Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Ульяновская область

Ольга ФОМЕНКО

Ульяновск и ульяновская область

в июле 1992 года

ОСНОВНЫЕ СООТНОШЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ РЕГИОНА

I. Единство облсовета и областной администрации как в политической позиции, так и по всем вопросам жизни области. Практически полное сохранение партийно-хозяйственной элитой области на местах и в центре своих постов. Общая стабильность как в экономической, так и в политической жизни региона и высокий авторитет у населения Главы областной администрации Горячева.

Глава областной администрации Горячев, пришедший из партийных структур и сохранивший в неизменном виде исполнительную вертикаль в области, является «гарантом стабильности» в регионе, сохраняя старые хозяйственные связи и не допуская конфликтов на властных уровнях. Это положение создает ему крепкую опору на местах и позволяет добиться практически стопроцентного выполнения в области решений высших органов власти. В регионе под руководством Горячева сложилась крепкая административная система, обеспечивающая экономическую и политическую стабильность. Популярность Горячева среди населения растет, в отличие от рейтинга глав государства и правительства; образ Горячева соответствует представлению жителей региона об идеальном руководителе, непрестанно пекущемся о социальных нуждах трудящихся и малоимущих, бескомпромиссного и держащего в страхе «аппаратчиков». Видимо, такой тип руководителя предпочитаем массовым сознанием населения вообще (во всяком случае, в Поволжье ни один руководитель области не имеет столь высокого рейтинга). Подробнее см. 1.1. — 1.3.

 

II. «Мягкая конфронтация» Малого совета горсовета и Главы областной администрации, частично порождаемая неясностями в Законе РФ о разграничении полномочий, частично — как отражение противоречий «нового» руководства горсовета и «старой» обладминистрации. Примыкание Представителя Президента к «городскому» лагерю.

Малый совет городского совета г. Ульяновска является единственным в регионе центром оппозиции областному руководству, хотя степень его оппозиционности невелика, а низкая управленческая квалификация оставляет его решения беззащитными под огнем критики. Кроме стремление повысить значение города-областного центра в области, оппозиционность Совета явно объясняется и личными амбициями его членов. Важной при этом представляется роль Представителя Президент Ступникова, в прошлом главы горсовета, который вмешивается в конфликты города и области только в случае принципиального расхождения позиций и стремится сглаживать их, пользуясь своим статусом и авторитетом (см. 1.3.). При отсутствии в области серьезных политических объединений любой направленности (см. 1.4.), могущих создать конструктивную оппозицию нынешнему руководству, возможно возникновение опасного вакуума власти, чреватого неуправляемыми социальными конфликтами.

В регионе отсутствует «новая» управленческая элита и тенденции к ее появлению; в случае ухода команды Горячева сменить ее будет некому.

 

III. Пестрота национального состава области. Непонимание и конфронтация между облсоветом и администрацией, с одной стороны, и руководством Постоянной комиссии по межнациональным и межконфессиональным отношениям и национальными обществами, представляющими татарскую диаспору, с другой стороны. Негативное отношение населения к требованиям татарской диаспоры (связанное с суверенизацией соседнего Татарстана), проявляющееся на бытовом уровне. Отсутствие политизации руководства национально-культурных обществ других диаспор (см. 3.).

Ульяновская область имеет пестрый национальный состав, доля национальных меньшинств достигает 30% населения, при этом ведущую роль играет татарская диаспора, выдвинувшая пакет требований к областной администрации и Правительству РФ [1-3]. В условиях осложнения межнациональных отношений в России в целом и в Поволжье (суверенизация Татарстана), благополучное решение национального вопроса в регионе становится одной из важнейших задач, стоящих перед администрацией. Требования татарских общественных организаций зачастую не встречают понимания у руководителей области; в то же время среди татар появились сторонники Татарстанской партии «Иттифак», проведшей выборы в меджлис «Симбирского улуса», признанные властями незаконной попыткой создания параллельных властных структур. Общественное мнение в области отрицательно относится к необходимости учитывать требования татарской диаспоры, представители нацменьшинств удостоились презрительного прозвища «чумотары» и обвиняются населением в коррумпированности, необразованности и прочих «грехах».

Невнимание к нуждам представителей национальных меньшинств может рано или поздно поколебать стабильность в области; необходимо также учесть, что при отсутствии авторитетных политических организаций именно национальные партии могут стать главной оппозиционной силой и включиться в борьбу за власть. Наличие компактных поселений татар у границ с Татарстаном создает условия и для передела границ.

Росту национального сепаратизма пока препятствует лучшее, чем в соседних регионах, экономическое положение в области. В случае его ухудшения ориентации нацменьшинств могут измениться.

 

IV. «Социалистичность» экономической политики Главы областной администрации и сохранение в области наиболее высокого в Поволжье жизненного уровня вследствие аграрного характера экономики, преимуществ «города — родины Ленина», успешного функционирования старых хозяйственных связей и использования бартерных возможностей УАЗа. Риск социального взрыва при возможной резкой экономической дестабилизации (см. 2).

