Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Марий Эл

Сергей СМИРНОВ

Республика Марий Эл

в июле 1994 года

1.    ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Политическая сенсация местного масштаба — скандал в Москве с участием президента РМЭ В.Зотина, голос которого на фоне столичных политиков обычно слышен не был.

Из региональных отделения партий в республике активизировались «Предприниматели за новую Россию», обладающие, в отличие от конкурентов, замечательным качеством — соединением силы убеждений и капитала. Это особенно актуально теперь, когда РМЭ находится на грани банкротства.

Но политические события в РМЭ традиционно находятся на втором месте по сравнению с экономическими. Республика задолжала своим гражданам 32 млрд. рублей, спад производства достиг огромных размеров, безработица в 2 раза выше среднероссийской, люди по полгода живут без зарплаты, над большинством предприятий навис признак банкротства, закрываются школы, детсады и больницы; увольнения... Что еще нужно для социального взрыва?

Однако у населения удивительная выдержка: до сих пор никаких бунтов, демонстраций, осад Дома правительства. Впрочем, местное правительство изменить ничего не в силах. Как отмечают сами политики, народ уже даже не ругает правителей, как некогда. Недоверие к власти сменилось полным неверием и апатией.

2.    ПОЛИТИКА

2.1.       Президент

Президент РМЭ Вячеслав Максимович Зотин после постоянных поездок в Москву за деньгами и безуспешного ожидания в приемной Минфина РФ, где его требования игнорировали, заговорил. Газета Правительства РФ — «Российская газета» (от 19 июля) отметила выступление В.Зотина на расширенном заседании 15 июля как «особенно резкое и скандальное». Эта речь приоткрывает позиции первого лица РМЭ:

«Вы, Виктор Степанович, слишком оптимистины. Мы сейчас не в пике кризиса, пик еще впереди. Октябрь — роковой для России месяц. Боюсь, что терпение народа не беспредельно... Не судите по Москве. Регионы истощены, в Москву отсосано более 70% средств — это держит все регионы за горло... Почему такая трагика? Жаль, что рушится накопленный потенциал, идет деградация личности, депопуляция общества, криминализация всех сфер, снижение уровня и качества жизни. Налоги губят производство, а рост цен на топливо и транспорт его добивают. Спад в республике достиг 48% (объем промышленного производства к уровню полугодия 1991 года) и продолжается. Только в июне объем производства сократился на 73% предприятий. Ухудшается положение сельского хозяйства — одного из стабильных и лучших в прошлом в РФ.

Средняя зарплата в РМЭ в мае составила 107 тыс. рублей, что на 1% выше, чем в апреле. В рабочих районах — 80-90 тыс. рублей, а в сельском хозяйстве — 54 тыс. рублей... Тяжелейший удар нанесен по социальной сфере. Как и на производстве, здесь месяцами не получают зарплату. Я согласен с коллегой из Башкирии: если поднимать в 1,4 раза зарплату сегодня, когда мы не можем расплатиться за прошлые месяцы, получается так: в Москве — хорошие, а мы — плохие. Этот вопрос надо решать одинаково по всей России.

Правительство РМЭ вынуждено в срочном порядке рассмотреть вопрос о строжайшей экономии на 32 млдр. рублей — мы вынуждены закрывать детские дошкольные учреждения на селе, малокомплектные школы, участковые больницы, высвободить тысячи медработников, учителей, работников культуры. Отменили льготное обеспечение медикаментами инвалидов, участников ВОВ, кроме экстренных случаев. Резко возросли смертность, число самоубийств...

Прекращено строительство школ, тогда как 116 школ находятся в аварийном и ветхом состоянии. В такой критической ситуации республика никогда на была, даже, может быть, после войны — даже тогда старались строить школы.

Мы с вами создали такую экономическую ситуацию, что работать невыгодно: налоги, бесконечно повышающиеся тарифы на энергоносители, транспорт, плохо работающая система взаиморасчетов в России и СНГ.

