Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Мордовия

Федор ЛАТЫПОВ

Мордовия

в феврале 1994 года

1.    ВЛАСТЬ

Доминантной темой месяца, без сомнения, было продолжение XVII сессии Верховного Совета теперь уже Республики Мордовия 12-го созыва, которая как XVII сессия ВС МССР начала свою работу еще 25 января 1994 года. После неудачной попытки свергнуть нынешнего председателя ВС Н.В.Бирюкова обескураженные таким поворотом событий (наблюдатели отмечают, что тот факт, что Н.В. Бирюков остался у власти, — есть классическое воплощение формулы «исключение подтверждает правило» — слишком уж большая подготовительная «работа» перед сессией проводилась в депутатской среде и слишком призрачны были шансы Н.В.Бирюкова остаться в кресле спикера) «непримиримые», оставшись без дальнейшего плана к действию в новой (а точнее, старой реалии), решили скорректировать свои планы и сориентироваться для дальнейших действий, для чего «взяли отпуск» весьма классическим методом — в течение нескольких дней своим отсутствием на сессии срывали кворум, вследствие чего сессию было решено перенести на 15 февраля.

3 февраля, в последний перед «каникулами» день сессии, Президиум ВС РМ (Республики Мордовия) обратился к депутатам с «Заявлением». В нем, в частности, говорилось, что «некоторые руководители исполнительной власти в республике вместо того, чтобы заниматься экономикой, пытаются выйти из-под влияния представительных органов и продолжают линию на дискредитацию Верховного Совета, а также давление на народных депутатов, чтобы вывести процесс реформирования из конституционного русла, заставить сессию Верховного Совета принять угодные им решения».

Однако некоторые политики рассматривали «ссору» Совмина с Верховным Советом (а точнее, В.Швецова с Н.Бирюковым) как ловко разыгрываемый спектакль — так, 4 февраля на имя Президента РФ Б.Ельцина было отправлено открытое письмо, подписанное председателем местной ДПР О.Виноградовым, «ДемРоссии» — С.Мальченковым, сопредседателем республиканского отделения НТС В.Прохоровым и председателем местной Крестьянской партии А.Ханджиковым, в котором кроме стандартного набора, включающего острую критику правительства Швецова, обвинения в развале экономики, был и пункт о «сотрудничестве с Верховным Советом». Так, в «депеше» утверждается, что «Швецов В.Н. разыгрывает... комедию ссоры со своим лучшим другом и единомышленником Бирюковым Н.В. только ради сохранения власти для них обоих. Им умело подыгрывает вся правящая свита и, увы, не разобравшись в ситуации, Ваш представитель Конаков В.В.». Однако никаких доказательств данной гипотезы представлено не было.

Во время сессионных «каникул» Совет Министров РМ принял постановление о создании специальной комиссии «По выработке предложений по реформированию органов государственной власти». Принятие данного постановления вполне логично исходило из того обстоятельства, что именно правительственный, а не парламентский проект реформы был положен в основу столь важного обстоятельства политической жизни Мордовии, как демонтаж старой структуры власти и создание новой.

Однако тот факт, что за основу был принят проект реформирования, предложенный Швецовым, еще ни о чем не говорил — окончательный вариант все равно должен был принимать все тот же ВС Мордовии.

Поэтому вполне естественна и понятна была тактика защиты собственного дитяти, принятая Совмином, — углубить проект до состояния, когда станут очевидными и бесспорными не только конечные результаты реформ, но и методика их достижения. В комиссию, естественно, были назначены те депутаты ВС и политические и общественные лидеры, которые отражали взгляды, весьма и весьма отличающиеся от взглядов председателя ВС РМ Н.В.Бирюкова. Спикеру при этом сделали вежливый реверанс, введя его друга и сподвижника, первого зама А.Утешева, в число трех сопредседателей комиссии, зато два оставшихся зама Бирюкова — его политические соперники А.Бурканов и Ф.Тюрькин. Опубликованное постановление наблюдателями было расценено как вотум недоверия правительства Верховному Совету.

Как бы то ни было, 15 февраля, вопреки всем прогнозам и предположениям, XVII сессия ВС РМ возобновила свою работу.

