Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Коми

Владимир ИЛЬИН

Республика Коми

Июль — август 1993 года

1.    СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ
В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ 1993 года

1.1.       Материальное производство

Проводимые в стране и республике экономические реформы дают пока крайне ограниченный эффект. За первое полугодие 1993 г. объем промышленного производства по сравнению с первым полугодием 1992 г. сократился на 13% (за 6 месяцев 1992 г. — 4%). Не вышли на уровень 1992 г. практически все отрасли промышленности. Наибольшее падение производства в газовой (на 23%), лесозаготовительной (23%), швейной (35%), машиностроительной (44%) отраслях, в промышленности стройматериалов (38%). Производство нефти за первое полугодие 1993 г. составило по сравнению с тем же периодом 1992 г. 90%, угля — 88%.

Однако в промышленности республики во втором квартале темпы падения выпуска продукции снизились. Эта тенденция имеет место в основном в топливных отраслях. Признаков же грядущего роста пока не прослеживается.

Предприятия промышленности находятся в тяжелом финансовом положении. Хотя они формально имеют высокий уровень рентабельности (23%), однако прибыль съедается очень высокими налогами и инфляцией. В результате каждое седьмое предприятие промышленности в середине 1993 г. было убыточным.

Перспективы развития промышленности республики выглядят нерадостными, поскольку наблюдается глубокий инвестиционный кризис: общий объем капитальных вложений за счет всех источников финансирования сократился в первом полугодии 1993 г. почти в два раза. Предприятия тратят средства на текущее потребление, не имеют долгосрочной стратегии развития. Так, доля средств, расходуемых промышленными предприятиями на развитие производства составила в первом квартале 1993 г. всего 14%. Почти все идет на зарплату, которая составила 91 тыс. руб., что на 17% выше среднереспубликанского уровня. При этом производительность труда продолжает падать (на 7% по сравнению с первым полугодием 1992 г.).

В сельском хозяйстве наблюдается сокращение посевных площадей, поголовья скота в колхозах и совхозах. В то же время население, напуганное состоянием продовольственного рынка, общим падением уровня жизни активно расширяет посевы огородных культур, вовлекается в садоводство. Этой деятельностью стали заниматься и те, кто никогда не проявлял к ней никакого интереса.

Развал сферы материального производства идет на фоне стремительного обогащения и процветания в банковской сфере. Одним из показателей этого процесса стал быстрый рост капиталов коммерческого банка «Комибанк». В списке 100 крупнейших банков России, опубликованном в газете «Финансовые известия», он занял 45-е место. Его активы оцениваются в 143 404 миллиона рублей, прибыль за первое полугодие составила 5 млрд. 322 млн. руб [1].

1.2.       Приватизация

В республике идет процесс разгосударствления экономики. Из 9,5 тысяч имеющихся здесь предприятий на 1 июля 1993 года 1/3 составляли акционерные общества. Всего с начала приватизации сменили форму собственности 413 предприятий в различных отраслях экономики, при этом 149 — в 1993 г. (здесь и далее приводятся данные Госкомстата Республики Коми [2].

В результате существенно изменилась структура промышленности с точки зрения форм собственности: на начало года негосударственные предприятия составляли 8%, на 1 июля 1993 г. — 47%. Процесс приватизации (в основном в форме акционирования) наиболее явно пошел в машиностроении, лесной, деревообрабатываюшей промышленности и промышленности стройматериалов. Очень слабые сдвиги происходят в пищевой промышленности. Начался процесс акционирования в ведущей отрасли республике — топливно-энергетической.

В капитальном строительстве 47% работ было выполнено государственными предприятиями. На долю акционерных обществ пришлось 33% строительно-монтажных работ. При этом существенно изменилась структура управления строительным комплексом. По мнению ряда экспертов, непродуманная приватизация в строительстве привела к развалу крупных организаций, разрыву единой технологической цепочки, что отрицательно сказалось на способности строительных организаций сдавать готовые объекты.

Приватизация в службе быта также проводилась в кампанейском порядке. В результате произошло частичное свертывание предприятий бытового обслуживания в сельской местности.

В сельском хозяйстве республики на 1 июля 1993 г. насчитывалось 579 крестьянских хозяйств. Назвать их фермерскими нельзя, так качественный признак фермерского хозяйства — товарность, созданные же хозяйства имеют весьма заметно выраженный натуральный характер. Население деревни проявляет сдержанность в отношении открывшейся возможности перехода к новым формам хозяйствования. Создание своего хозяйства многим представляется непосильным бременем. Прохладность отношения к открытию собственного дела объясняется и тем, что за годы Советской власти сложился своеобразный хозяйственный комплекс, в котором органически переплетаются государственные и частные хозяйства. Так, рабочий совхоза получает за свою работу зарплату, но главное в том, что он имеет возможность в явочном порядке приватизировать часть произведенной продукции (попросту говоря, украсть), использовать в личных целях совхозную технику, приобретать по льготным ценам корма, удобрения и т.д. Это создавало иллюзию очень высокой эффективности личных подсобных хозяйст. Секрет же их относительно высокой по сравнению с совхозами продуктивности крылся и кроется сейчас в нелегальном паразитировании за счет совхозов и колхозов, которые в свою очередь выкачивали средства из госбюджета. Однако при разработке аграрной стратегии новое российское руководство взяло за точку отсчета лишь одно звено единого комплекса — совхозы, при этом анализ проводился на основании данных государственной статистики производства сельхозпродукции в совхозах и колхозах, с одной стороны, и в личных подсобных хозяйствах — с другой, переплетение же этих форм хозяйствования игнорировалось. Но житель деревни в своем анализе социальной ситуации исходит не из статистики, а из реального хозяйственного опыта, в котором далеко не все законно. В этом ведущая причина отсутствия в деревне интереса к фермерству. Существующее положение деревенских жителей устраивает больше, чем перспектива совершенно самостоятельного хозяйствования без нелегальной государственной подпитки. Следующая группа причин — это отсутствие финансовых средств, техники и т.п.