Второй этап приватизации. Продадим госпредприятия. А первое, что сделает новый хозяин, — закроет и выгонит рабочих — будет ждать нормального налогообложения и экономической ситуации. Я гарантирую — так и будет.

...Может быть, чем запускать казахского космонавта, деньги лучше направить на подготовку к зиме, которая под угрозой.

...Наши бесконечные указы не работают, так как не обеспечены финансированием.

Что же делать?

1. Госрегулирование цен на энергоносители. Да, механизм есть, но он не работает. А также — тарифов на железнодорожные перевозки. 70% бюджета РМЭ тратится на погашение тарифов за газ, топливо, электроэнергию и т.д. Ничего же нельзя делать! Как молотом по голове...

2. Провести взаиморасчеты и списать долги, создавшиеся не по вине производителей, а по вине государства. Все об этом знают, но молчат. Знают, что эти долги никто не сможет вернуть. Новые кредиты не идут в производство, а уходят на оплату огромных процентов по старым.

3. Выделять средства по указу Б.Ельцина «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет федерального бюджета» через руководство регионов официальным представлением, иначе это может стать основой для коррупции.

4. Срочные меры по снижению и упорядочению налогов, не дожидаясь конца года — некоторые из нас могут не дожить. Большие налоги — меньше поступлений в казну. И наоборот.

5. Срочно принять закон об инвестициях и федеральные инвестиционные программы. РМЭ привлекла иностранные инвестиции в 144 млн. долларов. Но они не работают! Выгоднее остановить предприятие.

6. Отменить указ Б.Ельцина №1773 «О проведении налоговой амнистии в 1993 году», так как применение 3-кратного штрафа приведет к банкротству большинства предприятий. А банкротство, понимаете, кому выгодно?

7. Обеспечить своевременное финансирование оборонного заказа.

8. Ускорить выделение кредитов агропромышленному комплексу. На носу уборка. Республике дали 9 млрд. рублей — но это чепуха... Цены на зерно надо устанавливать не из Москвы, а регионально, так как они в разных регионах разные.

9. Я против трансфертов; если эта система существует, то должна быть объективной, а направление средств в регионы своевременным. Сегодня здесь вакханалия. Кто хочет — перечисляет деньги в бюджет России, кто не хочет — не перечисляет. Так же и Минфин РФ регионам. Бюджет РМЭ сейчас задолжал всем 32 млрд. рублей. Сегодня наравномерные поступления средств побуждают к социальному взрыву...» [5].

Эффектный спич, но результативен ли? По крайней мере, о денежных переводах Москва — Марий Эл пока не сообщалось.

2.2.       Парламент РМЭ

В январе 1994 года на первой сессии Госсобрания РМЭ было создано 6 постоянных комиссий: мандатная, по законодательству и законности, по бюджету, налогам и платежам, по вопросам социального развития и социальной защиты, по вопросам экономического развития, предпринимательства и приватизации, по межгосударственным связям, межнациональным отношениям и работе с органами местного самоуправления. За полгода «родили» более 120 замечаний и предложений. Больше всего работы было у «бюджетной» комиссии.

Кроме того, на второй и третьей сессиях ГС образованы еще две: по целевому расходованию средств фонда обязательного медстрахования, по осуществлению контроля за реализацией закона и программы приватизации. А также создан экспертный совет. Причины были. При рассмотрении программы обязательного медстрахования депутаты подвергли массированной критике принцип расходования собранных средств страховыми компаниями — очевиден контраст между умирающей медициной и здравствующими компаниями. Решено выяснить правомерность расходования этих средств, организована ревизия страховых компаний. Кстати, последние уже пострадали от парламента: если ранее на ведение дела им отводилось 5% от собранной суммы, то теперь, по настоянию ГС, правительство урезало эту долю до 1%.