Экономическая стратегия Главы администрации Горячева нисколько не претерпела изменений с тех пор, когда он был 1-м секретарем обкома КПСС. Стабильность и высокий уровень жизни в области достигается сохранением хозяйственных связей, административным диктатом, выгодным использованием бартерных возможностей завода УАЗ. Созданная главой администрации крепкая административная система пока позволяет сохранить наивысший в регионе уровень жизни, умерить рост цен (см. 2.1., 2.3.).

Фактически область является «островом социализма» со свойственным этому укладу преобладанием внеэкономических рычагов управления и первостепенным значением товара по сравнению с деньгами. Но новые соотношения цен уже сейчас создают угрозу этому способу хозяйствования, снижая «бартерные возможности» автомобилей УАЗа. Руководство области старается не менять тактики, покрывая разницу в ценах из областного бюджета, но сам бюджет пустеет — обладминистрация уже объявила, что с января из-за ограниченности средств часть дотаций на продукты питания будет отменена.

Необходимый переход к рыночным рычагам воздействия, видимо, не по зубам старой администрации, привыкшей управлять чисто внеэкономически, а новой команды, способной квалифицированно руководить областью, нет и не предвидится. Привыкшее к высокому уровню жизни население родины Ленина может не смириться с неизбежным его падением к весне 1993 года.

1.    СОХРАНЕНИЕ В НЕИЗМЕННОМ ВИДЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЕРТИКАЛИ ОБЛАСТНОЙ ВЛАСТИ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ В РЕГИОНЕ

1.1.       Немного истории

Перестройка в Ульяновской области началась с прихода на пост 1-го секретаря обкома КПСС горбачевского назначенца Колбина, который, заняв эту должность, через некоторое время снял 23 из 24 секретарей райкомов партии за допущенные ими злоупотребления. Колбин запомнился жителям области жестким стилем руководства, принципиальностью, коммунистической убежденностью. Единственным человеком, оставшимся на своем посту 1-го секретаря Ишеевского райкома при Колбине, стал Юрий Фролович Горячев. Он и стал преемником Колбина после перевода последнего в Казахстан. В 1990 году Горячев на альтернативной основе избирается депутатом Верховного Совета РФ и областного совета, причем, по свидетельству независимых наблюдателей, соревновался не с одним, а с двумя претендентами (оба — преподаватели одного и того же военного училища, значительно «правее» Горячева по политическим взглядам). Учитывая авторитет представителя высшей партийной власти, несомненно, что «противники» были выбраны намеренно (кстати, «тень» Горячева, 2-й секретарь обкома Казаров также стал депутатом России и облсовета, но победил одного соперника с сомнительным преимуществом, в отличие от Горячева, набравшего подавляющее большинство голосов). Затем в том же году Горячев становится Председателем областного совета (за него голосовали и демократы).

На посту главы совета Ю.Ф. Горячев находился в постоянной конфронтации с руководством Российского парламента, в самом парламенте был активным сторонником группы «Коммунисты России». В области в случае конфликта российских и союзных законов руководствовались только союзным законодательством, референдум о необходимости введения поста Президента РФ не проводился, по свидетельству местных политиков-демократов, отношения Горячева и Ельцина в тот период теплотой не отличались, политики друг с другом не разговаривали. Ю.Ф. Горячев всегда крепко держал область в руках, лично решал многие проблемы, и основная масса населения всегда поддерживала его.

В дни августовского путча руководство области заняло выжидательную позицию, в отличие от городского совета под руководством его председателя Ступникова Г.И. (ныне — Представитель Президента РФ в области), успевшего осудить переворот. По свидетельству очевидцев и участников, после победы представителей законной власти в России в Ульяновске состоялся крупнейший за всю послеоктябрьскую историю митинг, собравший около трех тысяч человек.

1.2.       Конфликт вокруг назначения Главы администрации и личность пришедшего на этот пост Горячева

В ноябре 1991 года Администрацией Президента РФ был назначен Глава областной администрации. Им стал Валентин Малофеев, Генеральный директор объединения «Контактор». По свидетельству независимых наблюдателей, назначение, вероятнее всего, было произведено по рекомендации депутатов-демократов из Ульяновской области во главе с Т.Домниной, которые вышли на Президента через Контрольную палату. Инициаторами этого назначения были названы и некие «демократы из городского и областного советов» [5], а также Антибюрократический центр (АБЦ), следов коих в городе обнаружить не удалось. В.Малофеев зарекомендовал себя как умелый организатор производства, его завод (относящийся к ВПК) к настоящему моменту акционирован и, несмотря на экономические трудности, процветает. Но работать Главой администрации он не смог — главным образом, из-за постоянного противодействия как старого корпуса исполнительной власти в областных структурах, так и районных администраторов. Своей команды у бывшего директора не было, и дела области пошли хуже (а быть может, были представлены таковыми). Во время январской поездки Президента Ельцина по городам Поволжья на заводе УАЗ перед президентом был поставлен вопрос о назначении Главой администрации области Горячева. Ельцин провел в цехе открытое голосование, после чего подписал принародно Указ о его назначении. Горячев и Ельцин поцеловались, и мир между политиками был установлен. Что касается Малофеева, он вернулся на свой пост директора и известен многими новыми начинаниями, но встречает трудности, причиной которых многие считают Горячева (в июле Акционерное общество, в которое преобразован завод, было лишено арендованной им земли, а у Малофеева сгорел дом в том же хозяйстве — [14]), хотя у попытки коммерческого использования пахотной земли на родине Ленина и крепких колхозов-совхозов могут быть и более непримиримые враги.