1.3.       Проблема приватизации лесозаготовительного комплекса Троицко-Печорского района

Острая дискуссия велась в Республике Коми на протяжении довольно длительного времени вокруг проекта приобретения французской фирмой «Ойет» предприятий лесной промышленности Троицко-Печорского района.

Незадолго до проведения конкурса руководство объединения «Печорлесосплав» на свои средства организовало телевизионную пресс-конференцию. Выступая на ней, генеральный директор объединения Л.Литвак заявил, что победа «Ойет» на торгах приведет к неминуемому падению производства на Печорской лесобазе ввиду сокращения поставок леса, который в лучшей и большей своей части будет прямо вывозиться в Финляндию. Генеральный директор вместе с тем признал необходимость иностранных инвестиций в отрасль, однако при их сочетании с государственными гарантиями сохранения уже действующих производственных мощностей.

Определенные сомнения вызвала и оценочная стоимость предлагаемых для продажи на торгах леспромхозов: один оценен в 18 млн. руб., два других — чуть более 19 млн.; всего стоимость трех предприятий — 60 млн. руб [3].

1.4.        Экономические проблемы и социальная напряженность

К середине 1993 года проблемы финансов и денежного обращения приобрели особую остроту. Их влияние вышло за сферу экономики и стало заметно сказываться на социальных отношениях, на социально-психологическом климате в республике и начало приобретать политическую окраску.

Вновь резко обострилась проблема взаиморасчетов предприятий. В промышленности и строительстве задолженность поставщикам на 1 июля составила 65 млрд. руб., в том числе просроченная — 23 млрд., то есть 36%. Задолженность покупателей за товары составила 109 млрд. руб., из которых 39% с истекшими сроками оплаты. Ведущая причина сложившегося положения — нехватка у предприятий собственных финансовых ресурсов. В строительстве удельный вес должников составил 26% от общего числа предприятий.

Естественным следствием платежного кризиса стали массовые задержки выплаты зарплаты. Задолженность по оплате труда на предприятиях промышленности, строительства и сельского хозяйства составила на 1 июня 3,9 млрд. руб., а на 1 июля — уже 5,1 млрд. руб.

Это вызывает все возрастающее напряжение в трудовых коллективах.

В середине июля 1993 г. было обнародовано открытое письмо трудовых коллективов акционерной компании «Комиэнерго» к потребителям электроэнергии. В нем говорится, что существует реальная угроза для республики остаться зимой без тепла и электричества. Особенно катастрофическими могут быть последствия в шахтерских городах Воркута и Инта, где уже возникали экстремальные ситуации. В письме утверждается, что сейчас нет возможности подготовить энергетические мощности к зиме, так как у энергетиков совсем нет кредитных ресурсов. Потребители задолжали компании более 11 млр. руб. Особенно велики долги у шахтеров, нефтяников, лесников, работников коммунальных служб. В результате большой объем ремонтируемых мощностей заморожен [4].

Крупнейшая в республике электростанция — Печорская ГРЭС — оказалась на грани остановки, так как «Севергазпром» перестал поставлять газ из-за неплатежей энергетиков. Станция стала работать на аварийных запасах мазута.

Очень сложная ситуация сложилась в угольной промышленности. Указом Президента России «О мерах по стабилизации положения в угольной промышленности» с 1 июля 1993 г. отпущены цены на уголь и продукты его переработки. После освобождения цен на уголь многие шахты, оставшись без государственных дотаций, вынуждены резко поднимать цены на уголь. По подсчетам специалистов, рост должен составить в среднем 4,5 раза, а в Заполярье и того больше. С июля 1993 г. цены на воркутинский уголь поднялись в 7 — 9 раз. Это ставит в сложную ситуацию металлургов, потребляющих заполярный уголь: цена на их продукцию может превысить мировой уровень. Они стали отказываться платить за уголь, отгруженный по новым ценам. В результате этого в Воркуте шахтерам не выплачено 12 млрд. руб. зарплаты за май и июнь [5].

Правда, руководители предприятий металлургической промышленности смогли договориться с правительством об уступке: с 1 июля металлурги будут оплачивать шахтерам 30% стоимости угля, а остальные 70% будут компенсироваться за счет государственных дотаций.

Падение спроса на уголь ведет к закрытию шахт, к увольнению большого количества шахтеров, которым трудоустроиться в Воркуте и Инте негде.

В ответ 19 июля в Воркуте прошла часовая предупредительная забастовка, организаторы которой хотели привлечь внимание властей к положению в угольной промышленности региона.

Объединение «Воркутауголь» обратилось в Министерство топлива и энергетики России и в ассоциацию «Росуголь» с требованием о приостановлении действия Указа Президента, по крайней мере, до сентября 1993 г. и к Б.Ельцину и В.Черномырдину с требованием встретиться с управлением Печорского угольного бассейна. Воркутинская федерация профсоюзов работников угольной промышленности в обращении к правительству России потребовала предоставить шахтерам Заполярья возможности для разбега, предлагается вывести из себестоимости угля районный коэффицент и северные надбавки, которые должны выплачиваться из федерального бюджета. Если правительство отвергнет эти требования, то оно должно в короткие сроки разработать государственную программу занятости северян, предусматривающую переобучение шахтеров и их переселение из районов Крайнего Севера за счет федерального бюджета. Предлагается установить переходный период для введения свободных цен на уголь.

