Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Татарстан (Татарстан)

О. СЕНАТОВА *

Татарстан

в октябре 1992 года

1. Принятие Верховным Советом Конституции Республики Татарстан; равновесие трех главных политических сил в республике и действия России (1).

Дебаты в Верховном Совете Республики Татарстан показали, что нарушенный после референдума 21 марта баланс сил в Татарстане [1] восстановлен, федералистские силы (блок «Согласие», включающий в себя демократическую группу «Народовластие» и директорат ВПК), представленные в высшем органе законодательной власти республики, снова едины перед угрозой утраты населением российского гражданства и связей с РФ. Блок «Татарстан», состоящий из представителей национальных сил и «татарского» директорского корпуса вкупе с главами администраций районов и председателями колхозов, фактически выступил в своем большинстве на стороне Президента РТ Шаймиева и позволил принять компромиссный для «националов» и федералистов итоговый вариант Основного Закона, в котором не потерял ничего из своих полномочий лишь президент республики.

В критический момент снова победил президент Татарстана Шаймиев и его администрация.

Нельзя не отметить, что в Татарстане впервые можно было заметить «парламентский» нажим российской администрации и ВС, подкрепленный финансовыми вливаниями в республиканские предприятия ВПК. В целом вмешательство оказалось успешным, хотя зачастую выступления представителей России были чересчур резкими по тону, и если бы не общая для России и Татарстана социальная апатия населения, протесты по этому поводу национальных организаций могли бы существенно повредить переговорному процессу.

России необходимо закрепить успех подписанием до следующей сессии двустороннего договора с РТ.

2. Укрепление Духовного управления мусульман Республики Татарстан и расширение сферы его влияния в других регионах России и СНГ. Попытка ДУМРТ заменить собой Духовное управление мусульман европейской части СССР (ДУМЕС)(2).

Когда создавалось независимое Духовное управление мусульман Татарстана, наблюдатели отмечали, что победит в тяжбе между ДУМЕС и ДУМРТ та сторона, за которой пойдет большинство приходов [2,3].

Сейчас понятно, что Татарстанское духовное управление укрепляется, приобретая все новых сторонников, «старые» лидеры духовенства не в состоянии дать адекватный ответ на его притязания. Следует ожидать гегемонии Татарстана в этой сфере, религиозные связи с ним станут еще одной нитью, связывающей татарскую диаспору с «метрополией».

3. Появление предпосылок к радикализации национального движения, возможная в ближайшем будущем смена лидеров ведущих национальных организаций (3.1, 3.3).

Повышение роли милли меджлиса в налаживании неформальных контактов Татарстана с другими «мятежными» регионами и национальными движениями (3.1,3.3).

«Национальный» лагерь в республике по-прежнему возглавляется милли меджлисом. Милли меджлис активно контактирует с организациями, национально-освободительными движениями других народов. При этом остается неясной «степень официальности» этих контактов — с одной стороны, милли меджлис официально не признается властями, с другой — «заменяет» их в неудобных для них (властей) ситуациях (3.2).

Радикализация милли меджлиса, особенно за счет делегатов из Набережных Челнов, возможно, приведет к отставке его лидера. Это значительно снизит рейтинг организации в республике, но может и поставить под угрозу стабильность, если случится в кризисный момент.

4. Создание в городе Набережные Челны «татарской общины» и единство всех челнинских татарских национальных организаций. Противоречия «националов» и администрации завода «КамАЗ»(4).

5. Заключение торгово-экономических договоров с другими странами на основе экспорта нефти. Роль политики «мягкого вхождения в рынок» в политической стабильности региона. Переоценка основных фондов в республике и внедрение российских и татарстанских ваучеров (5).

1.    ДВЕ СЕССИИ ВС ТАТАРСТАНА И СОБЫТИЯ ВОКРУГ НИХ

1.1.       Сентябрьская сессия Верховного Совета Республики Татарстан

28 сентября открылась 11-я сессия ВС Татарстана. Первые два заседания предполагалось посвятить обсуждению проекта новой Конституции Татарстана, а также законопроектов о плате за землю, о приватизации жилищного фонда. Во время сессии перед зданием Верховного Совета были выставлены пикеты Татарского общенационального центра, движения «Азатлык» и других национальных движений. Пикетчики требовали внесения в проект Конституции статей, де-юре закрепляющих независимость республики, а также привлечения к ответу виновных в избиении активистов «Азатлыка» во время пикетирования Мензелинского ликеро-водочного завода. На одном из плакатов пикетчиков было написано: «1552 — Шах Гали, 1992 — Ш...» (видимо, содержится прозрачный намек на Президента Шаймиева, продающего, по мнению национал-радикалов, интересы Татарстана России. Как известно, Шах Гали 440 лет назад помог Ивану Грозному взять Казань).

Лидер национально-радикальной партии «Иттифак» Фаузия Байрамова в своем выступлении потребовала поставить на всенародный референдум вопрос о приватизации земли, а не принимать решение голосованием в ВС.

29 сентября с сообщением об экономическом положении в республике на сессии выступил Президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Он заявил, что Татарстан ожидает резкое повышение цен на продукты питания, но планируется и усиление мер по социальной защите населения. Планируется ввод своеобразной внутренней валюты в республике в целях защиты внутреннего рынка. По словам президента, одно только сельское хозяйство в октябре требует дотаций в 1 миллион 600 тысяч рублей.