Сейчас областная администрация действует в русле российских законов, не вызывая нареканий Центра. Но многие местные политики считают, что этот «мир» заключен не навсегда, так как политические взгляды Главы администрации не изменились.

Горячев крайне отрицательно относится к демократам как в ВС РФ, так и в своей собственной области; в свое время Горячев проголосовал на Съезде против суверенитета России, мотивируя это тем, что противоположного требовала собравшаяся на Красной площади «толпа». «Они еще будут мною командовать!» — возмутился Горячев. В области практически не удалось найти человека, оценивающего деятельность Главы однозначно отрицательно: люди делятся на однозначных сторонников и тех, кто критически оценивает некоторые конкретные шаги областной администрации. Заслугой Горячева признается осуществление в области программы «Забота», направленной на облегчение положения малоимущих слоев населения — ветеранов, пенсионеров и т.д., чье положение в области значительно лучше, чем в большинстве других регионов [13]. В Ульяновске стараниями Горячева построен «Дом вдов участников войны», в котором пожилые женщины получили отдельные небольшие квартиры. Всему городу известно, что каждый вторник Горячев стоит на остановке автобуса около дома с 7 до 8 часов, проверяя регулярность движения транспорта (правда, злые языки говорят, что руководители Транспортного управления по вторникам также не оставляют вниманием эти маршруты, но реакция населения на такие действия Главы однозначно положительна, в часы пик при нарушениях расписания автобусами на остановках часто услышишь «Горячева бы сюда!»). Ни одно из направлений деятельности администрации не остается без внимания главы, он старается во все вникать сам, сурово наказывает подозреваемых в корыстных действиях и затягивающих дело. Личная честность Главы сомнениям не подвергается, также отмечается, что он работает по десять часов в день, зачастую и в выходные, часто ездит по районам.

Рейтинг Горячева у населения чрезвычайно высок, он не понижается, в отличие от рейтинга руководителей государства и лидеров других местных администраций в регионе. Именно такой руководитель, очевидно, соответствует образу «идеального», сложившемуся у российского населения вообще. Стоит поэтому внимательнее всмотреться в реалии Ульяновской области.

1.3.       Кадровая политика Главы администрации и взаимоотношения исполнительной и законодательной власти на разных уровнях

Вернувшись к власти в области, Горячев оставил без изменения исполнительную вертикаль на местах (попытки Малофеева изменить ее персональный состав успеха не имели, так как новые назначения встречали стойкое сопротивление районных Советов, из-за чего руководители могли быть лишь «исполняющими обязанности»). Главы администраций районов и районных центров — преимущественно бывшие первые секретари, либо председатели исполкомов местных советов. Руководство Областного совета, естественно, полностью «горячевское» — председателем после ухода последнего в администрацию стал его бывший первый заместитель Разумов Виктор Логинович, совет и администрация имеют одно «партийно-хозяйственное» происхождение — она сформирована в основном из прежнего облисполкома. В то же время, несмотря на свою неприязнь к демократам, Горячев не препятствовал назначению Председателем постоянной комиссии по приватизации, конверсии и антимонопольной политике одного из руководителей местного отделения ДПР Лизина, с которым нормально работает. Другой «новый» председатель Постоянной комиссии — по межнациональным и межконфессиональным отношениям Богданов (избранный депутатом в 1990г., по специальности регулировщик радиоаппаратуры) находится из-за выражаемых им позиций в постоянной конфронтации с руководством совета и администрации, но не с Горячевым — по его словам, он единственный выслушивает его и пытается помочь (подробнее см. 3.1.).

Ни о каких конфликтах местных Советов и органов исполнительной власти речь в области не идет. Любое решение областной администрации в должные сроки исполняется местными руководителями.

Единственным «нарушителем спокойствия» в этом отношении является Малый Совет городского совета. Его члены характеризуются областными руководителями как «демократы», хотя они не являются членами каких-либо партий или политических организаций и, в основном, представляют городских хозяйственников. Руководство и члены Малого совета (сформированного из Председателей и зампредов постоянных комиссий) обвиняются областным руководством в необязательности и непрофессионализме, причиной чего в первую очередь является «новизна» их состава — депутаты не имели ранее отношения к управленческим структурам. Уникально в этой ситуации положение Ульяновской мэрии — ее руководство в хороших отношениях и с областной администрацией, и с Малым советом горсовета. Мэр города Ермаков Сергей Николаевич ранее был начальником Управления Ульяновского отделения железной дороги.

