|
Новое на сайте |
С. Р.
Астрахань и
Астраханская область
Сентябрь и начало октября 1992 года
В сентябре в политической жизни Астрахани и Астраханской области наблюдался процесс медленного преодоления летней относительной бездеятельности. Незначительно активизировались как демократические, так и левые группы, идет процесс становления новых организаций («Гражданский союз», Партия экономической свободы (ПЭС)); начинается обличительная кампания против чиновников обладминистрации — выходцев из демдвижения.
В экономической жизни, во властных структурах (за исключением создания на сессии облсовета депутатской группы «Коммунисты России») — без существенных перемен.
На сессии (8-10 сентября) был заслушан отчет о работе администрации, не вызвавший особых дискуссий, вопрос о недрах Астраханской области, о годовом бюджете — всего восемнадцать пунктов повестки. «ДемРоссия» организовала пикет под девизом: «Депутаты сдавайте мандаты!»; распространялись листовки, которых совмещение депутатства и работы в обладминистрации квалифицировалось как нарушение закона [1]; описывалась запутанная история с денежными махинациями председателя бюджетной комиссии, одного из лидеров местного отделения Народной партии свободной России (НПСР) Н.Повериной (организация курсов английского языка для местной элиты с миллионной оплатой, частые поездки Повериной за границу и т.п.). Пикетчики потребовали распустить малый совет, который, по их мнению, тормозит ход экономических и демократических преобразований в области.
На сессии была создана и зарегистрирована депутатская группа «Коммунисты России». В нее вошли 40 человек (из почти двухсот депутатов облсовета). На первых ролях в группе — бывший первый секретарь обкома РКП/КПСС Горбунов (ныне директор одного из коммерческих банков Астрахани), секретарь по идеологии Аракелян; председателем группы стал депутат облсовета Котов.
На сессии было принято решение об избрании судей на пожизненный срок малым советом (?!).
Из-за отсутствия кворума сессия была прервана и продолжила работу 29 сентября. На ней была завершена работа над бюджетом и его принятие, которое прошло мирно, без антиобластнических выступлений (подробной информации пока нет); а также, по предложению «Дем.России», состоялось обсуждение работы правоохранительных органов области.
Оппозиция в Астрахани существует практически исключительно во внепарламентской форме. Трения внутри облсовета и облсовета с обладминистрацией минимальны, несмотря на «идейное» противостояние «консерваторов» И демократов.
В «Астраханских ведомостях» опубликована аналитическая справка администрации области «Валютный фонд Астраханской области: формирование и использование». На 1 января 1992 года валютный фонд области составлял 23 тысячи 600 долларов США (более свежих данных не приводится). Основные источники валютных поступлений — экспорт рыбы и икры, природного газа, дизельного топлива и мазута. Основные статьи расходов — зарубежные командировки должностных лиц, приобретение запчастей и расходуемых материалов к оргтехнике, экипировка для гандбольного клуба «Динамо».
Глава администрации области А.Гужвин принял участие в первом всемирном конгрессе казахского народа (как руководитель делегации астраханских казахов). Были достигнуты соглашения об установлении между Астраханской областью и Казахстаном связей в сферах образования, здравоохранения, культуры, спорта и заключении хозяйственных договоров с отдельными областями Казахстана. Подписание данного пакета документов состоится в Астрахани во время Дней казахской культуры 8-10 октября (в Астраханской области живут 130 тысяч казахов). В администрации Астраханской области создана рабочая группа для разработки соглашения по экономическому сотрудничеству и социально-культурным связям области с отдельными областями Казахстана. Руководителем группы назначен заместитель главы областной администрации Табарак Мухатов.
17 сентября начала работу 13 сессия городского совета народных депутатов. На ней депутаты обсуждали предложения администрации города о повышении платы за жилье и коммунальные услуги. Активисты астраханского отделения ОФТ выставили по этому случаю пикет у здания областной администрации.