В середине июля объединение «Воркутауголь» прекратило отгрузку угля тем потребителям, которые не расплатились с долгами. Такое решение было принято на расширенном совещании руководителей и председателей профсоюзных и рабочих комитетов шахт. Среди предприятий, попавших под санкции, такие промышленные гиганты как Череповецкий и Новолипецкий металлургические комбинаты, Московский коксохимический завод и др. Всего потребители задолжали объединению «Воркутауголь» около 20 млрд. руб. В результате на ряде шахт в середине июля не была выдана апрельская зарплата. Сразу хроническими стали невыплаты компенсаций, введенных в действие с 1 июня 1993 г. по закону РФ о Севере. Шахтеры поставили потребителям три условия: погасить в сжатые сроки задолженность, перейти на предоплату за топливо и согласиться с новыми ценами на воркутинский уголь,увеличившимся в связи с предоставлением шахтам права продавать уголь по свободным ценам, в 6-7 раз. Несогласным с новыми условиями отгрузка угля прекращена. В свою очередь дамоклов меч штрафных санкций завис и над шахтерами: железнодорожники угрожают прекратить перевозку угля, энергетики — отключить систему энергоснабжения [6].

В начале августа в Воркуте состоялась третья шахтерская конференция, переросшая фактически в региональную конференцию работников Печорского угольного бассейна. В ней приняли участие 118 делегатов, представлявших все шахты Воркуты и Инты, а также представители администрации этих городов, руководства Республики Коми, республиканской федерации профсоюзных организаций, председатели Независимого профсоюза горняков и Независимого профсоюза работников угольной промышленности России Александр Сергеев и Виталий Будько, первый заместитель директора компании «Росуголь» Евгений Зайденварк. На повестке дня стояли вопросы о свободных ценах на уголь и о видах собственности угольных предприятий Воркуты.

Конференция приняла обращение к правительству России с требованием не допустить обвального повышения цен на уголь; осуществить поэтапный отпуск цен только в комплексе с инвестиционными и социальными программами поддержки шахт и шахтеров; не допустить никакого сокращения или увольнения рабочих и инженерно-технического персонала до принятия программ, разработанных совместно с профсоюзами; отменить пункт проекта программы Министерства топлива и энергетики России о закрытии шахты «Хальмер-Ю». По словам председателя НРГ Воркуты Никиты Шульги, пример шахт «Хальмер-Ю» и «Юнь-Яга», над которыми нависла угроза закрытия, показал, что ожидает все объединение «Воркутауголь». Поэтому конференция подтвердила решимость бороться за интересы рабочих этих двух шахт.

Несмотря на отдельные предложения потребовать отставки правительства и Президента России, в целом конференция не приобрела политическую окраску и ограничилась обсуждением социально-экономических проблем.

Конференция подтвердила полномочия ранее сформированной комиссии рабочих представителей, которая должна была вылететь вместе с руководством объединения «Воркутауголь» в Москву для переговоров с компанией «Росуголь». В числе других мер было предложено настаивать на внесение в Верховный Совет России законопроекта о фонде стабилизации угольной промышленности, в который предлагается перечислять три процента от добавленной стоимости производимой предприятиями продукции. К тому времени предварительное согласие Р.Хасбулатова на обсуждение такого проекта было получено.

Конференция рассмотрела также вопрос о доверии генеральному директору объединения «Воркутауголь» Анатолию Орешкину и рекомендовала на эту должность технического директора объединения А.Горенка [7].

Конференция предъявила требования и к властям Республики Коми: принять на себя содержание социальной сферы, жилищно-коммунального и сельского хозяйств Печорского угольного бассейна. Правительство Коми откликнулось на требования горняков в адрес российского правительства.

В середине августа центральный совет профсоюза работников угольной промышленности России объявил в отрасли предзабастовочное состояние. Профсоюз потребовал прекратить дискриминационные действия правительства России в отношении шахт и разработать программу развития угольной промышленности. В заявлении центрального совета указывалось, что если эти требования не будут выполнены, то с 6 сентября 1993 г. начнется забастовка, которая охватит и такие города Республики Коми, как Воркута и Инта.

Однако перспективы забастовки весьма туманны, поскольку неясна позиция Независимого профсоюза горняков России. Последний, учитывая усталость шахтеров и последствия забастовок для экономики страны и уровня жизни самих забастовщиков, в последнее время все чаще подчеркивает необходимость борьбы без использования этого крайнего метода, ранее очень популярного в рядах НПГ. Кроме того, неясен сам характер намеченной забастовки. Пленум центрального совета профсоюза работников угольной промышленности выдвинул только экономические требования. Однако из Кузбасса и Ростовской области стали поступать непроверенные данные о выдвижении и политических лозунгов отставки правительства и президента. Если это подтвердится, то НПГ забастовку не поддержит в силу господствующих в его руководстве политических позиций. Этот прогноз был подтвержден и заместителем председателя НПГ Воркуты А.Мармалюковым [8].

ЦК профсоюза работников лесных отраслей организовал в начале июля 1993 г. в Москве пикетирование здания правительства Российской Федерации. В пикете приняли участие представители 10 регионов страны. Суть претензий состоит в том, что отрасль душится налогами, ставятся препоны в торговле лесоматериалами, государство не уделяет внимание отрасли. Ставится вопрос о о принятии мер по стабилизации лесного комплекса России. Профсоюзы Республики Коми заявили о своей поддержке этой акции [9].

В августе 1993 г. состоялось совместное заседание президиума Коми республиканского комитета профсоюза и забастовочного комитета лесных отраслей Республики Коми. Правительство республики было информировано о том, что в случае задержки принятия программы «Стабилизации работы предприятий лесопромышленного комплекса» Российской Федерации и постановления Совмина республики по ее реализации трудовым коллективам будет предложено провести 1-2 сентября предупредительную забастовку на предприятиях отрасли. При недостижении консенсуса намечено поддержать решение VI пленума ЦК профсоюза об организации с 7 октября всероссийской бессрочной забастовки работников лесного комплекса на всех участках производства [10].

