Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Чувашская Республика

С. Ю.

Чувашская Республика

в мае—июле 1994 года

В эти месяцы нашли свое продолжение наметившиеся ранее тенденции — Николай Федоров укреплял президентскую власть, в экономике нарастающими темпами продолжался спад, национальное движение проявляет себя почти исключительно в культурно-массовых мероприятиях.

Однако появилось и новшество — после длительного выборного «марафона» в республике все-таки избрано более 2/3 от определенного Конституцией количества депутатов Госсовета, и он приступил к работе.

 

На митинге, состоявшемся в Чебоксарах 1 мая и организованном горкомом компартии РФ, присутствовали 4-5 тысячи человек. Набор лозунгов, как всегда, стандартный. Критиковали президента Н.федорова за то, что он не выполняет своих предвыборных обещаний, расточительно тратит народные деньги и отгородился от народа многочисленной личной охраной; за то, что подписал Договор о согласии с «оккупационным режимом Ельцина». Досталось бывшему председателю Верховного Совета Чувашии Эдуарду Кубареву за «трусость и непоследовательную политику, в результате чего парализована работа ВС республики»; а также профсоюзному лидеру Льву Захарову, который не только не организовал празднования 1 Мая, но и сам не пришел на митинг. Завершилось мероприятие сбором средств в помощь газетам «Советская Россия» и «Товарищ», собрано более 180 тыс. рублей.

В целом майские праздники прошли тихо, без эксцессов и неожиданностей.

 

Обвинения руководства ВС Чувашии в безволии и безынициативности, прозвучавшие 1 мая на митинге коммунистов, надо сказать, были справедливы. В последние полгода после избрания президента Чувашии Верховный Совет практически никак не проявил себя, и в прессе о нем упоминалось разве что в связи со скандальным законом о компенсациях для народных депутатов, полномочия которых прекращаются в связи с избранием нового парламента — Госсовета (см. предыдущие обзоры).

Если бы выборы в Госсовет в марте прошли благополучно, Верховный Совет бы тихо канул в прошлое, однако избранных депутатов для кворума не хватило и создалась двусмысленная ситуация — наличие в республике бездействующего в связи с «чемоданными» настроениями старого органа представительной власти и «недоизбранного» нового.

В этих условиях проявил инициативу Н.Федоров и 4 мая подписал указ «О представительных органах государственной власти и местного самоуправления в Чувашской Республике», который «в целях обеспечения функционирования представительных органов» констатирует, что на территории Чувашской Республики полномочия всех депутатов местных Советов народных депутатов и депутатов Чувашской Республики исчерпаны с 14 марта 1994 года». В связи с этим главам местных администраций тех городов и поселков, где избраны хотя бы несколько депутатов местных самоуправлений, приказано образовать из их числа так называемое Консультативное совещание при главе администрации. Главы местных администраций должны решать вопросы формирования местных бюджетов, налогов и сборов «с учетом рекомендаций Консультативного совещания».

Главам администраций городов, где не был избран ни один депутат (а это — столица Чувашии Чебоксары, второй по величине город республики — Новочебоксарск, города Шумерлы и Ядрин), приказано осуществлять функции соответствующих представительных органов местного самоуправления до их избрания.

Таким образом, еще до избрани Госсовета и местных органов самоуправления старая система представительных органов власти была упразднена. Никаких демаршей, никакой дискуссии в прессе за этим не последовало. По слухам, многие депутаты ВС узнали о его упразднении прямо по ходу проведения Дня депутата — до обеда занимались по плану, а после обеда двери в зал заседаний оказались закрыты.

Отсутствие реакции на действия президента — скорее следствие отсутствия у населения интереса к политике вообще, чем свидетельство популярности Н.Федорова. Однако этот шаг, естественно, не прибавил ему сторонников из числа республиканской номенклатуры.

Нет оснований считать, что Госсовет нужен Н.Федорову больше, чем Верховный Совет. С ВС, пожалуй, было даже проще работать, пока он был полностью деморализован. Как будет настроен Госсовет, к началу мая было еще неизвестно, но из числа уже избранных депутатов значительная часть тяготела к коммунистам, а те, как уже было отмечено выше, по отношению к Федорову определились.

