Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Коми

Владимир ИЛЬИН

Республика Коми

в мае 1993 года

1.    ОРГАНЫ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

1.1.       Совет Министров Республики Коми

В связи с радикальным расширением полномочий республиканских органов власти в результате процесса суверенизации республики, передачи в ее ведение почти всех предприятий, действующих на ее территории, возникла необходимость корректировки структуры органов власти, их законодательного оформления. В этом направлении в последние годы делалось немало. Длительное время шел процесс подготовки нового нормативного акта, регулирующего деятельность Совета Министров республики.

И вот 30 апреля 1993 г. был опубликован и с этого же дня вступил в силу республиканский закон «О Совете Министров Республики Коми», заменивший действовавший до этого Закон от 18 декабря 1979 г.

Согласно этому Закону Совет Министров — высший орган государственного управления республики, ее правительство, высший орган исполнительной власти, возглавляющий систему органов государственного управления (ст.1).

Совет Министров действует на основе и во исполнение Конституции республики и РФ, решений Верховного Совета республики и РФ, нормативных актов Президента РФ и правительства РФ, изданных в пределах их компетенции (ст.3). Во время обсуждения закона на сессии ВС республики было предложение генерального директора объединения «Воркутауголь» исключить из этого перечня указы Президента, но депутаты не поддержали поправку. В контексте проходящей сейчас борьбы между ВС России и ее Президентом примечателен перечень источников в данной статье: указы Президента стоят на предпоследнем месте — едва заметный штрих, подчеркивающий дистанцию.

В состав Совета Министров входят два первых заместителя и заместители Председателя Совета Министров республики, министры, председатели государственных комитетов, руководитель аппарата Совмина (ст.4).

Совет Министров республики формируется в соответствии с ее Конституцией Верховным Советом Республики Коми. Изменения в персональном составе Совмина производятся Верховным Советом. В период между сессиями ВС республики назначение и освобождение от должности отдельных лиц, входящих в состав Совмина, производятся по представлению Председателя Совета Министров республики Президиумом Верховного Совета республики с последующим представлением на утверждение Верховного Совета. Председатель Совмина назначается на должность Верховным Советом по предложению Председателя Верховного Совета и народных депутатов республики. Остальные члены Совмина назначаются на должность Верховным Советом республики по представлению Председателя Совмина (ст.5).

Как видно из вышеприведенного текста, политическая система республики строится по образцу парламенских республик. Центр тяжести в системе власти бесспорно находится в Верховном Совете, а оперативное осуществление всех властных полномочий концентрируется в руках его Председателя Ю.А.Спиридонова.

С учетом уже имеющейся практики в новый Закон внесена статья, в которой перечислены виды деятельности, не совместимые со статусом члена Совета Министров: нельзя быть депутатом (кроме Председателя Совмина), запрещается «заниматься предпринимательской деятельностью, оказывать любое не предусмотренное законом содействие с использованием служебного положения в осуществлении предпринимательской деятельности и получать за это вознаграждение, услуги и льготы, выполнять иную оплачиваемую работу на условиях совместительства (кроме научной, преподавательской и творческой деятельности) (ст.8).

Для оперативного решения неотложных вопросов государственного управления действует Президиум Совета Министров, в который входят Председатель Совмина, его первые заместители и заместители, могут быть включены и другие члены правительства (ст.14).

В новом законе Совет Министров республики определяется как орган, ответственный перед Верховным Советом республики и ему подотчетный. В нем нет и намека на включение его в систему общероссийской вертикали исполнительной власти. Отношения Совмина республики с правительством России определяются в терминах сотрудничества, но отнюдь не подчинения: «Совет Министров Республики Коми совместно с Советом Министров Российской Федерации определяет объем и порядок своего участия в выполнении федеральных программ, совместных проектов, мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Совет Министров Республики Коми вправе передавать Совету Министров Российской Федерации на основании соглашения с ним выполнение части своих полномочий». Предполагается «взаимодействие» республиканского Совмина с российскими министерствами и комитетами при решении вопросов социально-экономического развития (ст.20).

