Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Волгоградская область

Сергей ГУЦАКИС

(Под редакцией Сергея Рыженкова)

Волгоградская область

в июле 1994 года

1.    ЭКОНОМИКА

Доходы консолидированного бюджета области за январь-июль 1994 года составили 416 млрд. рублей, превысив расходы на 23 млрд. рублей.

Кредитные вложения в экономику области на 1 июля 1994 года составили 619 млн. рублей, увеличившись за месяц на 61 млн. (11%).

Потребительские цены в мае 1994 года превысили майские цены прошлого года в 6 раз.

Удельный вес нерентабельных предприятий за пять месяцев — 29%. Убытки этих предприятий составили сумму в 46 млрд. рублей.

По состоянию на 1 июля 1994 года кредиторская задолженность по промышленности, связи, сельскому хозяйству, транспорту и строительству — 1,7 трлн. рублей, из них 37% — просроченная. Дебиторская задолженность — 1,6 трлн. рублей, из них 42% — просроченная.

Просроченная задолженность по выдаче заработной платы на первое июля 1994 года составила 43 млрд. рублей, что на 17% превысило цифру на 1 июня сего года.

Номинальные доходы населения за первое полугодие увеличились по сравнению с первым полугодием прошлого года в пять раз. Но поскольку цены, как было сказано, возросли в 6 раз — реальные доходы уменьшились на 18%.

81,9 тыс. рублей — прожиточный минимум в области; 86,5 тыс. рублей — в городе Волгограде. Ниже этого уровня доходы у 34% населения. Среднемесячный доход одного работающего человека в июне составил 162 тыс. рублей.

За первые 6 месяцев текущего года по отношению к декабрю 1993 года цены на товары и услуги увеличились в 1,7 раза. При этом цены на продовольствие увеличились в 1,7, примерно в 2,5-3 раза подорожали овощи и фрукты, примерно в 2 раза — мясо и птица, молоко и молочная продукция, в 1,7 раза — колбаса, хлеб, крупы, проезд в городском пассажирском транспорте — в 5 раз, услуги связи — в 3,3 раза.

Демографическая ситуация продолжает ухудшаться. По-прежнему растет смертность: число умерших составило 21 тыс. человек — увеличилось по сравнению с прошлым годом на 2,9 тыс. человек (16%), в 1,7 раза превысив число родившихся (12 800 человек). Естественная убыль составила 8,3 тыс. человек (в полтора раза больше, чем в первом полугодии 1993 года).

Численность безработных по состоянию на 1 июля 1994 года (без учета скрытой безработицы) — 8,3 тыс. человек (увеличение за год более чем в 2 раза).

Продовольственных товаров официально учтенными предприятиями реализовано по сравнению с соответствующим периодом прошлого года меньше: сыра, мяса, птицы, кондитерских изделий — на 8-17%; соли, чая, колбас — на 21-30%; яиц, рыбы, сахара, картофеля — на 58%; на прежнем уровне — продажа животного масла.

По-прежнему неблагополучна экологическая обстановка. За первое полугодие промышленными предприятиями в атмосферу было выброшено 115 тыс. тонн вредных веществ. Однако это несколько меньше прошлогодней цифры из-за снижения производства.

Продолжается распространение опасных инфекционных заболеваний. За 5 месяцев 1994 года по сравнению с 5 месяцами 1993 года рост заболеваемости составил: туберкулеза — 19%, скарлатины — в 2 раза, сифилиса — в 2,2 раза. Зафиксирован первый за 21 год случай заболевания естественного жителя области малярией. В то же время ожидавшихся проявлений холеры пока не зафиксировано.

За первое полугодие зафиксировано 18 600 преступлений. Это на 8% меньше, чем за тот же период 1993 года. В то же время наблюдается рост организованной преступности. С начала года раскрыто 180 преступлений, совершенных преступными группами, что в 1,6 раза больше, чем за соответствующий период 1993 года.

