Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Астраханская область

С. Р.

Астрахань и Астраханская область

летом 1992 года

1.    РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ (КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА)

Ряд взаимосвязанных фундаментальных особенностей определяет нынешнее состояние дел в Астраханской области и самой Астрахани:

 

1.1. В городе весьма развит так называемый «частный сектор». У населения всегда есть свои овощи, фрукты, рыба. Поэтому Астрахань относительно сытый и благополучный город.

 

1.2. В Астрахани и области преобладает аграрный сектор. ВПК и крупное промышленное производство занимает в экономической системе сравнительно скромное место. Астраханская область — специализированный (добыча и переработка рыбы, производства овощей) регион.

 

1.3. Политические изменения начали происходить в Астрахани в мае 1988 года, что для провинции является достаточно ранней стадией. Но происходили они в форме внутрипартийной перестройки. Так что все нынешние активные демократы, не говоря уже об условно демократическом руководстве, не только вчерашние коммунисты, но и люди, сохранившие социалистическую либо явно выраженную социальную ориентацию.

 

1.4. В Астраханской области проживают представители более 105 национальностей, причем ни одна этническая группа в принципе не претендует на исключительную роль.

 

1.5. Астраханская область невелика — 11 районов с населением чуть более миллиона жителей, в том числе более полумиллиона в самой Астрахани.

 

1.6. В последнее время начинает сказываться превращение Астраханской области в пограничный район, что предполагает ввод на территорию области новых воинских частей, пересмотр отношений с соседями (Азербайджан, Казахстан, Калмыкия и другие государства Прикаспия) на уровне руководства. А это, в свою очередь, требует сохранения высокого уровня централизации управления.

 

1.7. Наконец, Астраханская область имеет «самобытные» сырьевые ресурсы, котирующиеся на рынке СНГ и международном рынке, — икра и рыба (плюс овощи, нефть), что дает возможность выгодного для Астрахани обмена и привлекает к ней бизнесменов СНГ и других стран.

 

Эти факторы, взаимодействуя друг с другом, накладываясь на общероссийскую ситуацию, создают в целом картину своеобразного социального «оазиса», — впрочем, почва его не слишком прочна и таит под собой экономические, экологические, социальные, политические провалы.

2.    ВЛАСТНЫЕ СТРУКТУРЫ

2.1.       Областная администрация и облсовет

2.1.1. Логическим и историческим следствием охарактеризованного выше положения вещей выглядит наблюдающееся в области практически абсолютное доминирование областной исполнительной власти, а внутри этой власти — людей из так называемого «второго эшелона партхозноменклатуры». Типична в этом отношении фигура главы областной администрации, до осени 1991 года занимавшего должность председателя облисполкома, Гужвина Анатолия Петровича. Причем аппарат обладминистрации значительно превосходит по числу чиновников штаты прежних облисполкома и обкома КПСС вместе взятых и достиг уже 770 человек, сохраняя тенденции к увеличению (штаты и структура обладминистрации [1]). Несложной оказалась ассимиляция «демократов» во властные структуры: представителя президента Адрова Валерия Михайловича, приостановившего членство в РПР в связи с занятием поста; первых заместителей главы областной администрации А.А.Жилкина и Ф.Д.Голикова (сопредседателя местного отделения ДПР) и т.д. и т.п. В облсовете безраздельно господствует большинство, состоящее из руководителей АПК и директоров госпредприятий во главе с председателем Винокуровым Валерием Ивановичем. Острых конфликтов между исполнительной представительной властью и представителем президента не бывает.

 

2.1.2. Демократы после участия в трех круглых столах при главе обладминистрации, признали эту форму сотрудничества с властями бездейственной и на последнем «круглом столе» «радикалы» выступили с разоблачениями представителей областного руководства (квартирные махинации, некомпетентность и т.п.) [2]. «Номенклатурно» ориентированные демократы (НПСР, ДПР) покинули «круглые столы» раньше, но по другим причинам — они предпочитают решать свои проблемы путем личных контактов, в «рабочем порядке», так как занимают кабинеты по соседству. Администрация придает большое значение отношениям с общественно-политическими организациями, хотя они весьма малочисленны, у них нет социальной базы авторитета. Постоянны встречи, проводятся социологические исследования, несколько служб занимаются связями с этими организациями. Помимо далекого прицела на возможные в будущем выборы администраторы имеют в виду, что случайные контакты наезжающих время от времени в Москву лидеров местного демдвижения с представителями российского руководства могут повлиять на отношение последнего к ним.

Надо заметить, что и демократы, и руководство области и города имеют в принципе общую основу своих программ: Социальная защита и социальная справедливость прежде всего. На этом фоне, а не наоборот рассматриваются проблемы экономических и политических реформ. Разница в том, что, на взгляд демократов, чиновники проводят такую политику непоследовательно, в демагогических целях и при этом имеют нехорошие биографии, а, по мнению чиновников, демократы — попросту популисты, рвущиеся к власти и неготовые к конструктивному сотрудничеству.

