Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Татарстан (Татарстан)

Ольга СЕНАТОВА

Татарстан

в марте 1993 года

1.    ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ И ОРГАНЫ ВЛАСТИ

1.1.       Общая характеристика Верховного Совета
и происшедшие в нем изменения

Если весной 1991 года Верховный Совет четко практически по всем вопросам делился на две части — блок «Татарстан» (около 110 человек, ядро — группа «Суверенитет» представителей национального движения, основная масса — руководители сельхозпредприятий и местное партийное руководство) и блок «Согласие» (от 30 до 90, ядро — группа казанских депутатов-демократов «Народовластие», по вопросам, касающимся русскоязычного населения в блоке с директорами предприятий ВПК), то теперь с одной стороны выделяются «неприсоединившиеся», отколовшиеся в основном от «Согласия» и сосредоточившиеся на экономических проблемах, с другой — значительная часть депутатов от блока «Татарстан» была назначена главами местных администраций (в основном, бывшие секретари райкомов КПСС или председатели исполкомов) и, по свидетельству экспертов, как правило, на заседаниях отстаивает позиции Президента республики М.Шаймиева.

Следствием этих изменений стала некоторая «деполитизация» Верховного совета и усиление центристских сил в его составе. Об этом свидетельствуют данные социологического опроса народных депутатов Татарстана [7]. Растет доверие к руководству ВС, рейтинг председателя вырос за полтора года с 30% до 71%, при этом основная причина, по мнению самих депутатов, «умение лидеров парламента искать и находить компромиссы». Рост доверия депутатов к сессиям ВС (с 37: до 81%) также указывает на смягчение противоречий и «отсечение» крайностей.

Никакой борьбы законодательной и исполнительной власти в республике нет и не предвидится — руководители обеих «ветвей» прекрасно понимают друг друга. Разделения властей, как такового, «де-факто» не существует, есть лишь взаимодополняющие функции различных органов власти. После 1995 года оно исчезнет и «де-юре» — по новой конституции президент может распустить парламент, а парламент не может отменять указов Президента иначе, чем через посредничество Конституционного суда. Но незаметно, чтобы эта проблема вызывала общественный резонанс сейчас — президент весьма популярен в народе и парламенте.

Политические баталии по всем вопросам в Верховном Совете Татарстана ушли в прошлое. Новая расстановка сил отражает состояние общественного мнения в республике, не склонного теперь к реакции на политические события в России и поддерживающего курс руководства, по крайней мере в той его части, которая обеспечивает лучшее, чем в РФ в целом, экономическое положение. Стабильность в республике на фоне кризиса власти в России также обеспечивает поддержку руководству.

1.2.       Две сессии Верховного Совета РТ

В марте прошло две сессии ВС. Характерно, что обе они были в основном посвящены экономическим вопросам, практически не рассматривались проблемы взаимоотношений с РФ.

На XIV сессии разбирались вопросы о молодежной политике в РТ, о плате за землю, о бюджетном послании президента, о приватизации, о разграничении государственной и коммунальной собственности, о прохождении действительной воинской службы гражданами РТ, на XV сессии — о мерах по социальной защите населения в Республике Татарстан, о ходе приватизации и именных приватизационных счетах, о проекте закона о приватизации жилого фонда и др.

«Политическими» (могущими вызвать принципиальные разногласия противостоящих фракций) из перечисленных можно назвать два — вопрос о бюджете, а точнее, об отчислениях республики в бюджет РФ (в 1992 году по поводу размеров этих отчислений шли жаркие споры в ВС по инициативе федералистской фракции «Согласие»), и о прохождении гражданами Татарстана воинской службы — фракция «Суверенитет» отстаивает право татарстанских призывников не служить в российской армии, а если служить, то на территории республики или, в крайнем случае, Приволжского Военного Округа. В национальной прессе («Суверенитет», «Известия ТОЦ») практически половина публикуемых материалов — рассказы о погибших или дезертировавших солдатах российской армии. Именно на этой проблеме, актуальной для России в целом, национальное движение и его лидеры стремятся заработать себе политический капитал и доверие жителей независимо от национальности — материалы носят «наднациональный» характер, русские фамилии среди жертв армии упоминаются столь же часто, как и татарские.