На грани финансового краха оказалось АО «Коминефть» — главный добытчик нефти в республике. В адрес высших органов власти России в июле была отправлена телеграмма: «Во избежание грозящего снижения уровня добычи нефти, поставок ее на государственные нужды и предотвращения социального взрыва просим изыскать возможность для выделения беспроцентной ссуды в сумме 40 млрд. руб.». Хотя в первом полугодии объединение превзошло расчетные показатели добычи нефти, сырье в значительных объемах идет внутренним потребителям, которые не могут рассчитаться с долгами. С начала года долг ведущих потребителей вырос почти втрое и достиг 36 млрд. руб., а общий долг всех покупателей достиг 54 млрд. руб. В результате предприятия не могут платить зарплату, рассчитываться с поставщиками. К концу первого полугодия долг «Коминефти» и его предприятий составил 32 млрд. руб., не считая 4 млрд. кредита. Кроме того, нефтяники задолжали в бюджет 26 млрд. руб., за что накручено пени в 4 млрд. руб. Задержки с получением зарплаты и отпускных вызвали рост недовольства работников нефтедобывающих предприятий, где возникла угроза возобновления забастовок [11].

13 август 1993 г. в Сыктывкаре, столице Республики Коми, забастовали водители пассажирского автотранспортного предприятия. Они потребовали в десятидневный срок решить вопрос об увеличении их зарплаты в 1,8 раза. Городская администрация, к которой обращены требования бастующих, подняла вопрос об установлении свободных цен на проезд в городском транспорте [8].

В сложном финансовом положении оказались вузы страны. В связи с этим совет ректоров России принял решение о проведении акций протеста. Правда, в начале августа правительство отпустило средства на организацию учебного процесса, не оговорив при этом конкретный объем.

В Республике Коми вузы находятся в аналогичной ситуации, расходуя почти все средства только на зарплату и стипендии и не будучи в состоянии создавать материальную базу на перспективу. Правда, в республике положение вузов несколько лучше, чем во многих других регионах. Так, в летнее время правительство республики выделило только Сыктывкарскому университету 30 млн. руб. Да и до этого положение с выплатой зарплаты в вузах было относительно сносным. Однако из солидарности руководители вузов республики предполагают принять участие во всероссийских акциях протеста в начале учебного года.

С финансовыми проблемами столкнулась республиканская государственная телерадиовещательная компания «Коми гор». Частичное финансирование из российского бюджета поставило ее перед перспективой сокращения своего персонала. На конференции трудового коллектива принято решение продолжать работу, несмотря на финансовые трудности, но поддержать коллег из северных областей России, решивших прибегнуть к забастовке, и прекратить работу всех передающих технических средств 27 июля на 1 час. В случае отсутствия полного финансирования компания оставила за собой право прервать телевизионное вещание [13].

В середине августа 1993 г. по инициативе ЦК профсоюза работников агропромышленного комплекса был проведен День защиты крестьян. В столице Республики Коми заметных мероприятий по этому поводу не проводилось, поскольку в разгаре уборка. Однако для проведения организованных в Москве мероприятий от республики были направлены два представителя: секретарь республиканского комитета профсоюза работников агропромышленного комплекса Д.Беляев и председатель колхоза «Жешартский» В.Богатырев. Руководство республиканского профсоюза работников агропромышленного комплекса, несмотря на отказ организовывать собственные акции, солидаризировалось с требованиями ЦК своего профсоюза.

Д.Беляев в республиканской газете [13] рассказал о митинге и пикетировании Белого дома в Москве. Поскольку любое описание — это отражение не только описываемого события, но и позиции наблюдателя, то стоит привести основные положения рассказа, характеризующие отношение к проблеме и республиканского профсоюза работников АПК.

Пикетировали Белый дом представители около 50 областей и республик России. Из дальних регионов в столицу были направлены по два человека, в том числе и от Коми, от ближних — до сотни. Кроме того, в акции приняла участие колонна «Трудовой Москвы» (более тысячи москвичей). В своем рассказе Д.Беляев солидаризировался с основными положениями доклада председателя Координационного Совета коллективных действий трудящихся АПК и председателя Аграрной партии России М.Лапшина. Критика правительства со стороны аграриев ведется по двум направлениям: 1) значительно нарушен ценовой паритет между промышленностью и сельским хозяйством (стоимость топлива, техники, стройматериалов возросла в сотни раз, а продукции сельского хозяйства — только в десятки); вырученных средств едва хватает на выплату мизерной зарплаты и приобретение самого необходимого, что ведет к подрыву плодородия, изнашиванию машинно-тракторного парка; 2) экономические реформы затевались с целью повышения эффективности производства и сокращения продовольственной зависимости России от зарубежных стран, повышения жизненного уровня сельчан. Но результат оказался прямо противоположный. На складах зерновых хозяйств России еще хранится урожай прошлого года, а государство закупает зерно по импорту: в 1992 г. в стране было закуплено 26 млн. тонн зерна, а из-за границы доставлено 29 млн. тонн., при этом закупочные цены на импортное зерно были в несколько раз выше, чем на отечественное. В связи с этим ставился вопрос: «Чей аграрный сектор стимулирует правительство и Президент — российский или заграничный?»

Д.Беляев разделил возмущение других участников митинга по поводу того, что никто из членов правительства так и не вышел на встречу с участниками митинга.

Он также сообщил о примечательном факте: в дни акций протеста аграриев в Москве проходил пленум Независимого профсоюза горняков России. Известно, что НПГ всегда отличался строго пропрезидентской позицией. В то же время в лагере демократов данную группу аграриев интерпретировали как колхозно-совхозное консервативное лобби, противостоящее аграрным реформам. Однако в этот раз на митинге выступил представитель НПГ и зачитал резолюцию пленума в поддержку требований работников АПК.

Д.Беляев сообщил также, что в то время как фермерская организация АККОР отказалась участвовать в акции протеста (этот факт был подчеркнут проправительственными средствами массовой информации), на митинге выступали фермеры из Подмосковья, которые говорили: «Не верьте нашему лидеру Башмачникову, мы находимся в одинаковых с вами условиях и поддерживаем выдвинутые требования».

В списке требований, выдвинутых аграриями, значатся: выработка механизма, позволяющего выплачивать дотации товаропроизводителям, индексация закупочных цен, отмена валютных дотаций на импорт той сельскохозяйственной продукции, которая производится и в России.

