|
Новое на сайте |
Л. П.
Тюменская область
в феврале 1994 года
Для области важной социально-политической и экономической проблемой остается вопрос о единстве, территориальном, социальном, политическом, моральном. (Напомним: на территории области расположены два национально-территориальных округа.) В этом направлении немало сделано в январе — феврале 1994 года. Так, 4 января подписан договор о распределении территориальных квот по поставкам нефти, газа и продуктов их переработки между администрациями Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа на 1994 год. Согласно ему, 23% нефти от региональных квот идет непосредственно в бюджет области, а 77% — в бюджет округа. После выборов в Совет Федерации глава администрации Ханты-Мансийского автономного округа А.Филипенко вновь подчеркнул необходимость избирать в областную Думу депутатов от округа для реализации соглашения глав трех администраций о сотрудничестве [2].
В направлении укрепления политического и экономического единства области намерены действовать и главы администраций 12 из 26 городов области, создавшие Союз тюменских городов как общественно-политическую организацию. Глава администрации областного центра С.Киричук, возглавляющий ассоциацию, высказал надежду на вступление в ближайшее время в состав ассоциации таких крупных населенных пунктов, как Сургут, Нефтеюганск, Нижневартовск, что значительно укрепит союз городов [3].
Укреплению единства Тюменской области должны послужить выборы состава представительных органов власти. В настоящее время в выборной кампании активно участвуют пять групп кандидатов. В первую входят представители действующей исполнительной власти. Так, в Тюмени заявили о своем намерении баллотироваться в областную и городскую думу все четыре главы администрации, начиная с мэра С.Киричука. «Я иду в областной представительный орган для защиты населения города и области, ее территориальный целостности»,- заявил в предвыборной программе С.Киричук [5].
Вторую группу, наиболее многочисленную, составляют хозяйственные руководители. При этом интересную деталь отметил политолог Т.Акошехц. Директор «Ноябрьскнефтегаза» В.Городилов выдвинул свою кандидатуру в окружную Яманскую думу, а в областную будет пробиваться его заместитель [6]. Это повод задуматься над распределением ролей дум и месте в них хозяйственников.
Третья группа — представители так называемой новой экономики. Но их активность в области не столь активна, как ожидалось. Исключение составляет концерн «Гермес». Кстати, видимо, в рекламных целях концерн «Гермес» вместо судебного иска решил премировать своего критика А.Речкалова в сумме 50 тыс. руб., как за лучшую рекламную статью («Бизнес Неверова», Тюменские известия. 17.12.93).
Четвертую группу кандидатов составляют «выдвиженцы» криминально-теневых структур, которые, естественно не афишируют своих финансистов и расколоты по различным группам.
В пятую группу можно выделить представителей различных партий и движений. Так, соперником С.Киричука в Тюмени будет В.Шмурычик, председатель областного объединения «Сибирь», считающий главной своей депутатской задачей усиление борьбы с преступностью и сокращение аппарата управления [8].
Областная организация РКРП поддерживает в областную Думу 8 кандидатов, а в Тюменскую городскую — 7 [9].
Среди первых кандидатов от областной организации КП РФ назван бывший народный депутат и руководитель ФИС Н.Павлов [10], проигравший выборы в Государственную Думу РФ. Коммунисты первыми из политических организаций начали избирательную кампанию.
Выборы, особенно в состав Тюменской городской думы, будут многочисленны по числу кандидатов. По 11 округам в Тюмени сдали документы 70 человек [11].
В Тюменской области будет работать 1720 избирательных участков, зарегистрировано 1 957 439 избирателей [12].
Каждый кандидат в депутаты областной Думы получил бесплатно по 5 мин. на телевидении и радио. Еще 20 мин. он может купить [13]. Важно отметить, что для кандидатов выделено самое удобное время (на телевидении с 19.30 до 20.00 ежедневно, а на радио — в утренние часы). График этих выступлений опубликован заранее [14].
Включившись в избирательную кампанию, кандидаты агитируют за себя в любом издании. Но направленность публикаций все же просматривается. Так, «Тюменские ведомости» стремятся в каждом номере на первой странице поддержать удачливого бизнесмена [15].
Социально-экономическая ситуация в области остается сложной. По оценке Ю.Лесового, заместителя главы администрации области, 1993 год был трудным, а 1994 будет еще труднее. Главная причина — задолженности за произведенную и уже реализованную продукцию. Долг достиг к началу февраля полугодового объема всего промышленного производства [16].
В ряде мест складывается предзабастовочная готовность.
Резко ухудшилось бытовое обслуживание населения. Из 2919 цехов с 1990 года осталось 1059, а из 1585 приемных пунктов — 654 [17].
Взгляд на перспективу различный. В.Осейчук, заведующий отделом по работе Советов областного Совета народных депутатов, в многословной публикации доказывает, что в конце 1994 — начале 1995 года Россию (и область) ждет хаос и выборы президентом России В.Жириновского [18]. По мнению главы администрации области Л.Ракецкого, многое для улучшения ситуации могут сделать органы местного самоуправления, которые предстоит избрать 6 марта т.г [19].
В сложной социально-экономической ситуации вступил в должность и.о. глава администрации Ямало-Ненецкого округа Юрий Васильевич Неелов, работавший заместителем главы администрации области. Его предшественник Л.Баяндин, как сказано в указе Президента РФ «систематически превышал свои полномочия, совершил деяния, направленные на дискредитацию органа исполнительной власти» [20].
Высоким остается в области уровень преступности. Хотя темпы роста уровня преступности составили в 1993 году лишь 1,1%, но вдвое возросло число убийств с применением оружия. 34 человека убиты в разборках преступных группировок (в 1992 г. — 12), почти в каждом городе и районе созданы устойчивые преступные группировки [21]. Борьба с организованной преступностью станет одной из задач реформируемой тюменской контрразведки, которая становится единой для трех субъектов Федерации с сокращением штата бывшего областного аппарата МБ на 12% [22].
Источники
1. Тюменская правда.— 1994.— 27 января.
2. Нельзя ломать рамки области // Тюменская правда.— 1994.— 26 января.
3. Тюменская правда.— 1994.— 5 января.
4. Тюменская правда.— 1994.— 8 января.
5. Тюменская правда.— 1994.— 18 января.
6. Тюменская правда.— 1994.— 8 января.
7. Тюменская правда.— 1994.— 5 января.
8. Тюменская правда.— 1994.— 18 января.
9. Тюмень трудовая.— 1994.— №9-10, февраль.
10. Тюменские известия.— 1994.— 27 января.
11. Тюменская правда.— 1994.— 12 января.
12. Тюменские известия.— 1994.— 27 января.
13. Тюменские известия.— 1994.— 4 января.
14. Тюменские известия.— 1994.— 4 января.
15. Тюменские ведомости.— 1994.— №5-6, 7 февраля.
16. Тюменские известия.— 1994.— 29 января.
17. Тюменские известия.— 1994.— 26 января.
18. Тюменская правда.— 1994.— 4 января.
19. Тюменская правда.— 1994.— 26 января.
20. Тюменская правда.— 1994.— 15 января.
21. Тюменские известия.— 1994.— 27 января.
22. Тюменская правда.— 1994.— 9 января.
© Международный институт гуманитарно-политических исследований