Оба этих вопроса были парламентом решены без особых конфликтов.

Как отметил в своем выступлении на сессии М.Шаймиев, вспоминая прошлогоднее обсуждение бюджета, «сколько было разговоров о нормах отчисления в бюджет РФ. В этом году ни одного такого выступления не было... Они (депутаты — О.С.) действительно поняли, что регионам надо давать больше возможностей, чтобы они могли найти больше доходов и расходовали их на нужды местного населения» [5]. Очевидно, такое изменение позиций группы «Согласие» могло произойти в первую очередь из-за слабых (как политически, так и экономически) позиций российского центра, защита которых становится крайне непопулярной в относительно благополучной республике. В бюджете отчисления РФ предусмотрены в размере 35 млрд. р [16].

По вопросу «О прохождении воинской службы гражданами РТ» с обстоятельным докладом выступил заместитель премьер-министра республики И.Хайруллин. Он сообщил, что республика по выполнению призыва находится на 12-м месте из 14 областей и республик Приволжского военного округа. По его словам, на территории республики в 1992 году оставлено служить 1940 человек (ранее 132), в округе 3000 (было 1690), в войска МВД — 730 (в 13 раз больше, чем в 1991 году). В докладе делался упор на необходимость создания военно-строительных отрядов и расширения частей МВД на территории республики [2]. Последнее нашло отражение в постановлении ВС по этому вопросу [17]. Интересно, что именно такой путь еще в 1990 году предлагал ВТОЦ и другие представители национального движения, официальные власти отмалчивались.

В докладе также отмечен рост числа дезертиров из российской армии (2190), 208 из них находятся в розыске, остальные возвращены в свои части или в части ПриВО. Число уклонившихся от призыва составляет по республике 1933 (в Набережных Челнах 930). Также было отмечено, что в этом году призыву подлежит в два раза меньшее количество людей, чем в прошлом (из-за разного рода отсрочек)[2].

В прениях выступили представители национального движения, в частности Ф.Байрамова и Ф.Сафиуллин, и благодаря этому постановление ВС звучит жестче доклада, например, в нем говорится об отзыве солдат из Татарстана из «горячих точек», предлагается внести в повестку дня переговоров с РФ «вопросы военного строительства»[17], Кабинету министров предписывается разработать систему контроля за службой призывников из республики, и даже предусмотрена организация постпредства при ПриВО. В то же время в него внесен пункт о необходимости «принять меры к общественным организациям, которые препятствуют деятельности... органов власти и управления по военным вопросам»[17]. Этот пункт относится непосредственно к татарским национальным организациям, проводящим пикетирование и блокаду военкоматов.

Приведенные цифры, не доверять которым нет основания, показывают, что руководство российской армии, и, в частности, ПриВО, идет навстречу руководству Татарстана и де-факто выполняет требования представителей национального движения. Постановление ВС можно считать еще одним шагом на пути суверенизации республики. И здесь федералистская оппозиция не смогла защитить интересы России как государства — общественное мнение в республике в этоми вопросе поддержит скорее представителей национального движения в части антиармейских настроений (о какой бы армии не шла речь — российской или татарстанской). В то же время принятие постановления может выбить армейский козырь из рук «националов» путем удовлетворения части их требований.

2.    ЭКОНОМИКА. ИТОГИ 1992 ГОДА И ПЛАНЫ НА 1993 ГОД

2.1.       Итоги 1992 года

По данным Госкомстата Татарстана, подтвержденным в докладе на сессии, спад производства в республике за 11 месяцев 1992 года составил 12,6%, при этом на предприятиях, перешедших под юрисдикцию РТ — 9,8%, добыча нефти сократилась на 8%. При этом производство мазута возросло на 67,6%, дизельного топлива — на 76,7% — а это основные экспортные товары республики.

Наиболее ощутим спад производства на предприятиях ВПК (25%), притом, что госзаказ со стороны РФ сократился на 47,4% [13]. Отмечено также, что спад производства за первые месяцы 1993 года приостановлен не был.

В 1992 году предприятия Татарстана произвели продукции на 480 млрд. рублей в действующих ценах, что на 14,7% меньше по сравнению с 1991 годом (в среднем по России — 18,8%). Валовая продукция сельского хозяйства увеличилась за год на 9%.