В промышленности завершена чековая приватизация. В счет оплаты приватизированного имущества принято 2,2 миллиона чеков — 84% от выданных. В результате приватизации изменена доля государственного сектора: в первом полугодии 1993 года в нем производилось 94% продукции, а в первом полугодии текущего года — только 46%.

Продолжается процесс падения производства. Физический объем производства по сравнению с соответствующим периодом прошлого года сократился на 26% и в настоящее время составляет лишь 50,5% от уровня того же периода 1991 года.

Посевная площадь под урожай в хозяйствах всех категорий сократилась на 11% (примерно 500 тыс. га). Уменьшение на 307 тыс. га (12%) посевов зерновых связано также с недосевом озимых и гибелью посевов из-за неблагоприятных условий в осенне-зимний период. Валовой сбор зерна, по всем оценкам, не превысит 3,5 миллиона тонн (в 1993 году было 5,4 миллионна тонн).

При росте числа фермерских хозяйств, ведущих сев, — 8649 против 7452 в прошлом году — ими засеяно пашни меньше: 362 тыс. га против 378. Всего фермерских хозяйств в области насчитывается 11 649, земельных угодий им выделено 942 тыс. га.

В хозяйствах всех категорий производство снизилось: мяса — на 20 тыс. тонн в живом весе (или на 15%), молока — на 28 тыс. тонн (или на 5%). Падение поголовья скота по отдельным его категориям составило до 15%.

Организациями всех форм собственности освоено инвестиций (в сопоставимых ценах) при строительстве промышленных объектов на 20% меньше, чем за тот же период 1993 года. За шесть месяцев текущего года сдано в эксплуатацию всего три новых мощности.

На транспорте объем перевозок грузов уменьшился на 27%, в том числе на авиа- и автотранспорте на 32%, речном — 28%, железнодорожном — 25%, что в основном связано с уменьшением производства многих видов продукции.

Более-менее успешно развивались внешнеэкономические связи: внешнеторговый оборот составил 326 млн. долларов США, увеличившись на 61% по сравнению с первым полугодием 1993 года. Сальдо внешней торговли положительное — примерно 172 млн. долларов. В экспорте области (объем 249 млн. долларов) 75% продукции пришлось на долю топливно-энергетических ресурсов; экспортировано более 2 млн. тонн меди, а также 46 тыс. тонн алюминия.

2.    ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ

2.1.       Визиты И.Шабунина за рубеж

В Испании и Австрии побывал губернатор Иван Шабунин.

В Испании изучался опыт переработки продукции сельскохозяйственного производства. Впечатления от работы оптового рынка в Мадриде, занимающего площадь до 180 га, побудили губернатора попытаться организовать нечто подобное в Волгограде. Ожидается установление постоянных связей с Мадридом на этой основе. Испанский опыт по планированию сельскохозяйственного производства, а также жесткое государственное регулирование тарифов на электроэнергию дали губернатору возможность вновь обосновать свою позицию о необходимости сохранения и усиления роли государства в этих сферах и в России.

Поступления каких бы то ни было испанских инвестиций в экономику области ожидать не приходится из-за полнейшего незнания в Испании российских условий и даже российской географии (Шабунину пришлось объяснять, что озеро Байкал вовсе не находится рядом с Волгоградом и ориентир для его поисков — Китай, «от которого надо повернуть налево — и мимо Байкала просто не пройдешь»).

Поиски инвестиций были продолжены в Вене, где волгоградская делегация находилась по приглашению ЮНИДО — специализированной организации ООН, занимающейся именно проблемой инвестиций в развивающиеся страны. Усилия поведать urbi et orbi о баснословных богатствах Волгоградской области в виде залежей бишофита и перспективах извлечения из него в огромных количествах брома и магния в очередной раз провалились — бишофит пристроить так и не удалось. В то же время в Вене достигнута договоренность о поставке в Волгоград завода по переработке кукурузы и калибровке кукурузных семян.

2.2.       Новый мост через Волгу (проект)

Продолжаются усилия по строительству в черте города моста через Волгу.

