Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Коми

Владимир ИЛЬИН

Республика Коми

в декабре 1993 года

1.    ВСЕРОССИЙСКИЙ РЕФЕРЕНДУМ ПО ПРОЕКТУ КОНСТИТУЦИИ

Еще до публикации проекта новой Российской Конституции были известны многие его основные положения, поэтому обсуждение началось раньше. На сессии Верховного Совета Республики Коми в октябре 1993 г. звучали тревожные голоса относительно исчезновения из проекта Федеративного договора, что создает угрозу утраты суверенитета республики.

Третий съезд коми народа в начале декабря 1993г. принял решение по проекту Конституции Российской Федерации, в котором выражается его неприятие в силу отсутствия в нем положения о Федеративном договоре. Съезд отверг и форму принятия Конституции (простым большинством), ибо это означает, что голос малых народов не будет услышан.

В Мурманске в конце 1993 г. состоялось совещание по подготовке к референдуму по проекту новой Конституции РФ. Проводивший его первый вице-премьер В.Шумейко, отвечая на вопрос о судьбе Федеративного договора, сказал: «В любом случае Федеративный Договор ждет счастливая судьба. Но он не может быть частью Конституции — Основного Закона страны. Закон — это Закон, а договор — это когда договариваюся стороны. Главное, что не позволило включить договор в Конституцию, — его тройственность. Он разделил всех субъектов Федерации на три части: договор федерального правительства с республиками, договор с краями, областями и городами федерального подчинения и договор с автономиями. По Конституции все субъекты в правах уравнены. А если при разработке законодательных актов и их реализации положения договора вступают в противоречие с Конституцией, то верх берут положения Конституции. Но сам договор остается в силе [1].

12 декабря 1993 г. всероссийский референдум в Республике Коми состоялся. За принятие новой Конституции проголосовали 62,1% принявших участие, против — 35,4%.

2.    РЕСПУБЛИКАНСКИЙ РЕФЕРЕНДУМ

В конце октября 1993 г. сессия Верховного Совета Республики Коми приняла решение о проведении республиканского референдума. В бюллетень для голосования был внесен вопрос: «Считаете ли Вы необходимым ввести в структуру высших органов государственной власти Республики Коми должность Президента Республики Коми, избираемого всем населением республики, являющегося главой государства и непосредственно возглавляющего исполнительную власть Республики Коми?» При этом сам парламент своего отношения к поставленному вопросу не высказал.

Председатель Комитета конституционного надзора Коми Ю.Гаврюсов объяснил необходимость введения поста президента тем, что Россия — президентская республика; следовательно, и республики, входящие в ее состав, должны соответствовать ей по форме правления. Кроме того, появились признаки угрозы государственному статусу республики. Так, начальник управления по работе с территориями администрации Президента России Н.П.Медведев ввиду отсутствия в республике всенародно избранного главы исполнительной власти уже просил высказать соображения по поводу назначения представителя Президента России в Республике Коми. Сам Ю.Спиридонов еще в октябре 1993 г. заявлял, что в принципе в России нужен один президент, но ссылался на сложности переговорного процесса в условиях отсутствия соответствующего властного мандата, позволяющего говорить как полномочному представителю республики.

Третий съезд коми народа, состоявшийся в начале декабря 1993 г., накануне референдума, высказал свое критическое отношение к проекту закона республики «О президенте РК». Два года назад Второй, чрезвычайный съезд коми народа принял решение о необходимости избрания президента в качестве гаранта государственного суверенитета республики. Третий съезд с учетом конкретного содержания закона изменил позицию, призвав избирателей проголосовать против введения этого поста. Если же вопрос о введении президентства будет решен положительно, то съезд предложил внести поправку в проект закона о том, что президент должен владеть обоими государственными языками РК. Одним из аргументов против принятия этого закона стало его содержание, дающее президенту республики огромные, почти диктаторские полномочия.