2.    СЕССИЯ ВС РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Среди рассмотренных на второй половине сессии ВС РМ вопросов следует отметить наиболее значимые для жизни республики, в том числе:

— был рассмотрен и принят закон «Об органах государственной власти республики Мордовия». Согласно закона, будущий парламент Мордовии станет называться Государственное собрание, будет избираться сроком на четыре (а первый раз на два) года и состоять из 75 человек, причем большинство депутатов станут работать в Госсобрании на непостоянной основе. Депутат Государственного собрания не может быть депутатом иных представительных органов власти и местного самоуправления, судьей, а также руководителем органа исполнительной власти или его заместителем. Среди вопросов, относящихся исключительно к ведению Госсобрания, отныне: принятие Конституции и законов о внесении изменений в Конституцию РМ; утверждение по представлению председателя правительства республиканского бюджета; установление порядка организации, формирования и деятельности республиканских органов законодательной, исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления; осуществление законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации; избрание судей Верховного суда, Высшего арбитражного суда, районных и городских народных судов.

Несомненным достижением депутатов ВС наблюдатели считают то обстоятельство, что к полномочиям Госсобрания относятся и такие, как: согласование кандидатур, представленных председателем правительства РМ для назначения на должности заместителей председателя правительства, министров и председателей госкомитетов РМ, а также возможность решения вопроса о выражении недоверия членам правительства РМ (кроме председателя правительства). Без сомнения, что включив эти пункты в закон «Об органах государственной власти республики Мордовия», депутаты ВС значительно облегчили жизнь будущему Государственному собранию (а скорее всего, именно себе). Право законодательной инициативы в Государственном собрании принадлежит депутатам, комитетам и комиссиям Госсобрания, правительству РМ, представительным органам местного самоуправления районов и городов республиканского подчинения, Верховному суду, Высшему арбитражному суду и прокурору РМ.

Согласно закону, правительство Республики Мордовия является высшим исполнительным органом республики и входит в единую систему исполнительной власти РФ. Председатель правительства, являясь главой исполнительной власти, представляет Мордовию в отношениях с органами исполнительной власти РФ и субъектами РФ, в международных отношениях.

К ведению правительства РМ депутаты среди других отнесли и следующие функции: правительство разрабатывает и представляет Государственному собранию республиканский бюджет и обеспечивает его исполнение; обеспечивает на территории РМ исполнение законодательства РФ и РМ в области финансово-хозяйственной деятельности, культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии...

Взаимодействия Госсобрания и правительства строятся следующим образом: правительство имеет право налагать вето на законы, принятые Госсобранием (кроме изменений Конституции). Закон в десятидневный срок должен быть возвращен правительством в Госсобрание с мотивированными возражениями или поправками. Если после этого Государственное собрание большинством голосов не менее двух третей от общего числа депутатов подтвердит ранее принятый закон, то он вступает в действие в установленном порядке — председатель Госсобрания должен подписать закон в течение трех дней с момента его окончательного принятия.

В Постановлении ВС РМ о введении в действие закона РМ «Об органах государственной власти Республики Мордовия» говорится, что прекращение деятельности нынешнего ВС состоится в день первого заседания Госсобрания первого созыва.

Была названа и дата выборов депутатов Государственного собрания — 5 июня 1994 года.

При рассмотрении на следующий день сессией ВС закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) РМ в связи с осуществлением реформирования системы органов государственной власти и местного самоуправления в Республике Мордовия», когда речь зашла о ст.2, в которой разделы, касающиеся Советской власти, Верховного Совета, правительства, органов судебной власти и т.д., давались в основной редакции, а понятие «Конституционный суд» полностью аннулировалось, на трибуну поднялся председатель КС Павел Еремкин. Он заявил, что является свидетелем «иезуитского уничтожения Конституционного суда», и потребовал поставить вопрос о судьбе этой организации в повестку дня. «В противном случае мы придем к тому, с чего начинали, — к очередному мировому скандалу», — уточнил он. Реакция зала была адекватной реплике председателя КС, после чего Павел Еремкин снова вышел к микрофону и заявил: «То, что сейчас происходит на сессии, — абсолютное беззаконие! Я не могу присутствовать при этом!», — после чего покинул зал. Разгорелась бурная дискуссия, результатом которой стало внесение вопроса о судьбе Конституционного суда в повестку дня сессии.