Необходимость такого строительства обусловлена близящимися сроками капитального ремонта Волжской ГЭС, стремительно ветшающей и грозящей в случае выхода из строя мостового перехода полностью парализовать сообщение Волгограда с промышленным спутником и вторым по значению городом области — Волжским, а также со всеми левобережными районами области и прилегающими территориями. Ближайший мост через Волгу, находящийся в Саратове, не сможет в этом случае обеспечить транзит грузов из Средней Азии и Казахстана.

На основании этих аргументов область добилась в июле 1994 года включения этого строительства в федеральную программу «Дороги Росссии», что обеспечивает 25 финансирования из государственного бюджета.

Вместе с тем общая стоимость работ с учетом реконструкции дорог, необходимого расширения существующих мостов в Волго-Ахтубинской пойме составит около 800 млрд. рублей в текущих ценах. В областном бюджете таких денег нет и найдено быть не может.

Для строительства и последующей эксплуатации моста создается акционерное общество — главной его задачей остаются поиски необходимых средств. В наиболее благоприятном случае увеличения доли федерального взноса их все равно понадобится до 38% от стоимости строительства.

Массированно идет создание тендерного комитета и подготовка к организации конкурса для поиска сторонних инвесторов. Эта же проблема была рассмотрена в Волгоградской областной Думе, и есть достаточные основания утверждать, что она будет всячески способствовать организации этого строительства, в том числе попытается обеспечить гарантии для иностранных инвесторов, если таковые найдутся.

2.3.       Сборщики денег

В июле можно подвести итоги беспрецедентного похода областной прокуратуры против множества компаний, ведущих с помощью различных уловок крупномасштабный сбор денег у населения и пренебрегающих при этом получением банковской лицензии.

Вылетевшие из волгоградского «инкубатора» на широкий простор российского финансового рынка «Хопер», «Русская недвижимость», «Русский дом селенга» накопили достаточно средств для того, чтобы с помощью поднаторевших в юридической казуистике московских адвокатов мало что оставить от претензий провинциальных прокуроров. В череде следующих друг за другом решений областной арбитражный суд отказался рассматривать многие из предъявленных прокуратурой исков в силу неподведомственности данных дел, а другие удовлетворил лишь частично. Своевременная перерегистрация спорных пунктов уставов этих компаний с помощью обтекаемых формулировок оставила областную прокуратуру с носом, а «Хопру», «Русской недвижимости» и «Русскому дому селенга» сохранила возможность по-прежнему проводить сбор денег у населения, о чем и было с торжеством объявлено в печати.

Впрочем, перманентная борьба облпрокуратуры с «Русским домом селенга» привела к некоторым результатам, которые можно назвать неожиданными. «РДС» объявил, что в ближайшее время начнет передислокацию руководящих структур и всей своей «номенклатуры» (термин, официально используемый в «РДС» его руководителями — «достойными представителями» комсомольско-советской номенклатуры Соломатиным и Грузиным). Новым местом пристанища «РДС» и всей компании «Союз-С», созданной на его основе, а также созданного ими совместно фонда «Возрождение» станет Тула, где администрация в отличие от волгоградской нужды «РДС» обязалась понимать и всячески способствовать реализации его планов.

О том, что эти планы достаточно масштабны, свидетельствуют попытки создать филиалы компании «Союз-С» в странах Западной Европы и Персидского залива, а также заявленное решение построить — теперь уже в Туле — центр космической связи для управления всеми подразделениями и академию менеджмента для «номенклатуры» «РДС».

Намерение переехать в Тулу, если оно действительно будет осуществлено, доставит волгоградской администрации немало хлопот, которая, на словах ругая «РДС», на деле все чаще использовала финансовые возможности «РДС» для латания дыр в своем бюджетном кармане. Что именно получил в ответ «РДС», установить невозможно, но, видимо, немало, поскольку после подписания договора администрации с фондом «Возрождение» последний сразу же компенсировал часть потерь доверчивых вкладчиков лопнувшего «Невского ломбарда».