Наиболее серьезно конфликт Малого совета горсовета и областной администрации проявляется в вопросах разграничения полномочий, и главное, собственности между городом и областью. Руководство Малого Совета объявило все объекты, подлежащие малой приватизации, муниципальной собственностью, не торопясь приватизировать ее, но и не отдавая областной власти. В то же время область приняла решение о передаче одного из городских предприятий торговли местной фабрике. Инцидент был исчерпан по истечении 3-х месяцев «бумажной» войны передачей предприятия в собственность коллектива работников (подробнее см. 2.2.). В то же время списка объектов муниципальной собственности городские власти до сих пор в область не передали, что создает почву для очередных недоразумений. Население города в конфликте склонно держать сторону областной администрации — главным образом из-за нечеткости позиции Малого совета горсовета.

Конфликт типичен для всех ранее рассмотренных регионов и является как следствием непроработанности Закона РФ о разграничении полномочий, так и стремления городов-областных центров повысить свой вес и значение соразмерно месту в производственной структуре и численности населения.

1.4.       Политические партии

В городе существуют местные отделения ДемРоссии [10, 11, 12], ДПР, СДПР, РПРФ и т.д. Но в политической жизни города и области они не играют решительно никакой роли, активистов всех партий «демократического» спектра насчитывается не более 50 человек. Попытка создания ОКРР успехом не увенчалась — нет помещения, да и работать некому, хотя со стороны Постоянной Комиссии облсовета по приватизации, конверсии и антимонопольной политике и была проявлена заинтересованность. Демократические депутаты ВС РФ от Ульяновской области родом из города Димитровограда, где было в 1990 году широко развито демдвижение, но сейчас и там оно незаметно.

То же самое можно сказать и об организациях «коммунистической» ориентации (РКРП, Общество «Русь», Общество борьбы за правду о Ленине, ветеранские и женские организации, как союзник рассматривается общество чувашей им. Яковлева). Актив насчитывает около 50 человек, при этом на митинги не собирается более 300. «Патриоты» и коммунисты выступают единым фронтом (глава общества «Русь», главной патриотической организации [9], является членом ЦК РКРП), но практически никакого влияния в обществе не имеют.

Само по себе отсутствие дееспособных партийных структур не так страшно, но печалит тот факт, что на случай отставки Горячева и ухода его администрации (а такое возможно при резком снижении уровня жизни в регионе) в области и городе нет кадрового резерва, способного заменить существующих управленцев.

2.    ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБЛАСТИ. ВЫСОКИЙ ЖИЗНЕННЫЙ УРОВЕНЬ НАСЕЛЕНИЯ И РЫЧАГИ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ЕГО ПОДДЕРЖИВАТЬ. «СОЦИАЛИЗМ В ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОЙ ОБЛАСТИ»

2.1.       Особенности экономики области

Одним из факторов, определяющих отличие экономической структуры Ульяновской области от сопредельных регионов, да и от большинства российских областей вообще, является значение Ульяновска для прежнего руководства страны как «города — родины Ленина». В годы застоя область находилась в особых условиях в отношении снабжения, развитый туризм, в том числе и международный, «спас» ее от строительства объектов ВПК — в Ульяновске только 2 таких предприятия — объединение «Контактор» и Механический завод (есть предприятия двойного назначения). Доля предприятий ВПК в объеме производства 14%, процент занятых на этих предприятиях составляет 26,3% населения города. В городе Димитровограде доля ВПК (наукоемких технологий) значительно больше, в городе находится один из крупнейших научных центров по ядерной энергетике.

Положение на этих предприятиях лучше, чем на аналогичных в других областях, но, как и везде, находятся в трудном положении [8]. Существует всеобъемлющая областная программа конверсии, детально расписывающая переход предприятий на мирную продукцию с указанием номенклатуры и необходимого для области и России в целом количества новых видов товаров. Программа внедряется в производство [16], она потребует 14,5 млрд. р. вложений. По расчетам ее составителей, после ее окончательного выполнения безработными станут 34% занятых в секторе ВПК, всего 8920 человек к 1995 году, что очень немного по сравнению с общегосударственными прогнозами. Внедрение программы встречает некоторое сопротивление директоров ВПК, поэтому председатель комиссии облсовета по конверсии, приватизации и антимонопольной политике надеется на изменение положение с акционированием предприятий по Указу Президента.

Реальную основу экономики области составляет Ульяновский Автомобильный завод (УАЗ). Это — предприятие областного подчинения. Часть автомобилей реализуется работникам завода по сниженной цене, часть идет на экспорт по прямым договорам с традиционными партнерами из бывшего соцлагеря и некоторых развивающихся стран, а часть поступает в фонд областной администрации. 640 машин в год передается на нужды агропромышленного комплекса. Автомобили УАЗ — конкурентоспособный товар, используемый руководством области в бартерном обмене с другими регионами России и государствами СНГ, ближнего зарубежья. Частично этот обмен производится централизованно, но должностные лица областных и городских органов власти могут предлагать и собственные «бартерные проекты», представляя их главе администрации, который выбирает из них по принципу получения большего товарного эквивалента за одно и то же количество машин, идя при этом на потери в денежном покрытии товара.