Председатель постоянной комиссии ВС по законности и правопорядку Валерий Федосеев обвинил спикера Н.В.Бирюкова (а именно по его инициативе в республике в свое время был создан КС) в фактическом втягивании КС в политику. «Суд оказался одноразового использования. Ошибку эту надо исправлять. Пусть сдают мантии. Денежки платить нечего!» — сказал В.В.Федосеев. Депутат А.В.Лукшин указал на вопиющее противоречие КС с российским законодательством. КС финансируется из местного бюджета, действует на основе Конституции Мордовии. «Его даже нет в общероссийском перечне конституционных судов» — заявил А.В.Лукшин.

В результате голосования 115 депутатов высказались за закон, в котором Конституционному суду не нашлось места. «Рожденный для уничтожения института президентства в республике и выполнивший эту роль КС сам оказался не у дел...» — так прокомментировала ситуацию одна из городских газет.

Кроме указанных выше сессией ВС был принят закон РМ «О выборах депутатов Государственного собрания Республики Мордовия». Согласно этому документу, депутатом Госсобрания РМ может быть избран гражданин Мордовии, достигший 18-летнего возраста и имеющий постоянное местожительства на территории Мордовии.

Кандидаты в депутаты Государственного собрания ГС выдвигаются избирательными объединениями (политическими партиями, движениями, блоками, республиканскими отделениями общефедеральных партий, движений и иных общественных объединений), группами избирателей и путем самовыдвижения.

Для того чтобы кандидат был зарегистрирован избирательной комиссией, ему необходимо набрать не менее 500 подписей избирателей округа. Республика делится на 75 избирательных округов. Постановлением РС утверждена Центральная избирательная комиссия в составе 19 человек. Председателем Центризбиркома назначен 59-летний В.И.Кабаев. На вопрос корреспондента одной из городских газет: «Решен ли вопрос о финансировании выборов?» — В.Кабаев ответил: «Вопрос финансирования пока не решен. В законе предусмотрено, что выборы финансируются из республиканского бюджета (имеется в виду закон РМ «О выборах депутатов Государственного собрания РМ». — Ф.Л.). Но интересный факт: мы получили документ из Центральной избирательной комиссии РФ, где говорится, что расходы, связанные с проведением выборов в представительные органы власти краев, областей, городов федерального значения производятся за счет средств, выделяемых из бюджета РФ. Но дело в том, что республики в этом документе не указаны. Сессия ВС дала поручение Совету Министров — правительству РМ выйти с ходатайством о выделении средств на проведение выборов в Мордовии».

Каковы же главные итоги XVII, и, по всей видимости, последней сессии РС Мордовии?

Финальный этап сессии Верховного Совета закончился тем же, чем и начальный, — очередной победой Н.Бирюкова и очередным поражением оппозиции. Причем логика происшедшего на этом этапе совершенно противоположна логике предшествующих событий. Сессия была прервана на том, что за основу закона о реформировании государственной власти в Мордовии был принят не парламентский, а правительственный вариант. Это было очень серьезное достижение антибирюковской оппозиции в Верховном Совете. Да и сами эти силы выглядели куда внушительнее «верховносоветской власти», их и оппозицией можно назвать с большой долей условности, ибо они включили в себя главу правительства, глав администраций, примкнувшего к ним председателя КС Еремкина и не скрывающего свои симпатии к этим силам представителя президента в Мордовии. После того как с первой попытки не удалось собрать кворум, председатель правительства В.Швецов решил ускорить реформирование власти методом Б.Ельцина, произведя небольшую февральскую революцию, правда, не разгоняя Верховный Совет, а создав своим распоряжением комиссию для выработки законодательных предложений, очевидно, рассчитывая, что парламент никогда больше не соберется. Однако народные избранцы не только собрались, но и позаседали так, что вновь отбили все захваченные неприятелем властные высоты. В известном смысле произошел коренной перелом в борьбе «верховносоветской» и исполнительной власти. В чем причины этого перелома, нам пока неизвестно. То ли Н.Бирюков сумел вновь завести свою оргмашину и убедил депутатов собраться, то ли корпоративный инстинкт самосохранения сработал, то ли между противоборствующими сторонами в последний момент было заключено какое-то компромиссное соглашение, по этому поводу можно только гадать. В пользу последнего предположения говорит как будто тот факт, что все стороны добились частичного удовлетворения своих притязаний. Вернее, все, кроме председателя Конституционного суда П.Еремкина, который потерял все. Остальные приобрели. Н.Бирюков и его сторонники — вариант распределения высшей власти, который их устраивал, — когда высшим должностным лицом, подписывающим законы, будет председатель Госсобрания. То есть на практике в нашей сильной стремящейся к правовому государству республике это будет означать, что главой государства, первым лицом в пирамиде власти будет именно председатель Госсобрания, причем без всеобщих выборов. Ну а то, что этот пост Н.Бирюков готовит для себя, в этом никто не сомневается. Правительство также приобрело кое-что: гарантию своего существования на два года.

