Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Удмуртская Республика

Александр КАСИМОВ

Удмуртская Республика

 «...Удмуртский народ такой — если Президент скажет в деревне два слова на удмуртском языке, люди в два раза лучше работать будут.»

М.И.Шишкин, Президент Всеудмуртской ассоциации «Удмурт кенеш».

 

Общая площадь — 41,2 тыс. кв. км. Население — 1 млн. 570 тысяч человек. Столица — город Ижевск (620 тыс. чел.) Граничит с Кировской областью (на западе), с Пермской областью (на востоке), с Татарстаном и Башкортостаном (на юге).

1.    ВЛАСТЬ

ВС состоит из 200 депутатов, социальный состав парламента не отличается от подобных структур в других регионах. Действует демократическая фракция, состоящая из 20-30 депутатов. В последнее время все силы фракции, по признанию демократов, тонут в процедурных вопросах. Профессионализм парламента, по общему мнению, оставляет желать лучшего, активность депутатов низка, постоянно возникает проблема кворума. До сих пор отсутствуют правила и регламент работы ВС, он уже два года функционирует по временному регламенту, все время нарушаемому руководством ВС [2.2].

Председатель ВС — Валентин Кузьмич Тубылов, 1935 г.р., аппаратчик со стажем.

Совет Министров, по общему мнению, конструктивной работой не занимается, основная его деятельность — распределение. Аппарат Совмина почти полностью состоит из старых работников Совмина и обкома КПСС, занявших другие кресла.

Председатель Совмина — Николай Ефимович Миронов, 1936 г.р., воспитанник кузницы кадров Ижевского механического завода, весь номенклатурный отрезок жизни работал в аппарате Совета Министров.

Профессиональные качества Тубылова и Миронова в республике оцениваются весьма скептически.

1.1.       Верховный Совет и Совет министров

В республике принят Закон о Президенте Удмуртской республики, однако дело застопорилось за неимением Закона о выборах Президента. Группа национально ориентированных депутатов добивается внесения пункта о знании Президентом удмуртского языка, что вызывает сильное противодействие демократов. Ни те, ни другие не имеют решающего голоса, но в условиях низкой активности депутатов с успехом блокируют друг друга.

Реальных кандидатов на президентство в республике фактически нет, что связано с общим отсутствием ярких политиков. Называются только три кандидатуры: председатель КС ДемРоссии, лидер демократической фракции парламенте В.Скрынник, Президент Всеудмуртской ассоциации «Удмурт кенеш» М.Шишкин и нынешний председатель ВС В.Тубылов, однако шансы каждого оцениваются весьма низко.

1.2.       Проблема президентства

1.3.       Реальная власть

Четкого разграничения полномочий между председателем ВС и предсовмина нет. Важнейшие документы подписываются совместно. Общее руководство осуществляется Советом Министров и Президиумом ВС, причем функции того другого весьма расплывчаты.

Явного центра власти в республике нет. Существует, однако, устойчивое мнение, что наибольшая власть сосредоточена в руках первого заместителя предсовмина Виталия Соловьева (1933 г.р.), бывшего предсовмина республики (до 1990 года). Приходилось также слышать, что Тубылова стараются не выпускать за пределы республики, да и сам он явно не проявляет особой активности. Отставки Н.Миронова давно добиваются демократы, но значительная часть депутатов ВС также не удовлетворена деловыми качествами главы правительства, на каждой сессии делаются попытки его снятия. Во время последней, 12-й сессии (июль), Миронов лег в больницу. Основные документы правительства подписывает Соловьев. Впечатление активных руководителей производят только Соловьев, и еще один заместитель предсовмина Р.Каримов.

1.4.       Аморфность и некомпетентность высших властных структур Удмуртии

Иллюстрацией этого служат три ярких примера. Первый — решение 9-й сессии ВС (март 1992 года) о разделении собственности в республике на государственную и муниципальную, сессия объявила собственностью республики все, что находится на ее территории [1.12, 1.11]. Однако дальше этой декларации ни парламент, ни правительство не пошли, видимо, просто не представляя, какие логические выводы могут воспоследовать из этого решения, более того, на другой сессии депутаты сформировали комиссию для переговоров с правительством РФ о разграничении собственности. Второй — это принятое на последней сессии ВС по предложению правительства решение об отчислении только 20 процентов НДС в российский бюджет, вместо предписанных 80. Третий — подписание договора о дружбе и сотрудничестве с Республикой Татарстан. Со стороны может показаться, что эти шаги — признак сознательной конфронтации руководства УР с центром. Однако эти действия просто-напросто непродуманны. Решение о неотчислении НДС принималось, видимо, безо всякого осознания последствий, которые и не замедлили быть — центр тут же остановил финансирование республики (практически целиком сидящей на картотеке), после чего Соловьев во главе покаянной миссии и отправился в Москву. Что же касается договора с Татарстаном, то мотивы его подписания покрыты мраком, единственное реальное объяснение дал депутат Н.Нагорных: «они привыкли со всеми дружить, вот и подписали». Приложенное к договору экономическое соглашение не представляет из себя ничего серьезного — оно предусматривает беспрепятственный пропуск товаров по территориям республик, возможность заправки на АЗС по талонам друг друга и тому подобные меры. Для руководства Татарстана подписание этого договора, несомненно, значительный политический акт, руководство Удмуртии, видимо, политической окраски не видит. Только несколько депутатов ВС выступало на сессии против подписания этого договора [1.56].

Вообще, хотя многие предложения правительства и проходят в парламенте «со скрипом», отсутствует какая-либо конструктивная оппозиция. В начале деятельности нынешнего состава ВС, в сентябре 1990 года первым заместителем премьера по экономической реформе был назначен Ю.Утехин, разработавший программу экономического развития Удмуртии и пакет законопроектов по ее реализации.. Однако из-за нежелания и неспособности руководства заниматься радикальными экономическими преобразованиями, Утехин ушел из правительства, и сейчас возглавляет Удмуртскую Региональную Товарно-фондовую биржу «Кама» (УРТФУБ) [2.2].

