Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Коми

Владимир ИЛЬИН

Республика Коми

в июне—июле 1994 года

Лето — период заметного затишья в жизни республики. Люди разъезжаются в отпуска. Замирает жизнь республиканского парламента. Резко падает информационная насыщенность местной прессы в связи с уходом в отпуск основной части журналистов, в связи с чем газеты явно тужатся заполнить свои площади чем попало, будучи не в состоянии добывать и обрабатывать серьезную информацию.

1.    СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

1.1.       Итоги первого этапа приватизации в республике

Завершена работа по разграничению собственности между правительствами РФ и Республики Коми. В реестре федеральной собственности зарегистрировано 456 предприятий и их структурных подразделений с суммарной стоимостью основных фондов 7,5 млрд. руб. в ценах на 1.07.92 г.

Согласно государственной программе, приватизации не подлежат 64 предприятия.

В реестре государственной собственности Республики Коми зарегистрировано 847 предприятий и их структурных подразделений, находящихся на самостоятельном балансе, с суммарной стоимостью основных фондов 1674 млрд. руб. 622 предприятия (73%) получили право на приватизацию.

На баланс местных Советов был передан 1681 объект с суммарной стоимостью основных фондов 3,2 млрд. руб.: 27% — объекты соцкультбыта, 34 — жилкомхоза, 32 — объекты малой приватизации, 7% — объекты промышленной инфраструктуры.

В соответствии с указом Президента РФ №721 от 21 июля 1992 г. «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений в акционерные обества» в реестр предприятий, подлежащих акционированию, включено 225 предприятий и объединения с суммарной остаточной стоимостью основных фондов 12,1 млрд. руб.

В акционерные общества преобразовались 247 предприятий с суммарной стоимостью основных фондов 19,5 млрд. руб. Зарегистрировано 211 АО с суммарным уставным капиталом 10,1 млрд. руб. Из 211 АО 47% — общества с уставным капиталом до 10 млн. руб., 32% — до 50 млн., 9% — более 200 млн.

67% АО акционировались по второму варианту. Их уставный капитал составил 3,7 млрд. руб. и численность персонала — 61 тыс. чел. По первому варианту акционировались предприятия с уставным капиталом на сумму 6,4 млрд. руб. и численностью персонала 75 тыс. чел.

В АО открытого типа с уставным капиталом до 50 млн. руб. занято 47% всех акционеров с долей капитала на каждого в 21-23 тыс. руб. В акционерных обществах с уставным капиталом до 200 млн. руб. на каждого акционера (здесь занято 10% численности акционеров) приходится капитал в 55 тыс. руб. В АО с уставным капиталом более 200 млн. руб. (43% акционеров) доля капитала, приходящегося на каждого, составляет 115 тыс. руб.

Около 18,3% акций передано трудовым колективам безвозмездно. В пересчете на одного акционера эта сумма составляет 12,4 тыс. руб. в ценах на 1.07.1992 г.

По закрытой подписке реализуется пакет акций по номинальной стоимости 2,9 млрд. руб. В оплату получено 94 тыс. приватизационных чеков.

Из 247 АО 40 акционировались с использование «Золотой акции» и 66 — с закреплением за государством контрольного пакета акций на три года. Доля государства в общем уставном капитале АО составила 24,85%, и 8% совокупного уставного капитала государство контролирует через «Золотую акцию». В государственной собственности закреплен пакет на сумму 2,5 млрд. руб.

На чековые аукционы выставлены акции на сумму 1,1 млрд. руб. (6,7% от общего уставного капитала). Средний курс аукционов составил 7,5 акции на один чек, что позволило аккумулировать 206 тыс. ваучеров. Общая сумма выведенных из обращения чеков составила 693 тыс. штук, из них по объектам муниципальной собственности — 51 тыс. штук.

На денежные аукционы выставлен пакет акций на 254 млн. руб. Средний курс денежных аукционов составил 15,4, что позволило выручить 3,7 млрд. руб.