В вопросе о реформе системы государственной власти республики съезд коми народа подтвердил свои прежние установки на создание двухпалатного парламента, в котором одна палата должна состоять преимущественно из представителей коренного народа.

Из 808 373 граждан, имеющих право голоса, на референдум явились (получили бюллетени) 386 778 человек, то есть 47,85%. Таким образом, референдум не состоялся из-за низкой явки избирателей. Но даже если бы явка и была высокой, то все равно предложенное введение президентского поста имело мало шансов на поддержку. Из принявших участие в голосовании по этому вопросу 383 762 человек (3016 чел. взяли бюллетени на память — обычная реакция в условиях отсутствия сформировавшейся позиции) лишь 162 996 человек (42,47%) ответили «да» и 209 062 человек (54,47%) ответили «нет».

3.    ВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
И СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

В списки для голосования по Сыктывкарскому избирательному округу №18 по выборам в Совет Федерации было включено 7 кандидатов. Из 424 231 избирателя, включенного в списки, явились на выборы (получили бюллетени) 212 653 человек, то есть 50,13%. Из них в голосовании приняли участие (захотели и смогли заполнить правильно бюллетени) 192 031 человек, то есть 20,6 тыс. человек не опустили бюллетени в урны или при заполнении не сделали выбора, что соответствует позиции нежелания участвовать в голосовании по данному вопросу. Избранным оказался Николай Леонидович Ген, набравший 23,5%.

ГЕН Николай Леонидович — политический деятель, юрист.

Родился 29.04.1958 г. в с.Подтыбок Корткеросского района Коми АССР. Коми. Женат. Имеет троих детей. Окончил юридический факультет Пермского госуниверситета (1981).

В 1974 г. начал учиться в Пермском университете. С 1977 по 1979 г. служил в армии. После демобилизации работал в Корткеросском райкоме комсомола, затем Сыктывкарском горнарсуде, Эжвинской нотариальной конторе и Министерстве юстиции республики. В 1981 г. окончил университет и поступил на работу в органы прокуратуры Коми АССР, где работал прокурором отдела, старшим следователем, исполняющим обязанности прокурора района, следователем по особо важным делам, старшим помощником прокурора республики по собым поручениям.

В 1990 г. избран народным депутатом РСФСР. В Верховном Совете России работал секретарем Комитета по законодательству, заместителем председателя Комиссии по национально-государственному устройству, председателем комиссии по федеративным и межнациональным отношениям, являлся членом Президиума Верховного Совета РФ. В сентябре 1993 г. он, по его словам, отказался присоединиться к тем депутатам, которые сложили свои полномочия и получили от президента вознаграждение (ему предлагали три миллиона).

Свои политические координаты определил так: «Одобряю ряд конструктивных предложений Травкина, Вольского и Шахрая. Понятны и близки отдельные программные лозунги Аграрного союза, Коммунистической партии РФ и движения «Женщины России». Поддерживаю многие идеи Явлинского. Не одобряю деятельность Гайдара».

Победа Гена весьма симптоматична, ибо это победа депутата из расстрелянного в октябре парламента. При этом он сильно опередил В.Кузнецову (10,3%), которая шла в этом же округе как «демократический» кандидат, декларировавший поддержку Ельцину. До этого она никогда и нигде в политической деятельности не участвовала и никак не примыкала к демдвижению. Судя по всему, это человек совершенно случайно включенный в списки по чьей-то рекомендации.

Примечательны итоги дебюта в выборах В.В.Злобина, сыктывкарского руководителя ЛДПР: он набрал лишь 6 тыс. голосов, то есть 3,2%. И это при том, что партия Жириновского здесь выступила так же успешно, как и в целом по России.

В Печорском избирательном округе победил В.Н.Максимов.

Для справки:

МАКСИМОВ Валерий Николаевич.