Совмин не вправе вмешиваться в компетенцию органов местного самоуправления, но вправе отменять их акты, противоречащие законам Республики Коми и Российской Федерации (ст.22).

Сессия Верховного Совета утвердила новую структуру Совета Министров и его Председателя Вячеслава Ивановича Худяева, который на протяжении уже целого ряда лет занимает данный пост.

1.2.       Лидеры республики и пресса

В условиях демократической политической системы руководство республики все настоятельнее ощущает потребность проведения целенаправленной информационной политики. Лидеры республики, прежде всего Председатель Верховного Совета Ю.Спиридонов, судя по всему, понимают значение такой политики для стабилизации положения в регионе, для упрочения своих позиций. Печальный опыт КПСС, в том числе ее Коми обкома (некоторое время возглавлявшегося Ю.Спиридоновым), наглядно показывает, чем может закончить политическая элита, упустившая из своих рук контроль средств массовой информации.

Проявлением стремления руководства республики не повторить такую ошибку является факт создания пресс-службы Верховного Совета Республики Коми. Для руководства ею был приглашен весьма способный и образованный молодой журналист из газеты «Молодежь

Севера» А.Расторгуев. Данная служба анализирует освещение деятельности Верховного Совета в средствах массовой информации, готовит для них материалы, формируя таким образом информационную политику. Руководитель пресс-службы попутно выполняет обязанности референта, готовящего и обрабатывающего тексты публичных выступлений Ю.Спиридонова.

Пресс-служба Верховного Совета организовала контент-анализ республиканских газет с целью выяснения имиджа руководителей республики, создаваемого ими. Уже сам факт такого исследования свидетельствует о сдвигах в информационной политике. Вот некоторые итоги этого исследования.

В средствах массовой информации Республики Коми за 1992 — первый квартал 1993 г. было опубликовано 123 различных материала о Ю.А.Спиридонове, Председателе Верховного Совета республики: 68 — положительные, 27 — отрицательные, 28 — информационно-нейтрального характера. В самой массовой газете республики «Красное знамя» было помещено о нем 30 материалов, из которых 2 в определенной мере отрицательные. В целом со страниц этой газеты, как отмечается в анализе пресс-центра Верховного Совета, «Ю.Спиридонов предстает перед читателем как умный, опытный, независимый политик, знающий нужды простых людей и пытающийся им помочь».

Другая республиканская газета — «Республика» за тот же период поместила 39 публикаций о Спиридонове — больше, чем любая другая газета республики. При этом «лишь в четырех публикациях содержание части материалов могло повлиять на имидж Ю.С. отрицательно, да и этот факт спорный», отмечается в отчете. Половина материала посвящена его деятельности во внешнеполитической сфере. (Корреспондент газеты, уделявший этому особое внимание, Н.Мельникова, стала в этом году помощником Спиридонова по внешнеэкономическим связям, хотя по роду своей деятельности она к ним никогда серьезного отношения не имела: выпускница инфака пединститута, журналист).

Совершенно иначе формируется имидж Спиридонова на страницах газеты «Коми му» (выходит на коми языке). Из 29 материалов, в которых упоминается его фамилия, 18 содержат резко отрицательную информацию. Как отмечают авторы отчета, его фигура предстает «весьма однозначной, если не зловещей». Это характеризуется как проявление «достаточно четко организованной кампании». В январе 1993 г. в публикациях этой газеты утверждалось, что «Ю.Спиридонов холодно смотрит на самоопределение коми народа» (7 января), ветеран в своей заметке ставил вопрос в лоб: «Не освободиться ли нам от этих людей» (11 января). Выдвигалось предложение организовать отзыв Спиридонова из депутатов (25 января). А в одной из публикаций утверждалось: «Хватит смотреть, как Ю.Спиридонов и М.Глузман (крупный местный бизнесмен, руководитель Коми товарно-сырьевой биржи и депутат парламента республики, активно участвующий во внешнеэкономической деятельности — В.И.) угнетают коми народ».