Из объектов муниципальной собственности подлежало приватизации 957, в том числе: 534 магазина, 82 объекта общепита, 263 — бытового обслуживания. В конечном счете было приватизировано через акционирование в составе производственных предприятий 217 магазинов розничной торговли (40,8% от общей базы приватизации), 157 предприятий торговли на конкурсах, аукционах и через аренду с выкупом (29,4%), из них:

— по конкурсу приватизировано 62,2% магазинов,

— на аукционе — 23,4%,

— через аренду с выкупом — 14,6%.

В целом было приватизировано 70,2% от общего числа розничных магазинов, имеющих право на приватизацию. Из числа предприятий оптовой торговли приватизировано 100%. В сфере общепита приватизировано 37% всех объектов, в бытовом обслуживании — 61%.

Соотношение начальной и продажной цены в процессе продажи объектов малой приватизации составило:

— по торговле — 7,6 раза,

— по общественному питанию — 4,1 раза,

— по бытовому обслуживанию — 3,5 раза,

— промышленной инфрастрктуре — 6,9 раза.

По объектам малой приватизации основными покупателями стали:

— трудовые коллективы — 55%,

— юридические лица — 33%,

— физические лица — 12%.

В результате к середине 1994 г. 70% продукции республики выпускалось на акционерных предприятиях, из них 10% предприятий производили 61% всей товарной продукции [1].

1.2.       Неплатежи и социальная напряженность

К лету 1994 года темп инфляции в стране заметно упал. Однако этот несомненно положительный сдвиг был достигнут за счет весьма жесткой финансовой политики, одним из следствий которой стало обвальное нарастание неплатежей. В результате этого в катастрофическое положение были поставлены предприятия ключевых отраслей Республики Коми.

На Крайнем Севере длительные (по несколько месяцев) задержки заработной платы воспринимаются гораздо острее, чем в более южных районах страны. Здесь население почти стопроцентно лишено в силу природно-климатических условий региона каких-либо подсобных хозяйств и живет исключительно за счет покупок продовольствия в весьма дорогих магазинах. В южных же районах страны значительная часть населения имеет дополнительный источник продовольственного снабжения в форме дач, огородов.

Вторая сторона этой же проблемы состоит в том, что выезд в летний отпуск здесь является не роскошью, а естественной необходимостью. Особенно это важно для детей и больных. Поэтому длительные задержки выплаты зарплаты и отпускных стали особенно болезненно ощущаться с наступлением периода летних отпусков, который на Севере традиционно связан с массовым уходом людей в отпуск. Передвижка отпусков на другое время в этом регионе крайне нежелательна, ибо летние отпуска привязаны к летним каникулам детей.

Если судить по статистике, то положение шахтеров Воркуты вполне сносное: шахтеры добычных и проходческих бригад при выполнении планов зарабатывают 1-1,2 млн. руб., при невыполнении плана — 500-600 тыс., рабочие поверхности — 200-400 тыс. руб. Однако эти деньги существуют на бумаге, но не в карманах. Почти на всех шахтах Воркуты, исключая две наиболее эффективные, получающие деньги за экспорт угля, апрельскую зарплату выдавали в начале июля. Многие люди, номинально получающие высокие заработки, живут исключительно в долг. Шахтеры, заработавшие и не получившие пару миллионов, признаются, что находятся в крайне унизительной ситуации, будучи вынужденными ходить по знакомым и просить денег в долг на пропитание. Поскольку же уровень инфляции очень высок и вокруг знакомые, занятые в той же угольной промышленности, то найти готовых давать деньги взаймы, убедить их сделать это весьма сложно. Многие шахтеры признаются, что живут только за счет зарплаты жен. Летом некоторые шахтеры отправили семьи на юг, отдав им все имевшиеся деньги и рассчитывая на скорую зарплату. В результате они оказались просто голодными. Во время моего исследования в Воркуте я встречал большое число рабочих, просивших у администрации аванс в 100-150 тыс. руб. на пропитание. Встречались случаи, когда уехавшие отдыхать семьи не имели денег на обратную дорогу. На одной из шахт шахтер выбил аванс, чтобы позволить своей семье добраться домой, только угрожая голодовкой.