Хорошо иллюстрирует социальную направленность властей то, что на сессии облсовета один из депутатов «зачитал суть требований коллектива локомотивного депо ст. Астрахань-2, который предложил разогнать все непроизводственные кооперативы, прекратить спекуляцию товарами народного потребления, что вызывает отток наличных денег в карманы торгашей различных мастей» [3], — это дается в газете как обычный эпизод, с подтекстом «заботы об избирателях».

О финансовой политике областного руководства см. 3.1.5.

 

2.1.3. При главе обладминистрации существует кабинет — «высший совещательный орган». Видимо, это одна из многочисленных структур, служащих для демонстрации компетентности и занятости, по крайней мере, такое впечатление создается при чтении отчета в прессе [5, 6], особенно информации о докладе начальника главного управления по экономике Е.М.Холды. В нем было, в частности, предложено ввести контроль над ростом зарплаты и образовать органы управления ресурсами. Глава обладминистрации А.П.Гужвин подверг эти предложения критике, назвав попыткой возвращения к командно-административной системе. В этом утверждении как бы содержится констатация наличия какой-то иной системы в области, что не очень соответствует действительности, но производит впечатление некоторой «демократичности».

 

2.1.4. Нормой для органов является участие в учреждении коммерческих структур [7].

2.2.       Городская администрация и горсовет

2.2.1. Глава городской администрации — Щербаков Владимир Романович (заместитель — Безрукавников Игорь Александрович). Ранее работал на партийно-хозяйственных должностях. Председатель горсовета — бывший секретарь Ленинского райкома КПСС Миронов Станислав Константинович (заместитель — Элеменкин Владимир Георгиевич, до занятия поста — один из активистов демократического движения). В горсовете демократы представлены шире, нежели в облсовете (особенно НПСР), но ведущей роли они не играют (к тому же исповедуют в большинстве своем идеологию сотрудничества, акцентируя прагматический аспект политической и административной деятельности).

 

2.2.2. В горсовете и горадминистрации существует «обида» на областные структуры за то, что они практически полностью контролируют положение дел не только в области, но и в городе, и на руководство России — поскольку последнее в лице Чубайса и Махарадзе «работает с областями, а не городами».

В августе конфликт между городом и областью обострился — область «присвоила» городские овощные базы и магазины (35 штук). Кроме того, если в городе депутаты, ставшие нерядовыми чиновниками, сложили с себя депутатские полномочия, то малый Совет областного Совета вопреки законодательству такое «совмещение» разрешил [8].

(См. также 3.1.5.)

3.    СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

3.1.       Спад производства

3.1.1. Снижение объемов производства по области в первом полугодии составило 17%. Однако на 68 из 162 предприятий области наблюдается рост объемов выпуска продукции (?!). В рыбной промышленности — относительное благополучие, однако будущее — особенно ставшего международным Каспия — под большим сомнением. (Подробные выкладки см. в [9]); что касается выраженной в этой публикации тревоги по поводу снижения потребления рыбы астраханцами, несмотря на многочисленные дотации обладминистрации, то скорее всего это снижение связано с выросшим на несколько порядков браконьерством, что, естественно, официальной статистикой не учитывается.)

 

3.1.2. На первое июля 1992 года задолженность предприятий и организаций области поставщикам составила около 6 миллиардов рублей, только 500 миллионов рублей приходится на долю негосударственного сектора. С целью облегчения взаимопогашения долгов и контроля за использованием новых кредитов в составе Комитета по управлению имуществом области создается Агентство по управлению долгами [10].

 

3.1.3. Кризис коснулся крупнейшего предприятия области — Астраханского газоперерабатывающего завода. Строительство второй очереди и параллельно ведущиеся ремонтные работы первой за счет финансирования строительства второй поглощают массу средств, отдача же — даже в перспективе — весьма сомнительна. Практически предприятие может уповать только на иностранных инвесторов, но дело по их привлечению находится в зачаточной стадии [10]. Не останавливаясь специально на экологическом аспекте этого строительства, отмечу только, что практически все местные, поволжские и «центральные» «зеленые» считают строительство АГЗ экологическим преступлением. (В прессе отмечается также и общий кризис «Астраханьгазпрома» [9].)