В достаточно популярном республиканском еженедельнике «Молодежь Севера», по оценкам авторов контент-анализа, из 25 материалов 15 несут положительный заряд, 3 «наводят на некоторые размышления».

Выводы авторов анализа гласят: «... Несмотря на некоторые критические материалы, имидж Ю.Спиридонова в ведущих печатных средствах массовой информации поддерживается на высоком уровне. В глазах общественности Ю.Спиридонов предстает как авторитетный и надежный лидер. Однако в целях нейтрализации, смягчения в глазах общественности возможных нежелательных ситуаций в парламенте, правительстве, на местах необходимо отрабатывать различные формы «паблик рилейшнз» по Ю.Спиридонову».

1.2.1.      В.Худяев — председатель Совмина республики

В рассматриваемый период в СМИ о нем было помещено 72 материала: 20 положительных, 35 отрицательных, 17 информационно-нейтрального характера. В «Красном знамени» было помещено 24 материала, их которых 8 отрицательных. В комментариях к сессии Верховного Совета республики содержался даже призыв к отставке правительства. Авторы анализа приходят к выводу, что «в целом у читателя возникает предположение, что В.Худяев не владеет положением».

В газете «Республика» 21 публикация касается деятельности премьера, при этом 9 из них — отрицательные.

В газете «Коми му» из 19 публикаций 13 резко отрицательные, 6 информационно-нейтральные. Основные тезисы: 1) Худяев не защищает интересы республики; 2) правительству и его руководителю наплевать на положение коми печати; 3) хозяин ли Худяев в правительстве?

«Молодежь Севера» редко замечала премьера: 8 публикаций, из которых 5 отрицательные.

Ситуация в прессе, разумеется, ни в коей мере не характеризует реальные достоинства и недостатки лидеров республики. Пресса — это не то зеркало, которому можно доверять. Чрезмерно лояльный тон республиканских газет по отношению к руководителю Верховного Совета объясняется, по словам одного из работников этого органа, просто: вся пресса сидит на дотациях. В этой позиции бравирование независимостью весьма опасно.

Весьма критический портрет премьера, вырисовывающийся из публикаций газет, можно объяснить тем, что проблема дотаций решается Верховным Советом, а не Совмином. Кроме того, по оценке компетентных источников из республиканского аппарата, положение Худяева весьма шаткое. Это подтверждается и звучащими время от времени на сессиях Верховного Совета призывами отправить правительство в отставку.

1.3.       Представительство Республики Коми при Президенте Российской Федерации

Интересы республики перед российскими органами власти выражает и защищает специальный орган, созданный весной 1991 года. Первоначально это было представительство Совета Министров республики при Совете Министров РСФСР. Весной 1992г. статус был изменен: этот орган был преобразован в Постоянное представительство Республики Коми при Президенте Российской Федерации (в настоящее время края и области имеют своих представителей при правительстве, а республики в составе РФ — при Президенте).

В этом году руководителем этого органа утвержден Н.Кочурин — человек, давно входящий в состав республиканской политической элиты. В течение 17 лет он был на партийной работе в разных местах республики, занимал пост секретаря ухтинского горкома КПСС (одного из ведущих в республике), а также крупный пост в обкоме партии. Затем более 10 лет он работал в отделе строительства Госплана СССР. Находясь в Москве, никогда не порывал связи с республикой и даже опубликовал монографию о системе управления территориально-производственным комплексом.

По его оценке, Президент РФ прекрасно относится к Республике Коми, что объясняется ее видным местом в экономике страны.

Штат представительства — семь человек. Через него идут все просьбы и требования республики, направляемые в центральные органы власти и управления. О том, какое значение придается республиканскими органами этому представительству, говорят весьма амбициозные планы расширения представительства в Москве: московские власти выделили под него гектар земли, где планируется построить целый комплекс зданий (офис на 2,5 тыс. кв. метров, гостиницу на 30-50 мест, коми культурный центр, торговое представительство, спортивные сооружения) [1].