Работоспособные структуры власти в Удмуртии отсутствуют. Отсутствуют также и силы, способные заменить существующий аппарат.

1.5.       Конфликты

Конфликтов на властном уровне в республике нет. Взаимоотношения руководителей республики и Ижевска нельзя назвать ни хорошими, ни плохими, они просто отсутствуют. Столкновений не было даже между ВС и ижевским горсоветом по заядлому вопросу разграничения собственности. Видимо, связано это с тем, что делить им нечего — реальной власти нет ни у руководства республики, ни, тем более, у города.

На местном уровне был один конфликт — Сарапульский горсовет проводил сбор подписей за присоединение к Кировской области. (Сарапул был присоединен к Удмуртии в 40-х годах, удмуртов в Сарапульском районе почти нет). Вызвано это было тем, что Сарапул постоянно обходили дотациями по сравнению другими городами. Конфликт был вовремя улажен.

2.    ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

2.1.       Общая характеристика

Политическая жизнь характеризуется спокойствием и традиционной стабильностью. Как демократы, так и левые не пользуются большим авторитетом среди населения. Это связано с общей политической инертностью населения, вытекающей из особенностей социального развития региона на протяжении нескольких десятков лет.

2.2.       Партии и движения демократического спектра

Ситуация в демдвижении Удмуртской республики довольно своеобразна и нетипична. Нельзя сказать, что существует «блок» демократических организаций, скорее некое аморфное образование. На протяжении всей своей истории демдвижению Удмуртии пока удавалось избегать расколов и разногласий, связано это с отсутствием ярких личностей с определенными политическими убеждениями, руководители демдвижения «стоят на общедемократических позициях». Членство в той или иной организации настолько несущественно, что про многих даже не могут сказать, к какой партии они принадлежат.

«Демократический» спектр Удмуртии весьма узок — он исчерпывается Социал-демократической партией Удмуртии (СДПУ), отделением Партии Конституционной свободы, региональным отделением Народной партии Свободной России (НПСР) и Аграрно-демократической партией Удмуртии. Реальной силы ни одна из них не представляет.

2.2.1.      Демократическая Россия

Все демократические организации группируются вокруг Удмуртского регионального отделения «Демократической России». Коллективными членами ДР являются СДПУ, ПКД, Экологический союз. Членство нефиксированно, общее число участников оценивается в 300 человек (реальная цифра, видимо, не более 50).

2.2.2.      СДП Удмуртии

СДПУ является наиболее развитой партией Удмуртии. Это первая партия, которую удалось зарегистрировать в 1991 году. Партия выступила учредителем двух газет — «Демократическая Удмуртия» (выходит с 1991 года) и «Сарапул» (выходит с 1991 года). По признанию председателя партии Н.Нагорных, число членов сейчас не более 25, партия практически прекратила деятельность. Сам Нагорных, уже два года безработный (после выборов он ушел с завода, намереваясь заняться политикой), выступил инициатором создания в республике отделения ОКРР. Правительство дало формальное согласие, однако вопрос с помещением висит в воздухе уже полгода (хотя помещение в здании ВС нашлось для прокоммунистических газет «Долг» и «Ижевск рабочий».)

2.2.3.      Региональное отделение НПСР

Социальный состав Удмуртского НПСР крайне нетипичен, в нее входит основном маргинальная интеллигенция, в партии нет ни одного среднего или даже мелкого руководителя. какой-либо деятельностью партия не занималась не занимается. Существует мифическая «региональная пресс-служба НПСР», представленная одним человеком — сотрудником газеты «Известия Удмуртской Республики», бывшим комсомольским функционером. Каких-либо следов деятельности вышепоименованной пресс-службы обнаружить не удалось.

2.2.4.      Аграрно-демократическая партия Удмуртии

Самобытное образование. Объединяет в основном «прогрессивно мыслящих» тружеников сельского хозяйства. Членство в партии фиксированное, на сегодняшний момент в ней состоит около 50 человек. Сейчас партия на непонятных условиях (по выражению секретаря партии «федеративных») вошла Крестьянскую партию (партию Черниченко).

Какой-либо серьезной деятельностью партия не занимается.

2.2.5.      Кадеты

Принадлежат к «астафьевскому» крылу КДП НС. Численность наблюдателями оценивается в 7 (семь) человек. Ни в какой деятельности не замечены.

2.2.6.      Остальное

В июле демократы с удивлением увидели по местному телевидению социолога Бориса Тикунова, представившегося «представителем ДДР». Что-либо более определенного наблюдатели по этому поводу сказать не могли.

Наблюдалась вялотекущая попытка образования ДПР, но к этому времени подоспел московский раскол данной организации, и местные активисты тут же отказались от своего замысла.

Одна из первых демократических организаций Удмуртии — Экологический союз, сейчас существует только номинально.

2.3.       Левый блок

Партии и движения левого спектра представляют из себя аморфное образование под двумя названиями. Первое название — «Союз рабочих и крестьян Удмуртии». Председатель этой организации — Рафиль Таипович Галеев, печник по профессии, житель города Можга. Он же является и председателем движения «Трудовая Удмуртия» (существует с января 1992 года). Разницу между этими двумя образованиями участники левого движения объяснить неспособны, за исключением того факта, что членство в «Союзе...» вроде как единоличное, а «Трудовой Удмуртии» вроде как коллективное. Список левых организаций туманен и расплывчат. По утверждению руководителей «Трудовой Удмуртии», в ее состав входят, кроме собственно «Союза рабочих и крестьян Удмуртии», организации РКРП, ВКПБ, СПТ, «Женщины за социалистическое будущее своих детей», «Комитет многодетных матерей», «Союз борьбы за народную трезвость Удмуртии», политклуб «Современник», горком комсомола и т.п. Утверждения эти не поддаются проверке ни по каким параметрам — ни по вхождению вышеназванных организаций в «Трудовую Удмуртию», ни по их названиям, ни даже по самим фактам их существования. Лидеры левого движения путаются в названиях, терминах и тому подобных вещах, и, по всей видимости, считают «своей» любую организацию, чьи члены бывают на их мероприятиях.

