Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Томская область

Николай ПОГОДАЕВ

Томская область

в июле 1994 года

1.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР

1.1.       Областная Дума

Характерной чертой политической жизни Томска в июле была явная апатия политических организаций. Особенно остро это явление чувствовалось на прошедшей 3-й сессии областной Думы, где обсуждался бюджет области, представленный областной администрацией. Несмотря на то что именно по вопросам перераспределения средств в рамках бюджета и могут сталкиваться мнения сторонников разных политических программ, голоса томских политических партий не прозвучало. Одна из точек зрения на данную ситуацию сводится к тому, что лидеры политических партий в Томске не обладают достаточными навыками и знаниями, которые позволили бы им продуктивно участвовать в обсуждении бюджета, а потому удел нынешних партий — сбор компромата друг на друга в преддверии предстоящих выборов [1].

Томской областной Думой в первом чтении принят закон Томской области «Об административной ответственности граждан и должностных лиц за правонарушения, посягающие на общественный порядок на территории Томской области». Он включает в себя 11 статей. Обращает внимание то, что это первый закон, принятый областной Думой. Возникают вопросы — почему именно эта проблема стала первой для томских законодателей и почему в Томской области оказалось недостаточно республиканского законодательства по данной проблематике? В августе планируется второе чтение закона и «прямая линия» по местному телевидению. Уже сейчас у нового закона есть и свои сторонники, и свои противники [2].

Правовым комитетом Томской областной Думы подготовлен проект Устава Томской области. Рассмотрение его в первом чтении планируется в сентябре-октябре 1994 г [3].

1.2.       Исполнительная власть

В материалах «Политического мониторинга» за май-июнь 1994 г [18,19] упоминалось о работе в Томске комиссии Контрольного управления администрации Президента РФ. Итогом этой проверки явилось предписание Контрольного управления главе администрации Томской области В.М.Крессу «Об устранении недостатков в работе администрации Томской области при осуществлении экономической реформы», текст которого опубликован в местной прессе [4]. Предписание не содержит обвинений в адрес главы администрации и лишь рекомендует последнему исправить имеющиеся недостатки в работе.

Приняв участие в работе очередного совещания «Сибирского соглашения», которое проходило в Иркутске 25-26 июня, глава областной администрации В.Кресс высказался в адрес данной организации достаточно критически. Он отметил, что она по-прежнему является скорее политическим органом, нежели экономическим. Внутри ассоциации по ряду важнейших вопросов нет единства взглядов, и если интересы Сибири в целом она еще может отстаивать, то результативно решить, например, «внутреннюю» проблему тарифов на электроэнергию не в состоянии.

Побывал В.Кресс и в Китае, где зондировал возможности экспорта в эту страну томского леса. Попеняв томским лесопромышленникам за то, что они не умеют работать с зарубежьем, создавать себе деловую репутацию, глава областной администрации высказался за возрождение «Томлеспрома» [5].

1.3.       К анализу бюрократических структур

Наиболее активной социальной силой в сегодняшней России являются бюрократические структуры. В принципе сегодня почти полностью воспроизводится ситуация, характерная для предшествующего (тоталитарного) этапа развития страны: бюрократия вбирает в свои ряды наиболее энергичных и честолюбивых членов общества, предоставляя им возможность широкой «предпринимательской» деятельности на ниве пусть уже не партийно-государственной, так государственно-административной деятельности, которая достаточно легко конвертируется в умелых руках как в политическое влияние, так и в экономический капитал. Сегодняшний и завтрашний день страны определяются и будут определяться достаточно медленным становлением гражданского общества и быстрым усилением государственного аппарата. Хотя для нормального развития страны необходима скорее обратная тенденция.

Некоторое представление о процессах, происходящих в бюрократических структурах нынешней России, дает публикация томского автора С.Никифорова. В мае 1992 г. численность работающих в органах государственного управления Томской области (данные облстатуправления) составляла 5317 человек. В мае 1993 г. — 6294. В мае 1994 г. — 8744. За два года число чиновников и лиц, их обслуживающих, возросло почти на 40%.