1 октября депутаты обсудили проект Конституции Татарстана. В итоге принято решение отложить принятие Конституции до специальной сессии, назначенной на 28 октября. Президент Татарстана Минтимер Шаймиев, заявил, что проект подготовлен качественно и поправки существенно его не изменят. Тем не менее некоторые вопросы вызвали споры, в частности вопрос о гражданстве. «Федералисты» отстаивали принцип двойного гражданства, а национал-радикалы стояли за примат гражданства Татарстана.

Полномочия президента в проекте Конституции, значительно превосходящие полномочия Верховного Совета, не устраивают как «федералистов», так и националов. Президент Шаймиев заявил, что упор на сильную исполнительную власть в проекте вполне соответствует условиям переходного периода.

Корреспондент ПИА попросил прокомментировать результаты обсуждения проекта Конституции депутатов ВС Татарстана Ивана Грачева (фракция «Согласие»), Талгата Абдуллина (блок «Татарстан») и вице-президента республики Василия Лихачева.

Иван Грачев: «Я удовлетворен тем, что принятие Конституции отложено. Это лучше, чем частичное ее принятие. По вопросу о гражданстве думаю, что никто не вправе лишить нас гражданства России, и считаю, что это соответствует нормам международного права».

Талгат Абдуллин: «Я удовлетворен самим процессом обсуждения, так как удалось поднять действительно важные проблемы. Но вопрос в том, что будет раньше — договор с Россией или Конституция Татарстана? Считаю, что договор должен подписываться только после принятия Конституции, тогда его текст будет уложен в совершенно четкие рамки. Считаю, что договор о бюджете, подписанный премьерами России и Татарстана, совершенно убивает одноканальную систему формирования бюджета, одобренную ВС Татарстана, и меня беспокоит отсутствие адекватной реакции парламентариев на этот счет. Мое мнение по поводу усиления президентской власти остается негативным».

Василий Лихачев: «Считаю, что ВС поступил правильно, отложив вопрос о принятии, ибо такие документы, как Конституция, должны быть безупречными. Переговоры с Россией будут продолжены независимо от принятия или непринятия Конституции Татарстана. Сегодняшнее решение ВС ускорит ход переговоров».

Высказанные представителями трех основных сил, определяющих политику в Татарстане, суждения о Конституции помогают понять произошедшее на специальной конституционной сессии парламента в октябре.

1.2.       Специальная сессия ВС Татарстана и принятие Конституции Республики Татарстан

28 октября открылась сессия Верховного Совета Республики Татарстан, на повестке дня которой был один вопрос — принятие проекта Конституции.

В работе сессии участвовала делегация Верховного Совета РФ во главе с заместителем Председателя ВС Ю.Яровым, ответственный секретарь Конституционной комиссии ВС РФ О.Румянцев.

В первый день развернулась жесткая полемика по статьям о гражданстве (особенно по статье 23, в итоге отправленной на доработку в Конституционную комиссию). Не прошли поправки к ним ни группы «Согласие» («российское гражданство сохраняется в случае отсутствия письменного отказа от него»), ни представителей комитета»Суверенитет» («сохранение гражданства России возможно в случае письменного заявления»). Вторая глава — «Экономическая система», третья глава «Гражданство Республики Татарстан. Равноправие граждан» отправлены на доработку.

По мнению независимых экспертов, ускоренное вынесение проекта на Верховный Совет обусловлено отставкой В.А.Тишкова и утратой руководством Татарстана надежд на своевременное заключение межгосударственного договора с Российской Федерацией.

Фракция «Согласие» к открытию сессии ВС опубликовала заявление, в котором отмечается, что официальный проект Конституции не должен быть принят, так как предусматривает односторонний выход Татарстана из Российской Федерации до заключения Договора с РФ и лишение жителей Татарстана российского гражданства. Эта же точка зрения прозвучала в выступлении на сессии ВС О.Румянцева.

Татарстанское отделение НПСР и движение «Граждане Российской Федерации» опубликовали совместное заявление, в котором говорится, что принятие официального проекта Конституции приведет к созданию в Татарстане независимого диктаторского государства, и отмечается, что на референдуме 21 марта граждане Татарстана голосовали за суверенитет республики в рамках Российской Федерации, а не вне ее.

В день открытия сессии несколько сотен представителей национальных партий («Азатлык», «Иттифак», «Намус») собрались у здания ВС РТ. Активисты национальных движений перекрыли центральные магистрали города, на некоторое время было остановлено трамвайное и автобусное движение. После переговоров пикетчиков с руководителями городского отдела внутренних дел и представителями органов безопасности они освободили проезжую часть.

28 и 29 октября на сессии были приняты (после довольно бурных дебатов) 64 статьи (из 175).

Не прошла формулировка статьи 1, предложенная лидером партии национальной независимости Ф.Байрамовой: «Республика есть суверенное демократическое государство, выражающее волю и интересы татарского народа» (в документе: «...выражающее волю многонационального народа Татарстана»). Не прошло ее же предложение об объявлении государственным языком республики только татарского.

Принято решение о признании государственными языками татарского и русского языков.

