Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Башкортостан

Иршат БИКБУЛАТОВ

Башкортостан

в августе 1993 года

1.    ОБЩАЯ СИТУАЦИЯ

В августе 1993 года в общественной жизни республики не произошло крупных событий.

Основное внимание правительства республики было направлено на обеспечение своевременной уборки урожая. По нынешним прогнозам, количество собранного урожая будет соответствовать уровню прошлогоднего.

Большое место в деятельности руководства республики занимало законотворчество, направленное на дальнейшее развитие процессов суверенизации.

В сфере экономики предпринимались дальнейшие шаги по приватизации предприятий, по которым издавались соответствующие указы и постановления.

Инциденты, произошедшие в июле 1993 г. между руководством республики и отдельными средствами массовой информации, пока не имели своего завершения.

Особое значение для формирования полного политического портрета Председателя Верховного Совета Республики Башкортостан имело его интервью, данное специальному корреспонденту «Российской газеты» и опубликованное в газете «Вечерняя Уфа» от 24 августа 1993 года. Приведем некоторые фрагменты интервью.

 

Муртаза Рахимов: Не скрою: и у нас в Башкортостане, где обстановка в общем-то спокойная, есть амбизиозные националистические группки людей, которые хотят искусственно подогреть национальный вопрос и сделать для себя погоду, подать себя так, что они, мол, защищают интересы народа. Политические авантюристы, и только!..

Обстановку в Башкортостане я бы драматизировать не стал. Лично у меня она беспокойства не вызывает. Рядом живут башкиры, русские, чуваши, удмурты, татары, немцы, евреи... Каждый третий брак — межнациональный. Думаю, что хотя бы только этот один факт говорит о многом. Не так ли?

 

Я не сторонник развала Союза. То, что произошло, — преступление не только против такой великой страны, как наша, против ее народов и всего общества в целом. Это — трагедия для всех нас. И виновны в этом прежде всего «отцы и прорабы» так называемой перестройки, а по сути, предатели нашей Родины.

Убежден: под одну крышу мы возвратимся. Украина говорила: мы кормим Россию. Так ли это? Я башкир, руководитель республики, хотел бы сказать так: Украина без России, как и Россия без Украины, существовать не сможет. Как и Беларусь без России. Кыргызстан без России. Не сможем мы жить друг без друга. Все интегрировано, связано вековыми традициями.

 

Корреспондент: Башкортостан — тоже многонациональная республика. Как, по-вашему, не является ли она до поры до времени дремлющим вулканом, не обманчиво ли спокойствие в ней?

 

М.Р.: Нет, сравнивать нас с дремлющим вулканом ни в коем случае нельзя. Верно: мы — республика многонациональная. Но мы с Россией объединились на добровольных началах четыре века назад. Дружны.

Отношения с русскими у нас прекрасные. Русские ни в чем не виноваты. Наши несчастья — от нашей системы.

Когда говорят, что Татарстан, Башкортостан хотят уходить от России, я говорю: это блеф, судьба у нас одна. Каждый здравомыслящий политик должен понимать это. Просто мы хотим иметь определенную государственность.

 

Корр.: Кое-где в национальных республиках случается слышать о вымывании русских из структур власти, оттеснении их на второстепенные роли в политической, общественной, хозяйственной и других сферах жизни.

 

М.Р.: У нас этого нет. Здесь, в Башкортостане, никто никого не обижает. Большинство директоров предприятий — русские. Лично у меня отношение к этому вопросу такое: главное — не национальность, а компетентность.

 

...Мне думается... следует поднимать правовой статус областей и краев, не принижая при этом статус республик.

 

...Мы стараемся проводить реалистическую экономическую политику. Поэтому и удерживаемся на плаву. Правда, я бы не сказал, что мы живем прекрасно, до этого еще далеко.

 

...Добились того, что сельское хозяйство в республике находится на подъеме: стабильный рост по мясу, молоку, маслу.

 

...Что касается налогов и наших взаимоотношений с бюджетом Российской Федерации, то мы подписали Федеративный договор и приложение к нему, где оговорили наши прерогативы по бюджету и налогам. Башкортостан полностью взял на себя финансовую поддержку всех предприятий военно-промышленного комплекса и даже тех, которые являются собственностью России. Мы готовы сесть с правительством России за «круглый стол» и подсчитать, кто кому сколько должен. К сожалению, министр финансов Федоров уже полгода отказывается от переговоров.

О Конституции РФ. Я внимательно прочитал обе и считаю, что ни одна из них для нас неприемлема. В каждой статье должен чувствоваться дух Федеративного договора. А этого нет.