Об особых отношениях руководства РФ к республике говорят и некоторые детали недавнего визита в республику министра топлива и энергетики РФ Ю.Шафраника. Была достигнута договоренность о заключении специального соглашения по развитию топливно-энергетического комплекса Республики Коми. Это будет первое соглашение, которое министерство подпишет с регионом как полноправным субъектом Федерации [2].

1.4.       Реакция на публикацию президентского проекта
Конституции Российской Федерации

Проблема места Республики Коми в составе РФ вновь встала и в связи с публикацией в апреле 1993г. проекта республиканского закона «О гражданстве», подготовленного Комитетом возрождения коми народа [3]. Проект выдержан в весьма умеренном стиле и лишен тех радикальных положений, которые уже создали межнациональное напряжение во многих республиках бывшего СССР. В нем нет попыток ущемления русскоязычного населения, проживающего в республике. Судя по всему, его главная функция — обеспечить контроль за притоком нового населения в этот регион.

Тем не менее этот проект породил целый ряд вопросов. Одним из первых на публикацию проекта откликнулся председатель Комитета конституционного надзора Республики Коми Ю.Гаврюсов. Он отмечает, что этот проект предусматривает возможность двойного гражданства, который существует в ряде стран Запада. Но там гражданин одного независимого государства является одновременно и гражданином другого независимого государства. Тут же ситуация совершенно иная: Республика Коми — часть РФ.

Более того, российский закон о гражданстве и республиканский проект создают и совсем оригинальное явление: тройное гражданство — «а такого мир еще не знал».

Председатель комитета конституционного надзора поставил под сомнение вообще целесообразность такого закона: единственное отличие гражданина от лица без гражданства — ограничение в реализации избирательных прав по выборам в местные и республиканские органы власти. Отсюда он делает вывод: «Стоит ли ради этих целей принимать такой закон? Тем более, что на выборы люди у нас не идут и на законных основаниях». Автор статьи отметил и некоторые возникающие расхождения проекта и российского законодательства. Кроме того, проект предусматривает удостоверение личности и паспорт, удостоверяющие личность гражданина республики. В результате возникает перспектива приобретения двух документов: российского и коми. «Не слишком ли дорогим окажется Закон «О гражданстве»?» [4].

В мае появились первые отклики на публикацию президентского проекта Конституции РФ. Председатель комитета конституционного надзора республики Ю.Гаврюсов выступил в прессе с его анализом. Главное его возражение вызвало то, что в проекте содержатся нормы, которые «ущемляют интересы республик в составе Российской Федерации». Он утверждает, что точка зрения тех, кто считает, что федерация должна состоять из территориально-государственных образований (земель, штатов, кантонов), а не национально-государственных единиц, имеет под собой неоспоримые доводы.

«Однако, — отмечает Ю.Гаврюсов,- такие изменения необходимо было вводить в 1918 году, когда создавалась Российская Федерация. В настоящее время необходимо учитывать существующую реальность. Республики (национально-государственные образования) не позволят изменить статус». С его точки зрения, области и края должны оставаться административно-территориальными образованиями в составе России, получив широкие экономические права наравне с республиками. «А у республик остается одна привилегия — быть субъектом Федерации, иметь свои атрибуты власти». Разработчики проекта стремятся построить симметричную Федерацию с равными правами ее членов. Это можно достигнуть, либо расширяя права краев, областей до уровня республик, либо ущемляя права последних. Поскольку первый вариант чреват опасностью расчленения русского народа, авторы проекта ориентируются на ущемление прав республик.

Ю.Гаврюсов отмечает также нарушение положения Федеративного договора, по которому верховенство федерального закона наступает только в случае издания республиканскими органами власти нормативных актов по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции федеральных органов. В проекте же утверждается безусловное первенство федеральных законов.

«Сомнительна норма права, — пишет он, —... в соответствии с которой глава исполнительной власти и правительство субъекта Федерации входят в единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Система предполагает в данном случае обязательность выполнения указаний вышестоящего органа. Правительство же суверенной республики должно в первую очередь выполнять законы своей республики. Указания правительства России обязательны для правительств республик, если они касаются исключительных полномочий Российской Федерации».