Реально же дело обстоит таким образом: ядром левого движения является «Ижевский фонд здоровья имени Г.Шичко», он же «Фонд трезвости имени Г.А.Шичко». Его основателем и руководителем является штатный психолог завода «Ижмаш» Николай Январский. Основной массив активных деятелей (около 30 человек) — это прошедшие антиалкогольные курсы по методу кодирования верные ученики Январского. Эти же люди и представляют из себя все разнообразие левых движений Удмуртии, из которого реально существует, видимо, городская организация РКРП (кроме «Союза...» и «Трудовой Удмуртии»).

Основные виды деятельности неокоммунистов не отличаются от таковых других регионах — в основном это распространение центральных коммунистических газет, сбор подписей за отзыв Ельцина, митинги. Руководители левого движения поддерживают правительство Удмуртии, считая, что оно делает все возможное, смягчая негативные последствия политики российского центра [3.1., 6.1., 7.4., 7.5., 7.6].

Неокоммунисты издают нерегулярно выходящую газету «Ижевск рабочий» (тираж 3000 экз.), учредителями которой являются Фонд трезвости им. Шичко, Отделение пенсионного фонда РСФСР по УАССР и Госкомспорт УАССР. С марта этого года практикуются совместные выпуски газет «Удмурт дунне» («Удмуртский мир»,официальная республиканская газета на удмуртском языке) и «Ижевск рабочий» (было по крайней мере два таких выпуска).

Существует также газета «ДОЛГ», учредителем которой является союз ветеранов Удмуртии. Газета эта «отличилась» во время путча, однако сейчас довольно умеренна, связано это, видимо, с тем, что с этого года официальным спонсором газеты является биржа «Кама».

Необходимо отметить, что в городе Глазове существует ячейка Либерально-демократической партии. Количество ее членов — вопрос спорный. Лидер местных либералов, сотрудник прокоммунистической газеты «Красное знамя» Андрис Вальме заявил, что число членов около 400, однако реальная численность наблюдателями оценивается раз в сто меньше.

3.    НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

3.1.       Национальный состав

Большинство полуторамиллионного населения Удмуртии составляют русские. Следом идут удмурты — 34%, за ними — татары (около 10%) и марийцы. Все вышеперечисленные нации имеют места компактного проживания. В республике существуют четыре удмуртских общественных организации, две — русских. Зарегистрированы татарское, русское, марийское, бессермянское, украинское культурные общества.

3.2.       Проблемы титульной нации

3.2.1.      Удмуртский этнос

Удмурты являются четвертым по численности финно-угорским народом мира (700-800 тысяч). В Удмуртии живет две трети нации, места компактного проживания имеются в Екатеринбургской и Пермской областях, в Татарстане Башкортостане. Националы утверждают, что численность удмуртов намного больше, называется цифра от 1,5 до 2,5 миллионов, (многие удмурты, по их мнению, записывались русскими во время переписей и получения паспорта.

У удмуртов выделяются две ветви — северные и южные. Различаются они основном по языку. Представители национальных организаций утверждают, что разница между ними минимальна, однако северные и южные удмурты с трудом понимают друг друга. Северная ветвь характеризуется как попавшая под влияние русских и коми, южная — как более тюркизированная.

В национальном характере удмуртов отмечается спокойствие, терпение, отсутствие мстительности. Традиционно удмурты считаются нацией земледельцев.

3.2.2.      Представительство удмуртов в общественных организациях

Наиболее серьезной силой является Всеудмуртская ассоциация «УДМУРТ КЕНЕШ». Кенеш — удмуртское слово, обозначающее нечто вроде традиционного органа самоуправления удмуртов. Цели у этой организации, пользующейся государственной поддержкой, преимущественно политические. Президент ассоциации — Михаил Шишкин, экономист, в далеком прошлом — второй секретарь обкома партии.

И сам Шишкин, и его политика вызывают недовольство у многих участников национального движения. Ему в вину ставят и коммунистическое прошлое, и, по мнению многих националов, чрезмерное заигрывание с демократами. Однако на деле обвинить его не в чем — Шишкин ведет очень себя очень выдержанно, конкретных претензий к нему не могут предъявить ни националы, ни демократы, ни правительство. Тем не менее у ассоциации явно просматривается стремление создать параллельную структуру власти (наподобие татарских милли-меджлисов) с возможным в дальнейшем сращением с правительством. Руководство ассоциации постоянно делает попытки включить в свои структуры Общество Удмуртской культуры. В целом же действия «Удмурт кенеш» пока взвешены и умерены [2.1].

Второй по значению организацией является Общество удмуртской культуры «Дэмен». Образовано в 1990 году. Общество возникало в ожесточенной борьбе первым секретарем обкома КПСС Грищенко, однако пользовалось поддержкой идеологического отдела того же обкома. В начале общество вело довольно активную политическую работу, сейчас в основном сосредоточилось на вопросах культуры. Однако новое руководство (в частности председатель — писатель Петр Чернов) противятся слиянию с ассоциацией «Удмурт кенеш», мотивируя это недоверием к политике ассоциации и лично к Шишкину.

