Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Псковская область

ПСКОВ И ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

в мае-июне 1992 года

1.    ВЛАСТЬ

1.1.       Отстранение А.А.Добрякова

К концу апреля — началу мая напряжение в треугольнике (АДобряков — Союз Предпринимателей/ В.Пушкарев — Малый Совет/ «ДемРоссия» — Представитель Президента Д.К.Хритоненков) достигло апогея. В этой ситуации осторожность представителей «старой номенклатуры» — В.Пушкарева и его команды, объяснялась, скорее всего, опасениями лобби А.Добрякова в аппарате Президента, а также наличием у А.Добрякова серьезного компромата на них. Это отступление было незамедлительно использовано Добряковым для усиления своих позиций, «уверенное телеинтервью», круглый стол с представителями политических партий должны были убедить общественное мнение о главе областной администрации (ГОА), как о жертве интриг «старой коммунистической номенклатуры». 7 мая вышли Указ и Распоряжение Президента об отстранении АДобрякова и В.Кабакова. Прокуратурой области против них возбуждены уголовные дела по ст. 170 УК РСФСР. 8 мая проведены обыски на рабочих местах, квартирах и дачах Добрякова и Кабакова. Со слов работников прокуратуры, прочитав постановление о возбуждении уголовного дела, АДобряков заявил: «Теперь всех за собой потяну» [I]. Добряков и Кабаков находятся под подпиской о невыезде. В первые дни после снятия отмечены появления АДобрякова на рабочем месте и многочасовые переговоры с Москвой по ВЧ, пресеченные прокуратурой позднее.

Таким образом, отстранение Добрякова имело эффект «разорвавшейся бомбы», определив расстановку политических сил в регионе аналогично августу 1991 года, т.е. «коммунисты-демократы», как основные противостоящие стороны в областном Совете. В апрельском отчете указывалось на отсутствие у демократов кандидата и констатировалась опасность «номенклатурного реванша». Однако прогноз длительного безвластия и затяжной предвыборной борьбы не подтвердился. Благодаря контактам С.Д.Шаталова в Контрольном Управлении Администрации Президента РФ у «демократов» появилась уникальная возможность, используя тактику «кавалерийского наскока», инициировать назначение нового главы администрации области, минуя предварительные обсуждения и согласования с «номенклатурным» составом Малого Совета, не обязательные по законодательству, но логичные по истории противостояния А.Добрякову, когда единство демократов и номенклатуры было налицо.

1.2.       Назначение В.Н.Туманова

9 мая состоялось совещание, созванное С.Д.Шаталовым. В нем приняли участие народные депутаты РФ С.Д.Шаталов, Д.К.Хритоненков, В.В.Антонов, мэр г.Пскова А.В.Прокофьев, его заместитель по экономической реформе В.Н.Туманов, депутат облсовета А.Ф.Задоцев, секретарь «ДемРоссии» А.Ю.Щеркин. По информации С.Д.Шаталова о результатах контактов в КУ, из которого и исходил Указ об отстранении А.А.Добрякова и Е.В.Кабакова, (напомним, что в марте Главным Государственным Инспектором стал Ю.Болдырев), следовало, что кандидатуру на должность Главы областной администрации необходимо представить в кратчайшие сроки. Итогом совещания стало оформление блока документов для назначения нового ГОА — писем на имя Президента РФ. Такие письма подписали народные депутаты РФ СД.Шаталов, Д.К.Хритоненков, В.В.Антонов. Согласие двух депутатов — С.И.Иванова и Б.Я.Петрова получено по телефону. Яркого представителя «старой номенклатуры», заместителя Председателя облсовета Е.В.Юганова было решено «не посвящать». Письма направили также Представитель Президента Д.К.Хритоненков, секретарь депутатской фракции «ДемРоссия» А.Ф.Задонцев, мэр города Пскова А.В.Прокофьев, секретарь КС Псковской региональной «Дем.России», координатор ОКРР А.Ю.Щеркин. Во всех письмах была названа кандидатура В.Н.Туманова, 34-летнего заместителя А.В.Прокофьева. Собеседование с претендентом в КУ состоялось уже 12 мая, после чего Ю.Болдырев внес кандидатуру В.Н.Туманова для согласования Малым Советом (или сессией).

12 мая Е.В.Юганов собрал представителей политических объединений региона, чтобы «посоветоваться» по поводу того, какую кандидатуру предложить Президенту для внесения на сессию облсовета. Обсуждать этот вопрос пришлось также председателям районных Советов, главам администрации, официальным профсоюзам. Правление ВПСР, председатели райсоветов назвали кандидатом на пост ГОА В.Н.Пушкарева.

13 мая состоялось заседание Малого Совета. Телеграмма Ю.Болдырева о кандидатуре В.Н.Туманова пришла ранее в 2 адреса — В.Н.Пушкареву и Д.К.Хритоненкову. Тем не менее, итогом заседания стало не согласование кандидатуры В.Н.Туманова, а принятое тайным голосованием решение предложить Президенту еще (!) одну кандидатуру — В.Н.Пушкарева. Ю.Болдырев предложил прибывшим с этим решением Е.В.Юганову и А.С.Минченкову рассмотреть сначала на сессии или Малом Совете внесенную Президентом кандидатуру В.Н.Туманова.

