Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Удмуртская Республика

Игорь ЕГОРОВ

Удмуртская Республика

в апреле—мае 1994 года

Получены результаты многомесячных переговоров в Москве по поводу оборонных предприятий Удмуртии и развития отношений между Федерацией и территорией. Нельзя сказать, что эти итоги впечатляющи, однако завершение некого этапа налицо.

Завершился первый этап фактической реализации программы реформы системы власти в Удмуртской Республике — прошли выборы в местные органы власти, активизировалась политическая жизнь в республике по поводу грядущих выборов президента республики.

Завершилась работа над проектом Конституции УР, текст которого будет опубликован и подвергнут всенародному обсуждению в июне.

Завершился этап утверждения символики УР — принят герб.

Активизировалась подготовка по подготовке к обсуждению и подписанию Соглашения о разграничении полномочий между Удмуртией и Россией.

1.    РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В УР. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Политичеcкое сословие республики отличает причастность к управленческим рычагам территории, возможность, при опоре на законодательство, использовать административные механизмы для получения определенных результатов.

Это общее обстоятельство, при давней традиции «горизонтальных и вертикальных перемещений», не утвердившейся традиции приоритета закона и отсутствии традиции демократического контроля власти, как и некоторых других факторов, надо полагать, позволяют говорить о формировании в среде бывшего административно-партийно-хозяйственного сословия общих интересов самопонимания как сословия, отделяющего себя от остальных слоев по главному признаку — причастности к владению механизмом управления, либо распределения, либо контроля. Данный критерий понимается не только как признак профессиональной принадлежности, но и как признак и причина появления общих экономических и политических интересов.

Значимость причастности к рычагам, позволяющим проводить административные приемы при реализации своих задач, внеэкономические средства при принуждении и безобменный способ ведения хозяйственной деятельности достаточно велики. Однако необходимо отметить, что в последнее время под влиянием экономических обстоятельств и изменения социальной структуры общества появляется несколько оппозиций, разделяющих даже столь прочное образование, как административно-хозяйственное сословие.

Так, особое место, очевидно, занимают группы, образованные вокруг монопольных владельцев или пользователей недр или источников энергии, объединенные правом лимитированного и квотированного использования, скажем, нефти или леса, единоличным правом решать проблемы энерго- или теплоснабжения. Это порой отделяет последних от территориальной администрации и от промышленного генералитета.

Структурирование политического общества все в большей степени происходит при «инициативе сверху», когда коммерческие структуры либо политические группы объединяются вокруг административных или иных государственных или бывших государственных структур вплоть до министерств и госкомитетов.

Все это, надо еще раз отметить, происходит при сохранении старых традиций административного сословия. Поэтому иметь успех политической деятельности группам, не имеющим доступ к соответствующей вертикали, достаточно сложно. Примером тому может служить выдвижение на пост мэра Ижевска Сергея Чикурова, молодого преуспевающего предпринимателя. Отвлекшись от столбовой дороги изложения, можно привести несколько примеров того, как использованный в выступлениях Чикурова примем, обещание могли быть тут же реализованы его главным конкурентом — главой ижевской администрации Анатолием Салтыковым. Последний в результате оказался победителем в политической борьбе.

Необходимо отметить, что подобного рода отношения, основанные на высоком значении регулирующего центра, воспроизводятся и на других уровнях. При определенной доле условности можно найти подобные параллели в формирующихся отношениях внутри негосударственного сектора экономики, когда недейственность законов, правосудия и административных органов стимулирует формирование в среде гражданского общества пирамидальных структур, берущих на себя функции распределения, управления и правосудия, основанного часто на силе и обычном праве.

Однако в последнее время можно отметить большую заинтересованность во вхождении в политическое сословие и участии в управлении, в частности территорией, лиц и групп, не относящихся к числу традиционных участников управления и ринятия решений. В представительные органы власти стали баллотироваться даже предприниматели, которые ранее лишь финансировали, и то скудно, группы потенциальных профессиональных политиков.

