Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Татарстан (Татарстан)

А. КАСИМОВ

Татарстан

в мае 1993 года.
Тенденции развития

1.    ОРГАНЫ ВЛАСТИ. ОТНОШЕНИЯ С МЕТРОПОЛИЕЙ

В Верховном Совете Татарстана получили дальнейшее развитие уже отмеченные тенденции (см. О.Сенатова, «Татарстан в марте 1993 года»). Парламентский блок «Согласие» практически перестал функционировать, деятельность же представителей фракции «Народовластие» сводится теперь только к постоянным выступлениям всем известных депутатов (заранее известно, о чем будут говорить Грачев или Штанин, реального же воздействия на парламент они не оказывают).

Блок «националов» в парламенте также потерял былое влияние. Позиции президента Шаймиева укрепились настолько, что даже его малоприкрытые «указания» высшему законодательному органу республики не вызывают заметных протестов. Ярким примером этому стала XVI сессия Верховного Совета и события вокруг конституционного процесса в России.

В первоначальной повестке дня отсутствовал пункт о проектах новой Конституции РФ, что согласовывалось с позицией президента Шаймиева — «Татарстан не будет принимать участие в обсуждении какого-бы то ни было проекта Конституции РФ, пока не будет подписан договор между РФ и Татарстаном». Но после начала сессии мнение Шаймиева резко изменилось — он попросил парламент внести в повестку дня рассмотрение этого вопроса, что и было сделано (формально — «в связи с обращением группы народных депутатов Республики Татарстан»). Наблюдатели и в Татарстане, и в Москве связывают это со слухами о негласном «обмене» между Ельциным и Шаймиевым — первый будто бы пообещал в самом скором времени подписать договор, а в ответ попросил об участии Татарстана в конституционном процессе. Подтверждает эти слухи как согласие Шаймиева войти в состав редакционной комиссии по выработке проекта Конституции, так и неофициальный визит вице-премьера Сергея Шахрая 25 мая, о котором официальные лица Татарстана отказались давать какую-либо информацию (сообщение о встрече появилось в республиканской прессе со ссылками на «Интерфакс»).

После долгого рассмотрения (во втором чтении) Закона РТ «О приватизации жилого фонда в Республике Татарстан», проекта постановления о борьбе с преступностью и ряда других вопросов 24 мая депутаты приступили к обсуждению вопроса «О проектах новой Конституции Российской Федерации». Обсуждение началось одноименным выступлением председателя ВС РТ Фарида Мухаметшина, в котором, по сути, было озвучено принятое на следующий день постановление Верховного Совета. Хотя два других варианта постановления, представленные группами «Татарстан» и «Согласие», и попали в редакционную комиссию, но на утверждение депутатам был предложен проект Президиума ВС с незначительными доработками, который и был принят большинством голосов.

Наблюдатели отмечают необычно жесткую позицию спикера татарского парламента. Основная мысль выступления, как и принятого постановления — Татарстану по большому счету безразлично, какую Конституцию и каким способом будут принимать, единственное требование — признание федеральными органами «нового государственного статуса Республики Татарстан» и фиксирование этого признания в тексте Конституции РФ, — «включение в проект новой Конституции РФ отдельного положения о договорно-конституционных отношениях между Татарстаном и Россией на основе ассоциации, закрепленных в Договоре и двусторонних соглашениях».

На сессии блоки «Татарстан» и «Согласие» не добились вообще никаких результатов. Верховный Совет Татарстана превратился в орган, фактически управляемый президентом Шаймиевым. Оппозиция оказалась в положении «критика со стороны» — влияние националов серьезно ослабло, а союз федералистов с директоратом ВПК оказался подорван самой действительностью — фактическим пренебрежением их интересами со стороны России и активной интеграцией ВПК в республиканскую экономику, о чем в первую очередь заботится татарстанское руководство (если ранее Татарстан отдавал России все ВПК, то теперь в проект договора с Россией заложено совместное управление, т.е. все военное производство отдается на откуп центру, а гражданские и конверсионные производства берет под свое управление (включая, естественно, финансирование). Официальные лица объясняют это тем, что Россия не уделяет военным производствам в Татарстане никакого внимания, поэтому республика во избежание развала производства и пришла к такому решению).