Однако при более внимательном взгляде становится ясным, что по-настоящему приобрели лишь Н.Бирюков и его сторонники (для краткости будем их называть партией Бирюкова).

В самом деле, гарантия правительству будет действовать лишь до 5 июня, а затем Госсобрание может так же легко, как и Верховный Совет, принять новый закон о правительстве, внести поправки в Конституцию, отправить правительство или его главу в отставку. Одним словом, правительство имеет гарантированный срок жизни до 5 июня, а дальнейшая его судьба будет зависеть от того, кто победит на выборах. А вот партия Бирюкова, помимо нужной ей модели высшего должностного лица в республике, получила весьма и весьма эффективные рычаги для того, чтобы записанные в законе полномочия преподнести вполне определенному человеку — Николаю Васильевичу Бирюкову. Во-первых, устранен последний механизм сдержек Верховного Совета в лице Конституционного суда, в результате чего на предстоящие несколько месяцев Верховный Совет получает полный карт-бланш. Во-вторых, сохранив Верховный Совет и себя во главе его, Н.Бирюков тем самым обеспечил себе контроль над ходом избирательной кампании и влияние на нее. В-третьих, сам спикер будет участвовать в выборах не как рядовой депутат, добирающийся к избирателям на общественном транспорте, а, по существу, как глава государства, в чьем распоряжении будут находиться значительные рычаги. А рычагами, которыми спикер без сомнения не преминет воспользоваться, он управлять умеет.

3.    ПАРТИИ И ДВИЖЕНИЯ

Особую активность партии и движения обоих политических полюсов стали проявлять в конце месяца.

3.1.       Социал-демократическая партия Мордовии (СДПМ)

28 февраля СДПМ выступила с обращением к Президиуму ВС РМ. В нем предлагается в срочном порядке рассмотреть вопрос о выборах глав местных администраций (этот вопрос на сессии ВС был обойден стороной), которые потеряли, по мнению СДПМ, в связи с ликвидацией президента (а именно В.Д.Гуслянников в свое время назначал глав администраций) и местных Советов свою законность. Выборы глав администрации и органов местного самоуправления, по мнению СДПМ, необходимо совместить, в целях экономии средств, с выборами депутатов Госсобрания Мордовии 5 июня 1994 года. На обращение реакции Президиума ВС не последовало.

3.2.       Собрание членов городской организации ЛДПР

На повестке дня стояли вопросы о программе и тактике действий либерал-демократов в настоящее время. Был обсужден ход подготовки к республиканской отчетно-выборной конференции. Собрание завершилось приемом в партию новых членов (17 человек). За неделю до этого прошла очередная конференция республиканского отделения ЛДПР. Было принято решение о сформировании руководящих органов саранской городской организации ЛДПР. Ее секретарем был избран В.Зенков, некоторое время в 1992 и начале 1993 года редактировавший газету «Саранские ведомости».