Говоря об изменениях, произошедших в политической жизни Удмуртии, необходимо отметить произошедшее изменение содержания понятия «территория.» Все в большей степени понимание территории как народнохозяйственного комплекса перерастает в территорию как землю и проживающее на ней население. Причем, несмотря на все возникавшие до сих пор проблемы с реализацией принципа самостоятельности территории в распоряжении недрами, землей и фискальными доходами, подобные идеи остаются живы, хотя, как можно судить, многие из них претерпели изменения с точностью «до наоборот.»

Последнее касается в большей степени республики. По результатам проведенных в апреле-мае переговоров в правительстве России с О.Сосковцом, А.Шохиным, В.Хлыстуном и другими государственными деятелями России, проведения выездной коллегии гособоронпрома в Ижевске, контактов с Минобороны можно сделать выводы, что Удмуртская Республика возвращается к прежнему статусу края казенных заводов. Республика в итоге получает солидные кредитные ресурсы, увеличение вдвое государственного оборонного заказа и начинает разработку концепции Федерального центра по производству новейших типов вооружений.

Выборы в местные органы власти в апреле 1994 года породили интересную тенденцию, при которой территорией себя стали рассматривать и мелкие административные еденицы республики — районы города, сельсоветы. Показательным в этом плане стала деятельность Центра поддержки самоуправления города Ижевска, созданного в принципе для поддержки Анатолия Салтыкова в его борьбе за мэрское кресло. Однако потенциал движения позволил сформулировать идеологические посылки для формирования самосознания местного самоуправления. Это позволило сделать Салтыкова и Центр привлекательной группой в нескольких районах республики. Показательным в этом плане может быть и и замысел создания в городе Ижевске Муниципальной финансовой системы, элементы которой вынашивались в Союзе российских городов. В апреле 1994 года, после избрания мэром, Салтыков подписал постановление о создании Муниципальной финансовой компании, негосударственной коммерческой организации, в которой городская администрация участвует как учредитель. Однако при формировании бюджета и его утверждении руководящая республиканская элита показала, чьи в лесу шишки, нивелировав доходы местных бюджетов, превратив многие из тех, кто имел солидные доходы от производства торговли или недр, в дотационные. Кстати сказать, бюджет Удмуртии стал тоже дотационным, однако мы не беремся судить о том, насколько это соответствует экономической реальности. По крайней мере, республика, продолжая оформление своего суверенитета принятием государственной символики, как территория продолжает оставаться попросту народнохозяйственным комплексом России, похоже, смирившись с этим статусом.

Получившая хождение в парламенте Аналитическая записка позволяет предположить, что в рамках правящего ныне политического сословия достигнут компромисс, который в контексте подготовки к осенним выборам президента и парламента может означать желание сохранить за правящими слоями свои властные позиции и не допустить ни разбавления, ни разрушения сложившегося положения в политической верхушке Удмуртии.

Общим выводом наших рассуждений в этом разделе могло бы стать предположение, что возможность формирования общественных структур снизу, на принципах самоорганизации, по крайней мере на материалах Удмуртии, существенно сужается. Властные функции перераспределяются в рамках достаточно определенного слоя, по многим признакам сходного с сословием.

2.    ПРИНЯТ ГЕРБ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. ПРОЦЕСС УТВЕРЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКИ ЗАКОНЧИЛСЯ

26 апреля сессия ВС УР ста 130 голосами против 9, при 10 воздержавшихся приняла герб республики. По новой редакции 155-й статьи Конституции УР теперь «Государственный Герб Удмуртской Республики представляет собой круглый щит красно-черного цвета с изображенным на нем белым лебедем с раскрытыми крыльями. На груди птицы расположен восьмиконечный солярный знак белого цвета. Щит обрамлен лентой из черного, белого и красного цветов, которая в верхней части разомкнута, а в нижней образовывает складку, на которой в две строки расположены надписи: «Удмурт Республика» и «Удмуртская Республика»». Образ лебедя здесь выступает как символ возрождения, мудрости и чистоты нравственных устоев, мужества и совершенства. Его основа — мифы, сказки, песни удмуртского, русского, татарского и других народов.