Разногласия в Верховном Совете возникли в связи с намерением членов делегации России принять участие в заседании оппозиционной федералистской фракции «Согласие», что было не без оснований расценено выступившим на сессии председателем ТОЦ М.Мулюковым и не только им одним как вмешательство во внутренние дела суверенного государства, а наблюдателями — как нарушение негласного соглашения со спикером парламента РТ Мухаметшиным.

Лидеры «националов» неоднократно потом обвиняли группу «Согласие» в том, что она выступает «по нотам Москвы», что могло не очень хорошо сказаться на авторитете группы в Татарстане.

Выступление заместителя председателя ВС РФ Ю.Ярова и особенно ответственного секретаря Конституционной комиссии ВС РФ О.Румянцева на сессии ВС Татарстана при обсуждении главы пятой Конституции РТ, определяющей статус республики, были не во всем дипломатически выдержаны.

Ответственный секретарь Конституционной комиссии ВС РФ Олег Румянцев заявил в одном из интервью, что целью его приезда является участие в обсуждении проекта Конституции РТ в Верховном Совете республики. Проект был охарактеризован Румянцевым как «весьма добротный в правовом отношении». Однако, по словам Олега Румянцева, российская сторона считает необходимым внесение в текст ряда поправок. Более четко, по мнению ответственного секретаря российской Конституционной комиссии, должна быть определена связь Татарстана с РФ. Это, по его словам, предопределит и характер договора между РФ и РТ, переговоры по которому еще далеки от завершения. Румянцев заявил, что им совместно со спикером парламента РТ Фаридом Мухаметшиным еше в январе сего года выработана формула об «ассоциированном членстве» Татарстана в Российской Федерации. При этом Олег Румянцев ссылался на известное постановление ВС РТ о том, что в результате референдума 21 марта не произойдет обособления Татарстана от Российской Федерации. Он считает, что принятие Конституции РТ без четкого указания на связь с РФ было бы нарушением выявленной референдумом воли народа РТ. Без записи об «ассоциированном членстве» в тексте Конституции формулировка статьи 66 проекта о том, что отношения между РТ и РФ определяются договором между ними, делает такой договор межгосударственным, международно-правовым договором,заключенным между суверенными (независимыми) государствами Россией и Татарстаном, но «это поставило бы на совершенно другие основания переговоры между нашими делегациями», говорит Румянцев. Планируемый договор все-таки, по его мнению, является договором между суверенными Россией и Татарстаном, но Татарстаном, все же добровольно присоединившимся к Российской Федерации. Румянцев выразил свою готовность зафиксировать «ассоциированное членство» Татарстана в РФ в федеральной Конституции. Он считает, что в Конституцию РТ необходимо было бы внести поправку, называющую будущий договор с РФ договором, разграничивающим полномочия и предметы ведения. Это, по мнению Румянцева, будет признанием суверенитета Татарстана, поскольку, подписывая такой договор, республика ограничит свой суверенитет добровольно и осознанно, исходя из блага народа. Подтверждением же того, что «Россия — не пустой звук для Татарстана», Олег Румянцев считает достигнутую на днях договоренность премьер-министра РТ Мухаммата Сабирова и вице-премьера РФ Георгия Хижи о выделении Татарстану миллиарда рублей на конверсию ВПК (по его словам, уже выделено около 4 млрд. рублей — 3 млрд. на проекты модернизации ВПК, 1 млрд. — в фонд конверсии).

Олег Румянцев сказал, что он считает, что принцип разделения властей должен быть универсален для конституционного права, однако вопрос о проведении или непроведении этого принципа в Конституции РТ представляется ему внутренним делом Татарстана (имея в виду значительное расширение в новой Конституции прав исполнительной власти за счет законодательной).

О двойном гражданстве (РТ и РФ) для жителей Татарстана ответственный секретарь Конституционной комиссии РФ высказал мнение, что вопрос должен быть проработан четче, ибо запись «по желанию сохраняется гражданство Российской Федерации», фигурирующая в проекте, двусмысленна и оставляет почву для различных толкований: надо ли в соответствии с ней заявлять о желании/нежелании сохранять гражданство РФ наравне с гражданством РТ; в какой мере для «двойных» граждан действуют законы РФ; как тут быть с правом на апелляцию судебного решения?

Румянцев высказал свое твердое убеждение, что необходимо договориться о сохранении «единого правового пространства», и заявил, что с тревогой думает о возможных осложнениях. В пример он привел Боснию, где одна община не учла интересы другой. Заодно он сказал, что в Боснии много предприятий ВПК, которых армия не может лишиться. «Слишком много пугающих параллелей, — заявил Румянцев, — и надо не допустить подобного развития событий. Радикалы должны опомниться, и умеренный, прагматический курс на развитие и укрепление государственности Татарстана как «ассоциированного члена» Российской Федерации мог бы предотвратить катастрофическое развитие событий».

Комментируя отставку председателя Госкомнаца РФ Валерия Тишкова, Румянцев заявил, что «изгнать из правительства Тишкова вместо того, чтобы избавиться от гораздо более одиозных и вредоносных фигур, — неловкий ход в преддверии съезда. При всей противоречивости Тишкова, он выступал против племенного подхода к строительству государства и этнократии — это главное, и за это я его глубоко уважал. Сегодня, когда угроза неконтролируемого распада России становится глобальной проблемой, уход Тишкова для меня неприятен. Я не знаю, кто сменит Гайдара, Авена и прочих, но поиск фигуры для Госкомнаца — фигуры, которая понимала бы федерализм и в то же время была против племенного подхода, для нас сегодня является ключевой задачей».