В апреле этого года образована удмуртская молодежная общественная организация «Шунды» («Солнце»). Организационную помощь в его создании оказывало общество удмуртской культуры. Цель общества — «содействие политическому, культурному и экономическому развитию удмуртской молодежи». Чем более конкретно будет заниматься общество — неясно [1.40].

С октября прошлого года в Удмуртии появилась новая партия — Удмурт калык партия, или Удмуртская народная партия. Программа и устав партии существуют пока в рукописном незавершенном виде. Партия придерживается целом демократических установок, но в рамках полного суверенитета Удмуртии, как экономического, так и политического. На этой почве партия не находит общего языка ни с демократами, которые отвергают саму идею суверенитета, ни с другими национальными силами, которые не считают нужным сейчас поднимать этот вопрос. Бывший председатель партии М.Вахрушев сейчас создал союз предпринимателей-удмуртов, нынешний глава партии — Семен Ботников. Заметного влияния в республике партия не имеет.

В начале июля создан союз предпринимателей-удмуртов. Создан он при помощи «Удмурт кенеш». В планах союза — создание бизнес-центра «Веме» («Помощь»), торгового дома и национального банка удмуртского народа [1.52].

3.2.3.      Взаимоотношения удмуртов с русскими

Взаимоотношения удмуртов с русскими достаточно мирные, но нельзя не отметить пренебрежение, высказываемое значительной частью русского населения по отношению к удмуртам, можно встретить разборки в общественном транспорте при употреблении удмуртского языка. Оскорбительные для удмуртов наименования — «вотяк» и «серая мышь». Видимо, малообразованная часть русского населения, чувствуя историческую вину перед удмуртами (например, каждый житель Ижевска знает, что город построен фактически на костях удмуртов), таким образом психологически защищается.

3.2.4.      Общая ситуация

В начале века удмуртов в Вотском крае было около 80% населения. Сейчас нация составляет устойчивое меньшинство. Четко выраженная миграция удмуртов в республику отсутствует. Численность удмуртов медленно растет, ассимиляция выражена значительно меньше, чем у родственных марийцев и мордвы. Препятствий для культурного развития нации со стороны властей нет, дело стопорится в основном общей пассивностью населения. Ситуация здесь не особенно отличается от аналогичной в национальных республиках — как известно, ярко выраженную активность в развитии своей культуры проявляет только татарское население.

3.3.       Татарская община

Татары — третья по численности нация в Удмуртии. Места компактного проживания татар сосредоточены в основном в Алнашском районе, в Ижевске — Ленинском районе, часть которого в народе называется «татаробазар».

В городе татары в основном сосредоточены в торговле и тому подобных структурах, при этом и на достаточно высоком уровне (министр торговли председатель агропрома — татары). Взаимоотношения удмуртов и татар исторически достаточно напряжены (у удмуртов существует пословица «татарский волк, русский медведь, удмуртский рябчик»).

В республике действует ТОЦ. Формально он не занимается политикой, однако представители ТОЦа достаточно активно вмешиваются в национальные вопросы, причем не столько по вопросам татарской нации (где они не могут пожаловаться на какое-либо притеснение), но и во взаимоотношения русских удмуртов. Представители удмуртского национального движения утверждают, что ТОЦовцы постоянно пытаются поссорить их с демократами. Пример тому — подготовленный ТОЦем проект постановления съезда финно-угорских народов, не рассматривавшийся на съезде из-за своей чрезмерной радикальности. По утверждению демократов, они пришли к «джентльменскому соглашению» националами о том, что будущий Президент Удмуртии должен знать удмуртский язык, однако вмешались татары, которые настаивают а том, что Президент должен обязательно быть удмуртом. Приходилось слышать мнение о существовании в правительстве сильного татарского влияния.

3.4.       Русская община

В ответ на создание удмуртских и татарской общественных организаций группа патриотически настроенных русских создала в прошлом году общество русской культуры. Общество занимается в основном культурной деятельностью.

Один из трех сопредседателей общества, Евгений Шумилов, историк искусствовед, депутат ВС, вызывает яростные нападки со стороны удмуртских националов. По общему мнению, это ученый номер один в Удмуртии, знающий ее историю лучше, чем все националы вместе взятые. Одна из его последних статей — «Запрос «финноуграм» от «индоевропейца»» вызвала ожесточенную полемику республике, особенно его предложение созвать съезд славянских народов Прикамья (Удмуртии). Сам Шумилов характеризует себя, как демократа-патриота [5.2].

Группа радикально настроенных патриотов организовала «Русский союз», стоящий на довольно крайних позициях. Председателем его является Виталий Камаев. Союз проявляет тенденцию сближения с неокоммунистами.

3.5.       Бессермяне

2 Июля 1992 года Президиум ВС Удмуртии принял постановление восстановлении исторического имени бессермянского народа. До этого людей, причисляющих себя к этой национальности, записывали удмуртами.

Бессермяне — малочисленная группа деревенских жителей (насчитываются единицы бессермянских деревень). Говорят они на языке, очень близком удмуртскому, однако носят другую одежду и имеют отличную от удмуртской культуру. Свое происхождение бессермяне ведут от Волжской Булгарии.

В июле этого года создано общество бессермянского народа, ставящее своей целью возрождение культуры и национальной самобытности бессермян. Активные деятели общества — в основном гуманитарная интеллигенция. В обществе сильны антиудмуртские настроения [5.8].

3.6.       Немцы

Довольно значительное количество немцев проживает в Сарапуле (называется цифра 5 тысяч). В основном это оставшиеся после войны военнопленные и перемещенные с Волги. Никакой организации у сарапульских немцев нет. В 70-е годы удмуртским КГБ была проведена крупномасштабная операция по предотвращению выезда за рубеж (по неподтвержденным данным). Немцы в городе занимают достаточно высокое социальное положение. Глава администрации Сарапула (до 14 марта — предисполкома) Роберт Берг — немец.

