Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Коми

Владимир ИЛЬИН

Республика Коми

в мае 1994 года

1.    ПОЛИТИКА

1.1.       Выборы главы Республики Коми

8 мая 1994 г. состоялись выборы главы Республики Коми. Предвыборная кампания проводилась в короткие сроки, но очень интенсивно. На завершающих стадиях особенно обострилась борьба между двумя главными претендентами на победу: председателем Верховного Совета республики Ю.Спиридоновым и председателем Совета Министров республики В.Худяевым. Группа поддержки В.Худяева активно использовала тактику подрыва авторитета Ю.Спиридонова. Однако делалось это далеко не всегда искусно, поэтому часто давало обратный результат. Команда же Ю.Спиридонова воздерживалась от прямых нападок, строя кампанию на укреплении авторитета кандидата и игнорируя нападки конкурента.

На проведение избирательной кампании все участники, особенно Ю.Спиридонов и В.Худяев, бросили огромные средства. Были организованы многочисленные команды, члены которых работали за солидные вознаграждения. Мощная и дорогостоящая реклама кандидатов велась по местному телевидению. Как показали регулярно проводившиеся замеры состояния общественного мнения, Ю.Спиридонов шел с самого начала как явный лидер. Однако с каждой неделей разрыв сокращался. Кроме того, на Худяева ориентировались более дисциплинированные сельские избиратели, а на Спиридонова — горожане, имеющие значительно меньшую склонность посещать избирательные участки. Телефонный опрос, проведенный в Сыктывкаре командой В.Худяева, даже показывал его значительное преимущество над всеми соперниками. Однако другие, более профессионально проведенные опросы неизменно показывали лидерство Спиридонова.

В день выборов команда Спиридонова применила неожиданный, но очень эффективный прием: в сельские районы были посланы контролеры с заданием не допускать нарушения Закона о выборах. В конкретной ситуации этих выборов это означало не допускать голосование без паспортов, за других членов семьи. В условиях существования давно сложившихся традиций электорального поведения сельских избирателей это означало, что многие из них не были допущены к урнам. Явка существенно упала. Поскольку же это были в основном сторонники Худяева, то такая тактика соблюдения законности работала на Спиридонова. В то же время объективно на него сработала и тактика некоторых участников проходивших в этот же день выборов в местные органы власти. Так, Сыктывкарская организация Партии любителей пива бесплатно давала избирателям, пришедшим на выборы, банку пива. Это повысило явку, что в конечном счете дало больше голосов Спиридонову, чем Худяеву.

В выборах участвовали четыре кандидата. С явным преимуществом победил Ю.Спиридонов. На втором месте оказался В.Худяев. В первых же своих интервью Спиридонов ясно дал понять, что будет очищать госаппарат от своих противников, которые интерпретировались им как балласт.

Сразу же после победы Спиридонова в республике стал дебатироваться вопрос о составе будущих органов исполнительной власти. Все разнородные силы, поддержавшие его, явно рассчитывали, что их позиция будет учтена. Однако постов в будущем правительстве явно меньше, чем активных сторонников.

В самом общем виде политически активные сторонники Спиридонова могут быть разделены на две группы: с одной стороны, это старый аппарат Верховного Совета и частично правительства, с другой — новые элиты, претендующие на учет их интересов при формировании органов власти.

Вскоре после выборов стали просачиваться слухи относительно планируемого состава нового правительства: судя по ним, Спиридонов планирует опереться все на тот же старый аппарат, но в той его части, которая проявила лояльность на выборах. Это вызвало обеспокоенность новых элит. Отражением позиции предпринимательской элиты стала статья в республиканской газете «Республика» (1 июня 1994 г.) М.Глузмана, крупнейшего предпринимателя республики, активно участвующего во внешнеэкономической деятельности, выдвигавшегося, правда неудачно, в качестве кандидата в Государственную Думу. Свои опасения он сформулировал так:

«Я боюсь, что Ю.Спиридонов в силу своей порядочности, стремления сохранить с разными людьми добрые отношения может сформировать плохое правительство... У Ю.Спиридонова, как у человека, сформировавшегося при монополии КПСС на власть, ослаблено ощущение того, что правительство существует на деньги народа и что он ответственен перед избирателями».

М.Глузмана волнует вопрос: чьи интересы будет защищать Спиридонов? «...При формировании правительства, — советует он, — надо учитывать мнение политических сил, какие есть в республике, и в первую очередь тех, которые поддерживали Ю.Спиридонова... Определенные силы поддерживали Спиридонова как политика. Значит, при формировании правительства надо провести широкие консультации с теми, кто его поддерживал».

