Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Татарстан (Татарстан)

Ахмет ИВАНОВ

Татарстан

в мае 1994 года

Весенние события в общественной жизни Татарстана подтверждают наметившуюся еще зимой тенденцию к разрушению внутренне целостного образа «этнократического» вызова единству России и альтернативы по отношению к ее макроэкономическим реалиям в лице некого «коммунистического острова» товарно-ценового благополучия. Сегодня становится все более очевидно: республике присущи все беды социальной разбалансированности, отсутствия органической системности и целенаправленной стратегии, которые имеют общефедеральную природу. Сохраняющаяся общественно-политическая стабильность и разблокирование узлов во взаимоотношениях с Москвой не сопровождаются адекватными социально-экономическими результатами и позитивными сдвигами в производстве.

1.    ВИЗИТ В РЕСПУБЛИКУ Б.Н.ЕЛЬЦИНА

Пребывание в республике 30-31 мая Президента РФ стало центральным событием месяца. Неординарность события становится понятнее, если вспомнить, что глава государства посещал Казань 30 лет назад (незадолго до октябрьского Пленума ЦК 1964 г. Хрущев побывал здесь в ходе своей последней официальной поездки по стране).

 

Слухи об ожидающемся приезде Б.Н.Ельцина циркулировали уже в начале года, когда подписание договора между Россией и Татарстаном якобы планировалось провести в Казанском кремле. По всей вероятности, речь и идет о реализации договоренности, достигнутой между Ельциным и Шаймиевым во время подписания договора в феврале. Это, скорее всего, и определило характер поездки — больше ознакомительный, чем ориентированный на конкретный переговорный результат. Визит был призван продемонстрировать эффект от найденной модели договорного разграничения полномочий и предметов ведения как определенного прообраза или эталона для других кризисных точек.

1.1.       Набережные Челны

Поездка началась с Набережных Челнов. Прибыв в аэропорт «Бегишево», в кратком заявлении для прессы Б.Ельцин специально подчеркнул: поездка носит сугубо деловой и плановый характер, «политической подоплеки здесь нет».

Деловая часть (и в этом состоит особенность) визита началась с посещения городского УВД. Еще до приезда Ельцина М.Шаймиев говорил, что одной из главных тем будет борьба с организованной преступностью. В группу сопровождения был включен министр внутренних дел РФ В.Ерин, который начинал свою служебную карьеру в Татарстане, в частности возглавлял республиканский уголовный розыск, где снискал репутацию крепкого профессионала. Судя по сообщению республиканской милицейской газеты, Б.Ельцин остался доволен показанными ему средствами и подготовкой бойцов спецназа, оснащенностью компьютерного центра и т.п. «Молодцы!» — сказал гость.

Президент посетил заводы АО «КамАЗ» и выступил перед руководством. После прошлогоднего пожара на заводе двигателей производство идет по временной схеме. Ельцин высказал озабоченность замедлением темпов восстановительных работ, ухудшением финансового положения, снижением объемов выпускаемой продукции. Если верить муссировавшимся слухам, от президента ожидали решения вопроса о кредите размером в 1 триллион руб. Однако, исходя из сообщений, таковой выделен не будет. «КамАЗ», как подчеркнул президент, уже получил из федерального бюджета льготных кредитов на 140 млрд. и 50 млрд. — в счет будущих поставок автомобилей. В качестве помощи в деле модификации производств, выпуска новой малолитражки и городского автобуса АО будет до конца года освобождено от уплаты налога на прибыль и на добавленную стоимость в бюджет РФ. Президентом была поддержана инициатива АО «КамАЗ» и АО «АвтоВАЗ» по созданию финансово-промышленной группы. В целом выступление было выдержанно в духе и терминах подписанного пакета экономических указов: «...рыночные отношения не антипод порядку, финансовой и договорной дисциплине. Они не имеют ничего общего с бесконтрольностью и вседозволенностью».