Эта тактика имеет ярко выраженный внеэкономический характер, но дает возможность областному руководству получить дефицитный в области товар. В случае практического исчезновения дефицита тактика будет все менее и менее эффективной, уже сейчас вследствие удорожания комплектующих поднимается товарная стоимость»УАЗов» И отлаженный механизм дает сбои. В реальной рыночной экономике перспектив такой подход лишится вовсе.

Важным отличием от соседних областей является и структура занятости населения — 30% населения заняты в сельскохозяйственном производстве. Благодаря этому экономика носит преимущественно аграрный характер, что позволяет обеспечить население всеми основными видами продовольствия.

Возможность продовольственного самообеспечения служит основой некоторой политической независимости от центра и молчаливого игнорирования экономической реформы.

Основными производителями сельхозпродукции являются, как и везде, колхозы и совхозы; фермерства почти нет, попытки отдельных граждан вести единоличное хозяйство встречают яростное сопротивление колхозно-совхозной администрации [14]. Несмотря на всемерную помощь областных властей, некогда передовые хозяйства терпят убытки вследствие изменения соотношения цен.

В то же время в области уже 4 — 5 лет постоянно выделяются гражданам для огородничества земельные участки — на настоящий момент каждая желающая семья имеет такой участок, а многие семьи — и более одного. Администрация дотирует внутриобластной автобусный транспорт, позволяющий людям туда добираться. Так как почвы в области весьма плодородны, жители области получают немалый урожай, позволяющий смягчить удар от повышения цен на сельхозпродукцию.

2.2.       Ход приватизации в регионе

«Большая» приватизация (промышленных предприятий) в регионе, как и везде, практически не ведется, акционирование успешно проведено только на ПО «Контактор». Трудовые коллективы 9 других предприятий — объединения «Рособувьторг», Механического завода, строительно-монтажного треста №3 и др. получили свои предприятия в собственность через аренду. Перечень объектов позволяет предположить здесь классическую «номенклатурную приватизацию». Ведется подготовка к приватизации предприятий согласно Указу Президента РФ об обязательном акционировании.

Малая приватизация в области практически не ведется. Малый совет горсовета издал распоряжение о переходе практически всех объектов торговли и службы быта города Ульяновска в муниципальную собственность. Это еще более затруднило процесс приватизации, так как добавило количество необходимых для последней подписей и бумаг. Ни одного аукциона по продаже торговых точек в городе до последнего времени не было — первый прошел 28 июля. Все ранее приватизированные предприятия торговли находятся в собственности трудовых коллективов [6,7]. Жители города отмечают, что в двух таких магазинах — центральном промтоварном и продмаге «Минутка» — цены значительно ниже, чем в среднем по городу. Вокруг приватизации магазина «Минутка» в центре города между коллективом магазина и областной администрацией возник конфликт, продолжавшийся более 3-х месяцев. Глава областной администрации подписал распоряжение об организации в помещении торговой точки фирменного магазина одной из текстильных фабрик области, когда коллектив магазина уже практически оформил все необходимые документы на приватизацию. Были и подложные жалобы на директора магазина, и неизвестно среди кого собранные подписи. При поддержке Малого совета горсовета и Представителя Президента Ступникова конфликт был улажен. Общественное мнение выступает против аукционной формы приватизации (в основном устами газеты «Ульяновская правда», активистов коммунистических и ветеранских организаций, к которым областная администрация склонна прислушиваться в первую очередь). Поныне существует историко-культурный заповедник «Родина Ленина» на территории которого (а он охватывает большую часть исторического центра города Ульяновска) по распоряжению Малого совета все объекты недвижимости могут быть переданы только в аренду, но не в собственность.

Перевод торговых точек и объектов службы быта в муниципальную собственность дало им льготное налогообложение, не изменив более ничего ни в структуре предприятий, ни в эффективности. Попытка Главы областной администрации Горячева передать овощные магазины напрямую АПК «Свияга» (объединение сельхозпредприятий, находящихся недалеко от города) была со скандалом пресечена Малым советом горсовета, усмотревшим в этом акте покушение на свои права, и магазины перешли в муниципальную собственность, что повысило цены на овощи — добавилась еще одна «ступенька» для применения НДС.

Местное положение о приватизации не принято из-за неразграниченности собственности. Конфликты на властных уровнях сказываются негативно на жизни города.

Приватизация жилья проводится решением облсовета бесплатно — администрация считает, что такая форма обойдется дешевле, так как инвентаризация жилфонда потребует большого вложения средств, а экономический эффект в условиях инфляции гадателен.

2.3.       Местная налоговая политика и применение внеэкономических рычагов для финансирования и поддержки убыточных объектов и села

Распоряжением главы областной администрации в области введен налог на строительство дорог, взимаемый с хозяйств, преимущественно этими дорогами пользующихся. Дебатируется вопрос о введении платного проезда по мосту через Волгу — проезд должен был стать платным уже с третьего квартала 1992 года, но решение блокировалось областным советом, так как затрагивает интересы сельхозпредприятий области. В результате введение платы за проезд по мосту ныне планируется на IV квартал 1992 года.

Введен также местный налог в Градостроительный фонд — 2% от сметной стоимости строительно-монтажных работ.