30 октября на утреннем заседании Верховный Совет образовал согласительную комиссию из 10 представителей противостоящих фракций «Согласие» и «Татарстан» (по 5 представителей каждой) под председательством Президента Татарстана, председателя Конституционной комиссии республики М.Шаймиева с целью подготовить взаимоприемлемый текст статьи 66 Конституции РТ, говорящей об отношениях Татарстана и России, определяющихся договорами о взаимном делегировании полномочий. Российская сторона настаивала на включении в нее пункта о вхождении Татарстана в Российскую Федерацию, татарстанская — на равноправном межгосударственном договоре двух государств.

 

6 ноября сессия ВС Татарстана закончилась. Конституция республики в этот день была принята в целом.

Статья 23 проекта Конституции прошла в редакции: «Республика Татарстан имеет свое гражданство. Граждане Республики Татарстан обладают гражданством Российской Федерации — России. Граждане РТ могут также обладать гражданством других государств на условиях, определяемых межгосударственными договорами...»

Статья 66 об отношениях РТ и России, пройдя доработку в согласительной комиссии, гласит: «Республика Татарстан — суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с РФ — Россией на основе двустороннего договора между государствами...»

Статья 10 о собственности граждан республики дополнена признанием частной собственности на землю («граждане РТ могут иметь в собственности... земельные участки...»), из главы 2 об экономической системе убраны статьи, излишне детализирующие экономические отношения в государстве. Законодательная власть (после следующих выборов) будет осуществляться Верховным Советом (250 депутатов), избирающим на сессии из своего состава постоянно действующее Законодательное собрание (150 депутатов), — система аналогична ныне действующей в России (Съезд — Верховный Совет).

Полномочия Президента значительно расширены по сравнению с существовавшими ранее — Верховный Совет потерял право отменять указы Президента, Президент назначает глав исполнительной власти на местах без согласия с ВС или выборов и т.д. Единственным органом, ограничивающим исполнительную власть в лице Президента, по новой Конституции остается Конституционный суд Республики Татарстан. Половина численного состава суда предлагается Президентом, половина — Верховным Советом РТ, судьи из своего состава избирают председателя и заместителя председателя. Должность судьи пожизненна, состав суда несменяем.

Таким образом, в итоге проблема взаимотношений России и Татарстана де-юре, на уровне Основного Закона решилась компромиссно, наилучшим для обеих сторон образом. Выигравшей однозначно стороной в многоаспектном законотворческом процессе стал Президент Шаймиев — статьи о расширении его полномочий вышли из-под удара благодаря общей обеспокоенности соблюдением интересов национальных общин. Ранее именно непомерная широта полномочий президента в проекте Конституции вызывала беспокойство общества ввиду возможности смены президента и прихода на этот пост, например, радикального национала. Эта опасность ныне становится актуальной.

Принятие закона о введении Конституции в действие отложено до следующей сессии ВС, которая, предположительно, состоится в декабре.

Руководство России заинтересовано в подписании Договора с Татарстаном до следующей сессии ВС и вступления Конституции в силу. В противном случае ожидается, что с таким трудом принятые в компромиссном варианте статьи будут заморожены до заключения договора и это создаст несомненные трудности в будущем как для России, так и для русской общины в Татарстане, не говоря о возможности изменения ситуации в республике в целом.

2.    ШАГИ ПО СОЗДАНИЮ НЕЗАВИСИМЫХ ДУХОВНЫХ УПРАВЛЕНИЙ И ДОМИНИРОВАНИЕ НОВЫХ ТАТАРСТАНСКИХ ПОЛИТИКОВ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ

Муфтием Духовного управления мусульман европейской части СНГ и Сибири (ДУМЕСа) Талгатом Таджуддином смещены со своих постов девять имамов-мухтасибов, поддержавших вновь образованные Духовные управления мусульман Республики Татарстан и Республики Башкортостан, включая имама-мухтасиба Саратовской, Волгоградской и Пензенской областей Мукаддаса Бибарсова. Вопрос о назначении нового имама-мухтасиба Саратовской, Волгоградской и Пензенской областей пока не решен.

Акция Таджуддина по отношению к Бибарсову носит во многом символический характер, ибо он 31 августа был избран имамом-мухтасибом представителями большинства приходов вышеупомянутых областей и не совсем понятно, какие приходы перейдут под юрисдикцию ДУМЕСа.

Кроме того, акция Таджуддина находится в некотором противоречии с соглашением Таджуддина и муфтия Духовного управления Татарстана Габдуллы Хазрата, заключенным 4 сентября. Напомним, что 4 сентября состоялась встреча муфтия ДУМЕСа Талгата Таджуддина с муфтием Духовного управления Татарстана Габдуллой Хазратом. После переговоров за закрытыми дверями стороны пришли к соглашению о следующем: Таджуддин признал факт создания Духовного управления мусульман Татарстана и избрания его муфтием Габдуллу Хазрата. Кроме того, стороны договорились о невмешательстве во внутренние дела друг друга и о прекращении поливания друг друга грязью. Однако, когда Талгат Таджуддин появился на студии телевидения «Татарстан», его встретил пикет из 60 активистов организаций «Намуз» и «Азатлык» и движения «Иттифак», пытавшиеся помешать его прохождению на студию. Однако с помощью своих телохранителей и милиции он все же попал на студию и сделал заявление.

