Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Марий Эл

А. К.

Съезд марийского народа
в контексте общей ситуации
в Республике Марий Эл.

Усиление националистических тенденций
в руководстве

 

«Австралийские аборигены тоже за вами следят»

Леннарт МЯЛЛЬ, председатель Организации

непредставленных наций и народов

 

Ситуация в республике не претерпела значительных изменений. Несколько ухудшились взаимоотношения правительства и Верховного Совета, произошли незначительные перемены в составе правительства.

 

В результате деятельности депутатской комиссии Верховного Совета из 11 депутатов, созданной в связи с заявлением депутата ВС РФ С.Горбаня, были вскрыты факты коррупции ряда членов правительства и разбазаривания лесных ресурсов [5]. В отставку ушел министр экономики А.Федоров, вице-президент сумел вывернуться. Как следствие этого ухудшились отношения между правительством и Верховным Советом. Министром экономики назначен советник президента по экономической политике (с сохранением прежней должности, что вызывает недоумение у наблюдателей).

Председателю регионального отделения движения «Демократическая Россия» В.Трахтенбергу вторично была предложена должность министра экономики. Сам Трахтенберг был готов согласиться, но общее настроение местных демороссов было весьма негативно, поэтому «ДемРоссия» выдвинула заведомо неприемлемые для президента условия (потребовала еще несколько портфелей), на что Зотин пойти не мог, так как даже сама возможность назначения Трахтенберга вызвала очень резкую реакцию в правительстве.

В июне газета «Голос демократа» опубликовала статью Л.Ятманова «Он веру принял бы любую», в которой приводятся многочисленные факты злоупотреблений служебным положением нынешнего госсекретаря Н Рыбакова [4]. Никакой официальной реакции ни со стороны госсекретаря, ни со стороны правительства так и не было.

На сегодняшний момент сложилась патовая ситуация. Президент явно понимает необходимость перемен в правительстве, но приемлемых кандидатур нет — люди, способные работать на этих должностях, либо принципиально не хотят сотрудничать с сегодняшним правительством, либо лично не устраивают самого Зотина, либо вызывают резкое отторжение крайне консервативного и непрофессионального аппарата. На этом фоне происходит заметное усиление националистических тенденций.

В составе Верховного Совета на данный момент 140 депутатов. Один депутат покончил жизнь самоубийством, остальные либо умерли, либо перешли на работу в правительственные структуры. Деятельностью парламента недовольны как демократы, обвиняющие его в консерватизме, так и националы [1].

Происходит заметное усиление националистических настроений в правительстве (прежде всего в аппарате президента). Как отмечают наблюдатели, особенно этим отличается госсекретарь Н.Рыбаков, который был председателем оргкомитета Съезда марийского народа. В работе съезда принимал активное участие президент В.Зотин. Председатель Верховного Совета Ю.Минаков за все время съезда не произнес ни слова (съезд проходил на марийском языке, а Минаков по-марийски практически не говорит, что не помешало ему все два дня просидеть в президиуме).

Объясняется это, видимо, тем, что у правительства нет серьезной поддержки. Демократы настроены непримиримо. В обществе в целом правительство особым уважением не пользуется (в народе Зотина зовут «табачным президентом», что связано с особенностями избирательной кампании в декабре прошлого года), директорский корпус тоже не будет рьяно защищать правительство, давно показывающее свою очевидную некомпетентность. Националы же, представленные «демократическим движением «Марий Ушем» и крайне националистической организацией «Кугезе мланде», также не питают особой любви к руководству республики. Связано это прежде всего с этническим фактором — аппарат президента почти сплошь состоит из горных мари, а руководство «Марий Ушем» и «Кугезе мланде» — из луговых (соотношение горных и луговых мари в республике примерно 1:8). Президент тем не менее пытается поставить на националов и снять противоречия между горными и луговыми мари, что ему, однако, плохо удается

В этой ситуации участие правительства в организации и проведении Съезда марийского народа выглядит закономерной, но со всех точек зрения крайне непрофессиональной акцией.

Ситуация в средствах массовой информации удручающая. Газета «Марийская правда» по информативности напоминает саму себя лет 10 назад. Газета Верховного Совета «Республика», несмотря на более современный внешний вид, полностью потеряла свое лицо после увольнения нескольких сотрудников политического отдела, позволявших себе некоторую независимость суждений (произошло это после вызова президентом «на ковер» главного редактора газеты). Тираж «Республики» — около 5 тысяч, выходящей раз в неделю городской газетя «Йошкар-Ола» — 11 тысяч, у «Голоса демократа» — 2 тысячи, у «Марийской правды» — 47 тысяч (в основном за счет села). Газеты националистического направления «Кугарня» (газета Министерства культуры) — 4 тысячи, «Марий чанг» (выходит нерегулярно) — 3 тысячи. Фактически вся реальная информация о положении дел в республике закрыта.