13 мая в Псков прибыл с рабочим визитом В.Махарадзе, имевший, по неподтвержденным данным, отношение к назначению А.А.Добрякова. И.о. главы областной администрации Ю.А.Шматов издал три очень показательных распоряжения. Первым ставились под сомнение результаты работы комиссии Контрольного Управления, и создавалась комиссия по «проверке правомерности» выводов комиссии КУ. В «комиссию Шматова» вошли представители «обезглавленной» администрации. Вторым распоряжением Е.В.Кабаков, снятый Распоряжением Президента РФ, увольнялся «по собственному желанию», третьим распоряжением Ю.А.Шматов отпускал 27500 рублей на расходы по организации визита В.Махарадзе в Псков. По сведениям источников в областной администрации, эта сумма была «чрезмерной» для обычного двухдневного визита, и могла свидетельствовать об очень «теплом приеме». Косвенным подтверждением этого могут служить циркулировавшие слухи об отправке секретной связью просьбы В.Махарадзе назначить Ю.А.Шматова и.о. главы областной администрации. Этот документ, очевидно, был направлен непосредственно в Администрацию Президента РФ, минуя Контрольное Управление. Известно также о контактах В.Махарадзе с группой союзников А.А.Добрякова из Союза Предпринимателей, упоминаемых в справке КУ [1].

20 мая открылась сессия областного Совета. Исход ее был абсолютно ясен для «демократов», нарушивших «правила игры» с представителями «старой номенклатуры». Шансы В.Н.Туманова — представителя «ДемРоссии» — оценивались самими «демократами» весьма невысоко. Напомним, что августовская сессия Совета не осудила действия руководства области во время путча, что нашло свое отражение в Постановлении ПВС РСФСР. Состав выступающих и направленность выступлений, после внесения Представителем Президента Д.К.Хритоненковым кандидатуры В.Н.Туманова, свидетельствовали о неприятии сессией действий «демократов». Фракция «Демократическая Россия», привыкшая к положению отвергаемой оппозиции, настаивала на поименном голосовании, вызвав традиционное противодействие большинства, поддержанное и Президиумом (В.Н.Пушкарев).

Представители «либеральной номенклатуры» из числа «обезглавленной» администрации совместно с Ю.Г.Краубнером не были заинтересованы в очередном витке согласовании, надеясь на принятие Президентом решения о волевом назначении Ю.А.Шматова и.о. ГОА. На сессии распространялась изданная Великолукским филиалом ОК профсоюза среднего и малого бизнеса (Ю.Г.Краубнер) газета «Старая крепость», ключевым материалом в которой была статья о неблаговидных делах «старой номенклатуры» (В.Н.Пушкарев, Е.П.Мануйлов). Резкой критике подверглась деятельность закрытого А.А.Добряковым СП «Совинтервуд» по разбазариванию лесных богатств области [2].

Представляется вероятным, что исход сессии, когда не был бы согласован В.Н.Туманов, позволил бы Президенту назначить Ю.А.Шматова, что сохранило бы «status quo» в треугольнике отношений «Облсовет / Представитель Президента — «ДемРоссия» / Администрация области — Союз Предпринимателей», при существовавшем на тот момент шатком положении самого института Представителей Президента. Напомним, что назначение А.А.Добрякова проходило по известной линии союзничества «Н.Панов — Н.Травкин — М.Полторанин — В.Махарадзе».

Процедура тайного голосования, предложенная большинством сессии, позволяла бы скрыть расстановку политических сил в Облсовете в случае отклонения кандидатуры В.Н.Туманова. Но неожиданно для всех кандидатура была согласована перевесом всего в 7 голосов («ЗА» — 72, «ПРОТИВ» — 65). Такой исход голосования вскрыл ранее никак не проявлявшую себя группу депутатов, сопоставимую по численности с фракцией «ДемРоссия», и представляющую по отношению к В.Н.Пушкареву «тайную оппозицию». Скорее всего, эту группу объединяет неприязненное отношение личностного характера к самому В.Н.Пушкареву.

23 мая в Псков поступил Указ Президента о назначении В.Н.Туманова Главой Администрации Псковской области. Первые его шаги совпали с визитом в Псков на празднование 750-летия победы св. А.Девского Патриарха Всея Руси Алексия II. Визит носил характер государственного и выявил ранее не проявлявшуюся черту В.Н.Туманова — «государственное православие». Лишь после праздничных мероприятий новая администрация приступила к решению кадровых вопросов. Первые назначения, произведенные В.Н.Тумановым, свидетельствовали о его ориентации на взаимодействие с крупными промышленниками. Заместителем главы назначен Звонков Б.А., ранее работавший гл. инженером завода «Автоэлектроарматура», несколько позднее главный инженер СКБ ВТ завода радиодеталей — Б.Г.Полозов — назначен заместителем Главы по экономической реформе. Ориентация на «технократическую элиту» без номенклатурного прошлого подтверждена В.Н.Тумановым и на состоявшейся 3 июля встрече с представителями средств массовой информации области. На этой встрече Туманов ознакомил журналистов с ближайшими приоритетами своей деятельности. В числе их были названы форсирование приватизации, продолжение и активизация земельной реформы, борьба с коррупцией, установление «обоюдно прозрачной и взаимовыгодной» границы в перспективе, решительная борьба с контрабандистами. Особо была отмечена необходимость вести реформу на основе строгого соблюдения действующего законодательства. В.Н.Туманов продемонстрировал работу восстановленную им «direct line» с кабинетом Председателя облсовета В.Н.Пушкаревым. Стратегическая цель нового Главы — используя геополитическое положение региона добиться предоставления области статуса свободной экономической зоны. В.Н.Туманов заявил, что «власть мы отдадим городам и районам, а сами будем собирать налоги». Новый Глава заявил, что намерен в своей работе ориентироваться на крупные предприятия. Говоря о своих целях, Туманов не забыл о ключевой фигуре стабильного общества — собственнике, заверив, что никаких препон «честному предпринимателю» он ставить на намерен. В связи с этим следует заметить, что намерения использовать предпринимателей для формирования «команды» В.Н.Туманова (члена Совета Предпринимателей) высказано не было.