Родился в 1947 г. в рабочей семье на Урале. В Воркуту приехал в 1968 г. Более 20 лет проработал в шахтах: проходчиком, затем бригадиром проходчиков. Возглавлял передовую бригаду, имеет государственные награды СССР. В политическую деятельность включился в 1989 г., когда был избран народным депутатом СССР, а затем и членом Верховного Совета СССР. После ликвидации СССР вернулся на шахту, где стал работать электрослесарем подъема, затем помощником директора шахты «Северная».

Осенью 1993 г. был выдвинут как независимый кандидат в депутаты Государственной Думы РФ по Печорскому избирательному округу №17, получил поддержку шахтерских коллективов и руководства объединения «Воркутауголь». Голосовать за него призвал также Союз предпринимателей РК. Победил, набрав 34,1% голосов, таких соперников как Нестеров, Вострухов. Свою оценку политического положения в стране сформулировал так: «Деятельность двух Верховных Советов — союзного и российского — была прекращена неконституционным путем. Проект Конституции... явно скроен под конкретного человека, а будущий парламент... получится «карманным»... Получается, что переходим опять-таки к авторитарному режиму». Наибольшую осторожность у него вызвали партия Жириновского и правительственный блок «Выбор России». 12 декабря набрал 31,9% голосов.

И по этому округу Ельцин проиграл, ибо депутатом стал еще один бывший депутатат еще одного разогнанного тем же Ельциным парламента.

На выборах в Совет Федерации победили председатель Верховного Совета Республики Коми Ю.А.Спиридонов и председатель Совета Министров республики В.И.Худяев.

CПИРИДОНОВ Юрий Алексеевич — русский. Родился в 1938 г. Женат. Жена — Галина Медуха, директор частной фирмы «Заказчик».

Образование: Свердловский горный институт, Ленинградская высшая партийная школа, кандидат технических наук.

С 1961 г. — горный мастер, заместитель начальника участка, старший горный мастер прииска «Горный» Магаданской области; председатель профкома прииска «Горный» (1963); инженер отдела, начальник участка, главный инженер, начальник шахты Ярегского управления в Коми АССР (1964 — 1975); заведующий отделом Ухтинского ГК КПСС, первый секретарь Усинского райкома КПСС (1975 — 1984); второй секретарь Коми обкома КПСС; первый секретарь Коми ОК КПСС (1984-1990); с 1990 г. — председатель Верховного Совета Коми АССР; избирался депутатом Верховного Совета РСФСР 11-го созыва; народный депутат СССР (1989 — январь 1992); с 1990 г. — народный депутат Верховного Совета Коми АССР; член КПСС (1967 — 1991).

В 1993 г. баллотировался в депутаты Совета Федерации, набрал наибольшее число голосов (47,9%), существенно опередив соперников (Худяев, Глузман, Пыстин, Козлов).

 

ХУДЯЕВ Вячеслав Иванович, родился 6 марта 1946 г. в г.Сыктывкаре в рабочей семье. Коми. Образование: Ленинградский инженерно-строительный институт (1969), АОН при ЦК КПСС (1984).

В 1969-1972 гг. — старший инженер-технолог завода железобетонных изделий в г.Ухте; начальник цеха этого же завода. В 1973 — 1974 гг. — главный инженер завода керамзитобетонных изделий в г.Ухте; директор того же завода (1974-1975); начальник производственного отдела «Главкомигазнефтестроя» Миннефтегазстроя СССР в г.Ухте (1975); директор комбината производственных предприятий «Главкомигазнефтестроя» (1975-1976); заместитель заведующего отделом строительства Коми обкома КПСС (1976-1980); второй секретарь Сыктывкарского ГК КПСС; первый секретарь того же ГК (1980-1987); председатель Совета Министров Коми АССР с 1987 г.

Член КПСС с 1972 по 1991 г. С 1985 по 1987г. был депутатом Сыктывкарского горсовета. В 1986, 1990 г. избирался депутатом Верховного Совета Коми АССР. В 1988-1990 гг. был депутатом Верховного Совета РСФСР. В политике на первом месте для него принцип реализма, в практической деятельности во главу угла ставит интересы республики.