2.    ИТОГИ РЕФЕРЕНДУМА

Как известно, референдум в Татарстане признан несостоявшимся. На участки пришло 22,57% внесенных в списки. Руководство республики объяснило эти результаты, естественно, тем, что народ суверенного Татарстана не хочет принимать участие в российских политических делах. В какой-то степени это соответствует реальности, но основные причины все-таки другие.

При отсутствии явного нажима со стороны руководства республики было сделано все, чтобы референдум не состоялся. Наблюдатели отмечают следующие нарушения во время референдума: отсутствие информации как о референдуме, так и о местах его проведения (даже в Казани далеко не всем приходили приглашения, адреса пунктов голосования можно было узнать часто с трудом), перенос пунктов голосования (в том числе и за день до референдума), телефонные указания директорам предприятий, проводившим собрания в трудовых коллективах с инструктажем работников, отсутствие пунктов голосования во многих деревнях (в ряде районов в деревнях вообще не было пунктов для голосования — он был один на весь район в районном центре). Отмечены и такие нарушения со стороны местной исполнительной власти, как недопуск желающих проголосовать на участок. Плюс к этому — молчаливое одобрение активной пропаганды националов, которая в ряде случаев доходила до запугивания. Все эти нарушения ввиду практически полной блокады информационного потока из республики (осуществляющейся негласно, но с неменьшим успехом, чем в соседнем Башкортостане, где власти открыто перекрыли возможные пути «утечки информации» о республике в центральные СМИ) неизвестны российской общественности, за исключением событий в Набережных Челнах, да и то в искаженном виде. По телевидению прошла информация о погроме на избирательном участке в Набережных Челнах, осуществленном группой татарской молодежи, и неизвестен факт перекрытия милицией и ОМОНом еще ряда избирательных участков с целью их защиты от погромов (естественно, голосование на них уже не проводилось).

Косвенными указаниями на многочисленные нарушения могут служить данные о том, что в ряде районов проголосовало всего по нескольку человек (здравый смысл подсказывает, что в условиях полного соблюдения законности такого просто не могло быть), и результаты социологического обследования, проведенные в Казани авторитетной группой социологов перед референдумом, показали, что на референдум в городе должны были выйти около 60% избирателей (результат в Казани — 32,4%).

Результаты всероссийского референдума в Татарстане — крупная политическая победа руководства республики. Они стали еще одним добавлением к перечню доказательств поддержки населением позиции руководства республики, еще одним «легитимизирующим» шаги руководства фактором.

3.    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ДВИЖЕНИЯ

Практически завершен процесс маргинализации основных политических движений Татарстана.

Здесь необходимо отметить следующее. Русские национал-патриоты в Татарстане крайне малочисленны и не имеют абсолютно никакой социальной базы. Коммунисты, несмотря на большую численность партийных рядов (по собственным данным — до 10 тыс. человек), не имеют поддержки среди населения и, видимо, иметь ее и не будут в условиях стабильной политической и экономической ситуации.

Основные политические силы республики — лагерь «федералистов» и лагерь «националов».

3.1.       Федералисты

Под лагерем «федералистов» понимается блок довольно разнородных политических движений и партий, которые в других условиях находились бы в сложных отношениях между собой. Теперь же собственно политические ориентации отошли как бы на второй план — руководство «демократически» ориентированных партий достаточно давно поняло, что хоть какую-то силу они могут представлять собой, лишь выступая единым блоком. Однако этот блок, как и входящие в него партии и движения, так и не смог заработать какой-либо авторитет. Объясняется это целым комплексом причин, многие из которых подробно освещались ранее (см. предыдущие отчеты по Татарстану). Сейчас же возобладали следующие тенденции. Во-первых, стало ясно, что «демократическая» ориентация не может быть привлекательна для населения республики, так как она прочно увязана в сознании людей с экономическим курсом московского правительства. Сейчас в публичных выступлениях лидеры блока стараются не упоминать демократические идеи, и пропагандируют лишь идеи «чистого» федерализма (что, впрочем, в сегодняшних условиях также малодейственно). Во-вторых, полное отсутствие поддержки федералистов от тех, кто, казалось бы, и должен быть заинтересован в них, то есть российских властей, привело к попытке «прицепиться» к какой-нибудь политической российской силе, что привело к крупной политической ошибке. Федералисты сделали ставку на силу, которая силой не является. Речь здесь идет о секретаре Конституционной комиссии ВС РФ Олеге Румянцеве, который сильно полюбил федералистов и даже пытался в свойственной ему манере лоббировать им. Но поскольку за Румянцевым нет никого, кроме самого Румянцева, постольку эти попытки остались попытками, а резкие телодвижения Олега Германовича не добавили популярности в Татарстане как ему, так и опекаемым им организациям.