 

ВЫВОДЫ:

1. Исход серьезных конфликтов политических сил в регионе зависит от реально существующих отношений и расстановки сил в «околопрезидентских» структурах. Напомним, что снятие А.А.Добрякова стало возможным с приходом Ю.Болдырева, а решающие события по кандидатуре В.Н.Туманова совпали с поездкой В.Махарадзе по России (фактически — с отсутствием в Москве).

2. Описываемые события вскрыли противоречия личностного характера в депутатской группе Съезда народных депутатов Российской Федерации, которые в дальнейшем могут оказывать влияние на расстановку политических сил в регионе.

3. Выявление в областном Совете группы «анонимной оппозиции» В,Н Лушкареву позволит В.Н.Туманову обращаться к ней за поддержкой по позициям, оппонирующим В.Н.Пушкареву. Напомним, что В.Н.Туманову приходится проводить реформу в новом поле вступившего в действие Закона РФ «Об областном Совете и областной администрации».

4. В период оформления линии союзничества и противодействия В.Н.Туманов будет пытаться проводить аккуратную центристскую политику, пытаясь заручиться поддержкой наиболее прогрессивной части директорского корпуса, независимых предпринимателей и политических сил, поддерживающих программу реформ Правительства. Ключевой линией союзничества, которая определит стабильность политической ситуации в регионе, будет линия В.Н.Пушкарев — В.Н.Туманов.

1.3.       Прогноз действий групп влияния

1.3.1.      Предпринимательское лобби

А. Следует ожидать некоторой активизации скомпрометировавшей себя неблаговидным взаимодействием с ААДобряковым части Союза Предпринимателей. Ухудшение отношений властных структур с Союзом Предпринимателей объясняется прежде всего персональным составом Совета Предпринимателей (Ю.Г.Краубнер, В.Е.Холунов), поэтому, очевидно, будут наблюдаться попытки дальнейшей «порчи имиджа» Совета Предпринимателей можно ожидать поиски союзников во властных структурах. Вполне возможно, что прежде неявная линия союзничества «Антимонопольный Комитет — Совет Предпринимателей» получит какое-либо продолжение. Не исключены и попытки Представителя Президента, главы областной администрации, мэра Пскова и «ДемРоссии» повлиять на персональный состав Совета Предпринимателей с целью вывода из него одиозных фигур, наличие которых осложняет взаимодействие в треугольнике «Власть —Предприниматели — Общество» (в первую очередь, В.Е.Холунова и Ю.Г.Краубнера).

1.3.2.      Директорское лобби

От директорского корпуса региона следует ожидать определенного давления на главу областной администрации в целях разрешения некоторых проблем, которые могут возникнуть в ходе кампании акционирования предприятий. По прежнему актуальной остается необходимость поправки финансов предприятий, находящихся на картотеке. Можно с большой вероятностью прогнозировать, что просьбы предприятий разрешить им вывоз металла в ближнее зарубежье будут продолжаться. Большой проблемой для приватизируемых предприятий станет их социальная сфера, поэтому будут попытки передать в ведение бюджета ряда объектов.

Большое раздражение этой группы будет вызывать деятельность Антимонопольного Комитета, поэтому некоторое сближение команды В.Н.Туманова с Антимонопольным Комитетом вполне может обеспечить В.Н.Туманову защиту от чрезмерных притязаний промышленников. В случае возникновения определенного противостояния директорского корпуса В.Н.Туманову, можно ожидать шагов бывших союзников А.А.Добрякова в сторону сближения с промышленниками (см. раздел 4.2.).

2.    ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В РЕГИОНЕ

2.1.       Кризисные явления и действия новой администрации

В мае-июне продолжались кризисные явления в экономике региона. Так, взаимные неплатежи предприятий составили уже 1,5 млрд. руб., общий долг предприятий области за отгруженную потребителям продукцию составил на начало мая 4 млрд. руб. Такое положение предприятий вынудило некоторые из них прибегнуть к сокращению рабочей недели и внеплановым отпускам рабочих.

В июне область впервые столкнулась с по настоящему серьезным дефицитом наличных денег. Так, на середину июня задолженность по выплате наличных составила 250 млн. руб.

Положение в сельском хозяйстве региона, а также политические амбиции Крестьянского Союза привели к появлению ряда требований экономического характера для поддержания положения сельских производителей [3].