В 1992 году республика продала на внешнем рынке 1,7 млн. тонн нефти, 40 тыс. тонн дизтоплива, продукции завода КамАЗ на 100 млн. $ [3]. Вырученные средства пошли на дотации в агропромышленный комплекс и цен на товары первой необходимости. Широкое дотирование АПК стало возможным благодаря практически полной централизации экспорта.

Главной особенностью экономики республики в 1992 году было «мягкое вхождение в рынок» — политика, авторство которой приписывалось лично Президенту Татарстана Шаймиеву. Она включала в себя, с одной стороны, дотации сельскому хозяйству республики, с другой — дотации предприятиям торговли для поддержания низких цен на продовольствие, транспортным организациям (общественный транспорт к концу года был в республике бесплатным для граждан, часть средств для достижения этого выплачивали предприятия, львиную долю — также бюджет республики), и поддержание невысокого уровня зарплат в госсекторе. Для предотвращения вывоза продуктов сперва применялись карточки — весной 1992 года они охватывали более 20 видов продовольственных товаров), летом они были заменены чеками (каждый житель республики мог обменять в банке рубли на чеки один к одному, сперва — определенный процент зарплаты, к осени — любую сумму). Свободный оборот чеков вернул в магазины очереди, вывоз продовольствия в соседние регионы — Чувашию, Самарскую область и др. — снова возрос. Политика «мягкого вхождения в рынок» постоянно критиковалась парламентской оппозицией (как лидером «федералистов» Грачевым, так и фракции «Суверенитет» Абдуллиным), считавшей ее «социалистической» и неэффективной с точки зрения развития экономики. Но население эту политику одобряло, за исключением отмены карточек, этот факт вызвал негативную реакцию.

2.2.       Переориентация с «мягкого вхождения в рынок»
к «адресной защите населения»

Главным аргументом правительства при изменении экономического курса стал возрастающий вывоз продовольствия из республики, докладчик также сетует на «отсутствие у 40% населения республики мотивации к дополнительному заработку». Важной причиной является и осознанная руководством необходимость структурной перестройки экономики, для чего создан Фонд [15], который должен аккумулировать средства на эти цели (прежде всего валютные; недаром одним из учредителей Фонда структурной перестройки экономики стало объединение «Татнефть»).

Итак, если раньше в республике были низкие фиксированные цены и невысокие доходы населения, теперь ее руководство хочет достичь того же социального эффекта за счет более выссоких доходов населения и цен. Проект «адресной защиты» охватит 2 млн.400тыс. человек — пенсионеров, учащихся, семьи с детьми. Предполагаются выплаты из бюджета республики представителям этих категорий населения непосредственно, в размере от 1 до 3 тыс.р. республиканскими чеками (последнее обеспечивает расходование дополнительных денег только на продовольствие и уменьшает зависимость республики от поступлений рублевой массы). Для контроля за распределением средств создаются Фонды социальной защиты в каждом районе республики.

Эти мероприятия выполняют требования «экономической» оппозиции 1992 года, как раз настаивавшей на дотировании лично нуждающихся в защите, и призваны показать готовность республики к более решительным рыночным реформам; Шаймиев в докладе на сессии подчеркнул, что республике понадобятся для реального переоснащения производства займы на сумму 1,5 — 2 млрд. $, а для этого необходимо показать Западу реальные реформы или готовность к ним.

Учитывая фиксированный характер выплат, вряд ли перечисленные меры полностью оправдают себя в условиях гиперинфляции.

В этом случае поднимется волна недовольства населения неизбежна, но для того, чтобы изменить ее направление, есть идеальный «всеобщий враг» — российский центр, который все это затеял.

2.3.       Бюджет Республики Татарстан [16]

В 1993 году бюджет республики имеет положительное сальдо в 22 млрд. рублей за счет валютных поступлений в республику (по акцизам и в качестве доходов от внешней торговли), причем в валюте (соотношение взято 1:400 [9]).

На финансирование народного хозяйства отпущено 80142899 тыс. руб. (на агропром — 29673664), на социальную сферу 21394940 плюс 4580000 на мероприятия по социальной защите населения («адресная защита»), плюс дотации районам республики для выравнивания уровня жизни — 31027925 на 35 районов из 54 и три города [16].

