Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Чувашская Республика

С. Ю.

Чувашская Республика

в марте 1994 года

1.    ОБЩАЯ СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

В марте продолжалась активная деятельность Николая Федорова на посту президента ЧР, начинают проясняться его взгляды на роль Чувашии в регионе и Российской Федерации. Из заметных событий в политической жизни стоит отметить провал выборов 13 и 27 марта и скандал, разгоревшийся вокруг закона «О правовой и социальной защите народных депутатов созыва 1990-1995 гг. в Чувашской Республике».

1.1.       Очередной приезд высоких гостей

В конце февраля в Чебоксары прибыл с рабочим визитом председатель подкомитета по денежной и кредитной политике Госдумы, бывший министр финансов и вице-премьер Правительства РФ Борис Федоров. Как известно, Борис Григорьевич специальным президентским указом назначен советником Н.В.Федорова по финансовым вопросам. Вместе с Н.Федоровым объехали заводы, посетили ПО «Химпром», провели встречу с местными банкирами. Борис Григорьевич отрицательно высказался о планах уничтожения в республике химического оружия.

1 марта в Алатыре (город на юге республики, население в подавляющем большинстве — русские) с участием Б.Г.Федорова, приехавшего в республику председателя Комитета по экономической политике Госдумы России С.Ю.Глазьева, а также Н.В.Федорова состоялось совещание по вопросам экономической и финансовой политики. Самым интересным на совещании было выступление Н.Федорова, начавшего с заявления о том, что в политической сфере основным направлением для него является стабильность, причем, как он выразился, «у нас достаточно власти, чтобы устранить дестабилизирующие факторы. Буду пресекать любого рода межнациональные эксцессы». Это в принципе первое столь резкое высказывание Н.Федорова по национальному вопросу, раньше если и говорилось что-то, то лишь о возрождении национальной культуры, традиций и т.д. Коснувшись проблем экономики, президент стал говорить более общими категориями («наличие достаточно квалифицированного и трудоизбыточного населения», «удобное географическое положение республики», «необходимость поддержки товаропроизводителя» и т.п.). Сообщил, что для ускорения реализации товаров налажены связи с «Росконтрактом», представители которого недавно побывали в Чувашии. Присутствовавшие на совещании промышленники республики вели себя довольно пассивно, выступления руководителей аграриев сводились к критике и жалобам. Московские гости говорили о местных проблемах преимущественно в качестве иллюстраций, частных случаев проблем общероссийских [3].

Тем не менее на совещании была принята резолюция, констатирующая, что на социально-экономическое развитие Чувашии прежде всего влияет отсутствие четкой политики структурной перестройки на уровне Федерации, а также разумного протекционизма по отношению и национальным товаропроизводителям. Крайне низка инвестиционная и инновационная активность, что вызвано недоступностью долгосрочных кредитов из-за высокой инфляции. Следовательно, на уровне Российской Федерации необходимо решать эти проблемы, а Чувашия, как субъект Федерации, берет на себя ответственность за поддержку местных товаропроизводителей, проведение политики занятости, вовлечение малоиспользуемых ресурсов и местного сырья. Предполагается также координация использования инвестиций в регионе, в том числе за счет федерального бюджета, коммерческих инвестиционных ресурсов.

1.2.       Скандал с «законом о миллионах»

10 марта в газете «Советская Чувашия» появилась статья Н.Васильева «Таинственный закон о миллионах». Речь в ней шла о принятом за два месяца до этого Верховным Советом ЧР законе «О правовой и социальной защите народных депутатов созыва 1990-1995 годов в Чувашской Республике», который, вопреки устоявшейся практике, не был опубликован в республиканской печати. В статье приведены некоторые статьи этого закона, например статья 4: «До начала работы Государственного совета ЧР народный депутат ЧР не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания без согласия Президиума ВС ЧР» (учитывая вполне предсказуемые сложности с выборами Госсовета такая депутатская неприкосновенность может затянуться надолго). Статья 5 гласит: «Народным депутатам, осуществляющим депутатскую деятельность в ВС ЧР и работавшим в его органах на постоянной основе, выплачивается еодиновременное пособие в размере годовой заработной платы из расчета их месячной заработной платы на момент прекращения депутатских полномочий (13 марта 1994 года)», то есть на каждого «постоянного» депутата по 4-5 млн. рублей. Такие же «выходные пособия» в размере годовой заработной платы предусмотрены для депутатов, работавших в местных Советах. В заметке также перечислены фамилии депутатов ВС, не возражавших против принятия этого закона, в их числе Кубарев Э.А., председатель ВС, Яковлев Б.М., его первый заместитель и многие другие.