 

...Отделение от России никому пользы не принесло и не принесет. Мы стоим за государственность Башкортостана, его самостоятельность. Но в составе России. У нас с русским народом одна судьба.

 

Потенциал России громадный — и экономический, и политический, и научно-технический. Незачем без нужды кланяться капиталистам, испрашивая их, как нам жить да быть. Талантами наш народ не обижен...

2.    ОСОБЕННОСТИ ПРИВАТИЗАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В БАШКИРИИ

В то время как в российских верхах между двумя ветвями власти возникли противоречия в отношении дальнейшего хода приватизации, в республике Башкортостан разработана и осуществляется собственная программа приватизации в соответствии с республиканским законодательством.

 

Заместитель председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по управлению госимуществом Ф.Г.Хантимеров считает, что, сделав приватизацию самоцелью, осуществляя ее высокими темпами, с жесткими сроками обязательного акционирования, Госкомимущество России сделало ошибку. В Республике Башкортостан противостояния между двумя ветвями власти нет и быть не может, поскольку Госкомимущество Республики Башкортостан является органом правительства и работает по законам, действующим на территории республики. Все планы приватизации согласовываются с правительством республики. По одним предприятиям — с заместителями Председателя Совеста Министров, по другим — с соответствующими министерствами. Такой порядок действий предусмотрен республиканским законодательством и очень удобен, отмечает Ф.Г.Хантимеров.

В башкирской программе приватизации учитываются особенности приватизируемых предприятий. Выработаны отраслевые концепции по приватизации нефтедобывающего комплекса, предприятий строительного и агропромышленного комплексов, отрабатывается механизм приватизации нефтеперерабатывающих предприятий.

В программе нет каких-либо плановых показателей по количеству приватизированных предприятий, списка предприятий, подлежащих обязательной приватизации к определенному сроку. Программа обеспечивает льготные условия работникам предприятий, включая пенсионеров.

Другие отличия от российской программы заключаются в том, что по 1-му и 2-му вариантам число льготных акций, выделяемых работникам предприятий, на 5% выше, чем в России, по 3-му варианту акции распространяются без коэффициента 1,7 и т.д.

В башкирской программе были своевременно определены цели и задачи приватизации. Например, при приватизации предприятий АПК ставилась задача наделения имуществом не только работников самих приватизируемых предприятий, но и поставщиков. Другое дело — нефтеперерабатывающая промышленность. Эта отрасль — основа экономики республики. Государство заинтересовано в том, чтобы оставить себе рычаги управления.

На сегодня оценка имущества осуществляется по Постановлению №595 Правительства Российской Федерации, которое предусматривает оценку имущества с учетом роста цен и инфляции. Те предприятия, которые акционировались раньше, обязаны принимать приватизационные чеки своих работников и членов их семей по номинальной стоимости. С этой целью индексируется уставной капитал этих предприятий на величину стоимости приватизационных чеков работников.

Госкомимущество Республики Башкортостан передало свои разработки по вопросам переоценки приватизируемого имущества в Госкомимущество России. Эти разработки запросили Мордовия, Чувашия.

Новый Указ Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан «О дополнительных мерах по упорядочению процессов приватизации в Республике Башкортостан» предусматривает продление действия приватизационных чеков 1992 года выпуска, выданных жителям Республики Башкортостан, до 31 декабря 1994 года. В этом Указе утверждается также Положение о порядке определения оценочной стоимости государственного и муниципального имущества, которое вводится с целью приближения оценочной стоимости имущества приватизируемых государственных и муниципальных предприятий и стоимости выкупа государственной и муниципальной доли в имуществе арендных предприятий к инфляционному росту цен и доходов.

В настоящее время в республике утверждены уставные капиталы 96 крупных предприятий на сумму более 80 млрд. руб. Сумма всего имущества, которое уже приватизировано составляет 48 млрд. руб.

Фонд имущества Республики Башкортостан объявил о втором ваучерном аукционе, на котором будут выставлены акции восьми предприятий республики. Наряду с горожанами в чековых аукционах могут участвовать и сельские жители, для этого открыты региональные центры по приему чеков во всех районах.

Предприятие «Башкирэнерго» акционировалось первым в России. По мнению заместителя генерального директора по экономике АО «Башкирэнерго» П.Ф.Тарасова, «Башкирэнерго» не просто стало первым акционерным обществом в энергетической системе России, но и буквально спасло всю экономику Башкирии. При опоздании хотя бы на месяц с подготовкой документов Центр расчленил бы башкирскую энергетическую систему.

В республике продолжается дальнейший процесс приватизации. В августе месяце была приватизирована Ассоциация предприятий по производству хлебобулочных, макаронных и кондитерских изделий «Башкирхлебпром» как единый отраслевой комплекс.