В бюджете предусмотрена специальная статья «обслуживание татарского населения, проживающего за пределами РТ», на нее выделено 270000 (все цифры — в тыс. руб).

Отчисления в бюджет РФ — 36 млрд. рублей.

При рассмотрении бюджета бросается в глаза как традиционная социальная направленность, так и отсутствие статьи о финансировании предприятий ВПК, которые, с одной стороны, находятся в собственности РФ и частично (за счет военных заказов) ею финансируются, с другой же по декларации о суверенитете республики (1990 года) все предприятия на ее территории перешли в собственность Татарстана. Видимо, поэтому финансирование этих предприятий пойдет за счет Фонда структурной перестройки экономики и по отдельным проектам, а не из бюджета РТ, как для собственно республиканских предприятий [1,9].

В докладе сессии по бюджету прозвучала мысль о необходимости повышать долю высокотехнологичной продукции в экспорте Татарстана, а это можно сделать, только используя потенциал ВПК. Республиканское руководство относится к этому вопросу серьезно, намерено привлекать в эту отрасль западные инвестиции, не особенно надеясь на российское финансирование (РФ в 1992 году выделила не более 1/4 необходимых средств, да и то большую часть — 4 млрд. руб. — в процессе принятия республиканской конституции, рассчитывая таким способом привлечь на свою сторону руководство ВПК и «умаслить» республиканское руководство. Особого успеха это действие не имело.).

Нет в бюджете и статьи расходов на ВУЗы, которые из-за двойного подчинения бедствуют — свою долю Россия отчислять им не торопится, что в этом году заставило их руководителей взять у Правительства республики беспроцентный кредит — нечем платить зарплаты и стипендии [10].

2.4.       Татарстан и иностранные инвесторы

Запад, несмотря на «нерыночную» политику татарстанского руководства, рассматривает республику как благоприятный район для инвестиций. Налаживается производство автобусов и других товаров на переоборудованных линиях. Характерно, что реально в республике уже «работает» германский и австрийский капитал, подходит к этому Венгрия. Договоры об инвестициях и совместных проектах заключаются на межгосударственном уровне.

Интересно, что при всей интенсивности контактов республиканского руководства с Турцией в Татарстане существует только одно совместное татарстано-турецкое предприятие с частной фирмой [8].

Представители официальных кругов на Западе наконец-то поняли, что в бывшем СССР заключение контрактов с частными фирмами чревато обманом и нарушением обязательств, а вложение средств в государственный сектор в таких регионах, как Татарстан или страны Центральной Азии, где авторитарные режимы контролируют обстановку и руководители полностью отдают себе отчет в необходимости сотрудничать с иностранными государствами, наиболее выгодно и безопасно. В этой связи Татарстан чрезвычайно привлекателен для иностранных инвесторов как стабильный регион без серьезных конфликтов.

Представителям среднего и малого иностранного частного бизнеса в таких условиях сложнее, но очевидно, что и они перейдут к работе с госпредприятиями по примеру более крупных корпораций.

3.    ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ТАТАРСТАНА
С РУКОВОДСТВОМ И РЕГИОНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1.       Позиция Президента М.Шаймиева в отношении переговоров
с руководством Российской Федерации

Если раньше, в декабре-феврале, Президент республики настаивал на скорейшем заключении договора, то теперь он говорит о готовности ждать «сколько потребуется» нужного ему текста соглашения. Он уже не пытается давить на руководство РФ, понимая, что положение Ельцина достаточно неустойчиво, а уступок в главном для Татарстана вопросе (об ассоциированном членстве республики в РФ) можно ждать только от него, а не от Съезда или Верховного Совета. Потому Шаймиев практически поддержал Ельцина после его выступления 20 марта в отношении проведения референдума (ранее этот вопрос жестко увязывался с подписанием договора, в частности на пресс-конференции 23 января он говорил: «если некоторые пункты соглашения не найдут отражения в выносимых на референдум вопросах, может оказаться бессмысленным проведение референдума на территории Татарстана») и выразил готовность провести его на территории республики, «приложив для этого все силы». Такое не характерное для татарстанского лидера изменение позиций указывает на бесспорную выгоду для республики ситуации кризиса власти в РФ, постоянно осуждаемой в публичных выступлениях. Немаловажно и то, что в условиях этого кризиса республика практичесски самостоятельна де-факто.