Комиссия же по контролю за приватизацией создана после множества жалоб от жителей республики. Процесс приватизации еще не отрегулирован, в ходе его допускается немало нарушений законодательства: вскрывались случаи злоупотреблений руководителями акционированных предприятий, которые, пользуясь всеобщей правовой неграмотностью, «не считаются с мнением коллектива собственников» [6].

2.3.       Представители РМЭ в Госдуме

Анатолий Геннадьевич Попов — единственный представитель РМЭ в Госдуме РФ поддерживает позиции Всероссийского объединения «Предприниматели за новую Россию», входящего во фракцию ПРЕС. Он — председатель региональной организации ПРЕС в Марий Эл, директор Йошкар-олинской обувной фабрики, член правления республиканского демократического движения «национально-культурного толка» «Мари Ушем». В Госдуме входит в подкомиссию по бюджету, надо сказать, одну из ключевых в парламенте.

Среди поручений, затрагивающих интересы республики, основным считает разрешение конфликта Марий Эл — Чувашия по поводу Чебоксарской ГЭС: «Эту станцию строила вся страна. А сейчас РМЭ, больше всех пострадавшая от затопления, ничего от этого не имеет. Мы изложили свое видение этого вопроса (плата за урон, за использование водных ресурсов (пол-Волги) — наша) и представили в Совет Федерации».

Законы, которые, по его мнению, следует принять в первую очередь: закон «О прожиточном минимуме в РФ», без которого, по сути, нельзя работать над законом о пенсионном обеспечении; блок законов о земле, введение в действие Земельного кодекса РФ; внести изменения в Уголовный кодекс (в связи с указом) [8].

2.4.       Партии и движения

2.4.1.      Всероссийское объединение «Предприниматели за новую Россию»

14 июля состоялось очередное заседание МО (марийского отделения) ВО «ПНР», где участвовали: представитель ЦБ РФ по РМЭ, директор республиканского Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции О.А.Шишкин. Собравшиеся ознакомились с проектом закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в РМЭ». Были избраны делегаты на расширенный координационный совет ВО «ПНР», состоявшийся в Москве 22-24 июля: В.А.Пайдоверов (заместитель председателя МО, генеральный директор фирмы «Черемшан»), Г.М.Анкудинова (директор фирмы «АГФ»), А.Софронов (исполнительный директор МО). Решено провести конференцию предпринимателей РМЭ 28 июля [10].

Возможный преемник председателя МО Вячеслав Александрович Пайдоверов подчеркнул, что отделение еще не прошло организационный период становления, поэтому МО намерено не только расти численно, но и зарабатывать общественный авторитет. Для этого МО ВО «ПНР» старается устанавливать контакты как с официальными органами власти, так и с фирмами, организациями и т.д. Предприниматели намерены также участвовать и в обсуждении важнейших законопроектов, затрагивающих их интересы.

Дискуссия вокруг законопроекта «О поддержке малого предпринимательства» была весьма острой — сказывается недоверие деловых кругов к ныне действующему законодательству. По-прежнему балом правят коммерческие банки, которые сами устанавливают проценты на привлеченные финансовые ресурсы; централизованные же кредиты до предпринимателей не доходят — еще один повод для обиды на государство: «Все формы собственности должны находиться в одинаковом правовом положении». Нелестно отзываются предприниматели и об аппарате министерств и ведомств: «Бюрократия всесильна и постоянно навязывает свои условия». Они не верят и в то, что выделяемые для них правительством средства будут вложены в конкретное дело (на содействие малому предпринимательству по производству товаров народного потребления предусмотрено выделить 50 млн. рублей). «Да, создан Фонд поддержки предпринимателей, разработана программа оказания помощи, есть наблюдательный совет. Но, к примеру, чтобы получить льготный кредит, нужно собрать такую кипу документов, что вряд ли много найдется желающих. Тем более, что даже этой небольшой суммы в бюджете нет».