Гаврюсов отмечает также отсутствие в проекте Конституции положений, допускающих республиканское гражданство.

«Противоречит Федеративному договору, — пишет Гаврюсов, — и статья 80 проекта, в которой роль арбитра в спорах между государственными органами Российской Федерации и субъектов Федерации отводится Президенту. По Федеративному договору споры разрешаются с обязательным использованием согласительных процедур». В результате он делает вывод о том, что «в таком виде Конституцию принимать нельзя. Проект требует серьезной доработки» [5].

В мае 1993г. в Сыктывкар прибыли А.Чубайс, первый заместитель руководителя администрации Президента В.Волков, председатель комитета Верховного Совета России по правам человека С.Ковалев, член Верховного Совета В.Мананников. С их участием было организовано совещание, посвященное анализу двух проектов российской Конституции.

С пространной речью выступил В.Волков, давший анализ политической ситуации в стране и обоснование срочного принятия новой Конституции. Дополнил его выступление А.Чубайс.

Московская делегация встретила довольно прохладную реакцию присутствовавших представителей Республики Коми. С критическими комментариями выступили заведующий отделом законодательства Верховного Совета республики Е.Шишкин, председатель Комитета возрождения коми народа В.Марков, председатель комитета конституционного надзора республики Ю.Гаврюсов. По их оценке, президентский проект нивелирует полномочия субъектов, обессмысливает понятие «национальная республика в составе России», предоставляет Президенту самодержавные полномочия, а само принятие Конституции напоминает «спринтерский забег». В заключении совещания выступил Председатель Верховного Совета республики Ю.Спиридонов. Он высказал отрицательное отношение к неоправданному расширению числа участников конституционного совещания, высказался за сведение двух проектов в один, напомнил гостям об обещании Президента Б.Ельцина собрать сформированную им рабочую группу с привлечением экспертов [6].

2.    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

2.1.       Демократическое движение

С самого начала демократическое движение было неоднородно. Радикальное крыло возглавлялось Револьтом Пименовым — известным диссидентом, длительное время находившимся в близких отношениях с Андреем Сахаровым, который в 1989г. даже приезжал в Сыктывкар, чтобы поддержать Пименова в предвыборной борьбе. В течение ряда лет Р.Пименов находился в Сыктывкаре в ссылке. В период выборов 1989г. он был выдвинут кандидатом в народные депутаты СССР. После этого вокруг него сгруппировалась команда молодых демократически настроенных интеллигентов.

Центр был представлен в основном вузовской и академической интеллигенцией, в значительной своей части состоявшей в КПСС, настроенной на радикальные, но постепенные преобразования общества, на постепенное свертывание диктатуры КПСС. Центр находился в хороших отношениях с радикалами, но не поддерживал их в тех случаях, когда это могло привести к неоправданной, с его точки зрения, конфронтации с властями.

Номенклатурно-демократическое крыло было представлено главным образом представителями низшего звена партийно-государственного аппарата (секретари парткомов, администраторы). Это крыло стремилось обеспечить компромисс между демократическим движением и партгосаппаратом, делая аппарат гибче и восприимчивее к демократическим веяниям, а демократов более миролюбивыми по отношению к партаппарату.

Демократическое движение с самого начала оказалось раздробленным и в региональном отношении. Его автономные очаги возникли в Воркуте, Сыктывкаре, Ухте, Вуктыле. Связь между ними была эпизодическая, и единого в масштабах республики демократического движения создать так и не удалось.

На выборах 1989г. все демократическое движение было настроено оппозиционно по отношению к ставленникам партаппарата. В Сыктывкаре в процессе подготовки к выборам вузовской и академической интеллигенцией был создан городской дискуссионный клуб, ставший общедемократической трибуной. Однако в рамках этой общей позиции единства не было, что проявилось в формировании конкурирующих команд, порой противостоявших в одном округе. Так, в Сыктывкаре в одном округе во втором туре противостояли кандидат центра Круглов (ставший затем народным депутатом СССР) и представитель радикалов Пименов, в другом округе боролись кандидат тогда еще не оформившихся национал-радикалов Вахнин и представитель центра Лущиков (впоследствии народный депутат СССР и последний министр юстиции СССР).