Шаги областной администрации были вполне адекватными сложившейся ситуации. Так, В.Н.Тумановым было издано распоряжение о проведении внутриобластных зачетов долга предприятий, кризис в сфере наличного обращения привел также к появлению соответствующего постановления. Предусмотрена повышенная ответственность руководителей предприятий и банков за операции с наличностью, заложены основы безналичной сферы обращения для населения, ограничены выплаты наличными зарплаты до 7 тыс. руб. [4]. Угрозу стабильности представили требования аграрного сектора к областной администрации. Ряд из них оценивается экспертами как практически невыполнимые в нынешней экономической ситуации. Тем не менее, оперативность Правительства РФ по удовлетворению значительной части требований Крестьянского Союза, позволила В.Н.Туманову снять напряженность простой трансляцией на область Постановления Правительства №401 от 14 июня 1992г. («О компенсации сельхозпроизводителям удорожания энергоносителей»).

Удорожание зерна должно было серьезно отразиться на розничной цене хлебопродуктов. Однако направление В.Н.Тумановым 70 млн. руб. предприятиям хлебопекарной промышленности оставило розничные цены неизменными до повышения заработной платы в бюджетных организациях. Повышение цен на газ Правительством РФ (распоряжение №318 от 18 мая 1992г.) также пока не скажется в полной мере. Администрацией произведена дотация из средств местного бюджета. В результате ее повышение цены в 13 раз (5 руб. за 1 кг) снижено в 2 раза (для населения).

ВЫВОД: Ставшие уже привычным упреки Правительству, что оно «прячет» дефицит госбюджета в местные бюджеты, не вполне справедливы, поскольку в бюджетах областей могут находиться значительные средства, позволяющие снижать социальную напряженность, вызванную недовольством ростом цен. Пополнение бюджетов областей за счет средств, полученных от приватизации, также сделает областные власти более свободными в плане влияния на социальную справедливость.

2.2.       Приватизация

Медленный ход приватизации в области, особенно в Пскове, явился причиной серьезных претензий к администрации Пскова и области. Авторами претензии и критики выступали органы прокуратуры. Советы, Совет Предпринимателей и «ДемРоссия».

Так, прокуратурой области внесено представление о ходе приватизации, в котором отражены основные выявленные нарушения неправомерное исключение объектов приватизации. Опротестована прошедшая при Добрякове приватизация 2-х относительно крупных предприятий швейной промышленности [1].

Малый Совет Псковского облСовета признал работу областного комитета по управлению имуществом неудовлетворительной. В решении Совета отмечается, что лишь 101 из 250 заявок на приватизацию реализовано. На аукционах продано 60 объектов, коммерческих конкурсах — 39, выкуп имущества, сданного в аренду — 2. Размер денежных поступлений от приватизации составил 34,5 млн. руб., что выше суммарной оценочной стоимости объектов в 5 раз.

 

Приватизировано предприятий, имеющих право юридического лица:

Всего                                              — 162

Торговли                                       29%

Общепита                                      — 16%

Бытового обслуживания           — 16%

 

Динамика приватизации: в области продано объектов:

на 1.03.92                                       — 28

на 1.04.92                                       — ы96

на 1.05.92                                       — 110

 

Администрация А.В.Прокофьева также получила предупреждение о медленном ходе приватизации жилья от городского прокурора и Малого Совета. Основной причиной этого была, по мнению А-В.Прокофьева, плохая работа бюро технической инвентаризации.

Тем не менее, есть сведения что «Закон о приватизации жилого фонда» оценивается А.В.Прокофьевым, как «несправедливый». В этой связи интересно, что в представлении прокурора первой строкой указывается, что до сих пор не приватизирована квартира гр. Савиной, проживающей в д.15 по ул. Ленина. Этот дом, построенный в 1988 году, считается лучшим из элитных домов местной номенклатуры. При его строительстве использовались средства ОК КПСС. Интересно интервью, данное А.В.Прокофьевым на сотый день пребывания у власти [5]. В городе принята программа первоочередных мер по реализации экономической реформы, в разработке которой принял активное участие и В.Н.Туманов [6,7]. В июне Малый Совет горсовета и администрация приступили к реализации некоторых ее положений. Так, созданный комитет по управлению имуществом провел после неудачного аукциона по продаже права на аренду магазина «Часы» (1 млн. 700 тыс. руб. не были уплачены покупателем) коммерческий конкурс по продаже 3-х объектов. Основным условием конкурса было сохранение профиля и социальные гарантии трудовым коллективам. Магазин в центральной части города (промтовары) был продан за 1 млн. 62 тыс. руб. частному предприятию «Судома», предложившему на 62 тыс. руб. больше товарищества, образованного трудовым коллективом. По оценкам экспертов, это свидетельствует об утечке информации либо из комитета по управлению госимуществом, либо из трудового коллектива. Трудовой коллектив намерен обратиться в арбитраж. Острый конфликт разгорелся между арендным предприятием «Продторг» и комитетом по управлению госимуществом города Пскова. Комитет намерен приватизировать ряд магазинов предприятия, объединившего в себе наиболее крупные, рентабельные и привлекательные для покупателей магазины города. «Продторг» пригрозил городу забастовкой. Следует отметить, что средняя зарплата работников арендного предприятия составила за 1 кв. 1992г. всего 1404 рубля. Ранее ряд магазинов оформил документы на право аренды с выкупом по остаточной стоимости, что сегодня совершенно не устраивает Комитет.