Опасения М.Глузмана настолько сильны, что он, несмотря на близкое знакомство со Спиридоновым, решился выступить с такой статьей в прессе, заканчивая свои советы настоящим ультиматумом:

«Все, что я сказал, — не благие пожелания, а обязательные условия формирования эффективного правительства, которое даст возможность республике выйти из кризиса и нормально зажить. Если же будут сохранены старые структуры и старые люди, не способные проводить рыночные реформы, тогда я, который поддерживал Спиридонова, займу другую позицию» [1].

1.2.       Рабочее движение

В 1994 г. становилось все более и более ясно, что руководство России берет курс на постепенное выживание населения городов Печорского угольного бассейна с насиженных мест. Средствами этого выдавливания выступает постепенное свертывание объемов производства, ухудшение условий труда, падение уровня технической оснащенности, многомесячные задержки с выдачей зарплаты, свертывание жилищного строительства, обострение проблем трудоустройства.

Эта тактика позволяет переложить на плечи каждой отдельной семьи все расходы, связанные со свертыванием угольной промышленности. Однако в условиях заполярной Воркуты население в основной своей массе оказывается в положении заложников. Лишь немногие имеют шансы перебраться в другие регионы не на голое место. Обмен воркутинских квартир на квартиры в других городах стал маловероятен. Стоимость жилья резко упала: за деньги, вырученные от продажи трехкомнатной квартиры, в других городах республики проблематично купить даже комнату в коммуналке.

В ответ в Воркуте и частично Инте с осени прошлого года все чаще стали возникать локальные стихийные забастовки, голодовки. Воркута, всегда служившая одной из главных социальных баз Б.Ельцина, стала превращаться в город оппозиции. Профсоюзы шахтеров, в том числе и очень лояльный по отношению к Б.Ельцину, Независимый профсоюз горняков Воркуты, под давлением шахтеров все чаще и чаще стал выступать в качестве оппозиции существующему правительству, возобновив давление на него. В декабре 1993 г. во время референдума по российской Конституции и выборов нового российского парламента Воркута в основном бойкотировала выборы. В 1994 г. стихийные забастовки стали широко распространенным явлением.

В мае 1994 г. бастовали железнодорожники, не доставляя уголь на теплоэлектроцентраль, забастовка водителей автобусов парализовала жизнь Воркуты, бастовали работники жилищно-коммунального хозяйства.

Новые лидеры Воркутинского городского рабочего комитета постепенно пришли к выводу, что только массовая забастовка нескольких регионов или даже всей России может дать эффект. Началась деятельность по консолидации сил рабочего движения. Установлены постоянные контакты с докерами Санкт-Петербургского порта, металлургами акционерного общества «Северсталь» (Череповецкий металлургический комбинат), нефтяниками Республики Коми, Тюмени, Ненецкого автономного округа. Лидеры рабочего движения Воркуты не исключают, что в 1994 г. может повториться ситуация 1989 г [2].

Во второй половине мая напряженность в Воркуте несколько спала в связи с поступлением средств государственной поддержки угольной промышленности, платежей российского бюджета по отраслевым тарифным соглашениям и потребителей за полученный уголь. Однако вскоре положение вновь стало обостряться в связи с нехваткой средств на выплату зарплаты, отпускных, отправки детей на летний отдых.

1.3.       Визиты в республику лидеров оппозиции

Российская политическая оппозиция, судя по всему, решила обратить на Республику Коми более пристальное внимание. В мае республику посетили два лидера российской оппозиции — Сергей Бабурин и Геннадий Зюганов.

С.Бабурин так сформулировал цели своей поездки: встречи с единомышленниками, членами Росисйского общенародного союза, которых, по его словам, в республике пока 46, обсудить с ними задачи движения и поблагодарить за поддержку, полученную при перерегистрации движения в партию; познакомиться с жизнью северян в свзяи с предстоящим обсуждением в Думе проекта бюджета, согласно которому в закон «О Северах» внесены коррективы, направленные на уменьшение государственной поддержки. Говоря о перспективах развития страны, С.Бабурин заявил, что 50-летие Победы мы будем праздновать в обновленной стране, оговорившись, что сменить сегодняшнюю политику надо цивилизованно.