Фактически у организаций русскоязычного населения в Татарстане нет ни базы, ни перспектив — они оказались на обочине политической жизни, а представители российских властных структур с сочувствием выслушивают их жалобы, но решительно ничего не делают для их поддержки — на проведение референдума образованный в Казани штаб получил от Москвы 200 тысяч рублей (аналогичной организации в лояльной Удмуртии был передан 1 миллион) — высказывается предположение, что это одно из многочисленных условий «джентльменского соглашения» между руководствами Татарстана и России. Некоторые лидеры, поняв это, избрали сейчас единственно разумную тактику — уход в чисто культурные мероприятия. Без поддержки со стороны российского центра (причем политически грамотной) у федералистов в Татарстане нет никаких перспектив.

3.2.       Националы

Национальное движение также оказалось фактически вытесненным с политической сцены. Смена руководства Всетатарского общественного центра (ВТОЦ) кардинально поменяла расклад сил в национальном движении.

Существует несколько точек зрения на произошедшие события. В президентских структурах говорят, что здесь сыграли свою роль чисто субъективные причины и в скором времени реален выход из ВТОЦ большинства организаций (прежде всего башкирской и казанской) и изоляция «челнинцев». Более близкой к действительности представляется точка зрения, согласно которой радикализация ВТОЦ — объективный процесс (см. О.Сенатова, Татарстан в марте 1993 года). Так или иначе, но теперь Милли Меджлис стал своего рода «умеренным крылом» в национальном движении. Новый председатель ВТОЦ Зиннур Аглиуллин, который и в Милли Меджлисе смотрелся весьма радикально, бывший боксер, отличается крайне низким уровнем как политического, так и вообще сознания, что не будет способствовать его авторитету в среде сочувствующей движению национальной интеллигенции. С новым председателем ВТОЦ не способен к сколько-нибудь осмысленной деятельности, что в какой-то степени укрепляет позиции Милли Меджлиса (на словах между ВТОЦ и Милли Меджлисом сейчас самые тесные взаимоотношения — сам Аглиуллин говорит, что «Меджлис — это правительство, а ВТОЦ — партия, так что это одно и то же»). Самым интересным в сегодняшней ситуации видится отказ председателя ВТОЦ заниматься проблемами татарской диаспоры («они там пусть делают, что хотят, у нас здесь свое государство» — реис Милли Меджлиса Талгат Абдуллин отказался комментировать это высказывание).

Вместе с тем приходится слышать о том, что Милли Меджлис продуманно и упорно вводит своих людей в структуры власти. Проверить это, естественно, не представляется возможным. Ясно только, что руководству республики выгодно создавать видимость существования сильной национальной оппозиции (прежде всего для «запугивания» российского руководства возможным приходом к власти в Татарстане национал-радикалов). В целом на будущих выборах националов, несомненно, ждет больший успех, чем федералистов.

4.    ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ

Политические и социальные процессы в Татарстане развиваются сегодня в одном направлении — все большего усиления исполнительной власти (прежде всего президента Шаймиева). Парламент все менее способен влиять на политическую ситуацию. Политические партии и движения в этих условиях пытаются воздействовать уже не столько на ВС, сколько на самого президента — и через парламент, и через средства массовой информации, и по личным каналам. Националы дополняют это еще и массовыми акциями. Таким образом, доминирование президента в политической жизни несомненно, хотя сейчас еще и не так явно, как утрата роли Верховного Совета.