В соответствии с Указом Президента России, местным органам исполнительной власти выдана квота на экспортируемую областью продукцию. Астраханская область получила квоту на 20 тыс.тонн дизельного топлива и 15 тыс.тонн мазута. Эта продукция экспортируется объединениями «Нижневолжскнефть» и «Астраханьгазпром». Начальник Управления внешнеэкономических связей администрации области Марк Карпюк выразил в связи с этим надежду, что уже в октябре на счет местного бюджета будут положены немалые валютные средства. Большую их часть предполагается использовать на нужды здравоохранения и в первую очередь — детского. Часть валюты пойдет на закупку комбикормов для сельского хозяйства области и дотацию продуктов питания. Распоряжаться валютными средствами будет специальная валютная комиссия, в которую войдут члены администрации области и облсовета (см. 1.1.2.).
Почему-то считается, что порт может стать «южными воротами России». Ожидается выгода от морской торговли со странами ближнего зарубежья и Ираном. 8 сентября газета «Волга» опубликовала статью «Морской торговый: первые шаги», сообщающую о морской торговле, уже ведущейся через астраханский порт. Главным партнером в ней выступает Иран.
Управлению сельского хозяйства администрации Астраханской области поручено создать посредническое агентство по оказанию помощи сельским товаропроизводителям по реализации бахчевых культур за пределы области. Приватизация овощных баз и магазинов Астрахани по решению малого совета облсовета, собравшегося обсудить этот вопрос по предложению администрации, отложена на пять месяцев. Мотивировалось это решение боязнью перепрофилирования объектов, что могло бы привести к голоду в Астрахани.
Магазины и базы являются предметом имущественного спора между городом и областью и в настоящий момент по решению сессии облсовета отнесены к собственности области. В то же время опыт приватизации городского фонда имущества позволил бы провести приватизацию при сохранении профильности [2].
В начале октября стало известно о создании по крайней мере двух инвестиционных фондов — один создается при участии «Гражданского союза», другой — «Дем.России». Последняя организация совместно с Общественным комитетом Российских реформ (ОКРР) создала также пункт по разъяснению населению операций с ваучерами.
Комиссию обладминистрации по работе с ваучерами возглавляет первый заместитель главы демократ А.Жилкин.
Контрольное управление администрации Астраханской области начало выяснение обстоятельств незаконного взимания с граждан платы за внесение их паспортных данных в списки получателей приватизационных чеков. Поводом для разбирательства послужило обращение в контрольное управление одной из жительниц Астрахани. Она сообщила, что в ЖЭКе за оформление права на получение ваучера с нее взяли 4 рубля помимо комиссионных. Контрольное управление заявило, что любое взимание денег свыше комиссионных в размере 25 рублей является незаконным и обратилось к населению с просьбой сообщать обо всех подобных нарушениях.
Одной из главных проблем при выдаче ваучеров будет, видимо, наряду с составлением списков граждан, выделение банкам дополнительных помещений.
Администрация Астраханской области приняла решение перечислить на счет фонда поддержки предпринимателей области 7 миллионов рублей. Фонд был создан по инициативе областного комитета по управлению государственным имуществом.
Городским советом было принято решение о стимулировании молодежного предпринимательства. В соответствии с этим решением любое вновь образованное на территории города предприятие может получить статус молодежного, если 80% его работников моложе 30 лет и предприятие не занимается посреднической деятельностью. Статус дает предприятию льготы на первые три года. Ходатайство о предоставлении статуса молодежного предприятия возбуждает отдел по делам молодежи городской администрации совместно с комиссией по делам молодежи горсовета.
В газете «Волга» от 5.09.92г. сообщалось о проведении социологического исследования среди молодежи области, в результате которого было выяснено, что «молодое поколение выбирает предпринимательство».
Астраханский облсовет решил допустить к участию в малой приватизации иностранных инвесторов. Это делается с целью поощрить конкуренцию покупателей на аукционах и коммерческих конкурсах. Депутаты надеются, что Астрахань, ставшая ныне южным форпостом России и ее единственным крупным портом на Каспии, привлечет к себе внимание зарубежных предпринимателей. Астраханский фонд муниципального имущества (фактически эту идею «толкавший») также пригласил к участию в намеченных на 11 и 25 сентября торгах частных лиц фирмы из ближнего и дальнего зарубежья.
