Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Псковская область

А. ЩЕГЛОВ

Псковская область

в декабре 1992 года

1.    СИТУАЦИЯ ВО ВЛАСТНЫХ СТРУКТУРАХ

1.1.       Областная администрация, областной Совет, депутатская группа Псковской области на Съезде

Рабочие отношения между областными структурами по-прежнему характеризуются стабильностью. После 7 Съезда В. Туманов и Е. Юганов дали ряд интервью, которые обозначили разницу в позициях лидеров областной администрации и областного Совета [1, 2, 3]. Интересно, что В. Туманов считает идею Учредительного собрания приемлемой и жизнеспособной. Интервью В. Юганова отличает положительная оценка нового премьера. Факт работы премьера в ЦК отмечен особо. Какой либо активности местных властей в период «кризиса» на Съезде не отмечалось.

Анализ интервью депутатов Псковской делегации, материалов информационно-аналитической группы А. Собянина дает возможность оценить делегацию депутатов от Псковской области на Съезде.

 

 

Фракция

Рейтинг 7 съезда

Д.Хритоненков

«ДР»

77

С.Шаталов

«ДР»

52

Б.Петров

Св. Росс

42

Е.Юганов

 

-39

В.Антонов

 

-91

С.Иванов

Агр.Союз

-95

Рейт.сумм

 

-9

 

Рейтинг вычислялся по 46 ключевым голосованиям на 7 Съезде, связанным с отстаиванием курса реформ, где «100» — верхний рейтинг «радикализма» — например у Л.Пономарева, С.Ковалева, А. Политковского, А.Шахрая, В.Варова, а «-100» верхний рейтинг «консерватизма — например у М.Челнокова, И.Константинова, И.Рыбкина, А.Тулеева. Суммарный рейтинг делегации — например один из высших — «39» у делегации Санкт-Петербурга, один из низших — «-67» у делегации Смоленской области, а рейтинг Съезда в целом — «-22»

Депутаты, покинувшие зал вместе с Президентом — Д.Хритоненков, Б.Петров.

 

Программа углубления экономической реформы в Псковской области на 1992-93г., подготовленная администрацией Псковской области, требует разработки структурами администрации большого количества дополнительных документов. Вследствие причин, указанных в предыдущем отчете, эта работа выполняется медленно. В этой связи необходимо отметить, что линия на смещение центра тяжести работы по экономической реформе в регионы воспринимается недостаточно. Кадровая проблема остается здесь наиболее острой. Общее увеличение численности работающих в органах власти и управления не дает желаемого эффекта, в то же время низкая заработная плата не позволяет привлекать действительно квалифицированные кадры. Областной администрацией и Советом создан центр подготовки кадров. Необходимо отметить, что в последнее время наметилась устойчивая тенденция к созданию совместных структур администрации и Совета. Основной причиной здесь является нежелание Совета финансировать новые структуры администрации без своего участия. Это коснулось и центра подготовки кадров, и создаваемого администрацией пресс-центра. Такая тенденция, не отвечающая принципу разделения властей, может быть объяснена стремлением руководства Совета держать под своим контролем те структуры, работа которых может быть решающей при предстоящих когда-либо выборах глав исполнительной власти в то время, когда отсутствуют необходимые политические институты.

Четко проявилась линия, проводимая В.Тумановым, на кадровые замены глав администраций приграничных районов области. В декабре был освобожден от занимаемой должности глава администрации Себежского района. В ноябре была произведена замена главы в Пыталовском районе.

Часто упоминавшаяся в начале назначения В.Тумановым идея создания в Псковской области СЭЗ, видимо, отложена до окончания процессов приватизации, акционирования, создания финансово-экономической и хозяйственной инфраструктуры.

Серьезной проблемой стала независимая позиция сельских товаропроизводителей и переработчиков, предпочитающих продажу своей продукции за пределами области по более высоким ценам, чем предлагают местные власти не преуспевшие в приватизации, особенно в Пскове.

1.2.       Псковская городская администрация и городской Cовет

«Сахарный конфликт», определявший в последние месяцы развитие политической ситуации в Пскове, несколько затих. А.Прокофьев отказал прокуратуре города Пскова в привлечении своего заместителя по торговле Ю.Пасько к ответственности в соответствии с Указом Президента РФ «О борьбе с коррупцией», мотивировав свой отказ пространным ответом, опубликованным «Псковской правдой» [4]. Это решение идет вразрез с настроениями последней сессии горсовета и позицией В.Герасимова. Газета иронизирует по этому поводу, что на А.Прокофьева и В.Герасимова «не нашлось своего В.Зорькина». В целом, конфликт между исполнительной и законодательной властями в Пскове, видимо, носит перманентный характер и будет обостряться при каждом удобном для той или иной стороны случае. Информации о ходе расследования прокуратурой обстоятельств сахарных сделок с участием «ЭНКОМЦЕНТРА», В.Герасимова и В.Пушкарева пока нет, что подтверждает прогноз предыдущего отчета.

