Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Коми

В. ИЛЬИН,

Н. КОЛЕСНИК

Социально-политические процессы в Республике Коми

Март 1993 года

1.    РЕАКЦИЯ НА КОНСТИТУЦИОННЫЙ КРИЗИС В РОССИЙСКИХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ

1.1.       VIII съезд народных депутатов в оценке местного руководства

Восьмой съезд народных депутатов стал ареной драматической борьбы между депутатским корпусом и президентом России Б.Ельциным. В речах и заявлениях звучавших как на съезде, так и из других органов власти и средств массовой информации рисовалась предельно драматическая картина раскола общества на сторонников Ельцина и Хасбулатова. Глядя из провинции, такая абсолютизация эмоций в пределах кремлевских стен представлялась лишенной всякого основания. Лидеры двух сторон явно переоценивали преданность своих сторонников и в искаженном свете представляли восприятие этого противоборства со стороны. Столичная политическая элита атмосферу своего узкого круга переносила на страну в целом, подталкивая Ельцина к решительным действиям.

Уже во время Восьмого съезда руководители регионов России недвусмысленно дистанцировались в своем большинстве от противоборства центральных органов власти. Председатель Верховного Совета Республики Коми Ю.А.Спиридонов на пресс-конференции, состоявшейся в Сыктывкаре после завершения съезда, также продемонстрировал отсутствие всякой заинтересованности становиться на чью-либо сторону и явно дал понять, что не видит глубокой основы в этом конфликте. Он заявил, что это плохо, когда идет борьба амбиций, когда переходят на личности. Этим пользуются как с одной, так и с другой стороны. Многое, по его оценке, говорится для красного словца, в то же время нагнетается истерия, чтобы разбить общество на «белых» и «красных». (Республика. 1993. 17 марта).

Наблюдение показывает, что и многие другие представители местного руководства заняли те же позиции. В республиканских средствах массовой информации в отличии от центральных не проявлялось никакого интереса к политической борьбе в Москве. В разных слоях населения насколько можно судить по эпизодическим встречам, беседам, преобладало раздражение столичной атмосферой склоки, при этом редко кто пытался вникать в ее причины и солидаризироваться с кем- то из лидеров.

1.2.       Новое обострение отношений президента и парламентариев

Вечером 20 марта Президент РФ выступил с обращением к народу, которое означало попытку перейти в контрнаступление после решительных действий Восьмого съезда народных депутатов по ограничению его полномочий. Это дало толчок процессу возврата к уже забытой в этом регионе конфронтации на идейной почве. Коммунистические организации разных оттенков по всей стране охарактеризовали его действия как попытку государственного переворота. В Сыктывкаре на центральной площади был организован митинг протеста, на котором присутствовало более сорока человек. Демократы были представлены лишь парой студентов.

Девятый съезд народных депутатов РФ, поставивший Президента в очень сложное положение, вызвал обеспокоенность и политизацию более широких кругов, ранее поддерживавших демократов и Ельцина как кандидата на пост президента РСФСР. От политической спячки проснулись и те, кто давно отошел от политики.

В воскресение (28 марта) «Демократическая Россия» организовала в ДК «Металлист» собрание в поддержку президента. На нем присутствовало более 60 человек. В принятой резолюции было заявлено о поддержке Президента и референдума, было заявлено, что в случае отказа съезда от проведения референдума будет поддержана всеобщая политическая стачка. В ряде выступлений звучала такая мысль: к президенту у нас много претензий, но сейчас его надо защитить, а потом уже разбираться с претензиями.

Конституционный кризис центральных органов власти дал толчок оживлению деятельности «Демократической России», которая почти свернула свою работу после августовского (1991 г.) путча: одни ее активисты отошли от политики, вернувшись к своей профессиональной деятельности, другие ушли в бизнес. В период пика своего влияния (в 1990 — первой половине 1991 гг.) на собрания этой организации сходилось до 500 человек. Конституционный кризис и вспыхнувшие в столице вокруг него страсти заставили часть местной интеллигенции вспомнить о своем демороссовском прошлом.

Резко активизировали свою работу и коммунисты, находившиеся в такой же спячке, как и демороссы.

Собрания, попытки организовать митинги, стали предприниматься как демороссами, так и коммунистами, в давно забытых темпах. Их характерные черты: воинственность и малочисленность.

30 марта 1993 г. открылась сессия Верховного Совета республики. Депутаты демонстративно проигнорировали конституционный кризис в Москве, сосредоточившись на республиканских проблемах перестройки структуры Совмина, бюджете и др.