 

3.1.4. Крупнейшее предприятие ВПК в Астрахани — завод «Прогресс» — также находится в тяжелейшем кризисе. За 1991 год было потеряно 90% гарантированных заказов. Свыше 100 миллионов не получено предприятием за готовую продукцию. В связи с предстоящими сокращениями почти половины работников предприятия (всего на предприятии работают более 10 тысяч человек) на «Прогрессе» летом 1992 года начались акции протеста, митинги. Состоялась общезаводская конференция, в результате которой с 1 июля были введены новые тарифные ставки, средняя зарплата у квалифицированных рабочих была увеличена до 2873 рублей, у специалистов — до 2673 рублей. Руководству предприятия был выдан «мандат доверия». Обладминистрация предоставила заводу льготную ссуду в размере 7,4 миллиона рублей, правительство России — 32 миллиона рублей счет погашения затрат на поставленную и неоплаченную продукцию. Из конверсионной продукции предприятия спросом пользуются только металлические тарелки антенн для спутникового телевидения. Малый бизнес, связанный с предприятием, оторван от основного производства [12]. Ситуация, несмотря на принимаемые меры, продолжает оставаться критической.

 

3.1.5. Область надеется получить от правительства 26-28 миллиардов рублей из ожидающегося 500-миллиардного кредита областям России, на 200 миллионов из которых претендуют промышленные предприятия [13].

Тема льготных кредитов и ссуд, дотаций, компенсаций (российских — области, областных — городам и районам, предприятиям и структурам АПК) — главная тема в прессе и в администрациях (помимо уже приведенных данных см [14-17]). И город, и область имеют большой бюджетный дефицит. И если социальный смысл такой финансовой политики понятен, то в собственно экономическом плане эта система вызывает по меньшей мере недоумение. Слишком это похоже на колхозные долги. В укорененности, «само собой разумеемости» такой системы наличествует подтекст: «не объявят же всю область банкротом» либо «что думать — трясти надо». В любом случае, даже не имея специальных экономических знаний нетрудно увидеть, что получаемые средства скорее спровоцируют безответственную бездеятельность, прикрываемую социальной направленностью, имитацией бурной деятельности и быстрого реагирования на вышестоящие указания и постановления, нежели спасут положение (о почковании всяческих групп, штабов, комиссий и т.п. см.: [17-20]).

3.2.       Приватизация

3.2.1. В Астрахани практически не было «дикой» приватизации. Она началась только после создания областных и городских структур, занимающихся приватизацией, и появлением соответствующих документов. Председатель областного комитета по управлению имуществом — Попов Юрий Петрович, фонда имущества — Карева Надежда Петровна. С июля регулярно выходят информационные бюллетени фондов имуществ [21-23]. В области избрана стратегия продажи объектов по остаточной стоимости с коэффициентом 1,7. На первых торгах городского фонда имущества получено 90 миллионов рублей, что почти в два раза превысило прогноз, в результате чего началась кампания, идущая из недр ФНПР и приватизаторов торговли, надеющихся на дешевую «коллективную» приватизацию, по снятию проведшего эти торги председателя городского фонда имущества Журавлева Владимира Николаевича, который сумел организовать работу фонда по принципу «деловой партнер для деловых людей», не занимаясь закулисными и околополитическими интригами. Председатель городского комитета по управлению имуществом — Тюрин Олег Алексеевич.

 

3.2.2. В Астрахани, как это здесь всегда бывает сразу после указов и постановлений российского руководства, немедленно приступили к реализации Указа об акционировании. Уже на начало августа к акционированию готовы были приступить 15 крупных предприятий [24]. Как верно замечено в «Астраханских ведомостях», новая форма приватизации скорее всего будет использована как прикрытие корыстных интересов групп управления этими предприятиями [25]. Нельзя доказать, но считается само собой разумеющимся, что областной фонд имущества и комитет «подыграют» им. Скорее всего, система «неджентельменских соглашений» чиновников «заинтересованными лицами» в какой-то мере сложилась [26].

 

3.2.3. Приватизация жилья осуществляется по принятой в области программе: 22 кв. метра на человека бесплатно, далее сложная система оплаты. В связи с большим количеством заявок (1000 рублей — оформление, 2000 — срочное) агентства продлили срок оформления до двух месяцев.

3.3.       Сельское хозяйство

Результаты уборки овощей несколько ниже, чем в прошлом году [27, 28]. Поскольку фермерских хозяйств в области менее 928 [29], то дотации и компенсации адресуются прежде всего колхозно-совхозным организациям [30] и мелиораторам [31]. В целом же и управление сельским хозяйством обладминистрации и центр земельной и агропромышленной реформы не склонны торопиться преобразованиями, опасаясь разрушить имеющееся, не создав взамен ничего, поскольку аграрные изменения связаны с земледельческим и животноводческим циклами, которые длятся по нескольку лет. В известном смысле обстановку можно назвать если не благополучной, то, по крайней мере, достаточно стабильной (особенно на фоне других сельскохозяйственных регионов). Не случайно Астраханская область специально оговорена Евробанком, предоставляющим России кредит [32].

4.    НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

4.1. В области, как уже указывалось, проживают представители более 105 национальностей: 713 558 русских, 126 500 казахов, 71 655 татар, 18 714 украинцев, 8191 калмыков, 7886 чеченцев; 3958 ногайцев. Кроме того, в области проживает значительное число таджиков, узбеков, киргизов, туркмен (компактно), армян, грузин, немцев. Последние годы началась миграция из зон вооруженных конфликтов (армяне, азербайджанцы, грузины и т.д.) [33], что вызывает отрицательное отношение у аборигенов — «вынужденных переселенцев» из республик бывшего СССР.