Приведенные факты не единичны, а характерны для работников большинства шахт Воркуты. Все это вызывает рост нервозности, озлобления. Редко кто из шахтеров говорит о своем положении, о правителях страны без матерных выражений. Шахты напоминают пороховые бочки. В былые годы в гораздо более благоприятных ситуациях вспыхивали забастовки. Сейчас же шахтеры в своей массе осознали, что забастовка бьет больше по ним. В этой связи переосмысливается опыт раннего этапа шахтерского движения. «Добастовались» — нередко объясняют рабочие положение угольной промышленности.

Лидеры Независимого профсоюза горняков и Профсоюза работников угольной промышленности также рассматривают забастовку в нынешней ситуации как малоэффективное средство. Поэтому затишье в шахтерских регионах — это показатель не спокойствия, а отсутствия действенных средств борьбы. Лидеры шахтеров утверждают, что в нынешней ситуации может быть эффективной лишь всеобщая общероссийская забастовка. Налицо накопление пара в котле, что чревато серьезным взрывом.

Новое явление в шахтерском движении — выход шахтеров из-под контроля и влияния своих профсоюзных лидеров. Все чаще возмущенные рабочие буквально срываются на стихийные забастовки и отказываются прислушиваться к профсоюзным лидерам. При этом нередко звучат обвинения в их адрес, что они действуют заодно с администрацией.

Летом 1994г. на целом ряде шахт Воркуты вспыхивали стихийные забастовки. В основном в них участвовали рабочие добычных и проходческих участков, хотя были единичные случаи забастовок и вспомогательного персонала (на одной из шахт бастовали даже уборщицы). Единственной причиной стихийных забастовок была невыплата зарплаты.

Стихийные забастовки — это реакция отчаяния. В их основе мало или почти нет рационального расчета: добиваясь выплаты мизерного аванса, забастовщики подрывали свои возможности выполнения плана и соответственно возможности получения премии в несколько сот тысяч рублей.

В рабочей среде можно слышать такое мнение: лето — это период затишья. В это время все разъезжаются в отпуска. Кроме того, в это время у власть имущих создается и укрепляется иллюзия, что уголь не нужен, поэтому внимание к требованиям шахтеров минимальное. «Но ничего, — заметил один рабочий, — придет зима...» По прогнозам лидеров профсоюзов, обострение обстановки можно ожидать осенью этого года. В это время шахтеры начнут возвращаться из отпусков — период, когда у всех особенно ощущается нехватка денег. Если же проблема неплатежей к этому времени не будет решена (оснований надеяться на это нет никаких), то вернувшиеся из отпуска люди окажутся в совершенно бедственном положении. Разговоры о возможном социальном взрыве осенью слышны довольно часто.

Напряженная ситуация сложилась на нефтедобывающих предприятиях республики и в городе Усинске.

21 июля на общегородском митинге в Усинске собравшиеся потребовали от руководства России, Республики Коми и Минтопэнерго экстренных мер по выплате зарплаты. В случае невыполнения требований, как сказано в резолюции митинга, граждане Усинска оставляют за собой право на принятие «адекватных мер» вплоть до до выдвижения политических требований и пикетирования зданий правительства России, Коми Республики и акционерного общества «Коми нефть». Участники митинга в принятой резолюции выразили недоверие президенту Б.Ельцину, правительствам Республики Коми и Российской Федерации. Они потребовали прекратить отчисления налогов в федеральный и республиканский бюджеты, оставляя их в своем городе до полной стабилизации здесь социально-экономической обстановки. В числе требований — выделение средств на переселение граждан с Крайнего Севера в другие регионы страны и создание условий для их трудоустройства там.