Среднемесячный доход в органах управления Томской области в мае 1994 г. составил 288,1 тыс. рублей (в промышленности — 227,7 тыс. руб., сельском хозяйстве — 147,6 тыс. руб., в здравоохранении — 168,5 тыс. руб., в народном образовании — 170,4 тыс. руб.)

В публикации, приводящей эти данные, высказывается предположение о том, что увеличение числа чиновников означает намерение государства расширять сферу своего влияния. Областное управление статистики подготовило сборник данных «Численность и состав работников аппарата органов государственной власти в 1993 г.». Всего в области в минувшем году насчитывалось 822 организации, относящихся к органам государственного управления. Из них: городское звено — 398, сельское — 390 организаций. Областных органов управления было 29. Плюс 5 судебных и юридических органов управления. Всего в 1993 г. в структуре этих органов работали 7674 человека, или 2% от общей численности работающих в области. Из них непосредственно в управленческом аппарате работали 6562 человека (1,6%).

74% работников управленческого аппарата — женщины. Основной возраст работников аппарата органов государственной власти — от 30 до 50 лет (70%), до 30 лет — 16%, 50 лет и старше — 13%. 50% работников аппарата имеют стаж работы в органах государственного управления менее 5 лет, причем среди первых руководителей этот процент еще больше — 57. Высшее образование имеют 47% работников аппарата. Среди первых руководителей — 60%. Последнее обстоятельство автором публикации рассматривается как одна из причин постоянного роста численности аппарата: любому чиновнику хочется иметь под рукой грамотных специалистов, способных выполнить ту работу, которую в принципе мог бы делать он сам. В заключение автор рисует «физиономию томского чиновничества» как «не совсем грамотного, не вполне опытного, на три четверти — в юбке». Этим он объясняет нынешний уровень положения дел в области [6].

Несмотря на наличие в России определенных демократических институтов, проведение выборов, прогнозы, хоть сколько-нибудь приближенные к действительности, возможны, скорее всего, не столько на базе исследований общественного мнения населения, сколько скрупулезного изучения процессов, происходящих в недрах российской бюрократии.

2.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1.       Общественная палата

В конце июня прошло организационное заседание Общественной палаты при представителе Президента РФ по Томской области. В положении об Общественной палате говорится, что она «является совещательным органом, в компетенцию которого входит организация консультаций по всему спектру общественно значимых вопросов развития Томской области». На первом заседании присутствовали представители примерно 40 общественных и политических организаций. Обсудив проблему статуса палаты, присутствующие сошлись на том, что она — совещательный орган при представителе президента и ее деятельность регламентируется волей последнего [7].

2.2.       «Демократический выбор России»

Созданием Томской областной организации «Демократический выбор России» завершился второй этап учредительной конференции партии, которая состоялась 30 июня. В работе конференции приняли участие более 100 человек. Был избран политсовет в количестве 10 человек. Председателем отделения партии стал Владимир Бауэр (бывший заместитель главы областной администрации по социальным вопросам, ныне — депутат Государственной Думы, председатель Комитета по организации работы Думы, член фракции «Выбор России»), а председателем исполкома избран представитель бизнеса — Николай Потапов, управляющий Томским отделением Кузбассоцбанка [8].

2.3.       Национал-патриоты

В работе недавно прошедшего конгресса патриотических сил Томской области приняло участие около 20 региональных партийных организаций, движений, объединений, в том числе молодежные, конфессии, профсоюзы, женское движение, экологи, аграрии, ветераны, ученые. В открытом письме участников конгресса главе областной администрации Крессу сказано, что данные силы объединяются «для противодействия стремительному падению жизненного уровня населения региона, нарастанию преступности, неуважительному отношению властей к законам».

Координационный комитет конгресса потребовал от администрации области «разработать в течение месяца конкретную программу защиты экономики, условий и безопасности населения Томской области, обсудить ее в трудовых коллективах и в средствах массовой информации», а также «ясно изложить свою позицию в части проводимых реформ...». В решении конгресса содержатся предложения, направленные на создание в России «общества социальной справедливости и социальных гарантий» [9].