 

4.2. В области существует специальная структура, занимающаяся национальными вопросами — отдел по национальной политике администрации области. Для работы с беженцами также образуется специальная структура [34]. Все национально-культурные общества весной 1992 года были собраны в одном помещении — трехэтажном здании бывшего дворца пионеров. Штат центра национальностей — 5 человек. Возглавляет его Викторин Виктор Михайлович, «философ» (в советском смысле слова) по образованию, работавший ранее в идеологических структурах КПСС. Ему, в частности, принадлежит идея перезаписи татар в ногайцев, что в рамках неписанной программы по национальной политике областного руководство должно способствовать предотвращению проказанских настроений местных татар, часть из которых, перезаписавшись ногайцами, автоматически уменьшает базу для подобных настроений. Ту же цель преследует и пропаганда среди местного татарского населения антииттифаковских идей. Существует и официальная программа развития национальных отношений в Астраханской области на период до 1996 года. Типичный продукт пропаганды национальной политики [35].

 

4.3. Все официальные и полуофициальные лица, с которыми приходилось встречаться, уверяют, что проблема территориальных претензий Калмыкии искусственно раздута. В Наримановском и Лиманском районах и на прилегающих к ним территориях (в сумме это чуть ли не половина области), по их словам, проживает весьма незначительное количество калмыков. Появление и развитие конфликта по известным по другим регионам сценариям, волнения и тем более возможность вооруженного противостояния всячески отрицаются. Однако существует и другая точка зрения, более популярная среди маргинальных политических деятелей (как левых, так и демократов), — рост напряжения на спорных территориях неизбежен, и он рано или поздно приведет к возникновению вооруженного конфликта. Действительно, на уровне слухов в административных коридорах существует информация о засылке в места компактного проживания калмыков эмиссаров из Элисты, агитирующих за «вонационаливание» раскалмыченных калмыков. Кроме того, в спорных районах начинается создание казачьих станиц и, видимо, в связи с этим возникло напряжение между астраханскими и калмыцкими казаками. Иски Калмыкии к Астраханской области за использование территорий, которые Калмыкия считает в соответствии с Законом о реабилитации репрессированных народов своими, также нагнетают атмосферу [36]. Решающим фактором для обеих сторон может стать подтверждение данных о наличии нефти в этих районах. Таким образом, в настоящий момент корректный анализ вряд ли возможен. Ясно лишь, что вопрос о территориальных претензиях калмыков нуждается в специальной проработке. (См. также точки зрения в: [37], где, впрочем, помимо проастраханской ангажированности присутствует путаница с цифрами; и [38], где излагается близкий к народно-обывательскому вариант.)

 

4.4. В Астрахани существуют следующие национально-культурные общества:

— «Арев» («Солнце»). Армянское национально-культурное общество. Официально существует с лета 1991 года, но реально начало работать раньше.

— Астраханский союз казаков. Общественно-политическая организация. Зарегистрирована в ноябре 1991 года. Атаман А.Переловский. Объединяет до 70 активистов казачьего движения.

— «Ватан» («Родина»). Оргкомитет туркменского национально-культурного общества. В области (в основном, в сельской местности) проживают 2288 туркмен.

— «Дуслык» («Дружба»). Татарское национально-культурное общество. Возникло в 1989 году. Председатель — Измайлов Ахъяр Яхъяевич. Сопредседатели: Хасьянов Рафаэль Ибрагимович; Патеев Равиль Искакович. Финансируется обладминистрацией. Издается газета «Идель». Собрания проводятся 3 раза в месяц. В Астраханской области проживает 80 тысяч татар. В Астрахани имеются две действующие мечети.

— «Жолдастык». Казахское национально-культурное общество. Зарегистрировано 22 июня 1990 года. Имеются отделения во всех одиннадцати районах области. Председатель — Искаков Никита Сеитович. Членство нефиксированное. В Астраханской области насчитывается 130 тысяч казахов. Не менее раза в месяц выходит приложение к газете облсовета «Астраханские известия» — «Ак арна». В Володарском и Красноярском районах выходят приложения к районным газетам. Регулярно по радио и телевидению передаются программы на казахском языке.

— «Тхия». Еврейское национально-культурное общество. Возникло в сентябре 1990 года. Действует преимущественно в самой Астрахани. Имеются синагога, библиотека, курсы иврита. Председатель — Шапиро Роза Лейбовна. По переписи 1989 года в области (в основном в Астрахани) проживают 2800 евреев. В 1992 году наметилось ослабление эмиграционной тенденции — по 500 заявлением, находящимся в ОВИРе, заявители не стали выезжать.