В городе проведено уже три аукциона, на которых продано 17 объектов на 90 миллионов рублей. На сентябрьских торгах было выставлено 11 магазинов, кафе, ресторан и пивной бар и 4 объекта незавершенного строительства (более полная информация по этим торгам пока отсутствует).
В связи с тем, что в 4-6 раз выросли цены на зерно и муку, ввозимые на территорию области (в аграрном секторе области зерновые играют незначительную роль), 1 сентября подняты цены на хлеб, хлебобулочные продукты, макаронные изделия, крупы, комбикорма. В принятом по этому поводу администрацией области распоряжении говорится, что для постепенного повышения цен на хлебобулочные изделия необходимо будет увеличить дотацию хлебопроизводителям с 30 млн. руб. в августе до 94 млн. руб. в сентябре. Согласно перечню утвержденных на сентябрь текущего года предельных розничных цен, хлеб пшеничный формовой подовой стоит теперь 12 руб. против 6 руб. в августе.
По информации Управления труда и занятости областной администрации прожиточный минимум жителя Астрахани составляет 2058 рублей («Волга» от 8.09.92г.).
«Волга» 12 сентября поместила на своих страницах обзор писем читателей о политическом и экономическом положении в России с комментариями редакции под названием «Между прошлым и будущим». Среди подзаголовков обзора: «Верните нас в застой!», «Доперестраивались!» и др., а в качестве эпиграфа к материалу взята частушка, прозвучавшая на одном из антиправительственных митингов: «Мы по рыночной модели перестроиться хотели, но от дикой той модели как бы все не околели».
По информации «Астраханских ведомостей» от 17 сентября («Товарообмен в области») Астраханская область больше ввозит, чем вывозит.
3 и 4 октября в центре города велись военные действия с применением огнестрельного оружия. Областной УВД занимается расследованием. В народе считается, что имело место — впервые в городе — разбирательство между экономическими «мафиозными» группировками.
Пока, по сообщению командира оперативно-боевой группы «Антитеррор» Управления Министерства безопасности России по Астраханской области подполковника В.Белоусова, за два года существования этой группы в настоящем деле она побывала три-четыре раза.
Социально-административный аспект в экономической сфере по-прежнему наиболее актуален.
УВД Астраханской области распространило обращение к гражданам, в котором призывает население добровольно сдавать имеющееся на руках огнестрельное оружие. В связи с обострением обстановки в кавказских республиках ближнего зарубежья на территории Астраханской области резко возросло количество изымаемого огнестрельного оружия, как охотничьего, так и армейского образца, попадающего в область прежде всего из бывших кавказских республик СССР. За первое полугодие текущего года милицией было изъято 152 ствола охотничьего оружия, 13 стволов армейского вооружения, 17 обрезов, 7 самодельных пистолетов, 6 гранат и других взрывных устройств. А добровольно сдано астраханцами в это же время всего 80 стволов огнестрельного оружия.
Представители астраханского казачества заверили, что в случае возвращения казакам ранее принадлежавших им земель они займутся исключительно экологически чистым земледелием, возрождением садов и поведут непримиримую борьбу с браконьерами. Они предложили также создать на границах Астраханской области таможни и разъезды.
С 19 по 23 сентября в городе проходили дни ногайской культуры. 20 сентября начались дни татарской культуры, организованные национально-культурным татарским обществом «Дустлык» [3].
Образованное 29 августа чечено-ингушское общество «Вайнах» в сентябре зарегистрировано отделом юстиции обладминистрации. Общество объединяет жителей Астрахани и пяти сельских районов области. Руководящий орган — исполнительный комитет во главе с директором строительной организации депутатом облсовета Саидом Наджибовичем Гаербековым.