4.    ЭКОНОМИКА

4.1.       Общая характеристика

Промышленность сосредоточена в четырех крупных городах: Ижевске, Воткинске, Сарапуле и Глазове. Доля ВПК, по разным оценкам, составляет от 84% до 89% (правительственная оценка — 85%). Из крупных предприятий Ижевска к ВПК не относится только завод «Буммаш» (производство бумагоделательных машин). В республике мощно представлено производство оружия («Ижмаш»стрелковое оружие, Воткинский завод — ракеты средней и меньшей дальности), радио- и электротехническая промышленность (Ижевск, Сарапул, Глазов), машиностроение. Ижевский автозавод производит более 300 тысяч мотоциклов, более 100 тысяч автомобилей в год.

Удмурты всегда славились, как крестьяне. По общему мнению, республика способна обеспечить себя продуктами питания, правда предсовмина Миронов назвал на встрече с руководителями хозяйств цифру 25%.

В республике богатые запасы нефти. В год добывается примерно 8-10 миллионов тонн. Нефтеперерабатывающая промышленность отсутствует. Большая часть месторождений сконцентрирована в Камбаркинском районе, граничащем Башкортостаном. Из остальных природных ресурсов наличествует лес, которого вывозится из республики, по правительственной оценке, около миллиона кубометров в год (по разрешению Совмина — 0,5 млн., остальное — самовывоз).

Общие долги республики составляют около 5 миллиардов рублей, практически вся Удмуртия сидит на картотеке.

4.2.       Проблема ВПК. Конверсия

Правительство республики не имеет практически никакого влияния на руководство ВПК. Крупнейшие предприятия все время подчинялись непосредственно Москве, сейчас же, когда прямых указаний из центра не следует, ВПК остался предоставлен сам себе. Робкие попытки со стороны правительства как-то воздействовать на ситуацию оказались бесплодны. Похоже на то, что правительство Удмуртии само по себе, руководство крупных предприятий само по себе.

При наличии сильного лидера ВПК мог бы стать фактическим хозяином ситуации в Удмуртии. Однако руководство ВПК не представляет организованной сплоченной силы, у него отсутствует четко выраженная экономическая, и тем более политическая позиция. Создается впечатление, что директорский корпус просто растерян, и не знает, как вести себя в новой ситуации.

По просьбе правительства Удмуртии разработкой программы конверсии для республики занялся советник Президента РФ по вопросам промышленности конверсии Михаил Малей. Программа была готова в кратчайшие сроки, однако отпечатана она была тиражом 35 (тридцать пять) экземпляров, и 12-я сессия ВС познакомилась с этой программой на слух. При этом Малей заявил, что сообщил депутатам только половину программы, 20%, возможно, скажет депутатам на закрытом заседании, а еще 20% вообще никому не скажет по причине секретности и из боязни конкурентов. Программа эта, даже будучи зачитана наполовину, произвела на депутатов исключительное впечатление. Малей предложил ни много ни мало — сделать Удмуртию цветущим оазисом в океане российской нестабильности, главным образом за счет двух механизмов: массовой продажи оружия за рубеж и резкого одновременного повышения цен и зарплат, что, по мысли Малея, привлечет в республику массу товаров, и доступны они будут только жителям Удмуртии. Чтобы осуществить эти планы, по совету советника Президента, необходимо немедленно все заводы ВПК объявить собственностью республики, создать министерство обороны, подчиняться только тем нормативным актам из Москвы, которые будут удовлетворять республику, и т.д.

Преобладающее в республике мнение относительно представленной программы — вопиющая некомпетентность (там, например, присутствует предложение создать в Удмуртии университет, что вызвало немалое удивление среди депутатов-сотрудников УдГУ). Здесь следует заметить, что Михаил Малей уже пытался произвести подобные радикальные реформы в Сергиевом Посаде и Балаково, основным движущим стержнем которых также являлась линия на конфронтацию российским руководством в расчете на поддержку Президента, однако местные власти не поняли заманчивых перспектив. Окончательное рассмотрение программы Малея отложено до следующей сессии парламента, которая, скорее всего, состоится не раньше осени [3.6].

Пока же предприятия ВПК перебиваются как могут, например, Ижевский радиозавод сейчас живет за счет одного своего цеха, выпускающего двухкассетные магнитофоны, Воткинский завод — за счет стиральных машин, т.д. Положение на заводах пока относительно спокойное, однако уже сейчас начались сокращения. Реальных перспектив выхода из все более приближающегося тупика пока не видно — вряд ли чем-то поможет Указ Президента РФ от 31 марта «О мерах по обеспечению конверсии в Удмуртской республике», по которому предприятия получили право направлять на перепрофилирование производств 70% валютной выручки от продажи военной техники, а Удмуртия освобождена от обязательной продажи в Республиканский валютный фонд выручки от продажи за рубеж нефти в пределах специальных квот, предназначенных на цели конверсии устанавливающихся Правительством РФ по согласованию с Совмином Удмуртии [1.15].

4.3.       Приватизация

Программа приватизации на 1992 год принята на 9-й сессии ВС 5 марта 1992 года. Приватизации подлежит около 50% предприятий, не включенных список запрещенных к приватизации на этот год. Отличительные особенности запрещения проведения некоммерческих конкурсов, заключения договоров на аренду с правом выкупа, проведение конкурса (аукциона) при наличии менее двух покупателей, а также запрещение участия в конкурсах и аукционах физическим лицам, имеющим ценз оседлости менее одного года. Подобные положения перешли и в программу приватизации Ижевска [1.13].

Реально о приватизации можно говорить только применительно к мелким объектам, ибо как подступиться к приватизации крупных предприятий ВПК, похоже, не знает никто в республике. Что же до мелкой приватизации, то она довольно давно идет в Глазове, Сарапуле и Воткинске, в Ижевске же первый аукцион состоялся только 25 июля [1.57].