Через день, 12 марта, было опубликовано заявление президента Чувашской Республики [5], в котором он сообщает, что 9 марта в кабинет министров из Верховного Совета поступил для исполнения вышеупомянутый закон. Для его исполнения, по предварительным подсчетам, потребуется около 500 млн. рублей, но дело не только в этом. «Для меня неприемлемо, — говорится в заявлении, — решение уходящих в отставку народных депутатов ЧР о продлении своей депутатской неприкосновенности и на период после избрания нового депутатского корпуса». По существу здесь предпринята попытка предоставить себе дополнительные гарантии от возможности привлечения как к административной, так и к уголовной ответственности. Положение о дополнительном вознаграждении депутатов, говорится в заявлении, неосуществимо, так как предполагает затраты, не предусмотренные в республиканском бюджете, утвержденном самими депутатами, а следовательно, такие неправовые законы кабинет министров исполнять не будет. В заключение президент просит не воспринимать данное заявление как вызов депутатскому корпусу.

Две эти публикации вызвали массу откликов, авторы которых честили депутатов почем зря. Ситуация обострялась еще и тем, что 13 марта предстояли выборы в Госсовет республики, а многие нынешние депутаты баллотировались вновь. Вынужден был ответить Эдуард Кубарев, заявивший, что «в последнее время в отдельных печатных изданиях, в выступлениях имеют место нетактичные высказывания в адрес народных депутатов Чувашской Республики». Он не считает, что закон о социальных гарантиях для депутатов совершенен, но его можно отменить или внести в него поправки, для чего имеется правовой механизм, но сам президент, согласно Конституции, не имеет права отменить или не исполнить закон, особенно если он стремится к построению правового общества. Появился, по его словам, опасный прецедент, последствия которого трудно предсказуемы. Тревогу вызывает, полагает Эдуард Алексеевич, и то обстоятельство, что в общественном сознании настойчиво формируется представление о порочности законодательных органов. Если будут сорваны выборы в Госсовет, то возникнет опасный дисбаланс власти.

Трудно сказать, кто конкретно инициировал этот скандал, но объективно он способствует упрочению в республике исполнительной, президентской власти и позволил Н.Федорову набрать еще несколько очков. Необходимо отметить, что президент в ходе выборной кампании в Госсовет никак не заявлял о своем отношении к выборам представительной власти в республике, и лишь после того, как в ходе двух туров голосования избранных в Госсовет депутатов не хватило для кворума и стало очевидным, что ситуация становится двусмысленной (Верховный Совет практически прекратил свою деятельность, а Госсовет еще не избран), издал распоряжение, обязывающее правительственные структуры оказать всестороннюю помощь проведению выборов.

1.3.       Выборы в Госсовет и органы самоуправления

13 апреля состоялся первый тур голосования по выборам в Госсовет и органы самоуправления. Общее число избирателей, принявших участие в голосовании, составило 39,1% списочного состава, причем в основном за счет сельских районов, неизменно отличающихся повышенной дисциплинированностью избирателей, в городах явка была значительно ниже, в Чебоксарах на избирательные участки пришли около 19% избирателей, в Новочебоксарске и того меньше. По итогам первого тура депутатами Госсовета были избраны 7 человек (на 47 мандатов), хотя для того, чтобы быть избранным, необходимо было набрать всего 25% голосов. Среди них избранными оказались благоразумно баллотировавшиеся в сельских округах постоянные жители Чебоксар Лев Пантелеймонович Кураков (главный соперник Н.В.Федорова на президентских выборах) и Борис Михайлович Яковлев, первый заместитель председателя Верховного Совета ЧР.