У аграриев Республики Коми есть претензии и к республиканскому руководству: практически не выполняется соглашение «О взаимных обязательствах правительства Республики Коми и Совета руководителей предприятий сельского хозяйства». В Усть-Куломском районе были проведены митинги, собрания, на которых их участники сформулировали свои требования к правительству республики: «Начать отпуск горюче-смазочных материалов и запчастей к технике без предоплаты. Списать ссудную задолженность совхозов и колхозов по состоянию на 1 августа 1993 года, так как она образовалась не по вине сельхозпредприятий».

Индивидуальную акцию протеста организовал в середине августа фермер Е.Власов: он пригнал на центральную площадь города к зданию Совмина республики трактор и заявил о своих требованиях: передать землю в пожизненное владение, предоставить возможность приобрести необходимые лесоматериалы и др. Он пробыл на площади около часа, после чего им занялись работники ГАИ (въезд на площадь трактора не предусмотрен). За оказанное сопротивление фермер был арестован на пять суток [14].

Большой ажиотаж в республике, как и в целом по стране, вызвал неожиданный обмен казначейских билетов образца до 1961-1992 годов. Финансовые учреждения на местах были застигнуты врасплох, как и рядовые граждане. В понедельник 26 июля (день объявленного прекращения приема старых купюр) в Сыктывкаре обмен осуществлялся лишь в одном отделении сбербанка. В результате в первые дни в сбербанках возникли давки. Наличных денег не хватало. Раздражение населения резко усилилось. Правда, в республике проблема обмена менее серьезна, чем в других регионах страны, так как уже довольно длительное время перед обменом зарплата выдавалась в основном новыми купюрами.

1.5.       Дифференциация уровня жизни населения

На 1 июля 1993 г. среднемесячные доходы населения составили 32 тыс. руб. на душу населения (в январе — 14 тыс.). По данным бюджетных обследований пятая часть населения имеет доходы ниже размера прожиточного минимума, почти треть — выше. В июне зарплата на одного работника составила 78 тыс. руб. Меньше среднереспубликанского уровня получают зарплату 60-70% занятого населения.

Идет процесс сокращения разрыва в оплате труда работников производственной и непроизводственной сфер: в 1992 г. зарплата в сфере материального производства была на 72% выше, в первом полугодии 1993 г. — на 25-30%.

1.6.       Состояние потребительского рынка

За первое полугодие 1993 г. население приобрело товаров (в физическом объеме) на 16% больше, чем за соответствующий период 1992 г., но на 13% меньше, чем в 1991 г.

Спрос на основные продукты питания стабильный, несмотря на постоянный рос цен. В 1993 г. увеличилась продажа мяса, птицы, колбасных изделий, масла растительного, маргарина в расчете на душу населения. Несколько сократилась продажа сахара, молока, сыра. По данным постоянного наблюдения, в магазинах по-прежнему дефицитными являются мясо и птица (28 июня отсутствовали в продаже в магазинах шести городов и районов), колбасные изделия (в десяти городах) и даже картофель (в шести городах).

1.7.       Внешнеэкономическая деятельность

В настоящее время самым выгодной сферой деятельности является внешняя торговля. Существующий курс доллара по отношению к рублю сулит огромные доходы тем фирмам, которым удается что-то экспортировать. Это прежде всего фирмы имеющие доступ к сырьевым ресурсам. Поэтому, несмотря на общее падение производства, идет рост вывоза сырья за рубеж.

Так, предприятиями Республики Коми (без совместных предприятий) в первом полугодии 1993 г. вывезено различной продукции на 190 млн. долл., что на 16% больше, чем за соответствующий период 1992 г. Для экспорта поставлено 18% объема добычи нефти, 4% — каменного угля, 23% дизельного топлива, 41% топочного мазута. Такой рост экспорта топлива происходит в условиях нарастания в стране топливного кризиса, когда большое количество разнообразных транспортных средств останавливается из-за нехватки топлива. Это ведет к огромным потерям продукции и к необходимости увеличения импорта. Деятельность, очень выгодная с точки зрения экспортеров, вряд ли является таковой с точки зрения общегосударственных интересов.

 

После выхода Указа Президента России №628 от 14 июня 1992 г. «О порядке экспорта стратегически важных сырьевых товаров» в перечень таких товаров попали все основные виды экспортируемой из республики продукции. Их вывоз ведется в соответствии с региональными квотами. При этом действует запутанная многоступенчатая система распределения региональной квоты. Ее получают не только непосредственные производители, но и организации, нуждающиеся в валюте и заслуживающие с точки зрения республиканских интересов ее иметь (организации здравоохранения, сельского хозяйства, транспорта и т.д.). Получив квоту, эти организации обращаются в другие организации, имеющие право внешнеторговой деятельности за помощью в реализации сырья. Все это усложняет контроль финансовых операций.

Валюта, вырученная от экспорта сырьевых материалов, как свидетельствуют данные за 5 месяцев 1993 г., по-прежнему используется главным образом на текущее потребление, почти не работает на модернизацию быстро стареющих производственных фондов.

Так, за 5 месяцев 1993 г. импортные поступления на предприятия и в организации республики составили 43 млн. долларов, из них по 32% приходится на промышленные товары народного потребления и продовольственные товары, доля машин и оборудования составила лишь 27% [15].

1.8.       Прогноз социально-экономического развития

В августе 1993 г. в Совете Министров Республики Коми было заслушано сообщение о прогнозе социально-экономического развития республики в 1993-1994 гг., подготовленное Госэкономикой.

В докладе отмечается, что на экономическое развитие оказывают влияние разрыв экономических связей, сокращение инвестиций. В 1994 г. прогнозируется спад производства продукции на 3,6% в сопоставимых ценах. Ожидается спад в машиностроении, промышленности стройматериалов, пищевой промышленности и ряде др. отраслей. Предполагается стабилизация в нефтегазовой, лесодеревообрабатывающей промышленности. Ожидается осложнение положения в газовой промышленности из-за отсутствия подготовленных к эксплуатации газовых местрождений.