Администрация предприняла ряд мер по наведению порядка в уличной торговле, ввела лицензии на право торговли спиртным, ряд местных налогов. В структуре администрации начала действовать регистрационная палата, комитет по торговле и продовольствию, монополизировавший в значительной мере поставки продовольствия, что нередко приводит к значительному росту цен в розничной торговле.

ПРОГНОЗ: В дальнейшем следует ожидать обострения конфликтов, связанных с приватизацией. Принятие новых документов по приватизации Правительством, в которых областным Фондам имуществ предоставляются исключительные права, может привести к перегруппировкам групп влияния, поскольку Псковский областной Фонд имущества возглавляет яркий представитель клана «старой номенклатуры» ЕЛ. Мануйлов, работавший ранее заместителем В.Н.Пушкарева (председателя облисполкома). Большое значение будет также иметь позиция в большой мере контролируемых кланом «старой номенклатуры» триады «УВД-Прокуратура-Суд».

2.3.       Антимонопольная политика

Борьба с коррупцией и «дикой» приватизацией.

По информации Антимонопольного Комитета Псковской области, власти на местах (за исключением Дновского района и г.Пскова, не представивших пока сведений) внесли в различные коммерческие структуры около 16 миллионов рублей. Комитет утверждает, что 64 первых должностных лица сейчас участвуют в деятельности товариществ, малых предприятий, акционерных обществ.

По имеющимся данным, 29 крупных промышленных предприятий внесли в коммерческие банки 19,5 млн. руб. Передано коммерческим структурам 14 тыс. кв. м производственных площадей. По остаточной стоимости реализовано основных средств на сумму 4 млн. 360 тыс. руб., а беспроцентных ссуд выделено почти на 2 млн. руб.

Прокуратурой области приостановлена сделка по продаже основных средств МГП «Монолит-2» ТОО «Гарант», где в качестве учредителя выступил директор МГП «Монолит-2».

В городе разгорелся конфликт между городской администрацией и руководителем методического центра горсовета М.Б.Богомоловым, который преобразовал методический центр в ТОО «Энкомцентр», выступив в нем учредителем как физическое лицо. Кроме того, М.Б.Богомолов является также соучредителем ТОО «Эксперимент» вместе с Л.С.Железновой (его соратницей по Ассоциации малых предприятий). ТОО «Эксперимент» привлек внимание городской администрации, а позднее и городской прокуратуры, оригинальным способом приватизации. На базе ЖЭУ жилтреста было сначала организовано малое государственное предприятие «Эксперимент», затем ему тогдашним председателем исполкома Н.Д.Федотовым был передан жилищный фонд города в полное хозяйственное ведение балансовой стоимостью 16,5 млн. руб. Вскоре после этого МГП «Эксперимент» было закрыто, жилтрест вышел из числа учредителей, «забыв» забрать жилфонд, а работники МГП образовали ТОО «Эксперимент», зачислив в уставной фонд 16,5 млн. руб.

ВЫВОДЫ: Усиление борьбы с коррупцией, подключение к этому процессу областной Прокуратуры свидетельствует о желании ее представителей несколько дистанцироваться от «неприличной» близости со «старым номенклатурным кланом» во время противостояния ААДобрякову, поскольку нынешняя политика Прокуратуры находится в гармонии с позицией В.Н. Туманова [8].

ПРОГНОЗ: Следует ожидать шагов Ассоциации малых предприятий по поддержанию своего имиджа, испорченного историей ТОО Эксперимент». Будет наблюдаться выход чиновников из коммерческих структур, а, следовательно, и замена их «доверенными лицами». В ряде случаев будет наблюдаться отток кадров из администрации в твердо стоящие на ногах коммерческие структуры. Не исключено и прекращение деятельности структур, ключевую роль в деятельности которых играли чиновники, решившие выйти из «дела» окончательно.

3.    СОЦИАЛЬНАЯ ОБСТАНОВКА

3.1.       Настроения в обществе

Кризисные явления в экономике региона обусловили и значительную социальную напряженность. Так, по данным социологического опроса, проведенного городской социологической службой, на вопрос: «Какие чувства преобладают у Вас сегодня?», заданный в апреле, 90,2% опрошенных ответили: «Переживание, напряженность». Причем 38,5% из них работали в промышленности, 12,6% в строительстве, 20% в бюджетной сфере.

3.2.       Уровень жизни

По данным Всероссийского Центра уровня жизни, минимальный размер прожиточного минимума составил в мае:

Псков

— 1840 руб.

Москва

— 1640 руб.

Брянск

— 1190 руб.

Нижний Новгород

— 1260 руб.

Казань

— 1060 руб.

В то же время, средний доход на одного члена семьи в месяц составил в Псковской области 1081 руб., а в семьях колхозников 680 руб. Третья часть обследованных облстатуправлением семей не ели животного масла, столько же семей потребляет его менее 200 г в месяц на человека.

1.1.       Забастовки. Безработица

Социальную напряженность определяли также и прошедшие в мае забастовки медиков и учителей. 14 мая на работу не вышли 71,7% (7854) работника образования. В Пскове и Невеле бастовали 11 учреждений здравоохранения. В этой забастовке приняли участие 63% медиков.

В ближайшее время не предвидится затухания этого конфликта. Выросло в 5 раз по сравнению с прошлым годом количество безработных. В этом году пособия по безработице будут получать 8 тысяч человек. Требуемая сумма, включая и расходы на переподготовку, составит 115 млн. руб. Поступления в фонд занятости населения ожидаются в размере 40 млн. руб.