3.2.       Татарстан и другие регионы Российской Федерации

В последнее время наметилось изменение отношения руководства республики к областям, которые ранее не воспринимались как полноправные партнеры, постоянно подчеркивался особый статус республик вообще и Татарстана в частности — с областями подписаны такие же соглашения, как с республиками. Если раньше сама возможность равенства отвергалась в принципе, теперь именно в Татарстане появилась новая идея — «республики получают суверенитет снизу, от своего народа, и делегируют полномочия РФ, области же могут и должны получить тот же объем полномочий, но сверху: центр должен делегировать им полномочия, оставив за собой лишь оборону и внешнюю политику» (идея была высказана на совещании в Самаре). Такая позиция позволила руководству поддержать инициативу руководителей Нижегородской и Иркутской областей, предусматривающую создание Совета Федерации — консультативного органа для разработки механизма выполнения Федеративного договора (не подписанного республикой) и рассмотрения основных законов РФ до их принятия Верховным советом РФ. Необходимость контакта с областями очевидно как из-за интересов татарской диаспоры, так и в «стратегических» целях — к примеру, на Сургутском совещании глав правительств СНГ по нефтедобыче Татарстан не смог вступить не из-за противодействия руководства РФ, которое ничего против не имело, а вследствие жесткой позиции представителей Сибири [6]...

3.3.       Подходы к проблемам татарской диаспоры

Во многих областях и республиках РФ активизировались национально-культурные общества, организации, представляющие татарскую диаспору. Активисты обществ выдвигают требования обучения на родном языке в местах компактного проживания, создания отделений ВУЗов с татарским языком обучения, открытия татарских редакций на ТВ и радио, даже территориальной автономии. Создание межрегионального духовного управления Саратовской, Волгоградской, Пензенской областей, ориентирующегося на Духовное управление мусульман Татарстана и ориентацию многих приходов в России и СНГ на ту же структуру в противовес ДУМЕС также можно считать инициативой представителей татарской диаспоры (большинство мусульман в русских областях региона — татары).

Руководство областей либо идет, по возможности, на удовлетворение требований татар, либо вступает с лидерами национальных обществ в конфронтацию и пытается создавать «свои» органы национального представительства, потенциально усиливая напряженность в регионе. В Ульяновской области, например, появилось отделение партии «Иттифак», был избран милли меджлис [11], национальные общества татарской диаспоры находятся в сложных отношениях с администрацией и облсоветом и общественное мнение относится к татарам крайне отрицательно.

Руководство республики, как видно по бюджету (2.3.), не оставляет татарскую диаспору в регионах своим вниманием, в договорах, подписанных Татарстаном со всеми соседями и с рядом государств ближнего зарубежья, оговариваются эти вопросы. Республика в 1992 году передала учебники татарского языка для местных татар в 38 областей РФ. Конкретные действия руководства выгодно отличаются от крикливой позиции представителей национального движения, позволяя и в этой сфере политики брать над ним верх.

4.    НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ

4.1.       Радикализация ВТОЦ — причины и следствия

19-20 марта в Казани прошел третий съезд ВТОЦ. Присутствовали делегаты из всех районов Татарстана, представители татарской диаспоры России, стран СНГ и ближнего зарубежья, представители США, Японии, Турции. Главными вопросами съезда стали принятие платформы ВТОЦ и выборы нового лидера организации.

Прежний президент ВТОЦ М.Мулюков (возглавлял организацию с момента ее создания в 1988 году) 19 марта выступил с заявлением о самоотводе, мотивируя свое решение тем, что в течение 5 лет занимал этот пост, не имея и недели отдыха; кроме того, по его мнению, наступил новый этап борьбы за полную независимость республики и для его реализации нужны свежие силы. В то же время, сказал М.Мулюков, он не может стоять в стороне от движения. Необходимо, по его словам, использовать все возможности для возрождения государства, утратившего свою самостоятельность в 1552 году. Даже декларация о суверенитете, референдум и принятие новой конституции не означают образования независимого государства, стереотип подчинения «единой и неделимой» России остается.