3.3.       «ДемРоссия»

В тот же день (то есть 26 февраля) в ГЦК прошла отчетно-выборная конференция мордовского отделения движения «Демократическая Россия» в связи с регистрацией его Устава в Минюсте РМ. Председателем республиканской организации движения «Демократическая Россия» избран Петр Тулупов, главный агроном Минсельхоза Мордовии. Его заместителями — Борис Савельев и Ольга Зверева.

3.4.       КП РФ

12 февраля в ГЦК прошла 41-я, внеочередная саранская городская конференция КП РФ. Из 124 делегатов на конференцию прибыли 106 человек, которые представляли 46 первичных организаций. Конференция обсудила отчет городского исполкома коммунистов, с которым выступил его секретарь-координатор П.С.Керженцев. В обсуждении приняли участие и депутаты Госдумы РФ Е.Костерин и В.Карташов — члены КП РФ. Все выступавшие, в том числе и депутаты-коммунисты, говорили в основном о том, что нужно больше работать среди молодежи и рабочего класса города. Прошли выборы, в результате которых в секретариат был избран студент Мордовского госуниверситета А.Протченко.

А уже 19 февраля Е.Костерин и В.Карташов начали серию предвыборных выступлений в коллективах республики. В этот день они посетили местный пединститут.

Очередным (после январского дебоша пьяного депутата Госдумы В.Карташова) скандалом отмечена в феврале деятельность мордовских коммунистов. Первый секретарь Мордовского обкома Всероссийской коммунистической партии большевиков Александр Плодухин так отозвался по поводу деятельности мордовского руководства КП РФ:

«Зюгановцев, вернее, руководство КП РФ Мордовии сегодня устраивают завоеванные позиции. Не имея регистрации на территории республики, они заимели под свою штаб-квартиру помещение, телефон. Находятся при должностях в Верховном Совете (по всей видимости, имеется в виду И.Долгаев. — Ф.Л.), в Федеральном Собрании (имеются в виду Л.Иванова, В.Карташов, Е.Костерин. — Ф.Л.). За счет налогоплательщика добились в Госдуме трехмиллионных окладов, персональных машин; содержание одного депутата обходится государству в 15 миллионов — это их вполне устраивает. Поэтому зачем им выходить в день протеста (?), в 25-градусный мороз, защищать интересы каких-то трудящихся, безработных, когда они могут спокойно собраться в городском Центре культуры, спокойно раздеться, усесться и красоваться перед публикой, которая там соберется».

Критикуемые не замедлили парировать удар — 4 марта в бывшем органе Мордовского ОК КПСС — газете «Советская Мордовия» под рубрикой «Раскол» опубликовано письмо членов бюро Мордовского обкома ВКПб и «рядовых большевиков» с «осуждением руководителя В.Плодухина», который обвиняется в «лицемерии, диктате, расколе коммунистического движения Мордовии». От «истинных большевиков» мимоходом досталось и генеральному секретарю РКПб Н.Андреевой, имеющей несчастье видеть дела в Мордовии лучше, чем местные большевики. Далее авторы открытого письма выразили симпатии к КП РФ, персонально И.Долгаеву и Е.Костерину, которые в письме названы «порядочными руководителями».

Любопытная деталь: как обвинение т.Плодухину был предъявлен тот факт, что руководимая им газета «Большевик» является «коммерческой», хотя коммерческого в этой газете, сказать по правде, мало что есть.

Наблюдатели полагают, что данная «ссора» носит скорее бутафорский характер и в ближайшее время закончится публичным примирением, если же вспомнить пословицу «милые бранятся — только тешатся», то happy end кажется и вовсе вероятным.

3.5.       «Президентская партия»

12 февраля в Центре культуры состоялся учредительный съезд «Президентской партии Мордовии». Председателем новой республиканской партии стал бывший президент МССР Василий Гуслянников. На съезде было принято обращение к гражданам Мордовии, где говорится о том, что «особенно остро антинародная сущность прокоммунистических деятелей проявилась в Мордовии. Консервативный состав Верховного Совета тормозит прогрессивные преобразования в республике. Потоки лжи и клеветы, демагогия, пустые обещания — стиль работы ВС и его незаконнорожденного детища — Совета Министров. Президентская партия образована с целью создания свободной и демократической президентской республики».