3.    О КРИМИНОГЕННОЙ ОБСТАНОВКЕ В РЕСПУБЛИКЕ

Проект закона «О чрезвычайных мерах по борьбе с преступностью и коррупцией», несмотря на то что предлагается депутатам уже в третий раз, кроме добавки «...и коррупцией», не претерпел более никаких изменений. Возможно, именно это обстоятельство, расцениваемое депутатами как неуважение со стороны МВД и головной комиссии ВС по вопросам правопорядка, и определило судьбу документа. Органы дознания не получили права задерживать до 30 суток без предъявления обвинения, милиция не пополнила свои полномочия за счет прерогатив суда, а законодательство Удмуртии, кажется, осталось в рамках Конституции России и Удмуртии.

 

Роль и место «внегосударственных силовых структур», рожденных необходимостью решать конфликтные ситуации, связанные с неплатежами, защитой от посягательств на частную собственность и тому подобными проблемами, не прибегая к государственным механизмам, определить пока достаточно сложно, но по косвенным данным можно судить о том, что их влияние достаточно высоко. И дело, возможно, не только в коррупции, влияние которой на ситуацию тоже можно предположить. Речь может идти о достаточно большом влиянии их на общественную жизнь, особенно в городах Удмуртии. Кроме того, опять же по косвенным признакам, можно предполагать, что характер отношений правящего сословия с «подлеском частного сектора» часто ведется на уровне диалога.

Условно группы и организации, выполняющие роль регулирования отношений между коммерческими структурами, распределения функций и перераспределения собственности, можно поделить на две группы. Первая, больше подходящая к термину «организованная преступность», носит название в народе «рандоль», «синюшники», «колотые» и тому подобное. Отличительной особенностью их является связь с местами лишения свободы через так называемый «общак» — фонд, образуемый путем поборов для поддержки находящихся в «зоне» и выходящих на свободу. Происхождение здешних капиталов всегда предполагается известным: торговля спиртным, его нелегальное производство, рэкет, торговля краденым, наркотики и тому подобное. Об этих слоях информация в прессе проходит лишь в связи со ставшими популярными в последнее время очерками и репортажами из «зон». Находящиеся же на свободе организации и группы не описываются, и не только потому, что это просто опасно. Это невозможно часто просто из-за закрытости их и невозможности проникнуть туда и проследить хотя бы некоторые характеризующие моменты.

Что касается второго типа групп, которых можно отнести к этому типу структур, то о них информация то и дело проникает в прессу. Это стало нормой особенно после событий второй половины прошлого года в Ижевске, которые имели свое продолжение в апреле-мае текущего. Осенью 1993 года пресс-секретарь фирмы «Статус» Елена Екатериничева в эфир негосударственной телекомпании «Арсенал» сообщила о существовании войны между уголовниками и «молодыми предпринимателями». В номере газеты «Курьер-2» от 27 мая Виктор Любич назвал в связи с событиями апреля-мая этих людей «новыми русскими». Это выходцы из секций каратэ и рукопашного боя, предприниматели, рожденные в русле молодежного бизнеса (на базе молодежных центров ВЛКСМ), а также просто предприниматели, сколотившие солидные капиталы и сумевшие противостоять как налоговому прессингу, так и домогательству «рандоли». В этой среде и был сформирован некий центр, вокруг которого и держались бизнесмены, поскольку он был, очевидно, более привлекательным, чем традиционная «мафия». В 1993 году установившееся вначале стабильное состояние в Ижевске прервалось серией убийств директоров крупных фирм, обнаружением трудноопознаваемых трупов, происхождение которых связывали, в порядке версий, с совершенными ранее преступлениями. Осенью прошлого года, после убийства одного из руководителей движения любителей восточных единоборств Вячеслава Клейна, был арестован Николай Горохов, второй лидер боевого спорта. В мае 1994 года Николаю Горохову было вынесено обвинение в особо злостном хулиганстве, совершенном 6 октября 1993 года. Тогда его пресс-секретарь и объявила, что под его машину была подложена бомба с дистанционным управлением, обнаруженная охраной, после чего и были предприняты террористические действия по отношению к некоторым фирмам и лицам.