Руководство республики, стремясь не портить отношения с Б.Ельциным без особой нужды, воздержалось от встреч с С.Бабуриным. Единственным и случайным исключением стало его знакомство на презентации «Русского дома» с первым заместителем председателя Верховного Совета республики И.Кулаковым. В здании Верховного Совета была организована пресс-конференция, в которой помимо С.Бабурина приняли участие депутат Госдумы от Республики Коми Н.Ген и член политсовета Российского общенародного союза, бывший депутат РСФСР Л.Шиповалова. Несмотря на то что пресс-конференция была организована в здании Верховного Совета, ее вел руководитель пресс-центра МВД [3]. После посещения Республики Коми одним из секретарей Российской коммунистической рабочей партии Юрием Терентьевым сюда в конце мая прибыл лидер Коммунистической партии Российской Федерации и депутат Государственной Думы Геннадий Зюганов. В программу визита вошло посещение крупнейших городов республики, предприятий, выступление по местному телевидению.

30 мая Зюганов провел в республиканском центре нефтяной промышленности г. Ухте, где он встретился с местными коммунистами, посетил близлежащий поселок, выступил в самом крупном актовом зале города перед общественностью.

Руководство республики, и ранее поддерживавшее дистанцию по отношению к коммунистической оппозиции, воздержалось от встреч с лидером компартии.

1.4.       «Выбор Росии» в Республике Коми

Несмотря на то что «Выбор России» получил на выборах 12 декабря 1993 г. немало голосов жителей республики, оформленного движения под таким названием здесь до сих пор не существовало. Демократический лагерь после событий сентября-октября 1993 г. раскололся и далеко не все были однозначны в оценке правительственного блока, в качестве которого шел на выборы «Выбор России».

Однако в апреле 1994 г. были сделаны первые шаги по организационному оформлению сторонников «ВР». 15 апреля состоялось собрание сыктывкарской организации «Демократическая Россия». Основная часть противников «Выбора России» была оттеснена. В результате на собрании удалось провести решение о создании организации под двойным названием «Демократическая Россия» — «Выбор России». Это явилось следствием компромисса между сторонниками создания организации «Выбора России» и сторонниками сохранения «Демократической России».

В конце мая 1994 г. состоялась республиканская конференция движения «ВР», на которой была учреждена республиканская организация. На конференции присутствовали 22 делегата из наиболее крупных городов республики: Сыктывкара, Воркуты, Ухты, Инты и Печоры. Воркута, которая обычно наиболее активно поддерживала реформаторов, проявила явную сдержанность. Независимый профсоюз горняков Воркуты приглашение принять участие в конференции проигнорировал. Город был представлен в основном интеллигенцией, собравшейся по объявлению в местной газете. Были избраны 6 делегатов на всероссийский съезд. Конференция избрала Совет Коми республиканского движения «ВР» из 11 человек. Председателем стал преподаватель философии Б.М.Завьялов.

Создание республиканской организации «ВР» прошло не по схеме, рекомендованной Центром. Оттуда советовали не создавать организацию на базе уже существующих структур. Однако на месте пошли своим путем. Это вызвало определенные трения с Центром, где подобная самостоятельность не вызвала энтузиазма. В Москве под разными предлогами не хотели признавать полномочий избранных делегатов, но после переговоров пошли на попятную: представители Коми «ВР» получили право стать делегатами учредительного съезда партии «ВР».

2.    ЭКОНОМИКА

2.1.       Экономические реформы

В Республике Коми продолжается процесс приватизации. За 4 месяца 1994 г. Комитет по управлению имуществом Республики Коми утвердил планы приватизации 1)7 предприятий с уставным капиталом 1006,1 млрд. руб. Из них 13 предприятий преобразованы в акционерные общества. Подготовлены планы приватизации 12 объектов незавершенного строительства. 4 предприятия с уставным капиталом 3965,2 тыс. руб. приватизированы в соответствии с договорами аренды с правом выкупа [4].

Органы власти и государственного управления республики неоднократно корректировали ход приватизации, исходя из накопленного опыта и особенностей республики. При этом в программах приватизации Российской Федерации и Республики Коми по некоторым вопросам прослеживались различия.