— «Хофнунг» («Надежда»). Астраханское общество немецкой истории и культуры. В области проживают более 2000 немцев. Председатель — Бендт В. Имеет достаточно тесные контакты с Германией [39].

— Центр цыганской культуры. Лидер — Новосадович Вячеслав Леонидович. В стадии становления находится цыганское национально-культурное общество, насчитывающее 462 члена. Всего в области проживают более 2000 цыган.

— Чечено-ингушское национально-культурное общество. Учредительная конференция состоялась 28 августа 1992 года. В области проживают 7886 чеченцев.

Кроме того, существуют: Калмыцкое национально-культурное общество, Северо-кавказских народов национально-культурное общество, организуется ногайское национально-культурное общество.

5.    ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

5.1.       Историческая справка

1 ноября 1988 года возникла первая демократическая организация в Астрахани — Комитет содействия перестройке (КСП) (как областная организация). До его появления в мае 1988 года в РыбВТУЗе началась кампания за снятие первого секретаря обкома КПСС Бородина. 29 мая на его место был назначен Дьяков, который возглавил негласную кампанию теперь уже против инициаторов антибородинского выступления — Ф.Д.Голикова, секретаря парткома РыбВТУЗа, и его заместителя, заведующего кафедрой философии (с 1990 года — кафедрой философии и политологии) Б.А.Карпачева. Председателем КСП был избран Карпачев. В конце 1988 — начале 1989 года организация участвовала в предвыборной кампании, но провести своих кандидатов не удалось. Летом 1989 года КСП организовал сбор подписей в поддержку Гдляна и Иванова (было собрано 5000 подписей). Тем же летом КСП связался с Севастопольским райкомом Москвы, по примеру которого активисты КСП создали партийный клуб «Коммунисты за перестройку». Одновременно был создан Независимый клуб избирателей (НКИ). В этот период шла травля лидеров в прессе, фабриковались личные дела. С весны 1989 по 1990 год на кафедре Карпачева было 13 крупных проверок (обком, горком, министерство), но снять его не удалось.

В феврале 1990 года в Астрахани начинает складываться «Демократическая платформа». В июне 1990 года на собрании трех названных организаций было создано Астраханское отделение ДПР. В числе организаторов были Голиков и Карпачев, активисты КСП. КСП и «Коммунисты за перестройку» на этом прекратили свое существование, но Независимый клуб избирателей сохранился, хотя и приобрел несколько формальные черты. Параллельно на базе тех же организаций складывается астраханская ДемРоссия, первым председателем которой избирается М.Г.Валиев, один из организаторов местной организации РПР, впоследствие, после раскола в организации осенью 1991 года, ушедший из ДемРоссии и возглавивший отдел по связям с общественными и религиозными организациями обладминистрации. В 1991 году раскалывается и ДПР — на городскую и областную организацию, ориентированных соответственно на проведение массовых акций и на занятие постов в официальных структурах. ДемРоссия приобретает черты «народной организации», много занимается правозащитной деятельностью (председатель — Н.С.Соколова — сама подверглась незаконному увольнению в 1990 году).

В течение 1991 года демократы тусуются на пятачке в центре города («на Халтурина»), совместно участвуют в больших акциях (избрание президента РФ, августовские события). В 1992 году происходит спад «демократической активности» — многие лидеры уходят во власть, социальная пассивность населения усиливается, властные структуры уделяют пристальное внимание политическим организациям и проводят курс на их нейтрализацию [40].

Левые попытались воспользоваться ситуацией, но созданные в городе организации — ВКПБ, СПТ, РКРП, ОФТ, «Ленин и Отечество» — малочисленны, терзаемы внутренними противоречиями и увлечены глобальными проблемами (например, [41]). Самой крупной их акцией стало пикетирование по примеру московских собратьев местной телекомпании, в результате чего партии (всех направлений) получили по 15 минут в неделю на ТВ.

5.2.       В настоящий момент в городе и области существуют следующие общественно-политические организации:

— Всесоюзная коммунистическая партия большевиков (ВКПБ).

— Движение демократических реформ. Координатор — Тарасов Владимир Васильевич, член исполкома Международного ДДР, председатель «Союза участников кооперативного труда».

— Демократическая партия России (ДПР). Сопредседатели областной организации: Голиков Феликс Дмитриевич, заместитель главы областной администрации; Карпачев Борис Александрович, председатель постоянной комиссии облсовета по гласности и обращениям граждан (апрель 1991 — апрель 1992), директор центра по оперативному управлению земельной и агропромышленной реформой. Председатель городской организации — Диндорого Игорь Георгиевич, депутат горсовета.

— Демократическая Россия. Областная организация. Председатель — Соколова Нина Сергеевна, безработная — с 1990 года добивается восстановления на работе в школе (преподаватель немецкого языка), откуда была уволена в связи с протестами против руководства школы, замешанного в финансовых махинациях.

— Демократический союз (ДС). Лидер — Нелюбов Вячеслав Васильевич.