Незадолго до вынесения обвинительного заключения у Николая Горохова был убит брат Виктор, студент Академии внешней торговли. Спустя несколько дней в Ижевске из автомата, в подъезде своего дома был убит некто Шамиль Латыпов и его охранник. Шамиль был известен в городе как «вор в законе», вышедший не так давно из мест заключения, угодив туда якобы не без помощи Николая Горохова. Николай, кстати сказать, длительное время тренировал сотрудников милиции, передавая им навыки рукопашного боя.

По существующему общепринятому мнению, МВД не осталось непричастным к происходящему. Сложилось мнение, что в данном случае были устроены «качели» — прием, якобы применяемый администрацией зон для недопущения установления стабильной системы отношений подчиненности среди заключенных, что помешало бы контролировать ситуацию.

4.    ДОГОВОР С АДЖАРИЕЙ

25 мая в Аджарию отправилась правительственная делегация Удмуртии во главе с председателем Верховного Совета Валентином Тубыловым. 27 мая в Батуми подписано Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом, культурном, гуманитарном и информационном сотрудничестве между Аджарской автономной республикой и Удмуртской Республикой, а также соответствующий протокол и список товаров для поставки друг другу.

Развитие отношений с Аджарией началось полтора года назад, когда в Удмуртию прибыла правительственная делегация во главе с председателем Верховного Совета автономной республики Асланом Абашидзе. Тогда был подписан протокол о намерениях.

Промышленность Аджарии остро нуждалась тогда в металле, была потребность в одноразовых шприцах, машинах скорой помощи.

Убедившись в выгодности и надежности отношений с Удмуртией, аджарская сторона все настойчивее стала предлагать закрепить отношения в официальном документе.

В составе делегации были заместитель председателя Верховного Совета генеральный директор объединения «Удмуртнефтепродукт» Николай Сычев, председатели постоянных комиссий Верховного Совета Сергей Фефилов и Владимир Мерзляков, министр промышленности Олег Власов, министр внутренних дел Александр Никитин, председатель Госкомитета по международным и внешнеэкономическим связям Александр Фоминов, вице-мэр Ижевска Анатолий Коробов, генеральные директора объединений «Ижсталь» Валерий Моисеев и Сарапульского ЭГПО Евгений Сторонкин, начальник отдела этого же предприятия Владимир Карташов, коммерческий директор «Ижмаша» Владимир Агеев, представители Ижевского механического завода — главный инженер Эмиль Мулюков и начальник отдела Олег Кузьменко, директор акционерного общества «Плодовощторг» Александр Сапожников, представитель «Удмуртнефти» Владислав Драчук, заместитель президента концерна «Удмуртлес» Леонид Казанцев, представитель частного бизнеса Александр Молчанов, помощник председателя Верховного Совета Валерий Хохряков.

В Цихисдзири удмуртская делегация развернула выставку продукции предприятий Удмуртии: от фурнитуры для мебели и ижсталевских топоров до дрелей «Универсал» и охотничьих ружей. В роли посетителей выставки оказались и руководители Аджарской Республики, и гости из «дальнего» зарубежья — посол Турции в Грузии и Генеральный консул Турции в Батуми. В роли экскурсоводов — министр промышленности Удмуртии Олег Власов, генеральные директора «Ижстали» и Сарапульского ЭГПО Валерий Моисеев и Евгений Сторонкин; но особенно внимательно хозяева и турецкие официальные лица слушали исполнительного директора союза российских оружейников Олега Кузьменко, показывающего новые образцы охотничьего оружия и другую продукцию Ижевского механического завода.