Так, Комитет по управлению имуществом республики принял решение «Об исключении из уставного капитала АО «Коминефтепродукт» административного здания». При принятии этого решения комитет руководствовался республиканской программой приватизации, где административные здания и сооружения отнесены к объектам, запрещенным к приватизации (в российской программе такое ограничение отсутствует). 11 мая 1994 г. кассационная коллегия Высшего арбитражного суда республики подтвердила правильность этого решения, сославшись на положения Федеративного договора, согласно которым республика наделена всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые добровольно переданы в ведение федеральных органов власти.

Республиканские органы власти ввели ограничения при приватизации Ухтинского нефтеперерабатывающего завода, ГП «Коминефтепродукт», МП «Дипос», Печорского речного пароходства, шахты «Западная», ГП «Коминефтегеофизика», УМТС «Интауголь». Здесь контрольный пакет в размере 38% от уставного капитала закреплен в собственности Республики Коми и Российской Федерации, что составило 348,5 млн. руб. Кроме того, 25,5% уставных капиталов АО «Койторг» и «Подзьторг» закреплены в собственности республики для последующей передачи в уставный капитал холдинговой компании.

Примечательно, что на чековых аукционах основная часть акций наиболее перспективных предприятий топливно-энергетического комплекса республики оказалась за пределами республики. Так, на всероссийском чековом аукционе по продаже акций АО «Коминефть», «Тебукнефть», «Снабнефть» в оплату акций принято 401 156 приватизационных чеков, при этом из них лишь 18 418 чеков принято от жителей республики.

При акционировании Российского акционерного общества «Газпром» были внесены коррективы. С 25 апреля по 1 июня 1994 г. в 60 регионах России, в том числе и в Республике Коми, проводился закрытый аукцион по продаже акций РАО «Газпром». На его долю приходится 95% всего добываемого в России природного газа. В состав «Газпрома» входят 36 предприятий единой системы газоснабжения. «Газпром» владеет также контрольными пакетами акций ряда дочерних компаний. Общая численность занятых на предприятиях «Газпрома» — свыше 320 тыс. человек.

В соответствии с Указом Президента России от 5 ноября 1992 г. 40% уставного капитала РАО «Газпром» закрепляются на три года в федеральной собственности; 15% акций распределяются по закрытой подписке среди работников предприятий «Газпрома»; 10% покупаются по номинальной стоимости самим «Газпромом» с последующей продажей на аукционах. Продаже на закрытых чековых аукционах подлежат 28,7% акций РАО «Газпром». Наибольшее количество акций предложено жителям Тюменской области (более 16,9 млн. штук), Екатеринбургской обл. (более 6,9 млн. шт.). Республике Коми выделено более 2 млн. штук. Еще 5,2% акций (12,3 млн. шт.) продаются на чековом аукционе на территории Ямало-Ненецкого АО для малочисленных народов Севера и работников бюджетных организаций региона.

2.2.       Экономические связи с Болгарией

С 70-х годов на территории Республики Коми в широких масштабах велись лесозаготовки силами болгарских заготовителей. Здесь были созданы три поселка со своими органами власти и управления (райкомы партии и Димитровского союза молодежи, дирекция). Болгары построили благоустроенное жилье, дороги, объекты соцкультбыта. Советская сторона предоставляла в аренду лесофонд и технику. За 27 лет совместной работы здесь было заготовлено 60 млн. куб. метров древесины, из которых 40% ушло в Болгарию, а остальное осталось в СССР/России. Сотрудничество с Болгарией всегда было выгодно нашей стране: даже в 1993 г. прибыль составила 1186 млн. руб. Многие, правда, упрекают болгар в перерубе в размере 1 млн. куб. древесины в год. Однако в ответ приводится контраргумент: в отличие от советских леспромхозов, болгары занимались лесовосстановлением и на местах их прежних вырубок уже растет 20-25-летний хвойный лес. Болгары построили в здешней тайге большое количество дорог.

В годы перестройки отношения стали охлаждаться. В Республике Коми был поднят шум по поводу невыгодности сотрудничества с Болгарией. Продление договора оказалось под угрозой. Однако после проведения расчетов стало ясно, что если болгары уйдут из республики, заготавливать лес в месте их дислокации будет некому, это повлечет серьезные социальные последствия для целого района республики. В результате трезвых расчетов в послеперестроечное время сотрудничество было продолжено, хотя уже и не в прежних масштабах.

Удорожание лесозаготовок привело к тому, что работа болгар в республике стала для Болгарии невыгодной. Осенью 1993 г. один день пребывания в республике болгарских лесозаготовителей приносил их стране 1 млн. долл. убытков. Был взят курс на постепенное свертывание их работы. Правительственные комиссии в Болгарии и Коми вырабатывали приемлемые варианты решения проблемы. 9 марта 1994 г. болгарское правительство в одностороннем порядке решило прекратить сотрудничество с Коми в области лесозаготовок и полностью ликвидировать свои предприятия.