Таким образом, основным тезисом рассматриваемых политических сил (как, впрочем, и идущих следом коммунистов) является стремление к эгалитаризму в его экономической интерпретации. Дело, скорее всего, не в том, что лидерами подобных движений полностью отбрасывается неудачный опыт прошлой эпохи, а в том, что в структуре общества еще очень многочисленны слои, которые в силу тех или иных обстоятельств восприимчивы именно к такой картине мира. Эгалитаристские лозунги являются основой борьбы за власть достаточно внушительной части сил, оппозиционно настроенных к нынешнему режиму. В принципе это свидетельствует об инертности и низком потенциале оппозиции, которая не в силах найти новые привлекательные идеалы для привлечения масс на свою сторону.

2.4.       РКРП

Лидеры политических организаций Томска продолжают полемику на страницах местной печати. Содержание ее сводится к еще более упрощенному варианту «агитации и пропаганды» времен коммунистического режима. Причем материалы РКРП напоминают скорее статьи даже не 70-80-х, а 30-х годов: «Все вокруг враги и гады, но есть рабочие, которые все знают, все понимают и наведут еще порядок». Материалы характеризуются полным отсутствием какого-либо анализа социально-экономической ситуации и носят исключительно популистский характер. Типичным примером подобных публикаций служит статья Альфреда Лопарева — секретаря Томской организации РКРП [10].

2.5.       ЛДПР

В местной печати появились материалы, свидетельствующие о том, что организация ЛДПР создана и в городе-спутнике Томска Северске. С изложением своего понимания перспектив России и ее народа выступил секретарь Северской городской организации ЛДПР Яков Шулик. Суть публикации в том, что нынешний политический режим — достойный преемник режима коммунистического, у власти остались по сути те же самые люди. А выход из кризиса — усиление национальной политики России [11].

3.    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

3.1.       Промышленность региона в первом полугодии

Опубликованы данные Томского областного управления статистики по развитию промышленности области в первом полугодии 1994 г. Товарной продукции в области произведено на 851,2 млрд. рублей. Доминирующее положение по выпуску продукции занимают такие отрасли, как нефтедобывающая (30% произведенной в области продукции), химическая и нефтехимическая (24%), машиностроительная (12%), электроэнергетика (9%), лесная и деревообрабатывающая промышленность (6%), пищевая (7,5%). Анализируются доли выпуска продукции на предприятиях разной формы собственности, соотношение с выпуском продукции за тот же период прошлого года [12].

3.2.       Проблема платежеспособности предприятий

В качестве регулятора дееспособности предприятий областная администрация решила использовать налоговый механизм. 8 июня главой областной администрации подписано постановление №260 «О порядке предоставления отсрочек (рассрочек) налоговых платежей в областной бюджет». Эти отсрочки могут предоставляться «только в исключительных случаях, при наличии объективных причин». Решение будет принимать финансовое управление администрации области. Срок отсрочни — не более шести месяцев [13].

По сообщению пресс-службы областной администрации, глава администрации Виктор Кресс подписал постановление «О порядке ликвидации задолженности АООТ «Томскнефть» по платежам в областной бюджет». По этому документу нефтяники будут оплачивать свой долг области частью добываемой нефти. На сегодняшний день долг нефтяников в областной бюджет исчисляется миллиардами рублей. Начиная с июля задолжники ежемесячно будут выделять по 50 тысяч тонн нефти, а область сама станет заниматься ее реализацией. Один из вариантов реализации нефти — переработать ее в ГСМ и, пока идет навигация, доставлять их в отдаленные районы области в счет предусмотренных на эти нужды бюджетных средств [14].

3.3.       Развитие промышленного потенциала

В Томске завершился конкурс за право строительства здесь нефтеперерабатывающегозавода. Победило СП «Томск Петролеум компани» (генеральный директор М.Мендельбаум), обойдя двух своих соперников — АООТ «Томскнефть» и АООТ «Томский нефтехимический комбинат». Предварительная стоимость проекта — 1 миллиард 380 миллионов долларов. Если комплекс по переработке нефти разместится на территории ТНХК, то строительство будет удешевлено примерно на 30%. Предполагается, что первая продукция будет получена через 24 месяца после начала строительства. Полностью оно будет завершено за 4 года [15].