У Аджарии с турецкой стороной есть договоренность о безвизовом въезде на сопредельные территории, налажены торговые и экономические связи, и она вполне может выполнять функции посредника между Удмуртией и Турцией. Олег Кузьменко, кстати, приводил такой факт. Ижевский механический завод для производства лож к охотничьему оружию закупает в Турции ореховую древесину через... Италию. Оказывается, есть и другой путь. Заметим, что турецкого посла заинтересовали многие разработки предприятий Удмуртии, как и то, что по своему качеству они не уступают американским, а по цене значительно ниже.

Кстати, представители предприятий Удмуртии с оптимизмом говорили о возможностях использования аджарских курортов, вплоть до аренды или приобретения в собственность зданий. Что касается криминогенной обстановки на побережье, здесь намного спокойнее, чем в Удмуртии, по утверждению местных чиновников и жителей.

На встрече в Совете Министров Аджарии шел разговор на уровне министров и руководителей предприятий и обсуждались чисто практические вопросы: каким образом будет доставляться продукция удмуртских и аджарских предприятий, как осуществлять расчеты и преодолеть купоново-рублевые противоречия, предлагались и конкретные решения по созданию транспортной системы «река — море». Все эти предложения учтены специалистами и записаны в принятых документах, которые будут опубликованы.

5.    УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА И ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Богатая самыми разнообразными природными ресурсами, обладающая достаточно мощным промышленным и кадровым потенциалом Удмуртия испытывает острую необходимость в крупных инвестициях в свою экономику.

Одной из форм привлечения, в частности иностранных, инвестиций является создание совместных предприятий, или, согласно существующей на сегодняшний день правовой терминологии, предприятий с иностранными инвестициями (далее — ПИИ).

Создание и деятельность ПИИ в России и в Удмуртии регламентируется законом Российской Федерации «Об иностранных инвестициях», принятым 4 июля 1991 года, законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности от 25 декабря 1990 года», Положением №601 «Об акционерных обществах», утвержденным 25 декабря 1990 года, и постановлением правительства России «О регистрации предприятий с иностранными инвестициями» за №26 от 28 ноября 1991 года.

25 апреля 1994 года Советом Министров Удмуртской Республики принято постановление «Об утверждении Положения о порядке государственной регистрации предприятий с иностранными инвестициями на территории Удмуртской Республики», где определен порядок предоставления документов о платежеспособности, приведен в соответствие с законом РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» порядок согласования учредительных документов в министерствах и ведомствах республики, определен порядок постановки на учет в налоговой службе и органах статистики, уведомление об открытии счетов в банке, а также включение в государственный реестр.

Новое Положение о государственной регистрации предприятий с иностранными инвестициями (далее — ПИИ) на территории Удмуртской Республики намного упрощает процесс регистрации таких предприятий, но устанавливает более жесткие требования к иностранным инвесторам.

Сегодня, когда экономика России в целом испытывает серьезные трудности в реализации программ становления рыночной экономики, конверсии промышленных предприятий, в условиях постоянно растущей безработицы, кризиса перепроизводства, необходимости реконструкции многих производств, Удмуртия пытается найти пути решения своих проблем самостоятельно, в том числе и за счет прямых контактов с западными партнерами.

Именно желание иметь собственные возможности «для маневра» продиктовало удмуртскому руководству принять Декларацию о государственном суверенитете УР, вести переговоры с федеральным правительством о разграничении полномочий и компетенций между Центром и регионом, совершать разнообразные самостоятельные попытки в налаживании деловых и культурных контактов со странами дальнего и ближнего зарубежья.