Первый состав с болгарами покинул республику 23 апреля 1994 г. После этого через день стали отправляться прицепные вагоны с женщинами, детьми и незанятыми на производстве рабочими. Болгарское правительство взяло на себя все транспортные расходы — 90 млн. руб. стоит отправка одного поезда.

К маю 1994 г. у 1200 болгар уже истек срок их пребывания в Республике Коми, однако они все еще не выехали. Многие из них уже давно не работают. Как и любая иная безработица, эта тоже создает дополнительные проблемы поддержания общественного порядка. Кроме того, у отъезжающих болгар остается убеждение, что они оставляют созданное их руками чужой стране. Отсюда — факты варварского отношения к остающимся в районе материально-техническим ценностям. На всех совещаниях у болгарского консула, у председателя Совета Министров республики, в Комитете по промышленности поднимался вопрос о цивилизованном прекращении сотрудничества. Обе стороны обеспокоены фактами хищений, вызванных бесконтрольностью. Несмотря на острую нехватку топлива, вызывающую перерывы в работе лесозаготовителей, в болгарских поселках идет спекуляция бензином. К противоправным действиям подталкивают регулярные и длительные задержки выдачи зарплаты. Выдаваемые суммы не обеспечивают нормальной жизни: средняя зарплата у болгар составила 45-50 тыс. руб. в месяц при торговле в магазинах на рубли по российским ценам, превышающим сыктывкарский уровень.

Возникли серьезные трудности в отношениях с железной дорогой, которой болгары задолжали 1 млрд. руб. Это создало проблему отгрузки уже заготовленной древесины в счет как болгарской, так и российской доль. В апреле многие вопросы удалось решить. Началась отправка древесины. Полным ходом пошел процесс передачи российской стороне хозяйственных и соцкультбытовских объектов.

На месте, покидаемом болгарами, создается Усогорский леспромхоз, в котором к маю 1994 г. работало 150 российских граждан. Уже появилось 250 заявлений от желающих переселиться на новые места: причина в желании сменить неблагоустроенное жилье в российских поселках на изношенное, но все же современное и благоустроенное жилье, оставляемое болгарами [5].

3.    НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Республика Коми, осваивавшаяся в централизованном порядке переселенцами со всех районов бывшего СССР, населена многочисленными этническими группами. Некоторые из них представляют коренное население. Это коми и небольшая часть русских. Большинство прибыло сюда на разных этапах индустриализации региона. Первый мощный поток мигрантов — заключенные 30-40-х годов, многие из которых остались жить в республике. Другой поток — это свободные переселенцы, прибывшие на освоение природных богатств Севера в 50-80-е годы.

В 1990-е годы рост национального самосознания почти всех этнических групп, населяющих республику, привел к образованию национальных культурных центров. В 1994 г. их насчитывалось около 30, зарегистрированных в Министерстве юстиции, местных администрациях. Эти центры сконцентрированы в основном в крупных по местным масштабам городах республики — Воркуте, Ухте, Сыктывкаре, Сосногорске и Печоре.

Наиболее организованным и влиятельным является коми национальное движение. Периодически собираются съезды коми народа. Исполнительным органом съезда является Комитет возрождения коми народа. Кроме того, действует политическая партия «Защитим себя!», представляющая радикальное крыло коми национального движения. Первой коми организацией является Коми республиканское общество «Коми котыр», занимающаяся политической и просветительской деятельностью. В республике созданы отделения «Коми котыр» в Троицко-Печорском районе («Чужан му»), Усть-Вымском районе, в городах Печора, Сосногорск, Воркута, Инта.

Республиканские органы власти поддерживают материально процесс возрождения коми национальной культуры. Важным шагом в этом направлении стало открытие в Сыктывкарском госуниверситете факультета финно-угорского факультета.

Финно-угры — это языковая общность, которая длительное время не имела никаких внутренних социальных связей, что вполне естественно: в эту общность входят этносы, разбросанные по разным странам и резко отличающиеся по основным культурным характеристикам: коми, финны, ханты и манси, эстонцы, венгры, карелы и др. Однако в 90-е годы стали предприниматься активные и небезуспешные шаги по превращению этой мнимой общности в реальную. Важными вехами на этом пути стал Всемирный конгресс финно-угорских народов в Сыктывкаре, создание Консультативного комитета финно-угорских народов, развитие многосторонних и двусторонних контактов между национальными движениями и государственными органами.