АО «КамАЗ» для реализации программы научно-технической модернизации нуждается в 3,5 млрд.$ на срок в шесть лет. Половину из них «КамАЗ» собирается заработать самостоятельно, остальное — через иностранные инвестиции. Европейский банк реконструкции и развития не только предоставляет кредит, но и входит 3-процентной долей в создаваемые СП. АО просит гарантии правительства РФ под 400 млн.$ кредита «Эксим-банка» (Япония). Далее, на 300 млн.$ акций АО намерено приобрести правительство Венгрии в счет российского долга.

1.2.       Казань

Казанская часть визита включала посещение объектов, некоторые из которых связаны с эксклюзивной престижностью, — Детский реабилитационный центр для больных ДЦП и овощеводческий совхоз «Майский», занимающий по масштабам третье место в РФ и лидирующий в области технологии выращивания семян. Непосредственные впечатления Б.Ельцина от всего увиденного были весьма яркими, что также создавало атмосферу поездки.

В ходе краткого общения с журналистами в совхозе Б.Ельцин даже нарочито прервал интервьюера, пытавшегося повернуть разговор в русло российско-татарстанских противоречий. Недоплата 43 млрд. руб. была объяснена им самим как результат кризиса неплатежей в целом по РФ. Аграрный же протекционизм властей Татарстана, политика дотаций и регулируемых цен — мишень для критики в российских СМИ — был Б.Ельциным обойден при помощи фразы: «Это во всем мире так». Характерно, что ни слова не было произнесено о фермерском пути, а рентабельность производства в «Майском» была названа им образцовой.

1.3.       Переговоры Ельцина с руководством Татарстана

Ход состоявшихся бесед или переговоров с руководством РТ, как об этом условились стороны, был конфиденциальным. Обрывочные сведения, просачивающиеся в прессу, свидетельствуют о некоторых приобретениях Татарстана:

— общефедеральным был признан проект строительства моста через р.Каму в район Сорочьих Гор, где действует перегруженная паромная переправа, связывающая Казанско-Зеленодольскую промышленную агломерацию с нефтяной зоной Закамья напрямую, а не в объезд через Набережные Челны;

— также общефедеральным был признан проект реконструкции аэропорта «Казань-1» по международным стандартам (оба проекта ранее подавались как составная часть программы работ по обеспечению экономического суверенитета РТ);

— как общефедеральный теперь будет разрабатываться комплекс реставрационных мероприятий в Казанском кремле после вывода оттуда воинских частей;

— есть непроверенные сведения о договоренности, касающейся открытия в Казани консульств Германии и Турции, французского культурного атташата, центра детского творчества ЮНЕСКО и других внешних атрибутов активизации международной роли РТ (своего рода компенсация за отсутствие в тексте договора «Россия — Татарстан» слов о международной правосубъектности РТ из ее Конституции?).

1.4.       Политические итоги и оценки визита

1.4.1.      Ельцин

Президент Ельцин встретил неожиданно для себя теплый прием со стороны жителей республики, в которой он ни разу не одерживал победу на выборах или референдумах. Общественно-политическую обстановку в Татарстане он обнаружил также как неожиданно стабильную, «хорошую».

Касаясь собственного пресловутого высказывания в августе 1990 года, когда он побывал в Татарстане в качестве Председателя ВС РФ, начавшего конфронтацию с горбачевским Центром («Берите столько суверенитета, сколько переварите»), Б.Ельцин с очевидным удовлетворением и присущим ему энтузиазмом трибуна получил повод порассуждать: «...меня много за это критиковали, били. А я был прав!».

1.4.2.      Шаймиев

Руководство Татарстана и прежде всего президент М.Шаймиев получили очевидный политический «профит», завоевали на свою сторону «политического союзника», подтвердили реноме солидного политического курса на «цивилизованное» разрешение конфликтных ситуаций. М.Шаймиев высказался в пользу децентрализации экономической политики России, в чем его поддержал Б.Ельцин.

1.4.3.      СМИ

Освещение визита впервые было отдано в качестве эксклюзивного права агентству «Татаринформ», подготовившему материал для республиканских газет с аншлагом «Я такого нигде не видал».

