособленные для хранения нефти и нефтепродуктов и их транспортировки. Далее, высокосернистая нефть из Татарстана перерабатывается на Кременчугском комбинате, откуда полученные продукты переработки проще доставлять в Крым, а не везти обратно. Крыму же будут предоставлены в обмен на фрукты и винно-водочную продукцию полиэтиленовые трубы для реконструкции водопроводов (что значительно дешевле, чем использование металлических труб). Есть планы по аренде земельных участков под строительство санаториев.

Иными словами, ситуация вряд ли заслуживает политизированного рассмотрения. Помимо всего прочего, сегодня Татарстан, скорее всего, не стал бы разыгрывать какую-то автономную карту в крымском вопросе помимо Москвы.