В декабре 1993 г. был избран депутатом Совета Федерации, уступив по количеству собранных голосов лишь Спиридонову и набрав 39,6%, существенно опередил других соперников (Глузмана, Пыстина, Козлова).

 

Победа Спиридонова (почти триумфальная) и Худяева тоже выходят далеко за рамки проблемы личной популярности этих региональных лидеров. Ее необходимо оценивать в контексте их политики по отношению к Ельцину в последний период. Под их руководством республика четко проводила курс на углубление своего суверенитета и полное невмешательство в московские дрязги. Об этом неоднократно заявлялось публично. После сентябрьско-октябрьского (1993 г.) государственного переворота руководство республики не только не поспешило поздравить победителей, но, наоборот, призвало противоборствующие стороны вернуться к исходному положению. После ельцинского триумфа в октябре 1993 г., когда в Кремле собирали отчеты о капитуляции региональных Советов, Верховный Совет Республики Коми, несмотря на мощное давление, демонстративно проигнорировал московский переворот и назначил перевыборы лишь на лето 1994 г. Победа Спиридонова — это явная поддержка со стороны всего населения его курсу. Таким образом, и в Совете Федерации Ельцин не получил от республики ни одного явного сторонника курса на создание унитарного авторитарного государства. При этом надо иметь в виду, что по этому округу им проиграл сторонник «Выбора России» местный миллиардер, банкир и коммерсант, М.Б.Глузман, вложивший в избирательную кампанию немалые деньги (по его словам, 30 млн. руб.): он оказался на третьем месте из 5 (20,8%). Последнее место по округу занял лидер республиканских коммунистов Козлов (10,7%).

Среди участвовавших в борьбе за место в Совете Федерации примечательна кандидатура В.Пыстина. Это молодой человек, буквально ворвавшийся в политику в последние годы, когда все выборы уже завершились. Он проявлял бешеную, но непоследовательную активность, стремясь во что бы то ни стало подняться наверх. Пыстин участвовал в рабочем, затем в национальном движении. Везде он проявлял крайний радикализм и от него стремились побыстрее избавиться. В последнее время он занимал видное место в руководстве Сыктывкарской организации «Демократической России». Ключевую роль в его политической позиции занимают призывы к очищению власти от всех людей, вышедших из коммунистической номенклатуры. В некоторых выступлениях во время предвыборной кампании проскальзывали и нотки явного антисемитизма. Многие небезосновательно проводят параллель между Жириновским и Пыстиным как местным аналогом Владимира Вольфовича, но аналогом, окрашенным в коми национальные тона.

Голосование по партийным спискам в республике в целом повторяло основные пропорции, проявившиеся в России, хотя и с рядом своеобразных отступлений от российской схемы.

ЛДПР                                                                — 23,3

«Выбор России»                                            — 21,0

«Женщины России»                                     — 11,7

КП РФ                                                               — 6,8

Явлинский — Болдырев — Лукин            — 6,7

ПРЕС                                                                 — 6,4

Аграрная партия                                            — 5,3

ДПР                                                                   — 5,0

РДДР                                                                 — 3,8

Гражданский союз                                        — 2,0

«Будущее России»                                        — 1,5

«Достоинство и милосердие»                    — 0,8

«Кедр»                                                              — 0,6

4.    ЗАБАСТОВКА ШАХТЕРОВ ВОРКУТЫ

Забастовка началась 6 декабря 1993 г. В забастовку включились 12 шахт объединения «Воркутауголь», три шахтостроительных управления комбината «Печоршахтострой», управление по монтажу и наладке горношахтного оборудования. Забастовка началась в форме полной остановки производства, исключая работы, необходимые для поддержания жизнеспособности шахт и предприятий, снабжения Воркуты топливом. Отгрузка угля за пределы Воркуты была прекращена. Горняки концерна «Интауголь» включились в забастовку, но уже утром 7 декабря возобновили работу в связи с подписанием в Москве представителями горняков и правительства России протокола о мерах по решению проблем шахтеров [1].