22 октября в Казани состоялся съезд мусульман Татарстана, на котором присутствовал 291 делегат от 166 приходов республики.

Днем раньше состоялось заседание Высшего координационного центра мусульманских управлений, объединяющего духовные управления Татарстана, Башкортостана, Беларуси, стран Балтии, мухтасиббаты Свердловска, Саратова, Волгограда, Тюмени, Пензы, Кургана, Перми, Кирова, Удмуртии и еще ряда регионов, вышедших из состава ДУМЕСа. Председателем ВКЦ избран муфтий Духовного управления Татарстана Габдулла Хазрат. В совместной резолюции съезда и ВКЦ действия муфтия ДУМЕС Талгата Татжутдина квалифицируются как антиисламские. Его дальнейшее пребывание на посту муфтия расценивается как богохульство и оскорбление ислама. Имамы, поддерживающие Татжуддина, называются лицемерами и не будут допускаться к духовной деятельности. ВКЦ планирует изъять у ДУМЕС его собственность, включая комплекс зданий в Уфе. Участники съезда и члены ВКЦ ходатайствуют перед государственными органами о приостановке всех финансовых операций ДУМЕС.

Габдулла Хазрат заявил, что те приходы, которые не захотят войти в состав ВКЦ и не будут открыто поддерживать Татжуддина, смогут получить долю собственности ДУМЕС.

26 октября на заседании ВКЦ был принят устав ВКЦ и избран председатель. До освобождения комплекса зданий духовных управлений в Уфе решено резиденцию оставить в Казани.

Тем временем из Уфы поступили телеграммы с требованиями не собираться на съезд в Казани и сообщениями о том, что VI чрезвычайный съезд ДУМЕС произойдет в Уфе.

Таким образом, можно говорить о взаимном нарушении летнего соглашения сторон о невмешательстве в дела друг друга и попытке «нового» татарстанского духовенства возглавить мусульманское духовное управление и утвердить в нем гегемонию Татарстана. Присоединение к ДУМРТ приходов из различных регионов России и «ближнего зарубежья» показало, что эта задача выполнима. Очевидно, активность сторонников ДУМРТ будет усиливаться.

3.    МИЛЛИ МЕДЖЛИС И ДРУГИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

3.1.       Контакты милли меджлисов Татарстана и крымско-татарского народа; умеренная позиция Талгата Абдуллина

Милли меджлис татарского народа укрепляет внешние контакты и пытается активно участвовать в политике уже не только в Татарстане, но и в России и СНГ. В частности, интенсивно контактируют представители милли меджлиса с одноименной организацией крымско-татарского народа.

В интервью ПИА реис милли меджлиса Талгат Абдуллин подтвердил, что между милли меджлисами существуют достаточно тесные контакты, в том числе коммерческие (фирмы, связанные с национальным движением, осуществляют взаимные поставки). Национальное движение Татарстана помогает крымско-татарскому движению в строительстве поселков и в сборе денег на переселение крымских татар на историческую родину.

По его словам, милли меджлис отправил президенту Украины Леониду Кравчуку, председателю Верховного Совета Украины Ивану Плющу и председателю Верховного Совета Крыма Николаю Багрову телеграмму от имени татарского народа, в которой, в частности, говорится:»Неадекватное применение силы против своих граждан не поддается никакому пониманию. Милли меджлис крымских татар признаваем нами и, самое главное, самими крымскими татарами как высший представительный орган, и никто не в силах изменить этого. Во имя Аллаха и Бога призываем Вас к благоразумию и уважению исконных прав крымских татар, признанию их милли меджлиса. Да будет мир в Вашем доме».

7 октября состоялся телефонный разговор между Мустафой Джемилевым и Талгатом Абдуллиным. Последний заявил о солидарности национального движения Татарстана с крымскими татарами и о решимости поддерживать крымских татар всеми доступными средствами.

Говоря о ситуации в Крыму, Талгат Абдуллин заявил корреспонденту ПИА: «Мне трудно понять крымскую ситуацию, находясь в Татарстане. Но есть очевидные опасения, так как обстановка слишком накалена и приезжающие крымские татары часто терпят унижения. У них часто нет воды, и им не выделяются под застройку пустующие в Крыму земли. Отсюда и происходит самозахват, который потом в ряде случаев узаконивается. О выходе Крыма из состава Украины никто из крымских татар и речи не ведет, речь идет только о соблюдении элементарных прав человека. Кроме того, есть предложение сделать милли меджлис крымско-татарского народа одной из палат парламента Крыма, и его следовало бы рассмотреть». Завершая беседу, Талгат Абдуллин заявил, что искренне желает, чтобы все в Крыму закончилось мирно.

В официальной телеграмме, отправленной милли меджлисом татарского народа руководству Украины и Крыма, говорится о готовности сформировать отряды добровольцев для «помощи в отстаивании законных прав крымско-татарского народа».

В телеграмме Толгата Абдуллина этих слов не было. Реис милли меджлиса Талгат Абдуллин в интервью корреспонденту ПИА заявил, что не имел возможности связаться с членами президиума милли меджлиса, и отправил телеграмму от своего имени. Однако реакция остальных национал-радикалов оказалась более жесткой.