В течение двух недель до 27 марта, даты повторного голосования, с использованием всех средств массовой информации велась агитационная работа, избирателей убеждали прийти на избирательные участки, причем главным аргументом было утверждение о том, что, мол, если выборы не состоятся, то за организацию следующих придется платить из республиканского бюджета умопомрачительные суммы, тогда как нынешние выборы оплачены из федерального бюджета. Очевидно, под влиянием этого глубокого соображения, а также сознавая, что еще одна избирательная кампания со всеми ее аксессуарами — листовками, предвыборными речами и выступлениями — это будет уже чересчур, граждане проголосовали чуть более организованно, что позволило избрать еще 21 депутата Госсовета. Тем не менее до кворума (2/3 от 47, то есть 32 депутата) не хватает еще четырех человек, и нет никакой конституционной возможности провести хотя бы первое, организационное собрание нового высшего органа представительной власти республики.

Примерно такое же положение сложилось и при выборах местных органов самоуправления. По сообщению Президиума ВС ЧР, и 27 марта в представительные органы власти многих городов, районов города Чебоксары депутаты не избраны. Большинство избирателей в городах республики не приняло участия в голосовании, что привело к необходимости проведения повторных выборов в 119 избирательных округах.

Согласно Конституции республики, повторные выборы должны состояться не позднее чем в двухмесячный срок. Однако это значит, что проводить их придется в конце мая, в разгар дачных и огородных забот, вряд ли избиратели будут более активны. Мало вероятно и то, что в двухмесячный срок удастся переломить отрицательное отношение граждан к выборам вообще — практика последних лет показывает, что активность избирателей от выборов к выборам с удивительной стабильностью снижалась, и даже если удастся избрать в Госсовет нескольких недостающих для кворума депутатов, его работа наверняка будет парализована, ведь отсутствие двух-трех человек будет означать отсутствие кворума. Простейший выход из положения — «либерализация» избирательного закона, но для этого необходимо созывать сессию дискредитировавшего себя «Законом о миллионах» ВС, органом, с которым все уже мысленно попрощались.

После опубликования итогов голосования 27 марта Н.Федоров встретился с избранными депутатами Госсовета. В ходе встречи он заявил, что президент и Госсовет будут сообща нести ответственность за состояние дел в экономике и духовной сфере. На вопрос о том, что он думает о сложившейся ситуации, ответил, что действующие законы — стержни порядка, а значит, повторные выборы должны состояться в двухмесячный срок. В конце концов все сошлись на мнении, что необходимо, не теряя времени, начать подготовку и открытию первой сессии Государственного совета.

В прессе высказываются разные предположения о причинах провала выборов. Это и резкое повышение цен за несколько дней до их проведения, и скандальный закон о социальных гарантиях для депутатов, и разочарование от результатов выборов в Государственную Думу и Совет Федерации. Однако, скорее всего, это просто часть общероссийского процесса всеобщего тотального разочарования во всем, и особенно в работоспособности представительных органов власти. В этом процессе Чувашия последние несколько лет постоянно немного опережала среднероссийский уровень, причем опережение это в целом пропорционально отставанию в уровне жизни.

1.4.       Договор с республикой Башкортостан

24 марта в Уфе был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве между Чувашской Республикой и Республикой Башкортостан. В составе делегации Чувашии были руководитель администрации президента ЧР Н.А.Зайцев, министр культуры и по делам национальностей ЧР В.П.Иванов, председатель Постоянной комиссии по культуре, развитию языка и межнациональных отношений ВС ЧР А.П.Хузангай, что, очевидно, свидетельствует о протокольном характере визита. Сами участники подписания договора не скрывали, что данным договором Чувашия и Башкирия лишь закрепляют в официальном документе давно сложившиеся между двумя республиками отношения [10].

1.5.       Новое назначение

10 марта Н.В.Федоров представил коллективу Министерства безопасности ЧР нового министра. Им стал Станислав Кириллович Воронов, 1957 года рождения, чуваш. В 1979 году он окончил юридический факультет Казанского государственного университета. Работал помощником прокурора Красноармейского района, прокурором следственного отдела прокуратуры Чувашской Республики. С 1982 года служит в органах государственной безопасности. В 1983-1985 гг. находился в составе 40-й армии в Афганистане. До назначения на должность министра работал начальником следственного отдела Министерства безопасности ЧР. Подполковник, имеет боевые награды.