Но главную роль в обеспечении существования малоприбыльных и убыточных объектов по-прежнему играют внеэкономические способы их поддержки. Глава администрации добился завершения строительства недостроенных больниц, разделив бремя их содержания между прибыльными хозяйствами области, таким же путем проводится ремонт и постройка новых школ в хозяйствах. Распределены между предприятиями областного центра подлежащие уходу участки городской территории, благодаря чему в городе чистота и порядок, нет мусорных куч или запущенных цветников. Такой метод поддержания чистоты и порядка Горячев называет «ишеевским», именно будучи секретарем райкома КПСС, он впервые успешно применил его.

Работники всех предприятий города, студенты ВУЗов, как и прежде, в организованном порядке осенью направляются на сбор урожая, что снижает себестоимость сельхозпродукции региона,но зачастую встречает сопротивление (особенно среди студентов).

2.4.       Высокий уровень жизни в области

Значительно более низкие цены в области по сравнению с другими регионами [7] достигнуты благодаря дотациям из областного бюджета и продовольственному самообеспечению последней, причем областные сельхозпредприятия региона зачастую реализуют свою продукцию в городе по заниженным ценам, получая за это бартерный товар из фондов областной администрации. Продовольственные товары продаются в Ульяновске по визитным карточкам, чтобы отсечь покупателей из Самарской области и Татарстана. Мясо и масло продаются по талонам. Стоимость «серого» хлеба — 2 р. за кг., квас — 0.50 за один литр.

Вся экономика области, хозяйственная жизнь держится в основном на крепких сельхозпредприятиях, бартере и личном авторитете Главы администрации Горячева. При этом сельхозпредприятия испытывают трудности уже сейчас, УАЗы скоро перестанут играть свою роль вследствие изменения экономических условий и тогда вся налаженная административная система рухнет, причем падение жизненного уровня может быть стремительным, что вряд ли пройдет без конфликтов и драм.

Независимые наблюдатели отмечают, что уже с января большая часть областных дотаций на сельхозпродукты будет отменена, что приблизит уровень жизни в области к среднему по Поволжью а населением будет воспринято, как катастрофа.

3.    ПЕСТРЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ ОБЛАСТИ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РЕГИОНЕ

Ульяновская область многонациональна, русские составляют 70% населения, остальные 30% приходятся на долю других национальностей. В области компактно проживают татары (см. 3.1.), чуваши — 120 тысяч, есть деревни и других национальностей, в том числе «Красная Балтия» с латвийским населением. В городе есть два чувашских, немецкое, еврейское, азербайджанское и три татарских национальных общества.

Чувашское население области пока не имеет сепаратистских настроений, община не активна. Населенный преимущественно чувашами, граничащий с областью Тетюшский район соседнего Татарстана выражает намерение присоединиться к ней, фактически подтвержденное на прошедшем референдуме, причиной чего является как экономическое благополучие области, так и межнациональный мир в ее пределах.

В процессе строительства дополнительных цехов авиазавода в город приехали рабочие из деревень области, которые остались жить в Заволжье, в Новом городе и ныне работают на городских предприятиях. В городе бытует собирательное название для населения района — «чумотары», приписываемое социологам из Москвы и отражающее национальный состав города-спутника — чуваши, мордва, татары. Отмечены молодежные потасовки с применением холодного оружия между русскими жителями Заволжья и татарской молодежью Нового города на национальной почве, закончившиеся «победой» русских, после чего наступил временный мир.

Главную роль в межнациональных коллизиях играют руководители татарской диаспоры — самой многочисленной и организованной.

3.1.       Проблемы татарской диаспоры и конфликт комиссии облсовета по межнациональным и межконфессиональным отношениям с облсоветом и администрацией

В Ульяновской области татары составляют 11,4% всего населения, в том числе 94% населения Старокулаткинского района и большинство еще в 2-х районах области. Татарская община имеет в Ульяновске 3 национально-культурных общества, существует также местное отделение партии «Иттифак». Один из руководителей татарского национально-культурного общества «Туган тел» Ш.Богданов является председателем Комиссии областного совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям. Под его руководством комиссия стала рупором татарской общины, что породило сложности во взаимоотношениях комиссии с советом в целом — татарским обществам было отказано в возвращении зданий 2-х мечетей, постройка новой разрешена лишь после долгих переговоров и согласований. Это отношение властей усиливает недоброжелательство к ним со стороны национальных сил; так, в мае этого года активисты партии «Иттифак» собрали на площади перед зданием совета «курултай» (около 200 человек) и объявили о желании присоединиться к Татарстану. Русское население, взволнованное событиями в соседней республике, с опаской относится к требованиям татарской диаспоры. В отличие от экстремистского крыла, активисты национальных обществ говорят только о культурных и религиозных потребностях своего народа. Главные их требования, поддержанные Комиссией, таковы [1, 2, 3]:

— преподавание в средних школах для татарских детей должно вестись на национальном языке (без учета мнения родителей);

— открытие в Ульяновском педагогическом институте отделения с преподаванием на татарском языке, введение на все факультеты процентной квоты для национальностей, соответствующей проценту проживающих в республике их представителей;

— возврат всех культовых зданий, прежде принадлежавших татарской общине, представителям мусульманского духовенства и строительство новых мечетей (на собственные средства общины) в местах компактного проживания татар;

— выделение денег на культурные потребности татар области из средств, отпущенных из бюджета РФ на культуру в области вообще в соответствии с процентом проживающего в ней татарского населения;

— финансирование строительства Татарского культурного центра и издания журнала на татарском языке.