Ситуация с двумя телеграммами показывает, что в милли меджлисе, представляющем радикальное крыло в татарском национальном движении, существуют различные точки зрения на тактику поведения в том или ином случае. Более взвешенная и реалистичная позиция Абдуллина объясняется его положением в обществе (он депутат ВС Татарстана, заместитель директора ЕЛАЗа по экономике) и авторитетам у представителей законодательной и исполнительной власти, в отличие от представителей национального движения, не имеющих ни того ни другого.

Члены руководства милли меджлиса пока мягко, но постоянно критикуют своего лидера «за умеренность». Если Толгат Абдуллин уйдет с первых ролей в милли меджлисе, организация потеряет часть своего авторитета и радикализируется.

3.2.       Контакты Татарстана и Чеченской Республики

14 октября в Казани состоялась пресс-конференция гостей из Чеченской республики, прибывших для участия в Дне памяти защитников Казани, павших при обороне ее от Ивана Грозного в 1552 году.

По приглашению милли меджлиса в Казань прибыли госсекретарь Чеченской Республики, председатель президиума исполкома Общенационального конгресса чеченского народа и советник президента Чеченской Республики по вопросам религии Али Хаджи Искиев.

Прибытие президента Чеченской Республики Д.Дудаева ожидалось 15 октября. Однако, как заявили гости из Чечни, он не смог приехать, так как в последние дни было много телефонных звонков и телеграмм от официальных лиц Татарстана о том, что приезд Дудаева может осложнить обстановку в республике.

Гости из Чеченской Республики сообщили собравшимся о своих неудачных попытках встретиться с руководством республики, что неудивительно, так как в тот период ни одного из высших руководителей в Казани не было: Шаймиев находится с визитом в Турции, премьер-министр Татарстана Сабиров вместе с вице-премьером России Черномырдиным совершали поездку по республике, председатель ВС Татарстана, как и вице-президент, — в отпуске.

На пресс-конференции была дана характеристика взаимоотношений Чечни с Россией и другими государствами СНГ. Напомним, что Россия так до сих пор и не признала суверенитет Чечни, однако у Чеченской Республики есть экономические интересы в прилегающих районах РФ. Было заявлено, что страны Балтии были готовы признать Чечню практически сразу после провозглашения ее независимости, а на сегодняшний момент возможно признание Чечни также со стороны Турции и Кипра.

Конфликт в Абхазии был охарактеризован как прямое военное вмешательство госсовета Грузии и было высказано мнение, что если бы в Грузии находился у власти президент Звиад Гамсахурдия, который по-прежнему рассматривается руководством Чеченской Республики как законно избранный народом Грузии, то до подобных инцидентов дело бы не дошло. Также было заявлено о поддержке крымских татар, которым в случае их просьбы будет оказана и конкретная помощь.

По экономической ситуации в Чечне было заявлено, что, несмотря на имевшую место финансовую и экономическую блокаду республики со стороны Российской Федерации, Чечня сумела сохранить политическую и социальную стабильность. Буханка хлеба, например, стоит в Чечне 68 копеек, килограмм мяса — 70 рублей.

Чечня интенсивно ищет контакты как в России, так и в ближнем зарубежье. Примечательно, что руководство Татарстана сейчас не стремится к таким контактам на официальном уровне (хотя ранее они были), не желая подвергать риску российско-татарстанский переговорный процесс. Все контакты идут через милли меджлис.

3.3.       Положение в ТОЦ

6 октября лидер ТОЦ Марат Мулюков предложил «рецепт» для снятия разногласий в татарском национальном движении.

Он заявил, что подал прошение об отставке и предлагает совершить такой же поступок лидерам радикального крыла татарского национального движения, в частности Фаузие Байрамовой. Результатом подобного шага должны явиться, по мнению Мулюкова, консолидация и активизация татарского национального движения за счет прихода в его верхушку «молодежи».

Наблюдатели, однако, отмечают, что отставка М.Мулюкова вызвана падением его влияния в движении. Она предположительно будет принята Пленумом руководства движения 14 ноября; так как Мулюков являлся лидером организации с момента ее основания в 1988 году и в нынешней ситуации олицетворял собой умеренную линию в национальном движении (в августе им было подписано соглашение с партиями «федералистов», выражающими интересы русскоязычного населения и сторонниками подписания Татарстаном Федеративного договора), его уход приведет организацию, имеющую самое большое в Татарстане число местных отделений как в республике, так и за ее пределами, в лагерь национал-радикалов, группирующихся вокруг милли меджлиса.

3.4.       Деятельность радикальных национальных движений

3.4.1.      Проведение дня памяти защитников Казани, павших в 1552 году, и курултай «Азатлыка»

15 октября на площади свободы в Казани прошел митинг, организованный национальными движениями. В руках собравшихся можно было увидеть следующие лозунги: «Осудить и отмежеваться от палачей Ивана IV», «Татарстанскую нефть — народу Татарстана», «Дай Аллах сил милли меджлису в борьбе за избавление от колониального ига». На митинге выступили лидеры националов З.Зайнулин, Ф.Байрамова, М.Мулюков, представители Чечни, Башкортастона и крымских татар. Выступающие осудили предстоящую приватизацию, высказав предположения, что она может стать причиной разграбления собственности Татарстана. В этом же духе был освещен приезд в республику вице-премьера РФ Черномырдина, который находился вместе с премьером Татарстана Сабировым в поездке по республике. Предполагалось, что российский вице-премьер «приценивается» к татарстанским нефтяным предприятиям. Была высказана решимость бороться за независимость Татарстана. На митинге прозвучали требования запретить проникновение российских ваучеров на территорию Татарстана. Госсекретарь республики Чечня зачитал собравшимся послание своего президента Д. Дудаева, в котором тот выразил народу Татарстана свои соболезнования в связи с событиями 1552 года.