Причины смещения с поста прежнего министра, Вячеслава Тихонова, — тайна, покрытая мраком. Но можно предположить, что вызвано оно двумя событиями — прошлогодним скандалом с коммерческой фирмой «Юнона», созданной в рамках Министерства безопасности (фирма слишком незначительные суммы перечисляла на благотворительные цели, являвшиеся для нее, согласно уставу, основными), и тем, что Министерство безопасности никак не предотвратило в свое время подписание Валерьяном Викторовым протокола о намерениях создания свободной экономической зоны в Чувашии, ведь это, по версии президентской команды — международная афера.

1.6.       Визит Джорджа Сороса и делегации фонда «Культурная инициатива»

17 марта в Чувашию прибыла делегация фонда «Культурная инициатива» во главе с его президентом Джорджем Соросом. При поддержке Сороса с мая прошлого года в России проводится крупная программа «Обновление гуманитарного образования». Новые учебные программы, разработанные в ее рамках, начали апробироваться в семи регионах России. Восьмым таким регионом будет Чувашия. Директор Института национальных проблем образования М.Н.Кузьмин (г.Москва) сообщил, что в Чувашии помимо апробации новых учебников и учебных программ объявляется конкурс «Национальная школа», который также будет финансировать фонд «Культурная инициатива». Конкурс будет представлять собой «творческое состязание авторов учебников по истории и национальной культуре».

Участие Сороса в визите, насколько можно судить, свелось к краткому выступлению, в котором он поздравил чувашский народ с избранием такого Президента, как Николай Федоров, и поблагодарил за высокую оценку своей деятельности.

В тот же день делегация убыла в Москву [19].

2.    ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Ситуация в экономике в первые месяцы года не улучшилась. Объем производства в январе-феврале сократился на 25% по сравнению с январем-февралем минувшего года. Рост производства отмечен только в электроэнергетике (на 3,4%) и в легкой промышленности (на 1,6%). В сельском хозяйстве из-за более тяжелого финансового положения медленнее, чем раньше идет подготовка к весне, запасы бензина и дизельного топлива на складах хозяйств по состоянию на 1 марта составляют менее 1/3 прошлогодних. Общий объем розничного товарооборота в сопоставимых ценах сократился на 19,8%.

В январе-феврале в республике осуществлена приватизация 55 предприятий промышленности, 10 — бытового обслуживания, 6 — промышленности и одной кооперативной организации. От приватизации предприятий в январе-феврале поступило денежных средств в сумме 660 млн. рублей и приватизационных чеков в количестве 44 000 штук.

О тяжелом положении в экономике свидетельствует еще и другой факт — кредиторская задолженность предприятий республики стала превышать дебиторскую, чего раньше не было. На 1 февраля общая сумма кредиторской задолженности превысила 226 млрд. рублей, сумма дебиторской задолженности — 201,4 млрд. рублей.

2.1.       Приезд исполнительного директора Российско-американского фонда предпринимательства Роберта Тоубина

За неделю до приезда Р.Тоубина в Чебоксары прибыла группа экспертов фонда, которым были представлены на рассмотрение проекты, требующие инвестирования. Экспертами были отобраны 4 проекта, связанные с вложением средств в развитие чебоксарских акционерных обществ «Дизельпром» (производство дизельных двигателей для промышленных тракторов, тепловозов и речных судов) и «Стромон» (строительство), в освоение гипсового месторождения в Порецком районе и в налаживание переработки кожевенного сырья в ЛО «Сафьян» (очень перспективный проект на территории ПО «Химпром», производящего необходимые химикаты, избытки сырья в республике).

Предполагается, что партнерство с фондом будет строиться по трем направлениям: предоставление займов и осуществление капвложений, техническое содействие, помощь частному бизнесу и небольшим по численности предприятиям. Средства предполагается направлять исключительно напрямую, в обход государственной бюрократической системы.