Недавно арендное предприятие «Башмелиорация» было отнесено к государственной собственности Республики Башкортостан. Теперь принят документ правительством Башкортостана, разрешающий Госкомимуществу частичную приватизацию этого предприятия путем выкупа арендаторами государственного имущества.

Кроме того, дано разрешение на приватизацию Салаватского машиностроительного завода с условием сохранения основного вида деятельности не менее 10 лет.

3.    ДАЛЬНЕЙШЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ БАШКОРТОСТАНА

В августе 1993 г. был издан целый ряд законов, указов, постановлений и положений, направленных на дальнейшее углубление процессов суверенизации республики и урегулирование некоторых проблем в различных областях жизнедеятельности общества.

На последней сессии Верховного Совета РБ было принято решение о создании в РБ Государственного контрольного комитета РБ. В связи с этим Президиуму Верховного Совета поручено представить кандидатуру для назначения на должность председателя ГКК, а также разработать и внести на рассмотрение очередной сессии Верховного Совета проект Закона «О Государственном контрольном комитете Республики Бакшкортостан».

Расходы на содержание комитета предусмотрены из республиканского бюджета.

Цель образования ГКК — осуществление контроля за исполнением государственного бюджета РБ, использованием государственного имущества, выполнением государственных заказов, реализацией товаров народного потребления через государственную розничную торговую сеть, за соответствием действующему законодательству сделок по акционированию и приватизации государственной собственности, координации деятельности других контролирующих органов.

Среди последних указов, принятых Президиумом Верховного Совета РБ наибольший интерес представляют два: «О неотложных мерах по борьбе с преступностью и правонарушениями» и «О мерах по упорядочению вывоза государственного капитала за пределы республики Башкортостан».

Отдельные пункты первого Указа уязвимы в том плане, что их выполнение может сопряжено с ущемлением прав граждан. В частности, согласно Указу, предусматривается право задержания лиц, подозреваемых в совершении тяжких преступлений, сроком до 30 суток, право досмотра зданий и помещений предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, всех видов транспорта независимо от принадлежности, а также водителей и пассажиров, право административного ареста сроком до 30 суток... за нарушения общественного порядка и порядка управления отдельными лицами, а также руководителями, их заместителями и иными должностными лицами органов государственной власти и управления. Как видно, статьи Указа могут получить весьма широкое толкование и быть использованы в удобных для некоторых лиц обстоятельствах.

Странным в нынешних условиях кажется также пункт о повышении административной ответственности за тунеядство.

Основным моментом второго Указа становится статья, согласно которой вывоз за пределы Республики Башкортостан денежных средств, имущества и иных объектов государственной собственности РБ, находящихся в полном хозяйственном ведении или в оперативном управлении государственных предприятий, учреждений и организаций, включая государственные органы, в качестве вкладов в создаваемые и действующие вне Республики Башкортостан предприятия, объединения и иные организации, а также в виде других долгосрочных вложений осуществляется только по согласованию с Фондом имущества РБ. Таким образом, Указ направлен на закрепление за республикой всей государственной собственности.

4.    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ. СЪЕЗД РАБОЧИХ, КРЕСТЬЯН,
СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ СОВЕТСКОГО РАЙОНА УФЫ

Внешне малопримечательный съезд обсуждал вопросы не районного, а российского масштаба. Всего на нем присутствовало 67 делегатов из разных предприятий Советского района г.Уфы. Съезд начался и закончился под звуки Гимна Советского Союза.

Собравшиеся обсудили проект Конституции Российской Федерации, избрали Совет, делегатов на предстоящий в октябре аналогичный республиканский съезд, делегатов на вече народов СССР.

На съезде, организованном общественным движением «Трудовая Башкирия», была дана негативная оценка политическому курсу, проводимому в стране, который характеризовался не иначе как антинародный и грабительский по отношению к большинству тружеников, производящих материальные блага. Проводимая в стране политика развала, именуемая экономическими реформами, выгодна только зарубежным ее авторам и идеологам и нескольким процентам мафиозных образований и коммерсантов. Подчеркивалось, что вполне реальна угроза перехода галопирующей инфляции в автоинфляцию, когда выпуск денежной массы будет все больше отставать от растущих цен и наступит полный крах всей экономики со всеми вытекающими отсюда последствиями.

По мнению участников съезда, такой финал неизбежен, если и дальше рабочие, крестьяне и служащие, пассивно и равнодушно взирать на то, что творят с нашей страной, поощряя тем самым чудовищные эксперименты над ними.

Как сказал член РКРП и Совета рабочих Уфы Валерий Тихонов, оба проекта Конституции РФ — и президентский и румянцевский — антинародны. Действительно альтернативным им является проект, предложенный Ю.Слободкиным. Он должен быть официально вынесен на всенародное обсуждение наряду с первыми двумя.