Национально ориентированные комментаторы отреагировали на событие преимущественно в ворчливых тонах («приезд московского сюзерена в вассальный Татарстан» и т.п.).

В немалом смущении пребывала федералистско-демократическая оппозиция. Б.Ельцин не встретился с ее лидерами. Более того, олицетворение российского реформаторства на глазах у изумленных оппозиционеров республики демонстративно братался с М.Шаймиевым, который в свою очередь олицетворяет блок этнократов-националистов со старой партноменклатурой. Были даже идеи пикетировать Казанский кремль во время пребывания там Ельцина.

1.4.4.      Принятые документы

Визит завершился принятием решения о создании двусторонней комиссии по реализации февральского договора между Россией и Татарстаном. Комиссию возглавят Сосковец и премьер Татарстана М.Сабиров. Любопытно, что газеты «Сегодня» (31 мая) и «Независимая газета» (1 июня) достаточно уверенно писали, что российскую сторону в комиссии будет представлять С.М.Шахрай.

 

Последнее: достаточно оживленный резонанс в общественном получили совершенно беспрецедентные меры по приготовлениям городских властей к приезду высокого гостя. Штрих к стилю поездки — 750-миллионные затраты на косметическое приведение в порядок фасадов и дорог, а также бессмысленные репетиции ГАИ, за неделю перекрывшие движение по важным транспортным артериям Казани и пригородов, включенным в потенциальные маршруты президентских кортежей.

2.    ЭКОНОМИКА

Значительное место в проходивших в мае дискуссиях занимала проблематика социально-экономического развития Татарстана. Это было связано как с объективными обстоятельствами, так и с идеологией экономической стратегии республиканского руководства.

Объективная ситуация в производстве характеризовалась снижением объемов выпускаемой продукции. Экономика Татарстана все в большей мере испытывала негативные последствия обвала неплатежей. Так, в начале месяца была обнародована цифра, показывающая объем взаимных неплатежей с российскими предприятиями-партнерами, — 2 триллиона рублей.

В целом резкое ухудшение финансового климата в республике привело к одному специфическому для Татарстана следствию — замето сузились ресурсы и свобода маневра в использовании социально-экономических амортизаторов — политики дотируемого ценообразования на основные продовольственные товары и приоритетного распределения бюджетных средств в пользу аграрного сектора. Это в полный рост поставило проблему сопоставления уровня жизни в Татарстане и других российских регионах.

По некоторым показателям республика выглядит достаточно благополучно. Так, официальный статус безработного в РФ на начало апреля с.г. имели приблизительно 1 млн. человек, или около 1,2% трудоспособного населения. В Татарстане в это же время соответствующий показатель был равен 0,27% от общего числа занятых (в Чувашии — 4,12, в Удмуртии — 3,53%). Вместе с тем острой социально значимой проблемой становится скрытая безработица, когда десятки предприятий переходят на режим неполной рабочей недели или отправляют работников в вынужденные отпуска.

 

Чрезвычайно актуализировалась проблематика заработной платы, денежных доходов населения. За апрель средняя зарплата в республике составляла 143 тыс. рублей, а за вычетом обязательных взносов и налогов на руки выдается в среднем 122 тысячи (кроме того, косвенным образом каждый получатель зарплаты отдает 4,2% на покрытие НДС и 6% — акцизов на винно-водочные изделия). Образующийся в итоге среднедушевой доход составляет в РТ 64,7 тыс. рублей. Эти черты кризисного состояния социально-экономической сферы особенно выпукло проявляются на фоне сравнений, которые все чаще стали мелькать на страницах республиканских газет: при минимальной зарплате в 14,6 тыс. руб. в РФ средняя зарплата в апреле составила 175,5 тыс. рублей, а в Татарстане при минимальной зарплате, установленной на уровне 30 тыс., средняя зарплата составила 142,7 тыс. рублей.