Для привлечения иностранного капитала в реконструкцию и конверсию оборонных предприятий Удмуртская Республика широко использует богатство своих недр, и прежде всего нефть. Для этого привлекаются иностранные инвесторы, их капиталы и технологии для разработки новых нефтяных месторождений. Примером наиболее продуктивного сотрудничества подобного рода, пожалуй, может служить совместное российско-чехословацкое предприятие «Уральская нефть — Урал Инвест Ойл Корпорейшн».

В декабре 1993 года СМ УР принял решение о создании Фонда нефтяных месторождений, цель которого — инвестиционная поддержка предприятий УР, программ их развития и реконструкции. Создание Фонда предусматривало изъятие нефтяных месторождений, которые по состоянию на 1 января 1994 года не разрабатываются, и передачу их предприятиям. По данным Министерства промышленности УР на декабрь 1993 года, немедленного освоения требуют более 40 месторождений. Согласие российского правительства на такой вариант передачи нефтезалежей получено.

Нефть используется и для привлечения инвестиций в реконструкцию автопроизводства в Ижевске. Для этого в распоряжение предприятия передано несколько нефтяных скважин, разработка которых совместно с иностранными партнерами, по замыслу, должна дать необходимые средства для проведения необходимого перевооружения автомобильного производства.

Судя по высказываниям официальных лиц ГК МВЭС Удмуртии, основные принципы, на которых строится политика Удмуртии по привлечению иностранных инвестиций, заключаются в:

— выходе продукции на мировой рынок,

— внедрении новых технологий,

— привлечении валютных поступлений в республику,

— образовании новых рабочих мест,

— обучении персонала с использованием мировых достижений в организации труда,

— смягчении негативных социально-экономических последствий широкомасштабной конверсии оборонных отраслей промышленности.

По мнению специалистов Госкомитета Удмуртии по международным и внешнеэкономическим связям, в последнее время растет число иностранных фирм, стремящихся к освоению удмуртских недр, к участию в конверсии оборонного комплекса, к использованию научно-технических решений, разработанных в Удмуртии в частности. Более 50% зарубежных фирм предпочитают вложение средств прежде всего в нефтяную и газовую, а также в деревообрабатывающую промышленность. Реальные западные инвестиции в нефтяную промышленность составляют 2,5 миллиарда рублей, а в деревообрабатывающую — 3 миллиарда рублей. Заметно возрастает интерес иностранных инвесторов к оборонному сектору экономики и научно-техническим разработкам Удмуртии. В конверсии оборонных предприятий уже принимают участие американские и германские фирмы.

Удмуртская Республика заинтересована в привлечении иностранного капитала для создания сети малых производств по глубокой переработке первичной продукции сельского хозяйства. Поступил ряд предложений поставить производственные линии, технологии, но мало кто, к сожалению, заинтересовался возможностью долевого участия.

Но сегодня уже есть примеры взаимовыгодного сотрудничества предприятий Удмуртии с западными инвесторами. В связи с этим, например, можно назвать ПИИ «Сарабелла» — российско-финское СП, выпускающее в Сарапуле обувь, нашедшую признание на отечественном рынке. Теплообменная промышленная техника по технологии известной немецкой фирмы «Ганс Гюнтер» российско-германского ПИИ «Гюнтер-Иж», работающего в Ижевске, отвечает мировым стандартам. Предприятие имеет свои филиалы в Сарапуле и Москве. Приборы, выпускаемые этим предприятием, с успехом покупают мясные и молочные комбинаты, пивоварни, кондитерские фабрики, предприятия агропромышленного сектора.

В первом квартале 1994 года количество ПИИ увеличилось на 16 единиц. Самое большое количество предприятий создано с участием капитала США и Германии. Самые же большие инвестиции в экономику Удмуртии сделаны Великобританией и Чехословакией.

Несомненно, что проблема привлечения иностранных партнеров к сотрудничеству с удмуртскими предприятиями неразрывно связаны с необходимостью надежных гарантий вложений капиталов. И здесь можно отметить наличие серьезных разработок, претворение в жизнь которых может благотворно повлиять на инвестиционный процесс.