Здесь уместно вспомнить, что в дни августовского путча, когда уровень политизации масс был несравненно более высоким, сыктывкарское население проявило равнодушие к событиям в Москве. Лишь небольшая группа активистов «Демократической России» предприняла активные действия, организовав митинг протеста и регулярное информирование населения об указах Ельцина. Ряд представителей демократической интеллигенции, пытавшихся найти контакт с рабочими Сыктывкара, были очень удивлены, встретив не столько возмущения путчем, сколько отсутствие особого интереса к событиям в Москве и сомнения тип «А может быть это и к лучшему? Может, наконец, порядок будет?» Руководство республики открыто заняло выжидательную позицию, стремясь не «засвечиваться» в этих распрях. Лишь один зампредседателя Верховного Совета Рогов поспешил проявить дисциплинированность и отдал распоряжение подчиняться указаниям ГКЧП. Верховный Совет республики, анализировавший после путча действия руководства республики, отнесся к их осторожности с пониманием. Лидеры национального движения сразу же дистанцировались от московских событий, ибо уже тогда у них было много претензий к национальной политике Ельцина. Судя по всему, в настоящий момент вектор отношения элиты и всего населения республики тот же, но гораздо сильнее проявляется индифферентность.

В отношении к событиям в политической жизни Москвы и в августе 1991 г., и сейчас особую позицию занимает элита шахтерского рабочего движения (Независимый профсоюз горняков и Воркутинский городской рабочий комитет). С самого начала конституционного кризиса они стали солидаризироваться с Президентом, были предприняты энергичные усилия по втягиванию шахтерского движения, развивавшегося под сугубо экономическими лозунгами, в политическую борьбу за распределению полномочий между исполнительной и законодательной властью. При этом в официальных заявлениях лидеров НПГ вся ответственность за экономические проблемы отрасли и трудности горняков возлагалась почему-то именно на Верховный Совет.

Воркутинский городской рабочий комитет (ВГРК) принял обращение в котором высказался за референдум, за доверие Президенту и недоверие Верховному Совету и Съезду народных депутатов РФ. Было объявлено, что опрос, проведенный на шахтах Воркуты, показал, что 90% горняков поддерживают Ельцина, однако не ясно, насколько объективны полученные данные.

Позиция директорского корпуса Воркуты не столь однозначна. По мнению председателя Совета директоров Воркуты А.Степанова, Ельцин повторяет ошибки Горбачева.

Комитет возрождения коми народа распространил заявление, в котором говорится, что обращение Президента существенно ограничивает Федеративный договор как составную часть Конституции.

2.    РОСТ ПРЕСТУПНОСТИ И ОБОСТРЕНИЕ СИТУАЦИИ В ВОРКУТЕ

Уже неоднократно случалось, что сугубо уголовные происшествия вызывали в Воркуте реакцию, носившую явный политический оттенок. В марте 1993 г. таким происшествием стало убийство семьи Шубиных.

Коллектив шахты «Воргашорская», где работали отец и сын Шубины, обратился в разные инстанции с требованием навести порядок; предложил немедленно сделать Воркуту закрытым городом, ввести контрольно-пропускной режим, осуществляемый пограничными войсками, начать проверку всех грузов и багажа, отправляемых из города, повысить зарплату работникам милиции до уровня шахтерской, поставив, однако, в зависимость от раскрытия и предупреждения преступлений. От Президента и Верховного Совета России шахтеры потребовали срочно принять законы о собственности граждан и о продаже им огнестрельного оружия. Коллектив принял решение создать отряд самообороны и установить награду в 4 млн. руб. за раскрытие убийства. (Красное знамя. 1993. 17 марта).

По требованию шахтеров был создан городской временный комитет по борьбе с преступностью, который принял решение с 1 апреля организовать патрулирование милицией и военнослужащими гарнизона улиц шахтерских поселков.

3.    НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

3.1.       Идеология радикального крыла коми национального движения

В заявлении участников правозащитного движения коми народа «Асьнымос доръям» (С.Елфимов, В.Размыслов, Н.Красильникова, А.Максимов, В.Фирсов, В.Истомин, Г.Попов, А.Королев, Э.Гладышева, В.Сыскина, М.Худоева, Н.Митюшева) дается такая характеристика структуры коми национального движения:

«Расстановка сил в современном коми национальном движении отражает наличие двух позиций. Первая — официальная позиция руководителей Комитета возрождения коми народа, поддерживаемая властями республики, Российской Федерации и одобренная руководством съезда финно-угорских народов в г. Ижевске (15-16 мая 1992 г.). Суть этой платформы состоит в отказе от национально-государственного суверенитета республики, тем самым отрицается главный принцип возрождения народов России. В отношении финно-угорских народов федеральными и республиканскими властями и руководителями национальных движений предлагается вариант его превращения в декоративный элемент общероссийской политики с перспективой тихой ассимиляции самих народов. Эта платформа, противоречащая международно-правовым нормам, в первую очередь Всеобщей Декларации прав человека, проведена от имени народов в ряде документов...»