— Зеленый мир. Астраханская областная организация. Председатель Ханжин Борис Михайлович, врач-патологоанатом. Заместитель — Отмахова Ольга Васильевна, корреспондент Поволжского информагенства. Организация не зарегистрирована.

— Независимый клуб избирателей. Секретарь-координатор — Федотова Лидия Тимофеевна.

— Народная партия России. Председатель — Федотова Лидия Тимофеевна. (В народе называется «партией бабушек» (или старушек).

— Народная партия Свободная Россия. Председатель — Казанков В.Г. (В народе называется «правящей партией»).

— Партия экономической свободы. Областная организация. В начале августа 1992 года состоялось первое заседание оргкомитета. Председатель оргкомитета — А.Козлов, советник главы областной администрации по здравоохранению и социальной защите. Всего в организации 25 человек.

— Республиканская партия России. Областная организация. Сопредседатели: Коваленкова Галина Алексеевна, депутат актюбинского горсовета, председатель комитета по экологии; Гарливанова Любовь Игнатьевна. Член правления — Валиев Марсель Гарифович, заведующий отделом обладминистрации по связям с общественными организациями. Организация официально зарегистрирована. Получает финансовую поддержку от астраханских предпринимателей. Участвует в переговорах с оргкомитетом союза «Обновление», местным отделением НПСР, областными организациями ДПР и ПЭС о создание блока. 11 членов состоят в городской и 23 в областной организациях.

— Российская коммунистическая партия рабочих (РКРП). Исполняющий обязанности первого секретаря обкома — Кычанов В.М.

— Социал-демократическая партия России (СДПР). Координатор — Силин Сергей Васильевич, главный специалист городского Пресс-центра. Всего в ячейке СДПР 2 человека. В 1991-1992 году существовал блок с Демократическим союзом на почве попыток создания независимых профсоюзных структур на предприятиях Астрахани, однако после неудачи этого предприятия контакты практически сошли на нет. Основная форма деятельности — участие в общедемократических акциях.

— Социалистическая партия трудящихся (СПТ). Председатель — Полдников Ю.И.

— Социально-либеральное объединение РФ. Руководитель — Новикова В.И.

— Союз «Обновление». Председатель — Асанидзе Лео Георгиевич, генеральный директор ассоциации «Астраханьстрой», р.т.: 2-62-44. Члены правления: Орешев, председатель коммерческой кампании «Астрахань»; Гетманцев, директор государственно-кооперативного объединения малых предприятий; Емельянов Борис Сергеевич, директор института «Астрахангражданреконструкция» и т.п. Организация возникла в июле 1992 года. На середину августа насчитывала 30 членов и 300 заявлений о приеме.

— Союз социальной защиты трудящихся. Руководитель — Вострецов В.

— Объединенный фронт трудящихся. Астраханское областное отделение. Председатель — Шеин Олег Васильевич, студент педагогического института. Заместитель — Юнусов Ризван Газиевич.

6.    ПРЕССА

В Астрахани выходит более десяти претендующих на «солидность» газет, занимающихся общественно-политической тематикой.

6.1.       «Астраханские ведомости»

Газета областной администрации. Редактор — Нечаев Алексей, т.: 2-16-74. Чистый новый официоз a la «Российская газета». Тираж 5000 экз.

6.2.       «Астраханские известия»

Еженедельная газета облсовета. Главный редактор — Бодров Игорь Пантелеймонович, т.: 2-28-84. Сочетание «скучной» областной газеты с многочисленными материалами из районов, официоза и осторожной бульварности. Тираж 32 000 экз.

6.3.       «Волга»

Независимая общественно-политическая газета Астраханской области (бывший орган обкома КПСС). Главный редактор — Харитонов Яков Арсентьевич, т.: 2-63-00. Классический образец изданий подобного типа — сочетание лояльности к российскому и местному руководству с умеренной либо замаскированной критикой их, проФНПРовская и проагропромовская ориентация и т.д. и т.п. Тираж 58 670 экз.

6.4.       «Горожанин»

Еженедельник Астраханского горсовета. Редактор — Богатырев А.И., т. 4-44-19. Прежний редактор был снят до путча за излишнюю демократичность. Официальная и полуофициальная информация, городские проблемы, дозированная бульварность. Тесно сотрудничает с городским Пресс-центром. Тираж 50 590 экз.

6.5.       «Комсомолец Каспия»

Областная молодежная газета (бывший орган обкома ВЛКСМ). Редактор — Нечаев Алексей, т.: 2 16 74. Редакция образует единое целое с редакцией «Астраханских ведомостей». Типичная «молодежка», только весьма среднего уровня. Тираж 30 500 экз.