В ближайшее время в Томской области будет начато строительство Туганского горнообогатительного комбината для разработки ильменито-цирконового рассыпного месторождения. Раньше подобное сырье добывали на Украине и в Казахстане. Официальным заказчиком строительства горнообогатительного комбината выступает акционерное общество «Туган-ГОК». В его состав входят АО ГГП «Томскнефтегазгеология», АО «Томскэнерго», Томский научный центр Сибирского отделения РАН, комитет по управлению муниципальным имуществом Томской районной администрации, Сибирская финансово-промышленная компания и другие.

Предполагается, что на предприятии будет 650 рабочих мест. После выхода комбината на проектную мощность он начнет поставлять дефицитное сырье для российских металлургических заводов — ильменитовые, цирконовые, лейкоксен-рутиловые концентраты, часть продукции — около 15% пойдет на переработку на предприятиях Томска. Стоимость стройки — 1 триллион рублей в ценах 1994 г., срок строительства — 5 лет. Первую очередь комбината планируют сдать в 1997 г., когда обогатительная фабрика на Южно-Александровском участке месторождения начнет перерабатывать 1 миллион 420 тыс. тонн песка в год. Пока что из запрошенных на этот год 5 млрд. рублей получено только 350 миллионов [16].

4.    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ. УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ

С 1 июля 1991 года (начало регистрации) в Томске поставлено на учет в качестве безработных 5738 человек. В 1991 г. зарегистрировано 165 человек, в 1992 г. — 1577 человек, в 1993 г. — 2129 человек, за шесть месяцев 1994 г. — 1867 человек. Уровень безработицы в Томске составляет 0,5% [17].

Источники

1. Свиньин В. Дума обсуждает бюджет, партии хранят молчание // Томский вестник.— 1994.— 26 июля, с.1.

2. Закон Томской области... // Красное знамя.— 1994.— 19 июля, с.6.

3. Макет Устава Томской области // Красное знамя.— 1994.— 19 июля, с.6; Подумаем вместе с народом // Томский вестник.— 1994.— 5 июля, с.1.

4. Нужда всему научит тех, кого она коснется // Томский вестник.— 1994.— 8 июля, с.3.

5. «У работников администрации тоже будут задержки с выплатой зарплаты» // Красное знамя.— 1994.— 5 июля, с.1.

6. Никифоров С. Заглавная партия чиновника. В коридорах власти становится все многолюднее // Красное знамя.— 1994.— 28 июля, с.2.

7. Привалихина Л. Создана палата — демократический институт общественности // Томский вестник.— 1994.— 5 июля, с.2.

8. «Демократический выбор» появился в Томске // Томский вестник.— 1994.— 5 июля, с.1.

9. Патриоты объединяются // Томский вестник.— 1994.— 5 июля, с. 2.

10. Лопарев А. Начало конца режима // Народная трибуна.— 1994.— 26 июля, с.2.

11. Шулик Я. Трансформация // Народная трибуна.— 1994.— 26 июля, с.2.

12. Промышленность в январе-июне // Народная трибуна.— 1994.— 12 июля, с.1.

13. Налоговые платежи в областной бюджет могут быть отсрочены // Красное знамя.— 1994.— 5 июля, с.5.

14. Нефть как средство компромисса // Томский вестник 2 июля, с.2.

15. Молодцов Ю. Золотым дождем не прольется, но все же.. // Томский вестник.— 1994.— 12 июля, с.1; Семенов И. Будем ждать томский бензин // Народная трибуна.— 1994.— 14 июля, с.4.

16. Уткина Е. Не говори ГОК... // Красное знамя.— 1994.— 8 июля, с.2.

17. Уровень безработицы сегодня // Томский вестник.— 1994.— 26 июля, с.5.

18. Погодаев Н. Томская область в мае 1994 года // Политический мониторинг.— М.: ИГПИ, 1994.— №5, часть 1.

19. Погодаев Н. Томская область в июне 1994 года // Политический мониторинг.— М.: ИГПИ, 1994.— №6, часть 1.