Съездом был принят ряд резолюций — «О воинской службе граждан РТ», «О защите прав беженцев и вынужденных переселенцев», «О безотлагательной необходимости упразднения КГБ республики Татарстан», «О народных депутатах РТ в парламенте РФ», «О создании нефтяной корпорации в РТ» о приватизации, земельной собственности, внешней политике и т.д. Была также обсуждена и принята военная доктрина РТ.

20 марта съезд перешел к выборам. 19 марта собрался Президиум ВТОЦ, на котором было внесено и одобрено предложение о выборах не одного президента, как было ранее, а трех сопредседателей организации, что и было предложено съезду со ссылкой на мнение делегатов из регионов проживания диаспоры и было обосновано необходимостью сохранения преемственности в руководстве, более широкого отражения мнений различных участников движения, необходимостью избежать его раскола. Предложение президиума было с негодованием отвергнуто залом и к вечеру 20 марта большинством голосов единственным председателем движения был выбран Зиннур Аглиуллин. Ему 41 год, он представляет Набережные Челны, национальные татарские организации которых известны своей радикальностью. При вступлении на новый пост он заявил, что «руководство ТОЦ привыкло работать в кабинетах, а мы должны идти в народ» [14].

Наблюдатели отмечают, что новое руководство заметно радикализует движение, а это может повлечь за собой отрыв национал-радикалов от основной части местных активистов ВТОЦ, не разделяющих их установок.

Представители национального движения, как и политических партий, ощущают бессилие что-либо реально сделать в условиях политической и относительной экономической стабильности. С другой стороны, и население это прекрасно понимает и отказывает в поддержке партиям, движениям и прочим политическим группам. В Татарстане это общее для России явление дополняется еще и устойчивостью власти, которая в целом население устраивает. Потому активисты ВТОЦ, разочаровавшись в умеренной линии прежнего руководства, отдали свое доверие радикалам (Зиннур Аглиуллин известен как один из основателей штаба «Национальной гвардии Татарстана» в Набережных Челнах, под его руководством проводилась блокада военкоматов в этом городе). Но радикализм не может встретить понимания у основной массы татарского населения, не поддерживающего национальное движение (рейтинг национальных организаций в декабре по опросам населения — не более 4%). В то же время он вызовет беспокойство русскоязычных жителей республики. Радикалам от национального движения (как, впрочем, и русским «демократам») нужны некоторое обострение ситуации и рост политизации населения, но руководство республики приложит все силы, чтобы не допустить ни того, ни другого.

4.2.       Вопрос о незаконных вооруженных формированиях

26 января в газете «Красная звезда» была опубликована статья А.Бондаренко «Теневая армия», которую, якобы, никто не замечает» о вооруженных формированиях в Татарстане. Более широкий ее вариант был ранее опубликован в газете ПриВО «Солдат Отечества». В статье говорится, что Милли меджлис татарского народа, претендующий на роль высшего законодательного органа в республике, в декабре 1992 года объявил о создании собственного Военного Совета, который в свою очередь планирует создать «Армию народа Татарстана». Возглавляет Военный Совет полковник запаса Заки Зайнуллин, выполнящий роль своеобразного военного идеолога. Также упоминается роль в этом процессе народного депутата Татарстана Ф.Сафиуллина и Амира Махмутова.

По сведениям автора статьи, «усилия «идеологов» не пропали даром. Национальная гвардия Татарстана уже создана при Всетатарском общественном центре, наиболее крупные военизированные формирования «национальной гвардии» имеются в республике при Казанском и Набережночелнинском отделениях Татарского общественного центра (соответственно около 500 и 700 человек). В Набережных Челнах при городском отделении ТОЦ создан специальный сборный пункт, выделено помещение под штаб «национальной гвардии». Упомянуто также о наличии у гвардейцев БМП и иного оружия, говорится о журнале учета военнослужащих, самовольно оставивших свои части — по сведениям автора, на начало года было учтено около 800 дезертиров (? — см. 1.2.). Тем из них, кто дал согласие стать в ряды «защитников суверенного государства Татарстан», в военном билете проставляется штамп «Национальная гвардия Татарстана». Далее перечисляются противоправные акции, совершенные в декабре с участием «боевиков»: 9 декабря — под антиармейскими лозунгами осуществлялось блокирование горсовета в Альметьевске, 12 декабря — Зеленодольского горвоенкомата.