«В основе нашей позиции лежат нормы международного права, рассматривающие коренные народы в качестве субъектов исторического процесса с полным объемом политических, социально-экономических и гражданских прав и свобод и механизмом их реализации, гарантирующим жизнедеятельность народов».

(Заявление участников правозащитного движения коми народа «Асьнымос доръям» // Звезда.1992. 31.Х.).

 

Анализ выступлений лидеров данного крыла в прессе позволяет дать характеристику основных черт идеологии радикального крыла коми национального движения, сформировавшегося как национально-демократическое крыло российского демократического движения.

3.2.       Национально-государственное строительство

Коми народ, давший название республике, является государственно-образующим фактором. Согласно международно-правовым нормам он имеет право на самоопределение. Одним из вариантов самоопределения является создание независимого коми государства.

Коми этносу угрожает гибель. Противостоять этому процессу может лишь государство, «защищающее интересы коренной нации и всего постоянного населения».(Н.Митюшева. Коми народу нужен определенный объем прав // Выль туйод. 1992. 24.Х1).

Реализация политических прав коми народа может быть осуществлена путем создания второй палаты парламента республики и Государственного комитета (или Национального департамента) коми народа, принятия основополагающих законов: о коренном этносе, о миграции, о гражданстве, о выборах и т.д.

Идея создания Коми государственного комитета является одной из ключевых в политической программе национал-демократов. Название органа весьма скромное, однако при описании его функций вырисовывается программа создания фактически правительства в правительстве. По идее лидеров радикалов в его функции должно войти:

— «управление регулированием демографической ситуации в рамках закона, внесение предложений по разработке закона о миграции»;

— «методическое управление и координация деятельности национального издательства, средств массовой информации и пропаганды»;

— «разработка национальных, межнациональных и международных программ по торгово-экономическому, научно-техническому сотрудничеству, информационно-культурному обмену, организация их исполнения»;

— вместе с органами государственной власти и управления комитет «организует работу по прогнозированию, своевременному выявлению тенденций и управлению социально-экономическим развитием, принимает меры по исполнению государственных функций по вышеуказанным направлениям и по предотвращению углубления социальной напряженности народа, а также представителей других народов в республике»;

— »представляет правительство республики в общении с общественными организациями, движениями как в пределах республики, так и вне ее, заключает договора и обязательства от имени республики, несет соответствующую ответственность в своих обязательствах».

Структура комитета должна включать председателя, двух замов, коллегию, подразделения при администрациях городских и районных Советов.

На баланс этому супер-комитету предлагается передать учебно-воспитательные заведения, центры культуры, музеи, театры, Институт языка, литературы, истории.

(Н.Митюшева, В.Вахнин, В.Фирсов, В.Истомин, В.Надуткин, А.Логинов. Занять свое место в системе государственной деятельности // Выль туйод. 1992. 19.V.)

По объему предполагаемых функций данный комитет сопоставим лишь с существовавшим до 1991 г. Коми обкомом КПСС, да и то лишь до начала выхода партии из сферы государственного управления (1989 г.).

 

В условиях, когда коми этнос составляет лишь 23% населения республики всякие попытки бороться за его права с позиции чисто этнического эгоизма явно самоубийственны. Поэтому национал-демократы в своей идеологии особое внимание уделяют русскому вопросу, стремясь решить его в рамках демократического развития.

Самоопределение в форме независимого государства «ставит очень ответственную задачу — иметь в виде союзника русскоязычное постоянное население республики». Это означает добиваться «вторичного самоопределения русских как граждан коми государства». Основа этого объединения — общие цели с коми народом (Н.Митюшева. Коми народу нужен определенный объем политических прав Н.Митюшева, лидер радикального крыла, подчеркивает: «Мы не видим конфронтации целей коренной и русскоязычной части населения нашей республики, только если она связывает свою жизнь с нашей землей. // Выль туйод. 1992. 24.Х1).

Главным противником национал-демократы считают российские ведомства, монополии. С их точки зрения, нынешняя форма коми государства защищает именно их интересы, что обеспечивается преобладанием в Верховном Совете республики их работников // Выль туйод. 1992. 24.Х1).