Некоторым ответным ходом можно считать раздающиеся с разных сторон упреки в адрес Псковского горсовета за его позицию, не позволяющую развернуть в Пскове сеть фирменной торговли сельскохозяйственных товаропроизводителей, что по мнению городской и областной администрации, позволило бы избежать ценовых накруток баз и торговли, и снизить цены на продукты питания. Нормативной базы, по мнению В.Герасимова, для льготного участия сельских товаропроизводителей в приватизации городской торговли, нет. Между тем, положение о закрытых конкурсах, по мнению председателя комитета по управлению муниципальной собственностью С.Царя, позволило бы решить проблему. Этот нормативный документ был провален в комиссии имущественного контроля Псковского городского Совета, которая находится, очевидно, под мощным влиянием предпринимательского лобби.

2.    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РЕГИОНЕ И РЕФОРМА

По свидетельству областного управления статистики ход реформ в Псковской области проходит сложно. Экономическую ситуацию по прежнему определяет нестабильность. Произошло сокращение физических объемов производства промышленной продукции. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года — на 22 процента (за январь — ноябрь). Наиболее ощутимым был спад на предприятиях пищевой промышленности — 46,7 процента, предприятиях промышленных и стройматериалов — 27,6 процента, лесозаготовительных — 22,7 процента. Спад производства затронул 81 процент важнейших видов продукции.

В ноябре по сравнению с октябрем уменьшилось число предприятий, остановившихся полностью — на 47 процентов и имеющих остановки отдельных производств — на 28 процентов в связи с вливанием кредитов. Однако на некоторых предприятиях наблюдалось затоваривание складов.

ТНП произведено ниже прошлогоднего на 21 процент.

Ситуацию в животноводстве характеризует снижение поголовья, наблюдающееся с августа из-за нехватки кормов.

В январе-ноябре по сравнению с прошлым годом объемы реализации продукции животноводства (скот и птица в живом весе) уменьшились на 22 процента. Производство молока и яиц сократилось на 26 процентов. Снизились объемы закупок мяса, молока, яиц, шерсти, картофеля, овощей, льнопродукции. Рост более чем в два раза отмечен при закупках плодов и ягод.

Незначительно — на 8 процентов, сократился объем строительных работ.

Снижение розничного товарооборота за 11 месяцев т.г. уменьшился на 11,6 процента, объем платных услуг — на 32 процента. Сократились объемы грузовых и пассажирских перевозок — соответственно на 11,6 и 8,6 процента.

Рост цен на энергоносители ухудшил и финансовое положение промышленных предприятий. На 1 ноября удельный вес убыточных предприятий составил 19 процентов — за октябрь их число увеличилось на 4 процента и составило 193 предприятия.

2.1.       Приватизация промышленных предприятий

По свидетельству Е. Мануйлова — председателя Фонда имущества Псковской области, к началу декабря в Фонд было подано документы на приватизацию 326 предприятий. Полностью приватизировано 288 предприятий. В бюджет получено от приватизации свыше 258 миллионов рублей. Полностью приватизировано 260 предприятий муниципальной собственности и 28 федеральной (8 — промышленных предприятий, 20 — предприятий торговли). Больше половины из них образованы путем выкупа ранее арендованного имущества. Создание АО только началось.

Необходимо отметить, что данные цифры не позволяют сделать полноценных выводов о ходе приватизации в области, однако и на городском (Псков) уровне, и на областном, существуют взаимные претензии комитетов и Фондов имущества. Так, в городе Пскове закрытые конкурсы отменены решением Малого Совета, и это можно расценить во-первых, как заботу о бюджете, во-вторых, как заботу о финансовом благополучии самого Фонда имущества. Претензии областной комиссии имущественного контроля и Фонда имущества областному Комитету относительно медленной подготовки документов на приватизацию, могут в будущем явиться одной из возможных причин дестабилизации в отношениях областного Совета и областной администрации.