В республике на сегодняшний день существует 1300 фермерских хозяйств, объединенных в 46 ассоциаций. Достаточно активно ведет себя АККОР.

4.4.       Новая экономика

В Удмуртии действуют всего две биржи — «КАМА» и отделение Пермской биржи. Существует также торговый дом «Ижевск» (в числе учредителей которой»КАМА» и Ижевский горсовет). Крупнейшие банки — Евроазиатский банк Ижкомбанк.

Две крупные внешнеторговые компании «Ижинкрафт» и «Алоу», созданные при участии бывшей КПСС, стали сейчас объектом разбирательства в парламенте. Правительство выдало компании «Ижинкрафт» в прошлом году лицензию на продажу нефти. В результате большое число нефти оказалось проданным в неизвестном направлении, и деньги за нее Удмуртия пытается получить до сих пор. После этого лицензия была выдана «Алоу», которая под поручительство Совета Министров Удмуртии оказалась должна зарубежным партнерам 10 млн. долларов. Разбирательство в парламенте по этому поводу ситуацию не прояснило. Несмотря на все это, правительство полно решимости снова выдать лицензию «Ижинкрафту».

Коммерческой фирме «Удмуртия» (бывший Госснаб, президент фирмы только 28 апреля 1992 года был освобожден от должности председателя госкомитета по материально-техническому снабжению в связи с его упразднением) постановлением правительства было дано право заниматься выдачей квот на внешнеторговую деятельность, тем самым «Удмуртия» получала доступ коммерческой информации, относящейся к другим фирмам. Однако через месяц совмин все-таки решил создать специальный лицензионный отдел [1.8., 3.1].

Крупнейшие новые экономические структуры — Удмуртская региональная товарно-фондовая биржа (УРТФУБ) «КАМА» и Евроазиатский банк экономического развития.

УРТФУБ была создана решением совмина Удмуртии, сейчас это независимая структура. По оценкам заинтересованных лиц, «КАМА» занимает шестое место среди российских бирж. Ликвидность в начале года составила более 6%, данные на сегодня отсутствуют. Биржа постоянно предлагает свои услуги правительству, однако эти инициативы остаются без ответа. Биржа ведет активную работу по подготовке кадров для коммерческих структур [10.1., 11.1., 1.38].

Глазовское представительство УРТФУБ выступило в апреле этого года спонсором приезда в Глазов В.Жириновского, однако, скорее всего, это явилось не политическая акция, а выразило интерес коммерческих структур набирающему популярность политику [1.24, 1.26].

Евроазиатский банк экономического развития — один из крупнейших России, в своей рекламе он утверждает, что у него самые высокие в стране дивиденды — 67% [1.58.].

4.5.       Профсоюзы

Республиканский комитет свободных профсоюзов работает в довольно тесном контакте с правительством. На последнем съезде, прошедшем в июне, с отчетом о деятельности правительства выступал Р.Каримов. Впрочем, серьезной работы профсоюзы не ведут [5.7].

Руководителем так называемых «профкурсов» при рескоме профсоюзов является бывший первый секретарь обкома КПСС П.Грищенко.

4.6.       Социальная обстановка

Социальная обстановка пока спокойная. Уровень жизни примерно такой же, как и в Москве, но значительно дороже, чем в соседнем Татарстане. Официально зарегистрированных безработных на июль месяц в Ижевске — 900 человек. Прогнозы безработицы на этот год разноречивы — называется цифра 90 тысяч человек. Программы трудоустройства у властей нет, что вытекает из отсутствия программы конверсии и вообще плана экономического развития. Видимо, уже ближайшее время правительство не сможет больше контролировать цены на важнейшие товары, а руководство крупных предприятий далее воздерживаться от массовых сокращений.

4.7.       Нефть

В республике ежегодно добывается около 10 миллионов тонн нефти. Из них 80% забирает российский центр. В Камбаркинском районе качают нефть также башкортостанские промысловики. Объем — 2 миллиона тонн в год. Ситуация, видимо, совершенно не контролируется правительством, которое на каждой сессии обещает депутатам «разобраться». На последней сессии было заявлено, что с руководством Башкортостана найден общий язык, но конкретных пояснений не последовало.

4.8.       Экология

Председатель Экологического Союза С.Селивановский является заместителем председателя комиссии ВС по экологии.

Сложная экологическая ситуация сложилась в Камбаркинском районе (граничащем с Башкортостаном). На этой территории добывается большая часть нефти, значительное количество земли при этом оказалось испорчено. Кроме того, в Камбарке находится крупнейший склад ОВ (более 1/6 бывшего союзного запаса ОВ). В основном это люизит, причем по утверждениям экспертов, крупнейший запас в мире. Проблема его переработки волнует местное население и власти. Местные жители выступают против строительства мощностей по переработке в своем районе, администрация района намерена не допустить строительства подобного завода даже в случае прямого президентского распоряжения. Видимо, местные власти в данном вопросе получат поддержку правительства Удмуртии [1.46, 3.2].

Источники

1.1. Завьялов Н. Спасти и возродиться // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 16 января 1992.

1.2. Махиянов Ф. К границам 1552 года. Каждому народу — государственность // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 16 января 1992.

1.3. Княжин С. Столичный город Глазов // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 16 января 1992.

1.4. Профсоюзы и вправду — «школа коммунизма» // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 13 февраля 1992.

1.5. Ахмадуллин В. Все начинается с земли // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 13 февраля 1992.

1.6. Красных А. Рынок требует определенности. Из содоклада депутата А.Красных по отчету правительства Удмуртской Республики на 9-й сессии Верховного Совета // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 13 февраля 1992.

1.7. Лялин В. Свой среди чужих, чужой среди своих. Отставка председателя Ижевского горсовета с его точки зрения // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 18 февраля 1992.