6.6.       Другие

Кроме того, существуют: полубульварные газеты «АГРА-рник» («еженедельная областная независимая газета» с социальным креном), тираж 3000 экз.; МИГ («Милиция и гласность», криминал, полезные советы, паранормальные явления). Редактор — Наиль Баширов, тираж 16000, тт.: 4-65-49, 4-65-49; Информационно-рекламный бюллетень Астраханского областного центра занятости «Трудоустройство и занятость», тираж 5500 экз.; эколого-культуртрегерское ежемесячное издание «Слово и дело», главный редактор — Чуйков Ярослав, т.: 2-72-93; учредители: коммерческая фирма «МАКВА» и Астраханское отделение Комитета спасения Волги; «Демократический вестник», демократическое бульварное издание, тираж 4000 экз., издатель — сопредседатель областной организации ДПР Б.Карпачев.

7.    СТАТИСТИКА: КРИМИНАЛ, ПОТРЕБЛЕНИЕ И Т.Д.

Статистические данные требуют сравнительного анализа, но, кажется, дают относительно благополучную картину [42-48].

8.    НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ

8.1. Отношения «Центр — область» и «область — город и районы» как бы на новом витке воспроизводят схему доперестроечного периода, что имеет надлежащее кадровое «обеспечение» и «оправдание» в том, что область является специализированной.

 

8.2. Социальная напряженность, тем паче волнения, в городе и области возможны только на национальной почве («северокавказцы», калмыцкий вопрос, растущая агрессивность возрождающегося казачества) либо в виде локальных производственных конфликтов (до уровня предприятий отрасли), но могут иметь длительный характер и/или «растекаться» по всей поверхности социума.

 

8.3. В связи с затянутостью рыночных преобразований почти неизбежно дальнейшее превращение области в сырьевую базу для других регионов и стран.

 

8.4. Область существует в условиях информационного и интеллектуального дефицита. Действия и программы официальных структур, «крупных» частных лиц, практика средств массовой информации имеют окраску того, что обычно именуется «провинциализмом». На этой почве развивается компенсаторная идеология, ядро которой заключается в понимании Астрахани аборигенами как территории, которая незримо отделена от прочего российского мира; актуальнее выглядит противопоставление «Юг—Север», нежели «Запад—Восток» с отождествлением Астрахани с Югом, а России с Севером.

 

8.5. Большую роль в развитии области играют демографические, климатические, национальные процессы, что обычно характерно для общественно-экономических структур, находящихся в стадии конституализации; а также оппозиция жесткой централистской тенденции (в объективном смысле), гасящей диффузные процессы, и подспудных спонтанных социальных сдвигов, характерных вообще для лиминарных периодов.

В зависимости от политики центра как по отношению к области, так и общегосударственной равно возможны и сохранение относительной стабильности, и ухудшение ситуации вплоть до коллапсоподобного кризиса.

Источники

1. Что нового?: Соединенные Штаты Астрахани // Демократический вестник.— Астрахань, 1992.— №5.— С. 3, 6.

2. Григорьев В.Т., Соколова Н.С., Русс С.Н. Аналитическая справка по кадровой политике Главы Областной администрации.— Астрахань, 1992.— [Рукопись].

3. Тарасов А. Сессия состоялась. Работа продолжается // Горожанин.— Астрахань, 1992.— 7-13 июля 1992.— С. 2.

4. Что решил малый совет // Астраханские ведомости.— 1992.— 16 июля 1992.

5. Русс С. Требуется компетентность // Астраханские известия.— 1992.— 6 августа 1992.

6. Что говорилось на заседании Кабинета // Астраханские ведомости.— 1992.— 6 августа 1992.

7. Калинкин Е. ИФК Юга России: В Астрахани будет фондовая биржа // Астраханские ведомости.— 1992.— 20 августа 1992.

8. Что решил малый совет // Астраханские ведомости.— 1992.— 13 августа 1992.

9. Блиер М. Некоторые экономические итоги первого полугодия // Астраханские ведомости.— 1992.— 13 августа 1992.

10. Ситуация с неплатежами: будет создано агентство по управлению долгами // Астраханские ведомости.— 1992.

11. Богданов В. Укрощение гиганта, или Страсти вокруг Астраханского газоперерабатывающего завода // Вести городов Юга России.— Краснодар, 1992.— 29 июня 1992.— С. 4.

12. Рашидов Х. «Прогресс» на перепутье // Горожанин.— Астрахань, 1992.— 23-29 июня 1992.— С. 4.

13. Каримова Г. Вздохнет ли с надеждой промышленность? // Астраханские извести.— 1992.— 9 июля 1992.

14. Из администрации области: Ссуда в размере 1 миллиона 200 тыс. рублей, кредит в сумме 3 миллионов рублей для развития индустрии детского питания в области администрации Володарского района выделены дополнительные ассигнования // Астраханские ведомости.— 1992.— 13 августа 1992.

15. Из администрации области: На проведение комплексных научно-исследовательских работ финансирование мероприятий, связанных с летним оздоровлением сохранена на II полугодие 1992 года система доплат и надбавок работникам образования 4 млн. 400 тысяч рублей // Астраханские ведомости.— 1992.— 23 июля 1992.