На выборах 1990г. демократическое движение действовало гораздо более сплоченно. В Сыктывкаре была создана организация «Инициатива», включившая представителей всех трех демократических течений. Кандидат от «Инициативы» Р.Пименов стал народным депутатом РСФСР. Несколько особняком держались перешедшие в фазу организационного оформления национал-демократы, создавшие организацию «Выборы-90» и проведшие ряд своих кандидатов в ВС республики и горсовет.

После выборов 1990г. демократическое движение явно и быстро пошло на спад. Затухла деятельность дискуссионного клуба. Выборы Президента РСФСР лишь незначительно приостановили этот процесс. Создание «Демократической России» в Сыктывкаре произошло уже в кризисной фазе движения. Руководство организацией оказалось в руках радикально-демократического крыла. В период путча 1991г. демократическое движение организовало ряд акций протеста (например, малочисленная демонстрация в Сыктывкаре, информационный митинг, на котором регулярно зачитывались документы из канцелярии Ельцина). Осенью 1991г. состоялся представительный Конгресс демократических сил Коми ССР, была создана республиканская ассоциация демократических объединений (РАДО), но она просуществовала менее года, не сыграв сколько-нибудь заметной роли в политической жизни республики.

Свертывание демократического движения пошло по пути его ограничения рамками «Демократической России». В результате однозначно откололось номенклатурно-демократическое крыло. Центр просто исчез с местной политической арены: одни вообще ушли от политики, другие сохранили номинальное членство в «Демократической России», не оказывая сколько-нибудь заметного влияния на ее деятельность.

Обострение противоречий между Президентом и законодательной властью России, приведшее к референдуму 25 апреля 1993г., вызвало всплеск активности «Демократической России», что, однако не изменило ее статуса одной из карликовых политических организаций.

Лидеры демократических организаций республики, стремясь воспользоваться удачными для них результатами референдума, попытались закрепить успех. 8 мая 1993г. в Сыктывкаре собрались представители различных демократических организаций Республики Коми, прибывшие из разных ее городов. Присутствовало всего 20 человек. Инициатива созыва конференции принадлежала Сыктывкарской организации движения «Демократическая Россия». Основными участниками были «Демократическая Россия» (Сыктывкар), Воркутинский городской рабочий комитет, представители стачкома Усинска, коми национал-радикальная партия «Доръям асьнымос» («Защитим себя»). В конференции принял участие один из сопредседателей «Демократической России», депутат Российского парламента Лев Пономарев.

В итоге обсуждения создавшегося положения было принято заявление о создании Комитета избирателей Республики Коми:

«Мы, представители рабочего, национального, экологического, демократического движений, проявляя уважение к мнению народа, отраженному в результатах референдума 25 апреля 1993 года; ставя целью достижение стабильности в обществе и в экономике, искоренение коррупции и преступности, укрепление межнационального согласия и взаимопонимания; исходя из того, что существующие органы законодательной власти РФ, Республики Коми, а также правительство Республики Коми исчерпали доверие народа и дальнейшее пребывание их у власти ведет к усилению нестабильности в обществе,.. заявляем о создании Общественного Комитета Республики Коми — коалиции независимых движений, партий и организаций по подготовке и организации кампании досрочных перевыборов органов власти.

Организации и движения Общественного Комитета намерены решать следующие задачи:

— принятие новых законов о выборах органов власти всех уровней к сентябрю 1993г. и проведение досрочных перевыборов к декабрю 1993г.;

— согласование позиций, организация совместных политических акций и других видов взаимодействия;

— формирование общественного мнения о причинах необходимости досрочных перевыборов...»

2.2.       Партийная жизнь

В мае жизнь местных организаций нескольких представленных в республике политических партий шла по-прежнему весьма вяло. Референдум и выборы по ряду округов дали лишь некоторые признаки симуляции оживления.