Роберт Тоубин пробыл в республике всего один день, ознакомился со всеми четырьмя предложенными проектами с выездом на место, однако о результатах не сообщил, сказал только, что «Дизельпром» — очень современное предприятие.

За время, прошедшее с момента избрания Н.Федорова президентом, в республике, пожалуй, побывало столько самого разного ранга столичных и заграничных гостей, сколько не побывало за все время пребывания на посту премьер-министра Валерьяна Викторова, хотя и тот любил приглашать гостей. Будет ли толк от этих визитов, судить пока рано, хотя они и доказывают авторитет и невероятное количество знакомств Николая Васильевича.

2.2.       Экономическая политика руководства ЧР

Непосредственно экономическую стратегию в республике определяет, очевидно, все-таки новый кабинет министров во главе с Энвером Аблякимовым. В этой стратегии можно выделить стремление наладить прямые производственные и коммерческие связи с регионами, особенно с соседними республиками, минуя посредничество центра, а также стремление обрести большую независимость в финансовой сфере. Этим, в частности, вызвано решение о консолидировании в госбюджет ЧР всех республиканских внебюджетных фондов, кроме пенсионного фонда, фонда социального страхования и медицинского страхования. Такая стратегия, в свою очередь, перекликается с позицией президента, который в последних высказываниях очень нелестно отзывался о столичных политиках и российском правительстве (так, идет постоянное выяснение отношений, никто ни за что не отвечает, невозможно решить ни одного вопроса), а потому склонен все больше ориентироваться не на центр, а на республики и области Поволжья. В этом смысле президент ЧР Николай Федоров и президент Ассоциации народов Поволжья и Урала Атнер Хузангай вполне могут найти общий язык. Кстати, они с большим уважением относятся друг к другу.

2.3.       Участие Чувашии в выставке «СЕЕТЕКС-94» — под вопросом

В то время как Николай Федоров стремится налаживать все новые и новые экономические связи, то, что было сделано под руководством бывшего премьера Валерьяна Викторова, часто остается без должного внимания. Еще в ноябре правительством ЧР было принято приглашение принять участие в выставке «СЕЕТЕКС-94», которая должна пройти в Лондоне 9-12 мая и организуется для демонстраций технологий и инвестиционного потенциала стран Центральной и Восточной Европы.

В Великобританию уже перечислены более 9000 долларов арендной платы за выставочную площадь. Подготовительный комитет в Чебоксарах собрал несколько инвестиционных проектов, которые согласно графику подготовки к выставке должны были быть отправлены в Лондон в начале марта, но не отправлены в начале апреля. В данное время вопрос об участии Чувашии на «СЕЕТЕКС-94» повис в воздухе [12].

3.    НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

В течение марта националы практически не проявляли активности, что связано, очевидно, с внутренними противоречиями чувашского национального движения и тем, что позиция, которую занимает по отношению к нему Николай Федоров и кабинет министров, еще окончательно не определилась.

3.1.       Региональное совещание министров и начальников управлений культуры

21 марта в Чебоксарах состоялось региональное совещание начальников управлений и министров культуры Поволжских республик и областей. Созвано оно было с очевидной целью представить публике выработанную федеральным министерством концепцию национально-культурной политики РФ на современном этапе. Судя по краткому изложению (общий объем документа 400 страниц), концепция предполагает всяческое поощрение межведомственной и межтерриториальной кооперации, следует развивать культурный плюрализм, так как культура независима от числа ее представителей. Документ также предполагает восстановление на территории России национально-культурных районов и сельских Советов, успешно функционировавших в 30-е годы.

Если москвичи ждали единодушного одобрения привезенной концепции, они здорово ошиблись. Министр культуры ЧР В.П.Иванов считает, что национально-культурная автономия — «детище тоталитарного режима, и она не может функционировать в иных условиях». Национальные сельские Советы и районы могут стать источниками конфликтов. Министр культуры Татарстана М.М.Такшев вообще заявил, что федеральное министерство работает, не учитывая нынешние реалии. Многие положения документа носят дискуссионный или теоретический характер, чувствуется стремление выпячивать русскую культуру. Атнер Хузангай поднял вопрос о создании национально-культурного пространства в Поволжье, так как в последние годы из-за финансовых затруднений проведение совместных музыкальных фестивалей и выставок, практикуемое ранее, затруднено. Таким обменом мнениями совещание и закончилось [9].