 

Центром социальных проблем Республики Татарстан опубликованы данные, показывающие структурирование населения по признакам доходов:

 

Потребительские

Категории населения

Распределение

бюджеты в ценах

и среднедушевой доход

населения (%)

апреля (тыс. руб.)

(тыс. руб. в месяц)

 

Высокий бюджет (2400)

Богатые (свыше 3280)

0,2

 

Состоятельные (от 524 до 3280)

4,2

Рациональный бюджет (523,9)

Обеспеченные (от 138,6 до 523,9)

20,2

Минимальный потребительский бюджет (138,6)

Бедные (от 45,5 до 138,6)

63,9

Прожиточный минимум (45,4)

Нищие (менее 45,5)

11,5

 

1.1.       Дебаты на сессии ВС РТ

На этом фоне развернулась полемика между исполнительной властью и частью депутатского корпуса (особенно из оппозиции) о том, является ли ситуация в экономике республики кризисной. По постановлению XIX сессии ВС, принятому в середине апреля с.г., правительство должно было подготовить к концу мая антикризисную программу для республики. Однако ход обсуждений, имевших место во время ряда совещаний, свидетельствует: кабинет министров будет настаивать не на антикризисных мерах, а на стабилизационных. Основная идея при этом: кризиса у нас нет, а есть неплатежи. Иначе говоря, возможности производства имеются, но их реализации препятствуют финансовые обстоятельства, детерминированные общероссийскими факторами. Исход спора должен обнаружиться во время ХХ, внеочередной сессии ВС РТ, которая перенесена с конца мая на неделю из-за приезда Б.Ельцина.

2.    МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ

Май принес известное оживление проблематики межрегиональных связей Татарстана, договорных взаимодействий с другими субъектами Федерации.

2.1.       Казань — Уфа

13-14 мая в Казани находилась правительственная делегация Башкортостана во главе с премьером А.Копосовым. Их приезд был приурочен к работе выставки «Италагропищемаш-94». Члены делегации обсудили в министерствах и ведомствах Татарстана ход выполнения договора между республиками. Состоялись переговоры между правительственными делегациями во главе с премьерами.

2.2.       Казань — Чебоксары

13 мая подписанием Договора о дружбе и сотрудничестве между Республикой Татарстан и Чувашской Республикой президентами М.Шаймиевым и Н.Федоровым завершился официальный визит последнего в Казань.

Акт помимо протокольного значение имеет и некоторое этнополитическое содержание. Татары и чуваши — две наиболее многочисленные коренные этнические группы Среднего Поволжья, которые связаны языковым родством и входят в группу тюркоязычных народов, отличаясь друг от друга в конфессиональном плане. В Татарстане проживают 134 тыс. чувашей, а в Чувашии — 30 тыс. татар. Территория современной Чувашии входила до революции в состав Казанской губернии. Казань долгие годы была колыбелью для национальной чувашской интеллигенции, многие из родоначальников которой учились здесь в вузах. Помимо естественного соперничества между соседями, между двумя национальными имиджами (носящего вполне спокойный характер) существует достаточно давний спор по вопросам этногенеза. Чувашские историки традиционно доказывают происхождение этого народа от Великой Булгарии. Впрочем, эти трения никогда не приобретали публичного политического резонанса.

Помимо прочего, президент Н.Федоров — бывший министр юстиции РФ и выпускник юридического факультета Казанского университета. Он оценил Договор между Татарстаном и Россией как пример «цивилизованного решения вопроса о разделении полномочий» между федеральным центром и регионами. Вместе с тем он отметил, что Чувашия имеет собственное видение перспектив взаимоотношений с Москвой и «политика ЧР не будет простым исполнением московских инструкций».

Во время последовавшей пресс-конференции М.Шаймиеву был задан вопрос о будущем федеративных взаимоотношений. Президент РТ отметил, что считает Федеративный договор и двусторонний договор «Россия — Татарстан» переходными документами, далее полномочия, делегируемые субъектами центру, будут сокращаться, однако форсировать этот процесс не следует. Он же назвал нежизнеспособной идею создания Поволжской конфедерации с ядром в Татарстане. Но он не исключил возможности ее актуализации в случае нарастания унитаристских тенденций в РФ.