(В Астрахани и области живет около 8000 чеченцев; численность ингушей не превышает 1000 человек.
В создании совместного (чечено-ингушского) общества в Астрахани, когда на Кавказе Чечено-Ингушская АССР распалась на независимую Чеченскую Республику и Ингушетию в составе РФ, заметна направляющая рука астраханских властей. Возможны конфликты и распад общества в самом скором будущем.)
1 октября стало известно, что на следующей неделе на территорию Астраханской области должны прибыть русскоязычные беженцы из Таджикистана. Предполагается, что их будет несколько тысяч. Следует отметить, что впервые в Астраханскую область беженцы прибывают организованно. Астраханские власти находятся в размышлениях по поводу обеспечении беженцев работой и жильем. В приеме беженцев задействованы службы охраны правопорядка, органы здравоохранения и Красный Крест. В связи с предстоящим событием город посетила правительственная комиссия Госкомитета по чрезвычайным ситуациям.
На 1 июля в Астраханской области было зарегистрировано 276 беженцев, хотя число незарегистрированных, по-видимому, намного больше.
Продолжается развитие конфликта между экологами и «зелеными» с одной стороны и представителями «Газпрома» — с другой. Причиной конфликта является строительство второй очереди Астраханского газо-конденсатного завода (АГКЗ) (без проведения экологической экспертизы и невзирая на отрицательные заключения независимых экспертов). Сейчас поднимается вопрос о ревизии экспертных заключений Комитета по экологии РФ (из которых два или три отрицательные) по проекту второй очереди АГКЗ.
Газо-кондесатный завод в Аксарае (80 км от Астрахани), являющийся на сегодня одной из самых больных точек области в экологическом отношении, работает без госэкспертизы с 1986 года. Строительство второй очереди практически завершается Астраханское газоконденсатное месторождение характеризуется высоким — до 26% — содержанием сероводорода (относящегося к СДЯВ — сильно действующим ядовитым веществам), в связи с чем вокруг АГКЗ установлена 8-километровая зона поражения (в которую, кстати, попадает село Сеитовка Красноярского района, на отселение его жителей требуется 12 млрд. рублей). Пятилетний опыт АГКЗ показал, что потери серы в виде ее соединений, выбрасываемых через 200-метровые трубы в атмосферу, составляют до 1 млн.тонн в год.
Учеными Московского и Ленинградского госуниверситетов установлено, что воздушными загрязнениями от Астраханского ГКЗ в Аксарае в 1989 году урожайность сельхозкультур снижена в среднем на 50% по области, биологическая активность почв снизилась в 14-43 раз. На всей территории области наблюдаются случаи острого и хронического поражения растений неинфекционного характера: в 1987 году — в одном хозяйстве, в 1988 — в десяти, в 1989 — в 23. 1988-1989 годах в Красноярском и Ахтубинском районах Астраханской области от газовых выбросов АГКЗ погибло более 35 тысяч баранов [4].
В газете «Волга» 16 сентября помещена статья председателя комитета экологии и природных ресурсов Ю.Чуйкова о программе экологического оздоровления Астраханской области.
Астраханским областным комитетом по охране природы и земельным комитетом совместно с Московским институтом мониторинга Москвы разрабатывается программа экологического мониторинга дельты Волги. Одновременно местные «зеленые» ведут активную лоббистскую деятельность во властных структурах с тем, чтобы разрабатываемая программа (заведомо весьма и весьма дорогостоящая) была принята в полном виде.
19-20 сентября в Доме природы прошла выставка «Богатства Астраханской области и охрана окружающей среды». Выставка была организована областным комитетом охраны природы и облагропромом.
Областная администрация выделила 500 тысяч рублей из внебюджетного экологического фонда на мероприятия по вывозу пестицидов и других ядохимикатов, скопившихся на территории Русловского района города Астрахани.