Сама же история «Невского ломбарда» (см.: А.Никольский. Волгоград и Волгоградская область в июне 1994 года (раздел «Синдром «Невского ломбарда»»)) получила довольно благополучное продолжение, поскольку его сбежавший руководитель был задержан в Чернигове и этапирован в Волгоградский следственный изолятор после того, как он заявил в местную милицию о том, что его ограбили. Грабителей черниговская милиция быстро нашла, но без малого килограмм золота на руках у российского гражданина показался подозрительным. Связаться с волгоградскими коллегами и выяснить происхождение этого золота оказалось делом недолгим, и живший под подлинной фамилией беглец был тут же арестован.

Разразившийся в конце месяца скандал с АО «МММ» не имеет каких бы то ни было специфических черт. Свои сбережения потеряло большое число людей, заложивших для рискованной игры квартиры, машины, драгоценности (и вовсе неожиданные вещи — один из акционеров потерял свою челюсть, которую заложил в ломбард как золотой лом и выкупить обратно не имеет денег). В то же время среди потерявших свои деньги большое количество пенсионеров, стариков, рискнувших буквально последними рублями. Скупки акций Мавроди у этих категорий акционеров в отличие от Москвы произведено не было, так как накануне начала этого обмена произошел арест Сергея Мавроди и работа пункта АО «МММ» была сразу же прекращена.

В то же время среди акционеров АО «МММ» — несколько работников городской и областной администраций среднего звена, имевших до нескольких десятков акций, а также представители всего спектра общественно-политических организаций области, включая сторонников «Выбора России», «ЯБЛока», ДПР и ЛДПР, руководители которой — два брата Карпенко — настолько легкомысленно распорядились своими зарплатами помощников депутата Государственной Думы, что каждый потерял без малого по сотне акций.

Акционеры АО «МММ» в Волгограде пока не проявляли никакой агрессивности, акций протеста не отмечено, ситуация у пункта АО «МММ» в кинотеатре «Победа» контролируется милицией, спецназом, а также находится под надзором ФСК. Настроения акционеров, первоначально равно ругавших Мавроди и правительство, изменились в пользу поддержки АО «МММ» после штурма квартиры и ареста С.Мавроди, что стимулировало вынужденное закрытие пункта АО «МММ» за 12 часов до обещанных выплат малоимущим по уже опубликованным спискам.

Областная администрация несколько отстраненно наблюдает за ситуацией, будучи озабочена лишь поддержанием порядка, периодически получая от АО «МММ» информацию о положении дел. Руководству кинотеатра «Победа» и базирующемуся в нем представителю АО «МММ» даны полномочия в случае беспорядков вызвать отряд ОМОН.

3.    ВЛАСТЬ

3.1.       Начало борьбы за губернаторство

То, что вышеописанная ситуация с «МММ» находится под контролем именно первого заместителя областного губернатора Льва Кириченко, а не какого-нибудь иного из руководителей области, как бы довершает необходимые предпосылки для вывода о том, что Волгоградская область стоит накануне смены руководства, которая, видимо, состоится лишь после шестидесятилетия нынешнего губернатора в следующем году и должна рассматриваться именно как завершение процесса, обеспечивающего преемственность власти с учетом интересов той группировки региональной элиты, которая в настоящее время контролирует областную администрацию.

Приглашение мэра города Волжского Льва Кириченко на пустовавший в течение длительного времени пост первого заместителя главы областной администрации и постепенная передача ему нынешним губернатором все новых и новых полномочий, включая представительство в областной Думе и местоблюстительство во время отлучек Шабунина, завершенная штрихом в ситуации с АО «МММ», позволяет рассматривать этого человека как одну из двух наиболее вероятных кандидатур на вакантную в будущем должность.

Другой вероятный кандидат на пост губернатора — мэр Волгограда Юрий Чехов, являющийся в то же время депутатом Совета Федерации.