Ситуация станет «прозрачнее» после возможного в недалеком будущем создания «президентской партии» (слухи о ее создании муссируются уже давно, но, похоже, в скором времени станут реальностью). Создание ее видится неизбежным по следующим причинам. Ни одна из существующих сейчас политических сил в республике не способна к серьезному сотрудничеству с властью, тем более ни одна политическая сила не может стать опорой власти. Логика политического развития республики толкает любую политическую организацию к оппозиционности и маргинальности. В этих условиях создание «президентской партии» не сможет изменить политическую систему — эта партия рано или поздно расколется или уйдет в оппозицию. Видимо, поэтому руководство республики «тянуло» с созданием этой партии до последнего — эта структура должна появиться тогда, когда у нее останется время для быстрого набора политических очков (что не составит ей труда при интенсивной поддержке властных структур), но и не успеет развалиться до выборов. На выборах, по общему мнению, возможная «президентская партия» наберет большинство голосов, что только и нужно руководству — управляемость политическими процессами и так почти идеальна, пример чему — итоги референдума 25 апреля.

Экономическая ситуация, несмотря на мрачные прогнозы, весьма стабильна. Отпуск цен не привел к резкому падению жизненного уровня — цены на продукты питания в среднем вдвое ниже московских, и тенденций к росту не наблюдается. Пожар на заводе двигателей АО КамАЗ не вызвал особого беспокойства у руководства республики — и Россия, и западные фирмы заинтересованы в скорейшем восстановлении производства, да и у самого КамАЗа, по мнению официальных лиц, достаточно сил и средств для относительно безболезненного преодоления последствий пожара. Ожидать резкого ухудшения экономической ситуации в ближайшее время не приходится, чему свидетельством все более предметный интерес западных фирм к республике. Ярким примером этому может служить подписание договора о намерениях создания общества интересов Татарстана в ФРГ, подписанного министерством внешних экономических связей Татарстана и группой корпораций — «Металлгезельшафт», «Мерц А.Г.», «Этакон» (по неофициальным данным, активное участие принимают в этом и такие компании, как «Мерседес-Бенц» и «Симменс»). Общество должно представлять интересы республики в торгово-экономической и научно-технической областях как в ФРГ, так и в других странах. Как было подчеркнуто на встрече Шаймиева с группой немецких бизнесменов, немецкие деловые круги желают оказать финансовую и технологическую помощь в восстановлении завода двигателей АО «КамАЗ», президент «Мерц А.Г.» предложил построить в республике серию заводов по переработке мясо-молочной продукции и т.п.

Видимо, серьезные экономические проблемы могут встать перед Татарстаном в случае резкого падения цен на нефть. Впрочем, структурная перестройка экономики уже сейчас дает свои плоды. По крайней мере, Татарстан уже не продает нефть саму по себе, а делит конечный продукт переработки (только на этих условиях республика заключает договоры о продаже нефти). Видимо, в ближайшее время Татарстан приступит к добыче и переработке угля (промелькнувшее в российских СМИ сообщение об «открытии больших запасов каменного угля в Татарстане» не совсем верно: об этих месторождениях известно уже несколько десятилетий, но только сейчас разработаны эффективные технологии обогащения).

Несмотря на стабильность, ситуация в республике, тем не менее вызывает ряд опасений, связанных прежде всего с возможной сменой власти. Как известно, Шаймиев официально заявил о своем неучастии в следующих президентских выборах, равнозначной же фигуры в президентском окружении пока нет. Приход же к власти представителя како-либо политической группировки будет означать смену всей исполнительной вертикали и перемену политического курса. Процесс татаризации властных структур и политической, экономической и культурной элиты — вещь бесспорная (другой вопрос, происходит это насильственным образом, как считают федералисты, или это естественный процесс, в котором нельзя винить только чей-либо злой умысел). Федералисты заявляли неоднократно, что пока у власти Шаймиев, они спокойны. Так что вопрос, видимо, в том, насколько долго у власти в Татарстане продержатся прагматики и удастся ли президентским структурам подготовить себе замену. В противном случае обострение обстановки неминуемо.