В то время как национальные общества и Комиссия по межнациональным отношениям выдвигают эти требования и дискутируют по ним с руководством, местное отделение партии «Иттифак» провело выборы в местные меджлисы [4] «Симбирского улуса Великого Татарстана», что было негативно встречено областным руководством (за проведение выборов в параллельные властные структуры организаторам пригрозили судом) и потому сейчас персональный состав этих органов власти скрывается. Между официальной и открытой верхушкой движения (национальные общества) и не афишируемым меджлисом связь никогда не прерывалась, все решения принимаются сообща.

Ввиду близости к Татарстану и возможности с его стороны территориальных претензий проблема приобретает опасное звучание, но открытой конфронтации на уровне массовых выступлений нет благодаря высокому уровню жизни в области. В случае экономических трудностей (возможных, по мнению наблюдателей, с начала 1993 года) положение может резко ухудшиться.

В Ульяновске проблемы с татарской диаспорой у областного руководства проявились в полной мере из-за ее многочисленности и некоторых других факторов. В связи с этим представляется необходимым:

1. Всемерно содействовать развитию национальных школ, найти возможность печатания учебников на татарском в России, не заставляя активистов культурных обществ обращаться в Татарстан за помощью.

2. Открыть отделения для подготовки учителей национальных школ в Ульяновске, а с учетом глобальности татарской проблемы — возможно, в Москве, Свердловске, Санкт-Петербурге и др.

3. Не препятствовать строительству и возвращению населению мечетей — в татарской среде нет почвы для развития исламского фундаментализма, а пренебрежение русского руководства религиозными потребностями мусульман-татар приводит к озлоблению населения.

4. Увеличить продолжительность вещания ТВ и радио на национальных языках (где его нет, ввести); возможно, необходимо создать Татарскую редакцию на Центральном Телевидении, в этом случае у национальных сил не будет необходимости добиваться обеспечения приема станций Татарстана.

 

Проблемы и нужды татарской диаспоры требуют особо пристального внимания со стороны органов власти. Необходимо отбить инициативу у эмиссаров экстремистских татарстанских политических организаций

3.2.       Решение проблемы поволжских немцев в Ульяновске

В Ульяновской области в 1989 году было 1836 человек немецкой национальности, сейчас немецкое население увеличилось до 2300чел., в основном за счет переселенцев из горячих точек и других регионов СНГ; по словам Председателя общества «Возрождение» Вигеля Владимира Александровича, 50% приехали в область «за идею» восстановления немецкого государства, 40% — беженцы из Киргизии и Узбекистана, 5-10% — люмпены, ездящие по стране в поисках «лучшей жизни». Немцы, приехавшие из других регионов СНГ, тянутся друг к другу, они уже приобрели национальные черты того народа, среди которого жили 50 лет, и не чувствуют единства с остальными немцами. Большинство переселенцев — семьи с детьми, уровень образования невысок — проблемой стало найти среди них хотя бы одного руководителя для агрофирмы (нет специального образования, опыта и склонности к управленческой деятельности). Многие ориентированы на выезд в Германию, распространены фиктивные разводы и браки, заключаемые с этой целью (70% немцев состоят в смешанных браках), большинство жителей не владеют национальным языком.

Область не относится к территории Автономной республики немцев Поволжья, но немецкая община численностью в 10000 чел. и лютеранский приход были с 19 века и вплоть до войны. До выселения немцев на территории, примыкающей к Ульяновску (область образована лишь в 1943 году) существовал чисто немецкий совхоз им. Сакко и Ванцетти, позже здесь был учхоз НКВД, в котором работали немцы-трудармейцы. В области к 1990 году было 3 поселения немцев — в районе бывшего учхоза, в г. Инза и в поселках вдоль железной дороги Ульяновск — Казань.

В 1990 году облисполком по инициативе немецких активистов из области пригласил немцев приезжать в область на строительство авиазавода, но в итоге строителей набрали в местных деревнях, а приехавшие немцы так и остались здесь жить без прописки и каких-либо гарантий. Силами активистов общества «Возрождение» и при поддержке областной администрации к настоящему моменту создана агрофирма (директор — Август Августович Бельман) в поселке Богдашкино. Финансирование и комплектование предприятия сельхозорудиями легло на плечи немецкой организации VDA. При этом иностранными спонсорами было поставлено 5 условий:

— передача земли в собственность немцев-крестьян;

— одобрение проекта руководством государства;

— одобрение проекта местными властями;

— наличие утвержденных планов под расходование выделяемых средств;

— льготные таможенные пошлины.