8 октября на встрече лидеров местных организаций НПСР, Демократической партии России (ДПР), Республиканской партии Российской Федерации (РПР), Союза «Обновление» был создан политсовет «Гражданского союза» в составе 6 человек. Планируется создание в облсовете фракции «Гражданский союз», лидерами которого должны стать председатель планово-бюджетной комиссии, член правления местной организации НПСР Н.Поверина (см. о кампании против нее, организованной демороссами 1.1.1.) и председатель комиссии по гласности, председатель областной организации ДПР Б.Карпачев.
«Гражданский союз» надеется получить контроль над одним, а, может быть несколькими инвестиционными фондами.
Организации, входящие в «Гражданский союз», плюс ПЭС намерены в ближайшее время приступить к созданию еще одного демократического блока — Совета конструктивных сил.
7 сентября по инициативе астраханских отделений Партии экономической свободы, Республиканской партии России и независимых юристов отдел взаимодействия с общественными организациями обладминистрации провел совещание-семинар на тему: «Правовые вопросы создания и деятельности третейского суда для разрешения экономических споров». Были рассмотрены основные принципы временного положения о третейском суде, утвержденного ВС России. Результатом совещания стал протокол о создании третейского суда, который подписали генеральный директор астраханско-канадской ассоциации фермеров Леонид Самоделкин, председатель астраханского отделения международного фонда поддержки экономических реформ в России Александр Ломакин, директор МКПП «Волга» областного отделения Всероссийского общества инвалидов Анатолий Митрофанов, директор астраханского отделения банка «Менатеп» Дмитрий Кудинов. О своем намерении подписать протокол сообщили представители банков, предприятий и учреждений области.
7 сентября состоялось заседание пленума совета представителей астраханского регионального отделения движения Дем.Россия. Пленум утвердил рабочую группу в составе пяти человек, которая позже подготовила и провела собрание граждан, на котором была избрана инициативная группа по сбору подписей в области за проведение референдума в России о созыве Учредительного Собрания и о введении частной собственности на землю.
Была также создана комиссия по правам человека, куда вошли активисты Дем.России и представители некоторых средств массовой информации области — всего семь человек. Председателем комиссии избрана руководитель астраханского отделения Демроссии Н.Соколова. Несколько человек, подвергшихся психиатрическим репрессиям, были, по инициативе Соколовой, освидетельствованы в Международном центре психиатриии Царегородцева, где во всех случаях было дано заключение о том, что никто из освидетельствованных психически больным не является. Астраханская Дем.Россия добивается возбуждения уголовного дела против врачей-психиатров, принимавших активное участие в психиатрических репрессиях в Астрахани. Тяжба самой Соколовой [5] со школой, откуда она была уволена два года назад, вступила, видимо, в заключительную стадию — из Генеральной прокуратуры РФ ей была получена бумага, в которой сообщается, что против руководства школы возбуждается уголовное дело.
Дем.Россия организует разъяснительную работу среди населения по вопросам ваучеризации, готова участвовать в создании инвестиционного фонда.
В телевизионной передаче лидеры организации заявили о переходе в «конструктивную оппозицию» к местной власти и персонально главе обладминистрации А.Гужвину. Они сообщили, что движение готово выдвинуть кандидатов на выборах глав администраций области, города и его районов и ряда сельских районов, если выборы состоятся в обозримом будущем. В предлагаемом астраханскими демороссами листке о сборе подписей за всероссийский референдум о частной собственности на землю включены также вопросы об Учредительном собрании и необходимости назначения выборов глав администраций.
Независимый клуб избирателей на состоявшемся 21 сентября заседании принял заявление, в котором говорится, что Малый Совет областного совета народных депутатов является неконституционным органом, а посему подлежит роспуску. Недопустимой считается также передача права пожизненного избрания судей малому совету, как это решила последняя сессия облсовета.
В статье координатора астраханского отделения Социал-демократической партии Российской Федерации (СДПР) Сергея Силина «Наши предложения» предлагается поставить заслон «прихватизации» и «сосредоточению собственности в руках номенклатуры и мафии» (в Астраханском отделении СДПР имеют членство 2 человека).