Отсюда — недоверие предпринимателей к власти. Люди бизнеса готовы действовать самостоятельно: есть идея открыть свою юридическую службу, чтобы защищать интересы собственников; создать свой финансовый, независимый от государственного фонд поддержки предпринимателей.

Конечно, за всем стоит политический расчет. Уже сегодня многие будущие кандидаты в депутаты стараются привлечь бизнесменов на свою сторону. Возможен альянс власти, провозглашенной и власти реальной.

В последнее время активизировался и координационный совет ВО «ПНР» в Москве. Видимо, в ближайшие месяцы в РМЭ будет создан постоянный рабочий орган «ПНР» [5].

2.4.2.      Общественно-политическое движение «Достоинство и милосердие»

Движение объединяет республиканские организации ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, всероссийских обществ слепых, глухих, охраны памятников истории и культуры, Марийское республиканское общество инвалидов, союз «Чернобыль», женское движение «Совесть». Руководители этих организаций являются сопредседателями движения. Компания внушительная и представляет значительную общественную и политическую силу. Обычная же в такого рода массовых конгломератах трудность — обеспечение единства действий — компенсируется общностью «интересов» — обычно обиженные (судьбой, старостью, государством и т.д.) особенно активно чего-то требуют у властей.

Леонид Акимович Яковлев — депутат ГС РМЭ, председатель правления Марийского общества инвалидов (в ГС прошел по списку «ДМ») утверждает, что и правительство РМЭ, и ГС поддерживают с движением «определенные связи». При президенте РМЭ образована Общественная палата (совещательный орган) — Л.Яковлев является одним из ее сопредседателей, туда же входит руководитель «Совести» Глафира Михайловна Абросимова [6].

2.4.3.      Российское конструктивно-экологическое движение «Кедр»

26 июня в Йошкар-Оле состоялась пресс-конференция «Кедра», который в РМЭ представляет Геннадий Александрович Григорьев — депутат ГС РМЭ, главврач Центра санэпиднадзора республики. Движение «Кедр» на республиканских выборах вошло в «тройку» крупнейших партий («кедровиков» в Марий Эл около 800 человек — для примера: в МО ЛДПР — 50-100 человек). Осенью группой врачей-депутатов (см. п.5.2.) на сессию ГС будут вынесены законопроекты о доброкачественности воды и продуктов питания (РМЭ занимает 4-е место в России по заболеваемости желтухой).

2.4.4.      Движение матерей «За социальную справедливость»

Это движение зарегистрировано в Министерстве юстиции в марте. В выборах 12 декабря не участвовали. Координационный совет из Москвы взывает открыть в республике региональное отделение или... выслать денег [4].

3.    ВИЗИТЫ

С 7 по 9 июня в РМЭ побывали представители Абхазской Республики: К.К.Озган — член президиума, председатель комиссии по экономической политике ВС Абхазии, и В.М.Аргун — министр торговли. Цель: наладить торгово-экономические связи двух республик. Стороны рассмотрели проект Договора об основах сотрудничества между РМЭ и АР. (Видимо, плохи дела в Абхазии, измученной войнами, если она польстилась на такого партнера, у которого из «связей» разве что Эстония, Венгрия и Финляндия, да и то более культурные, нежели торговые.) [12].

 

19 июля госсекретарь РМЭ Николай Федорович Рыбаков принял группу финских деятелей культуры, прибывших в республику с целью изучения русского языка и знакомства с культурой марийского народа. Гости прибыли по приглашению общества «Марий Эл — Суоми» и АО «Маритурист». На встрече присутствовал секретарь по вопросам культуры Общества дружбы народов Финляндии и России Пулму Маннинен [5].

 

В Йошкар-Оле состоялась II Всероссийская научно-практическая конференция «Новые технологии обучения», где участвовали 160 ученых, педагогов.