Источники

1. О проектах новой Конституции Российской Федерации. Выступление Председателя Верховного Совета Республики Татарстан Ф.Мухаметшина на XVI сессии ВС РТ. // Известия Татарстана.. — Казань,1993. — 25 мая.

2. Шамиль Идиатуллин. Сюрпризы на пепелище // Известия Татарстана.. — Казань, 1993. — 25 мая.

3. Пресс-центр Кабинета министров РТ

Кинофильм с удостоверением // Известия Татарстана. — Казань,1993. — 25 мая.

4. Аяз Хасанов. Лидер ВТОЦа угржает Президенту Татарстана // Известия Татарстана. — Казань,1993. — 25 мая.

5. Пресс-центр Верховного Совета Республики Татарстан.

Официальное сообщение // Известия Татарстана. — Казань,1993. — 26 мая.

6. Скоро сказка сказывается... // Известия Татарстана. — Казань,1993. — 26 мая.

7. Гузэль Фазуллина. Идут согласования // Известия Татарстана. — Казань,1993. — 26 мая.

8. Пресс-центры Президента и Кабинета министров РТ. Встречи с бизнесменами // Известия Татарстана. — Казань,1993. — 26 мая.

9. Скоро — Сабантуй // Известия Татарстана. — Казань,1993. — 26 мая.

10. Язык для дела // Известия Татарстана. — Казань,1993. — 26 мая.

11. Артем Карапетян, Гузалия Мансурова. Татарстан — повод для оптимизма // Известия Татарстана. — Казань,1993. — 26 мая.

12. Соглашение между Кабинетом министров Республики Татарстан, республиканским советом профсоюзов и Ассоциацией государственных предприятий Татарстана на 1993 год. // Казанские ведомости — Казань, 1993. — 25 мая.

13. И.Игнатьева. Чеки, которые мы получаем // Казанские ведомости — Казань, 1993. — 25 мая.

14. А.Разинов. Как хорошо быть президентом // Казанские ведомости — Казань, 1993. — 26 мая.

15. «Гуляй, братва, до 1 июля» // Вечерняя Казань. — Казань,1993. — 24 мая.

16. Максим Андреев. «Мерседес» как украшение столицы суверенного Татарстана // Вечерняя Казань. — Казань,1993. — 24 мая.

17. Елена Чернобровкина. Не властвуют, лежа на боку // Вечерняя Казань. — Казань,1993. — 25 мая.

18. Тайная встреча в Боровом // Вечерняя Казань. — Казань,1993. — 25 мая.

19. Приватизация. Совместное издание Госкомимущества РТ и редакции газеты «Советская Татария». Приложение к «Советской Татарии» за 26 мая.

20. Лия Загидуллина. Татарстан станет восточной Швейцарией // Молодежь Татарстана. — Казань,1993. — N21.

21. Без заголовка (о визите Шаймиева в Грецию) // Молодежь Татарстана. — Казань,1993. — N21.

22. Венера Якупова. За белой волчицей из ночи империи // Молодежь Татарстана. — Казань,1993. — N21.

23. Не плачь «Вечерка», референдумы прошли, проекты конституций соседней России в независимом Татарстане обсуждению не подлежат! // Суверенитет. — Казань,1993. — N6(26) — май.

24. Анатолий Иванов. Я верну вам религию и науку предков // Суверенитет. — Казань,1993. — N6(26) — май.

25. К.Сулейманов. Голодовка // Суверенитет. — Казань,1993. — N6(26) — май.

26. Пресс-центр Милли Меджлиса татарского народа. На V сессии Милли Меджлиса татарского народа // Татарские края. — Казань,1993. — N9(47) — апрель.

27. Рафаэль Хаким. Сумерки империи // Татарские края. — Казань,1993. — N9(47) — апрель.

28. Рафаэль Хаким. Сумерки империи // Татарские края. — Казань,1993. — N11(49) — апрель.