2.3.       Казань — Омск

25 мая состоялось подписание генерального соглашения об основных принципах экономического, научно-технического и культурного сотрудничества между Татарстаном и Омской областью.

Татарстан имеет договоры со многими своими соседями и рядом бывших союзных республик, а с географически отдаленными субъектами РФ соглашения не столь типичны. Омская же область заключила уже 70 соглашений с краями, областями и республиками РФ.

Особенностью выглядит также и то, что РТ и Омская область, как отметил глава администрации последней Леонид Полежаев, удивительно похожи друг на друга и отраслевой структурой хозяйства, и национально-культурными моментами (в мае празднуется 600-летие принятия ислами в Сибири).

Конкретная взаимная заинтересованность выражается в росте товарооборота: 10 млрд. руб. в 1992 г. и 120 млрд. в 1993 г. Речь идет о взаимодополняемости хозяйственных комплексов сторон: Татарстан заинтересован в использовании Омского нефтеперерабатывающего завода, Омск — в спиртопроизводстве из собственного сырья, в двигателестроении, в производстве каучука, в производстве автобусов на основе камазовских разработок.

Кроме того, М.Шаймиев говорил о соглашении как о воротах к сибирским татарам, которых в Омской области проживает более 100 тысяч. Так, омская сторона изъявила готовность компенсировать половину затрат на гастрольные поездки творческих коллективов.

Наконец, соглашение расценено в Казани как выход на Сибирь. Омская область занимает важное место в регональной ассоциации «Сибирское соглашение», в которую входят 19 областей. В этой связи премьер-министр М.Сабиров, высоко оценив активность этой ассоциации, высказал следующую мысль: ассоциация «Большая Волга» зачахла настолько, что Республика Марий Эл вышла из ее состава, о том же подумывают и другие республики. Это суждение особенно примечательно, так как несколькими днями раньше в Москве был подписан Протокол о намерениях по взаимодействию между Советом Федерации Федерального Собрания РФ и межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов РФ (8 ассоциаций, среди которых и «Сибирское соглашение» и «Большая Волга»).

3.    РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ

3.1.       Текущие события

22 мая в Татарстане широко праздновался курбан-байрам — одно из главных ежегодных событий для каждого мусульманина.

Президент Шаймиев посетил в связи с праздником новую мечеть «Булгар» в Казани и под впечатлением бесед с имамами отдал распоряжение об отмене ранее опубликованного разъяснения Госкомтруда РТ, не предполагавшего компенсацию выходного за праздник.

Еще раньше в хадж (паломническую поездку в Мекку) отбыли глава президентского аппарата Х.Низамов и руководитель департамента по иностранным делам и вопросам СНГ при президенте Т.Акулов. Позже было сообщено, что эта поездка предпринята в официальных рамках и по приглашению короля Саудовской Аравии, а не в виде пресловутого «номенклатурного хаджа».

 

Конфессиональный сюжет присутствовал и во время визита Б.Ельцина в Татарстан. Президент, как сообщает общетатарский вкладыш в «Российскую газету» — «Бердэмлек», «с особым восхищением отзывался о Набережно-Челнинской мечети «Тауба», самой большой в Восточной Европе». Во время пребывания в Казани он посетил соборную мечеть «Марджани», которая действовала все годы Советской власти в качестве единственного мусульманского культового учреждения Казани. Б.Ельцин и сопровождавшие его руководители Татарстана посетили также кафедральный собор святых Петра и Павла. Стороны особо подчеркнули курс на поддержку обеих конфессий в республике. Отсутствие открытого межконфессионального конфликта в Татарстане — фактор стабилизирующего действия. Применительно к Башкортостану, например, газета «Утро Россiи» (№22) открыто пеняет президенту М.Рахимову и и.о. спикера ВС Ю.Демину за «наезд» (так в тексте!) на православную церковь.