17-18 октября республиканский курултай провел союз татарской молодежи «Азатлык». Реисом идара (председателем правления) союза избран Талгат Ахмадишин (исполнявший эту должность после смещения реиса Ирека Гарипова). Центр организации решено из Казани перенести в Набережные Челны. Курултай отклонил предложение создать на базе «Азатлыка» Всемирную ассоциацию татарской молодежи, которая работала бы под эгидой исполкома Всемирного конгресса татар. Делегаты курултая мотивировали свое решение нежеланием ориентироваться на подконтрольные правительству и президенту Шаймиеву структуры и превращаться в «ручное» движение. Корреспонденту ПИА делегатами было заявлено, что в то же время они не хотят однозначно связывать «Азатлык» с милли меджлисом, хотя безусловно солидарны с ним в главном — в борьбе за воссоздание независимого государства татар.

3.5.       Закрытие газеты «Суверенитет»

В Приволжском районном суде в конце октября, в преддверии сессии, состоялся судебный процесс, итогом которого стало закрытие газеты «Суверенитет» — органа комитета «Суверенитет», выражающего позиции национально-радикальных организаций, по обвинению в разжигании межнациональной розни. По этому поводу отмечается давление со стороны радикальных политических организаций на министра печати Татарстана Хамматова, который и подавал на газету в суд.

Газета и ранее была известна как наиболее националистическое издание в республике, при этом газета выходила на русском языке, и потому представители русской общины неоднократно высказывались о недопустимости тона газеты, провокационном содержании ее материалов, оскорблениях русских политиков и русского народа в целом. Но ранее всех этих качеств газеты власти как бы не замечали.

Факт закрытия газеты можно расценить как демонстрацию татарстанским руководством беспристрастия и беспощадности в отношении организаций, нагнетающих национальную напряженность в республике и как наступление представителей власти на сложившиеся привилегии национальных организаций из-за нежелания дальнейшего усиления «националов».

3.6.       Изменения в «русском лагере». Образование ячейки Гражданского союза

21 октября прошла учредительная конференция республиканской молодежной организации ДПР. Конференция официально закрепила существование этой организации, фактически действующей уже около года. Конференция приняла резолюцию с требованием отставки председателя татарстанского отделения ДПР Рашита Ахметова, обвиняемого в «развале партии». Специальная резолюция посвящена протесту против деятельности протестантских миссионеров из-за границы, нарушающей, по мнению молодых дэпеэровцев, исторический баланс между исламом и православием в Татарстане.

В тот же день состоялась учредительная конференция республиканского отделения Гражданского союза. Ее провели молодежные организации ДПР и НПСР. Принятые ею резолюции называют основной целью татарстанского Гражданского союза сохранение целостности Российской Федерации, указывают как на альтернативу политике Гайдара «проведение реальных экономических реформ» (без дальнейшей расшифровки), требуют свободы перемещения капитала внутри РФ и снятия существующих ограничений, призывают оказывать поддержку лишь тому предпринимательству, которое «что-то производит».

Необходимо отметить, что Гражданский союз в Татарстане не включает в себя представителей военно-промышленного комплекса, директоров крупных предприятий и является всего лишь одной из новых демократических организаций, не имеющей ни влияния в обществе, ни серьезной поддержки «наверху». Количественный состав организации не превышает 50 человек, средний возраст участника — 22 года.

4.    ПОЛОЖЕНИЕ В ГОРОДЕ НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ.
НАЦИОНАЛЫ И АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАВОДА «КАМАЗ»

Нарастает конфликт между руководством АО «КамАЗ» и местными представителями татарского национального движения.Особенно он обострился после столкновения между «националами» и милицией 27 августа, в котором участвовал рабочий отряд содействия милиции с КамАЗа. Это стало причиной пикетирования здания дирекции представителями татарских национальных организаций, добивавшимися роспуска отряда и отставки генерального директора КамАЗа Николая Беха. Было также отправлено письмо президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву, в котором содержалось требование формировать состав руководства АО «КамАЗ» только из лиц татарской национальности. Говоря о директоре завода Бехе, националы употребляют выражение «деятельность в республике сионистской мафии», хотя Бех — украинец; вообще в высказываниях лидеров национальных организаций начинает проявляться антисемитизм.

Начинает активизироваться и противоположная сторона. 17 октября прошел митинг на литейном заводе КамАЗа, посвященный местному варианту национального вопроса. 13 октября с рабочими этого завода встретился мэр города Набережные Челны Алтынбаев, стремившийся успокоить рабочих.

Необходимо отметить, что Набережные Челны стали базой национальных формирований в Татарстане уже давно. Все национальные организации в городе едины в своей радикальности, противоречий между отделениями ТОЦ, «Иттифак» и другими организациями практически нет. 14 сентября 1992 года национальные организации Набережных Челнов приняли обращение «К чувашскому народу», в котором выразили решимость «сотрудничать со всеми национальными организациями, представляющими интересы порабощенных народов Российской империи, в целях общего национального освобождения...», призвали чувашские национальные организации к созданию Ассоциации народов Восточной Европы и Азии [4].