Обычно право коми народа на самоопределение декларируется в самой общей форме, позволяющей вкладывать в него свой смысл (как это везде делалось и делается с понятием «суверенитет»). Однако иногда смысл проскальзывает более точный. Так, в одном из интервью Н.Митюшева заявила:

«Мы считаем, что Коми республика — это колония, значит, она должна получить независимость, как, например, Ангола или Мозамбик. Почему негры имеют право на независимость, а коми — нет. А пока народ не освободился, ни о какой культуре не может быть и речи» (Вечерний Сыктывкар. 1992. 26.Х1.).

3.3.       Права народа

Лидеры радикального крыла коми национального движения исходят из того, что в России нарушаются права человека. Это, по их мнению, проявляется в следующем:

— до бытового уровня сужена сфера применения коми языка;

— коми народ не представлен должным образом в структурах власти;

— есть целые отрасли экономики, культуры, где коми слабо представлены (мало юристов, врачей, инженеров, агрономов и т.д.);

— коми народ лишен права собственности на природные богатства.

(С проводимым курсом не согласны // Маяк Сысолы. 1992. 26.ХП.).

3.4.       Коми язык

Радикалы предлагают отказаться от кириллицы и перейти к латинской графике, видя в этом шаг к национальному освобождению и возрождению: «Мы имеем прекрасный пример наших родственников — финнов, венгров, эстонцев, пользующихся латинской графикой и сохранивших свое национальное достоинство, свою этническую неповторимость. Так неужели мы, финно-угорские народы, находящиеся под юрисдикцией России, не имеем права и не хотим встать в один ряд с народами Европы?! Почему мы должны пользоваться алфавитом, чуждым звуковому составу наших языков, затрудняющим взаимодействие с родственными независимыми народами? Давайте же восстановим наше национальное достоинство — поддержим первый шаг на пути к этому — создание унифицированного алфавита на латинской основе для наших финно-угорских народов!» (Из обращения сторонников альтернативной позиции в коми национальном движении Н.Митюшевой, И.Митюшева, А. Максимова).

Закон о государственных языках, по оценке Н.Митюшевой, — это «просто насмешка над коми языком». (Новая жизнь. 1992. 15.ХП.)

3.5.       Критика в адрес Комитета возрождения коми народа

В состав комитета входит, по оценке Н.Митюшевой,3-4 человека,стойко стоящих на позициях радикального крыла, плюс к тому человек 8 «сочувствующих, голосующих так же как мы, но активно себя не проявляющих». При таких силах оно не в состоянии проводить свои решения, если они не совпадают с позицией иных членов. Между тем деятельность комитета вызывает весьма серьезную критику радикалов по целому ряду вопросов.

Его обвиняют в том, что он «занимается коммерческими делами, хиреет на глазах».

Руководство комитета обвиняется в нерешительных действиях, уступках, стремлении работать лишь в коридорах власти, упоре на медленное и поэтапное расширение прав коми народа, в соглашательстве с номенклатурной властью республики..

Н.Митюшева так сформулировала свое видение позиции Комитета возрождения коми народа:

«...Руководители Комитета, провозглашая идеи, на этом и заканчивают свою деятельность. Для них важна работа в коридорах власти, а не в гуще народа. Их устраивает нынешнее самосознание коми: то, что он отрицает самого себя, стесняется своего языка, от отчаяния ударился в алкогольный дурман». «Комитет не способен ни на что, кроме деклараций».(«Наши разногласия». Интервью с Н.Митюшевой // Вперед. 1992. 15.ХП.)

3.6.       Отношение к Конгрессу финно-угорских народов в Сыктывкаре
(декабрь 1992)

Представители радикального крыла подвергли критику идею Всемирного конгресса с момента ее оглашения. Они охарактеризовали главную цель конгресса так: не ухудшать отношения России с Венгрией, Финляндией и Эстонией. «Мы же, — заявила Н.Митюшева, — стремились привлечь внимание международной общественности к многочисленным фактам массового и постоянного нарушения основных и фундаментальных прав человека в финно-угорском мире России... Возобладали интересы государственной политики, а не интересы народов в решениях Конгресса». (Вперед. 1992. 15.ХП).

Сама Н.Митюшева, лидер радикального крыла, в работе Конгресса участия не принимала, что она объяснила так:

«Увы, мои политические оппоненты, прежде всего — официальные организаторы Конгресса, сделали все, чтобы я не участвовала в его работе — ни делегатом, ни приглашенной на конгрессе я не была». (Там же.)