11 декабря в Невеле прошло собранное по инициативе областной администрации совещание глав администраций. На нем главами районных администраций было высказано требование приостановить приватизацию предприятий пищеперебатывающей промышленности. Очевидно, что такое требование в какой-то степени поддерживается областным Комитетом по управлению имуществом. Возмущение глав администраций вызывают факты продажи филиалов предприятий на территории районов их головными объединениями.

2.2.       Приватизационные чеки

Ситуацию с выдачей приватизационных чеков и их использованием можно назвать типичной. На середину декабря, например в Пскове было выдано около 2/3 чеков. Существующие сложности и неразбериха со списками несколько затрудняют эту работу, возложенную на Сбербанк. Выдача продлена до конца января. Общая сумма подлежащих к выдаче чеков в области — 8 миллиардов рублей. Согласно данным социологического опроса ваучеры готовы получить 96 процентов населения.

В декабре произошло значительное снижение курса ваучера — с 6000-6500 рублей в начале декабря, до 4000-4500 в конце, что можно объяснить высоким предложением чеков перед новогодними праздниками, тем, что в Пскове не созданы чековые фонды, и не проводимыми в области чековыми аукционами. Госкомимуществом в качестве объектов чековых аукционов определены крупные предприятия области, чья инвестиционная привлекательность весьма сомнительна. Скупкой ваучеров активно занимаются частные лица, ряд коммерческих структур. О начале работы с чеками объявила Псковская универсальная биржа. Местный рынок ваучеров оказался весьма восприимчивым. Так, одно из предприятий, готовящееся к приватизации, и скупающее ваучеры, в течение нескольких недель определяло курс чека при единичных покупках. Необходимо отметить, что аккумулирование предприятиями, готовящимися к приватизации крупных па пакетов чеков, позволяет им эффективно играть ими до начала аукциона, тем более, что каких либо отметок при приеме чеков на предприятие не предусмотрено.

Несмотря на активную рекламную кампанию Госкомимущества, ваучер для населения не приобрел значительной привлекательности, тем более с учетом постоянного падения курса в течение декабря 1992г.

2.3.       Цены

Повышение цен на энергоносители привело к существенному росту цен в ноябре — оптовых, закупочных и розничных. Повышение розничных цен в государственной торговле на продукты питания по сравнению с октябрем составило 34 процента. Повышение этих цен на колхозном рынке составило 35,7 процента. Сводный индекс розничных цен по группе ТНП по отношению к октябрю составил 128,8 процента. Рост оптовых цен на промышленную продукцию был 129,3 процента. Тенденция роста сохранялась и в декабре.

 

Цены:
сравнительная таблица по городам Северо-Запада
за 8 — 15 декабря
(cредняя цена руб/кг)

 

 

Новгород

Санкт-Петербург

Псков

Тверь

Говядина

205-40

210-00

158-00

192-71

Колб.вар

300-87

286-67

300-00

418-07

Колб.п/коп.

450-07

473-64

475-00

418-07

Масло слив.

550-00

598-06

643-00

601-67

Молоко (1л)

32-11

30-23

30-00

33-25

Хлеб

22-22

23-33

25-00

25-00

 

Псков по-прежнему остается одним из самых дорогих городов Северо-Запада, входя в пятерку самых дорогих городов России. Близость границы, слабая конкурентная среда, непреодолеваемый монополизм перерабатывающей промышленности и торговли вследствие вялой приватизации — по мнению автора эти факторы объясняют более высокий уровень цен в Пскове, чем в других городах Северо-Запада.

2.    СОЦИАЛЬНАЯ ОБСТАНОВКА

2.1.       Общая характеристика социальной обстановки

Несмотря на значительное ухудшение уровня жизни населения, связанное с значительным ростом цен, роста напряженности в обществе не отмечается. Забастовочная активность нулевая, как и активность ФНПР. Традиционный всплеск митинговой и забастовочной активности можно ожидать уже к началу марта 1993г. Не вызывает сомнений, что политика массированного дотирования социальной сферы, сельскохозяйственных производителей и промышленных предприятий существенно снизит социальную напряженность только в том случае, если будет проводиться непрерывно. Однако экономические последствия такой политики будут непредсказуемы. Тем не менее, по словам заместителя председателя планово-бюджетной комиссии ВС РФ С. Шаталова, ежедневные дотации на удержание цен хлебопродукции в 1 квартале составят 2 миллиарда рублей. Не исключено, что инфляция при таких темпах вливания денег, станет невыносимой уже к началу весны и явится сама одной из причин недовольства уровнем жизни. Особенно в том случае, если «успокоенное» «социальными» ценами население окажется заложником у правительства, не имеющего более возможностей для продолжения инфляционной политики.