4.    ЭКОНОМИКА

4.1.       Общее положение

Складывается впечатление, что федеральные власти живут в другом измерении, не вникая в суть происходящего на местах. «Сверху» звучат оптимистические выводы, реалии противоположны. Обостряется социальная напряженность регионов, испытывающих хроническую нехватку финансов. РМЭ постоянно недополучает или получает с опозданием деньги из центра; а так как основа местного бюджета — это малость бюджета федерального, то республика сегодня в долгах перед сельским хозяйством, ВПК, медициной, образованием и т.д. (32 млрд. рублей).

4.2.       Внешние связи

Куда только ни ездили за последнее время руководители республики, а реальной отдачи от вояжей очень мало. РМЭ продвинулась, пожалуй, лишь в международном бизнес-»туризме» (шоп-туры). В производство же инвестиции очень невелики. Между тем опыт некоторых местных перерабатывающих и пищевых предприятий показывает, что связи лучше всего устанавливать на уровне фирм. Депутат ГД РФ А.Попов, постоянно обивающий пороги московских министерств, считает, что многие виды сырья из республики отправляются сейчас за бесценок и следует наладить их переработку у себя. Сейчас взоры РМЭ направлены на Ближний Восток, бедный лесом.

4.3.       Сельское хозяйство

Резко ухудшилось финансовое положение предприятий, колхозов и совхозов. Покупатели не оплачивают практически месячный объем производимой продукции. Каждое третье предприятие в республике является убыточным. Рост цен в промышленности в 1,6 раз обгоняет рост цен в сельском хозяйстве — ценовые «ножницы» углубляют конфликт двух важнейших отраслей народного хозяйства. Началось устойчивое свертывание производства многих продовольственных товаров. Для иных коллективов сегодня простаивать даже выгоднее, чем работать на склад. На некоторых из сельскохозяйственных предприятий зарплата не выдается в течение 3-6 месяцев. Продукция скапливается на складах — магазины городов, не рискуя, покупают мало и дешево (то есть выбирают или второсортные, или несвежие продукты). На селе даже поговаривают, есть ли резон проводить осенний сев?.. А в городах — о голоде зимой [1,7].

4.4.       Информационный рынок

РМЭ третьей среди регионов России начинает внедрять систему рыночной информации (в США таковая действует с 1915 г. и сейчас является гордостью нации). Согласно межгосударственным договоренностям, американцы оказывают помощь в создании системы. Например, уже внедряется совместная программа ценового мониторинга применительно к продовольственным товарам (наблюдение за ценами). Проект, который должен охватить в перспективе все 86 территориальных образований России, пока в зачатке. И Марий Эл оказана честь (или риск пионеров?) после Калуги и Белгорода. Для методической помощи в РМЭ прибыли специалисты по маркетингу Министерства сельского хозяйства США Скотт Миллер, Эйс Глоу и представитель Минсельхозпрода РФ Н.Романова [3].

4.5.       Ресурсы

Главное богатство республики — лес «тащится во все стороны, на восстановление вырубленных массивов махнули рукой». Объяснение — нет настоящего хозяина. Правительство решило создать головное госпредприятие — «Марийский лесопромышленник». Предполагается, что это позволит создать единую систему управления лесным комплексом [4].

4.6.       Рынок ценных бумаг

В республике формирование рынка ценных бумаг достигло следующих масштабов: на 1 июля зарегистрировано более 170 акционерных обществ, 7 инвестиционных фондов; акционерами стали более 74 тысяч жителей РМЭ [4].

4.7.       События

Событие российского масштаба: в Йошкар-Оле на АО «Мариэнерго» принят в эксплуатацию первый энергоблок ТЭЦ-2, включенный в Единую энергетическую систему России. Отныне РМЭ из потребителя электроэнергии превратилась в ее производителя. На открытии присутствовали: президент РМЭ В.М.Зотин и президент РАО «ЕЭС России» А.Ф.Дьяков. Во многом проект осуществлен благодаря соглашению о совместном строительстве и эксплуатации ТЭЦ, подписанному между ними. Предстоит построить еще 4 блока, но финансовый вопрос делает эту возможность проблематичной [2].