В мэрии Набережных Челнов каждую неделю заседает джиен — народное собрание татар — в количестве не менее 400 человек и решает вопросы повседневной жизни города. Джиен действует в контакте с городскими властями, налажено бесплатное обучение желающих (в том числе и нетатар) татарскому языку. Можно говорить о складывании в городе «татарской общины».

5.    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ РЕСПУБЛИКИ. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ПРОФСОЮЗАМИ

5.1.       Ваучеры в Татарстане

Ваучеры в Татарстане указом Президента Шаймиева вводятся и раздаются населению на месяц позже общероссийского срока. Представители национальных движений выступают вообще против ваучеров (3.4.1), считая, что Россия таким способом грабит Татарстан.

Отличие «ваучеризации» в Татарстане состоит в том, что в республике, в отличие от Российской Федерации, проведена переоценка основных фондов предприятий по ныне действующим ценам, то есть если в России ваучер стоит десять тысяч рублей по ценам 1990 года (сейчас — в 10, а по некоторым оценкам и в 100 раз больше), то в Татарстане ваучер стоит те же десять тысяч, но исходя из цен 1992 года. Таким образом, российские ваучеры могут составить лишь ничтожную долю средств, вкладываемых в приватизируемые предприятия.

Руководство Госкомимущества Татарстана заявило, что в республике будут выпущены собственные ваучеры, предназначенные для приватизации республиканских предприятий. Их предположительный номинал — от 40 до 60 тысяч рублей. Список предприятий, подлежащих выкупу за эти ваучеры, пока не определен. Проблему наверняка составят здесь предприятия ВПК — формально все предприятия на территории республики объявлены ее собственностью, реально же объекты ВПК финансирует Россия. Как решится эта проблема — покажет будущее.

5.2.       Торгово-экономические соглашения Республики Татарстан

24 октября завершается визит Президента Татарстана Шаймиева в Турцию. Первая попытка Шаймиева выехать в эту страну была заблокирована МИД Российской Федерации (не были оформлены документы). Несмотря на то что визит еще не завершен, уже известно, что турецкое правительство не идет на подписание межгосударственного политического договора, ожидая официального договора Татарстана с Россией и определения таким образом статуса республики. Подписаны документы по экономическому сотрудничеству.

4 ноября заключен торгово-экономический договор между Татарстаном и Венгрией. Татарстанская нефть по этому договору обменивается на сельхозпродукцию Венгрии; декларировано «сотрудничество в области налаживания переработки сельхозпродукции». М.Шаймиев сообщил на сентябрьской сессии ВС РТ, что добыча нефти в 1992 году по сравнению с 1991 годом в Татарстане сократилась на треть, а это значительно уменьшит возможности республики в области социальной политики и дотаций гражданам; цены в Казани уже поднялись и приблизились к среднероссийским, очередное централизованное повышение цен на продовольствие произошло 1 октября.

Как прежде Советский Союз, Татарстан строит свою экономику на нефтедолларах, за счет которых и поддерживается социальная стабильность. Это создает угрозу излишней зависимости республики от валютных поступлений. В то же время западные инвесторы считают республику чуть ли не самым стабильным регионом России; после подписания договора с РФ контакты с иностранным бизнесом активизируются и, возможно, экономика Татарстана получит возможность «выздороветь» раньше, чем общероссийская.

5.3.       Контакты правительства и профсоюзов

24 октября в субботу состоялась встреча активистов профсоюзов Татарстана с премьер-министром Мухамматом Сабировым и заместителем председателя ВС Александром Лозовым.

Встреча проходила в рамках всероссийской акции «День коллективных действий трудящихся».

На встрече профсоюзы выдвинули свои требования правительству республики: установить уровень минимальной зарплаты в 2,5 тысячи рублей, сохранить действующие цены на молоко, хлеб, картофель, принять закон об индексации доходов, осуществлять опережающие меры по социальной защите наиболее уязвимых слоев населения.

Вопреки прогнозам встреча прошла достаточно спокойно, и хотя правительство заявило, что удержать цены оно не в силах, так как политика шоковой терапии проводится правительством РФ и избегнуть ее последствий Татарстану не удастся, профсоюзы расценили итоги встречи как положительные.

Крепкая президентская власть, отсутствие конфликтов на властных уровнях дают возможность лидерам республики держать «в кулаке» профсоюзы и проводить независимую от них экономическую политику; это помогает сдерживать социальную напряженность и в конечном счете работает на стабильность — как политическую, так и финансовую.

Источники

1. Фоменко О. Казань и Татарстан в целом в рамках политического мониторинга ситуации в Поволжском регионе // Политический мониторинг/ ИГПИ.— М., 1992.— №2.

2. Фоменко О. Татарстан в августе 1992 года // Политический мониторинг/ ИГПИ.— М., 1992.— №7.

3. Фоменко О. Татарстан в сентябре 1992 года // Политический мониторинг/ ИГПИ.— М., 1992.— №8.

4. Обращение к чувашскому народу // Atalanu.— Чебоксары, 1992.— 8 октября 1993.

 

 

 



* В отчете использованы материалы Поволжского Информационного Агентства (Саратов).