В четверг 26 мая состоялись довыборы депутатов Госсовета ЧР в тех округах, где они не состоялись ранее из-за низкой активности избирателей. Как и следовало ожидать, в голосовании и на этот раз приняли участие всего 28,4% избирателей, ни один из кандидатов не получил достаточного количества голосов, чтобы стать депутатом, поэтому во всех 16 округах было назначено повторное голосование, которое состоялось 2 июня. В его ходе более 25% избранных депутатов Госсовета насчитывалось 33 человека из 47 по списочному составу. Кворум же для проведения первого заседания, 2/3, составляли 32 человека.

21 июня открылась первая сессия Госсовета, главным вопросом которой были выборы председателя. Выступавший на первом заседании Николай Федоров подчеркивал, что председатель — не более чем обычный депутат, отличающийся от остальных только тем, что ведет заседания Госсовета. Однако все присутствующие понимали, что в наших условиях председатель Госсовета будет играть значительно более внушительную роль, чем это видится Н.Федорову, а поэтому за место председателя развернулась ожесточенная борьба. Пока еще рано говорить о каких-то фракциях или группировках в Госсовете, но фактом можно считать наличие там обширных коммунистического и аграрного лобби, депутаты которых баллотировались в сельской глубинке. «Демократически» настроенных депутатов значительно меньше, поэтому претендентами на этот пост были: Борис Яковлев, бывший заместитель председателя ВС; Александр Кушков, бывший министр сельского хозяйства; Лев Кураков, ректор Чувашского университета. От демократов на эту должность могли выбрать только Светлану Маринову, однако спикером Госсовета стал Валентин Шурчанов, первый секретарь рескома Компартии России.

Разногласия между правительствои и Госсоветом наметились уже на второй сессии, которая открылась 14 июля. На ней обсуждались регламент работы Госсовета, закон о статусе депутата, поправки к закону о выборах и др. Со стороны Госсовета было заметно явное стремление присвоить себе больше полномочий, чем то предусмотрено Конституцией. Представители президента каждый раз возражали, но депутаты чаще всего отклоняли возражения. Справедливости ради нужно отметить, что делалось это в основном в корректной обстановке.

 

29 июня в газете «Советская Чувашия» было опубликовано обширное интервью двух следователей из районного центра — Цивильска. Они приводили факты смыкания преступности и правоохранительных органов в этом городе — сокрытие преступлений, использование услуг уголовников милицией, продажа оружия и так далее. По их заявлению, руководство не дает им довести расследование до конца, более того, им самим и их родственникам угрожают расправой, так что им пришлось на время укрыться в здании районного отдела Министерства безопасности ЧР. В сокрытии этих фактов, по заявлениям следователей, заинтересованы очень высокопоставленные лица, вплоть до министра внутренних дел. Обвинения настолько серьезны, что всех руководителей правоохранительных органов района до окончания следствия отстранили от исполнения обязанностей, назначив на их место офицеров из Чебоксар.

Следствие продолжается; по некоторым сведениям, МВД стремится спустить дело «на тормозах». Если факты, приведенные в статье, подтвердятся, министр внутренних дел, скорее всего, будет смещен.

 

Подводя краткие итоги полугодового пребывания Н.Федорова на посту президента Чувашии, следует отметить, что в условиях вакуума власти в республике ему удалось занять в ней ключевую позицию. На данный момент он обладает всей полнотой власти в республике. Однако он никогда не был харизматическим лидером, и широкой популярностью у населения он не пользуется. Меры по выводу экономики из кризиса, которые принимает кабинет министров, пока не приносят успеха. Наоборот, к лету падение производства увеличилось. Президент же в свое время заявлял, что за действия правительства он несет полную ответственность.

Еще один недостаток Н.Федорова — он не знает людей в республике. Пожалуй, именно это является причиной того, что на ведущие посты он ставит своих знакомых по работе в Чувашском университете или привозит людей из Москвы. Местные чиновники и производственная номенклатура этим недовольны.

Та же самая номенклатура в республике ориентируется на таких лидеров, как Валерьян Викторов, Лев Кураков, Александр Кушков, и образует нечто вроде кланов, поддерживающих того или иного политика. У Николая Федорова подобной «группы поддержки» в республике не было, да и сейчас, пожалуй, тоже нет.

Появление на политической арене Государственного совета еще более осложнит ситуацию, так как он наверняка станет тем знаменем, вокруг которого сплотится оппозиция, и хотя сейчас взаимоотношения Госсовета и кабинета министров не слишком остры, в будущем очень вероятна резкая конфронтация между ними.