 

29 июля на плотине Чебоксарской ГЭС открыт мостовой переезд (стоимость 16 млрд. рублей), замкнувший разорванный Волгой путь автомагистрали «Вятка», которая соединяет республики Коми, Марий Эл, Чувашию и Кировскую область. Торжественное открытие почтили присутствием президенты двух соседних республик, РМЭ и Чувашии, В.М.Зотин и Н.В.Федоров, а также высокие гости из Москвы.

5.    УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

5.1.       Безработица

Более половины населения находится за чертой бедности. Уровень безработицы составил 2,6% (по РФ — 1%), более 60% обратившихся в службу занятости — женщины. По безработице «лидируют» Моркинский и Звениговский районы. По решению правительства РМЭ создана специальная комиссия по предотвращению чрезвычайной (кризисной) ситуации в сфере занятости республики.

5.2.       Медицина

Средняя продолжительность жизни в РМЭ — 59 лет (в 1985 г. — 62 года). Специалисты объясняют это социальными, экономическими, экологическими причинами, а также «алкоголизацией населения» [9].

В РМЭ — финансовый кризис. В Минздраве, как и везде, курс жесткой экономии. Для усиления контроля за расходованием средств при Минздраве создано контрольно-ревизионное управление. Временно прекращено приобретение медикаментов, оборудования, строительство. Рекомендовано отказаться от бесплатного детского питания, медикаментов. Временно прекращено лечение больных за пределами республики. В некоторых стационарах оставляют только тяжелобольных, выписывая остальных.

РМЭ за счет страховой медицины продержалась полтора года. Сейчас ресурсы исчерпаны. Надежда на осень — урожай в сельском хозяйстве, оживление денежного оборота, поступление взносов страховым компаниям.

В ГС РМЭ из 30 депутатов — 5 медиков. Недавно создали свою депутатскую группу. Утверждают, что в бюджете 1994 года на нужды здравоохранения выделено вдвое меньше минимально необходимого, и то — на бумаге [2].

5.3.       Безопасность

В связи с указом Б.Ельцина («о борьбе с бандитизмом») правительство РМЭ постановило: города Йошкар-Олу и Волжск, где наиболее распространены проявления организованной преступности, считать на особом контроле правительства. Министрам внутренних дел и безопасности республики разрешено, «при необходимости», переводить весь личный состав на работу по усиленному варианту.

В столице РМЭ Йошкар-Оле совершается до 50% всех республиканских преступлений, действует до двух десятков уголовных «бригад» (на 270 тыс. жителей) — видимо, влияет близость Казани. А через Волжск идут транзитные пути в соседние республики.

В Йошкар-Оле МВД РМЭ в течение месяца провело две суточные крупномасштабные операции «Ураган», в которых были задействованы милиция, ОМОН, специальный отдел быстрого реагирования, спецназ, общественность. Контролировались автомагистрали, рынки, торговые точки, гостиницы, места массового отдыха и концентрации «антиобщественного элемента» [7].

Кстати, сама «общественность» не разделяет скепсис некоторых политиков, оценивающих очередной популистский указ как шаг к произволу властей, — напротив, более распространен энтузиазм от симптомов долгожданной «твердой руки».

Источники

1. Марийская правда.— 1994.— 2 июля.

2. Марийская правда.— 1994.— 6 июля.

3. Марийская правда.— 1994.— 7 июля.

4. Марийская правда.— 1994.— 12 июля.

5. Марийская правда.— 1994.— 22 июля.

6. Марийская правда.— 1994.— 26 июля.

7. Марийская правда.— 1994.— 27 июля.

8. Марийская правда.— 1994.— 2 августа.

9. Молодежный курьер.— 1994.— 7 июля.

10. Молодежный курьер.— 1994.— 21 июля.

11. Молодежный курьер.— 1994.— 28 июля.

12. Релизы пресс-службы правительства РМЭ.