Необходимо отметить, что сразу же после анонсирования «протокола о намерениях» в журналистских кругах будущая партия получила название «Партия почтальона Печкина».

Связано это, по всей видимости, с тем, что лидер партии — бывший президент Мордовии В.Д.Гуслянников имеет необычайное внешнее сходство с персонажем из известного мультфильма.

Каких-либо действий, кроме единожды опубликованного в малотиражной газете «Обращения к гражданам республики Мордовия», содержащего в себе одни лишь расплывчатые призывы, новорожденная партия не предпринимала, что для политической силы, желающей взрасти на поле, достаточно плотно давно уже занятом соперником, вряд ли позволительно. Принимая во внимание личность лидера, есть все основания беспокоиться за жизнеспособность созданной «Президентской партии» уже в ближайшее время.

3.6.       ПРЕС

4 февраля в Министерстве юстиции Мордовии было официально зарегистрировано республиканское отделение Партии российского единства и согласия, которая более широко известна как партия Шахрая по имени ее председателя. Председателем республиканского отделения стал человек, достаточно хорошо известный в Мордовии, — Шамиль Бикмаев, председатель АО «Монтажник», депутат ВС, в недавнем прошлом один из сопредседателей Экономического союза.

А 19 февраля состоялась республиканская конференция Партии российского единства и согласия, где был избран Совет республиканского отделения партии в составе четырех человек. Было создано районное отделение в райцентре Ромоданово, а также избраны делегаты на первый съезд ПРЕС, который прошел в Москве 26-27 февраля.

Большой неожиданностью для многих политических наблюдателей в республике стало участие в первом съезде ПРЕС бывшего председателя КС РМ П.Еремкина.

4.    НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Особой активности в феврале ни национальных движений, ни их лидеров замечено не было.

В то же время нельзя не отметить демарш одного из лидеров мордовского национального движения писателя Григория Пинясова, который опубликовал в газете «Советская Мордовия» заявление о своем выходе из всех политических партий, движений, группировок.

Г.Пинясов, активный деятель мордовского национального движения, избранный в 1992 году на Съезде мордовского народа одним из его сопредседателей. В течение последних двух лет он активно выступал по политическим вопросам, как правило, с критикой Ельцина, Гуслянникова и в поддержку Верховного Совета и Н.Бирюкова. Однако в последнее время среди лидеров мордовского движения, судя по всему, произошел раскол. Часть из них, недовольная тем, что Верховный Совет не принял закон о языке, о статусе съезда, демонстрировала по отношению к нему и к Н.Бирюкову лично резко отрицательное отношение. Г.Пинясов же продолжал поддерживать Бирюкова и созданный им Конгресс граждан Мордовии. В вопросе национальных отношений он занял умеренную позицию, выступив против таких крайных предложений, как создание Эрзянской республики. Всем этим он вызвал сильное раздражение наиболее радикальной части мордовского национального движения. Не так давно он был подвергнут чрезвычайно резкой и даже оскорбительной критике на страницах «Советской Мордовии» другим сопредседателем съезда профессором М.В.Мосиным. В конечном счете Г.Пинясов решил только отказаться от дальнейшей борьбы. Неясно только, распространяется ли его уход и на сам совет Съезда мордовского народа?

В то же время 19 февраля состоялось заседание правления движения «Эрзянь мастор». На нем также присутствовали представители Ассоциации эрзянских женщин и Фонда возрождения эрзянского языка. Результатом этой встречи явилась договоренность о создании предвыборного альянса, выдвигающего и поддерживающего единые кандидатуры.

5.    ПРЕСТУПНОСТЬ

Среди преступлений, совершенных в Мордовии в феврале, нельзя не обратить внимания на следующее: 7 февраля было совершено нападение на заместителя председателя Совмина Федора Тюрькина. Пострадавший отделался легкими травмами. Федор Тюрькин шел на работу, когда в подъезде собственного дома на него напали двое неизвестных. Нападение произошло на первом этаже лестничной клетки. У Тюрькина осталось впечатление, что его ждали. Один из нападавших шагнул вперед и молча нанес первый удар. Били в паховую область. Действовали быстро, не оставив Тюрькину, от природы человеку крепкому, никаких шансов на самозащиту. Обратило на себя внимание, что, несмотря на крепкий мороз, нападавшие были легко одеты — кожаные куртки, отсутствие головных уборов.