1.8. Удмуртская Республика. Совет Министров. Постановление «Вопросы удмуртского территориального управления государственного комитета Российской федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 22 февраля 1992.

1.9. Товары по лицензиям. Совет Министров Удмуртской Республики издал распоряжение о порядке оформления лицензий на вывоз продукции // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 22 февраля 1992.

1.10. Завьялов Н. «Удмурт-кенеш»: первые шаги // Известия Удмуртской Республики.Ижевск, 1992. — 10 марта 1992.

1.11.1. Удмуртская Республика. Закон о недрах // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 10 марта 1992.

1.11. Алексеев А. Не обязательно любить, выполнять необходимо // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 21 марта 1992.

1.12. Сессия разделила имущество: этому дала, этому дала.. // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 26 марта 1992.

1.13. Программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Удмуртской республике на 1992 год // Известия Удмуртской Республики.Ижевск, 1992. — 26 марта 1992.

1.14. Быть хозяину земли. Концепция развития крестьянских (фермерских) хозяйств и межфермерских кооперативов в Удмуртской Республике // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 2 апреля 1992.

1.15. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению проведения конверсии в Удмуртской республике» // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 4 апреля 1992.

1.16. Вернер Л. Разум победил эмоции // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 4 апреля 1992.

1.17 [О презентации торгового дома «Ижевск», подпись к фотографии] // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 4 апреля 1992.

1.18. Ивайкин А. А в Камбарке лежит «лучший» в мире люизит // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 14 апреля 1992.

1.19. Танаев Н. Банкрот ли крестьянин? Двойственное чувство от совещания селян в Ижевске // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 14 апреля 1992.

1.20. «Мы просим отменить постановление...». Обращение энергетиков п/о «Удмуртэнерго» // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 14 апреля 1992.

1.21. Ивайкин А. На бирже «Кама», возможно, будет и оружие // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 16 апреля 1992.

1.22. Лесной кодекс Удмуртской Республики // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 16 апреля 1992.

1.23. Демьянов Н. Все реки текут вспять. Интервью с начальником Удмуртского антимонопольного комитета // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 21 апреля 1992.

1.24. Зер буч, Вольфович! // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 23 апреля 1992.

1.25. Вас спасет «Фермер» // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 23 апреля 1992.

1.26. Вернер Л. Сначала больно, а потом хорошо? Смех сквозь слезы, или что нам ждать от господина Жириновского // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 25 апреля 1992.

1.27. Барыбин А. Кризис ведет в никуда. Без приятия мер по развитию энергетического производства в Удмуртии — она будет суверенная, но нищая // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 30 апреля 1992.

1.28. Миронов Н. Прогноз неутешительный. Доклад предсовмина Удмуртской Республики на 11-й сессии ВС 28 апреля 1992 года «О плане-прогнозе развития народного хозяйства Удмуртии и основных направлениях деятельности Совета Министров УР на 1992 год в свете экономических реформ» // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 30 апреля 1992.

1.30. Красных А. Жизнь подорожала в 13 раз. Содоклад о плане-прогнозе экономического развития УР на 1992 год // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 30 апреля 1992.

1.31. Скурихин В. Депутаты уходят, проблемы остаются // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 30 апреля 1992.

1.32. Умереть на родной земле // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 7 мая 1992.

1.33. Отныне и навсегда // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 7 мая 1992.

1.34. Ахмадуллин В. Делить стали больше, а жить хуже // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 9 мая 1992.

1.35. Тайна, покрытая мраком // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 16 мая 1992.

1.36. У бизнесменов свое мнение // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 16 мая 1992.

1.37. Крылова А. «...время собирать камни.» Мысли вслух о межнациональных отношениях // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 16 мая 1992.

1.38. Бритвин Н. Электроника — наш помощник. Биржа должна стать центром информации // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 16 мая 1992.

1.39. Михайлов В., Скоропоспешный П., Копелев В. и др.

Нельзя убивать курицу, несущую золотые яйца. Открытое письмо председателю ВС УР В.К.Тубылову // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 16 мая 1992.

1.40. Федоров В. Это не хухры-мухры — образована «Шунды» // Известия Удмуртской республики. — Ижевск, 1992. — 19 мая 1992.

1.41. Удмуртская Республика. Верховный Совет. Постановление «О плане-прогнозе развития народного хозяйства Удмуртии и основных направлениях деятельности Совета Министров УР на 1992 год в свете экономических реформ» // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 19 мая 1992.

1.42. Танаев Н. Удастся ли собрать бисер? К итогам съезда финно-угорских народов России // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 23 мая 1992.

1.43. Сочтемся нефтью // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 23 мая 1992.

1.44. Австрия кладет глаз на удмуртский лес // Известия Удмуртской республики. — Ижевск, 1992. — 28 мая 1992.

1.45. Постановление Совмина УР «О мерах по продаже не завершенных строительством объектов в УР» // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 28 мая 1992.

1.46. Шадрина И. Люизит в Камбарке: уничтожить или переработать? // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 4 июня 1992.

1.47. Щукин С. Совмещение целей // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 11 июня 1992.

1.48. О введении дотации из бюджета УР за реализуемое молоко в государственные ресурсы // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 25 июня 1992.

1.49. Ивайкин А. Положение чрезвычайное, но улучшения должны быть // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 27 июня 1992.

1.50. Реформа: хроника событий // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 27 июня 1992.

1.51. Ямилова О.Русское нацменьшинство? // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 30 июня 1992.

1.52. Новая организация удмуртов // Известия Удмуртской Республики.Ижевск, 1992. — 4 июля 1992.

1.53. Крюкова С. Народ поехал в огород и депутаты тоже // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 14 июля 1992.