3.2.       Новый журнал

Вышел из печати первый номер литературно-художественного и пуб­ли­цис­ти­чес­кого журнала «Лик Чувашии» на русском языке. Издателем выступило Министерство культуры и по делам национальностей ЧР. По мнению В.Иванова, министра культуры, такое издание в республике просто необходимо, так как оно должно стать «своеобразным зеркалом, отображающим проблемы и достижения чувашской культуры и культур других народов, а также работу по координации и развитию межнациональных отношений». Половина чувашей проживает за пределами республики, многие из них не знают родного языка. В самой республике треть населения не чуваши, и часто они остаются в неведении относительно процессов, переживаемых чувашской культурой. Кроме того, для многих русскоязычных писателей журнал дает возможность высказаться, по мнению министра.

Издан журнал с отличным полиграфическим качеством, объем около 200 страниц, тираж 1500 экземпляров [11].

Для республики появления русскоязычного журнала, посвященного чувашской культуре, — действительно большое событие. Не знающему чувашского языка трудно разобраться в событиях. Несмотря на очевидную необходимость литературно-художественного и публицистического журнала на русском языке, такого издания в республике не было. Правда, несколько лет тому назад существовал нерегулярно выходивший литературный альманах «Дружба», прекративший свое существование из-за скандалов и интриг в местном Союзе писателей и многочисленных его расколов.

Источники

1. Иванов М. Принята декларация, избран генеральный секретарь // Советская Чувашия.— Чебоксары, — 1 марта.

2. Иванов М. Выступать только «за», а не «против» // Советская Чувашия.— Чебоксары, 1994. — 2 марта.

3. Иванов В. Советник советует жить по средствам, а товаропроизводитель спрашивает, где их взять» // Советская Чувашия.— Чебоксары, 1994. — 3 марта.

4. Васильев Н. Таинственный закон о миллионах // Советская Чувашия.— Чебоксары, 1994. — 10 марта.

5. Заявление Н.В.Федорова // Советская Чувашия.— Чебоксары, 1994. — 12 марта.

6. Железнов В. Как жить будем? // Чебоксарские новости.— Чебоксары, 1994. — 12 марта.

7. Итоги выборов // Советская Чувашия.— Чебоксары, 1994. — 16 марта.

8. Боялись собственных теней // Советская Чувашия.— Чебоксары, 1994. — 15 марта.

9. Алексин В. Спасательный круг для национальной культуры // Советская Чувашия.— Чебоксары, 22 марта.

10. Дружба, проверенная веками // Советская Чувашия.— Чебоксары, 1994. — 29 марта.

11. Николаев В. Национальная культура в зеркале журнала // Советская Чувашия.— Чебоксары, 1994. — 29 марта.

12. Соловьев А. Поездка в Лондон отменяется? // Советская Чувашия.— Чебоксары, 30 марта.

13. Соловьев А. Роберт Тоубин: «Нетаргую, а вкладываю капитал // Советская Чувашия.— Чебоксары, 31 марта.

14. Залогин О. «Проблемы народа мы стараемся вынести на международный правовой уровень» // Чаваш Ен.— Чебоксары, 1994 — №11.

15. Федоров В. Избиратели — это не «бюллетенебросатели», а единственный источник государственной власти» // Чаваш Ен.— Чебоксары, 1994 — №12.

16. Федоров В. «Постановление об оказании помощи ЧЗПТ подписано» // Чаваш Ен.— Чебоксары, 1994 — 12 марта.

17. Решетина Л. Рэхим итегед, или Добро пожаловать! // Чебоксарские новости.— Чебоксары, 1994. — 2 марта.

18. Алексеев В. Блок «Общественный договор»: что делать? // Чебоксарские новости.— Чебоксары, 1994. — 10 марта.

19. Ермолаева Л. Там, где есть воля — будет путь // Чебоксарские новости.— Чебоксары, 1994. — 19 марта.