Последнее условие выполнено не было из-за внутриполитической обстановки в 1990 году, деньги Правительством на обустройство были выделены, но попали в общий бюджет, вследствие чего 52 миллиона потрачено, а фактически почти ничего из задуманных объектов не построено. В Богдашкино на настоящий момент в балках проживает 300 немецких семей (около 40% — беженцы из Киргизии), создан национальный сельсовет.

Немецкие поселенцы из «горячих точек» продолжают прибывать в область, хотя никаких условий для их размещения нет. Многие хозяйства области хотели бы принять их на работу, но нет жилья — дома в пустующих деревнях раскуплены под дачи, а работать в полях некому. В одном из хозяйств, сильно нуждавшемся в рабочих руках, собрали сельский сход и постановили занять пустующие дома, что позволило разместить и устроить на работу несколько немецких семей. Трудностей во взаимоотношениях с местным населением практически не возникает (в русских деревнях вообще, в национальных бывают сложности, не доходящие до прямых конфликтов). То, что едут немцы, в отличие от Саратовской области, не вызывает у населения отрицательной реакции. Все трудности во взаимоотношениях вызваны не национальным неприятием, а конфликтом «местный — пришлый».

Поэтому руководители общества «Возрождение» не хотят шума вокруг немецкой общины в регионе, опасаются большого наплыва мигрантов в область, желая сперва обустроить уже приехавших и приготовить жилье и рабочие места для новых поселенцев. У руководства области и немецкого общества есть планы присоединения области к проекту создания фермерских хозяйств с помощью ФРГ, в который вместе с Саратовской и Волгоградской попала Самарская область, но не была включена Ульяновская. В то же время они не хотят появления роскошных построек и особых условий для немцев, опасаясь возникновения национальной напряженности, вызванной завистью.

Не забывают активисты немецкого землячества и о восстановлении традиционной немецкой культуры. Созана немецкая школа в Богдашкино, восстановлено здание лютеранской церкви в городе Ульяновске и приход, причем служба ведется на двух языках — немецком и русском. Сложности возникли у общины при попытке вернуть здание пастората — Малый совет городского совета отказался передать здание на том основании, что оно находится на территории историко-культурного заповедника «Родина Ленина». Общество «Возрождение» представило документы о покупке здания общиной у города в конце XIX века и потребовало от «демократов» восстановления исторической справедливости, но «воз и ныне там».

Председатель местного отделения общества «Возрождение» Вигель не уверен, что восстановление прежней немецкой автономии решит все проблемы поволжских немцев. По его мнению, поволжские немцы уже не представляют из себя единого народа, процесс ассимиляции зашел слишком далеко и республика создаст лишь новый очаг межнациональной напряженности, не решив тех проблем, которые при желание может решить небольшая компактно проживающая община. Он считает, что необходимо помогать существующим компактным поселениям немцев, а не устраивать второе «переселение народов».

Национальные проблемы в области, где 30% населения принадлежат к национальным меньшинствам, требуют особого внимания; в случае ухудшения экономической конъюнктуры они могут обострить обстановку в регионе.

Источники

1. Решение конференции областных культурных обществ. — Ульяновск, 1992. — [рукопись].

2. Решение Региональной Конференции мусульман Ульяновской области. — Ульяновск, 1992. — 31 мая 1992. — [рукопись].

3. Концепция развития татарской культуры комиссии Ульяновского облсовета по межнациональным и межконфессиональным отношениям. — Ульяновск, 1992. — [pукопись].

4. Милли Меджлис. — Казань, 1992. — [листовка].

5. Завершинский В. «Инициатива» призывает // Народная газета. — Ульяновск, 1992. — 15 июля 1992.

6. Ельцов Г. Если хочешь быть хозяином, будь им // Народная газета. — Ульяновск, 1992. — 17 июля 1992.

7. Что почем на Волге? // Народная газета. — Ульяновск, 1992. — 17 июля 1992.

8. Президенту российской федерации Б.Н.Ельцину от трудового коллектива НПО «Марс» // Обновление. — Ульяновск, 1992. — 15 июля 1992.

9. Дуванова Л. Утки улетели. Остался писатель // Симбирский курьер. — Ульяновск, 1992. — 27 июня 1992.

10. Политический консультативный совет демократических партий ульяновской области. Заявление «О выходе из Симбирской региональной организации движения «Демократическая россия» // Симбирский курьер. — Ульяновск, 1992. — 2 июля 1992.

11. Крылов В. Раскол был неизбежен // Симбирский курьер. — Ульяновск, 1992. — 2 июля 1992.

12. Приватизируются предприятия // Симбирский курьер. — Ульяновск, 1992. — 14 июля 1992.

13. Кадужин Б. О плате за землю // Симбирский курьер. — Ульяновск, 1992. — 16 июля 1992.

14. Калюков Ю. Президент протянул руку // Симбирский курьер. — Ульяновск, 1992. — 18 июля 1992.

15. Михайлов В. Драма «ДемРоссии» // Ульяновская правда. — Ульяновск, 1992. — 7 июля 1992.

16. Шарыгин В. Испытание конверсией. Наш собеседник — генеральный директор ПО «Ульяновский машиностроительный завод» Ю.Ф.Полищук // Ульяновская правда. — Ульяновск, 1992. — 18 июля 1992.