6 сентября состоялся митинг, организованный астраханским отделением Объединенного фронта трудящихся (ОФТ). Обсуждались проблема Курильских островов и грядущая «ваучеризация». Среди лозунгов митинга были: «Акула капитализма занесла свои челюсти над нашими жизнями!» и «Не отдадим Курилы!». Собравшиеся приняли решение направить телеграмму в адрес российского правительства и ВС РФ с требованием не отдавать Курильские острова Японии, так как это на руку агентам мирового империализма. Митингующие назвали ваучеры «очередным грязным трюком погрязшего во лжи и коррупции правительства». Лидер ОФТ Олег Шеин заявил, что устранение режима Ельцина становится насущной необходимостью.
В упоминавшемся в 5.5. номере еженедельника горсовета «Горожанин» от 14 сентября опубликована статья местного политолога Петра Силинова «Клевета и ненависть — их неизменное оружие», посвященная проведенному 6 сентября ОФТ митингу. В выступлениях митингующих, по словам Силинова, преобладает тенденция к использованию имеющихся проблем, упущений, ошибок с целью противодействия политической и экономической модернизации страны, оболванивания людей, восстановления тоталитарной коммунистической системы.
В дополнение к предыдущему отчету и в связи с материалами настоящего отчета необходимо внести некоторые коррективы в общие принципы понимания ситуации в Астраханском крае.
Во-первых, возможно, что кредитно-дотационно-льготноссудно-компенсационная практика [6] значима для характеристики края не только сама по себе. Возможно, она повторяет повсеместную практику — но то, что она является стержнем политики руководства, в полном объеме ретранслируется средствами массовой информации и является специфическим именно для Астрахани. То же можно сказать и о подходе к национальной проблематике [7] значима для характеристики края не говоря уже о собственно социальной — беженцы, безработица и т.п.. Не само по себе число проживающих в области национальностей — 105 — и, в какой-то мере, не сама по себе численность национальных групп значимы для характеристики края. В Саратовской области, например, по последней переписи, проживают представители 110 национальностей. Но важна всеобщая — как на уровне власти, так и на уровне «повседневности» — «направленность на» (интенциональность) эти обстоятельства.
Во-вторых (и это связано с «во-первых»), требуется еще разобраться, не является ли область, ставшая теперь пограничной, более «относящийся» к южному, чем к поволжскому региону. Возможно, что социально-экономическая и политическая проблематика края более объяснима при подходе к ней в рамках общеюжной проблематики. По крайней мере, заведомо ясно, что Астраханская область является переходным случаем, и лишь в контексте Поволжья многие вещи не совсем прояснимы. Так, социальная ориентация края может найти аналог у соседей по южному региону, — поволжские ближайшие соседи — Волгоград, Саратов, Самара в этом отношении коррелируют с Астраханью слабо.
Источники
1. С.Р. Астрахань и Астраханская область (лето 1992 года), п. 2.2.2 // Политический мониторинг.— 1992.— №7.
2. С.Р. Астрахань и Астраханская обасть (лето 1992 года), п. 3.2.1 // Политический мониторинг.— 1992.— №7.
3. С.Р. Астрахань и Астраханская область (лето 1992 года), п. 4.2 // Политический мониторинг.— 1992.— №7.
О переписывании татар ногайцами.
4. С.Р. Астрахань и Астраханская область (лето 1992 года), п. 3.1.3 // Политический мониторинг.— 1992.— №7.
См. также материалы О.Пицуновой.
5. С.Р. Астрахань и Астраханская область (лето 1992 года), п. 5.2 // Политический мониторинг.— 1992.— №7.
6. С.Р. Астрахань и Астраханская область (лето 1992 года), п. 1, 2.1.2, 3.1 и др. // Политический мониторинг.— 1992.— №7. // Политический мониторинг.— 1992.— №7.
7. С.Р. Астрахань и Астраханская область (лето 1992 года), п. 4.2 // Политический мониторинг.— 1992.— №7.
© Международный институт гуманитарно-политических исследований