В сельском хозяйстве ожидается прирост продукции на 1,7%, по картофелю и овощам — на 10%. Однако высказывалось опасение: продукция сельского хозяйства республики становится неконкурентоспособной по сравнению с продукцией средней полосы России [16].

2.    ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

2.1.       Обсуждение проекта новой Конституции России

В августе 1993 г. в республиканской газете «Красное знамя» опубликован проект новой Коституции Российской Федерации, разработанный Коституционным совещанием. После этого в местных средствах информации делались попытки организовать его обсуждение, но желающих высказаться по этому поводу почти нет. В редакции поступило крайне мало откликов. Республиканские органы власти и управления проявляют интерес только к проблемам федеративного устройства.

 

В той же газете «Красное знамя» своими впечатлениями о прошедшем Коституционном совещании поделился член Коми делегации декан юридического факультета Сыктывкарского университета Н.Т.Арапов [17]. Его интервью представляет существенный интерес, так как проясняет позицию республиканской делегации на совещании.

Делегация республики включала Ю.А.Спиридонова, председателя Верховного Совета, В.И.Худяева, председателя Совета Министров, Ю.В.Гаврюсова, председателя комитета конституционного надзора, Н.Т.Арапова, декана, профессора университета. От голосования по разработанному проекту делегация воздержалась. Н.Арапов объяснил это двумя причинами: 1) она не была уполномочена парламентом республики делать это; 2) проект, по ее оценке, нуждается в серьезной доработке. Самым слабым, по его мнению, является раздел о правах и обязанностях граждан, социальных гарантиях и защищенности человека; «даже ныне действующая Конституция в этих вопросах выглядит намного сильнее и, если так можно выразиться, человечнее».

Н.Арапов отметил как успех тот факт, что «попытка разбить наше государство на губернии, чисто по территориальному принципу, не удалась. А республики в новом документе фигурируют как суверенные государства. И это огромная победа представителей бывших автономий».

По мнению Н.Арапова, рамками Конституции и Федеративного договора не обойтись. Каждой республике надо разработать и принять договор, оговаривающий все стороны взаимоотношений с Федерацией. «Другого пути просто нет. Да и в мировой практике это известно. В США, например, у каждого штата есть свои особые права... И ничего».

2.2.       Создание Государственного комитета по делам национальностей

В свое время на съезде коми народа была выдвинута идея об организации Государственного комитета по делам национальностей. На реализацию этой идеи ушло два года. В органах власти были сомнения относительно целесообразности создания новой структуры. Долго оставался неясным и вопрос о сфере деятельности комитета: должен ли он заниматься только проблемами коми народа или всех этнических общностей? Высказывались опасения, что именно Госкомнац и нарушит стабильность национальных отношений в республике.

Но вот в апреле 1993 г. сессия республиканского Верховного Совета приняла решение о создании Государственного комитета по делам национальностей. 29 июля его председателем была назначена Г.Бутырева. 11 августа 1993 г. было подписано постановление Совета Министров Республики Коми и утверждено положение о Государственном комитете республики по делам национальностей.

 

Председатель госкомитета — Галина Васильевна Бутырева — в прошлом журналист, затем — заместитель министра культуры, директор финно-угорского центра. Ее первым заместителем назначен Алексей Конюхов — в прошлом работник Коми обкома ВЛКСМ (лектор, заведующий лекторской группой, секретарь по идеологии), работник ЦК ВЛКСМ, аспирант Академии общественных наук при ЦК КПСС, ныне кандидат исторических наук. А.Конюхов — один из активных деятелей Комитета возрождения коми народа.

Г.Бутырева в интервью газете «Республика» [18] попыталась сформулировать программу и функцию своего комитета. Одна из задач ближайшего времени — реализация Закона о языках. К ее выполнению подключается довольно много организаций, за комитетом она видит прежде всего координирующую роль. По ее мнению, должна быть единая национальная государственная политика, а сейчас пока имеются лишь разрозненные программы по отдельным вопросам. Г.Бутырева видит задачи комитета и в заботе о других народах, проживающих в республике: «...Мы будем заниматься проблемами всех народов и народностей, проживающих на земле нашей республики, но прежде всего — народа коми. По той простой причине, что им больше нигде не озаботятся». Председатель комитета уже обсуждала в Госкомитете Российской Федерации по делам федерации и национальностей вопросы, касающиеся российских немцев, которых в республике 12 тыс., Усть-Цилемского района республики — уникальной территории, где русское население со средних веков сохранило многие элементы культуры, принесенной сюда.; ингерманландских финнов. В ее представлении функции комитета распространяются и на проблемы среды обитания: экологию, социально-экономическое развитие, миграционные процессы, разработку демографической политики.

 

Судя по планам председателя, госкомнац Республики Коми будет браться за столь широкий спектр вопросов, что фактически вся жизнь республики попадает в поле его деятельности. При этом надо иметь в виду, что при этом ему придется постоянно браться за решение вопросов, находящихся в ведении других министерств и ведомств, особенно министерства культуры. Это приведет к дублированию функций. Кроме того, сам комитет республики не располагает кадрами для решения поставленных задач, поэтому ему придется просить помощи у других ведомств или искать ее за пределами госаппарата. В силу этого создание комитета не рассеяло сомнений в его целесообразности, а его деятельность, как мне кажется, эти сомнения неизбежно усилит.

2.3.       Двухлетний юбилей августовского (1991 г.) путча

Празднование юбилеев — это тест, дающий серьезную информацию о нынешних позициях и ориентациях, а также об оценке значимости тех или иных событий с поправкой на время («...большое, — как сказал поэт, — видится на расстоянии»).