1.54. Заявление Верховному Совету, Президенту Российской Федерации // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 18 июля 1992.

1.55. Скурихин В. Надежда умирает последней, но ходят слухи, что процесс приватизации столице пошел // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 21 июля 1992.

1.56. В торжественной обстановке/ Пресс-центры Президента Республики Татарстан и Президиума ВС Удмуртской Республики // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 28 июля 1992.

1.57. Крюкова С. Вот и испекся первый блин // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 28 июля 1992.

1.58. Евроазиатский банк экономического развития: самые высокие дивиденды среди банков России — 67,1% // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1992. — 1 августа 1992.

2.1. Шишкин М. Демократия и национальное движение // Демократическая Удмуртия. — Ижевск, 1992. — 16 января 1992.

2.2. Белоусов А. Отчет о работе народного депутата ВС УР от Пастуховского избирательного округа 47 Первомайского района города Ижевска Белоусова Анатолия Ивановича // Демократическая Удмуртия. — Ижевск, 1992. — 24 июля 1992.

3.1. Любич В. Пусть дорого и плохо! Зато свое! // КУрьер. — Ижевск, 1992. — 18 апреля 1992.

3.2. Андреев В. «Третья зона». Грозит ли безъядерной Удмуртии химическая атака? // КУрьер. — Ижевск, 1992. — 18 апреля 1992.

3.3. Сладок кус недоедала // КУрьер. — Ижевск, 1992. — 25 июля 1992.

3.4. Ленин и печник // Курьер. — Ижевск, 1992. — 25 июля 1992.

По сообщению «Ижинформ».

3.5. Осиновый кол в нефтяные скважины! // КУрьер. — Ижевск, 1992. — 25 июля 1992.

3.6. Сергеев Л. Программа реформ для Удмуртии готова. Всем в укрытие! // КУрьер. — Ижевск, 1992. — 25 июля 1992.

3.7. Деньги — не гарантия выживания // КУрьер. — Ижевск, 1992. — 1 августа 1992.

По сообщению «Ижинформ».

4.1. Романова Е. Уровень жизни остается загадкой // Неделя Удмуртии — Ижевские новости [совместный выпуск]. — Ижевск, 1992. — 31 июля 1992.

5.1. Галеев Р. Забастовка «наоборот» // Удмуртская правда. — Ижевск, 1992. — 29 июля 1992.

5.2. Резонанс [тематическая полоса] // Удмуртская правда. — Ижевск, 1992. — 29 июля 1992.

5.3. Яковлев В. Статистика знает все // Удмуртская правда. — Ижевск, 1992. — 30 июля 1992.

5.4. Рейтинг // Удмуртская правда. — Ижевск, 1992. — 30 июля 1992.

5.5. Взгляд на рекламу // Удмуртская правда. — Ижевск, 1992. — 30 июля 1992.

5.6. Удмуртская Республика. Совет Министров. Постановление «О мерах по стабилизации денежного обращения в Удмуртской Республике» // Удмуртская правда. — Ижевск, 1992. — 1 августа 1992.

5.7. Ривелис И. По какую сторону «баррикад»? Заметки с пленума удмуртского ревсовпрофа // Удмуртская правда. — Ижевск, 1992. — 1 августа 1992.

5.8. Сабреков В. Мы — бессермяне // Удмуртская правда. — Ижевск, 1992. — 30 июля 1992.

6.1. Дополнение к программе Союза рабочих и крестьян УАССР // Ижевск рабочий — Ижевск, 1992.

7.1. Артамонов А. Руслан Хасбулатов: «Я приехал послушать...» // Удмурт дунне — Ижевск рабочий [Совместный выпуск газет]. — Ижевск, 1992. — 4 марта 1992.

7.2. Артамонов А. «Мой главный университет». Интервью с предсовмина Удмуртии Н.Е.Мироновым // Удмурт дунне — Ижевск рабочий [Совместный выпуск газет]. — Ижевск, 1992. — 4 марта 1992.

7.3. Абалихин В. В защиту СССР // Удмурт дунне — Ижевск рабочий [Совместный выпуск газет]. — Ижевск, 1992. — 4 марта 1992.

7.4. РКРП в Ижевске // Удмурт дунне — Ижевск рабочий [Совместный выпуск газет]. — Ижевск, 1992. — 4 марта 1992.

7.5. ГАЛЕЕВ Рафиль Таипович // Удмурт дунне — Ижевск рабочий [Совместный выпуск газет]. — Ижевск, 1992. — 4 марта 1992.

7.6. Съезд рабочих и крестьян Удмуртии (2). Резолюция о поддержке правительства Удмуртской Республики // Удмурт дунне Ижевск рабочий [Совместный выпуск газет]. — Ижевск, 1992. — 4 марта 1992.

8.1. Казна пустеет, безработица растет // Единство. — Ижевск, 1992. — №30 (109) (31 июля-5 августа 1992).

9.1. Биржи кооперируются // Сарапул. — Сарапул, 1992. — №9 (63) (29 февраля-6 марта 1992).

По сообщению «Ижинформ».

10.1. Утехин Ю. Успехов в предпринимательстве! // Биржа КАМА (специльное приложение к газете «Долг»). — Ижевск, 1992. — февраль 1992. — С. 1.

10.2. Торговый дом «Ижевск» // Биржа КАМА (специальное приложение к газете «Долг»). — Ижевск, 1992. — март 1992. — С. 2.

11.1. Загуляева Н. Потенциал свободы // Деловая Удмуртия. — Ижевск, 1992. — С. 1.

11.2. Рязанова Л. Предприниматель защищает политику реформ. А кто защитит предпринимателя? // Деловая Удмуртия. — Ижевск, 1992. — С. 2.

11.3. Загуляева Н. К кому пойдет покупатель? // Деловая Удмуртия. — Ижевск, 1992. — С. 2.