1.    МАРИЙ КАЛЫК ПОГЫН (СЪЕЗД МАРИЙСКОГО НАРОДА)

30 и 31 октября в столице республики Марий Эл Йошкар-Оле прошел Съезд марийского народа. На съезд были избраны делегаты из Марий Эл и мест проживания марийской диаспоры. Всего было избрано более 500 делегатов. На съезде присутствовали заместитель премьер-министра Татарстана, председатель облсовета Кировской области А.Костин, президент Чувашского национального конгресса Атнер Хузангай, председатель Организации непредставленных наций и народов (ОННН) Леннарт Мялль, заместитель председателя Госкомнаца РФ В.Шамшуров, второй заместитель министра иностранных дел Эстонии.

Съезд принял декларацию о статусе, в которой определил себя как «Высшее представительное собрание народа мари», и обратился к Верховному Совету РФ с просьбой признать статус съезда и признать его правомочность.

На съезде избраны руководящие органы — Большой Совет (Мер Канаш), состоящий из 52 человек, президиум Мер Канаша из 9 человек и председатель (онже) Мер Канаша.

Проведение съезда с организационной точки зрения не выдерживает никакой критики. Проекты резолюций в напечатанном виде появились только в 17 часов, секционные заседания решено было не проводить, так что все два дня проходили пленарные заседания. Съезд решено проводить раз в два года, тем не менее состав Мер Канаша избран на 4 года. На призывы привести в соответствие эти две цифры из президиума прозвучала фраза: «Но ведь никто не мешает переизбрать тех, кто плохо будет работать, на следующем съезде».

Работа съезда проходила с явными нарушениями не только общепринятых норм, но и собственного регламента. Легитимность решений съезда можно подвергнуть сомнению сразу по нескольким основаниям — прежде всего по нарушениям регламента съезда в процессе его работы и по результатам выборов делегатов на съезд. (Один пример: в Марийском НИИ языка, истории и культуры из 52 сотрудников 47 — марийцы. На собрание по выдвижению выборщика на городскую конференцию пришло 8 человек, тем не менее выдвижение произошло.) По беглым наблюдениям, социальный состав делегатов съезда практически идеально воспроизводит социальный состав типичной партконференции.

Большая активность на съезде наблюдалась со стороны эстонцев. По замечанию одного из участников съезда, во второй день сложилось впечатление, что половина марийцев проживает в Эстонии. Как с радостью сообщил второй заместитель министра иностранных дел, в Эстонии сейчас обучается несколько десятков марийских студентов (звучали различные цифры — от 30 до 64, по какой же специальности обучаются эти студенты, видимо, никто на съезде не знал), а 4 марийца учатся в академии МИД Эстонии. «Это будущие марийские дипломаты», — сказал выступающий.

Почти все выступившие на съезде эстонцы отмели обвинения в нарушениях прав человека в Эстонии и заявляли, что права человека нарушаются в республике Марий Эл, имея в виду ущемление прав марийского этноса. Особым духом отличалось выступление Яака Прозеса — председателя общества «Эстония — Марий Эл» и вице-президента организации «Финно-Угрия», объединяющей 40 организаций. Прозес говорил по-эстонски, а заключил свою пламенную речь фразой: «Вы не думайте, что вас 670 тысяч. Вы — финно-угры, вас 26 миллионов!» Означенное высказывание вызвало бурный восторг зала. Также отмечались особенные успехи марийского народа в деле борьбы за свои права. (Как известно, «Марий Ушем» от имени марийского народа стал одним из первых членов ОННН.) Видимо, особенные успехи — это прилежное копирование опыта эстонских националистов, в чем именно «Марий Ушем» и преуспел на фоне других подобных финно-угорских обществ, более ориентирующихся на собственные интеллектуальные силы. Основная мысль выступления Леннарта Мялля, председателя ОННН, свелась к тому, что марийцы являются примером для многих народов на всем земном шаре. «Австралийские аборигены тоже за вами следят», — сказал Л.Мялль. Из-за одного эстонского гостя, Харью Нидусаара, разгорелся крупный скандал. Нидусаар получил приглашение на съезд, подписанное, как он посчитал, Никандром Поповым, кандидатом исторических наук, членом оргкомитета съезда. В середине первого дня работы съезда делегат Л.Иванова, директор училища культуры, заявила, что в 12 часов ночи в гостиничный номер к Нидусаару, представителю Эстонского конгресса и Организации непредставленных наций и народов, ворвались работники Министерства безопасности, потребовали с него какие-то доллары и предложили в течение 24 часов покинуть Республику Марий Эл, ссылаясь на распоряжение президента. В конце своего сумбурного выступления Иванова неожиданно, безо всякой связи с вышеизложенным, призвала к созданию национальной гвардии, что вызвало одобрительную реакцию аудитории. В ответ на это госсекретарь Рыбаков объяснил, что приглашение Нидусаару было направлено другим Поповым — активистом «Марий Ушема», директором Йошкар-Олинской обувной фабрики (кандидатом на пост президента от «Марий Ушем» на прошлогодних выборах). Ни правительство, ни тем более президент не имели ни малейшего понятия об этом эстонце, никаких распоряжений президент не отдавал, ни о каких действиях МБ правительство не знает. Выступивший затем председатель правления «Марий Ушем» Пектеев также отмежевался от этого инцидента, но мимоходом признался, что Нидусаар хорошо известен руководству «Марий Ушем» и что он «помогал готовить документы, в частности второго съезда «Марий Ушем». Инцидент имел продолжение — в конце дня второй раз выступил председатель ОННН Л.Мялль. Он попрощался с участниками съезда в связи с отъездом «на Запад» и заявил, что Нидусаар не имеет никакого отношения к Эстонскому конгрессу, так как конгресс уже не существует, и к ОННН. Сам Нидусаар попросил слова, во время произнесения которого предъявил бумажку, подписанную двумя членами эстонского парламента, в которой он назывался представителем Эстонской республики в финно-угорских республиках России, и попросил позволить ему присутствовать на съезде. Что произшло в действительности — неясно. По утверждению одного из делегатов, он слышал, как пресс-секретарь президента В.Яналов с возмущением спрашивал у Нидусаара, зачем тот приехал.