В 1993 г. центральные власти, хотя и без помпы, но отмечали двухлетний юбилей подавления августовского путча и ликвидации политической системы, ядом которой являлась КПСС. Сам Президент страны выступил по этому поводу. В Москве был организован митинг сторонников Президента.

Однако подлинное отношение страны к событию проявляется лишь в реакции провинции. С этой точки зрения интересно отношение к юбилею различных политических сил Республики Коми.

Республиканские органы власти в эти дни были озабочены проведением в эти же дни мероприятий в честь Дня республики (юбилея провозглашения коми автономии). По поводу юбилея подавления путча из Верховного Совета республики ограничились сообщением, что никаких намеков из Москвы по поводу необходимости вспомнить августовские события 1991 г. не было. Поэтому ничего официального в этом отношении и не предпринималось.

Совершенно проигнорировали юбилей и общественно-политические организации. Даже «Демократическая Россия» ни словом не обмолвилась по этому поводу. Секретарь Сыктывкарской организации Народной партии «Свободная Россия», лидер которой А.Руцкой был одним из активнейших участников тех событий, вообще на это время уехал из Сыктывкара и организация никак не отреагировала на юбилей. Член Комитета возрождения коми народа А.Конюхов высказался так: «Что праздновать-то? В это время не праздновать, а в лес ходить надо...» (август — пора заготовки грибов и ягод). Лишь руководитель-координатор республиканской региональной организации Либерально-демократической партии России Валерий Злобин сделал четкое политическое заявление: «19 августа для нас является днем траура, начала разгула преступности и распада Союза». Эту оценку разделили и руководители двух коммунистических организаций (Компартии Российской Федерации и Российской коммунистической рабочей партии). Лидер региональной организации последней не исключил возможность каких-либо акций только в ответ на действия со стороны «ДемРоссии» [8].

2.4.       Рост преступности и диффузия государственной власти

Рост преступности в шахтерском городе Воркута, проявившийся в ряде вызвавших большой общественный резонанс убийств (см. предыдущие сообщения) активизировал органы руководства шахтерского движения в направлении борьбы за создание параллельных органов охраны общественного порядка в виде рабочих дружин.

В поселке Воргашорский, где живут в основном работники второй по величине шахты России, летом 1993 г. был создан рабочий боевой отряд в составе 30 человек. Отряд был создан в результате соглашения, заключенного между шахтой «Воргашорская», Воркутинским горотделом внутренних дел и администрацией поселка. Все его сотрудники — молодые люди, прошедшие службу в спецназе, морской пехоте и воздушно-десантных войсках. Все затраты на содержание и материально-техническое обеспечение нового правоохранительного формирования взяла на себя администрация шахты «Воргашорская». Отряду был выделен автомобиль, а зарплату бойцам обеспечили на шахтерском уровне (в июле 1993 г. — 270 тыс. руб. в месяц). Отряд стал действовать как подразделение шахты со статусом народной дружины. Новый отряд стал действовать в сотрудничестве с ГАИ и милицией, участвуя в дорожных постах, рейдах по поселку. Такие же отряды были созданы еще в десяти шахтерских поселках, окружающих Воркуту.

В августе руководство воргашорского рабочего боевого отряда приняло решение об увеличении его численности: в его состав войдут представители и других предприятий Воркуты, принимаемые по соответствующему договору. Кроме того эти предприятия (ликеро-водочный завод и шахта «Октябрьская») взяли на себя обязательства по финансовой поддержке отряда [8].

Появление такого отряда — проявление недовольства эффективностью государственной власти и тенденции к приобщению к традиционно государственной сфере деятельности новых органов с сомнительным правовым статусом (в Воркуте уже действует городской рабочий комитет и рабочие комитеты шахт с таким же не санкционированным законом властным статусом). При этом ассоциации с действовавшими в прошлом добровольными народными дружинами могут быть лишь на уровне некоторого внешнего сходства. Главные отличия состоят в том, что такие отряды носят профессиональный характер (дружинники же дежурили несколько раз в год, зарабатывая отгулы на основной работе), что они взаимодействуют с милицией, но не находятся в подчинении ей. Это по существу частная милиция, находящаяся на содержании экономически самостоятельного предприятия. В то же время сомнительный правовой статус этого подразделения, созданного под давлением рабочего движения, подрывает и его чисто правоохранительную эффективность: оно не имеет права носить оружие, даже вопрос о закупке газовых пистолетов еще не решен. В силу этого возник вопрос о переподчинении отряда поселковой администрации. Но тогда возникают сомнения о смысле существования двух параллельных структур с совершенно разным уровнем оплаты труда (при том, что в милиции работают профессионалы, а в отряде — любители).

2.5.       Власть и бизнес

В республиканской прессе снова промелькнула информация о подпитке частного бизнеса из государственных фондов. В этот раз речь пошла о созданном министерством социальной защиты населения и службой пенсионного обеспечения Фонде социальной поддержки населения (Троицко-Печорский район). На конец 1992 г. из 4 254 232 руб., имевшихся в этом фонде, около половины суммы (1 975 200 руб.) составили деньги пенсионного фонда, 2 076 732 руб. поступили из республиканского фонда, 187 300 руб. составил доход от коммерческой деятельности. Фонд создан для оказания помощи малоимущим. Одной из форм такой помощи являются ссуды.

Однако обнаружилось, что значительные суммы идут на помощь не им, а коммерческим структурам. С января по апрель 1993 г. было выдано ссуд на 3116 тыс. руб., среди получателей оказалось лишь двое пенсионеров (6 тыс. руб.). Основная часть денег пошла на поддержку бизнеса. Так, в феврале 1993г. была выдана ссуда в 555 тыс. руб. АО «Фарт» под 20% годовых (в сбербанке в это время ссуды давались уже под 140%). Фирма «ЭПА», имеющая магазин, получила 1,5 млн. руб. под большой процент, но вернула только ссуду без процентов. Одновременно помощь оказывалась работникам самого фонда и районной администрации [19].