В феврале 1994 года делегация из государственных деятелей и бизнесменов Удмуртии во главе с первым заместителе председателя Совета Министров республики Равилем Каримовым приняла участие в работе российско-американской конференции «Страхование инвестиций: законодательство и перспективы» (16-23 января. Нью-Йорк). В работе конференции принимали участие представители американских деловых и правительственных кругов, банков и страховых компаний. Удмуртию кроме руководителей республики представляли страховая компания «Иж-Аско», фирмы «Сапсан», «Сетон».

В ходе встреч и переговоров, проведенных представителямии Удмуртии, обсуждались вопросы возможного создания американо-удмуртских предприятий. Речь в Штатах шла и об использовании при создании СП промышленных площадей и кадров, которыми республика богата. Американцы согласились рассматривать подобные проекты.

Участвовавшие в конференции представители удмуртской фирмы «Сетон» заявили о готовности при сотрудничестве с американской фирмой «Пипл Травел Клаб» оказать поддержку подобных начинаний, осуществляя поиски американских партнеров и страхование вложенных ими капиталов. Директор фирмы «Сетон» Любовь Тихомирова считает, что руководитель «Пипл Травел Клаб», советская эмигрантка Марина Ковалева, хорошо знающая российские условия и американский бизнес — достойная кандидатура для подобного сотрудничества.

14 мая 1994 года г.Ижевск посетила делегация американского Фонда крупных предприятий России во главе с его президентом Остином Бютнером.

В июле 1993 года в Токио в результате встречи государств «большой семерки» была разработана специальная программа приватизации и перестройки экономики России, где и предусматривалось образование данного Фонда. Фонд был зарегистрирован в марте 1994 года. Им управляет совет директоров, в который входят ведущие деятели США в области бизнеса, инвестиционных банковских операций и вложений капитала в новые предприятия, связанные с риском. Фонд будет осуществлять свою деятельность через свои отделения в Нью-Йорке и России.

Программа пребывания делегации включала в себя беседу с первым заместителем председателя Совета Министров Удмуртской Республики Равилем Каримовым, а также посещение заводов «Буммаш», «Ижсталь» и «Ижевский радиозавод», в результате чего были получены и отобраны бизнес-планы данных предприятий, которые будут рассмотрены руководством фонда для принятия конкретных решений по их финансированию.

Открытие генерального консульства Соединенных Штатов Америки в Уральском регионе, церемония которого состоялась 31 марта 1994 года в Екатеринбурге, имеет далеко идущие последствия. Одним из результатов наметившихся процессов явились более тесные контакты руководителей областей и республик Уральского региона с американской стороной на правительственном уровне. В ответ на визит американской делегации во главе с министром торговли США Рональдом Брауном на открытие консульства в Екатеринбурге семь представителей уральских администраций и правительств отправились с визитом в Соединенные Штаты с тем, чтобы рассматривать «вопросы местного и республиканского государственного управления в федеральном государстве». Удмуртию в Штатах представлял председатель Государственного комитета Удмуртской Республики по международным и внешнеэкономическим связям Александр Фоминов. Программа будет проходить в Вашингтоне, в Нью-Йорке и других городах США. Она курируется Информационным агентством США (ЮСИА), которое берет на себя все расходы, связанные с поездкой.

К сожалению, приходится констатировать, что на сотрудничество с предприятиями региона, на инвестиции в экономику Удмуртской Республики отваживаются только мелкие и средние фирмы ближнего и дальнего зарубежья. Целью же внешнеэкономической политики Удмуртии является привлечение широкомасштабных инвестиций, способных возродить некогда мощную промышленность, создать рабочие места, наполнить бюджет. Для этого есть все необходимое, и лишь преодоление холода недоверия к России у западных партнеров может сдвинуть с мертвой точки этот процесс.