1.3.       Акционерное общество «МММ» в Республике Коми

Экспансия «МММ» достигла и Республики Коми. Мощная манипулирующая реклама по центральному радио и телевидению не знает расстояний, и ее действие в провинции началось тогда же, когда и в Москве. Местные органы власти, средства массовой информации никак не отреагировали ни на эту рекламу, ни на появление в Сыктывкаре пунктов «МММ». Интерес к этому АО был подстегнут и понижением процентов на вклады в Сбербанке. Наибольший приток вкладчиков «МММ» в республике наблюдался в мае-июле.

В конце июля 1994 г. центральными государственными органами организована крупномасштабная проверка деятельности АО «МММ», сопровождаемая пропагандистской кампанией в средствах массовой информации с целью подорвать доверие к фирме, весь коммерческий успех которой держится исключительно на вере населения в ее сверхъестественные возможности делать деньги. Паника, начавшаяся в Москве, быстро докатилась и до Сыктывкара, где имеются пункты продажи и скупки акций «МММ». За два дня вкладчики сдали большое количество акций, опустошив денежные запасы местного отделения «МММ». В силу отсутствия денег оно было закрыто. Правда, специалисты местного отделения уверяли вкладчиков, что деньги для Сыктывкара заказаны в Москве и скоро прибудут. Однако это не встречает особого доверия, ибо из центральных средств массовой информации известно, что в Москве открыт лишь один пункт по тем же причинам.

Работники местного отделения прокомментировали возникший кризис: «Ситуация создана искусственно. Сегодня на скупке акций делаются огромные деньги». Характерно то, что информация в виде различных слухов о том, что 26-27 июля с акциями «МММ» что-то произойдет, среди биржевиков и спекулянтов ценными бумагами стала распространяться примерно месяц назад.

2.    РЕФОРМА ОРГАНОВ ВЛАСТИ

8 мая 1994 года в Республике Коми состоялись выборы главы республики. На этот пост баллотировались три кандидата: В.И.Худяев, председатель Совета Министров Республики, А.Н.Гладков, руководитель концерна «Интауголь», В.П.Марков, председатель Комитета возрождения коми народа, и Ю.А.Спиридонов, председатель Верховного Совета республики.

Несмотря на активную и дорогостоящую избирательную кампанию, выборы прошли при низкой активности избирателей. Так, из 790 285 избирателей, внесенных в список для голосования, в голосовании приняли участие лишь 291 650 чел.(35,6%). Наибольшую активность показали, как и прежде, жители сельских районов. Например, в Прилузском районе в выборах приняли участие 54%, в Удорском — 52, 7, в Усть-Куломском — 52,4, в Ижемском — 50,6%. В то же время активность горожан была заметно ниже: в Сыктывкаре — 38,5%, в Вуктыле — 46,1, в Печоре — 35,8, в Сосногорске — 34,4%. В Воркуте выборы были признаны несостоявшимися, так как в них приняли участие лишь 18,7% избирателей.

Победителем уже в первом туре вышел Ю.А.Спиридонов, набравший 143 607 голосов. Его соперники заметно уступили ему: В.Худяев — 93 339, А.Гладков — 23 644, В.Марков — 10 689.

Итак, первым главой Республики Коми стал Юрий Алексеевич Спиридонов.

 

Ю.А.Спиридонов родился 1 ноября 1938 года в селе Полтавка Полтавского района Омской области. Русский. Образование высшее — окончил в 1961 году Свердловский горный институт, получив специальность горного инженера, в 1982 году окончил Ленинградскую высшую партийную школу. Кандидат технических наук.

После окончания института с 1961 года работал горным мастером, затем — заместителем начальника прииска «Горный» Магаданского совнархоза в поселке Усть-Таежный Магаданской области; в 1964-1966 гг. — горный мастер, инженер рудного дела, начальник участка Ярегского нефтешахтного управления Ухтинского комбината в поселке Ярега Коми АССР; в 1966-1975 гг. - главный инженер, начальник шахты Ярегского нефтешахтного управления объединения «Коминефть» в поселке Ярега; в 1975-1981 гг. — заведующий промышленно-транспортным отделом Ухтинского горкома КПСС в г.Ухта Коми АССР; в 1981-1985 гг. — первый секретарь Усинского райкома КПСС в пос.Усинск Коми АССР; в 1985-1989 гг. — второй секретарь Коми обкома КПСС; в 1989-1990 гг. — первый секретарь того же обкома; с июня 1990 г. по июнь 1994 г. — председатель Верховного Совета Республики Коми.