Намечающееся противостояние двух руководителей города и области должно послужить в дальнейшем предметом детального анализа с учетом динамичного изменения ситуации. В настоящее время следует ограничиться лишь предварительным замечанием о том, что многие решения городского и областного руководства могут быть правильно поняты лишь на основе признания этого конфликта.

Типичным примером такого положения вещей следует рассматривать появление явно обременительного для городского бюджета канала муниципального телевидения, транслирующего вместо качественных программ независимого телевидения низкопробную продукцию, но сохраняющего зато под контролем три наиболее важных часа телевизионных суток — от 19 до 22 часов — ежедневно в течение всех семи дней недели.

В дальнейшем можно ожидать, что это противостояние двух кандидатов на пост главы областной администрации будет стимулировать разделение региональной элиты на полярные группировки, а в случае перевеса Ю.Чехова приведет в дальнейшем к значительной «смене караула» в областной администрации.

3.2.       Областная Дума

Деятельность областной Думы в июле была близка к точке замерзания.

Полный паралич объясняется как описанным в предыдущих материалах «Политического мониторинга» характером самой Думы, не претендующей и не собирающейся претендовать на сколь-нибудь самостоятельную роль по отношению к администрации области, так и отсутствием ее председателя Л.Семергея, вплоть до середины месяца находившегося с рядом волгоградских администраторов в США по приглашению «Центра гражданских инициатив».

Руководивший в период его отсутствия этим представительным органом вице-председатель С.Рябов, являвшийся до избрания на этот пост преподавателем истории Волгоградского государственного университета, хотя и имеет опыт и стаж депутата прежнего облсовета, в то же время меньше других депутатов склонен к каким бы то ни было самостоятельным действиям. Создается ощущение его полного удовлетворения своим нынешним положением. (Существующие контакты С.Рябова с руководством ранее НПСР, а теперь РСДНП носят скорее личный, нежели политический характер.)

Состоявшееся после возвращения Л.Семергея заседание Думы подвело итоги объявленного ранее конкурса по созданию Устава Волгоградской области. Ни один из поступивших на конкурс проектов не был признан достойным первого места, а потому была создана рабочая группа по подготовке объединенного проекта на основе представленных материалов, занявших прежде всего второе и третье места. В рабочую группу вошли авторы этих материалов — сотрудники находящейся в Волгограде Высшей следственной школы Министерства внутренних дел РФ.

В Думе также рассматривалось обращение инициативной общественной группы «Осиротевшие родители», возбужденное очередной армейской трагедией, произошедшей в соседней Астраханской области. Сформированная из числа депутатов комиссия уже направилась в Астраханскую область, а результат ее работы будет рассмотрен на следующем заседании.

К деятельности других общественно-политических организаций Дума интереса не проявляет. После ознакомления с публикой из числа активистов этих организаций потерял к ним какой-либо интерес и председатель Думы Л.Семергей. Главным образом и сами эти организации, за редчайшим исключением, никакого интереса к Думе не проявляют.

4.    ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Общественно-политическая жизнь области представляла собой парадоксальное сочетание активности политиков федерального уровня и пассивности местных общественных организаций на фоне безразличия занимающейся собственными делами основной части населения.

4.1.       ПРЕС

Общее оскудение общественной деятельности осознается и администрацией области, что отражено в решении заместителя главы обладминистрации Виктора Беспалова ограничиться пустым местом на должности своего консультанта по этим вопросам.

В то же время сам В.Беспалов отнюдь не до конца удовлетворил свои политические амбиции и оправился от неудачных для него выборов в облдуму. Завязавшиеся на почве Сенежского форума его контакты с С.Шахраем в свое время несколько запоздали и не дали Беспалову возможности сформировать и возглавить областную организацию ПРЕС. Будучи вынужденным потерпеть на этом месте Сергея Фролова и прочих людей, для Беспалова никакого интереса не представляющих, он получил в настоящее время возможность апеллировать к Шахраю с требованием вмешаться и провести устраивающую его реорганизацию, поскольку местная организация ПРЕС носит достаточно эфемерный характер. Представляется вполне вероятным, что эти апелляции, уже имевшие место, приведут к нужному для Беспалова результату.