2.2.       Доверие населения к власти

Опрос произведен среди жителей Псковской области и г. Пскова по репрезентативной выборке в рамках программы «Мониторинг» Псковской службой социологической и маркетинговой информации (В. Вагин) [6].

3.    ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

3.1.       Движение «Демократическая Россия»

Основным фактором, определяющим поведение «ДР» в декабре был Съезд народных депутатов РФ. Организация участвовала во всех предсъездовских мероприятиях общероссийского уровня — Форуме «Демократического выбора», Конгрессе интеллигенции. 12 декабря провела немногочисленное собрание сторонников Президента. Новый премьер-министр был встречен, естественно, настороженно, и это нашло свое отражение в напряженных дебатах на Съезде Движения. В целом, устоявшаяся традиция большинства региональных организаций «ДР» действовать в соответствии с «генеральной линией», сохраняется.

На региональном уровне снижение влияния «ДР», как впрочем, и других политических групп, продолжает оставаться основным показателем, характеризующим ситуацию. И прежде немногочисленные фракции «ДР» в областном и городском Советах, на конец 1992 года полностью прекратили свою деятельность. На это оказало влияние изменение системы принятия решений в Советах. В Малых Советах — новых центрах принятия решений «ДР» находится еще в большем меньшинстве, чем на сессиях. Связь между депутатами и активистами номинальна. В целом, можно считать, что электоральная пауза в 5 лет для какой-либо политической организации слишком велика для сохранения дееспособности и активности.

Среди перспектив для «ДР» в 1993 году можно считать участие в предстоящем референдуме, при условии активной оппозиции со стороны коммунистических организаций, оживление деятельности «общественных комитетов российских реформ» благодаря поддержке этой формы работы со стороны М. Полторанина, на что может оказать благоприятное воздействие назначение В. Филатова на пост руководителя Администрации Президента, а также возможное эффективное взаимодействие с представителями Президента, чей статус и формы работы могут быть несколько изменены в сторону усиления контрольных и пропагандистских функций.

3.2.       Партия Экономической Свободы

Кардинальных изменений в составе Политсовета партии (см. предыдущие отчеты) не произошло. Региональное отделение ПЭС располагает небольшим штатом, состоящим из ранее не известных людей. Ведется подготовка к проведению широкой конференции, газета ПЭС «Срочно в номер» распространяется в коммерческих киосках, чьи хозяева являются членами ПЭС.

3.3.       Cтаница «Ольгинская»

В декабре активность псковского казачества была невелика. Продолжалась работа по привлечению людей в организацию. По мнению наблюдателей, можно говорить, что станица насчитывает от 30 до 50 человек, однако группы, появлявшиеся на улицах Пскова не превышали 3-5 человек. В основном эти появления связаны с воскресными богослужениями. Казачество тяготеет, в основном, к так называемым «патриотическим» приходам, где взгляды священнослужителей отличаются антисемитизмом. В декабре атаман станицы Е. Селиванов и наиболее активные казаки получили аудиенцию у митрополита Псковского и Великолукского Владимира, где очевидно просили воздействовать на власти для передачи храма в Бутырках (г. Псков) РПЦ. Церковь в Бутырках была построена Донскими и Себежскими казаками в 18 веке. Ныне в ней проводит службы община адвентистов 7-го дня, которой храм был передан ранее. Известно также, что казаки были готовы «ускорить» решение вопроса о выезде адвентистов 7-го дня, но по каким то причинам воздержались.

3.4.       СПТ и РКРП

Активность СПТ в декабре была высокой. Большая делегация — около 20 человек от области, включающая активистов и руководителей областной организации СПТ, представителей Великолукской объединенной организации коммунистов, а также представителя ФНПР приняла участие в состоявшемся в конце ноября Конгрессе Левых Сил. Интервью участника псковской делегации с сопредседателем СПТ А. Денисовым дано в приложении [5].

16 декабря в Пскове состоялось собрание СПТ. На нем участники были проинформированы о работе, вытекающей из решения Конституционного Суда РФ о незаконности запрета на деятельность территориальных организаций КП РСФСР. Благодаря сильному влиянию на городской Совет для регистрации коммунистов предоставлено помещение одного из Советов микрорайонов. О результатах регистрации пока неизвестно. Немногочисленные пикеты в поддержку блока «Российское единство» проводились в дни работы Съезда народных депутатов РФ.