Рано утром 7 декабря состоялось экстренное совместное заседание представителей профсоюзов шахтеров, городского рабочего стачечного комитета, трудовых коллективов Воркуты. На нем была объявлена бессрочная забастовка шахтеров. При этом было проигнорировано предложение НПГ России ее приостановить. Шахтеры потребовали от правительства России твердых гарантий по своевременной выплате зарплаты независимо от источников финансирования и возможностей потребителей; реализации протокола совещания в Воркуте 27 ноября 1993 г., подписанного первым вице-премьером России Е.Гайдаром. В этом протоколе изложены все требования шахтеров. По оценке профсоюзных лидеров Воркуты, эти требования не выполняются. Осталась не снятой острая проблема своевременной выплаты зарплаты: к 7 декабря в Воркуту все еще не поcтупили в достаточном количестве средства на выплату зарплаты за предыдущие месяцы. 9 декабря у заместителя министра экономики России Н.Шамраева состоялось совещание представителей всех заинтересованных сторон: Минэкономики, Минфина, Минтопэнерго, компании «Росуголь», МПС, Роскомметаллургии и воркутинцев (председатель совета директоров объединения «Воркутауголь» А,Степанов, директор по экономике ОВУ А.Геращенко, начальник «Печоруглесбыта» В.Сердюков, председатель НПГ Н.Шульга и от профсоюза работников угольной промышленности А.Еркулов. Был разработан механизм, обеспечивающий выплату металлургами их долгов горнякам: речь идет о выделении металлургам необходимых кредитов для этого, расчет за уголь высоколиквидными активами, о дифференцировании железнодорожных тарифов для перевозки угля. Оговорен особый порядок использования внебюджетного страхового фонда: 4% из 6 должно пойти на оплату угольщикам. Впервые в документе такого уровня зафиксирована задача проведения оценки потребностей российских металлургов в коксующихся углях на 1994г. Уже 10 декабря Череповецкий металлургический комбинат перечислил небольшую часть своего долга (7,5 млрд. руб.) горнякам; разумеется, их такой порядок выплат долга не устраивает [2].

Вечером 10 декабря бессрочная забастовка была приостановлена на всех 12 бастовавших шахтах объединения «Воркутауголь». Решение приостановить забастовку было принято на совместном заседании полномочных представителей НПГ, профсоюза работников угольной промышленности Воркуты и городского рабочего комитета. Однако в Воркуте сохранено предзабастовочное состояние до осуществления всех мер, намеченных во время переговоров с правительством России. На совместном заседании представителей двух профсоюзов было решено добытый в Воркуте уголь отгружать только тем потребителям, которые производят его оплату.

В наибольшей зависимости от Воркуты находится Череповецкий металлургический комбинат — самый крупный потребитель воркутинского угля. За несколько дней декабрьской забастовки коксовые батареи комбината оказались на грани остановки и разрушения. Возникла угроза замерзания и г.Череповца, который в значительной мере отапливается комбинатом.

За время забастовки по объединению произошло отставание от плана в более чем 130 тыс. тонн, в том числе по коксующимся углям — почти 115 тыс. тонн. Однако горняки были намерены отставание [3].

Конфликт шахтеров с правительством накануне выборов существенно сказался на их политической позиции. Северные города республики, традиционно в последние годы являвшиеся одним из оплотов Ельцина, продемонстрировали очень низкую электоральную активность: по Печорскому округу на избирательные участки явились лишь 44,6% избирателей. При этом большинство явившихся отдали свои голоса за бывшего народного депутата СССР В.Н.Максимова.