В Сыктывкаре появилась организация Либерально-демократической партии (до этого организация имелась в Ухте). Официально оформившихся сторонников В.Жириновского пока очень мало. Руководителем организации стал В.Злобин. Судя по беседе, которую я имел с ним, это человек, недавно и во многом случайно оказавшийся на съезде ЛДП. Там он имел встречу с Жириновским и уехал в Сыктывкар его горячим сторонником. В своих рассуждениях о политике он просто сыплет цитатами из речей Жириновского.

Первым признаком новой организации стало появление на газетном стенде в центре города двух газет ЛДП, обильно снабженных портретами Жириновского. После долгих проволочек организации удалось показать привезенный из штаб-квартиры партии видеофильм «Жириновский». Показ был организован в преддверии планируемого приезда самого лидера партии в Сыктывкар.

В очень скромной обстановке прошел пленум Коми рескома Коммунистической партии Российской Федерации. На нем собралось всего 18 членов из 24 по списку. Пленум рассмотрел сугубо рабочие вопросы. Из примечательных вопросов стоит отметить обсуждение проблемы партийного имущества. Главам местных администраций и Председателю Совета Министров республики были отправлены требования вернуть все, что раньше принадлежало КПСС. Здание обкома партии отошло Совету Министров, здание Дома политпроса — Сыктывкарскому университету, гараж обкома — «Скорой помощи» и т.д. Секретарь рескома А.Козлов, учитывая, что все уже перераспределено, прокомментировал: речь не идет о том, чтобы отобрать то, что принадлежит народу; но имущество нужно вернуть юридически, а потом уже коммунисты сами передадут его новым владельцам [6].

2.3.       Рабочее движение

В мае в Воркуте, одном из ведущих эпицентров российского рабочего движения, серьезных событий не произошло. Однако налицо процессы, которые в ближайшем будущем при определенном стечении обстоятельств могут вновь привести к подъему шахтерского движения.

На протяжении конца 1992 — начала 1993 года одним из источников нестабильности в Воркуте была вторая по величине шахта России — «Воргашорская». В мае здесь шахтерам были предложены два варианта акционирования этой новой и доходной шахты. Первый — государственный. Он предусматривает передачу 49% акций государству, а 51% — коллективу с правом выкупа с коэффициентом 1,7 к номиналу. Но конференция трудового коллектива отвергла этот вариант еще в начале года. Тогда же была создана шахтная приватизационная комиссия под председательством лидера Независимого профсоюза шахты (действует только на этой шахте) Ивана Гуридова.

Эта комиссия разработала свой вариант: 12% акций — России, 10% — Республике Коми, остальные 78% — трудовому коллективу, из них 15% выкупаются с двадцатипроцентной скидкой, 38% — по номиналу. Комиссия оценила уставной капитал будущего акционерного общества в 270 млн. руб.

Предложенный комиссией вариант должен быть рассмотрен Минтопэнерго России и Госкомимуществом России. В случае негативного ответа шахтеры предполагают обратиться в различные вышестоящие инстанции вплоть до Президента. В качестве последнего слова предполагается забастовка. С ситуацией на шахте познакомился российский министр Ю.Шафраник во время посещения Воркуты.

Вновь обострилась традиционная для Воркуты проблема наличности: шахтерам регулярно повышают зарплату, но столь же регулярно не хватает наличности для ее выплаты. Задержки выплат стали системой. Сейчас в связи с наступлением поры отпусков эта проблема воспринимается особенно болезненно (к концу мая не была выплачена зарплата за апрель). В связи с этим стал обостряться обстановка на шахтах города. Воркутинский городской рабочий комитет направил обращение Президенту Б.Ельцину и министру топлива и энергетики Ю.Шафранику с предупреждением о том, что, как и в прошлом году, в городе складывается напряженная обстановка. 27 мая Независимый профсоюз горняков (НПГ) Воркуты объявил предзабастовочное состояние в связи с невыполнением тарифного соглашения. Свои требования профсоюз направил Президенту России и премьеру правительства. НПГ потребовал, чтобы до 5 июня правительство погасило задолженность по тарифному соглашению и дотациям, а до 10 июня провело взаимозачет между потребителями и поставщиками продукции, в том числе и с железной дорогой. НПГ потребовал также встречи с Б.Ельциным и В.Черномырдиным до 10 июня. В качестве аргумента прозвучала угроза бессрочной забастовки.