Несмотря на продолжающееся разделение СПТ И РКРП по вопросу объединительного Съезда, члены РКРП участвуют в областном объединительном комитете наряду с бывшими руководителями городских и областных комитетов КП РСФСР и СПТ. Отдельную акцию РКРП проводила 12 декабря: 8 — 10 человек протестовали против выселения «Народной правды» из Смольного, проводился сбор подписей под петицией в мэрию Санкт-Петербурга в защиту «Народной правды».

4.    МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СИТУАЦИЯ НА ГРАНИЦЕ.
АРМИЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

Проблемы, связанные с обустройством границы, налаживанием эффективного пограничного и таможенного контроля остаются одними из главных в деятельности властных структур областного уровня. Проводимые совещания по этим вопросам с участием представителей местной власти, УВД и управления МБРФ, железнодорожных, таможенных и пограничных служб свидетельствуют о значительной разобщенности в действиях вышеупомянутых служб. Подготовка этими службами пакета соответствующих нынешней обстановке мер Правительству РФ явно затягивается. По мнению корреспондента «Новостей Пскова», освещавшего одно из заседаний в областной администрации по вопросам границы, в выступлениях руководителя УМБР В. Смирнова и отдельных военных «больше просматривался «уклон на потенциального врага» с определенной долей запугивания и псевдопартийными замашками».

До сих пор не решены вопросы пограничного режима, соответствующая статусу границы визовая система контроля. Принимаемые решения по функционированию границы решения сельсоветами, районными и областными советами, естественно не могут быть приняты в качестве серьезной законодательной базы.

«Демарш» России по одностороннему приданию государственного статуса границе с Эстонией, негативно воспринятый эстонским руководством, не повлияет на позицию Эстонии на переговорах, которые состоятся в январе. Тартусский договор 1920 года по-прежнему остается единственным препятствием для заключения договора между Россией и Эстонией по вопросу границы, что было подтверждено переговорами делегаций рабочих групп и экспертов, которые состоялись в начале января в Пскове.

Местное население приграничных районов успешно осваивает новую профессию «проводника» — за провод 20-тонной автоцистерны контрабандисты платят до $100, за провод легковой машины — несколько тысяч рублей. Факты коррупции известны и среди таможенников, и среди железнодорожников.

Со слов одного из выступающих, лишь один из прибалтийских заводов по приемке вторичного сырья получает в год со стороны 150-180 тыс. тонн цветных металлов. На границе же было задержано всего 665 тонн. Большой проблемой остается так называемый «транзитный» транспорт, следующий в Калининградскую область.

В марте 1992 в нарушение якобы существующего приказа министра обороны РФ, военнослужащие разведывательной роты одного из подразделений 76-й гв. дивизии ВДВ получили от начальника УВД Псковской области С. Осипова документы, позволяющие осуществлять осмотр грузов, следующих через границу. Неизвестно количество выданных документов, являвшихся единственным основанием для действий военных. В декабре, неподалеку от границы на территории Эстонии в лесу были найдены два трупа. Один из убитых являлся военнослужащим — обладателем этого документа. Содержание его, вероятнее всего, известно эстонским властям, и может быть использовано для разжигания политического скандала. Задержанные по подозрению в убийстве заявляют, что убитые получили $1000 за пропуск машины с контрабандой, однако потом догнали контрабандистов, потребовали еще и были застрелены. Инициатива привлечения военнослужащих принадлежала руководству района, Комитету по сохранению Печорского района в составе России и УВД.

По сведениям из Псковского областного Совета и администрации, вопрос об освобождении С.Осипова от занимаемой должности будет решаться в самое ближайшее время, и препятствий можно ожидать лишь от министерства внутренних дел.

Командующий Псковской 76-й гвардейской Черниговской дивизии ВДВ генерал-майор Ю. Соседов назначен командующим сектора «Восток» войск ООН в Югославии. Новым командующим назначен полковник И. Бабичев, ранее бывший заместителем 7-й Каунассской дивизии ВДВ.

Источники

1. «Новости Пскова», «Оппозиция без позиции», 17 декабря 1992г.

2. «Новости Пскова», «Е.В. Юганов — взгляд на Съезд», 22 декабря 1992 г.

3. «Псковская прада», «Вчера спорили, сегодня подводим итоги», 19 декабря 1992 г.

2. «Псковская правда», «Добрая ссора лучше худого мира?», 22 декабря 1992 г.

3. «Молодежь Псковщины», «Политика — вещь прикладная», 29 ноября — 5 декабря.

4. Материал службы социологической и маркетинговой информации о доверии населения Псковской области органам власти.