1.2.       Прогноз социальной обстановки

Таким образом, в будущем предстоит лишь обострение социальной напряженности. Кардинально улучшить положение силами областного бюджета не представляется возможным, поэтому определяющей будет общая экономическая ситуация в стране.

2.    ПАРТИИ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1.       «Демократическая Россия»

В мае прошли выборы на освободившиеся округа в горсовет и облсовет, на которых «ДР» понесла определенные потери. На выборах в горсовет проиграли сопредседатель КС «ДР» П.П.Доновская и 0-И.Доценко, член КС ПРО «ДР», управляющий делами городской администрации, причем Доценко проиграл председателю Псковской организации НИСР ВД.Грылеву. Однако, член КС ПРО «ДР» А.М.Павлов победил баллотировавшегося от СПТР бывшего секретаря Псковского ГК КП РСФСР Васильева Ю.П.

Собрание региональной организации «ДемРоссии» по поводу «президентского» референдума (о полномочиях Президента, частной собственности на землю, праве объявлять референдум) собрало лишь 52 человека. Дальнейший его ход определялся критическим выступлением В.ИДостовалова (как выразителя интересов Союза Предпринимателей в «ДемРоссии») по поводу вялого хода приватизации в Пскове и «непонятной» кадровой политики АВ.Прокофьева. Однако, принятое заявление отличала сдержанность критики бывшего сопредседателя КС ПРО «ДР» А-В.Прокофьева и готовность поддерживать его шаги по радикальной экономической реформе. Вновь избранный состав КС не изменит позиции «Дем.России» и в дальнейшем.

12 июня «ДемРоссия» сделала очень резкое заявление «Не о России ваша дума». В нем позиция Крестьянского Союза области и профсоюза работников АПК представлена иждивенческой и реакционной.

Созванный в конце мая по инициативе «ДемРоссии» «круглый стол» представителей политических партий, поддерживающих реформы, прошел неудачно. «ДемРоссия» не нашла сторонников идеи проведения референдума и не смогла оформить базу политической поддержки нового главы областной администрации В.Н.Туманова.

В ближайшее время следует ожидать «уличной» активности «ДемРоссии» в связи с началом кампании референдума. Будут также продолжены попытки более четкого оформления Общественного комитета Российских Реформ Псковской области как политической базы В.Н.Туманова.

2.2.       Партия Экономической Свободы

В мае, после заявления К.Н.Борового о создании оргкомитета ПЭС, в Пскове образовались две конкурирующие между собой инициативные группы. В немалой степени такому положению способствовало намерение К.Н.Борового обеспечить финансирование регионального отделения ПЭС суммой около 1,5 млн. руб.

Первая группа инициирована Ю.Г.Краубнером. Председателем регионального отделения должен был стать А.А.Добряков, который после отстранения стал работать техническим инспектором в профсоюзе Ю.Г.Краубнера. Однако, позднее председателем регионального отделения стал Н.Н.Значков, работавший ранее заведующим отделом облсовпрофа. Значков выступил с интервью «Мы не клуб миллионеров» в «Псковской правде» [9].

Другая группа создана при поддержке «ДемРоссии» из представителей «маленьких» фирм, оказывавших ранее «ДемРоссии» материальную поддержку. Представители этой группы встречались с К.Н.Боровым и И.М.Хакамадой, пытаясь предупредить оргкомитет ПЭС от «ставки» на А.А.Добрякова и предъявили интервью Н.Н.Значкова. К.Н.Боровой воспринял его как «личное оскорбление», имея ввиду ту его часть, в которой говорилось о торжестве идеи социализма.

Тем не менее, на семинаре ПЭС, прошедшем в Москве в конце июня присутствовали:

от группы Н.Н.Значкова — А.А.Добряков;

от группы А.П.Горбылева — А.П.Горбылев, Ю.С.Ивлев, В.Е.Филатов (гл. редактор «Российских ведомостей»), Э.М.Ливаковский.

ПРОГНОЗ: Поскольку в документах ПЭС главными союзниками названы НПСР и ДПР, то прогноз объединения группы Ю.Г.Краубнера с крупными промышленниками в регионе может подтвердиться, но, в случае успеха замыслов «ДемРоссии», качественно повлиять на персональный состав Совета Предпринимателей, группа Ю.Г.Краубнер — В.Е.Холунов окажется в изоляции, тем более, что К.Н.Боровой принял участие в Форуме Сторонников Реформ 4-5 июля, инициированного «ДемРоссией».

2.3.       «Крестьянский Союз»

В июне в Москве состоялось совещание работников агропромышленного комплекса России. В нем участвовали представители Псковской области, явившиеся организаторами трансляции акции аграриев на Псковскую область. Заседание «Крестьянского Союза» Псковской области состоялось 6 июня и ограничилось экономическими требованиями [3], однако совещание через своих представителей в регионе четко оформило «Крестьянский Союз» как оппозиционную Президенту и Правительству силу. Так, с программным заявлением, отражающим позицию «Крестьянского Союза», выступил 17 июня председатель Псковского райсовета Н.Румянцев [10].

Это выступление определило и позицию «Крестьянского Союза» Псковского района, также состоявшегося 17 июня. Представляется, что всплеск политической активности «Крестьянского Союза» вызван, кроме реально существующего кризиса в сельском хозяйстве, освобождением из-под стражи руководителя «Крестьянского Союза» В.Стародубцева.