3.7.       Организационное оформление

Сначала радикалы действовали как общественное движение в рамках коми национального движения. Попутно готовились документы для создания партии. Первоначально ее собирались назвать «национально-демократической», но «потом, — отмечает Н.Митюшева,- когда мы себя проанализировали, то поняли, что это должна быть партия консервативного толка. Партии, ставящие своей целью возрождение и защиту этноса, — это правые партии».(Вечерний Сыктывкар. 1992. 26.Х1.)

В начале 1993 г. национал-демократы оформились политическую партию (см. отчет за февраль 1993 г.)

4.    К ВОПРОСУ О СТАТУСЕ КОМИ ЯЗЫКА

Согласно закону «О государственных языках Республики Коми» русский и коми языки приобрели статус государственных. Однако придание коми языку этого статуса не на словах, а на деле, сталкивается со многими серьезными препятствиями.

Прежде всего, это этническая структура населения республики: коми составляют 23,3%. В многих городах республики их удельный вес еще меньше. Это накладывает серьезный отпечаток на сферу применения коми языка: она неудержимо сужается. Как результат, только 74,3% коми считают коми язык родным, лишь 70% коми владеют разговорным коми языком в его диалектной форме, а письменным языком — гораздо меньше. (Республика. 1993. 15 марта). О знании коми языка другими этническими группами говорить не приходится: им владеют 1,5% некоми.

В марте 1993 г. Совет Министров Республики Коми обсудил проект государственной комплексной программы сохранения и развития коми языка в качестве государственного. Было предложено повысить его статус в три этапа: (1) создание необходимых условий для изучения коми языка населением республики (подготовка преподавательских кадров, базы обучения языку в организациях и на предприятиях, издание учебной литературы); (2) массовое обучение языку на курсах по месту работы, введение системы доплат, надбавок к должностным окладам за знание и использование в служебной деятельности двух государственных языков; (3) полное внедрение коми языка в государственное обращение. В программе было предложено объявить территорию компактного проживания коми населения этнокультурными районами.

Обсуждение программы прошло не в духе единодушия. Завотделом Управления делами Совмина республики Е.Попов, представлявший программу, заявил, что их отдел против этнокультурных районов, против резерваций: если внедрять язык, так повсюду. При этом он сослался на опыт прошлого: с 1924 по 1937 г. коми язык был государственным, в 1923 г. при облисполкоме была создана комиссия по зырянизации.

Министр внутренних дел республики Е.Трофимов высказал сомнения:

— Вы брали на вооружение опыт внедрения языка в других регионах, в том числе в Прибалтике. Не будет ли у нас на финише то же самое, что и там? Все, что в этой программе есть, должно быть не только законным, но и понятным населению. Хотя я сторонник внедрения коми языка — стыдно, когда коми дети его не знают, — но в программе есть эленменты «палочного» внедрения языка. Так нельзя.

Он упомянул о проблеме «северного сепаратизма» — уже проявившемся стремлении населения заполярных и приполярных городов не поддаваться политике насаждения там коми культуры, идя в этом противодействии вплоть до отделения от республики. Трофимов предложил не принуждать северян изучать коми язык и вообще отказаться от второго и третьего этапов.

Управляющий делами Совета Министров Н.Козлов тоже призвал к умеренности:

— Эту программу надо растянуть по времени, а то получается насильственное внедрение коми языка. Выходит чуть ли не так, что в 1994 году должны покинуть свои должности те, кто языка не знает.

Министр финансов А.Захаров дал характеристику финансовых аспектов программы: ее внедрение потребует 844 млн. 936 тыс. руб.; одни только доплаты за знание коми языка потребуют сотен миллионов. Кроме того, почему одни сразу смогут получать доплату, а другие, не имея возможности изучить язык, будут ее лишены? В заключении Захаров высказал мнение, что программа может быть не профинансирована в 1993 году, и предложил растянуть программу во времени.

Заместитель председателя Совета Министров Ю.Уляшев высказался за принятие программы, но предложил отказаться от доплат за владение двумя языками.

Судя по газетному отчету, председатель Совмина республики В.Худяев высказался более лояльно по отношению к предложенной программе (в последнее время стало заметно его сближение с национальным движением):

— Я действительно не понимаю многих выступающих. Принят закон о языках. Мы должны дать предложения, как его выполнять. Требуется сократить другие программы, давайте сокращать.

В конечном счете было решено доработать программу с учетом поступивших замечаний для ее вынесения правительством на рассмотрение сессии Верховного Совета (Республика. 1993. 15 марта).