4.2.       «ЯБЛоко»

Посещение Волгограда Г.Явлинским в июне 1994 года оставило менее всего следов какой бы то ни было организационной работы.

Ожидавшееся среди сторонников «ЯБЛока» после этой поездки объединение в ту или иную организацию не состоялось. Более того, не было предпринято даже сколь-нибудь заметной попытки предпринять действия в этом направлении.

Такое положение представляется следствием, с одной стороны, позиции самого Явлинского, всячески подчеркивающего свое желание «поспешать медленно», не только не направляя процесс создания партии сверху, но даже не стимулирующего стихийные попытки создать ее снизу. С другой стороны, можно объяснить это тем, что волгоградские сторонники, имеющие контакты с Явлинским, не желают создавать себе конкуренции и осложнять себе жизнь появлением новых людей, что неизбежно в случае создания заметной организации.

Имевшие место в ходе визита Явлинского переговоры с узким кругом участников привели лишь к обособлению членов этого круга на личной основе в виде остатков местной организации СДПР в лице Дмитрия Королева, руководителя также крайне немногочисленной организации ДДР Владимира Мироненко и Андрея Сурганова — помощника госдумца-явлинца Игоря Лукашова. Позиция этого депутата до конца не определена: контролируя деятельность этого кружка через своего давнего друга и помощника Сурганова, по отношению к кружку в целом он занимает позицию доброжелательного нейтралитета.

4.3.       РСДНП и «Держава»

Последствия визита А.Руцкого также не слишком ощутимы, хотя его посещение и привело к созданию в области оргкомитета рекламируемого бывшим вице-президентом социально-патриотического движения «Держава».

Как и следовало ожидать, оргкомитет создан на базе местного отделения Российской социал-демократической народной партии (РСДНП). Однако ощутимая разница между программами этих организаций, а также отчетливые разногласия между Руцким и фактическим руководителем бывшей НПСР Василием Липицким делает весьма проблематичным их симбиоз в дальнейшем.

Объявленные Руцким в Волгограде фантастические планы — иметь в октябре 1994 года на территории области стотысячную организацию движения «Держава» — вряд ли могут быть реализованы хотя бы с десятипроцентным успехом. Отсутствие денег и поддержки средств массовой информации сводят вероятность успеха к еще более низким величинам.

Кроме того, местная организация КП РФ во главе с депутатом Госдумы Алевтиной Апариной, на словах поддерживая одного из лидеров оппозиции, на деле предпочитает вести собственную игру и вовсе не выражает желания активно способствовать рождению и росту мощного политического конкурента, предпочитая оставить роль наиболее структурированной и многочисленной оппозиционной организации за собой.

В середине августа Руцкой может вновь посетить Волгоград. Среди предполагаемых целей призда — организация издания нового тиража его книги «Неизвестный Руцкой».

4.4.       ЛДПР

Последствия июньского же визита Владимира Жириновского дали его последователям наиболее ощутимые плоды в виде помещения, формально выделенного для руководителй местной организации братьев Карпенко как помощников депутата фракции ЛДПР по Волгоградской области и потому оплачиваемого и телефонизированного из бюджета и фактически используемого, разумеется, в качестве штаб-квартиры партии.

Кроме того этот визит и внимание к нему со стороны руководителей города и области открыли перед Карпенко многие кабинеты. А администрация Городищенского района области даже предоставила в распоряжение ЛДПР свою приемную (пока по выходным дням).

Намеченное на 19 августа повторное посещение Волгограда Жириновским во время объявленного круиза по Волге позволит сопоставить новый визит и его результаты с июньским.

4.5.       АПР

В июле в область приезжал председатель Аграрной партии России (АПР) Лапшин. Его визит не вызвал особого ажиотажа среди граждан и средств массовой информации, но следует отметить, что и сам Лапшин к этому не стремился.