От имени рабочих на съезде выступил шлифовщик В.Сергеев, который сказал, что «сегодня все объединяются: предприниматели, торгаши, национальные движения, одни мы, рабочие, разобщены. Между тем мы — самая большая сила, если будем действовать вместе».

В своем выступлении представитель Федерации башкирских профсоюзов А.Гордиенко отметил, что правительство действует не в интересах народа, а в интересах воров, взяточников, спекулянтов. Власть по праву должна принадлежать тем, кто создает материальные блага, а не лавочникам.

На съезде провозглашался часто лозунг единения, но не со всеми, а с учетом классового подхода, то есть с теми, кто работает и производит материальные ценности, а не с «клопом-спекулянтом, который присосался к телу труженика и сосет из него кровь...»

Идея единения сил рабочих в союзе с трудящимися и служащими, по мнению участников съезда, реальна в том случае, если у этих сил будет хорошее организующее начало в виде Советов рабочих, крестьян и служащих. Такие Советы должны быть созданы на всех предприятиях, в районах и городах.

Съезд избрал Совет своего района, принял Устав деятельности этого общественного объединения.

Участники съезда приняли резолюции с требованием вынести на всенародное обсуждение проект Конституции РФ Ю.Слободкина, а также программу вывода экономики страны из кризиса, предложенную профессором А.Сергеевым, председателем оппозиционного Советского правительства, созданного в прошлом году Российским съездом Советов рабочих, крестьян, специалистов и служащих. Принято также обращение к трудящимся Башкортостана, призывающее осудить курс Российского правительства, осуществляемый под диктовку США и МВФ.

Республиканский съезд рабочих и крестьян предполагается провести 23-24 октября 1993 года.

5.    ОТРАЖЕНИЕ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

О деятельности многих общественных организаций жители республики в основном узнают через средства массовой информации, поскольку эта деятельность в основном носит эпизодический характер и не опирается на широкую социальную базу. На этот раз через газеты стало известно, что в связи с приказом Министерства образования №425 о введении башкирского языка в школах республики правление Татарского общественного центра РБ и Думы общественного объединения «Русь» распространили в г.Уфе листовки.

В листовках речь шла о произволе и беззаконии, чинимых «национал-сепаратистскими кругами» руководства республики в лице Верховного Совета, Совета Министров и Министерства образования Республики Башкортостан. Башкирские власти именовались в листовках не иначе, как «кучка националистов».

Руководство республики прореагировало на эти листовки следующим образом. В правительственной газете «Известия Башкортостана» от 12 августа 1993 года в статье «Авторы листовки нарушили закон» была дана юридическая оценка некоторым высказываниям авторов листовок заместителем министра юстиции Республики Башкортостан Л.П.Росиной. По ее мнению, с точки зрения права, утверждение авторов листовки о «национал-сепаратизме» руководства республики можно расценивать как распространение заведомо ложных измышлений, порочащих честь и достоинство гражданина через органы печати и другой печатной продукции. Это свое заключение Росина Л.П. аргументирует с точки зрения права.

Действия вышеуказанных организаций оценены как «вмешательство общественных объединений в деятельность государственных органов и должностных лиц (кроме случаев, когда это предусмотрено законом), следовательно, нарушена статья 5, часть 3 Закона СССР «Об общественных объединениях» от 11 октября 1990 года».

В своем комментарии заместитель министра юстиции заявила, что Министерство юстиции РБ, как орган, зарегистрировавший Уставы правления ТОЦ РБ и Думы общественного объединения «Русь», и Прокуратура РБ должны по данному факту принять соответствующие меры реагирования.

До сих пор, однако, никаких сведений о принятых мерах не имеется. Поэтому указанную статью в газете пока можно рассматривать лишь как предупреждение в адрес известных организаций.

Такая же ситуация пока сложилась вокруг Постановления Коллегии Министерства печати и массовой информации РБ «Об итогах проверки жалобы заведующей отделом истории и религии республиканской молодежной газеты «Йэшлек» Р.Вахитовой», в котором указывалось на невозможность дальнейшего пребывания А.М.Идельбаева на должности редактора газеты. По результатам проверки пока никаких мер не принято. Редактор газеты «Йэшлек» оценил данное постановление как документ, предвзятый и основанный на неверных фактах. Он обратился с просьбой в Комиссию Совета Министров РБ объективно разобраться и пересмотреть данное решение.

По неофициальным данным, А.М.Идельбаев пользуется расположением руководства республики, и возможно, что его просьба будет удовлетворена или дело будет замято.