3.    НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

3.1.       Программа повышения статуса коми языка

В конце июня 1993 г. Президиум Верховного Совета Республики Коми рассмотрел и принял программу реализации Закона «О государственных языках Республики Коми». В ней планируется широкий набор мер по повышению статуса коми языка. Органам исполнительной власти поручено организовать институт переводчиков во всех органах государственной власти, госуправления и местного самоуправления, Совмину создать термино-орфографическую комиссию для перевода общеупотребительных и профессиональных терминов на коми язык; телерадиокомпании «Коми гор» довести объемы вещания до 50%; местным администрациям оформить названия населенных пунктов, улиц, площадей, учреждений, магазинов, дорожные указатели на коми и русском языках. Пункт пятый предлагает «составить перечень должностей, пр занятии которых необходимо знание двух языков — коми и русского». При обсуждении этого пункта возникли разногласия. Председатель Комитета конституционного надзора Юрий Гаврюсов охарактеризовал его как нарушающий конституционные права человека и намекнул на возможность опротестовать его в соответствующих органах. Председатель Верховного Совета Ю.Спиридонов выразил сомнение в преимуществе национальности перед извилинами. Но предложение снять 5-й пункт не прошло.

«Мы сделали подарок себе и радикал-националистам аккурат в преддверии новых выборов», — прокомментировал Ю.Спиридонов.

Глава администрации русского Усть-Цилемского района (там русское население живет со средневековья) высказался так: «Учтите, пожалуйста, Усть-Цильма не будет больше спокойно смотреть на это. Уверяю вас, мы хоть и неслышно, но очень внимателно следим за происходящим здесь. И я никого не хочу пугать, но ведь Нагорный Карабах тоже создавался людьми...»

Программа была принята в целом, но в действие будет введена только после окончательного подсчета средств, требуемых на ее реализацию. По предварительным подсчетам — более 1 млрд. руб [22].

3.2.       Кавказский вопрос

Первые беженцы из Азербайджана и Армении были зарегистрированы в Республике Коми в 1989 г. Затем их приток стал расти. В 1992 г. к территориям, мигранты из которых могут быть признаны беженцами и вынужденными переселенцами, были отнесены Молдова, Азербайджан, Грузия, Таджикистан, Чечено-Ингушетия. С 1 апреля 1993 г. в этот список вошли Латвия и Эстония. Всего за период с 1989 по 1991 г. в республику из Армении и Азербайджана прибыло 9 семей из 29 человек, но уже на 1 июля 1992 г. было зарегистрировано 558 беженцев и вынужденных переселенцев, или 220 семей. Большая часть из них осела в северных городах. Среди беженцев преобладают русские, но есть и коми, армяне, молдаване. В республику едут только те, кто родом из этих мест или имею здесь родственников и знакомых. Прибывают сюда и уклоняющиеся от воинской повинности из Абхазии, из Грузии, Азербайджана [21].

По словам начальника Сыктывкарского горотдела милиции И.Бихнрта, приток в город кавказцев создает серьезные проблемы:

«Боюсь, что и у нас в Сыктывкаре попахивает воркутинским беспределом. Город забит приезжим людом из бывших республик Союза, особенно с Кавказа. Не буду хаять всех огульно. Есть среди них и порядочные люди. Но в основном это — купи-продай. Они «оседлали» город, начинают проникать в коммерческие торговые структуры. Они растлевают, развращают молодежь. Что творится в гостиницах! Во время рейдов выставляем из номеров малолеток. Если Верховный Совет республики не примет какой-то нормативный акт об ограничении въезда к нам этих граждан, будет беспредел» [22].

Действительно, проблема все более и более стала выходить на поверхность в виде явно расистских массовых настроений. В 1993 г. первые антикавказские выступления произошли и в Республике Коми. Сначала имели место погромы кавказцев на рынках Воркуты. В начале августа бывшие десантники Сыктывкара, пьяные после стихийных мероприятий по случаю дня ВДВ, устремились на местный рынок, где стали приставать к кавказским торговцам, отбирая у них овощи фрукты и другие товары, избивая. Раздавались призывы «Бей черных!»Беспорядок был пресечен прибышим усиленным нарядом милиции [23]. В этот же день бывшие десантники устроили дебош на торговом «пятачке» у гостиницы, ворвались на территорию турецкой строительной компании «Гама индустри», где от них пострадали турецкие рабочие. Милиция отнеслась к десантникам весьма лояльно, хотя на рынке и были применены дубинки. За праздничные сутки в вытрезвитель были доставлены 4 десантника, несколько приведены в горотдел милиции и лишь один наказан за мелкое хулиганство [24].

Источники

1 Красное знамя.— 1993.— 10 августа.

2. Красное знамя. 1993.— 27 июля.

3. Красное знамя.— 1993.— 10 августа

4. Республика.— 1993.— 16 июля.

5. Молодежь Севера.— 1993.— 16 июля.

6. Красное знамя.— 1993.— 22 июля.

7. Молодежь Севера.— 1993.— 7 августа.

8. Молодежь Севера.— 1993.— 20 августа.

9. Красное знамя.— 1993.— 9 июля.

10. Красное знамя.— 1993.— 7 августа.

11. Красное знамя.— 1993.— 9 июля.

12. Молодежь Севера.— 1993.— 20 августа.

13. Красное знамя.— 1993.— 20 июля.

14. Молодежь Севера.— 1993.— 20 августа.

15. Республика.— 1993.— 28 июня.

16. Республика.— 1993.— 9 августа.

17. Красное знамя.— 1993.— 17 августа.

18. Республика.— 1993.— 23 августа.

19. Красное знамя.— 1993.— 29 июня.

20. Молодежь Севера.— 1993.— 2 июля.

21. Республика.— 1993.— 21 июля.

22. Красное знамя.— 1993.— 17 июля.

23. Красное знамя.— 1993.— 4 августа.

24. Вечерний Сыктывкар.— 1993.— 5 августа.