 

В начале июня состоялась 20-я сессия Верховного Совета РК. Ее открыл И.Кулаков, исполняющий функции председателя Верховного Совета. Сразу же стал решаться вопрос, куда посадить только что избранного Главу республики. Было решено предоставить место сверху сбоку от Президиума под флагом республики. Язык кресел нередко более красноречив, чем слова. Сцена воспринимается довольно однозначно: глава сидит в уединении, как горный орел, и надзирает за действиями Президиума и всего Верховного Совета. Вскоре и сами депутаты это почувствовали. Из зала поступило предложение Спиридонову присоединиться к ним, но он отказался, сославшись на то, что они сами его туда посадили.

Затем Ю.Спиридонов выступил с речью, в которой изложил свои предложения о реформе органов государственного управления. Она включает администрацию главы республики, его заместителей, было предложено упразднить ряд министерств и комитетов, в то же время ряд органов остался без изменений. За предложенную структуру голосовали 124 депутата из 133. Председатель Совета Министров республики В.Худяев заявил о сложении своих полномочий.

Ю.Спиридонов предложил Верховному Совету на утверждение кандидатуры своих первых заместителей: А.Окатов, бывший до этого замом предсовмина и председателем Госкомэкономики, А.Каракчиев, работавший до этого главой администрации Сыктывкара. В качестве заместителей были предложены В.Бибиков, работавший до этого зампредом Совмина, и В.Торлопов, занимавший аналогичный пост в прежнем правительстве. Верховный Совет одобрил предложенные кандидатуры.

Затем сессия перешла к обсуждению деликатного вопроса: о должностных окладах новых руководителей исполнительной власти. Ю.Спиридонов тактично покинул зал. В предложенном проекте называлась сумма в 37 минимальных окладов (то есть 500 тыс. руб.). При обсуждении корректировки колебались от 50 до 75 минимальных окладов. В конечном счете остановились на персональном окладе в 50 минимальных зарплат (кроме того, в республике выплачивается районный коэффициент и северные надбавки).

Верховный Совет принял также проекты герба, гимна и флага Республики Коми.

В июле глава республики издал указ о преобразовании Комитета по управлению имуществом Республики Коми в Министерство по управлению госимуществом и приватизации. Указ был подписан первым заместителем главы А.Каракчиевым. Руководство комитета не согласилось с таким решением и обратилось в Арбитражный суд, обвинив главу республики в нарушении законодательства РК и РФ.

Отношения между ветвями власти в республике были внешне вполне нормальными вплоть до начала в апреле 1994 г. кампании по выборам главы республики. В ходе избирательной кампании борьба между Ю.Спиридоновым и В.Худяевым приобрела бескомпромиссный характер. В ход пошли крайние средства подрыва престижа противника, обвинения в самых серьезных грехах. Естественно, что после такой борьбы не могло быть и речи о сохранении прежней правящей группы с определенной ее перегруппировкой. Победив, Ю.Спиридонов отказался от включения в правительство людей, активно работавших на стороне В.Худяева. Сам бывший премьер остался без официального поста в республике. Правда, будучи депутатом Совета Федерации Федерального Собрания, он остался в политической жизни республики и страны в целом. В здании Верховного Совета ему предоставили кабинет. Пока никаких признаков политической активности он не подает, ибо находится на отдыхе. Но сразу после завершения выборов ходили слухи о начале формирования в республике политической оппозиции на основе проигравшего блока. Насколько это реально, пока трудно сказать.

3.    СОСТОЯНИЕ ПРАВОПОРЯДКА

Состояние преступности в РК в январе-июне 1994 года

 

 

 

Всего зарегистрировано преступлений (в том числе тяжких)

 

1993 г.

1994 г.