16. В администрации области: Вдовам погибших военнослужащих 745 тыс. рублей выделила администрация. Кредит в сумме 4.0 миллиона рублей. 274 млн. рублей будут предусмотрены в проекте бюджета 1992 года // Астраханские ведомости.— 1992.— 16 июля 1992.

17. Из администрации области // Астраханские ведомости.— 1992.— 20 августа 1992.

18. Из администрации области: Создается астраханский центр земельной агропромышленной реформы, «Круглый стол» по вопросам сельского хозяйства, коллегия астраханской областной службы занятости // Астраханские ведомости.— 1992.— 13 августа 1992.

19. Из астраханской области: Создана группа экспертов. Центр российско-германских встреч. Оперативная группа работников администрации области // Астраханские ведомости.— 1992.— 6 августа 1992.

20. В администрации области: Создан оперативный штаб по проведению уборки урожая. Комиссия для обследования и выявления пенсионеров // Астраханские ведомости.— 1992.— 16 июля 1992.

21. Фонд государственного имущества Астраханской области, районные отделения и представительства Фонда приглашают принять участие в торгах: Бюллетень приватизации №2 // Астраханские ведомости.— 1992.— №29.

22. Фонд государственного имущества Астраханской области, районные отделения и представительства Фонда приглашают принять участие в торгах: Бюллетень приватизации №3 // Астраханские ведомости.— 1992.— 13 августа 1992.

23. Фонд государственного имущества Астраханской области, районные отделения и представительства Фонда приглашают принять участие в торгах: Бюллетень приватизации №4 // Астраханские ведомости.— 1992.— 20 августа 1992.

24. Как претворяется в жизнь Указ об акционировании // Астраханские ведомости.— 1992.— 6 августа 1992.

25. Васильев А. Ведомства с подчиненными им госпредприятиями обречены. Долгим ли будет перерождение? // Астраханские ведомости.— 1992.— 6 августа 1992.

26. Антонова И. Чиновник получил взятку // МИГ.— Астрахань, 1992.— 20 августа 1992.

27. Областной штаб сообщает: Урожай-92 // Волга.— Астрахань, 1992.— 19 августа 1992.

28. Темпы закупки овощей отстают от прошлогодних // Астраханские ведомости.— 1992.— 20 августа 1992.

29. Животов А. Аграрная реформа: время определить цену земли // Астраханские ведомости.— 1992.— 23 июля 1992.

30. Компенсации затрат сельскохозяйственным производителям // Астраханские ведомости.— 1992.— 16 июля 1992.

31. Мелиораторам решено оказать поддержку // Астраханские ведомости.— 1992.— 13 августа 1992.

32. Чернышев С. Эксперты Евробанка ознакомились с ситуацией в агрокомплексе области // Астраханские ведомости.— 1992.— 13 августа 1992.

33. О состоянии и перспективах межнациональных отношений в Астраханской области/ Отдел по национальной политике администрации области // Астраханские ведомости.— 1992.— 23 июля 1992.

34. Беженцам и вынужденным переселенцам, особо нуждающимся в помощи // Астраханские ведомости.— 1992.

35. Батрашев Д. Национальная политика и выдвижение кадров // Астраханские ведомости.— 1992.

36. Очередной иск Черноземельского райсовета Калмыкии отклонен // Астраханские ведомости.— 1992. — 23 июля 1992.

37. Маштакова Г. А степная трава пахнет горечью // Астраханские ведомости.— 1992.— 13 августа 1992.

Перепечатка из «Российской газеты».

38. Отмахова О. Не вышибать клин клином // Волжские новости.— Волгоград, 1992.— №23.

39. Имант В. Официальный визит профессионального политика // Астраханские ведомости.— 1992.

40. Валиев М.Г. Аналитическая справка.— Астрахань, 1992.— [Рукопись].

41. К годовщине Ельцинского путча/ Объединенный фронт трудящихся (Трудовая Россия).— Астрахань, 1992.— [Листовка.].

42. Тулаев Н. «Ситуация сложная»: Данные со стола начальника УВД // МИГ.— Астрахань, 1992.— 20 августа 1992.

43. Прожиточный минимум на 1 июля — 1871 рублей // Астраханские ведомости.— 1992.— 20 августа 1992.

44. Только цифры (данные на 16 июля 92 г.) // Трудоустройство и занятость.— 1992.— №7.— С. 1.

45. Цены продолжают расти // Астраханские ведомости.— 1992.— 18 июля 1992.

46. Цены на основные продовольственные товары пока на прежнем уровне // Астраханские ведомости.— 1992.

47. Рынок сельхозпродуктов // Астраханские известия.— 1992.— 20 августа 1992.

48. Самую дешевую водку пьют в Саратове // Астраханские ведомости.— 1992.— №29.