Хотя угроз, требований или иных заявлений с их стороны слышно не было, Тюрькин не исключает возможности «первого предупреждения». «Кому-то что-то не нравится», — считает он.

Дойти до квартиры Федору Захаровичу помог шофер. На место происшествия выезжал начальник Октябрьского РОВД Владимир Качанов. Федору Тюрькину была оказана первая медицинская помощь. К счастью, повреждения оказались достаточно легкими и ограничились синяками и ссадинами. Тем не менее Тюрькин был вынужден провести два дня дома, оторвавшись от прямых служебных обязанностей. Нападавшие на Ф.Тюрькина до сих пор не найдены, мотивы не известны, версии (ссылаясь на тайну следствия) милицией не выдвигаются.

6.    ЭКОНОМИКА

XVII сессией ВС РМ был принят закон РМ «О республиканском бюджете РМ на 1994 год», в котором, в частности, говорится:

«утвердить республиканский бюджет Республики Мордовия на 1994 год, представленный Советом Министров — правительством Республики Мордовия, по доходам и расходам в сумме 262 760,3 млн. рублей, с оборотной кассовой наличностью на 1 января 1995 года в сумме 4000 млн. рублей».

«....установить, что в соответствии с настоящим законом доходы Республиканского бюджета республики Мордовия на 1994 год формируются за счет:

налога на добавленную стоимость;

акцизов на питьевой спирт, водку и винно-водочные изделия;

налога на прибыль предприятий и организаций;

других федеральных налогов, установленных законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

«...установить ставку налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Республики Мордовия, для банков и страховщиков в размере 30%, для промышленных предприятий и строительных организаций, у которых доход на одного работающего ниже среднереспубликанского уровня соответственно по промышленности и строительству, в размере 22%, а для всех других налогоплательщиков в размере 25%.

«...ввести сбор на нужды образовательных учреждений в размере 1% от годового фонда заработной платы предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных) независимо от форм собственности.

«...установить ставку налога на имущество предприятий в размере 2% от налогооблагаемой базы».

«...установить размеры сбора за регистрацию вновь создаваемых предприятий в сумме десятикратной минимальной зарплаты.

«... ввести транспортный налог с предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных) в размере 1% от фонда оплаты труда, с включением уплаченных сумм в себестоимость продукции (работ, услуг). Средства от взимания транспортного налога направляются в республиканский бюджет для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского, железнодорожного транспорта».

Закон вступил в действие с 17 февраля 1994 года.

Источники

1. Правительство республики подозревают в саботаже Верховного Совета // Столица-С.— 4 февраля 1994 года.

2. Демократы утверждают: «Швецов разыгрывает комедию» // Вечерний Саранск.— 8 февраля 1994 года.

3. Совмин в атаке // Вечерний Саранск, №69, 1994.

6. Законодатель // Мордовия.— 3 марта 1994 года.

7. Чернавин С. КС РМ прекратил свое сосуществование // Столица-С.— 18 февраля 1994 года.

8. Субботин В. Избирательная комиссия начала работу // Столица-С.— 4 марта 1994 года.

9. Доленко Д. Оппозиция начинает и в который раз проигрывает // Вечерний Саранск.— 25 февраля 1994 года.

10. «Коммунист» о так называемых коммунистах // Вечерний Саранск.— 22 февраля 1994 года.

11. «Большевик» — коммерческая газета? // Советская Мордовия.— 4 марта 1994 года.

12. Сабуров Е. Президентская партия Мордовии // Вечерний Саранск.— 11 февраля 1994 года.

13. Григорий Пинясов выходит из игры // Вечерний Саранск.— 11 февраля 1994 года.

14. Консолидация эрзянских организаций. Вечерний Саранск.— 22 февраля 1994 года.

15. Избиение зам.предсовмина: «кому-то что-то не понравилось» // Столица-С.— 11 февраля 1994 года.

16. Законодатель // Мордовия.— 25 февраля 1994 года.