Видимо, инцидент отражает тщательно скрываемую борьбу за власть в руководстве «Марий Ушем», связанную в основном с борьбой различных кланов луговых мари.

Вечером этого же дня в одиннадцатичасовом выпуске новостей радио России в сообщении собкора российского радио и телевидения Алексеевой был упомянут призыв к созданию национальной гвардии. Это вызвало бурную реакцию на следующий день — одни делегаты потребовали пресечь подобные высказывания на съезде, другие — осудить Алексееву, сама Алексеева потребовала извинений, кои и были даны со стороны Ивановой. Директор училища культуры заявила, что она и не думала призывать к созданию вооруженной национальной гвардии.

Охрана здания Марийского театра, где проходил съезд, осуществлялась силами МБ республики, правда, охранники утверждали, что они из МВД. Спецкора газеты «Волга—Урал» Л.Ятманова, известного своими демократическими взглядами, на съезд не пустили, не помогли и ссылки на Закон РФ о печати. Зато в фойе съезда все два дня шла продажа специфических изданий, из которых явными выходными данными обладали только газеты «День» и «Советская Россия», журнал «Кубань» и книги известного в определенных кругах «ученого» Климова («Красная каббала», «Протоколы красных мудрецов» и т.п.), остальная же печатная продукция относится более к самиздату ярко выраженного «памятного» направления. Продавал весь этот дефицит председатель московской организации «Марий Ушем» (представлявший на съезде московских марийцев).

В целом работа съезда была достаточно бессистемной. Руководство «Марий Ушем» явно не выполнило своей программы-максимум: не удалось провести все свои резолюции, не удалось принять национальный флаг марийцев. Однако этот частичный «неуспех», во-первых, объясняется прежде всего низким уровнем самого руководства «Марий Ушем», а во-вторых, не имеет решающего значения. Председатель Мер Канаш А.Пектеев (который также является председателем правления «Марий Ушем» и художественным руководителем Марийского театра), видимо, без особых проблем наверстает упущенное.

В принятых на съезде резолюциях выдвигается требование создания профессионального парламента из 50 человек, выборы в верхнюю палату которого (30 человек) должны проходить с учетом квоты национального представительства. «В целом» принята безграмотная резолюция по экономике, подготовленная «Марий ушем». Настойчиво упоминается необходимость придания марийскому языку статуса государственного (или официального) в местах компактного проживания марийцев, с каковой целью и должны быть направлены обращения к руководству соответствующих регионов (прежде всего Башкортостана и Кировской области).

Съезд закончил довольно длительный процесс легитимизации представительства марийского этноса, шедший до этого в узких рамках «Марий Ушем». «Марий Ушем» не пользовалось особенно большой популярностью у марийцев. Теперь же у активистов национального движения, которые недостаток интеллектуальных усилий с лихвой возмещают большой активностью, появилось благодатное поле для деятельности. Видимо, правительство Марий Эл и дальше будет финансировать структуры съезда. Более того, руководство съезда открыто надеется на помощь и со стороны Российской Федерации, и нельзя исключить того, что эта помощь будет оказана. Нельзя в связи с этим не отметить, что Госкомнацем РФ было выделено на организацию съезда 200 тысяч рублей, причем не оргкомитету, а непосредственно «Марий Ушем».

Какие-либо практические выводы, видимо, делать еще рано. С одной стороны, лидеры националов и симпатизирующие им члены правительства (прежде всего госсекретарь) обладают крайне низкими организаторскими способностями, с другой стороны, слепое копирование эстонского опыта и ставка на примитивные средства борьбы способны вызвать сильную реакцию со стороны русского населения республики.

Источники

1. Проекты документов 111 съезда мари.— Йошкар-Ола, 1992.

2. Резолюция съезда народа Мари «О первоочередных задачах развития экономики Республики Марий Эл» (проект).— 1992.

3. Резолюция о статусе съезда народа мари (проект).— 1992.

4. «Он веру принял бы любую...» (Штрихи к портрету) // Голос демократа.— Йошкар-Ола, 1992.— №6 (19).

5. О результатах депутатского расследования // Голос демократа.— Йошкар-Ола, 1992.— №7 (20).

6. Список народных депутатов Верховного Совета Марийской республики двенадцатого созыва // Голос демократа.— Йошкар-Ола, 1992.— №9 (22).