Одним из проявлений этой тенденции является достижение в мае 1994 г. соглашения финно-угорского факультета Сыктывкарского университета об обучении некоторых его студентов в Тартуском университете (Эстония). Эстонская сторона взяла на себя расходы по обучению и проживанию студентов в течение шести лет, выплачивать стипендию будет Сыктывкарский университет, обещали помощь финны и венгры. Уже в 1994 г. в Тарту направятся два студента, а с 1995 г. будут отправляться по 10 студентов ежегодно. Обязательное условие при отборе — владение коми и английским языками. Преподавание будет вестись на эстонском и английском [6].

В последние годы все большую активность на пути сплочения украинцев республики (их в республике около 100 тыс.) в единую общину предпринимают украинские национально-культурные центры, которых насчитывалось в 1994 г. четыре: в в Сыктывкаре, Ухте, Воркуте (два центра). При обществе национальной культуры «Украина» в Сыктывкаре открыта воскресная школа по изучению языка, образован ансамбль «Украина». В Воркуте налажена работа по решению вопросов украинского гражданства, пенсионному обеспечению, реабилитации, переселению на Украину.

Немцы, выселенные в республику в годы Отечественной войны, объединены в два культурных центра. В Ухте создано общество российских немцев «Фрайхайт» («Свобода»). Уставная цель общества — создание государственности немцев Балтии — Немецкой республики в Калининградской области, развитие языка, культуры и религии, право на свободный выезд. Активно действует сыктывкарская организация «Видергебурт» («Возрождение»). Усилиями этой организации в городе открыта немецкая школа, создан немецкий национальный культурный центр, начато строительство микрорайона «Немецкая слобода», подготовлена программа социально-экономического развития российских немцев Республики Коми, в которой особое место отводится развитию сотрудничества с Германией.

С прошлого года стало зарождаться русское национальное движение, делающее упор на сохранении и развитии русской культуры. В мае 1994 г. состоялась презентация Коми республиканской общественной организации «Русский дом». Председатель «Русского дома» — известная поэтесса Надежда Мирошниченко, постоянный автор «Нашего современника», активный публицист русской патриотической прессы. На презентации новой организации присутствовал С.Бабурин. Приветствовать «Русский дом» пришел первый заместитель председателя Верховного Совета республики И.Кулаков, председатель Госкомитета по делам национальностей Г.Бутырева, лидеры коми национального движения, украинского, татарского, еврейского землячеств.

В разных местах республики, особенно в Воркуте, стали формироваться казаческие землячества. Они не ограничивают свои цели культурно-просветительной работой. Землячества пытаются заниматься военно-патриотическим воспитанием, коммерческой деятельностью.

В Усть-Цилемском районе республики со средних веков проживает изолированная и своеобразная русская община, выросшая из беглых старообрядцев. Там по сей день сохранились многие старинные обряды, национальная одежда. Для сохранения традиций создано Усть-Цилемское историко-культурное общество «Русь Печорская». Общество выдвигает и политические цели: предоставление Усть-Цилемскому району статуса национального в составе Коми республики. Филиалы общества созданы в нескольких городах республики.

Проявляют активность татарский культурный центр «Умурзия» г.Воркуты, азербайджанское общественно-политическое объединение «Караван», мусульманская община и башкирское землячество г.Усинска, в Сыктывкаре создан татаро-мусульманский культурный центр «Дуслык» («Дружба») [7].

Источники

1. Глузман М. В ком опора, или Кому быть в оппозиции // Республика.— 1994.— 1 июня, с.2.

2. Макаров В. Теперь шахтеров не «замечают» // Красное знамя.— 1994.— 31 мая, с.1.

3. Чистяков В. Надежды и прогнозы // Республика.— 1994.— 28 мая.

4. Колпащиков А. Заслон сверхдоходам // Республика.— 1994.— 27 мая.

5. Кузьмина М. До свидания, братушки. Из Кослана уходят последние поезда с болгарами // Красное знамя.— 1994.— 31 мая, с.2.

6. Учите эстонский язык // Республика.— 1994.— 27 мая.

7. Митина О. Сколько нас — посмотри! // Республика.— 1994.— 27 мая.