Общение Б.Ельцина и М.Шаймиева с руководством исламских структур в Татарстане имело результатом договоренность о том, что обучение имамов лучше проводить не в Средней Азии или в арабских странах, а на месте, в республике.

3.2.       Проблемы ислама

В указанной связи вновь привлек общественное внимание вопрос о положении ислама в России.

Татаро-башкирский этнорелигиозный комплекс, иногда характеризуемый как «самый северный в мире» мусульманский анклав, относится к числу четырех основных исламских групп в постсоветском пространстве (наряду со среднеазиатской, северокавказской и азербайджанской). Причем в жизни российских мусульман до революции интеллектуальная гегемония принадлежала в значительной мере татарам. Только в Казанской губернии к 1917 г. насчитывалось 1152 мечети, в которых служило 2648 мулл. На протяжении двухсот лет этот комплекс входил в зону ведения ДУМЕС — Духовного управления мусульман европейской части России и Сибири с муфтиятом (резиденцией духовного лидера — муфтия) в г. Уфе, как это предполагалось еще с 1787 года высочайшим повелением Императрицы Екатерины II. До последнего времени муфтият находился под плотной опекой государства. С 1980 г. муфтием и главой ДУМЕС является Талгат Таджутдин. К 1992 году под патронажем ДУМЕС находилось 650 мечетей, из которых 220 — в Татарстане.

Однако летом 1992 года наметились тенденции дезинтеграции ДУМЕС, когда от него стали отпочковываться один за другим новоиспеченные муфтияты («дини назараты»). Раскол инициировался молодыми и амбициозными имамами, которые стали претендовать на самостоятельность вслед за «парадом суверенитетов», активно используя национальную аргументацию. Образовались Духовные управления мусульман Башкортостана, Татарстана, Среднего Поволжья (с центром в саратовской мечети и во главе с имамом Мукаддасом Бибарсовым), Сибири.

Весной нынешнего года в Москве состоялась презентация Духовного управления мусульман Центральноевропейского региона России во главе с имам-хатыбом московской соборной мечети муфтием Равилем Гайнутдином. В зоне влияния этого муфтията — наиболее динамичная и мобильная часть татарского этноса из Нижегородской, Пензенской, Московской областей, Мордовии. Новое управление приветствовали С.Шахрай, А.Козырев, Т.Таджутдин.

 

В мае было сообщено о проведении в Москве презентации новой структуры — Высшего координационного центра духовных управлений мусульман Российской Федерации во главе с муфтием Татарстана Габдулхаком Галиуллой. Это — попытка создать более высокий уровень руководства, на сей раз уже над муфтиятами, создать уже надрегиональную структуру. ВКЦ был создан в 1992 году. Этот орган не признан традиционными сторонниками Таджутдина из числа старых имамов в Казани. Однако чисто географические рамки ВКЦ впечатляют (с ним сотрудничают исламские круги от Крыма, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии до Прибалтики и Сибири).

 

Официально во время визита в мае Б.Ельцина принимал в мечети «Марджани» в Казани шейх Талгат Таджутдин, как бы признаваемый Москвой в качестве единственного лидера российских мусульман. Однако на встрече присутствовал и Габдулхак Галиулла, возглавляющий ВКЦ. По слухам, он заручился согласием Ельцина на аудиенцию.

 

Симптоматично, что в выступлениях сторонников ВКЦ нарочито отсутствуют национальный момент и какие-либо ссылки на идеологию суверенитета.

 

Таким образом, мусульманскую общественность в ближайшем будущем, по-видимому, ожидает очередной раунд столкновений нескольких «партий» духовенства, борющихся за ключевые позиции в своей религиозной среде (à propos: за немалые спонсорские средства, поступающие из дальнего зарубежья) и за право представлять российское исламское общество перед властями в Москве. Это предопределяет особо тонкую миссию, встающую перед политическими элитами в России и в Татарстане: не навредить грубыми и неквалифицированными действиями хрупкому согласию в обществе.