5.    КОМИ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ

В начале декабря 1993 г. состоялся Третий съезд коми народа. Он обсудил вопросы, связанные с предстоящими 12 декабря республиканским и всероссийским референдумами (см. выше), а также целый ряд проблем экологии, которые заняли центральное место в его работе. Особо рассматривался вопрос о правах коренного народа при заключении договора об аренде французской фирмой лесного массива в Троицко-Печорском районе. По инициативе главы правительства В.Худяева, присутствовавшего на съезде в качестве делегата, были приглашены министр лесов и председатель Госкомитета по промышленности, но их выступления не рассеяли подозрений. Поэтому съезд поручил Комитету возрождения коми народа при участии Консультативного комитета финно-угорских народов при ООН и Общественного комитета по спасению Печоры провести еще одну независимую экологическую экспертизу договора.

Съезд избрал новый состав Комитета из 33 человек. В его актив вошли 11 человек: А.Безносиков, Н.Красильникова, В.Осипов, А.Попов, В.Вахнин, Н.Митюшева, В.Канев, А.Захаренко, А.Конюхов, из Коми-Пермяцкого округа В.Пахрукова, В.Брашкина.

Комитет возрождения коми народа постепенно усиливает свое влияние в органах государственной власти, хотя официально его представительство там минимально.

В декабре 1993 г. на очередном заседании Совета Министров Республики Коми был рассмотрен вопрос о «О проекте постановления Верховного Совета Республики Коми «Об утверждении государственной Программы реализации закона «О государственных языках Республики Коми»»», сохранении и развитии коми языка. При обсуждении вопроса возникло немало сомнений.

Председатель Госкомнаца республики Г.Бутырева сообщила, что для реализации Программы в 1993-1994 гг. потребуется 5,33 млрд. руб. Источником финансирования будет республиканский бюджет и частично федеральный. При этом она предложила создание при Госкомнаце специального счета или специального фонда программы. По ее мнению, программа должна работать и получить приоритетное финансирование.

Министр финансов А.Захаров напомнил собравшимся, что программы, принятые на местном уровне, не учитываются федеральным правительством и, следовательно, нельзя рассчитывать на федеральное финансирование. Он обратил вунимание также на то, что в Программе не обозначен источник финансирования. Между тем для ее реализации потребуются огромные с учетом инфляции суммы: поскольку прогнозируется увеличение индекса цен в 1994 г. в 10 раз, то названная Г.Бутыревой цифра возрастет до 50 млрд. руб. Бюджет же республики уже и без того имеет дефицит в 24 млрд. руб.

Министр безопасности В.Рак-Рачек тоже высказал сомнения, подойдя к вопросу с другой стороны: принимая столь кардинальное решение, главное — не навредить. Он предложил упомянуть в Программе и русский язык, предложил разработать Программу развития русского языка в интересах коми народа.

Обсуждение вышло и на самый болезненный вопрос: список должностей, для которых обязательно знание двух языков. Прокурор республики Г.Рукавишников заявил, что «это неправильная постановка вопроса», ведущая к нарушению трудовых, конституционных прав граждан. Он предложил вообще убрать этот пункт, исходить из того, что должностное лицо может изъясняться на любом из двух языков.

Как и в прошлый раз, горячим защитником Программы выступила Н.Боброва, председатель Комиссии Верховного Совета Республики Коми по культуре. Она заявила, что поскольку Программа уже утверждена, то и спорить тут уже не о чем. При этом она высказала свое мнение о Программе, как недостаточной. По ее мнению, «дальше жизнь не может развиваться без этой Программы». Однозначно выступил за реализацию программы и министр культуры А.Безносиков, по мнению которого отсутствие денег не является причиной для того, чтобы не развивать коми язык. Председатель Совета Министров В.Худяев выступил в том же ключе, поскольку вопрос о развитии коми языка поставлен, то его надо решать, а источники финансирования найдутся. По его мнению, 90% мероприятий, намеченных Программой, могут стать реальными уже в 1994 г [4].

Источники

1. Республика. — 1993.— 8 декабря.

2. Республика. — 1993.— 13 декабря.

3. Республика. — 1993.— 15 декабря.

4. Республика. — 1993.— 13 декабря.