ПРОГНОЗ: В будущем, вероятно, произойдет сближение «Крестьянского Союза» с руководством и консервативной частью областного Совета, особенно в том случае, если организационно оформится либерально-демократический блок поддержки В.Н.Туманова.

2.4.       Профсоюзы

В мае-июне облсовпроф (ФНПР) раздирали внутренние конфликты, связанные с дележом собственности, претензиями отраслевых обкомов к облСовпрофу. Наблюдался выход целых организаций, в частности, из ОК работников культуры вышел коллектив областной юношеской библиотеки. «Альтернативные» профсоюзы продолжают публичные нападки на облсовпроф. Так, с резкой критикой ФНПР выступил новый профсоюз «Северо-Запад», объединивший небольшое число фирм вне сферы влияния ОК профсоюза среднего и малого бизнеса (Ю.Г.Краубнера). С другой стороны, облсовпроф выставил новые условия аренды помещений ОК профсоюза работников среднего и малого бизнеса, расцениваемые экспертами, как могущие нанести серьезный удар по материальному положению профсоюза.

Не проявлял активности профсоюз малых и инновационных предприятий, созданный М.Б.Богомоловым.

Профсоюз работников АПК, входящий в облСовпроф, был солидарен с «Крестьянским Союзом», приступив в рамках акции Аграрного Союза России к созданию забастовочных комитетов на сельхозпредприятиях области.

ПРОГНОЗ:

В будущем, вероятно, усилятся внутренние противоречия в «официальных» профсоюзах, которые, пытаясь быть «равноудаленными» от политических групп, будут подвергаться и внешней критике с краев политического спектра региона.

Тем не менее, снижение жизненного уровня населения, увеличение числа безработных, вероятно, позволит облсовпрофу сохранить и даже увеличить активность, создавая забастовочные комитеты и выдвигая требования к разным уровням властных структур (в рамках акции ФНПР).

Возможным ответом Правительства может явиться выход документов о приватизации собственности профсоюзов (по неоднократным заявлениям народного депутата РФ П.Филиппова).

2.5.       «Левые»

1 мая местные организации СПТ и РКРП организовали санкционированную демонстрацию, завершившуюся митингом в Зеленом Театре. В мероприятии участвовало от 300 до 500 человек.

Выборы по освободившимся округам принесли СПТ и победу, и неудачу: член СПТ Грузинин проиграл 2-й тур выборов в областной Совет председателю местного отделения НПСР В.Д.Грылеву, но в городе кандидат от СПТ Андреев получил депутатский мандат.

18 мая в Зеленом Театре прошел митинг, организованный местной организацией РКРП. Создана инициативная группа референдума по сбору подписей по лишению полномочий Президента РФ Б.Н.Ельцина. В группу вошли 17 человек — члены РКРП и СПТ. На митинге распространялись газеты «Воля», «Народная Правда», «Рабочий», а также были вывешены «День шестой» и «Приднестровская Правда». Среди участников митинга был и лидер местных «венедов» А.Лебедев. Осуществлялся сбор средств для раненых Приднестровья.

20 июня состоялась 2-я Конференция областной организации СПТ. В ее работе принял участие сопредседатель Федерального Совета партии Г.И.Скляр. Его выступление было весьма интересным [11].

В мае РКРП были распространены листовки «Трудовой России» — «12 июня —блокада империи лжи» и Обращение Чрезвычайного Съезда Трудящихся Приднестровья. Члены РКРП организовали пикет по сбору подписей за референдум (см. выше). Параллельно ведется сбор средств и медикаментов для Приднестровья. Налажены постоянные контакты с Приднестровьем [12].

В Пскове отмечены контакты отдельных представителей РКРП с РНС Стерлигова. Псков может быть интересен РНС как место дислокации ударных десантных формировании, в значительной степени разложившихся [13].

ПРОГНОЗ: В ближайшее время следует ожидать разделения СПТ и РКРП, увеличения численности и радикализации РКРП. Вполне возможна отправка группы добровольцев из Пскова в Приднестровье, если конфликт будет продолжаться.

3.    МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

3.1.       Отражение напряженности отношений Украины и России

В начале мая в Пскове неожиданно получил отражение факт непростых отношений Украины и России.

На военном аэродроме в Крестах (Псков) задержан самолет ИЛ-76 из Запорожья. Российское командование считает его своей собственностью. Экипаж украинского самолета отправлен домой.

3.2.       Российско-эстонские переговоры

28 мая в Таллинне был сорван флаг со здания Посольства России. Этому событию предшествовали пикеты у Посольства перед очередным туром переговоров России и Эстонии. Требования пикетчиков — возврат Занаровья и Печорского края.

Ни один из туров российско-эстонских переговоров не поколебал позиции сторон в вопросе о границе, что дает основания для беспокойства населения Печорского района [14].

Масла в огонь подлило и опубликование Проекта Конституции Эстонии, где в ст. 122 утверждаются границы, определенные Тартусским договором 1920 г.