Ситуация усугубляется и обострением проблемы выезда из Воркуты. Билеты на поезд купить более чем сложно (нехватка подвижного состава). В связи с нехваткой топлива в Сыктывкаре отказались заправлять воркутинские самолеты. Все это еще более усиливает нервозность.

2.4.       Национальные отношения

Май 1993 года не был отмечен сколько-нибудь заметными событиями в развитии коми национального движения. Однако он дал новые свидетельства того, что оно постепенно набирает очки, укрепляет свои позиции.

Так, на заседании Президиума Верховного Совета республики Ю.Спиридонов огласил очень дипломатично, но беспроигрышно составленную просьбу председателя Консультативного комитета финно-угорских народов В.Маркова внести, если республика считает себя государством одного из таких народов, взнос в размере 2 тыс. долл. Газета «Молодежь Севера» так сообщила о результате: «Члены Президиума, неслышно скрипнув зубами, посчитали республику таким государством и выделили ККФУНу просимую сумму» [7].

Комитет возрождения «поставил на место» такой влиятельный журнал, как «Новое время». В нем была опубликована статья «Будешь плохо учиться — станешь оленеводом», в которой говорилось о комплексе этнической неполноценности народов Севера, а национальность коми была объявлена несуществующей. В ответ Комитет возрождения в октябре 1992 года обратился в суд с иском о защите чести и достоинства коми народа в народный суд Фрунзенского района г.Москвы. Комитет оценил моральный ущерб в 10 млн. руб. В мае состоялось заседание суда, на котором было принято решение, обязывающее журнал в месячный срок опубликовать извинения в «форме опровержения» и уплатить комитету 50 тыс. руб. По оценке адвоката В.Ревако, состоявшийся процесс — прецедент в истории отечественной судебной практики, когда в суде отстаивались честь и достоинство не отдельного человека, а целого народа [8].

Комитет возрождения все более и более активно участвует в осуществлении представительских функций наряду с государственными органами республики. Так, по приглашению спикера венгерского парламента в мае для ознакомления с практикой парламентской деятельности в Венгрию отправилась делегация в составе председателя Комитета возрождения коми народа В.Маркова и завотделом Верховного Совета республики Е.Шишкина.

2.5.       Расовые конфликты

Совершенно иную сторону национальных отношений показала Воркута, где разгул преступности, уличного хулиганства уже превращается в политическую проблему. В мае криминальная хроника приобрела расистский оттенок. Более 60 учащихся школ города и ГПТУ с криками «Бей азеров» бросились на рынок. Закрыли ворота территории, где шла торговля, и принялись грабить прилавки и избивать «кавказцев» [9].

В этом же месяце в Сыктывкаре на дискотеке в ДК «Строитель» произошла массовая драка с теми же «лицами кавказской национальности» с применением холодного оружия. Несколько человек с ранениями были доставлены в больницу.

Конфликты с «кавказцами» — это типичные примеры конфликтов расового характера: в качестве символа чуждой социальной принадлежности выступают чуждые антропологические признаки. Отсюда и презрительные клички типа «черные», «чурки» и т.п. Объектом погромов и просто предрассудков, отчуждения становятся не этнические группы, а вся масса людей с определенными физическими чертами.

Источники

1. Молодежь Севера. 1993. 28 мая.

2. В.Макаров. Курс — развитие ТЭК // Республика. 1993. 19 мая.

3. Красное знамя. 1993. 8 апреля.

4. Ю.Гаврюсов. Стоит ли «огород» городить? // Красное знамя. 1993. 6 мая.

5. Ю.Гаврюсов. Проект требует доработки // Республика. 1993. 17 мая.

6. Молодежь Севера. 21 мая.

7. Молодежь Севера. 21 мая.

8 Молодежь Севера. 21 мая.

9. Красное знамя. 1993. 29 мая.