Руководство республики обвиняется в попустительстве «активной противоправной деятельности» и издании постановления номер 349 «О социальной помощи военнослужащим, оставившим воинские части досрочно по уважительным причинам и находящимся на территории Республики Татарстан», в терпимости к нацгвардейцам. В конце статьи делается вывод: «в итоге деятельность военизированных формирований в республике продолжает шириться».

Абсолютно достоверно в статье упоминание о штабе Национальной гвардии в Набережных Челнах и печатях в военных билетах, примечательно, кстати, что в этих документах стоит подпись З.Аглиуллина, нынешнего председателя ВТОЦ. Относительно предполагаемой численности объединений отметим, что количество дезертиров приведено в п. 1.2., причем весьма сомнительно, что большинство «уклонистов» от призыва подастся в Национальную гвардию. Нет ни одного подтверждения тому, что подобные подразделения действуют где либо, кроме Набережных Челнов (город сам по себе особенный [12]). Размах «действий боевиков» также не устрашает.

В целом можно сказать, что проблема вооруженных формирований в республике несколько преувеличивается и не является по-настоящему актуальной. Выполнение упоминаемого выше Постановления практически лишит национальное движение этого «вида деятельности».

Меры предпринимаемые ранее в этом направлении (то же постановление №349 направлено на снижение потенциальной социальной напряженности, возникающей от прибытия в республику дезертиров на нелегальном положении) также препятствовали расширению незаконных вооруженных формирований.

Источники

1. Хидиятуллина Ж. Будут меры — будут и весы // Известия Татарстана.— Казань, 1993.— 2 марта 1993.

2. На XIV сессии Верховного совета Республики Татарстан. Служба в армии в цифрах и фактах // Известия Татарстана.— Казань, 1993.— 3 марта 1993.

3. Ильин И. Тайны валютного двора // Известия Татарстана.— Казань, 1993.— 3 марта 1993.

4. О внешнеэкономической деятельности РТ (доклад Р.Муратова на XIV сессии ВС РТ) // Известия Татарстана.— Казань, 1993.— 5 марта 1993.

5. Бюджет созидательный, социально направленный. (Выступление Президента РТ М. Шаймиева на сессии ВС) // Известия Татарстана.— Казань, 1993.— 10 марта 1993.

6. Фазуллина Г. Татарстан — вне пула нефтедобытчиков? // Известия Татарстана.— Казань, 1993.— 10 марта 1993.

7. Парламент Татарстана в оценках народных депутатов/ Сектор социологических исследований ВС РТ // Известия Татарстана.— Казань, 1993.— 11 марта 1993.

8. Хидиятуллина Ж. Наперекор расстояниям // Известия Татарстана.— Казань, 1993.— 12 марта 1993.

9. Галеев М. Интересы Татарстана на внешнем рынке // Известия Татарстана.— Казань, 1993.— 12 марта 1993.

10. Сидорова Т. ВУЗам не на что жить // Известия Татарстана.— Казань, 1993.— 17 марта 1993.

11. «Стреляющий» спиннинг, или как в Ульяновске приостановили деятельность местного милли меджлиса // Известия Татарстана.— Казань, 1993.— 17 марта 1993.

12. Республика. Мясо, освященное шариатом // Известия Татарстана.— Казань, 1993.— 20 марта 1993.

13. На XV сессии Верховного Совета Республики Татарстан.

О программе адресной защиты населения // Известия Татарстана.— Казань, 1993.— 23 марта 1993.

14. Хасанов А. Радикализация ВТОЦ и что из этого может следовать // Известия Татарстана.— Казань, 1993.— 23 марта 1993.

15. Хидиятуллина Ж. Карман для структурной перестройки // Известия Татарстана.— Казань, 1993.— 25 марта 1993.

16. Закон Республики Татарстан «О бюджетной системе РТ на 1993 год» // Известия Татарстана.— Казань, 1993.— 25 марта 1993.

17. Постановление ВС РТ «О воинской обязанности и военной службе граждан Республики Татарстан» // Известия Татарстана.— Казань, 1993.— 10 марта 1993.