Большую проблему представляет собой и вывод российских войск, чего требует эстонская сторона, поскольку Россия добивается участия Эстонии в программах социального обустройства военнослужащих. Интересен взгляд на эту проблему независимого наблюдателя Х.Вайну [15]. Премьер-министр Эстонии Т.Вяхи еще в апреле заявлял о готовности Правительства Эстонии вложить в создаваемый реэмиграционный фонд 22 млрд. руб. и 20 млн. долларов. Проблема реэмиграции русскоязычного населения (в том числе и военных) в Псковскую область решается пока вяло, однако фирме «Псковское возрождение» (см. предыдущий отчет), тесно сотрудничающий с Российским Фондом «Соотечественники», экономически выгоден процесс реэмиграции русского населения в Псковскую область. Показательно, что Фонду предоставлены Правительством РФ значительные льготы [16].

ПРОГНОЗ: Решения вопроса территории в ближайшее время не произойдет, что будет постоянно осложнять ход переговоров. Такая ситуация будет использоваться оппозицией для критики Правительства. Следует ожидать оживления реэмиграционных процессов из-за ухудшения положения русскоязычной общины в Эстонии с принятием новой Конституции ЭР.

3.3.       Граница

В мае МБР проводило на границе с Эстонией операцию под кодовым названием «Перехват» [17]. Результаты проведенной операции были впечатляющими, и в начале июня началась практическая работа по установлению государственной границы. В Псков прибыли руководители погранвойск СНГ для определения местоположения застав и решения практических вопросов установки границ.

В Печерский и Пыталовский районы для усиления охраны границ направлены подразделения ОМОНа из других городов России. Малый Совет Псковского областного Совета принял временное положение, призванное ужесточить режим на границе и в приграничных районах [18]. Большой проблемой остается коррупция в таможенных службах и ГАИ. Размеры «вознаграждений» достигают 3000$. В связи с этим начальник Псковской таможни В.И.Назаренко считает, что таможеннику, задерживающему контрабанду, необходимо выплачивать определенный процент стоимости конфискованного [19].

Видимо, в преддверии скорого закрытия границы регион поразила «медная лихорадка». Не прекращались хищения цветных металлов с предприятий области. Отмечены случаи хищения колоколов сельских храмов, в Невеле украден бронзовый бюст А.С.Пушкина, а в Пскове контактный провод детского аттракциона. Имели место случаи варварства на кладбищах с разграблением деталей надгробий, содержащих цветные металлы. Наблюдаются кражи километров телеграфных проводов действующих линий. Бензин потеснен в спектре контрабандных грузов цветными металлами. По заявлению одного из контрабандистов, в мае он перевез из России в Эстонию 303 кг «красной ртути» [17].

ПРОГНОЗ: Ужесточение режима границы, линия областной администрации на усиление борьбы с коррупцией приведет к сокращению объемов контрабандных операций, однако их сверхприбыльность сохранит криминогенную ситуацию на границе в ближайшие месяцы.

Источники

1. Справка комиссии КУ по проверке эффективности внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций Псковской области.

2. Алферов С. Счет героям вчерашних дней // Старая Крепость. — 1992. — Май.

3. [Материалы заседания «Крестьянского Союза» Псковской области, требования заседания] // Псковская правда. — 1992. — 10 июня.

4. Постановление Администрации Псковской области «О мерах по нормализации налично-денежного оборота // Псковская правда. — 1992. — 30 июня.

5. Сто дней мэра Прокофьева // Новости Пскова. — 1992. — 8,9 мая.

6. Постановление Администрации города Пскова «О мерах по реализации экономической реформы в г.Пскове // Новости Пскова. — 1992. — 30 апреля.

7. Программа первоочередных мер по реализации экономической реформы // Новости Пскова. — 1992. — 30 апреля.

8. Кто у кормила, тот и у «кормушки»? Интервью с прокурором Соловей // Псковская правда. — 1992. — 27 мая.

9. Мы — не клуб миллионеров [интервью с Н.Н.Значковым] // Псковская правда. — 1992. — 4 июня.

10. Румянцев Н. Годовщина независимости президентства и реформ. Каковы результаты? // Крестьянская жизнь. — 1992. — 17 июня.

11. Щеркин А. 2-я конференция Псковской областной организации Социалистической Партии Трудящихся // [Рукопись]. — 1992. — 20 июня.

12. Друзья познаются в беде. Телеграмма с Приднестровья // Псковская правда. — 1992. — 16 июня.

13. В псковском гарнизоне по-прежнему в чести пьянство, воровство и мордобой. Интервью с зам. прокурора военной прокуратуры Псковского гарнизона В.А.Якушевичем // Новости Пскова. — 1992. — 19, 20 июня.

14. Златинский Н. С открытым забралом // Печерская правда. — 1992. — 23 июня.

15. Вайну Х. Больше товаров или меньше солдат? // Digest. — 1992. — Май.

16. Правительство Российской Федерации. Постановление от 6 мая 1992 г. №285 «О мерах поддержки Российского фонда помощи беженцам «Соотечественники» // Псковская правда. — 1992. — 13 мая.

17. Репортаж с русско-эстонской границы. Контрабанда // Новости Пскова. — 1992. — 22, 23 мая.

18. Временное положение о порядке контроля на территории Псковской области за вывозом лицензируемых и квотируемых товаров за пределы Российской Федерации.

19. «В чистом поле теремок...» Интервью с В.И.Назаренко // Профсоюзная газета. — 19992. — Июнь.

20. Король Г. «...А Псковская область нам очень нравится» // Псковская правда. — 1992. — 13 мая.