Коми в целом

10 792 (2 019)

10 301 (2 376)

Сыктывкар

1 645 (347)

1 348 (380)

Воркута

1 759 (353)

1 491 (351)

Интинский р-н

423 (67)

 443 (105)

 

Впервые за последние годы в РК зарегистрирован спад роста преступности — на 4,8% меньше, чем за соответствующийй период прошлого года. На 15% снизилась уличная преступность. Одним из факторов этого снижения стали крупно-масштабные оперативно-профилактические мероприятия. Так, в ходе операции «Арсенал» изъято из незаконного оборота 70 единиц огнестрельного оружия.

Однако с помощью крупномасштабных мероприятий трудно повлиять на рост серьезных умышленных преступлений. Поэтому в первом полугодии наблюдался рост тяжких преступлений. Опережающими темпами росла рупповая преступность: по предварительному сговору было совершено почти каждое четвертое из раскрытых преступлений. Шел интенсивный процесс роста подростковой преступности: несовершеннолетними или при их участии совершено каждое пятое-шестое преступление, подростками совершено каждое четвертое тяжкое преступление, каждый третий-четвертый грабеж и разбой [2].

В республике все более и более частыми становятся террористические акты, некоторые из которых очень похожи на заказные убийства. Так, в конце 1993 года в Воркуте был застрелен руководитель фирмы «Воркутаиндастриз» Давыдов. В ночь со 2 на 3 августа взорвалась граната в деловом центре АО «Стройматериалы».

Традиционно днями повышенной криминогенной опасности становятся дни тех или иных родов Вооруженных сил, когда их бывшие военнослужащие, надев те или иные атрибуты военной формы, выходят на улицы городов, пьют, не закусывая, где придется, ходят толпами в поисках приключений. 28 мая состоялся День пораничника. По его итогам МВД республики сообщило о задержании за различные правонарушения 58 бывших стражей границы. В день ВМФ менее активно и менее массово пытались отметить свой праздник бывшие моряки. При этом, следуя примеру десантников, которые два года подряд в свой праздник устраивали погромы на рынке Сыктывкара, приставая прежде всего к торгующим здесь кавказцам, моряки также пришли на рынок. Попытались хулиганить, но кавказцев было достаточно много, они успели сорганизоваться, что сбило пыл моряков. Кроме того, вмешался ОМОН. Поэтому все обошлось устными перепалками и несколькими опрокинутыми ящиками с овощами.

2 августа 1994 г., в День воздушно-десантных войск, были приняты превентивные меры. Генеральный директор фирмы «Фасад», в чьей собственности находится рынок, С.Коровин организовал в этот праздник на рынке «санитарный день», учитывая опыт погрома 2 августа 1993 г. Этот шаг был предпринят по просьбе милиции, по сведениям которой, погром не исключался и в этом году.

Власти Сыктывкара, зная о погромной традиции десантников, закрыли рынок на «санитарный день». Разочарованные десантники побродили по пустому рынку и ушли, не найдя почвы для демонстрации своей силы на «черных» торговцах.

Вышеописанные разрозненные факты давно уже выстраиваются в весьма четкую тенденцию, демонстрирующую рост расовых предрассудков и погромного потенциала российского общества. Пьяные толпы бывших военнослужащих, лишенные «тормозов» под влиянием алкоголя и активизации стадного чувства (эффект толпы), открыто проявляют в словах и делах то, что у многих более трезвых и разрозненных сидит на уме.

Толчок активизации правоохранительных органов был дан указом Президента России «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности». Вслед за ним первый заместитель главы РК А.Каракчиев подписал указ «О мерах по защите населения от проявлений организованной преступности». В указе города Воркута, Ухта и Сыктывкар были признаны территориями со сложной оперативной обстановкой и поставлены под особый контроль. В них предусматривается переход на несение милицейской службы по усиленному варианту. Предусмотрены меры по укреплению материально-технической базы правоохранительных органов.

Источники

1. Итоги первого этапа приватизации в республике // Республика.— 1994.— 21 июля.

2. Республика.— 1994.— 27 июля.