Он провел семинар в отдаленном сельском районе области — Еланском, укрепил контакты с руководителями местной администрации.

4.6.       Съезд русского народа («Колоколъ»)

16-17 июля состоялся Съезд русского народа Волгоградской области, организованный редакцией ультрапатриотической газеты «Колоколъ». На съезд специально приехал генерал Макашов.

Организационно съезд был подготовлен слабо и прошел достаточно сумбурно.

Попытки принять резолюции вылились в бесконечные споры, в результате чего резолюции были приняты лишь «в основном» и отправлены на доработку.

Положение лишь усугубило участие в обсуждении культурного центра «Русский дом» во главе с Еленой Ляпичевой, ранее известной как лучший организатор подобных мероприятий.

Несмотря на то что каких бы то ни было выборов не проводилось, в последующих номерах газеты «Колоколъ» объявлено о том, что в области сформирован Национальный совет во главе с самопровозглашенным председателем Александром Лосевым.

Амбиции этого видного в прошлом местного демократа оказались лишенными по ходу съезда «амуниции», поскольку не только сделать доклад, но даже удержать съезд, будучи его ведущим, от гвалта и хаоса он не смог.

Вместе с тем Съезд русского народа преподнес некоторые неожиданности, среди которых следует отметить официальное участие в его работе делегации местной организации ДПР во главе с ее недавним руководителем, а в настоящее время членом правления, так же, как и Лосев, известным с 1989 года как демократ Анатолием Петровым.

Другой, еще большей неожиданностью, стало зафиксированное на съезде примирение между редакцией «Колокола» в лице Станислава Терентьева и А.Лосева и областного УВД.

Всего лишь за две недели до съезда лидеры «Русского собрания» отбыли пятисуточный арест за проведение несанкционированного, по мнению милиции, митинга. Всего лишь месяц назад суд оштрафовал редакцию за нанесение морального ущерба областному УВД на 40 миллионов рублей. И наконец, лишь за неделю до съезда центр общественных связей облУВД выступил с уничижительной разгромной критикой в адрес «Колокола».

На съезде же выступавший там представитель УВД (что и само по себе?!) и организаторы съезда чуть ли не пели друг другу дифирамбы. Подобное взаимопонимание сохранилось и в дальнейшем. В последующих номерах «Колокола» редакция отказалась от какой-либо критики в адрес отдела внутренних дел и всячески демонстрирует лояльное к нему отношение. Самое интересное, что УВД отвечает тем же.

5.    КАЗАКИ

Социологический центр волгоградского Института управления провел опрос 1000 человек населения 13 сельских казачьих районов области.

По поводу купли-продажи земли мнения населения разделились следующим образом: за организацию купли-продажи на территории бывшего Войска Донского высказались 33% опрошенных, против — 49%, не определились — 18%. При этом поддержать куплю-продажу земли более склонны молодые слои казаков.

В случае организации купли-продажи земли казаки склонны доверить это следующим структурам: атаманам — 9%, администрации — 17%, общему сходу населения станицы — 31%. При этом более доверяют администрации «иногородние» (традиционный казачий термин для обозначения неказачьего населения казачьих территорий), а сходу более доверяют коренные казаки.

Еще более противоречиво отношение к атаманскому правлению вообще: за атаманов и против администрации высказались 42% опрошенных, против атаманов и за деятельность администрации — 36% опрошенных. Не определелись 22%. 68% опрошенных из числа неказаков высказались против атаманского правления.

Однако даже те, кто поддерживает введение атаманского правления, в большинстве не считают, что это улучшит условия их жизни. При этом 40% опрошенных связывают возможное улучшение жизни на селе в казачьих районах с изменением всей политики государства по отношению к крестьянам. А еще 25% видят возможности для улучшения в рамках существующей системы. Все это, помимо прочего, подтверждает скептическое отношение сельского населения вообще к органам власти в целом.

 

Волгоград, 9 августа 1994 года